Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 8 том |
2017-01-10, 10:27 PM | |
Слово Третие
О том, зачем нужна еретикам хула на Имя Божие. Что ж, выше мы в двух словах кратко изобразили учение святой Церкви о имени Божием: положив основание, еже есть Христос Сын Божий, возвели и столпы, святыми Отцами на Соборах утвержденные; и далее, еще в нескольких словах изобразим, на сколько это нам будет возможно, премудрое строение Божие. Но теперь нам хочется перевести свой взгляд на здание, которое строят еретики: чтобы, и нам, глядя на их сооружение, подлинно разуметь и их нечестивые мысли. Однако напрасно мы будем искать нечто стройное и благочестивое: отнюдь у сынов нечестия не обретается что-либо достойное и превосходное. Все свое строение они базируют на том, что, находя нечто неудобовразумительное в писаниях поклонников Имени Божия, высмеивают их, и на этом своем смехе утверждаются и почиют. Другого основания у них нет; а им, если они действительно ревнители славы Божией, следовало бы утверждаться на непреложном Слове Священного Писания. Но, увы, Писание не дает этим людям материала для фундамента, почему и стоит их строение на зыбком песке, как мы сказали, их собственного неразумного смеха[12]. Но печалит нас то, что для вящей убедительности они свое ветхое и перекошенное здание украшают словесами святых Отец, которые, как им мниться, единомудрствуют с ними и подтверждают их заблуждение. Для этого они не прочь и приписать Отцам того, что они не говорили вовсе, или переиначить их, или перевести «по-своему». Но как неискусный жонглер все время роняет предметы, которые он держит в своих руках, так и эти лицедеи не в состоянии вывести из Отцов чего-либо единого и целого, что могло бы, наконец, украсить и их здание, дать ему вид хоть какого-то благообразия. И за отсутствием настоящих и непреложных украшений, которые суть словеса Божии, они прибегают к насилию и погромам, ими тщатся упрочить свое, всеми ветрами колеблемое здание. Таково жалкое их строение, нами в немногих словах описанное. Однако раскроем и то, зачем эти безумные люди (а их иначе и нельзя наименовать, ибо, лишившись ума, восстают они на Бога) возводят сию храмину невиданного доселе злочестия. Как мы уже писали выше, святые Отцы на Первом Вселенском Соборе осудили ариеву ересь, отрождение которой и представляет из себя это богохульное учение. Ибо и ариане учили тому, что Сын будто бы получил имя в награду, и тому, что у Него некогда вовсе не было имени, и тому даже, что имя Его - тварно, ибо и Сам Он - тварь. «И Арий ко всем прочим своим речениям приложил и это, как из гноя извлеченное, речение, что ... Господь... только называется Словом, а не (есть Слово) по естеству; и не есть истинный Божий Сын, Сыном же, как тварь, называется по усыновлению»[13]. «... Бог не всегда был Отцем Сыну; когда пришел в бытие и создан Сын, тогда и Бог стал именоваться Отцем Его; ... поэтому и Сын не в собственном смысле именуется Словом и Премудростию...»[14]. «Бог не всегда был Отцем; не всегда был Сын... Христос не истинный Бог, но что Он, как и все другие, именуется Богом по причастию... Сам же Господь сей называется Словом по примышлению, по причине словесных тварей... И как скоро пришел Он в бытие, наименовал Его Бог Отец Словом, и Сыном, и Премудростью...»[15]. «Это и подобное этому утверждал Арий, за что и объявлен еретиком; ... потому что сими учениями вводится безбожие, вернее сказать, противное Писаниям иудейство, за которым не далеко следует язычество. И кто имеет такой образ мыслей, того не должно уже называть и христианином, ибо все это - противно Писаниям»[16]. «Отчего, как сказал святитель Афанасий Великий, впадающие в ариеву ересь развращаются умом и безрасудствуют, имя Господа славы изменяют в подобие образа тленна человека (Рим. 1, 23)[17]... и, как противоборцы, говорят, что Христос ... называется Богом по причастию ... и по примышлению, по причине словесных тварей[18]». И смысл этой арианской ереси ни какой иной, как тот, чтобы доказать, что Иисус Христос - не Бог, но тварь. И если мы внимательно последим за ходом мыслей новых ариан, то увидим, что и они в своем безумии стремятся к тому же: т.е. к тому, чтобы отвергнуть Божество Иисуса Христа. И на самом деле нет у них иной цели, ибо отецъ ихъ - диаволъ. «Посему-то и Вселенский Собор говорящего это Ария изринул из Церкви и, не терпя злочестия, предал анафеме, и Ариево заблуждение признано уже ересию, заключающею в себе нечто большее иных ересей; потому и христоборным оно названо, и признано предтечею антихриста»[19]. Видите, как святые Отцы разумели смысл этой ереси, этой новой вавилонской башни? - Они прямо называли ее: предтечею антихриста, ибо не возможно ему придти прежде, нежели будет поругано учение Церкви о том, что Господь не только именуется Сыном и Словом Божием (а ариане и их нынешние последователи именно то и доказывают, что это лишь имена), а является Им по естеству. «Было и до них много еретиков, - пишет свт. Александр Александрийский, - которые простирая свою дерзость до крайних пределов, впадали в безумие. Но эти (ариане), употребив все извороты своей речи на то только, чтобы отвергнуть Божество Слова, как ближайшие предтечи антихриста, показали, что прежние еретики были еще куда лучше их. По этой причине мы отлучили ариан от Церкви и предали анафеме». Как видим древние еретики учили, что Бог ниже Своих Имен и имеет их лишь по благодати, а не по существу. А потому Отец не истинно есть Отец, и Сын не истинно есть Сын. Современные же иудействующие наоборот Имя Божие ставят в разряд тварей. И если мы проследим, куда ведет их зломыслие, то увидим, что оно направлено к тому, чтобы нам стало безразлично, как именовать Бога. Ведь если Имя тварно и используется лишь для нашего удобства, то значит, мы вправе именовать Бога так, как нам это удобно. И выходит, что Бога можно назвать и Троицей, и аллахом, и буддой, (и да проститься мне это речение, которое все-таки должно сказать) и люцифером. Ибо какая разница, как называть Бога, если Он ничего общего не имеет со Своими Именами, а пользуется ими лишь по примышлению? Но, да остановится это безумие, по слову Самого Господа, Который неверных иудеев за то, что они наименовали Его вельзевулом, лишил прощения и в этом, и будущем веке (см. Мф. 12:23-37). А блаженного Петра за то, что он наименовал Его подобающим образом Христом Сыном Бога Живаго, сделал Камнем и основанием Своей Церкви, которую не одолеют врата ада (см. Мф. 16:13-20). Видите, как велико значение Имени! Настолько, что только за одно правое мудрствование о Нем, тленный человек получает ключи Царства Небесного; и только за одно неправильное наименование приравнивается к хулителям Духа Святаго. А если скажут, что не за имя осудил или прославил Бог, а за то, что под ним разумелось, то пусть вместе с тем признают и важность имен и согласятся с тем, что они означают то, что именуют, а не что-либо иное. И если Имя Божие - тварно, то, значит, нету и никаких Таинств в Православной Церкви, ибо все они совершаются Именем Господним; нету и Самой Церкви, и, самое главное, нету никакого Христианского Бога. - Такова ведь мысль еретиков. Хула на Сына Божия, а вместе с тем хула и на святое Имя Его названы святыми Отцами предтечею антихриста; ибо антихрист, доказав, что Имя Божие ничего не значит, а является лишь простым звуком, которого могло бы и не быть, на место Имени Творца и Создателя водрузит свое собственное нечистое имя. Ибо, как говорит блаженный Феодорит: «До пришествия Христова явится в мир облеченный в человеческое естество враг людей и противник Божий, демон, похититель Божия Имени»[20]. И исповедник святой Православной веры Сергей Нилус пишет: «... По Откровению дьявол возомнил о себе, что он подобен Всевышнему (Ис. 14:14). Каббалистическая тетраграмма ... посему и изображает дьявола тоже равносторонним треугольником, равным первому, но только обращенным вершиною вниз, а не вверх, обозначая тем самым противоположность сатаны — Богу. Получающаяся от взаимного пересечения новая фигура шестиконечной звезды должна обозначать замену имени Божия (треугольника) именем новым, кто был последним, а стал всем... Кто этот последний, мы знаем теперь. Сатана имя ему»[21]. Так что цель, для которой еретики возводят свое мрачное строение, украшенное шестиконечными звездами, теперь вполне ясна любому. Цель сия: поругавшись имени Божию и отвергнув Бога, на святом месте Его водрузить мерзость запустения, сиречь имя антихристово, да иже аще не поклонится образу звериному, убиени будутъ. Да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто иматъ начертание, или имя зверя, или число имене его (Откр. 13:15,17). Но да не подумает никто, что антихрист и вправду сможет похитить Имя Божие и нарещись Иисусом Христом Сыном и Словом Божием. Нет, сего не дано ему, но то сотворит он, что люди, отвергнув спасительное Имя Божие, поклоняться имени его. И мы не будем здесь допытываться и изыскивать это нечистейшее имя; довольно знать с нас и то, что ему за место сладчайшего Имени Иисусова воздадут божеские почести. Ибо, как имя Христово для нас есть печать спасения, так и имя антихриста будет для поклонников его печатью погибели. Господу нашему Царю Небесному Утешителю да будет слава во веки веков. Аминь. Слово Четвертое. О чудных свойствах имени Божия, как о том поведали Отцы. Сказав немного о том, как нечестивцы украшают свое всепагубное здание, прибегнем и сами к достодолжным украшениям, для чего возьмем подлинные Священного Писания и святых Отцов наших, и ими, как премудрым бисером, украсим дом Всесвятого Имени Божия. Да «немы да будут устны льстивых, гпагопющия на праведного и на великолепное имя его беззаконие, гордынею своею, своим глубоким неведением и соединенным с ними уничижением чуда Божия[22]». И «рассмотрев величие имени Иисусова... мы воскликнем в духовной радости и удивлении: Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны человеческими (Пс. 30:19,20). Сии на колесницах, и сии на конех - на плотском и суетном умствовании своем, мы же, с простотою и верою младенцев, имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19:8)[23]».000000000000 Свт. Игнатий: Воспел предвидевший дальнее будущее Давид, праотец Иисуса по плоти, воспел величие имени Иисуса, живописно изобразил действие этого имени, борьбу при посредстве его с началами греха, силу его при освобождении молящегося им из плена страстей и бесов, благодатное торжество одержавших победу именем Иисуса. Послушаем, послушаем Боговдохновенного Давида! С необыкновенною ясностию, описывая долженствующее совершиться чрез тысячу лет установление духовного царства Христова на земле, Царь-Пророк говорит, что владычество Богочеловека будет распростираться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя. Поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему. Честно имя Его перед ними. И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословено во веки; прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его. Благословенно имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля (Пс. 71:8,11,14,15,17,19)... Пред Ним -Господом и Искупителем нашим - припадут ефиопляне, бесы, и врази Его, падшие духи, персть полижут (Пс. 71:9). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятая великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (Пс. 8:2,3). Точно! величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо приемлется младенческою простотою и верою[24]... Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, предвозвестил: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2,32). Слова Пророка повторяет святой апостол Павел (Рим. 10. 13): аще исповеси усты твоими, говорит он, Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися (Рим. 10.9)[25]. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Сам Господь, яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 16:23; 14:13,14; 16:24). Свт. Игнатий: Апостолы, как видим из книги Деяний их и из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа: исцеляли недуги, не исцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых ими человеков[26]. Из Евангелия, Деяний и Посланий Апостольских мы видим неограниченную веру во имя Господа Иисуса и неограниченное благоговение к этому имени святых Апостолов. Именем Господа Иисуса они совершали поразительнейшие знамения.[27] Златоуст: Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Во что же уверовали? - Во имя Его[28]. Свт. Григорий Палама: Бог верующим во имя Его даровал силу и власть быть чадами Божиими[29]. Свт. Игнатий: Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу[30]. Имя Господа нашего Иисуса Христа Божественно; сила и действие этого имени Божественны; они всемогущи и спасительны; они - превыше нашего понятия, недоступны для него[31]. Великий Варсанофий: Как врач прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается[32]. Свт. Игнатий: Святой Давид исчисляет чудные действия страшного и святаго имени (Пс. 110:9) Иисусова. Оно действует подобно принятому врачевству, образ действия которого неизвестен больному и непостижим для него, а самое действие очевидно по производимому исцелению[33]. Свт. Игнатий: Имя Иисус, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу[34]. Дмитрий Ростовский: В этом имени открыты безвестная и тайная премудрости Божией. Это имя, как солнце, озарило своим сиянием мир, по слову пророка: «Возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды» (Мал. 4, 2)[35]. «Имя Сына Божия, - сказал Ангел святому Эермию, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мир». Услышав это учение, Гермий спросил Ангела: «Если все творение держится Сыном Божиим, то поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и ходят в заповедях Его?» Ангел отвечал: «Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он Сам служит для них основанием, и с любовию держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его»[36]... Свт. Игнатий: Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его -живое: оно оживотворяет вопиющих им к источнику жизни, Господу Иисусу Христу. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя правдою Твоею; не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем (Пс. 142:11;79:19)[37] Свт. Игнатий: Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов; ибо сказано: Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи наша имене ради Твоего (Пс. 78:9)[38] Апостол Павел: Но омыстеся но освятистеся, но оправдистеся именемъ Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Апостол Иоанн Богослов: Пишу вамъ, чадца, яко оставляются вамъ греси имене Его ради (1Ин. 2:12). Ибо Иисус Христос сказал, что подобает проповедатися во имя Его покаяшю и отпущешю греховъ во всехъ языцехъ (Лк. 24:47). Священномученик Иустин: Мы, которые чрез имя Иисуса, как один человек, уверовали в Творца всего -Бога, именем первородного Сына Его совлекаемся от нечистых одежд, т.е. грехов[39]. Златоуст: Свято и страшно имя Его (Пс. 110:9). го страшатся бесы, боятся болезни; этим именем Апостолы исправили всю вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные Таинства'51. Свт. Игнатий: Ради имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом, опять молится Давид: Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих (Пс. 53:3-4). - Силою имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным[40]. Свт. Игнатий: Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующие в Него именем Его бесы ижденут (Мк. 16:17). Сила сатаны когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение[41]. Златоуст: Имя Господа Иисуса, сходя в глубину сердца, смиряет змея, обладающего сердечными пажитями, спасает и оживотворяет душу[42]. Преп. Иоанн Пророк: Нам, немощным, остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны - и исходят от призывания сего Имени[43]. Златоуст: Имя Иисуса Христа страшно для демонов, для душевных страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя. Им и Павел (Апостол) стал велик, хотя и был одного с нами естества[44]. Иоанн Лествичник: Именем Иисусовым всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле[45]. Свт. Игнатий: Поэтому диаволу и ненавистно Имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающее всю его силу; он трепещет этого всесильного Имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтоб они отвергли оружие пламенное, страшное для их врага, - спасительное для них самих[46]. Свт. Игнатий: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неис-товления ложная... Вси языци - язычниками названы многоглаголивые и многокозненные демоны - 0обыдоша мя, говорит Давид, и именем Господним противляхся им: обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им; обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им (Пс. 73:21; 39:5; 117:10-12). О Тебе, Господи Иисусе, врази наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны. Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене. Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. О Базе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во веки (Пс. 43,6-9)[47]. Златоуст: Таким образом представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих человеческое разумение, пророк говорит: свято и страшно имя Его[48] . Свт. Дмитрий Ростовский: Дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и беси веруют и трепещут; от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, воссиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, грядущаго в [49] Златоуст: Этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги — сынами, чужие - наследниками, люди - ангелами[50] Свт. Игнатий: Имя Господа паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно — Дух; оно животворит, изменяет, переплавляет, боготворит[51]. Златоуст: Этим именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран диавол, отверзлись небеса. Но что я говорю «небеса»? - Этим Именем возрождены мы[52]... Слово Пятое. О природе имени Божия. Природа Имени Божия непостижима, она выше постижения человеческого, в этом да уверят тебя многие свидетельства святых Отцов. Ибо, как говорит святой Игнатий, величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба. Сын, несмотря на принятие Им человечества, пребывает превысшим постижения всех разумных тварей. Превыше постижения их - и Его всесвятое Имя[53]. Поэтому и мы неразумные да не будем доискиваться до того, до чего не решались дотронуться и святые перстом своего Богомыслия. «Имя Отца да будет пределом для тебя: не переходи его и не исследуй Его Ипостась. Имя Сына да будет стеной для тебя: не пытайся преодолеть ее и не исследуй Его рождение. Имя Духа да будет преградой для тебя: не входи внутрь для изучения Его» (Св. Ефрем Сирин)[54]. А если же кто, по слову св. Иустина, и осмелился бы высказать то, чего оно (Имя) есть, тот показал бы ужасное безумие[55]. Поэтому для нас достаточно и того определения, которое дает ему Златоустый: Имя Божие — достохвально по самому существу своему[56]. Однако поскольку споры вокруг Всесвятого Имени до сих пор не умолкают, а еретики пытаются тем или иным образом поругаться Его великолепию (хотя оно и не поругаемо), то вынуждены мы, на сколько позволяет нам убогий ум наш, сказать еще немного из того, что мы узнали у Отцов о Имени Божием. Имена Божии всегда присущи Богу, ибо Отец всегда был Отцом, Сын всегда был Сыном, Дух Святой всегда был Духом Святым, и не было времени, когда Их не было. Если же кто скажет, что имена отец, сын, дух - суть имена человеческие и от природы человека получили свои наименования, тот впадет в величайшее заблуждение, ибо на земле среди людей нет такого, кто всегда был бы сыном и не был при этом внуком, правнуком и т.д.; подобно и земные отцы не всегда и не только пребывают отцами, но бывают и чьими-то детьми; подобно и Дух Святой не имеет ничего схожего с Собой на земле, от чего мог бы получить Свое наименование. Но Отец неизменяем и всегда есть Отец; также и Сын неизменяем, но всегда есть Сын; подобно и Дух Святый неизменяем, но всегда тот же Дух Святый. И Имена эти, как мы узнали из святых Отцов, не были приобретены Богом, но всегда были Ему присуще. «И поэтому, - говорит свт. Афанасий Великий, — в едином Божестве Отец, будучи Отцем в собственном смысле и Отцем единственным, и есть, и был, и всегда будет Отец; и Сьш есть в собственном смысле Сьн и Сын единственный. О них несомненно, что Отец есть и именуется всегда Отец, и Сын - всегда Сын, и Дух Снятый всегда есть Дух Святый; и мы веруем, что Он есть Дух Божий, и подается чрез Сына от Отца. Так Святая Троица, познаваемая в едином Божестве пребывает неизменно. Следовательно, кто спрашивает: не Сын ли есть Дух? тот представляет, что Имя может быть изменяемо, и сам себя вводит в безумие... Но, рассуждая таким образом, отпадут они от Святой Троицы и признаны будут безбожными: потому что превращают Имя Отца и Сына и Святаго Духа, переносят оное как хотят, по подобию бытия человеческого... Не такова вера Церковная, но, как сказал Спаситель, Она в Отца и Сына и Святаго Духа, - в Отца, Который не может быть наименован быть дедом, в Сына, Который не может быть наименован отцем, и в Духа Святаго, не иным, но сим только именем нарицаемого. О сей вере нельзя говорить извращенно. Но Отец всегда есть Отец, и Сын всегда есть Сын, и Дух Святый всегда есть и именуется Дух Святый[57]... Поелику был Отец, то всегда была в Нем и Истина, то есть Сын... Поелику была Ипостась, то, без сомнения, тотчас надлежало быть Ея Образу и Начертанию... Если, как скоро есть Свет, есть уже и Его Образ - Сияние, и как скоро есть Ипостась, есть и всецелое Ея начертание, и как скоро есть Отец, есть и Истина, то измеряющие временем Образ и Начертание Божества пусть вникнут, в какой ров нечестия впадают они... Был ли когда Бог без того, что есть Его собственность? Или, почему может кто рассуждать о собственном, как о постороннем и иносутцном? ... Посему Бог - всегда Отец, и не впоследствии привзошло это наименование: Отец, в каком случае можно бьшо бы почитать Бога изменяемым. Ибо, если прекрасно Богу быть Отцем, то не всегда было в Нем прекрасное[58]... Имя же Свое Он всегда имеет по естеству; ибо сказано: Богъ бе Слово (Ин. 1, I)[59]... Если же, как Давид воспевает в семьдесят первом псалме, имя Его пребывает прежде солнца и прежде луны в роды родов (Пс. 71, 5); то каким образом Бог приял то, что имел всегда?[60]. Если Он Бог, и престол царствия Его вечен; то как преуспевать Богу? Или, чего не доставало Седящему на Отчем престоле?[61]... Соломон в одном месте Екклесиаста говорит: все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (Еккл. 12, 14). Ужели же и Слово, если Оно произведение, по вашим словам, приведено будет на суд? Убойтесь наконец Судии, убедитесь словом Соломоновым[62]». Имя же Иисуса Христа, как мы доподлинно узнали, означающее Божеское и человеческое естество в совокупности[63], есть предел Богословия и Богомыс-лия. Оно дает совершенное познание о Том, Кто превыше всякого познания[64], Оно наставляет на всякую истину, открывает всякую правду, ограждает от всякого зла, обожает, освящает, делает свободным. Стяжавший Его стяжал спасение и жизнь вечную, и скажем более того, стяжал Духа Святаго. А простереться за Его пределы, и узнать что-либо большее о Боге невозможно. Оно и для Ангелов, и для человеков есть и мысленный, и чувственный Предел. Одним словом сказать: Имя Божие - есть полнота Православного Исповедания и полнота познания Божия. Иногда именами Божиими называются нетварные энергии, однако Сами Имена называть энергиями или деяниями неблагочестно. Праведно мыслить так: энергия получает наименование Божества от Его Имени, а не Божество приобретает нетварность за счет энергии (да не будет сего!). Все святые, в том числе и Григорий Палама, пишут, что нетварный свет Божества - общий для Бога и святых Ангелов, и святых человеков. «У Бога, - говорит св. Григорий, - и Святых Его - общая и единая слава и царство и оный Свет»87. Имя же Божие паче всякого имени, и невозможно именоваться им и иметь Его по существу кому-либо иному, кроме Самого Бога. И созерцая эту Божественную тайну, имущию открыться на Фаворе, Пророк в упоение восклицает: Фаворъ и Ермонъ о имени Твоемъ возрадуется (Пс. 88, 13). Не говорит, что тогда Имя Божие приобретет силу и славу и свет, но то знаменует, что тогда откроется превечная слава Имени Божия. И ясно, что славу и свет Божества мы можем разделить с Господом, если будем того достойны, а Имя всегда пребудет собственностью только Бога. Ибо, как говорит, свт. Афанасий Александрийский, Троица не по имени только и образу выражения, но в самой истине и существенности есть Троица. Ибо как Отец есть Сущий; так Сущий есть и над всеми Бог-Слово Его, и Дух Святый нечужд бытия, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ничего не убавляет из сего мудрования, чтобы не впасть в учение нынешних иудеев, подражающих Каиафе, и в учение Савеллиево, и не примышляет ничего большаго, чтобы не вринуться в языческое многобожие. А в удостоверение, что такова вера Церкви, пусть дознают, что Господь, посылая Апостолов, такое именно основание Церкви повелел положить, говоря: шедшее научите вся языки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19); так и научили пошедшие Апостолы, такова их проповедь во всей поднебесной Церкви[65]. Господу же нашему, в Троице Святей славимому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу да будет слава во веки веков. Аминь. Русский Символ веры. (Молитва старца Феодосия Иерусалимского и Кавказского) Верую. Господи, в Православное Царское Самодержавие, Духо.м Святым клятвенно утвержденное на вечные времена освященным Собором и Русским Народом для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, как учили о том же и все святые угодники Божии русские последних веков. Аминь. (Стр. 1-64). Глава 68-я 2000. ИМЯСЛАВИЕ – ДРЕВНЯЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ За несколько лет до революции в России уже были Мученики за веру. Дмитрий Войтовский Отправной точкой этого спора стало появление в 1907 году книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа", посвященной теме мистического единения с Богом через призвание Его имени в молитве. Книга была одобрена духовной цензурой и пользовалась популярностью как на Афоне, так и в России, выдержав несколько изданий. Ее рекомендовал своим духовным чадам известный в то время старец Варсонофий Оптинский: "Все описанное в его (схимонаха Илариона. - Авт.) книге заслуживает полного доверия, как дознанное им на опыте". Однако часть афонской братии негативно отнеслась к учению Илариона. Завязавшийся спор вскоре вышел за пределы Афона. Началась полемика в русской печати, в основном в журнале "Русский инок", главным апологетом учения Илариона стал иеросхимонах Антоний (Булатович). Его наиболее влиятельным оппонентом был архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Все споры велись вокруг развиваемой Иларионом идеи о том, что имя Божие есть Сам Бог, ставшей главным тезисом его сторонников (имяславцев). Имяславцы учили об энергийном соприсутствии Бога в Его Имени, призываемом в молитве, их противники, напротив, считали, что имя Божие – лишь символ, косвенно напоминающий нам о Нем. К сожалению, сам Антоний (Булатович) не имел богословского образования, поэтому многие его построения вызывали сомнения даже у сочувствующих имяславию.[66] Богословская неразработанность имяславия явилась одной из главных причин его неприятия со стороны официальных церковных властей. 18 мая 1913 года после предварительного слушания докладов архиепископов Антония, Никона и проф. Московской духовной академии Сергея Троицкого следует послание Священного Синода, в котором тезисы имяславцев признаются еретическими. Причем некоторые пункты послания противоречат выводам Троицкого, на доклад которого ориентировался Священный Синод. Так, по мнению Троицкого, "Имя Божие есть вечная неотделимая от Бога энергия Божия". В синодальном же послании, напротив, говорится, что "оно не есть и энергия Божия". Это говорит о том, что Священный Синод сделал слишком поспешные выводы, недостаточно глубоко проанализировав вопрос. Предпринятые Синодом практические меры носили еще более радикальный характер. Было решено вывезти с Афона всех имяславцев. Для этой цели отправили военный корабль, однако часть монахов Пантелеймонова монастыря оказала сопротивление. Тогда против них применили силу. Это был, пожалуй, самый драматический эпизод в истории имяславческих споров. Солдаты избивали безоружных иноков штыками и прикладами, итог борьбы с "ересью" - сорок шесть раненых и четверо убитых монахов.[67] Больше шестисот иноков были вывезены в Россию.[68] Из них сорок после допроса отправлены в тюрьму, а остальные расселены по местам приписки. Курсы церковной истории, как правило, только вскользь упоминают об этом, хотя случай в новейшей истории Русской Церкви просто беспрецедентный. Однако даже само выдворение с Афона и расселение по России во многом способствовало укреплению позиций имяславцев. Враждебное отношение к ним на местах постепенно сменилось сочувствием, церковные власти во многом благодаря поддержке императора Николая II также смягчили свое отношение к имяславцам. В 1914 году решением Священного Синода с них были сняты обвинения в ереси. Поместный Собор 1917 года создал специальную подкомиссию для рассмотрения вопроса об Имени Божием, однако вследствие революционных событий никаких конкретных решений вынесено не было.[69] Несмотря на негативное отношение церковной власти, имяславие нашло широкую поддержку среди русской интеллигенции и духовенства. Такие выдающиеся философы и богословы, как священник Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Алексей Лосев, епископ Полтавский Феофан (Быстров), разработали необходимую для имяславия теоретическую базу. Может возникнуть вопрос: почему споры об Имени Божием носили столь ожесточенный характер? Ведь часто высказывалось и высказывается мнение, что, мол, проблема слишком надумана и вообще не может быть решена. Во-первых, этот вопрос крайне важен хотя бы потому, что он носит догматический характер, а следовательно, должен иметь вполне конкретное решение. Во-вторых, спор об Имени Божием напрямую затрагивает молитвенную практику, т.е. имеет предельно практическое значение. Протоиерей Георгий Флоровский писал по этому поводу: "...Иларион говорит о Божественном соприсутствии в молитве и называет призываемое имя Иисусово Самим Богом. Для Илариона это было, по-видимому, не столько богословским утверждением, сколько простым описанием молитвенной реальности". Поэтому обвинения в адрес Илариона были вполне справедливо расценены имяславцами как покушение на саму реальность мистического общения с Богом. Это было настолько важно, что нашло отражение даже в поэзии. У Осипа Мандельштама есть строки, посвященные имяславческой "ереси": Всенародно, громогласно; Чернецы осуждены; Но от «ереси» прекрасной Мы спасаться не должны. Каждый раз, когда мы любим, Мы в нее впадаем вновь. Безымянную мы губим Вместе с именем любовь. Вообще если мы обратимся к истории догматических споров, то увидим, что со временем они все более непосредственно затрагивают мистическую, молитвенную практику. Во времена иконоборческих споров ставился вопрос о возможности видения Бога через изображения, итогом исихастских споров XIV века стало провозглашение догмата о нетварности божественных энергий. Наконец в имяславческих спорах речь идет о приобщении к Богу через произнесение Его Имени в молитве. Что же касается причин негативного отношения к имяславию, то, на мой взгляд, их следует искать в свойственном тому времени чрезмерном позитивизме и рационализме. Не случайно Павел Флоренский был крайне недоволен тем, что вопрос об Имени Божием подвергнут столь широкому обсуждению: "Имяславис – древняя священная тайна Церкви –вынесено на торжище и брошено в руки тех, кому не должно касаться сего, и кои по всему складу своему не могут сего постигнуть". На первый взгляд может показаться, что суть проблемы лишь в неприятии частью богословов формулировки "Имя Божие есть Сам Бог". Но вряд ли это могло стать причиной столь ожесточенных споров, все гораздо глубже и серьезнее. Сам реализм мистического общения с Богом, описанного в книге Илариона, многим показался слишком смелым. Истолковывать молитвенный опыт субъективно психологически представлялось более безопасным, смиренным и благочестивым. При этом православие фактически вырождается в протестантизм. Более того, такая позиция приближает человека к опасной грани между верой и неверием. Ведь, если религиозные установки не проецируются в молитвенную, мистическую практику, разувериться в них становится гораздо проще. Поэтому не случайно, что имяславческие споры почти совпали с революционными событиями: выбор между верой и неверием многими был сделан в пользу второго. В течение всего синодального периода в русской церковной жизни существовало как бы два направления: с одной стороны, молитвенная практика, продолжающая мистические традиции Восточной Церкви; с другой – чисто западная схоластичность академического богословия. Долгое время они шли параллельно. Имяславческие споры явились точкой их столкновения. Ограниченность, скудость схоластического подхода, его неспособность решать важные догматические вопросы (как и во время исихастских споров XIV века) стали совершенно очевидны. Думаю, что именно тогда впервые была осознана необходимость возврата к святоотеческой традиции, не знающей разрыва между богословием и мистическим опытом. Несмотря на то что вопрос об имени Божием разрабатывали многие известные богословы, в послевоенные годы он был почти забыт, однако в наше время интерес к нему снова резко возрос. Остается надеяться, что теперь обсуждение этой проблемы не будет прервано и она наконец получит общецерковное решение.[70] [1] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. На ариан слово первое. М. 1994. [2] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 3- Москва, 1992. [3] Пс. 119:4 [4] Ис. 53:8 [5] Евр. 7:3 [6] Свт. Григорий Палама. Беседы. Том 3. С. 167. М. 1994. [7] Послание свт. Афанасия о том, что Собор Никейский,усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно. Творения. Т. 1. С. 411. М. 1994. [8] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. о явлении во плоти Бога Слова и против ариан. С. 262. М. 1994.. [9] Еп. Иларион Алфеев. Священная Тайна Церкви С.112. Спб. 2007. (Иерарх имяборческо-экуменической антицеркви «МП»). – Изд.) [10] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 55. С. 420. М. 2002. [11] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. На ариан слово четвертое. С. 483. М. 1994. [12] «Имяславскому учению о почитании имени Божия Синод не противопоставил какое-либо иное положительное учение, ограничившись осуждением имяславия». Еп. Иларион Алфеев. Священная Тайна Церкви. С. 546. СПб. 2007. [13] Послание свт. Афанасия о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианскои ереси изложил приличным образом и благочестно. Творения. Т. 1. С. 406. М. 1994. [14] Послание свт. Афанасия о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианскои ереси изложил приличным образом и благочестно. Творения. Т. 1. С. 406. М. 1994. [15] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. Окружное послание против ариан. С. 25-26. М. 1994. [16] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. Окружное послание против ариан. С. 27. М. 1994. [17] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. На ариан слово первое. С. 178. М. 1994. [18]Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. Окружное послание против ариан. С. 27-28. М. 1994. [19] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. На ариан слово первое. С. 184. М. 1994. [20] Краткое изложение Божественных догматов. Гл. 23 -«Христианское Чтение». 1844. IV, С. 355. [21] Т. Грачева. Невидимая хазария. С. 195. Рязань. 2008. [22] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Том 2. С. 216 [23] Там же. [24] Свт Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 222-223. [25] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Том 5. С. 81-82. [26] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Том 1. С. 198. [27] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Том 2. С. 218. [28] Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к Римлянам 1,3. [29] Свт. Григорий Палама, Беседы. Том 3. С. 175. М. 1994. [30] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 83-84. [31] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 1. С. 240. [32] Преп. Варсонофий и Иоанн. Ответ 421. [33] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 226. [34] Свт Игнатий. Полное Собрание. Т. 2. С. 218. [35] Свт. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание. М. 1904. [36] Подобие 9, гл.14. Книга св. Эрмы особенно уважалась в первенствующей Церкви Христовой. Иногда присовокуплялась к Новому Завету и читалась при Богослужении. [37] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 226. [38] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 226. [39] Сочинения св. Иустина. Диалог с Трифоном-иудеем. М. 1892. С. 319. [40] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 226. [41] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 228. [42] Добротолюбие. Ч. 2. Ксанфопулов гл. 21. [43] Преп. Варсонофий и Иоанн. Ответ 301. [44] Беседа 8, на Послание к Римлянам. [45] Лествица 21, 7. [46] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 7. С. 227. [47] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 224-225 [48] Иоанн Златоуст. Беседе на Псалом 110, гл. 7. [49] Свт. Димитрий Ростовский. Слово еа Обрезание Христово. М. 1994. [50] Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 8,1-2. [51] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 3. С. 234 [52] Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колосянам 9,2. [53] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 2. С. 223-225. [54] Мемра о вере 4, 129-140. Louvain 1961. S. 35. [55] Иустин. 1-ая Апология 61 (с. 93) М. 1892. [56] Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 112, гл. 1. [57] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Послание о Святом Духе. С. 73-74. М. 1994. [58] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 2. На ариан слово первое. С. 203, 202, 214. М. 1994. [59] Афанасий ВеликийТворения. Т. 3. О явлении во плоти Бога Слова и против ариан. С.262. М. 1994. [60] Афанасий ВеликийТворения. Т. 2. На ариан слово первое. С. 229. М.1994. [61] Афанасий ВеликийТворения. Т. 2. На ариан слово первое. С. 238. М.1994. [62] Афанасий ВеликийТворения. Т. 2. На ариан слово первое. С. 268. М.1994. [63] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 3 - Москва, 1992. [64] Свт. Игнатий. Полное Собрание. М. 2001. Т. 5. С. 64. [65] Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Против хулителей, утверждающих, что Дух Снятый есть тварь. С. 42. М. 1994. [66] Хотя о.Антоний Булатович и не имел богословского образования, но он истину Имяславия постиг молитвенным подвигом и стал продолжателем учения об Имени Божием св. Иоанна Кронштадтского, послушником которого он стал и при жизни, и после кончины этого Светильника Церкви. И к удивлению многих истинных христиан, о.Антоний в своих апологетических творениях выразил истинное церковное учение об Имени Божием. О его поразительно Православное богословие Имени Божия имяборческие писаки и его оппоненты обломали свои зубы, как оригинально выразилась объективно мыслящая об Имеславии Татьяна Сенина автор замечательной интернетовской статьи: «Имяславие, или имябожие». Но автор данной статьи Дмитрий Войтовский, к сожалению, плохо знаком с творениями о. Антония Булатовича по защите Церковного учения об Имени Божием. Синодалы архиереи имели богословское образование, и похулили Имя Бога. [67] Эта информация не верная: всего раненых более 60 человек, в том числе тяжело раненых 40 монахов. Убитыми более пяти. – Изд. [68] Насильно вывезены 616 монахов, и добровольно последовали в изгнание не захотевшие оставаться с имяборческим начальством, более 800 человек. Всего 1500 изгнанников. – Изд.. [69] Слишком смягчающая и лойяльная информация автора. Это Царь Николай Второй распорядился снять с имяславцев запрещения, когда узнал истинную причину изгнания их из Афона. Но Синод воспротивился Царю и снял запрет только с нескольких монахов, а вся остальная масса изгнанников до последнего оставалась под запрещением и не желала входить в общение с Синодальной властью и церковью, потому что Синод свое лжеучение об Имени Божием официально закрепил как церковное, православное. Поэтому, и только поэтому на Поместном Соборе 1917-18 годов Имя Божие не было прославлено, имяборческая хула Синода не была отвергнута, а не потому что у Собора не хватило времени прославить Имя Божие. – Изд. [70] Кто будет сейчас решать эту проблему? Имяборцы-антимонархисты-экуменисты-глобалисты? Но она не нужна им? Они будут решать важную для них проблему объединения всех еретических религиозных конфессий в единую вселенскую религию антихриста, а не болеть душей о прославлении Имени Божия, Которое для них – фикция, ничто, вымысел. – Да тут, собственно, и решать-то нечего: надо принять готовое учение об Имени Божием Священного Писания и Писания Святых Отцов. Вот и вся проблема! А не выдумывать своим тупоумием нигилистское и атеистское воззрение не Величайшую Святыню – Имя Бога. – Изд. | |
Просмотров: 240 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |