Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-12-29, 10:30 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 9 том

страница 486 - 496
2017-06-10, 11:54 PM

 

Святой Максим авва Хрисопольского монастыря, находясь в это время в Риме[27], советовал блаженному папе Мартину созвать поместный собор и осудить соборно царское исповедание, названное «типосом», как еретическое и противное учению Христовой Церкви. Так и было сделано[28]. Папа созвав своих епископов числом сто пять, в среде коих был и авва Максим, предложил на обсуждение заблуждения Кира, Сергия, Пирра и Павла, а равно и царское еретическое исповедание, – предал лжеучения анафеме и написал повсеместно ко всем верующим, утверждая их в православии, разъясняя еретические заблуждения и предостерегая всячески беречься этих последних[29]. Царь услышав об этом исполнился гнева и необычайной ярости; он послал в Италию своего наместника Феодора Каллиопу поручив ему захватить папу Мартина после возведения на него обвинений: будто он вступил в соглашение с сарацынами, научая их вторгнуться в Греко–римское царство и идти войною против царя; будто бы веру преданную св. отцами он неправо содержит хулит Пречистую Богоматерь. Прибыв в Рим царский наместник публично возводил на папу эти обвинения. Блаженный Мартин не будучи виновен ни в одном возводимом на него преступлении, защищался против злонамеренной клеветы[30].

– «С сарацынами, – говорил он, – я никогда не вступал в какое–либо соглашение, а только посылал милостыню православным братьям, живущим среди сарацын в крайней бедности и убожестве. Если же кто не почитает Пречистую Богоматерь, не исповедует Ее и не поклоняется Ей, тот да будет проклят в нынешнем веке и в будущем. Веру же святую, преданную святыми апостолами и святыми отцами, не мы, а иначе мудрствующие, неправо сохраняют»[31].

Царский наместник, не слушая оправданий папы, признал его виновным во всем, присоединив еще и то, будто он незаконно взошел на престол. После этого он ночью тайком захватил папу, при помощи военной силы, и отправил его к царю. Папа был заточен в Херсонесе, где и скончался[32]

Несколькими днями ранее захвата папы Мартина, был схвачен в Риме преподобный Максим вместе с учеником своим Анастасием и в оковах был отправлен в Константинополь. Это было сделано по царскому повелению, ибо царь знал, по чьему совету и внушению был созван собор для осуждения монофелитов и его послания. Когда преподобный прибыл водным путем в Византию к нему явились посланные царем мужи, уже в самом взоре обнаруживавшие сильную неприязнь. Они безстыдно схватили преподобного, босого и без одежды, скованного узами, влачили его по улицам, в сопровождении огорченного ученика его. Приведши в одно темное помещение, они заперли его одного, не дозволив быть с ним его ученику, которого заключили особо в темнице. Через несколько дней преподобный был приведен для допроса в царский дворец, в полное собрание сената, однако без царя во главе. Когда он вошел туда, взоры всех, исполненные злобы и неприязни, устремились на него. Снять допрос поручили одному из сановников – казнохранителю[33]. Это был муж способный к обильному словопрению, красноречивый, хорошо умевший излагать ложные обвинения и превращать правду в неправду; в искажении же истины он был сведущ больше всех. Какой только злобы и безстыдства он не показал! Каких упреков и оскорблений он не нанес! Он не постыдился ни почтенной старости святого, который имел тогда более семидесяти лет от рождения, не смутился пред благодатию, сиявшею в его взорах, не пощадил ни кроткого и степенного открытого и любвеобильного характера, ни звания преподобного. В то время, как неправедный обвинитель говорил на неповинного многое, нисколько не соответствовавшее ни истине, ни здравому смыслу, и обнаруживал в своем многословии злонамеренную хитрость, дерзость и лукавство нрава, он проявлял тем самым во всех своих речах величайшее безстыдство и неразумие. Конечно, он не мог отвечать основательно на убедительные, исполненные кротости и благоразумия, возражения преподобного, а только проявлял в своих речах базразсудство и сбивчивость, а потому и был побеждаем. О том, что тогда было сказано и сделано, какие обвинения возлагались на неповинного, как лживые люди старались представить свою неправду под видом истины, – это описал подробно ученик преподобного Максима, другой Анастасий, бывший апокрисиарием[34] Римской церкви. Мы приводим здесь на память немногое из его обширного повествования.

Как только беззаконный обвинитель, по званию казнохранитель, стал перед лицом святого, тот час же начал поносить его, незлобивого, бранными словами и стращать угрозами, называя его безсовестным, предателем отечества, врагом царю, и приписывать ему все постыдное и преступное[35]. Когда же святой спросил обвинителя, почему он возводит на него такие обвинения и в каком предательстве упрекает, – сановник возвел на него возмутительную клевету, представил заведомо ложных свидетелей. Он упрекал преподобного, будто бы он многие великие города предал варварам; отторгнув от родных пределов Александрию, весь Египет и Пентаполь[36], он присоединил их к владениям сарацын, к которым был дружески расположен и доброжелателен. Святой разъяснил, что возводимое на него обвинение ложно и достойно смеха.

«Какое мне дело, иноку, – говорил он, – до завоевателей городов, и мог ли я, как христианин, иметь общение с сарацынами? Напротив, я всегда желал только одного полезного для христианских городов».

Но безстыдный клеветник обратился к иным видам лжи. Сплетая их, как какие–либо сновидения, и возвышая до неприличия голос, кричал, будто блаженный Максим хулил восточного царя, называя более достойными почета царей западных. При этом он ссылался на лжесвидетелей. Преподобный отец тяжко вздохнув, сказал на это:

– «Благодарю Бога моего за то, что я предан в ваши руки и терплю истязания за несправедливые вины, чтобы очистить ими свои вольные согрешения и пороки моей жизни. Но, чтобы ответить кратко на ваши ложные обвинения, спрошу вас, прежде всего: от меня ли самого вы слышали ту хулу на царя, о которой говорите, или иной кто–либо сказал вам о ней?»

Они ответили:

– «Мы слышали от других, слышавших это из уст твоих».

Когда же святой просил призвать их, чтобы они засвидетельствовали лично, обвинители сказали, что их уже нет в живых.

Святой сказал на это:

– «Если вы говорите, что те, которые слышали хулу из уст моих, уже умерли, то почему вы не привлекли меня к допросу раньше, когда они еще были живы? Тогда и вы освободились бы от излишнего труда, и я понес бы наказание за явную вину. Но достоверно одно: как ложны ваши клеветы, возводимые на меня, так и те, которые привлекли меня к суду, не имели пред очами своими Бога, испытующего сердца человеческие. Да не буду я достои видеть пришествие Господне и перестану называться Христинином, если когда–либо я даже помыслил то ложное сновидение[37], выдуманное вами, или рассказал его пред кем либо, или слышал от кого!»

Тогда призвали одного лжесвидетеля, по имени Григория кото­рый утверждал, что слышал въ Риме, какъ ученикъ Максима Анастасий называлъ царя «попомъ», а этому научился онъ у сво­его учителя Максима. Святой Максимъ, возражая противъ Григория, мужественно опровергъ его лживую клевету. Онъ говорилъ:

— «Когда Григорий былъ въ Риме, то велъ съ нами беседу только о единоволии, предлагая намъ принять догматическое сочинение, названное «типосомъ». Но на это мы ответили отказомъ, предпочитая полезное душамъ нашимъ. Того же, что вы говорите теперь, ни я не знаю, ни ученикъ мой никогда не говорилъ,—въ этомъ Богъ свидетель! Однако, я помню, какъ я говорилъ тогда, не ученику своему, а самому Григорию следующее: изследывать и определять догматы веры есть дело, священнослужителей, а не императоровъ, потому что имъ предоставлено и помазывать царя и возлагать на него руки, и совершать таинство Евхаристии, и пред­стоять алтарю, и совершать все прочие Божественные и величайшие таинства. Вотъ что я говорилъ тогда и ныне, говорю. При­помнить эти мои слова не откажется и самъ Григорий, а если бы отказался, то отказался бы отъ самого себя. За все это пусть всякий или обвинит, или оправдаетъ меня предъ судомъ».

Не зная, что делать, обвинители, надеявшиеся на силу лже­свидетельства, вывели преподобного вонъ изъ собрания. Затемъ былъ введенъ ученикъ его Анастасий. Последнего они старались смутить строгими речами и резкими угрозами, убеждая его, чтобы онъ подтвердилъ клевету на учителя своего. Они вынуждали его засвидетельствовать, будто учитель его жестоко обращался въ Риме съ Пирромъ, когда состязался съ нимъ о вере. Анастасий мужественно утверждалъ, что учитель его не только не сделалъ никакого зла Пирру, но и обращался съ нимъ съ особеннымъ почтениемъ. За такое прямодушие они начали бить Анастасия кула­ками по шее, по лицу и по голове, желая, такимъ образомъ, победить истину насилиемъ,—а затемъ отправили его въ прежнюю темницу. После этого, не довольствуясь прежнимъ ложнымъ обвинениемъ и пристрастнымъ допросомъ, они снова призвали святого Максима и покушались победить его твердость новою клеветою. Клевета состояла въ томъ, будто бы евятой Максимъ был последователемъ учения Оригена[38] и соглашался съ нимъ во всемъ. Святой легко и свободно опровергъ ихъ ложные обвинения, какъ совершенно бездоказательные. Объ Оригене онъ выразился, какъ объ отлученномъ отъ общения со Христомъ и съ христианами, а последователей его учения призналъ достойными суда Божия. Тогда они снова стали допрашивать святого Максима о Пирре и о тех причинахъ, по которымъ онъ отделился отъ Константинопольского патриарха и не желаетъ вступить съ нимъ въ общение. Испытывали они святого и другими вопросами, предла­гали ему принять царский «типосъ» и относиться къ последнему съ особеннымъ почтениемъ, какъ къ совершеннейшему и обя­зательному догматическому изложеию веры. Святой возражалъ имъ, а они досаждали ему многими резкими упреками. Однако, видя себя побеждаемыми преподобнымъ Максимомъ во всехъ своихъ спорахъ и запутывающимися въ собственныхъ сетяхъ, они распустили собрание и поспешно отправились къ царю, чтобы засвидетельствовать непобедимое мужество хрисопольского аввы.

«Максимъ,—говорили они,—непобедимъ въ речахъ, и никто не можетъ убедить его, чтобы онъ сталъ нашимъ единомышленникомъ,—даже если бы кто–либо сталъ его мучить!»

После этого преподобный опять былъ посаженъ въ темницу. Спустя немного времени, пришли къ нему другие собеседники, полагая, что если часто съ нимъ состязаться и устрашать его гроз­ными словами, то гораздо скорее можно будетъ склонить его къ своей вере. Пришедшие заявили, что они посланы патриархом, и спрашивают его:

 

[1] Максим – лат. Махмус – соответствует греческому (…), что значит величайший. На соответствие имени святого Максима с его личными качествами и его жизнью указывет его ученик, преподобный Анастасий, в своем письме к Феодору, пресвитеру Гангрскому. – Святой Максим родился около 580 года. При втором допросе в Константинополе, бывшем в 655 году, он сказал, что ему 75 лет.

[2] Император Ираклий вступил на престол в 610 году и царствовал по 641 год.

[3] Ересь монофелитская возникла в начале 7 века и была продолжением монофизитской ереси. Монофелиты признавали во Христе одну волю и одно действие Божеское и, таким образом, искажали догмат вочеловечения Бога Слова. По учению же православному, воля есть принадлежность естества, а не лица, а потому и Господь Иисус Христос, как естеством Бог и естеством человек, имел и Божескую и человеческую волю. Без этой последней Он не был бы совершенным по естеству человеком.

[4] Кир занимал патриаршую кафедру в Александрии с 630–640 г. Сергий I был патриархом константинопольским с 610 – 638 г.

[5] наподобие Синодского постановления 1913 года, ересь которого Синод утвердил и распрстранил по всем епархиям Российской империи, совратив в свое лжеучение за не многим почти все духовенство Российской церкви.

[6] Св. Софроний – патриарх Иерусалимский с 634 – 644 г.

[7] Хрисопольский монастырь лежал на противоположном берегу Константинопольского пролива, ныне Скутари, близ Халкидоня. Он славился благочестивою жизнью иноков. Здесь св. Максим принял пострижение, а затем избран аввою. Авва слово Сирийское, значит «отец». Это имя усвоялось начальнику обители.

[8] Пс. 82, ст. 11. Псалмопевец предпочитает «лежать у порога» дома Божия, нежели жить роскошно в палатах грешников.

[9]Также и Синод внушил Императору Николаю II–му, будто бы на Афоне завелись революционеры еретики имябожники, и добились от Царя разрешение на командировку на Афон, для разгрома имяславия, члена Синода и государственной думы архиепископа Никона.

[10] Точно также и Российский Синод издал указ, запрещавший споры об Имени Божием, но в тоже самое время, провозгласил имяборческое учение, как правильное, но тем не мене, споры об Имени Божием продолжались и продолжаются до сего времени

[11] Севирин – папа римский с 638 – 640 г.

[12] Папа Иоанн IV занимал римскую кафедру с 640 – 642 г.

[13] Восточная империя в начале 7–го века терпела постоянные нападения от аваров и особенно от персов, а равно была постоянно угрожаема от аравитян, или сарацын. В 637 – 640 годах под власть сарацын подпала Сирия, Палестина и Египет. Этому много содействовали монофизиты, которые по вражде к православной Церкви всегда готовы были отдаться в руки врагов. Число монофизитов в одном Египте доходило до 6 миллионов, тогда как православных там было около 300 тысяч. Император Ираклий всячески старался примирить монофизитов с православною Церковью. Ради этого он и издал экфесис.

[14]Как видим, восточные церкви, находясь в монофелитской ереси тоже именовались православными. Так и нынешняя Российская церковь, хотя именуется православною, но является еретическою, имяборческою, антимонархистскою, социал–Сергиянскою, экуменическою церковью.

[15] Св. Максим прибыл в Африку около 640 года. Ранее этого он утверждал православную веру с 633 по 640 год в Александрии, Константинополе, Кипре, Малой Азии и других странах. В Северной Африке он прожил пять лет, с 640 по 645 год.

[16] Нынешняя Российская церковь не проявляет никакой заботы о сохранении Православия во всей чистоте. Она общается молитвенно со всеми еретиками членами экуменизма. Наблюдаются постоянные поздравления патриарха Алексея Ридигера лидеров антиправославных религиозных конфессий с церковными праздниками. Патриарх Алексей братается с иудаистами и мусульманами.

[17] Пирр наследовал Сергию в 639 году. На созванном им соборе он одобрил «изложение» (экфесис) Сергия и ревностно продолжал дело защиты ереси.

[18] Какое удивительное совпадение! И митрополит Сергий (Страгородский) впоследствии Российский патриарх, в 1913 году состоя членом Святейшего Синода топтал ногами Имя Господне Иисус написанное им на листке бумаги, доказывая этим, что Оно не есть Сам Господь Иисус Христос. И до самой смерти пребывал в злобожной имяборческой ереси.

[19] Константин III был византийским императором в 641 г.

[20] Народная молва приписывала патриарху Пирру соучастие с Мартиною, мачехою императора Константина, в отравлении этого последнего. Опасаясь ярости народа, он бежал в 641 году в Северную Африку и оставил патриарший престол. До 650 года он жил сначала в Африке, а затем в Риме.

[21] Константин царствовал с 641 – 668 г., Константин IV Погонат – с 668 – 685 г.

[22] Павел II занимал патриаршую кафедру в Константинополе с 641 – 654 г.

[23] Патрициями нередко назывались в Греко–Римской империи правители областей; назывались так же и люди благородного происхождения вообще. Патриций Григорий был правителем Карфагена. Карфаген находился к северо–востоку от Туниса. Основан Дидоною царицею Тирской, около 860 года до Р. Хр. В 148 г. до Р. Хр. подчинен Римской империи. Завоеванный в 439 г. по Р. Хр. вандалами он был возвращен Римской империи в 533 г. Велизарием. В 697 году арабы окончательно разрушили его.

[24] И еще раз подчеркнем, что хотя монофелиты именовались православными, но не были таковыми на деле; равно и имяборцы именующиеся православными, не являются православными на деле.

[25] Равенна – с пристанью при Адриатическом море, построена фессалийскими греками. Многие римские императоры имели здесь свое главное местопребывание и поэтому эти провинции называли иногда Романией. Император Август здесь держал флот.

[26] Патриарх Павел, заместитель Пирра, по примеру Сергия, убедил Констанса издать в 648 году новый догматический эдикт «Образец веры» (типос). Этим эдиктом предписывалось относительно спорных вопросов – о волях во Христе – хранить совершенное молчание, а довольствоваться тем, что утверждено на первых пяти вселенских соборах.

(Изумительное сходство действий в 1913 году Синода, который обнародовав имяборческое учение, запретил споры и рассуждения об Имени Божием и притворно приказал довольствоваться тем учением, которое утверждено на вселенских соборах и принято в символе православной веры, а на деле приказал веровать так, как он опубликовал в своем послании. Синод отожествлял свое богоборное учение с учением святых отцов.

[27] В Рим св. Максим прибыл в конце 645 года и прожил здесь десять лет, с 645 по 655 год.

[28] Святой папа Мартин был ранее апокрисиарием (т.е. поверенным предместника своего папы Феодора при Византийском дворе и долго жил в Константинополе. По вступлении его в Мае 649 года на папский престол, ему был прислан из Константинополя императорский эдикт (типос) с повелением держаться его. Святой Мартин ответил отказом и вместе с святым Максимом начал изыскивать меры к искоренению ереси. В конце 649 года он созвал в Риме так называемый Латеранский собор из 105 епископов, при участии святого Максима. На этом соборе православное учение о двух волях и действиях в Иисусе Христе было утверждено, а поборники ересиФеодор Фаранский, Сергий Константинопольский, патриархи Пирр и Павел и, наконец, Кир Александрийский, а равно экфесис Ираклия и типос Константина были анафематствованы, а «деяния» собора были посланы императору Констансу.

[29]Какой прекрасный пример, обличающий индифферентность нынешних христиан и священников, говорящих: «пусть они архиереи такие–сякие», а мы имя Божие славим» – и молятся вместе с ересиархами хулителями Имени Божия и говорят: не надо от них отступать.

[30] Афонские исповедники Божества Имени Божия, также были синодалами безбожно оклеветаны пред всем миром как еретики и отступники от Православия и Православной Церкви, и как тяжкие государственные преступники революционеры главные защитники православного исповедания были приговорены к высшей мере наказания, через повешение, а остальные к пожизненной ссылке на Сахалин; и если бы ни строжайшее расследование дела афонских иноков Князем Урусовым, этот жестокий приговор был бы приведен в исполнение. Очевидно, у всех еретиков – одно оружие против истины – дьявольская клевета.

[31] А нынешний патриарх Алексей Ридигер, предатель Православия, молится в экуменическом молении с бабтистами, протестантами, несторианами и другими изуверами, не почитающими Пречистую Богоматерь; молится с теми, которые прокляты Святым папой Мартином; патриарх Ридигер поздравляет глав не православных религиозных конфессий с величайшими церковными Праздниками, – что равняется молитвенному с ними общению и разделению их участи – проклятия и анафемы, которым они были преданы святыми отцами на вселенских соборах.

[32] Святой папа Мартин был взят под стражу в 653 г. и, по повелению императора Констанса, отправлен в Константинополь. Вместе со св. Максимом он прибыл в Константинополь в Сентябре 654 года. Какова была их участь, в течение годичного путешествия, неизвестно. Святой Мартин, обвиняемый в измене отечеству и в оскорблении царского величества, был сослан в Херсонес, где и скончался 16 Сентября 655 г., замученный голодом.

И Синод, не желая сделать опрос и выслушать иноков афонских, оклеветал их, как революционеров изменников Царю. А Царь, будучи обманут синодом, в начале поверил клевете синодалов, и для разгрома якобы «революционного гнезда» разрешил командировать на Афон на военном судне, вооруженном пушками, пулеметами и ротой вооруженных солдат, архиепископа Никона, командующего этим карательным отрядом.

[33] Казнохранитель – по греч. газофилакс. Это слово происходит от персидского газа – имение, богатство, – в греч. (…) – храню. Газофилакия – общественная сокровищница, царское или церковное казнохранилище (Мрк. 14,40. Ин. 8,20).

[34] Апокрисиарий – слово греческое, означает ходатай, адвокат по церковным делам – при царском дворе.

[35] И синодалы приписывали афонским инокам–молитвенникам беспорядочную жизнь и греховное хлыстовство, будто бы занимаясь непрестанною молитвой Иисусовой, они могли позволять себе заниматься греховными делами. Этим самым клеветники порочили не только чистое иноческое житие афонитов, но и самую молитву Иисусову.

[36] Поводом к такому обвинению послужило то, что Григорий, префект Африки, одно время расположенный к святому Максиму, отложился от империи около 650 года. – Пентаполь – западная часть Ливии, примыкавшей к Египту.

[37] Об этом сновидении, совпадавшем (будто бы) по времени с возмущением префекта Африки Григория, подробно говорится в житии ниже. При одном из последующих допросов преп. Максима снова обвиняли в побуждении Григория к восстанию при посредстве приписываемого ему сновидения.

[38]Оригенъ—знаменитейший христсанский учитель III века. Въ своихъ многочисленныхъ сочиненияхь, къ которымъ даже замечательнейшие изъ отцов Церкви относились съ глубокимъ уважениемъ, Оригенъ лроводилъ, однако, некоторые мнения неправославного и еретического характера, за что они и осуждены были, какъ еретические, хотя Оригенъ и не высказывал своихъ неправославныхъ мнений, какъ непреложные истины. Таково было его учение о предсуществовании душъ, осужденное на V Вселенскомъ соборе въ 553 году.

Категория: Имяславие 9 том | Добавил: borschks
Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0