Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 9 том |
2017-06-10, 10:08 PM | |
Глава 23. Падения при гонении. Падений разных виды при гонении. «Некоторые пали по собственной воле, без принуждения; другие вследствие бичевания; иные вследствие угрозы и только ея одной; иные без угрозы и мучений, по одному только страху; иные из опасения лишиться собственности; а некоторые по неведению. Этих обращающихся как принимать?» (Преп Феодор Студит. Т. 2. С. 405). Падения не попущением Бога, а за наше безбожие. «Если же мы падаем, – это да не приходит нам даже и на мысль, – то не по Божию попущению, а по нашему разслабленному безсилию, безсердечию и безбожию. Бог даровал подвижнику силы на державу лукаваго, желая ему выйти победителем, а он из малодушия повергнув оружие терпения, погиб. Это подтверждает апостол, говоря: верен Ьог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, еже возмощи вам понести (1 Кор. 10,13). «Здесь, братия, нужно терпение, здесь даруются богосплетенные венцы за добрую веру. Не постыдимся свидетельствовать о Господе нашем. Не отстанем от Фаддея, новопризваннаго мученика, и других, вместе с ним исповедавших и вслед за ним отшедших, которых вы, конечно, знаете по именам. И ныне Церковь Божия обливается кровью мучеников, орошается также и горестями подвизающихся и разнообразно притесняемых. Заключенный, уединенный, стесненный, отлученный от лицезрения всех, лишенный необходимаго, алчущий, жаждущий, не видящий луча солнечнаго – все они проливают свою кровь, по вся дни умирая, как возглашает Павел (1 Кор. 15,31), и весь день умервщляемые, как воспевает Давид (Пс. 43,23). Но аще с ним (Христом) умрохом, то с ним и оживем, аще терпим, с ним и воцаримся (2 Тим. 2,11-12). В прежния времена благодать избрала всех, кои были избраны в число мучеников Христовых. Веками появляются мученики. Но Христос сказал: нужда бо есть приити соблазнам (Мф. 18,7), дабы избранные возсияли, как солнце, а плевелы выступили, как мрак. О, братья, в этом роде, лукавом и развращенном, будем, как светила, сияющия во тьме ереси, ибо Христос избрал нас в торжество Свое, во славу православия, дабы, как для нас древния, так и мы для последующих поколений оказались утверждением и примером и в день пришествия Христа ликовали. Наше мученичество более явно, чем мученичество древних. Ведь дело идет не о природах или волях во Христе, или о спорных вопросах в этом роде, отрицание которых, будучи чисто отвлеченным, не дает осязательных последствий. Ныне же предмет спора или нечестия не только отвлечен, но и очевиден, ибо наши противники не только говорят и превратно учат, что Христос, Богородица и все святые неизобразимы, но и уничтожают их изображения, называя бежественныя образы заблуждением и погибелью для души. О, иудейское и языческое противоречивое нечестие! Вообще, явление, о котором идет речь, есть не что иное, как один из измененных видов иудейства или язычества. Iудей или язычник говорит христианину: отрекись от Христа и Марии. То же самое говорит и иконоборец, ибо икона Христа и Богородицы носит то же имя: Христос и Богородица. Таким образом, говорящий об отречении от иконы, открыто требует отречения от того, чья это икона.[1] Это слова не мои, ничтожнаго.[2] Послушай, что Бог всяческих говорит Моисею: сотвориши два херувима (Исх. 25,18), то есть повелел ему сделать изображения херувимов. Если бы имелась в виду природа херувимов, то едва ли можно было приказать представить их. И опять говорит: сотвори себе змию медяну (Числ 21,8). И здесь также повелевает сделать образ змия. Но таково по природе соотношение первообразнаго и производнаго, что производное, т. е. образ, называется именем первообраза. При отрицании одного, отрицается и другое,[3] ибо они существуют во взаимной связи.[4] Существует ангел, поэтому существует и изображение ангела; существует змий, поэтому есть и изображение змия. – то же должно думать и относительно всего действительного. В одних случаях они называются образами того, что изображают, а в других, в силу соотношения, называются именем первообраза, а не изображением его. Об этом говорит и священный апостол превыше же его херувимы славы, осеняющии олтарь (Евр. 9,5), именем первообраза означая образы. Выслушай и Василия Великаго: «да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах Христос». Он не сказал, да напишется образ Подвигоположника в борьбах Христос, но – Христос. Послушай и Григория Нисскаго: «вот и Исаак»; – он назвал Исааком образ Исаака. Послушай и Златоуста: «вот ангел в образе». Он не сказал: видел образ ангела на иконе, но ангела. В образе является первообраз, как в образе Креста – животворящий Крест, поскольку в почитании одно от другого не различаются. Поэтому изображение носит имя первообраза, ибо и образ Креста называется Крестом. Так же мы в праве говорить и в приложении к царю, ко всякому человеку и всякому виду существующаго). Божественный Василий говорит, что царем называется изображение царя и Петром – изображение Петра. Я скажу и нечто высшее: и человек есть бог, как образ Божий. В таком же смысле и Василий назвал Христом образ Христов, ибо он, повторяю, сказал: да будет изображен на картине не образ Христа, а Христос. Если противники не согласны с этим, тем они отвергают божественныя слова; во-вторых, на деле, хотя не на словах, отрицают, что Христос вочеловечился, ибо если Он стал человеком, то, конечно, и изображается; ведь первое свойство человека это – изобразимость; а если Он не изобразим, то и не человек, а безплотен и следовательно еще Христос не пришел, как пустословят иудеи. Таким же образом они исключают и изображение Богородицы и всех святых, как будто она – не Матерь Божия и они – не слуги Христовы. Златословесный говорит: «твои дела для меня яснее твоих слов». Итак, вытекает, что иконоборцы поистине иудействуют, а страдающий за иконы страдает за и ради Христа, Богородицы и всех святых. Подвизающийся и возстающий за них есть истинный мученик и исповедник Христов и против этого нельзя ничего возразить. Мученики суть Маккавеи, не согласившиеся нарушить закон вкушением свиного мяса; мученик Предтеча – за истину обличения. Мученик один отказавшийся дать овол на построение капища, другой – исполнить другое приказание. Нужно ли распространяться? Не отсюда ли вытекает, что подвизающийся за Христа не есть мученик, как говорят некотрые несчастные? – Наоборот, он – истинный мученик, ни в чем не уступающий пострадавшим от язычников или иудеев. Свидетель на небе верный (Апок. 1,5). Вообще, если отрицающий образ Креста распространяет отрицание и на Крест, тем более отвергающий икону Христову распространяет отрицание на Христа. Таким же образом, кто страдает и за Крест и за его образ есть в полном смысле мученик; и страдающий за икону – в большем смысле, ибо крест есть знак, а икона – вид Христа. Прошу вас, святые мои братия, причастники божественнаго звания, во-первых, поминайте меня, смиреннаго, молясь, чтобы я на деле доказал то, о чем говорю, и не был побежден от нападений невидимых и видимых. Затем, будьте осторожны по отношению к себе в предстоящем подвиге. Да не возгорится в вас пламя помышлений из-за недостаточности разумения смысла событий, с глубокою мудростью руководимых Промышлением, почему они и недоступны человеческому разуму. Да не случится с вами то, о чем поете (в псалмах): мои же в мале не подвижастеся нозе, в мале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Пс. 72,2). Лучше внимайте словам Господа: потерпи мене в день воскресения моего (Соф. 3,8); претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22)». (Преп Феодор Студит. Т. 2. С. 810-813).
РАЗДЕЛ Х. О ПРЕНЕПОРОЧНОМ ОТ ДУХА СВЯТАГО ЗАЧАТIИ ДЕВОЙ МАРIЕЙ И НЕТЛЕННОМ РОЖДЕНIИ СЫНА IИСУСА ХРИСТА. ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ АРIАНСКОЙ, НЕСТОРIАНСКОЙ, И ПРОТИВ ФАНАТИЗМА НЕКОТОРЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН. «Господи Боже Всемогущiй! Отверзи очи сердец к познанiю прочитанных слов, чтобы слушающiе познали истину, и познавши ее могли сделаться твердыми в вере и благочестiи, дабы избежать могли от козней древняго змiя, действующаго ныне в сынах противленiя и имеющем пред вторым пришествiем Твоим, Iисусе Христе, явиться в человеке беззаконiя, противнике Твоем (Фесс. 2,3). Да покрыет же тогда невидимая рука Твоя всех верных Тебе» (Молитва Свт. Мефодiя об укрепленiи верующих в годину искушенiя). Глава 1. Об образе рождения Христа Богоматерью. Якобы монах Ириней, и архиеп. Никон на Афоне вели об этом разговор.[5] «Из боку» - арх. Никон назвал это новой ересью имяславцев, и якобы о. Арсений издавал по этому поводу брошюрку, и учил так. Но мы, с Афонским старцем о. Георгием обличали эту ересь у Соленовских монашек, и у меня сохранилась по этому поводу целая брошюра самиздат. Архиеп. Никон говорит, якобы о.«Ириней, между прочим, предложил мне странный вопрос: как родился Христос: так ли, как все люди, или же иначе? Я не понял этого вопроса и не придал ему особого значения, дав обычный ответ согласно катехизису. Но оказалось, что среди здешних монахов распространена ещё новая ересь, будто Господь наш, зачатый наитием Святого Духа, родился не обычным естественным путём,[6] а из «бока» Богоматери. Оказывается, что известный экс-миссионер Арсений, ещё в 1905 г., написал брошюрку: «Объяснение великой тайны воплощения», пропущенную тогда же к печати цензором, иеромонахом, а ныне архимандритом Александром.[7] В этой брошюрке и проповедуется упомянутая ересь, усвоенная «имяславцами». (Архиеп. Никон: «Моя поездка на Старый Афон и плоды великого искущения». Забытые страницы русского имяславия. 2001. С. 141). Но этому трудно поверить, чтобы опытнейший бывший синодальный миссионер, которым являлся игумен Арсений (Алексеев) мог издать брошюру с такой ересью. Ведь арх. Никон опубликовал такую бесовскую свою инструкцию: «Имяславие во что бы то ни стало надо искоренить, хотя бы для этого пришлось употребить ложь, подлог, интриги и тому подобное» [8]. Поэтому ему нужно было приписать о.Арсению эту «бабскую» ересь «из боку», так как о.Арсению при отъезде его на Афон было поручено Синодом бороться против «имяславческой ереси», а он после чудесного вразумления его Богом, стал во главе имяславцев бороться против ереси имяборцев. Кроме того, если бы о.Арсений действительно написал брошюру с ересью «из боку», то виднейшие ученые защитники имяславия не могли умолчать об этом и не изобличить эту ересь. Да и у противников имяславия ни в какой печати не было о ней упомянуто, кроме как у возгоревшейся страстью против Имяславия клеветника арх. Никона старавшегося ложью и подлогами победить Церковное Имяславие Самого Господа, Апостолов и Святых Церкви Божией. Да и на Афоне никто из имяславцев не был заражен и не проповедовал эту ересь. Это настоящая ложь Никона. Если бы действительно на Афоне имяславцы были заражены ересью «из боку», то схимонах о.Георгий изгнанник афонский с которым мы написали брошюру против этой ереси, не мог бы не знать и не сказать мне об этом. Но он и одним словом об этом никогда не упомянул. И отец Паисий изгнанник Афонский в своей «Истории Афонской смуты» ни одним словом не обмолвился об этой ереси, если бы ею действительно были заражены Афонские монахи имяславцы. Также и о.Антоний (Булатович) не сказал ни слова об этой ереси в своих книгах. [1] А имяборцы требуют отречения от Того, чье Имя. [2] И это слова не наши, а Самого Бога: «Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя» (Ис. 42,8). [3] При отрицании существования Имени, отрицается и Именуемый. [4] Так же и Имя Божие разве не существует в Именуемом Боге? [5] Монах Ириней Цуриков был ревностным и, можно сказать одним из передовых имяславцев. А архиеп. Никон, устроивший Афонскую смуту, был ярый имяборец и прибыл с войском на Афон покончить с имяславцами. Поэтому, монах Ириней не мог вести с архиеп. Никоном разговор об образе рождения Христа. Это выдуманная Никоном и написанная им ложь, чтобы больше оболгать имяславцев. Каких только выдумок и клевет синодалы не возводили на бедных имяславцев исповедников истинного Православного почитания Имени Божия! [6] Слова Никона «естественным путем» могут стать для читающих соблазнительными, будто бы Христос родился как и все дети рождаются. Если уж он нашел нужным так выразиться, то должен был сказать: «естественным путем», но «сверхъестественным образом» т. е. прошел через непроходную дверь девства так, что после Его рождения Пресвятая Богородица осталась Девой, а не женщиной. Или, как поется в пасхальном тропаре: «Ключи Девы невредивый в Рождестве Твоем…». Иначе можно подумать, что он как несторианин не признает Богородицу Приснодевою. Иисус Христос как воплотился в Пречистую Деву Марию, так и родился от Нея сверхъестественным, а не естественным образом, и Св. Церковь во 2-м икосе Акафиста Пресвятой Богородице исповедует: «Радуйся, как никому не открывшая». А Никон эту недоведомую тайну объяснил просто:, будто «Господь наш родился обычным естественным путем». [7] Если, может быть, о.Арсений действительно в 1905 г. издал брошюру «Объяснение великой тайны воплощения», то в ней не было никакой ереси. Не могла же цензура, находящаяся в ведении церковной власти Святейшего Синода пропустить в издание еретическую брошюру. А если в брошюре была ересь, значит, Никон обличил Святейший Синод в этой ереси. Но повторим, никакой ереси в брошюре не было. Ее приписал о.Арсению сам Никон возненавидевший о.Арсения за его ревностную защиту имяславия на Афоне когда о.Арсений вторично уже окончательно уехал на Афон в 1913 г. А до этого, почему же ни сам Никон, и никто из синодалов, и никто вообще из архиереев, и никто из ученых профессоров, философов и духовных писателей не обличил эту ересь до самого приезда на Афон Никона громить имяславцев? Потому что у о.Арсения не было никакой ереси! Вот Никон и выдумал и приписал о.Арсению ересь для большего успеха в своей борьбе против истины Церковного Имяславия. [8] Журнал «Троицкое слово», отдел: «Мои дневники» №207. 12.02.1914.
Человечества, от которого заимствовал Себе плоть Богочеловек [8] Пресвятая Богородица именуется вратами человеческого естества, через которые мог пройти один только Богъ, чтобы печать девства не разрушить и девства не повредить [8] То есть, Пречистая Дева [8] Пресвятая Богородица [8] Вратами девства
| |
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |