Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 9 том |
2017-06-10, 9:27 PM | |
Глава 4. ИЗ БЕСЕДЫ ДЕВЫ МАРIИ С АРХАНГЕЛОМ НА БЛАГОВЕЩЕНIЕ. (Из канона утрени на Благовещенiе) АНГЕЛЪ: Вопiю Тебе веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божiе возвещающу безсеменное зачатiе: обрела бо еси благодать пред Богомъ, ея же никогдаже обрете другая, Всечистая. БОГОРОДИЦА: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, как будет, еже рекл еси; глаголи явственнейше. Како зачну, Дева сущи Отроковица, (т. е. «како могу родити «из боку чисту»), какоже и Мати буду Зиждителя Моего? АНГЕЛЪ: Лестно мя вещати помышляеши, яко мню, и радуюся зря Твое утвержденiе. Дерзай, Богородице, Богу бо хотящу, удобь скончаются и преславная. БОГОРОДИЦА: Оскуде князь от Iуды, время наста прочее, в неже явится языков надежда Христосъ. Ты же, како Сего рожду Дева сущи, скажи? АНГЕЛЪ: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатiя Твоего, но той несказанен есть: Дух же Святый зиждительною силою осенив Тя, совершит. * Послан бысть с небесе Архистратиг Гаврiил от Бога, скоро предста ко одушевленному граду, глаголя к Ней явственно: Зиждителя прiимеши Дево во утробе, и р о д и ш и С е г о н е п р е л о ж н о с п л о т i ю. Тем же послан есмь возвестити Тебе с т р а н н о е р о ж д е с т в о Чистая и стою зовя Тебе: Радуйся Невесто Неневестная (Из седальна по 3-й песни канона). БОГОРОДИЦА: Освящаемъ сiянiемъ Бога Вседержителя, истины проповедник, глаголи Гаврiиле истиннейшiя, к а к о н е т л е н н е б ы в ш и ч и с т о т е М о е й Слова рожду с плотiю Безплотнаго? (или что тоже: како могу родити «из боку чисту»?), ОНА ЖЕ: Разумети не могу твоих словес известiя: чудеса бо быша множицею, Божественною силою чудодействуема, знаменiя и образы законнiи: р о д и ж е д е в а н е с к у с о м у ж н е н и к о г д а ж е. ОНА ЖЕ: Всеми Невместимый, всеми невидимый, како С е й в о ч р е в о Д е в и ч е м о ж е т в с е л и т и с я еже Самъ созда: како же и зачну Бога Слова, собезначальна Отцу и Духу? ОНА ЖЕ: Закон сей от Бога есть человеком, Непорочная абiе глаголет: общiя любве рождество происходит, н е в е м с у п р у ж н и к а с л а с т и в с е к о н е ч н о (все тоже, что: «из боку чисту», т. е. - Я чистая Дева) како убо глаголеши яко рожду? Боюся, егда лесть глаголеши, но обаче се вопiю: благословите вся дела Господня Господа, и превозносите Его во веки. Глава 5. ТОЛКОВАНIЕ НА СЛОВА ДЕВЫ МАРИИ К АРХАНГЕЛУ ГАВРIИЛУ. «Из боку чисту Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» (Икос 2-й Акафиста Пресвятой Богородице) Краткими этими словами выражаются Ея же слова, читайте Евангелiе от Луки, 1 глава 34 стих: «Рече же Марiам ко Ангелу: како будет сiе, идеже мужа не знаю?». В акафисте эти же Ея слова Церковь благоукрасила для лучшего словопроизношенiя и для изящности в Церковном песнопенiи: «Из боку чисту Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» Смысл этих слов записанных в Евангелiи и несколько измененных в Акафисте все тот же. Пресвятая Дева, желая пояснения неудобопонимаемаго, вопрошает служащего Божiей тайне Архангела сошедшего с небес от Господа для благовещенiя зачатiя Ею Богомладенца, вопрошает его: Я безмужная чистая Отроковица и как я могу родить Сына, никто еще не знал безсеменного рожденiя, как Я будучи непорочною Девой могу родить Беплотнаго с плотiю Создавшего Меня, такого еще не было?» (Ср. Седален по Полиелее). Церковно-славянскiй неудобопонятный крутой оборот речи, эту фразу, эти слова выражает сокращеннее: «И з б о к у ч и с т у С ы н у к а к о е с т ь р о д и т и с я м о щ н о, р ц ы М и ?» Такую длинную речь (в переводе на русскiй язык) Св. Церковь выражает в кратких словах. Этим сокращается многословiе в церковных службах и придается сладкогласный рифм при чтенiях и пенiях песнопенiй. Такое же понятiе и разуменiе должно иметь и во всех случаях, где бы в Св. Писанiи или в Церковной службе не встречались слова: «из боку чисту» относимые к Пресвятой Деве Марии. Смысл и значенiе сих слов везде один и тот же. А если распространять в службах объясненiе этих и подобных слов, тогда ирмосы и тропари занимали бы по целым страницам. Для того, чтобы понимать недопониманимое в церковных службах ввиду крутого оборота речи, надо читать Творенiя и толкованiя Святых отцов учителей Церкви, или спрашивать у более сведущих и знакомых с Св. Писанiем, а отнюдь не толковать по своему плотскому мудрованiю. Не только ныне объясняемое место в Писанiи и в службах для некоторых малопонятное на церковнославянском языке, но и другiе встречаются выраженiя которые для не просвещенных богословской наукой или светом благодати Христовой, остаются какими то малопонятными; но они содержат тайны и правильное ученiе. Поэтому, если нам непонятен смысл некоторых слов и изреченiй, не следует изъяснять их своим умом, чтобы не погрешить. Ибо не плотской разум составлял священные и Божественные письмена, но богодухновенные Пророки, Апостолы и Святые Отцы руководимые Духомъ Святымъ. Надо в таких случаях возлагать надежду на Бога: «Возложи на Господа печаль твою и Той тя препитает» (Пс. 53,,23). Если Господу угодно, то Онъ откроет мне смысл и значенiе недопонимаемаго мною. Онъ лучше меня знает, что потребно для моего спасенiя, ибо Господь создал нас, и Онъ промышляет и печется о нашем спасенiи. Аз же грешный и страстями побеждаемый, как могу дерзать объяснять малопонятное своим помраченным разумом, ибо «плотской разум есть вражда против Бога» (Рим. 8,7). Чего не пойму сегодня, то, может быть пойму завтра, как учит св. Iоанн Златоуст. А чего не пойму по своей греховности, я должен веровать Писанiю, «яко право слово Господне и вся дела его в вере» (Пс. 32,4). Итак, для лучшего понятiя слов: «Из боку чисту Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» - здесь приводится полностью кондак 3-й и Икос 2-й Акафиста Благовещенiю Пресвятой Богородице, изд. СПБ, 1912 г. на славянском языке русскими буквами, а под строками имеющем перевод на русскiй. Кондак 2-й: Видящи Свята Себе в чистоте, глагол Гаврiилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобопрiятельно души моей является, безсеменнаго зачатiя рождество како глаголеши, зовый: Аллилуiа. Русскiй текст: Чистою Себя сознавая, смело говорит Гаврiилу Святая: странная речь твоя Мне непрiемлемой кажется: как говоришь о рожденiи от безсеменнаго зачатiя, взывая: Аллилуiа? Икос 2-й: Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» Русскiй текст: Уразуметь непонятное Дева желая – к служителю (таинства) воззвала: как возможно, объясни Мне, родиться Сыну из чистой утробы. Он со страхом отвечал Ей, однако взывал так: Радуйся, чудес Христовых начинанiе… Радуйся, как? – никому не открывшая… Радуйся, Невесто неневестная. + Вот истинный смысл слов Пресвятой Богородицы, которые извратили фанатики! [1] Вратами девства | |
Просмотров: 249 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |