Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 9 том |
2017-06-10, 7:35 PM | |
Глава 14. Гимн Святейшему Имени ИисусИз слова св. Димитрия Ростовского на Обрезание Господне 1-го января.«Наречено же бысть обоженному Младенцу имя “Иисус”, еже принесеся Архангелов Гавриилом в то время, егда благовести о зачатии Его Пречистей Деве Марии, прежде даже не зачася во чреве, сие есть, прежде даже не изволи Пресвятая Дева словесем благовестниковым, прежде даже не рече: “Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему”. В тех бо Ея словах, абие Слово Божие плоть бысть, всельшеся в пречистую и пресвятейшую Ея утробу. То убо пресвятейшее Имя “Иисус”, Ангелом прежде зачатия нареченное, во Обрезании дадеся Христу Господу, еже бе известием спасения нашего. “Иисус” бо спасение знаменует, якоже протолкова той же Ангел Иосифу во сне явивыйся, и глаголюй: наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди своя, от грех их. Но и Апостол св. Пётр об Имени, Иисусовом, свидетельствует, глаголя: несть ни о едином же ином спасения, несть бо иного Имени под небесем, данного в Человецех, о нем же подобает спастися нам. Сие Имя спасительное “Иисус” прежде век в Тройческом Совете бе прдуготовано, написано, и даже доселе хранимо в наше избавление; ныне же, аки безценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено. Сие Имя, яко солнце, мир облиста. Явлена сотворися Иисусова Имени сила, ибо Дивное то Имя Иисус удиви ангелов, обрадова человеков, устраши бесов, и беси бо веруют и трепещут, и от самого того Имени трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает, падают истуканныя, прогоняется мрак идолобесия, благочестие же воссиявает свет и просвещает всякого человека, грядущаго в мир. О сем Имени превеликом Иисусове всякое колено поклоняется, небесных, земных и преисподних. Сие Иисусово Имя есть оружие сильно на супостаты, якоже глаголет св. Иоанн Лествичник: всегда Иисусовым Именем бий ратники, крепчайше бо сего оружия не обрящеши, ни на небеси, ни на земли. Сие дражайшее Имя Иисус, о коль есть сладко сердцу, любящему Христа Иисуса! О, коль вожделенно Имущему Его! Иисус бо есть весь желание, весь сладость. Сие Пресвятое Имя Иисус, о коль любезно рабу и узнику Иисус Христову в любовь Его плененну! Во уме Иисус, на языце Иисус! Иисус веруется сердцем в правду, Иисус исповедуется усты во спасение. Аще ходящу, аще седящу, аще что делающу, Иисус - пред очами: не судих, рече Апостол, ведети что в вас, точию “Иисус”. Иисус бо прилепляющемуся к Нему есть просвещение ума, красота души, здравие телу, веселие сердцу, помощник в скорбех, радость в печалех, врачевство в болезни, во всех бедах отрада и спасения надежда, - и Сам Той любителю Своему мзда и воздаяние. Облобызаем Тя любезне, о сладчайшее Имя Иисусово! Покланяемся усердно Пресвятому Имени Твоему, о, Пресладкий и Всещедрый Иисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Иисусе Спасе! Молим же премногую Твою благость: Того ради Пресвятого Имени Твоего, излей на нас богатую Твою милость. Услади сердце наше Самим Тобою, Иисусе! Защити и огради нас всюду Именем твоим, Иисусе! Знаменай, и печатлей нас рабов Твоих тем Именем, Иисусе! - да и в будущий век Твой обрящемся и со Ангелы Пречестное и великолепое Имя Твое, Иисусе, славити и воспевати будем во веки. Аминь. «Что убо беззаконно творим Егда Христов Образъ человековидный на иконе пишем и поклоняемся Ему; едали и кресту, от коея либо вещи сотворенному кланяющеся веществу кланятися мнимся: но и сосуды освященные, от нас почитаемые. Ни едине совести нашей зазор творят: понеже известны есмы, яко та призыванием Имени Христова освящаются».[1] «Наводя же то, хулит Самую Пресвятую Троицу, в Ея же Имя мы тремя персты знаменаемся глаголюще: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. А он, Отца и Сына, и Святаго Духа.[2] «Царское Имя «Iисусъ», ибо на небе и на земле царствующее».[3] Вот в каких восторженных выражениях Святой Архиепископ истинный Пастырь лобызает Имя “Иисус” и поклоняется ему! Сколь ни ясно из слов Святителя Димитрия, что он ни на мгновение не отделяет Имя Иисус от самого Бога, и что он воистину исповедует, что Имя сие есть Сам Бог, для упорных отрицателей Божества во Имени Иисусове не мудрено возразить: “но где же в приводимых вами словах Св. Димитрия написано, что Имя Иисус есть Сам Бог?” Если имяборцы в словах этого Богоносного Святителя не узрели его веры во Имя Иисусово как в Самого Бога, то, дабы не оставить без ответа их вопроса, привёдем слова и другого Святого Угодника Божия, Святого Феофилакта Болгарского, которого св. Димитрий весьма чтил, на слова его часто на него ссылался, и в вере его во Имя Божие, был с ним вполне солидарен. Братие Христиане, не забывайте заповеди Божией: “Бдите и молитесь” - Молитесь непрестанно молитвою: ”Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицею помилуй мя”. И ограждайте себя оружием непобедимым - Крестным знамением. Крест Христов и Имя Иисусово - есть Ключи Царствия Небесного. Они есть острейшие мечи, посекающие тьмы и тысячи бесовские. Веруйте, как учил приснопамятный Отец наш Иоанн Кронштадтский, что Имя Господа Иисуса Христа есть, Сам Бог и Господь Иисус Христос и в Кресте Его таинственно и благодатно присутствует, Сам Он. В этой вере воспитывайте и детей ваших, дабы они удержали в свою очередь сие бесценное наследие Христово, Крест Его и Имя Его и возмогли спастись от всеобщего духовного потопа Антихристианского, который грядет на мир. Ибо от него спасутся только те, которые не похулят Имени Иисусова, и не отрекутся от Крестного Знамения, и не согласятся принять печати Антихристовой, которую весь мир приимет, отрекшись от Имени Господня и от Креста Его. Спасайтесь! Глава 15. Забытый путь опытного Богопознания. Богъ есть Высочайшее Совершеннейшее Существо. Онъ есть Духъ невещественный {Iн.4,24) и Свет неприступный {Iн. 1,5,9) Богъ есть Духъ вечный, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменный, вседовольный, всеблаженный, всесовершенный. Богъ - Единъ, но Троичен в Лицахъ: Богъ Отецъ, Богъ Сынъ и Богъ Духъ Святый. Глубочайшая и непостижимая умами человеческими и ангельскими тайна Троичности, в доступной, для нашего ограниченного ума степени, открывается в рассмотрении творений Божиихъ (Рим. 1,20), например, в рассмотрении безсмертной Богоподобной души человека, в рассмотрении солнца, и их действий. В солнце мы различаем самое ядро, или солнечный круг, исходящие от него лучи света и проистекающую от него же теплоту. Подобно сему от Бога Отца как от Первопричины рождается Богъ Сынъ и исходит Святой Духъ. И как свет и теплоту от солнца, так и Одно от Другого нельзя в Троице отделить, но можно различать. Ещё яснее Таинство Троичности Бога в Едином Существе и Едином Божестве открывается в рассмотрении богоподобной души человека, действующей через владычествующий умъ. Умъ безстрастно рождает мысль или внутреннее слово, которое выявляется вне души, посредством дыхания или членораздельных звуков, произносимых или написанных. Так Отецъ рождает Сына, Который называется и есть Собезначальное Отцу и Духови Слово, ибо изъявляет Отца (Iн. 1,18). Но это Слово не может быть понимаемо без просвещающего действия Духа Святого, как учит св. Апостол Павел: "Никто не может назвать Iисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Подобно тому, как силою дыхания внутреннее наше слово облекается в звуки нашего голоса и бывает слышимо и понимаемо другими. А великий Богослов преп. Iоанн Дамаскин учит: У Отца нет другого Слова, другой мысли, другого желания, кроме Сына". Что касается доказательства бытия Божия, т. е, доказательства той истины, что Богъ действительно есть, то эта истина есть достояние веры, а не знания. Она есть дар Божий, употребление которого подчинено свободе нашего произволения (Св. Васил. Вел). Св. Апостол Павел об этом так учит: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, или уверенность в ожидаемом будущем, как в настоящем, и невидимом как в видимом... "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Онъ есть и ищущим Его воздаёт" (Евр. 11,6). В рассмотрении же творений Богъ познаётся из того, что всё создано так прекрасно, разумно и стройно, в изумительном порядке совершает своё назначение одно, завися и подчиняясь другому и управляясь другим. Можно ли допустить, что такой прекрасный мiр не имеет своего Творца и не управляется своим Промыслителемъ?! Природа движется и развивается по данным ей законам, и всё в природе закономерно (научная диалектика тоже это признаёт), а где законы, там есть и Законодатель. Так кто же Онъ? - Господь. Однажды в океане был разбит корабль, и на его обломках волнами прибило к берегу необитаемого на вид острова двух пассажиров этого корабля. Когда они вышли на сушу и прошли порядочно по острову, не находя никаких признаков человеческого обитания, |то вдруг увидели какое-то сооружение, которое оказалось прекрасной статуей на красивом пьедестале. Приблизившись к ней, они начали спорить друг с другом. Один стал утверждать, что если есть такое художественное изваяние, то должен быть теперь или раньше был какой-либо художник-создатель, сделавший эту статую. А другой оспаривал это, говоря, что это дело самой природы. Первый возражал, тем более что пьедестал статуи был совершенно из другой породы камня отличный и непохожий на ту породу, из которой была сделана статуя. Но второй продолжал упорно возражать, говоря, что будто бы ветер мог поставить камень для пьедестал, потом на него бросить другой камень, а дожди и ветры могли обточить фигуру. Понятно, что эти доводы были слишком наивны. Но если хорошую статую не могут сделать без художника, то не тем ли паче без Зиждителя не могли появиться и разумно управляться такие стройные мiры?» Это вполне убедительно и достоверно подтверждает ту истину, что есть непостижимое, вечное, всесовершеннейшее Существо, т. е. Богъ.
Чистота же сердечная есть освобождение, исцеление, очищение сердца от возгнездившегося в нём диавола и злых дел его, т.е. от всех страстей, проистекающих от мiра, плоти и диавола. Эти страсти вошли в душу и сердце человека одновременно с отпадением его от Бога после прародительского греха. До этого человек, созданный по образу и подобию Божию, был венцом творений Божиих и в своей богоподобной душе отражал, как в чистых зеркальных водах многоразличные совершенства Божии, между которыми преобладала Божественная любовь, которая изливалась в непрестанном влечении и устремлении всех душевных и телесных сил к Богу, в непрерывном общении с Которым он почерпал свет жизни (Iоан, 8,12). Преподобный Макарий Египетский пишет, что пищей, питием, отрадой, утешением, покровом и одеждой первозданных было Слово, Оно же Имя Божие (которое во главе Слова Божия). «Помянух Бога и возвеселихся». «Коль сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим» (Пс. 118,103). Тогда Господь обитал в их сердцах, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богомъ и они будут Моимъ народом...» (Лев. 26,12). Св. Апостол Павел учит: «Где Духъ Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17). И Самъ Господь говорит: «Если пребудете в Слове Моемъ, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину и Истина сделает вас свободными» (Ср. Ис.61,1; Римл. 6,14). Далее Господь говорит: «Моё учение - не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Самъ от Себя говорю» (Iоан. 7,16-17). Здесь подтверждается та истина, что совершенно познать Бога и учение Его можно только самым делом, исполняя волю, т. е. закон Его, а не одним поверхностным изучением Его закона, как говорит и св. Апостол Iаков: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас же забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании» (Iак. 1,21-25). Для того чтобы разрушить дела диавола, явился Сынъ Божий (Ср. 1 Iоан. 3,8), и дал нам Свои животворные заповеди (ср.Iоан.6,63), т. е. Своё оживотворящее учение, которое сосредоточено на всеобдержащей заповеди о вере во Имя Iисусово, как свидетельствует св. Евангелист Iоанн Богослов (1 Iоан. 3,23) и подтверждает в Евангелии своём (Iоан.1,12; 3,18; 20,31) и св. Апостолы: Петр (Деян. 4,10-12) и Павел (1 Кор. 6,11; Филипп (2,9-10; Откр. 3,10). Вера же во Имя Iисусово прежде всего есть сердечное убеждение в том, что именуемый Богочеловек Iисусъ Христосъ действительно соответствует наименованию - Iисусъ. Это же Именование означает Искупление или Спасение от грехов их вдохновителя диавола и последствия вечной смерти, как истолковал сам Архангел, открывший это Имя праведному Iосифу (ср. Матф. 1,21), или как подтверждает значение этого Имени св. Апостол Павел (Фил. 2,5-9). Затем, по согласному со всеми св. Отцами, толковниками свящ. Писания, учению Вышенского затворника Епископа Феофана, вера во Имя Iисусово означает не только сухое рассудочное убеждение, но и глубокое сердечное настроение - перерождение, выражаемое в таких словах: «Я погубил себя грехом и спасаюсь силой Господа моего Iисуса Христа, за меня распеншагося и Своею благодатию меня оживотворившего». Это нравственное настроение у св. Апостола Павла называется верой сердечной, или верой, действующей любовию (Гал. 5,6). Искренняя же любовь всегда имеет стражем и неизменным спутником своим, охраняющую её, ревность, а без неё она не больше как лицемерное фарисейство и притворство (Фил. 3,6-8). Действия этой веры описаны у св. Апостола Павла: «...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Iисусе...», и далее говорит об уничижении, смирении и самоотверженной, полагающей душу за грешников любви Христовой, которою совершено Искупление, за что даровано и плоти Сына Божия Имя Iисусъ - Искупление и Искупителя знаменующее. Итак, наилучший и плодотворнейший способ проверить, найти, убедиться в бытии невидимого, непостижимого нашим ограниченным тварным умом Бога - это усердно и внимательно изучать, благоразумно, честно и добросовестно исполнять, осуществлять в своей жизни Его животворное учение, животворные заповеди; короче: вселить верою в сердце Самого Христа призыванием Его благодатеподательного Имени (ср.Iоан.14,26; 1 Кор. 6,11; Ефес. 1,-5,8). Всё это заключается в сердечном исповедании Имени Iисусова. Поэтому для честного критика есть легчайший и достовернейший способ проверить Божественность учения Христова и убедиться самым ощутительным способом, как в бытии Бога, так и в Божестве Господа нашего Iисуса Христа. Может быть, и другие захотят испытать этот способ богопознания? А если боятся, пусть поступают по Заповедям Христовым:
| |
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |