Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 2:00 AM | |
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Открываем Книгу–Журнал (офицiальное церковное изданiе): "ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНIЕ". Том 1. Кiев. Изданiе 1874 г. Дозволено Цензурою. Кiев. 1874 года, iюля 20–го дня.
(Наше примечанiе: В Четь–Минеях, 1 Января, в своем Слове на Обрезанiе Господне, прекрасный гимн святейшему Имени Iисусъ написал Россiйскiй Златоуст святитель Димитрiй Ростовскiй, уже несколько раз печатанный в наших изданiях. Его гимн, и предлагаемый ныне гимн, идейно переплетаются между собою по высоте духа и глубине мыслей, оба они трогательные, весьма назидательные, способные развеять мрак имяборчества).
На странице 17–й читаем: «Январь».
Величiе Святейшего имени Божiя Iисусъ
«И нарекоша имя Ему Iисусъ» /Лук.2,21/. Имя "Iисусъ" выше всякого имени. Это имя говорит нам, что мы были и что стали, чем должны сделаться, и чем сделались: это Имя говорит нам, что Бог от вечности для нас предопределил и во времени исполнил; Оно открывает нам, как любовь Сына, так равно и любовь Отца и Святого Духа, Которые по единству существа Своего также принимали участiе в великом и славном деле Сына. Это Имя говорит нам не только о том, что есть Христосъ, но также и о том, что есть Бог, потому что Iисусъ есть Божественное имя, Оно есть имя самого Бога, – значит. Оно есть имя бесконечно многозначительное, бесконечно величественное и вследствiе этого достойно того, чтобы быть предметом особенного нашего размышленiя. I Величiе Святейшаго имени Iисусъ коротко и ясно объясняется св. Апостолом Павлом, который говорит, что "имя Iисусъ выше всякого имени" /Фил. 2,9/. Таким образом, это Имя возвышается над всеми именами и над всем, что носит имя, должно господствовать; Оно есть Имя, которое превозносится над всеми временами, в которые существуют и м е н а, над всеми заслугами, ради которых даются. Следовательно, если мы хотя несколько хотим понять величiе этого имени всех имен, то должны возвыситься над незначительностью обыкновенных имен, должны подняться превыше времен, людей и человеческих заслуг, подняться на высоту, откуда наш слабый глаз презирает несколько яснее и глубже, короче: в смысл этого таинственного Имени мы должны проникать с высоты веры, потому что только свет веры объясняет нам все, что заключает в себе это Имя. Но что же вера говорит нам об этом Имени? Она прежде всего говорит нам, что имя "Iисусъ" превыше всех времен что под солнцем носит имя /слышите, имяборцы? – сост./, все это сотворено и произошло во времени, – получило свое бытiе, а следовательно и названiе тоже во времени. Создавшiй последнiй и высочайшiй Свой образ, вдохнувши в тело первого человека дыханiе жизни и поселивши Свое собственное подобiе на земле, Богъ потом уже нарекает ему имя и Богъ, говорит св. Писанiе, дал ему имя Адам. Следовательно только тогда, когда окончилось творенiе Богъ или Самъ нарекал имена тварям, как например, первому человеку, нареченiе имени которому Онъ предоставил Себе, или же предоставил право давать имена тварям тому же самому человеку, как рассказывается нам на первых страницах священной исторiи об Адаме, который дал имена не только животным, приводимым к нему Богомъ, но также своей жене, второму сотворенному человеку. "Адамъ, говорит Писанiе, назвал жену Евой". Поэтому имена всего сотворенного представляют нечто явившееся во времени, временное. Не таково Божественное имя "Iисусъ": Оно не есть Имя времени но Имя вечности; поэтому Оно настолько выше времени, насколько сама вечность возвышается над временем. Правда и это имя дано Божественному Спасителю также во времени, – именно, по прошествiи восьми дней после Его рожденiя; но, тем не менее, имя Iисусъ неизмеримо выше всех пределов времени: Оно во времени лишь настолько, насколько Его человеческая природа произошла во времени. Но так как искупил и мог искупить нас не простой только человек Iисусъ, а Христосъ, как Богъ и человек в одной и той же ипостаси; то, поэтому, Его имя должно быть прилагаемо не к одному только Его человечеству, – Христосъ есть Iисусъ, т. е. Спаситель от вечности, а, следовательно и Его имя лишь в том отношенiи временно, что Оно открылось во времени; через что естественно нисколько не изменилось заключавшееся в этом Имени от вечности, и мы должны по необходимости признать, что имя Iисусъ должно быть вечно, так же вечно, как вечен сам Христосъ, Сынъ Бога. Как от вечности Богъ предопределил сотворить мiр, так же от вечности в Совете Св. Троицы было присвоено Отцу дело творенiя, а Св. Духу— дело освященiя, также от вечности было предоставлено Сыну дело искупленiя; Следовательно было от века у Христа как Его служенiе Искупителя, так и Его имя Iисусъ, т. е. Спаситель. ИМЯ "IИСУС" ТАКЖЕ ВЕЧНО, КАК ВЕЧЕН БОГ ОТЕЦ, Который от вечности свидетельствует о своем Сыне, как об Искупителе; Оно вечно, как вечно Слово, Которое было у Бога и Само Было Богъ, Которое от вечности, в качестве посредника между Богомъ и к искупленiю назначенным мiром, предало Себя в руки Своего Небеснаго Отца; Оно вечно как вечен Духъ Божiй, Который, вследствiе Своего единосущiя с Отцемъ и Сыномъ, имеет одну и ту же волю и любовь с обоими. Имя "Iисусъ" от вечности составляло предмет вечных планов Божiих, а равно предмет вечной любви Божiей, которая Его, как божественное сокровище, от вечности носила и скрывала в Своем сердце; и только когда пришла "полнота времен" она вручила Его, с воплями взывающему к этому Имени, мiру. Только теперь передал Богъ человечеству этот драгоценный камень небесный, но передал единственно для того, чтобы, после непродолжительной неизвестности Его на земле, Оно просiяло еще большим блеском на всю вечность. Имя Iисусъ есть имя вечности. "Твое имя", говорит поэтому уже евангелист ветхаго завета—Исаiя, когда повествует о Боге, как Искупителе,—"Твое имя, восклицает он, есть Имя вечности" /Ис. 63,16/. Тысячи и миллiоны имен вместе с теми, которые носили их, погребены в могиле и преданы вечному забвенiю, тысячи и миллiоны новых имен будут еще уничтожены, всеразрушающею рукою времени; ни одно имя, будь оно даже глубоко начертано на камне, меди, или как часто бывает, занесено в летописи всемiрной исторiи, – ни одно имя не устоит пред разрушающею рукою времени, потому что это свойственно только имени "Iисусъ". Наши же имена лишь только по мере того становятся безсмертными и увековечиваются, насколько мы при помощи заслуг Искупителя и своего собственного старанiя воплощаем в себе имя "Iисусъ". Вполне справедливо поэтому говорит св. Писанiе: "в вечной памяти пребудут праведники". Таким образом имя "Iисусъ" – вечно, т. е. Оно от вечности получило НАЧАЛО и продолжится на всю вечность, поэтому превыше времени. Но Оно также превыше имен всех людей, когда–либо живших во времени. II Имя Iисусъ есть имя превознесенное над всеми именами. В священной исторiи встречаем мы многих великих могущественных личностей имена которых иногда не менее интересны, чем целая их исторiя с ее деянiями и подвигами: не говорят ли нам обо всем этом имена Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Давида, Iоанна, Петра, Павла, Стефана, имена: Евы, Сарры, Iудифы, Поили, Елизаветы, Анны, Марiи? Какiе величественные воспоминанiя, какiе многозначительные событiя, какое богатство замечательнейших фактов связаны с этими именами! Нет более важного преимущества, как подобно первому человеку, быть сотворенным десницею Божiей и сделаться Отцом всего человечества; нет более высокого достоинства, как по определенiю Божiю быть или вторым Адамом, подобно Ною, или родоначальником целого народа, подобно Аврааму – или освободителем и спасителем этого же самого народа, подобно Моисею, – или замечательнейшим царем его, подобно Давиду. Нисколько не меньшее преимущество и в том, чтобы сделаться или матерью всех живущих, как Ева, или прообразом Пресвятой Богородицы, как Сарра, или образом геройства женщин в древнейших исторических летописях. Мы знаем, какое уваженiе оказывал сам Iисусъ Христосъ тому, кто был послан уготовать путь Господу, нам известно, что сделал Спаситель, чтобы присоединить к Своей Церкви Петра и Павла; не безызвестно нам также, какое высокое значенiе указал сам Богъ в исторiи искупленiя св. Елизавете, Анне и особенно Пресвятой Деве Марiи, Матери Iисуса Христа, мы знаем все эти личности, мы знаем их и почитаем как особое орудiе в руках Божiих; мы знаем их деянiя и их имена. Однако, что же говорят нам имена всех этих прославленных личностей, о чем они свидетельствуют нам, если только рассматривать их самих в себе? Что особенно важного, если сказать, что Адам значит созданный по подобiю Божiю или взятый от земли, Ева – мать живущих, Авраам – отец великого множества, Моисей – спасенный от воды, Петр – Камень, Iудифь – хвалящая Бога, Елизавета – Святыня Божiя, Анна – помилованная, Марiя – возвышенная? Говорят и свидетельствуют ли эти имена о чем–нибудь более, как об одной или двух достопримечательных чертах, благодаря которым их жизнь вследствiе особых целей и соизволенiя Божiя, сделалась настолько важною и знаменитою? Действительно ли в их собственных именах заключено все их достоинство, все их значенiе? Не оставляют ли напротив их имена простой очерк или отрывок из того, что в их жизни совершилось великого и замечательного? Можно ли указать такое, имя, которое бы ясно предоставило нашему сознанiю все величiе, все достоинство, все значенiе, хотя одной какой либо из поименованных нами личностей? Имена эти для нас, быть – может, не более, как зеркало для того, кто в него смотрится: они показывают нам, в самом деле, только одну сторону внешнюю; между тем как внутренняя, более глубокая, более значительная сторона остается для нас закрытою. И теми ли самыми показываются нам эти имена рассматриваемые при собственном их свете, чем какими они являются в том случае, когда мы рассматриваем их при свете того Имени, которого Носитель равен сiянiю Отца и есть тот свет, который все освещает? При свете этого Имени все имена далеко, далеко должны отступить назад, как ночь отступает пред днем, тварь пред Творцом, простой символ пред действительностью: Имя "Iисус" одинаково возвеличено над всеми именами, при Его Имени получают и удерживают значенiе и достоинство имена всех великих личностей, прежде и после Него живших; при Его Имени оживают пред нами имена самой глубокой древности, – величественные имена патрiархов и пророков, св. жен и дев; при Его Имени имя Марiи является для нас тем, чем оно сделалось в глазах всего христiанского мiра; при Его Имени просiявают пред нами имена апостолов, которые проповедовали об и м е н и "I и с у с " и распространяли это Имя между всеми нацiями; при Его Имени обнаруживается полное величiе целого бесчисленного ряда личностей, которые в теченiи трехсотлетнего перiода мученiй собственной кровью запечатлели свои имена в книге животной; и м я "I и с у с ъ " есть Имя, которое превыше всех имен, превыше имен всех смертных, которые о нем живут, движутся и. существуют; оно превыше имен ангелов, архангелов, херувимов и серафимов, блаженство которых состоит в том чтобы жить в свете этого величественнейшего Имени, в некотором смысле Оно выше даже имени Бога. Что говорят нам все другiе имена и названiя, которые в св. Писанiи придаются вечному Богу? О чем говорит нам простое слово «Богъ» существующее во всех языков всех времен и всех народов? О чем говорит нам сообщенное Моисею Самимъъ Богомъ обозначенiе Своего Имени: "Я есмь Сый"? Конечно, Оно сообщает нам многое, даже очень многое, так как им обозначается, что Богъ есть всегда Сущiй, а, следовательно, Вечный, – но в то же время – мало, потому что человек также мало понимает это Имя, как мало понимает самую вечность. Но можем ли мы назвать Бога настоящим Его Именемъ? Так же мало, как мало мы способны понять Бога. Почему? Св. Григорiй Назiанзин пишет: "Богъ никаким Именемъ не может быть выражен". Что относительно имени Божiя мы находим в св. Писанiи, то довольно незначительно; но как скоро мы слышим имя Iисусъ, тогда мы как будто ближе становимся к вечности, потому что Оно проливает пред нами свет Божественного Существа: тогда наш глаз видит яснее, наше сердце бьется спокойнее и мы вместе с блаженным Августином восклицаем: "Iисусъ есть действительное имя Бога". Какое чудо, что сам Богъ в продолженiе почти целых четырех тысяч лет никогда не произносит своими устами это великое Имя, но скрывает Его у Себя и никому в теченiи этого времени, не сообщает Его? Богъ милосерд к грешнику ради заслуг Iисуса, Спасителя мiра, – но Он не называет Того, Кто был основною причиною Его милосердiя; Бог правосуден и наказывает человека после его паденiя, хотя не так, как бы он заслуживал, – но не называет имени Того, Кто произвел замедленiе вечного правосудiя; Бог] исполнен милосердой любви и в лице Адама первого человека. Онъ всем рожденным от жены дает обетованiе об Искупителе, – но не называет Его имени. Богъ умалчивает! Аврааму, испытанному в послушанiи, – Исааку, за свою готовность к самопожертвованiю сделавшемуся прообразом будущаго Мессiи, Давиду, так часто, так прекрасно и так задушевно воспевавшему грядущего Искупителя, всем им даются самые высокiе и самые определенные обетованiя относительно всеми народами ожидаемого, – даются обетованiя устами Самого Бога, Который обещает Искупителя, – но не называет Его имя. Богъ умалчивает! Пророки, которых Богъ в продолженiе целых столетiй наподобiе вестников посылал в мiр для возвещенiя Ему о Сыне Божiемъъ имеющем освободить людей от греха и вечного наказанiя за грех, – пророки многое и великое предвозвещали относительно Его рожденiя, жизни, дел, страданiй, смерти и воскресенiя; они как будто осязали Его своими перстами, но Имени Его не знали. Они называли Его Богомъ Еммануиломъ, Господомъъ господствующих, князем мира, Отцомъ будущего века, чаянiем народов; но имени Iисуса они не знали. Богъ умалчивает! Ни Адам, ни Ной, ни Авраам, ни Давид, ни Моисей, ни пророки, никакая знаменитейшая личность ветхозаветной исторiи откровенiй не удостоилась получить откровенiя того Имени, Которое сделалось надеждою как прошедших, так равно и будущих поколенiй. Пресвятая Дева Марiя была первая, по отношенiю к Которой Богъ впервые, прервал Свое молчанiе, – открыл величайшую тайну, а так же тайну Святого имени Iисусъ; Пресвятая Марiя, Матерь нашего спасенiя, та, во чреве Которой совершилась тайна воплощенiя, Та, которая вечному Сыну Божiю дала плоть от своей плоти и кровь от своей крови, – Пресвятая Марiя первая должна была из уст Ангелов услышать величественное имя своего Божественного Сына. III. Подлинно, И м я, которое любовь Божiя от вечности предопределила, есть Имя, пред которым все имена суть только бледные тени; Имя, Которое Самъ Богъ почтил в такой высокой степени, – это Имя должно быть превыше всех заслуг, ради которых даются и могут быть даны имена. Имя Iисусъ есть Имя всех имен. Где в мiре можно найти имя, которое, будь оно даже обязано своим происхожденiем величайшим подвигам и заслугам пред человечеством, Богомъ, царем и (отечеством,– где такое имя; которое было бы в состоянiи сравниться с Именемъ, которое оказало заслуги человечеству на позорном древе Креста? Велика заслуга освободить из рук врагов и притеснителей город, страну или целый народ; велика заслуга пожертвованiем своего состоянiя и имущества стать отцом нуждающихся и бедных людей и даже самому сделаться бедняком; велика заслуга словом и делом вступиться за слабую и угнетенную невинность; велика заслуга для друга пожертвовать имуществом, кровью и жизнью; однако, что значат для человечества все эти заслуги и все имена, связанные с этими заслугами, в сравненiе с тою заслугою, которую Христосъ оказал мiру и в сравненiи с тем Именемъ, по отношенiю к которому всякая заслуга есть нечто обязанное Ему? Имя Iисусъ возвещает нам о заслуге, которая далеко превосходит все то, что мы разумеем под понятiем "заслуга", – о заслуге, которая могла быть прiобретена единственно только Богочеловекомъ; потому что Христосъ есть Iисусъ, т. е. Спаситель в глубочайшем и обширнейшем смысле этого слова, Спаситель всего человечества от первого человека до последнего, – Спаситель от всех грехов и наказанiй за грехи: Спаситель всех тварей разумных и неразумных, потому что и последнiе также увлечены были паденiем человека и вместе с ним совоздыхали, по словам апостола Павла, о спасенiи. Словомъ, Христосъ есть Спаситель всего мiра: "и наречеши Ему имя Iисусъ, говорит ангел, потому что Он спасет народ Свой от грехов его". Быть Спасителемъ – это составляло задачу земной жизни Христа, задачу, которую Онъ, как из любви от вечности принял на Себя, так из любви во времени выполнил ее и притом так выполнил, что небо и земля пришли в изумленiе; потому что Он выполнил ее с величайшим и беспримерным смиренiем, чтобы уничтожить величайшiе действiя высокомерiя и противленiя человека закону Божiю и Самому Богу. "Христосъ, пишет ап. Павел /Филип. 2,7/, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной". Дорого это Имя, которое прiобретено высокою ценою: "не золотом и серебром оно прiобретено, говорит ап. Петр, но кровью Iисуса Христа". Не семь или четырнадцать лет требовалось для того чтобы, подобно Iакову, который четырнадцатилетнею службой прiобрел руку Рахили, прiобресть умилостивленную руку божественного правосудiя, в продолженiе тридцати трех лет, которые были непрерывною цепью многоразличных страданiй должен был Христосъ снискивать божественную любовь для развратившегося рода человеческого. Недостаточно было одного всемогущего слова: "да будет" – чтобы воссiял небесный свет в помраченном ложными верованiями мiре: в теченiе трех лет словом и примером должен был Христосъ проповедовать, чтобы доставить новый день народам, сидящим во тьме и сени смертной. Не одно или два чуда необходимо было для того, чтобы сатану, как некогда фараона склонить к освобожденiю человечества, находящегося в рабстве дьявола: без величайшего из всех чудес, без чуда из чудес, без воплощенiя Христова, без страданiй и смерти Его, бедствiя мiра, ад и господство дьявола сделались бы для всех людей вечными. Но глубина величайшего из всех чудес заключается в послушанiи и завершенiи этого послушанiя, – в пожертвованiи всего того, что имел Христосъ в пожертвованiи Имъ своей жизни, в смерти и притом самой мучительной и позорной смерти на кресте. Наградой за это самоотверженiе и уничиженiе Христа было Его возвеличенiе над всей тварью, потому что вследствiе их, как говорит св. ап. Павел "и Богъ Его превознес и дал Ему ИМЯ, КОТОРОЕ ВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ". Таким, следовательно добровольным послушанiем Христосъ не только нам оказал услугу, но и Себя самого прославил, потому что через это Онъ прiобрел прославленiе Своего тела, – превознесенiе Своей человеческой природы над всеми тварями и Имя, Которое выше всякого имени как для нас, так и для Самого Христа дорого поэтому это Имя. В то достопримечательное мгновенiе когда Iисусъ Христосъ был предан врагами на смерть, – Онъ попустил лишить Себя всего: одежда Его была снята с Него, человеческое достоинство поругано, ученики Его, за исключенiем одного, разбежались; Одно Его имя, Которое вопреки воли Его врагов» сiяло над Его главою, – пребыло с Нимъ неразлучно. Хотя и. неохотно, все–таки попустил Онъ, чтобы верные Его ученики, из коих один за несколько часов пред тем дал торжественную клятву идти с Ним на смерть, – оставили Его в последнiе часы жизни; только Марiя, Его Святая Мать, Iоанн и Магдалина, готовые умереть с Нимъ, только они стояли у ног Его. Но Его ИМЯ. "И И С У С Ъ" было над Ним, над Его главою, чтобы как прежде, так и при смерти, Его собственная глава склонилась бы ПЕРЕД ВЕЛИЧIЕМ И ДОСТОИНСТВОМ ТОГО ИМЕНИ, ПЕРЕД, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ ПРЕКЛОНИТЬСЯ НЕБО, ЗЕМЛЯ И А Д . Таково значенiе Сладчайшего имени «И и с у с ъ»!. Аминь. ____________________ Вот как учила Св. Православная Церковь о сладчайшем имени Iисусъ Христовом до рокового 1913 года! Вот почему святые Отцы, и особенно св. праведный Iоанн Кронштадтскiй в преддверiи Синодального имяборчества, внушали всему христiанскому мiру, что имя Божiе есть сам Богъ, что в имени Iисусъ Христосъ, весь Христосъ, душа и тело Его, соединенные с Божествомъ. Так именно вероволи Афонскiе исповедники, и ныне веруют их последователи во всем мiре! Вышеприведенную статью: «Величiе Святейшего Имени «Iисусъ» по всей справедливости можно назвать имяславческою, а ее автора – Величайшимъ имяславцем! Царство ему Небесное! Но совсем не такую, а противоположную, веру провозгласил «Святейшiй» Синод в своей грамоте от 18 мая 1913 года: будто бы имя Божiе не Бог и не энергiя Божества, что имя Господа «Iисусъ» равно всякому человеческому имени и названiю, не предвечное, не Богомъ открытое, а людьми вымышленное и нареченное Богочеловеку, и что имена Божiи, в том числе и имя «Iисусъ» не имеют реального бытiя; что Имя Божiе не в Боге, и Бога нет в Его Имени. Нынешнiе ревнители имяборчества ХХ и ХХI века, основываясь на некоторых философских словах Св. Григорiя Нисского о простых человеческих именах и названiях, дерзнули провозгласить от имени Св. Православной Церкви кощунственное ученiе, будто бы «Имя Божiе разлагается и исчезает вместе со звуком голоса» как всякое простое слово не относящееся к Богу. И таким образом, повторяется ими страшная хула дiавола на Сладчайшее Имя Господа Бога и Спасителя нашего Iисуса Христа. Такое лжеученiе они называют православным, а не согласных с ним причисляют к отступникам от Православiя и от Православной Церкви. Что это? – Это, похоже, то самое предсказанное Св. Апостолом Павлом и Тайновидцем Iоанном в Откровенiи «отступленiе» от искупившего мiр Владыки Господа нашего Iисуса Христа (2 Пет.2,1; 1 Тим.4,1–3; 2 Фесс.2,3–12; Откр.3,1–4 и 13,8) и есть признак предконечных времен. Это явное исполненiе пророчества преп. Серафима Саровского об отступленiи от чистоты Православiя Россiйского духовенства; это исполненiе пророчества преп. Нила Мироточивого и ряда Святых Отцов и духоносных Россiйских старцев иноческих обителей. Это страшное исполненiе чаянiя демонов: «Оставят христiане Iисуса и нас славити будут». Афонскiе старцы предсказывали: «Россiя погибнет, если перестанет почитать имя Божiе». Не к этой ли черте и развязке времен мы уже вплотную приблизились? Святые Ипполит Римскiй, Св. Димитрiй Ростовскiй, преп. Ефрем Сирин, Св. Григорiй Нисскiй, Св. Феофилакт Болгарскiй, другiе Святые Отцы Церкви предсказывали, что похуленiе Имени Божiя это предначатiе антихристова пришествiя. Из упомянутых Святых Отцов, последнiе два называют хулителей имени Iисуса Христа «идолослужителями» и «братьями богоубiйц». Все имяборцы разных мастей уже приняли и поклонились духу и ученiю антихриста. Господи, вразуми, спаси и сохрани нас от имяборческого ослепленiя, от поклоненiя духу антихриста! Св. Царепророк Давид молился: «Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой…. Ради Имени Твоего, Господи, и очисти грех мой» (Пс.24,5,11). И мы скажем: Аминь.
ЧАСТЬ I
Жизнь и труды Афонских и Россiйских исповедников во славу Имени Божiя.
“Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси, БОГ СПАС мой... Ради Имени Твоего, Господи, и очисти грех мой. (Псал. 24,5,11” 1. Афонскiй прозорливый старец Амвросiй и схимонах Досифей.
Беседа инока Досифея с Старцем Амвросiем о новой имяборческой ереси.
Однажды, беседуя с одним из старейших наших духовников (55 лет прожившем на Афоне) о современных наших афонских нестроенiях и разногласiях относительно Имени “Iисусъ”, и весьма скорбя о том, что сколь великiе и уничижительные мненiя об Имени Iисусовомъ и хуленiя на оное не только высказывается открыто начальствующими и духовниками и высокообразованными монахами, но даже печатаются в духовных журналах, как, напр., было в «Русском Иноке», где Архiепископ Антонiй лично на всю Россiю возвестил, что Имя Iисусъ, постольку же не есть Бог, поскольку и имена многих других Iисусов [1].– Весьма скорбя о сих небывалых хуленiях, я вопросил старца: “Отче мой, что же делать мне? Молчать ли, или изобличать хулителей Имени Божiя, но они суть власть имущiе в нашей обители и на меня тогда обрушатся разные беды и гоненiя?!” – “Надо узнать волю Божiю, и узнав ее, действовать согласно с ней”, отвечал мне духовник, тогда совесть твоя мирная будет, чтобы с тобой из за этого не случилось” – ”А как мне узнать волю Божiю? – говорю я. – Писано есть: вопроси отца твоего и возвестят тебе старцы твоя, и рекут тебе”,[2] – “Но которого же отца вопросить мне, который воистину мог бы мне открыть волю Божiю?” – вопросил я. – “ В Зографе есть великiй старец, о. Амвросiй. Он одарен великой благодатью, и даже некогда только что умершего, и не успевшего прiобщиться, воскресил и прiобщил, он имеет дар прозорливости, и есть воистину старец благодатный, и ты можешь, несомненно, верить, что уста его будут для тебя Божiимъи устами. Давай помолимся, и ступай к нему, и как скажет, так и сотвори.” – Этот совет пришелся мне весьма по душе, и так мы сделали, и на утро я пошел в Зограф. Когда я постучался к старцу, то оказалось, что он отдыхал, но келейник, почему–то, не постеснялся немедленно его разбудить, я же стоял в дверях. Пробудившись и еще не видя меня, но, только вставая с ложа и усаживаясь на стул, столетнiй старец говорил как бы про себя, но громко: “Надо читать Деянiя Апостола Павла и подражать ему”.(Прим.: не хотел ли этим сказать старец, что надо подражать ревности Павловой в подвигах за славу Имени Господня, о которой повествуется в Деянiях?). Когда старец сел, то я подошел и поклонился ему до земли, он же, благословляя, снова произнес те же слова: “Надо читать Деянiя Апостола Павла и подражать Ему”. После этого, посадив меня, он снова, как бы про себя, промолвил: “Надо непрестанно молиться (т. е. молитвой Iисусовой). Без молитв спастись нельзя. Надо непрестанно молиться. Невозможно спастись без непрестанной молитвы. Надо читать поученiя Св. Отцов и проверять себя по ним, а наипаче надо читать Деянiя апостола Павла – читать и подражать.” Эти слова он повторял несколько раз и, наконец, обратившись ко мне, сказал: “Что имеешь ко мне? Я почти глух и слеп, и ни чем помочь вам не могу – стар уже”. – Я передал ему письмо от моего духовника и письменное изложенiе моего прихода ввиду глухоты его и трудности беседы с ним, но он отказался читать, по причине слеповатости своей. Тогда я сказал ему, крича на ухо, следующее: “Великое у нас в обители происходит смущенiе: некiй iеромонах А. (Алексей,-Сост.), а с ним Игумен, и Наместник, и духовник О. А., и многiе другiе говорят, что Имя Господа нашего Iисуса Христа, т. е. слово “Iисус” есть лишь простое, обыкновенное, собственное имя человеческое, не “Дух и Живот”, как говорит Господь суть слова Его, но отвлеченное. Говорят, что не им Самимъ творились чудеса, но называют его “посредствующей силой”. Говорят, что засвидетельствованные в Писанiи чудеса, не силой Божественной Имени Божiя творились, но силою веры. Говорят, что Имя Господне призываемое в молитве служит лишь, как посредствующая сила, и само по себе не есть спасительно и на него уповать не подобает, но напротив того, это есть величайшее мол беззаконiе надеяться на имя Господа Iисуса и обожать его.” – Старец крайне изумился и в великом страхе стал креститься и говорить: “От века еще не бывали такiе еретики! Имя Iисусъ так неразрывно с Богомъ, что можно сказать, что Имя Iисусъ есть самъ Богъ, ибо как можно отделить имя от существа? – это невозможно. Имя Iисусъ есть истинный Богъ; невозможно спастись без имени Iисуса. О еретиках же сих есть писано, что в последнее время будут еретики хуже первых; эти то и суть те страшные еретики, кои сладчайшее и спасительное Имя IИСУСЪ опровергают, то есть уничижают, как простое человеческое и немощное, безсильное! Сiе то есть страшная хула на Бога, ибо сам Господь повелел почитать, и все от него просить, ради страшного спасительного Имени Его “Iисусъ”. И св. Апостол Петр сказал, что сим только Именемъ подобает нам спастись!” – тогда я сказал ему: “Отче святый! В Апокалипсисе в главе 13, ст. 6 сказано: “И отверз он уста свои для хулы на Бога, и на Имя Его, и селенiе Его, и живущiя на небеси”– не сказано ли это о сей ереси, хулящей Имя Божiе? Не суть ли жилище Его те, которые стяжали Бога, всегда призывая Имя Его, как сказано: вы есте Храм Божiй и Дух Божiй живет в вас” (1Кор. 3,16)? Не суть ли живущiе на небеси те, кои достигли совершенства с помощью непрестанной молитвы Именемъ Господним и достигли созерцанiй? Так ли я думаю? – на это старец ответил: “Да, можно так думать, ибо есть написано, что самого антихриста на Афоне не будет,[3]) но будут слуги его[4]. То сiи то и суть слуги антихристовы, ибо они поносят Святейшее Имя Божiе.” Тогда я сказал: “Как же нам быть и что мне делать? Молчать ли и ждать, каков будет конец, или говорить и писать в обличенiе их заблужденiя?” На что он ответил: “Ныне у людей принято так: где надо молчать, там они много говорят, а где нельзя молчать, там они молчат, будто это до них не касается, это очень нехорошо, а иногда и пагубно. Вам же молчать об этом нельзя, но надо и говорить и писать во славу Имени Божiя. Но только не спорить, ибо спор не есть от Бога. Если же дело будет доходить до спора, то лучше оставь и отойди от зла и сотворишь благо. – Я сказал: “Но если я так буду делать, то меня изгонят, и я останусь без всего; чем я жить тогда буду?” – “Бог покроет вас Своею благодатiю и нужды не будет, ибо блаженны суть стоящiе за Имя Господне и изгнанные правды ради”. Услыхав от меня об одном исповеднике Имени Господня, который несколько потерпел за Имя Господне, старец просiял радостной улыбкой, и взглянув на образ Спасителя и перекрестившись сказал: “Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное!” – Затем, обратившись ко мне паки, сказал: “Не бойтесь! Бог вас покроет и пропитает, и спасет всех мужественно стоящих за Имя Господне”. Сiе все я счел долгом описать и обнародовать, утверждая честным монашеским словом, что описал все без всякого прибавленiя и прикраски, как было, дословно; в удостоверенiе чего и подписываюсь Схим. Досифей, Пантелеим. Мон. 2 Августа 1912 г. [5].
2. Митрофорный протоiерей Iоанн Сергiев–Кронштадтскiй. (19.Х.1829 – 20.12.1908). Память его совершается 19 октября и + 20 декабря. В первую очередь к имяславцам можно определенно отнести великого светильника Церкви Христовой св. Iоанна Кронштадтского, на весь мiр возгласившего: «О, Имя Сладчайшее, Имя Святейшее, Имя Всемогущее, Имя Господа нашего Iисуса Христа, победа моя Господи, слава Тебе!». «Когда ты про себя в сердце говоришь, или произносишь Имя Божiе, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Iисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа, – учит о. Iоанн. С верою и любовiю прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему заповедь Божiя строго запрещает употреблять Имя Божiе всуе, потому то–есть, что Имя Его есть Онъ Самъ единый Богъ в трех лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, в то же время незаключаемое т. е. неограничиваемое им и ничем сущим». Великiя Имена: Пресвятая Троица, или Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, призванные с живою, сердечною верою и благоговенiем или воображенные в душе, суть Самъ Богъ и низводят в нашу душу Самого Бога в трех лицах»[6]. «Имя Божiе есть Самъ Богъ»[7]. «Имя Господа есть Самъ Господь–Духъ везде сый и вся исполняяй»[8]. «В Имени Iисусъ Христосъ, весь Христосъ–душа и тело Его соединенные с Божествомъъ»[9]. Отец Iоанн жил и дышал Именемъ Божiимъ. Он восклицает: «Везде прославило меня Имя Твое, Господи: и у трона царей, и у всех важных и сильных мiра сего, и у богатых и небогатых, образованных и простых людей: всюду принесло Оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавленiе, спасенiе, исцеленiе, здравiе, утешенiе, облегченiе, победу над кознями вражiими. Столь чудно Имя Твое, Господи!»[10] Чудесное обращенiе Iеросхимонаха о.Антонiя к Имяславiю. Отец Iоанн знаменитый проповедник, великiй чудотворец, пророк и всемiрный молитвенник. Провожая на Афон своего послушника о. Антонiя Булатовича и благословляя его о. Iоанн вынул из под полы рясы книжку и вручая ее о.Антонiю, произнес: «А это тебе в руководство». Через несколько лет, в то время когда на Афоне происходили споры об Имени Божiемъ, о.Антонiй, безмолвствуя в своей уединенной келiи, стоял в стороне от этих споров и ничего о них не знал. В суть этих споров его ввели «два инока, знавшiе о его духовной жизни, которые пришли к нему в надежде найти в нем подкрепленiе в своей скорби и сильного сторонника всего братства, мужественно ставшего за истину, выраженную о.Иларiоном в книге «На горах Кавказа». О.Антонiй принял их, выслушал их рассказ и, к удивленiю их, возмутился и высказал то же, что и о. Алексей (Киреевскшй). Он сказал им: «Вы заблуждаетесь, говорить: «имя Божiе есть Самъ Богъ» нельзя, это ересь». И в пылу своей «ревности не по разуму» высказал решимость письменно обличить самого о. Иларiона. Монахи эти не ожидали от него таких слов и ушли от него еще в большей скорби, и направились в Зографскiй болгарскiй монастырь к столетнему старцу, подвижнику и чудотворцу. По уходе их о. Антонiй тот час же написал о. Иларiону письмо, обличая его за ученiе: «имя Божiе есть Самъ Богъ», и назвал это ученiе ересью. Запечатал письмо, намеревался утром отнести в канцелярiю для отправки по назначенiю. Стал на обычное свое молитвенное правило. Нужно отметить, что по усердiю и постоянному упражненiю в умной молитве, он уже имел некоторый успех – благодатное озаренiе сердца. Это его радовало, и в уединенiи своем он весь предавался молитвенному подвигу. Но в данный момент, после разговора с двумя иноками и после написанiя обличительного письма о. Иларiону, приступив к молитвенному правилу, он нашел себя мертвым к молитве, ум пустым и чуждым к воспрiятiю обращенiя к Богу, а сердце – жестким и окаменелым. Он весьма удивился, что и язык как бы не повинуется словам молитвенным. Обращается к иконам, а мрак еще более обуревает его. Взял с анолоя Святое Евангелiе, думая чтенiем его исправить свое помраченiе, но св. Евангелiе как будто не для него. Растерявшись пал пред иконами, воздел руки, но впал в отчаянiе – нет помощи ни от св. Евангелiя, ни от лобзанiя Животворящего Креста и св. икон… Наконец, остановилось вниманiе на книге, которую подарил ему о. Iоанн Кронштадтскiй, со словами: «А это тебе в руководство». Книга эта всегда была спутницей и теперь лежала около Св. Евангелiя. Взял эту книгу, поцеловал ее и раскрыл. Его взор мгновенно упал на слова о. Iоанна Кронштадтского: «Имя Божiе есть Самъ Богъ». Божественный ужас объял все его существо. То, что что час тому назад он озлословил и назвал ересью, чем онорчил двух скорбящих иноков, хуже того – написал еще и обличительное письмо о. Иларiону за его «ересь», – видит в книге как истинное правосланое ученiе о. Iоанна о этой Божественной истине, то есть, что действительно Имя Божiе есть Самъ Богъ. Он зарыдал от боли и скорби сердечной: «О, окаянный, куда я залез и в какую пропасть упал с своим кичливым злоумiем! Дорогой мой батюшка, всемiрный молитвенник и высокiй богослов, исповедует истину – Имя Божiе есть Самъ Богъ. А я, треокаянный, назвал это ересью». С подобными покаянными воплями он взял приготовленное письмо о. Иларiону, изорвал его в клочья, бросил в камин и сжег. В этот момент весь мрак, его обуявшiй, как дым исчез, ум озарился Светом Богоразумiя, сердце наполнилось неизреченной духовной радостью, и возсылал он славу и благодаренiе Богу, и дар молитвенный возвысился, сравнительно с тем, какой был до этого времени. Итак, предсказанные слова дорогого батюшки о. Iоанна: «А это тебе в руководство» – исполнились! Подаренная книга через много лет послужила о. Антонiю руководством в годину страшного испытанiя и соблазна, от которого начала содрогаться вся Св. Гора Афонская. Это и есть «тонкiй глас исходящiй», о котором говорит преп. Нил Мvроточивый в своих предсмертных вещанiях. Вразумленный чудесным образом, о. Антонiй с этого времени всего себя посвящает на защиту славы Имени Божiя. Уместным будет сообщить здесь и о втором пророчестве о. Iоанна Кронштадтского. Отец Iоанн почил о Господе в 1908 году. За месяц и двадцать дней до смерти, в последнем письме от 1-го октября 1908 г., о. Iоанн написал о. Антонiю (Булатовичу) таинственное предсказанiе: «Ты будешь моим письмоводителем» и такое пророчество: «Афонским инокам – венцы мученическiе». Поразительно точно исполнилось и это предсказанiе, ибо после чудесного вразумленiя книгой, подаренной о. Iоанном, о. Антонiй неутомимо стал писать в защиту исповеданiя в книге о. Iоанна: «Имя Божiе есть Самъ Богъ, Имя Господа Iисуса Христа – Самъ Господь Iисусъ Христосъ». И, значит, Самимъ делом стал письмоводителем приснопамятного о. Iоанна с 1911 года. А венцами мученическими, с первых же дней имяборческой ереси на Афоне, стали венчаться иноки, мужественно ставшiе на защиту славы Имени Божiя»[11] Автограф этого пророчества о. Iоанна о. Антонiй поместил в своей книге: «Моя мысль во Христе» на первой странице. Таким образом дважды о. Антонiй получил благодатное вдохновенiе на борьбу против страшной имяборческой ереси на Афоне а затем и в Россiи. Уехавшего на Афон по благословенiю о. Iоанна Кронштадтского, Самъ Господь вчинил о. Антонiя в ополченiе имяславцев против имяборчества, на святой Горе. Истинно православное ученiе отца Iоанна об Имени Божiемъ послужило самой первоначальной опорой афонских монахов исповедников в их борьбе против наветов имяборцев на Имя Господне. А когда иноки вникли в ученiе Святых Отец, то увидели, что богословiе Имени о. Iоанна Кронштадтского соответствует ученiю Святых Отец Церкви, писанiя которых они стали публиковать против заблужденiя имяборцев. У нас не было цели описывать полное житiе столпа исповедничества и всемiрного чудотворца о. Iоанна Кронштадтского. В нашу задачу это не входило. Поэтому, написав о нем то, что относилось к исповедничеству Имени Божiя, мы на этом и ограничимся. Вспомнился трогательный случай из жизни двух Праведников: «при встрече друг с другом Митрополит Макарiй Московскiй (Парвицкiй) просит благословенiе у отца Iоанна Кронштадтского. Отец Iоанн просит благословенiе у Митрополита Макарiя. Тогда владыка стал перед батюшкой на колени. Но о. Iоанн тот час и сам опустился на колени перед ним. Кончилось тем, что оба преведника обняли друг друга и о. Iоанн, исполняя просьбу Митрополита, благословил его, а святитель Макарiй исполняя просьбу, благословил о. Iоанна».[12] [1] Русскiй Инок. №10. 1912 . [2] Втор. 32,7 [3] Т.е. Афон до пришествiя Антихриста погибнет [4] Предтечи, ересiархи [5] Истина об Истине. К предотвращенiю имяборчества. Изданiе иноков святой Афонской горы, исповедников имени IИСУС. 1912 год [6] Мысли христiанина. С. 46–47 [7] Моя жизнь во Христе. Вып. 5. С. 30. Изд 2. Спб. 1893 [8] Там же. С. 7 [9] Там же. Вып. 5. С.30 [10] Св. Iоанн Кронштадтскiй. Золотые слова. СПБ. 1996. С. 10. [11] Выписка об о. Антонiи из «Афонской смуты» iером. Паисiя: «Имяславiе». Т. 3. М. 2005. С. 53-55. [12] Газ. «Жизнь Вечная». № 28. 1997. С. 3
| |
Просмотров: 292 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |