Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:42 AM | |
Приказ временного Генерал–Губернатора Кубанской области и Черноморской губернiи от 25.09.1915 Копiя. ПРИКАЗ По Кубанской области и Черноморской губернiи № 113 25 сентября 1915 года, гор. Екатеринодар. На основанiи п.16 ст.19 правил о местностях, объявляемым состоящими на военном положенiи (прилож. К ст. 23 Св. Зак. т. II общ. Учр. Губ. Изд. 1892 года) ВОСПРЕЩАЮ пребыванiе в местностях, состоящих на военном положенiи или входящих в театр военных действiй, проживающему вблизи Спасо–Преображенского монастыря, находящегося в Баталпашинском отделе, схимонаху Иларiону, как лицу вредному для Государственного порядка и общественной безопасности. Подлинный подписал Временный Генерал–Губернатор Кубанской области и Черноморской губернiи Генерал от–Инфантерiи (подпись) Верно: за старшего Помощника Правителя Канцелярiи (подпись) ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 39 Вот уж действительно сатанинскiй дух века сего, во зле лежащего мiра! Здесь, как говорится, комментарiи излишни. Великому подвижнику и наставнику молитвы Iисусовой не оказалось на земле места пред кончиною и гнали его отовсюду и духовные и мiрскiе начальства, гнали святого пустынника, кому должны были бы ноги мыть и юшку пить… Но это гоненiе – удел всех великих Богоугодных подвижников Церкви. И на о.Иларiоне также исполнилось слово Господа: «Блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царствiе Небесное» (Мф. 5,10). «И будете ненавидимы всеми, Имене Моего ради» (Мрк. 13,13).
Рапорт Сентинского Спасо–Преображенского монастыря игуменiи Раисы в Ставропольскую духовную консисторiю от 28. 09. 1915.
СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКIЙ В Ставропольскую Духовную ЖЕНСКIЙ МОНАСТЫРЬ Консисторiю (НРЗБ) ХРАМ Настоятельницы Спасо– НА РЕКЕ ТЕБИРДЕ Преображенского монастыря Сентября 28 дня 1915 г. Игуменiи Раисы № 197
Рапорт На указ от 11 Сентября с/г. за № 30.507 честь имею почтительнейше донести Духовной Консисторiи, что в настоящее время я и Казначея монахиня Серафима, явиться лично к Его Высокопреосвященству, для выслушиванiя выговора о принятiи Схимонаха Иларiона во вверенную мне обитель не могу, по крайней своей старости и расстроенному здоровью, а так–же и Казначея монахиня Серафима она страдает мучительнейшею болезнiю ног и в настоящее время лечется по совету врачей. Еще считаю нужным донести Епархiальному Начальству, что о высылке Схимонаха Иларiона из пределов Кубанской области, мне не было сообщено, – я его приняла как странника и посетителя обители, – самое главное он был болен и во время своего пребыванiя во вверенной мне обители, никаких ученiй не преподавал никому. – О чем своевременно было донесено Его Высокопреосвященству частным письмом и, Схимонах Иларiон выбыл с ввереннаго мне монастыря в первых числах Iюля месяца с/г. неизвестно куда. А предписанный выговор я считаю не заслуженным и крайнею обидою за мои неустанныя и безмерныя труды, по устроенiи обители в теченiи 15–ти лет, здесь положила последнюю силу как я так и моя сотрудница Казначея монахиня Серафима. Настоятельница монастыря, Игуменiя Раиса
7/Х. Журнал. Сообщите игуменiи Раисе, что если она в теченiе месяца не исполнит распоряженiя Епарх. Нач. и не явится к Архипастырю то, как ослушница воли его может подвергнуться строгой ответственности. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 37 – 38
Донос монахинь[1] Сентинского Спасо–Преображенского монастыря на имя архiепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора
ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО СООБЩАЕМ ВАМ. МАТУШКА ИГУМЕНIЯ РАИСА И МАТУШКА КАЗНАЧЕЯ И ПРОЧЕИ МАТУШКЫ ВЕРОЮТ ПРАВО ВОСВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ. А ТОЛЬКОПОСЕЛИЛЫ НАМАНАСТЫРСКОЙ ЗЕМЛИ ЕРЕТИКА О. СХИМОНАХА ЛАРIОНА ИЗ ЗАКОТОРАГО КНИГЫ ВОЗНИК НА АФОНЕ СПОР. СХИМОНАХ О. ЛАРIОН ЖИВЕТ НАМАНАСТЫРСКОЙ ЗЕМЛИ И ОКОЛО ЕВО ЖИВУТ ЕВО УЧЕНИЦЫ, ТОЖЕ ЕРЕТИЧКЫ НИНА И АНАТОЛIЯ. И ДРУГIЕ ЕРЕТИЧКЫ ЖИВУТ КОТОРЫЕ ЛАРIОНОВОЙ ЕРЕСИ ДЕРЖУТСЯ И ВСЕ ЭТИ ЕРЕТИКИ И ЕРЕТИЧКЫВ НАШОМ МОНАСТЫРЕ ПРИЧАЩАЮТСЯ СВЯТЫХ ТАИН. ВЫ ПОЖАЛУСТА СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО ПРЕДПЕШИТЕ СТРОГО НАШЕМУ СВЯЩЕННИКУ ОТЦУ МИХАИЛУ ЧТОБЫ ОН ЕРЕТИКОВ ТА ЕРЕТИЧОК НЕПРЕЧАЩАЛ АЧТОБЫ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЙ ВОПРОШАЛ КАКОЙ ОНИ ЕРЕСИ ДЕРЖУТСЯ, СХИМОНАХ ЛАРIОН ЯВНОЙ ЕРЕТИК ОН ГОВОРИТ ЧТО СВЯТЕЙШIЙ СИНОТ И ВСЕ ПРОЧIЕ IЕРАРХИ НААНЦИХРИСТОВОЙ СТОРОНЕ ВСЕ ТАКIИ КАК БЫЛЫ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И КНИЖНИКИ КОТОРЫЕ РОСПЯЛЫ СПАСИТЕЛЯ, И ГОВОРЫТ В СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ ВСЕ ЖЕДЫ. И НАША МАТУШКА ИГУМЕНIЯ РАИСА С ЛАРIОНОМ ЗАОДНО ПОТАКУЕТ ГОВОРЫТ ЧТО ЕГО ПРАВДА ЧТО ВСЕ ЖИДЫ. И ИГУМЕНIЯ РАИСА К ЕРЕТИКАМ БЛАГОВОЛИТ СВОЕМУ СВЯЩЕННИКУ ОТЦУ МИХАИЛУ ВЕЛИТ ЧТОБЫ ПРИЧАЩАЛ ВСЕХ ЕРЕТИКОВ И ЕРЕТИЧОК. ЛАРIОН ГОВОРИТ ЧТО ОН ПРАВ, А ЧТО ЕВО ОТЛУЧАЮТ ОТ ЦЕРКВЫ ЭТО ГОВОРЫТ ПОНЕНАВИСТИ И ПО ЗЛОБЕ ЭТОВО ОН СЛУШАТЬ НЕХОЧЕТ И СВЯТЕЙШЕМУ СИНОДУ НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ ГОВОРИТ СВЯТЕЙШIЙ СИНОД НЕПРАВ НАПРАСНО ЛАРIОНА ОТЛУЧАЕТ ОТ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ И СТОИТ УПОРНО НАСВОЕМ ГОРДОМ МНЕНIИ ЧТО ОН ПРАВ ИНЕКАВО СЛУШАТЬ НЕ ХОЧЕТ СТЕМ ПРОСТИТЕ НАС СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО ВАШИ СМИРЕННЫИ ПОСЛУШНЕЦИ СПАСО ПРЕОБРАЖЕНСКАГО МОНАСТЫРЫ МОНАХИНИ И ПОСЛУШНЕЦИ РИСАФОРНЫНЫЙ. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 52 – 53 об.
Кто мог написать такое против святого старца? Или подговоренное наемное лицо, или этот донос подложный. Не исключено, что его могли написать и монашки. Но какiе? Те, конечно, которые не имели не только внутренней, но даже внешней, устной непрестанной Iисусовой молитвы. А о. Серафим Саровскiй о монахах, которые не имеют внутренней молитвы Iисусовой, говорил, что они «не монахи, а черные головешки». Не может быть, что бы тот, кто имеет непрестанную молитву Iисусову, мог кощунственно хулить ее основанiе – сладчайшее Имя Iисусово. И вот эти «черные головешки» выбросили свой понос на православного святого старца подвижника молитвы.
Донесенiе инока Силуана Кирилюка на имя викарiя Ставропольской епархiи епископа Алексадровского Михаила в Ставропольскую духовную консистоiю от 28.05.1916 Его Высокопреосвященному Епископу Михаилу Александровскому
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРIЯ 2. IЮНЬ 1916 Входящiй № 15891 Донесенiе Ваше Высокопреосвященство Святый Владыко простите за дерзновенiе, что имею честь предстать Вашему Преосвященству и донести, что в Темных Буках около Горного разъезда по Новороссiйской ветке Куб. обл., где скончался схимонах Иларiон писатель книги На горах Кавказа, Похищен был с против воли его насильно обманом лукавым Николаем Губиным участники его были двое казак и женщина; и взяли его из пустынных дебрей Черном. Губ. В Адлерских (нрзб.) из за своей корыстной цели. Но так как сей старец скоро скончался, мало пришлось подживится сему Губину и монашке Херувиме. Но теперича еще вздумали хитростный обман письменно и устно разглашают по благодетелях что он святой и что будто он заповедывал над его могилою построить часовню: но это совершенно ложно, гнусная клевета, корыстная цель их. Он заповедывал чтоб не прославляли его свят., и чтоб ничего не строили над его могилой, но они пошли вопреки по праздникам собирают народ, из чужих приделов приходит Iеромонах Паисiй Драндскаго подворiя г. Новороссiйска сухумской Епарх. Служит панихиды. Народу говорит речь прославляет его святость, такого безумiя не видали отвека. Когда еще церковь непрославила его, и еще незасвидетельствовал он себя непри жизни ни посмерти своей, свою святость, что они прославляют его до безумiя своего. Сiя монашка Хирувима с Губиным насобирали денег письменно по благодетелей около 500 руб. и на праздник Святыя Троицы. 29 Мая соберут народ придет Iером. Паисiй, г. Новороссiйск. И будут закладывать часовню чтобы сим более привлекти народ к пожертвованiю. Святый Владыко обратите свое святительское вниманiе на сей наглый обман прекратите сiе святотатственное дело вымогательство хичное которое творится в этом лесу. Со жалеваю что неимею возможности побывать лично. Инок Силуан Кирилюк. Если священник будет делать следствiе пусть неприменно в праздник чтоб захватили их на деле. Когда Священник будет там то пусть заглянет в келлiю сей монашки Хирувимы ее келлiя назапад двери; на углу заиконами хранится Дароносица с Св. Дарами она похитила в старца Иларiона она и мать в ней старуха причащаются ночью тайно я знаю точно что вней есть. Хотя Священники наводили уже следствiе но уже по смерти схим. Иларiона но ничего незахватили а кто докажет когда уних одна шайка все они сплелись. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 74 – 75.
Не понятно, откуда появился этот Силуан Кирилюк? Ведь раньше упоминался бывшiй послушник старца Иларiона не Силуан, а Владимир Кирилюк. Описка ли в имени, или это иной какой–то Кирилюк. Если описка: то неужели послушник о. Иларiона Кирилюк Владимир мог так сильно восставать против святости своего же великого старца–молитвенника? А если не описка, а действительно другой Кирилюк – Силуан, то не удивительно что враг мог так настроить его против святости схимонаха Иларiона исповедника. Впрочем, и послушник мог проявить неверность по отношенiю к своему почившему старцу. Всякое бывает. Кого только враг не искушает. В середине 60–х годов ХХ–го века до меня в письменной форме от Курджиновских монахинь, почитательниц о. Иларiона, дошли сведенiя о том, что действительно о. Иларiон заповедовал своим ученикам ничего не воздвигать над его могилкой, так как он предвидел, что гоненiе на него будет и по кончине его. Но было не мало случаев, когда святые перед своей кончиною завещали похоронить их без всяких почестей. Но их почитатели не могли выполнить такое их завещанiе в силу глубокой веры в их праведность, и хоронили их с почестями, воздвигали над их останками богатые памятники, часовни и храмы… Случай с о. Иларiоном не мог быть исключенiем из примеров таких завещанiй. Ведь, кроме посмертного гоненiя на старца Иларiона за Имя Божiе, надвигалась еще грозная туча государственной измены и красного террора, с разрушительной силой уничтожавшей все святое. Этого не мог не предвидеть великiй старец.
ТОЧНАЯ ДАТА КОНЧИНЫ СТАРЦА ИЛАРIОНА. Показанiя послушницы схимонаха Иларiона матушки Херувимы, записанные с ее слов в запртотоколированном «дознанiи» проводимом священником Алексiем Коробковым в Темных Буках 26.06.1916 г.
Протокол 1916 года, 26 iюня, Я, священник Пантелеимоновской церкви, ст. Нижне–Баканской, Куб. обл. Алексей Коробков, согласно указа Ставропольской Духовной Консисторiи от 15 iюня 1916 г. за № 20326, производил дознанiе на месте жительства монахини Херувимы и месте погребенiя старца Иларiона в урочище «Темные Буки». Не застав здесь Николая Губина, я ограничился допросом лишь одной монахини Херувимы, которая показала: – Я, бывшая указная монахиня женского Спасо–Преображенского монастыря Куб. обл. Феофила, в 1905 году вышла из монастыря, а в 1910 году окончательно «разуказилась» в прежнее крестьянское званiе – Христины Самойловны Ткачевой, а впоследствiи, по тайном постриге в пустынножительство я приняла новое имя Херувимы. 42 лет. Православная. Грамотная. Под судом и следствiем не состою. Здесь – в «Темных Буках» я прiобрела куплей участок земли в 18 десятин, где построила домик и живу здесь со своею родною матерью вдовою Христиной Павловной Ткачевой, занимаясь своими трудами. Участок мой смежный с участком арендованным Губиным, на котором и проживал старец Иларiон. Сей старец Иларiон незадолго до своей смерти, по просьбе братiй и сестер – отшельников и отшельниц, бывших его учеников и учениц, оставил Губина и переселился на реку Хасаут, вблизи Спасо–Преображенского монастыря, где пробыл около года, а затем перешел в пустыню около Адлера, Черноморской губернiи, где жил вместе со своим бывшим послушником С. Кирилюком, автором последнего на меня доноса. Пользуясь за собой плохим уходом и обращенiем со стороны Кирилюка, старец Иларiон стал писать письма мне, Губину и другим, жалуясь на плохое житье. Тогда Николай Кириллович Губин, казак Донской обл. Яков Гордеич Савченко и кр–ка Елена Белоусова отправились в Адлер и привезли с собой оттуда старца Иларiона уже больного. По возвращенiи сей старец сперва остановился опять у Губина, но продолжая болеть, он для удобства присмотра за ним, переселился ко мне в дом, где и скончался от водянки. Чувствуя приближенiе смерти, старец просил всех нас похоронить тело его в лесу недалеко от моего дома без всяких почестей и по смерти не воздавать ему никакой славы. Умер он 1–го марта 1916 года, а погребенiе было совершено над его могилой на Пасху[2] прибывшим сюда iеромонахом Драндовского подворья в Новороссiйске Паисiем. Никаких сборов денег и распространенiя в народе слухов о святости старца Иларiона не производилось ни Губиным, ни мною и ни от. Паисiем, а на Троицу у нас никакого собранiя народа не было и закладки часовни не производилось. Строить же часовню на могиле старца Иларiона или где бы–то нибыло все мы отлично знаем, что без разрешенiя начальства нельзя. Могила же старца Иларiона, как ее видел и от. Следователь, украшена только скромным деревянным не крашенным крестом. Николай же Губин от своего усердiя и уваженiя к покойному старцу из своих средств хочет поставить на могиле его железную решетку – ограду на каменном фундаменте, для чего уже сюда доставлен цемент и, как частно слышала, что решетки по железной дороге доставлены на полустанок «Горный», откуда они Губиным еще не выкуплены. Что же касается Дароносицы и Св. Даров, то покойный старец Иларiон перед своею смертiю завещал мне стоявшую за иконой в его комнате Дароносицу свято хранить и передать ее тому iеромонаху–пустынножителю, который после его смерти должен прибыть сюда и потребовать ее. Имя этого iеромонаха старец не сказал. Дароносицу эту до сего времени я хранила на том же месте, не прикасаясь к ней ни сама и не позволяя того же делать ни моей матери и ни кому из посторонних. Сообщенiе же о том, что я и моя мать причащаемся Св. Дарами из имеющейся у меня старцевой Дароносицы – сущая не справедливость; я отлично знаю, что этого мне делать нельзя. По требованiю от. Следователя я указала ему место храненiя Дароносицы за иконой и он нашел ее в должном порядке и чести. При осмотре ее от. Следователем оказалось: медная вызолоченная Дароносица, такая же маленькая Чаша, отсутствiе лжицы, и запас. Св. Даров. Дароносица была завернута в шелковый платок и вложена в цветную с лентой сумочку, которая в свою очередь была обернута кашемировым желтым платком и опять вложена в черный ситцевый платок. Кирилюк после смерти старца Иларiона приходил в «Темные Буки», был у меня, подговаривал Якова Савченко и других лиц разрыть ночью могилу старца Иларiона, очевидно намереваясь похитить прах его. Вообще видно было, что Кирилюк очень недоволен, что старцу Иларiону пришлось умереть и быть похоронену у меня, а не у него.
Настоящее дознанiе мною прочитано. В чем и подписуюсь. Христина Самойловна Ткачева. При производстве дознанiя присутствовал казак Донской области Яков Гордеевич Савченко Дознанiе производил священник Алексей Коробков. ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 76 – 81 об.
(Епископ Иларiон Алфеев: «Священная тайна Церкви», Спб. 2002, т. 2, с. 403 – 446) (Выделенiя жирным шрифтом и подчеркиванiе сделаны – Составителем).
Этим (последним) «протоколом» разъяснилось все относительно «двух Кирилюков». Оказывается, там, где было написано Владимир Кирилюк – или была описка, или у него могло быть два имени: мирское и монашеское. Так что один и тот же Кирилюк – и Владимир и Силуан.
Афонскiй исповедник схимонах Георгiй (Макаровскiй) был моим духовным старцем с 1956 г. до его кончины 27.VIII.1964 г. с/ст. Отец Георгiй с старцем Иларiоном общался и имел его своим духовным старцем, он мне рассказывал, что послушник старца Иларiона плохо относился к своему старцу, морил его голодом, и проч. Из сего можно предположить, что видя такое жестокое обращенiе послушника с своим больным старцем, матушка Херувима и Н.К.Губин проявили к старцу сожаленiе и пригласили его переселиться в Темные Буки, чтобы остаток своих дней он прожил в лучших условiях и уходе за ним, и он конечно согласился. Насильно забрать его они конечно не могли. Оставшись недовольным тем, что о. Иларiон окончил свою земную жизнь не у Кирилюка, а у послушницы Херувимы, у него явилась зависть и непрiязнь, поэтому он стал клеветать на м. Херувиму и Н. Губина перед Ставропольским епархiальным начальством, и по отношенiю к бывшему своему старцу совершил Iудство. Иначе его поступок не назовешь. Это легко можно заметить по тону и непрiязни с которою он в своем «доносе» преподносил архiепископу сочиненные им вымыслы, такiе, например, что будто бы Николай Кириллович Губин и Елена Белоусова поехали в Адлерскую пустыню и насильно похитили у него старца Иларiона против его желанiя и привезли его снова в Темные Буки в дом Херувимы, – и прочiе нелепости. Как будто бы человек иголка, которую можно взять и привезти без ее согласiя. Матушка Херувима в своих показанiях священнику Алексiю Коробкову в его «дознанiи» от 26.06.1916 г. говорит: «Кирилюк (Силуан) после смерти старца Иларiона приходил в «Темные Буки», был у меня, подговаривал Якова Савченко и других лиц разрыть ночью могилу старца Иларiона, очевидно намереваясь похитить прах его. Вообще видно было, что Кирилюк очень недоволен, что старцу Иларiону пришлось умереть и быть похоронену у меня, а не у него». Отсюда ясна причина его непрiязни и измены своему старцу». Судя по этому показанiю м. Херувимы можно предположить, что боясь похищенiя останков старца Иларiона Кирилюком, она сама поспешила увезти их в Новороссiйск, или умышленной, во избежанiе похищенiя останков старца, был пущен такой слух. Но об этом мы еще будем рассказывать.
Лица и обители, имеющiе какое–либо отношенiек Темным Букам, упоминаемые в Государственном Архиве Ставропольского Края. Ф. 135. Оп.. 72. Л. 1089 Агафодор, Архiепископ Ставропольскiй и Екатеринодарскiй Михаил, епископ Александровскiй викарiй Ставропольской епархiи Алексей Коробков, священник Пантелеимоновского храма ст. Нижне–Баканской, Кубанской обл. Михаил Виноградов, священник, Крымской станицы, благочинный, миссiонер–проповедник Ставропольской епархiи: «около него (схимонаха Иларiона) живут его ученицы Нина и Анатолiя и др. лица вблизи Сентинского Спасо–Преображенского женского монастыря» (1.06.1915) Николай Кириллович Губин, потомственный арендадор участка в Темных Буках Силуан Кирилюк, послушник схимонаха Иларiона (17.11.1914). Ефим Мирошников, крестьянин 35 лет, Трофим Савченко и крестьянин Владимир Кирилюк носящiе длинные волосы и монашескiе подрясники. Матрена Каменобродская, 30 лет, жена учителя ст. Кардоникской, Куб. обл. не живущая с мужем, которая исправляет должность секретаря у о. Иларiона и девица Ксенiя Полякова – казачка, дочь казака ст. Вознесенской, 37 лет проживали при о. Иларiоне. «По словам о. Иларiона одна из этих женщин недавно купила в собственность уч–к земли в Темных Буках, что–то строит и на днях ожидает прiезда еще 10–12 женщин для образованiя какой–то общины. Слышал от ученика о. Иларiона – Кирилюка и от хуторян, что предполагается образовать общину, по всей видимости под руководством Иларiона». «Духовная Консисторiя просит Нач–ка Куб. обл. (17.11.1914) выдворить совершенно из Кубанской области схимонаха Иларiона и проживающих с ним мужчин и женщин и воспрепятствовать учрежденiю женской общины». Раиса, игуменiя, настоятельница Сентинского монастыря и Серафима – казначея Нина и Анатолiя – главные ученицы о. Иларiона Зеленчукскiй Свято–Александровскiй монастырь Красногорской станицы священник (?) Тиберда – река. Тибердинскiй курорт Лохин – крестьянин с. Александровского. В Сентинском монастыре, – ревностный защитник о. Иларiона. По монастырскому он: «отец Василiй» Венедикт – ученик о. Иларiона «впал совсем в прелесть, о которой стыдно и страшно говорить» со слов Михаила Виноградова (в его рапорте от 4.07.1915), «живет около села Марухского и иногда навещает Иларiона». «По словам настоятеля Зеленчукского монастыря некоторые монахини ходили (в 1913) в пустынь посмотреть жизнь пустынников. Как передавали мон. Нина (Заведующая Невиномысского подворья) м Аполлинарiя (главная живописка) «в монастыре, за исключенiем 20-30 человек, все ходят к Иларiону в пустыню. «В Iюле – Августе 1913 г. после моего (миссiонера Виноградова) посещенiя Иларiон вскоре ушел в Сухумскую епархiю» и 1914–й год прожил около ст. Нижне – Баканской. Кроме Нины и Анатолiи горячими поклонницами Иларiона стали казначея Серафима, экономка Епифанiя, Параскева, Лариса и многiе другiе. Губин Николай Кириллович – содержатель бани в г. Екатеринодаре, на заарендованном им в Темных Буках потомственном участке выстроил из досок дом о трех комнатах с передней до трех аршин в квадрате Трофим Савченко прiезжал из Екатеринодара к о. Иларiону в Темные Буки (из письма нач–ка 2–го уч–ка Таманского отдела от 19.07.1915). Ученицами о. Иларiона были Христина (монахиня Херувима) Самойловна Ткачева, дочь крестьянина Екатеринославской губ., Марiупольского уезда, Стриженской волости. Последняя прiехала с ее малоумной матерью Христиной Ткачевой и двумя девицами ранее странствующими по монастырям – одна дочь крест. Казанской губ., Тетушского Уезда, Колунецкой волости – Пелагея Иларiоновна Амплеева, 27 лет и другая Саратовской губ. Петровского уезда, той же волости – Екатерина Максимовна Чеботова, 30 лет, женщины эти проживали близ дома Губина на квартире на хуторах и посещали Иларiона. Прибыли они через г. Екатеринодар из ст. Лабинской. Христина Самойловна Ткачева с своею матерью живет на купленном Поляковой Ксенiей потомственном участке (купила у казаков ст. Раевской Финченко и Сахарова). Пелагея Амплеева и Екатерина Чеботова обе выехали из Темных Буков – Амплеева, чтобы пристроиться где либо в монастыре, а Чеботова домой к родителям. Относительно дальнейшей деятельности Поляковой и цели возводимой ею постройки имеется наблюденiе. Так же имеется наблюденiе и со стороны Гладковского священника. Херувима – Христина Самойловна Ткачева: «купила в Темных Буках участок земли в 18 десятин, где построила домик и живу здесь со своею родною матерью Христиною, занимаюсь своими трудами» с ее слов в дознанiи священника Алексiя Коробкова 26.06.1916 г. «была указной монахиней Сентинского Спасо–Преображенского женского монастыря Кубанской области. В 1905 г. вышла из монастыря, в 1910 окончательно «разуказилась» в прежнее крестьянское званiе Христины Самойловны Ткачевой, а впоследствiи, по тайном постриге в пустынножительство я приняла новое имя Херувимы. 42 года. Православная. Грамотная». Христина Павловна Ткачева – мать матушки Херувимы, с которою в Темных Буках проживали в одном доме, на потомственном арендном участке м. Херувимы. «5 Января 1915 г. о. Иларiон с Мирошниковым уехал в Екатеринодар Из Екатеринодара вскоре уехал в Спасо–Преображенскiй монастырь в Тиберде Губин дом свой сломал и перенес в другое место Гладковскiй священник (?) Силуан Кирилюк (так он именует себя в своем донесенiи на имя викарiя Ставропольского епископа Михаила Александровского 28.05.1916 уже после кончины о.Иларiона. Очевидно это его иноческое имя. О. Иларiон проживал в Адлерских пустынных дебрях Черноморской губ. Недалеко от Адлера Яков Гордеич Савченко казак Донской области, Губин Николай Кириллович и крестьянка Елена Белоусова поехали в Адлер и забрали от Кирилюка о. Иларiона, где он проживал в пустынных дебрях недалеко от Адлера, так как Кирилюк плохо обращался с старцем, и привезли его, уже больного, снова к Николаю Губину в Темные Буки. Для удобства присмотра за ним переселился в дом к Херувиме, у которой и скончался от водянки, 1–го Марта 1916 года. Паисiй iеромонах Драндовского подворья в Новороссiйске прiехал и на Пасху совершил погребенiе над могилой старца Иларiона. Служил панихиды.
РАЗРЕШАЕМЫЕ ВОПРОСЫ по Темным Букам 1). Когда и кем построена была часовня в Темных Буках? Из доклада Силуана Кирилюка известно, что благодетель и почитатель Николай Губин заботился о том, чтобы построить над могилкой старца Иларiона часовеньку, и уже завез стройматерiалы: цемент и проч. Значит он и построил часовню в 1916 году. 2). В 2002 году на полянке первоначально нами было обнаружено три могилки. (четвертое, захороненiе – старца Иларiона, ничем не было обозначено: ни холмиком, ни крестом и ничем другим); из трех могилок только на одной средней сохранился ветхiй дубовый крест с одной перекладиной; левая могилка обозначена фрагментами разбитой могильной плиты и гнилушкой с подножiя дубового креста, а могилка справа от дубового креста обнаружена чуть заметным холмиком. Значит, могилки уже много лет не ухожены, десятки лет не встречали усердных посетителей, кроме любопытствующих. Возможно, что мы не все обнаружили могилки, некоторые возможно сравнялись с землей и наземетны. А их должно быть больше, так как по сведенiям Крымской газеты «Электрон» (2004 г.) чекисты, конвоировавшiе лесной тропой инокинь Буковскiой общины, четверых по дороге расстреляли, когда они стали разбегаться от домоганiя конвоиров насилiя... И возможно, что убiенные тоже похоронены на этой поляне. 3).Почему место захороненiя останков схимонаха Иларiона в Темных Буках до нашего визита ничем решительно не было обозначено? Это и является признаком того что на могилках десятки лет не было почитателей старца Иларiона. А возможно, почитатели были, но за могилку старца Иларiона ошибочно признавали другую могилку, например, ту над которой сохранился дубовый крест с одной перекладиной, так как пол внутри разрушенной безбожниками часовни был вымощен камнем и никаких признаков захороненiя под полом могилки не было, которое, чудом Божiимъъ, мы обнаружили. И так, правильная дата кончины о. Иларiона 1 Марта 1916 года. Остальные даты, кое где встречаемые – неправильные. С сожаленiем констатируем, что и в книге «На горах Кавказа» 4 и 5 изданiй авторы дату кончины о. Иларiона указали неправильную. Дознанiе м. Херувимы свящ. Коробков произвел 26.06.1916 г. – через 4 месяца после кончины старца Иларiона. Февральскiй переворот совершен через 11 месяцев после кончины старца, и через 7 месяцев после «дознанiя». Николай Губин сумел за 7 месяцев от «дознанiя» и до сверженiя Государя, построить каменную часовню. В первые годы после переворота самозванным правителям было не до «Темных Буков» – они были заняты: белые – войной с красными, а последнiе, после разгрома белой армiи, были заняты ликвидацiей казачества и «кулачества». Отметим, что во время дознанiя 26.06.1916 г. стройка часовни еще не начиналась, но матерiал уже был завезен: цемент и проч. Но кто же строил часовню? Десятки тонн горного камня, неподъемных каменных глыб оказались в руинах бывших стен разрушенной часовни! И все это конечно же Николай Кириллович Губин уже после «дознанiя» успел заготовить, и к зиме успел выстроить часовню. Гигантскiй труд! Для нас остается тайна – брал ли он на ее постройку разрешенiе у Начальства? Кто, на чем, и откуда мог свозить такой тяжелый груз? Это тоже для нас остается загадкой. Во время «дознанiя» 26.06 еще и признаков никаких не было строительства часовни. А через 7 месяцев грянула февральская революцiя, а часовня была уже построена, потому что через год после кончины старца прибыл епископ чтобы убрать из под престола внутри часовни мощи о. Иларiона. (уже после сверженiя Государя). Это и говорит о том, что часовня энергично и быстро была построена до зимы 1916 – 1917 гг.. за каких нибудь 5 –6 месяцев! Очевидно м. Херувима при «дознанiи» не стала говорить священнику Коробкову о предполагаемой постройке, чтобы не нарушился план. А думать о том, что Н.Губин строил часовню из корыстных целей ради наживы, было бы более чем несправедливо и неразумно. Он не из бедняков, а зажиточный человек, ему достаточно было того, что он имел, и отдавал свои силы и средства на постройку часовни ради Бога и любви к своему старцу, которого он почитал достойным такой чести, чтобы святые его останки почивали внутри часовни. У старца было много почитателей. С помощью добрых людей, а главное, с помощью Божiей, Николай Губин построил часовню буквально за пол лета и осень. И останки старца Иларiона, по имеющимся сведенiям, в зиму уже находились под престолом внутри часовни. Но через год после кончины старца, неугомонные имяборные архiереи члены Синода, нетерпевшiе посмертного почитанiя схимонаха Иларiона, наученные дiаволом, прислали в Темные Буки епископа с порученiем выкинуть мощи о. Иларiона из под престола и из часовни вообще, чтобы прекратить его почитанiе… Но когда открыли гроб то увидели, что мощи о. Иларiона – нетленные, (по другим данным – не тленными оказались сердце и правая рука) и от них разлилось по пустыньке сильное благоуханiе. Епископ был поражен и посрамлен таким чудом, и тогда он приказал захоронить останки внутри часовни, но уже не под престолом. Но в каком именно месте – до нашего прiезда это оставалось тайной, так как из очных учеников о.Иларiона уже никого не было. Таким образом, старец Иларiон стал еще более почитаемым среди не зараженных имяборчеством людей. Прибытiе из Синода архiерея чтобы выкинуть из часовни мощи старца Иларiона, послужило только к большему его прославленiю. По имеющимся сведенiям матушка Херувима, неизвестно с какой целью, может быть с целью сохраненiя останков от поруганiя безбожниками, а может быть из боязни что Кирилюк похитит их, якобы выкопала останки старца и увезла в г. Новороссiйск к почитателям о. Иларiона. Но, будто бы, Господь поразил ее за самоволiе внезапною смертiю и, как передавали монахини из Курджинова в начале 60–х годов ХХ–го века, останки старца остались в безызвестности. Но милосердный Господь не оставил до конца оставаться останкам Своего угодника в безызвестности и через 86 лет явил их. Останки о. Иларiона оказались на своем месте внутри разрушенной часовни куда захоронить их приказал пораженный чудом от останков архiерей из Синода.. Место их упокоенiя указал нам грешным Самъ Господь Духомъъ Своимъ Святымъ по Его беспредельной милости, ради нашей любви к Его великому угоднику. Но они покоились уже не во гробе, а как бы в футляре, в ящичке из досок, размером примерно 60 х 40 см. аккуратно сложенные. За целых 86 лет в постоянной влаге, в мокрой грязи кости и череп не предались тленiю, даже ящичек не до конца сотлел! И в грудной части ниже черепа сохранились серебряная цепочка, серебряные нательный крестик и медальончик с изображенiем: с одной стороны Нерукотворного Спаса на убрусе, а с другой Божiей Матери с Богомъладенцем. Ведь только подумать: 86 лет пролежали в обильной влаге заливаемые скапливаемой во впадине дождевой и снеговой водой – и прекрасно сохранились! В особом месте есть описанiе обретенiя мощей преподобного Иларiона, нового Исповедника. На основанiи всего сказанного можно предполагать, что перед своею кончиною матушка Херувима успела отдать присутствующим при ней сестрам, как бы от Самого Господа, строгiй наказ, чтобы привезенные ею останки старца Иларiона отвезли обратно в Темные Буки и захоронили их на прежнем месте, без всяких внешних опознаванiй, во избежанiе поруганiя над ними сатанистов–безбожников. Что и было исполнено после ее кончины. Это если только правдоподобная версiя о том, что м.Херувима увезла мощи старца в Новороссiйск и внезапно умерла. А скорее всего такая версiя была пущена ради того чтобы мощи не выкрал Кирилюк и чтобы безбожники после революцiи не осквернили их, и потому не было оставлено никаких признаков места их захороненiя. Но, Самъ Господь Духъ Святой указал нам место их захороненiя внутри разрушенной часовни под каменными глыбами, что и подтвердилось начатой раскопкой, при первой же попытке, как раз на том самом месте, где лежали останки праведного старца. Слава Господу Богу, а новому Исповеднику, рабу Божiю схимонаху Иларiону Царство Небесное и вечный покой! Преподобне отче Иларiоне, моли Бога о нас, грешных! Аминь. 4). Нами доподлинно установлено, что в левой могилке, у горней стены часовни снаружи почивают мощи iеромонаха, но имя его мы пока не оглашаем, а лишь предполагаем, что возможно это могилка iеромононаха Паисiя, который причащал старца Иларiона перед кончиною, погребал и служил по нем панихиды. Надеемся, что со временем Богъ откроет нам имя его. По всей очевидности имя Iеромонаха – Паисiй; тот самый, о котором Кирилюк в своем донесенiи епархiальному начальству сообщил, что iеромонах Паисiй на день Св. Троицы будет делать закладку часовни. Возможно этот самый iеромонах Паисiй и упокоился около часовни в Иларiоновой пустыньке. Об о. Иларiоне и его книге из «Исторiи Афонской смуты» iеромонаха Паисiя Афонского исповедника. + 1965 «В числе братства, посланного для строительства Нового Афона, был один молодой инок о. Иларiон, который особо выделялся среди своих товарищей своим пустыннолюбiем и влеченiем к уединенiю на безмолвiе. Как и все братство, он равно нес послушанiе, трудился, полагал свои силы на строительство новой обители. Когда же братство новой обители возросло за счет новопоступивших русских пришельцев из мiра, то о. Иларiон стал временами удаляться в пустынные горы для обученiя себя безмолвiю, сначала на несколько дней, а потом и до недели. Братiя, не имея в нем особенной нужды, не препятствовала ему, и даже поощряла его, радуясь, что один из среды Афонитов влекомый на высшiй подвиг. Так прожив до старости и научившись тому, что дает пустыня и безмолвiе, под руководством опытных старцев отшельников, которые встречались ему в горах, он стал опытным подвижником. Получив от Бога молитвенный дар и проводя созерцательную жизнь, о. Иларiон возымел желанiе поделиться с последним поколенiем монашествующих советом о даре молитвенном и красотой пустынного безмолвiя. Имея семинарское образованiе, он написал чудную книгу, дав ей названiе: “На горах Кавказа”. У него было много учеников, которым он на духовные вопросы давал письменные духовно-назидательные ответы. А так как эти ответы имели одну и ту же цель по содержанiю, как и вся книга, то он поместил их в конце книги, по обычаю духовных писателей. Книга нашла своих любителей и быстро разошлась по рукам. Прiобрели ее и братiя Пантелеимоновского монастыря на св. Горе Афонской товарищи о. Иларiона, из которой среды он послан был на Кавказ для строительства обители Нового Афона. Кроме доброты книги им особенно было прiятно читать ее потому, что написал ее их друг и товарищ. По содержанiю книги они достойно судили и о духовном совершенстве ее автора, своего брата по обители. Некоторые из этих товарищей о. Иларiона были уже начальниками в монастыре св. Великомученика Пантелеимона, это Игумен Мисаил, о. Наместник, о. Духовник, о. Казначей, о. Благочинный; а другiе были соборными старцами. Прежнiе же начальники и соборные старцы, благочестивые иницiаторы “Нового Афона”, пославшiе на Кавказ о. Иларiона с товарищами, отошли уже ко Господу. Книгу начал писать о. Иларiон в 1905 году, а вышла она из печати первым изданiем в 1907 году. Видя пользу ее для ищущих спасенiя, особенно среди монашествующих, о. Иларiон решил повторить изданiе своей книги. Для этого он тщательно пересмотрел, проверил, исправил и дополнил ее. Когда он уже кончал сей труд, свершилось некое обстоятельство, о котором надлежит подробно и громко говорить, ибо оно и было виною брани на Имя Господне» (Здесь о.Паисiй имеет ввиду поклоненiе Афонских старцев-начальников прельщенной, сущей в диавольской прелести женщине Наталiи, что и послужило причиной паденiя начальства в имяборческое отступленiе, об этом описано здесь в главе «Исторiя Афонского погрома». – Сост.). . | |
Просмотров: 306 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |