Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:41 AM | |
От Редакцiи 4-го изданiя книги «На горах Кавказа» СПб. 1998 г. Говоря о душевных качествах старца Иларiона, подвижница нашего времени монахиня Пюхтицкого монастыря Сергiя (Клименко) начинавшая свою монашескую жизнь в Темных Буках, рассказывала, «о его кротости и незлобiи много ходило рассказов: был у него послушник обладавшiй ужасным характером, мучившiй старца не давая ему пищи и питiя, оскорбляя и унижая старца. По рассказам очевидцев, отец Иларiон кротко все терпел!»[1]. Послушник старца Иларiона о.Венедикт прiехал в Оптину с рукописями своего старца для изданiя книги «На горах Кавказа». Старец Варсонофiй[2] благословил это изданiе. В 1907 году появилось 1–е изданiе. Деньги (и для 1-го и для 2-го изданiя) были даны Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной с благословенiя старца схiигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни[3] Книга была одобрена Духовной цензурой (за подписью цензора профессора (протоiерея) Кiевской Духовной Академiи) и встретила самые теплые отзывы среди как Афонскаго монашества, так и духовно–просвещенных людей Россiи: преп. Варсонофiй Оптинскiй, Преподобномученица Вел. Княг. Елизавета Федоровна, митроп. Кiевскiй Флавiан, преп. Кукша, митрополит Венiамин (Федченков)[4], Епископы Феодор (Поздеевскiй), Феофан (Быстров), Трифон (Туркестанов), священники-профессоры Сергiй Булгаков и Павел Флоренскiй, философ А. Ф. Лосев, богослов М. А. Новоселов, В. Н. Лосскiй, математики проф .Д. Ф. Егоров, и Н.М. Соловьев – вот лишь несколько известных имен, с большим вниманiем и сочувствiем встретивших труд старца Иларiона. За пять лет книга выдержала три изданiя, причем право на 3-е изданiе было прiобретено у автора Кiево–Печерской Лаврой и напечатано небывалым для того времени тиражом – 10 тыс. экземпляров. Старец Варсонофiй Оптинскiй рекомендовал ее своим духовным чадам: “Все описанное в его (схим. Иларiона) книге заслуживает полнаго доверiя, как дознанное им на опыте”[5]. В книге изложено традицiонное Православное ученiе об Iисусовой молитве и умном восхожденiи, причем подеркивается, что вне Имени Iисуса спасенiе ни для монаха, ни для мiрянина невозможно. На Афоне на эту книгу было написано несколько отзывов. Автор одного из них – iеросхимонах Андреевскаго скита о. Антонiй (Булатович)[6] – стал впоследствiи главным защитником имяславiя. Однако, не все на Афоне смогли осознать тонкое ученiе о Имени Божiемъ.[7] И вот один из противников этого древняго ученiя (о.Алексей Киреевскiй) пишет своему покровителю архiепископу Антонiю (Храповицкому), что пустынники Фиваидскiе (из Русскаго скита Новая Фиваида на Афоне), якобы следуя книге о. Иларiона, обожествляют самые звуки и буквы имени “Iисусъ”. Архiепископ Волынскiй Антонiй (Храповицкiй), имевшiй авторитет среди членов Синода, написал ряд статей[8] в журнале “Русскiй инок”, в которых отрицательно и даже грубо отзывался о книге и ея авторе. Эти статьи вызвали волненiя на Афоне: “одни, – а это были в основном представители администрацiи, – учили, что Имя Божiе – лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношенiи к Самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварнаго, а потому обожествленiе его, – говорили они, – есть языческiй пантеизм и магiя. Другiе, напротив, отстаивали Божественное начало имени Iисуса и утверждали, что в имени Божiемъ пребывает сила (энергiя) Божiя, неотделимая от Его сущности и потому оно не может быть тварным, и в этом смысле Имя Божiе есть Самъ Богъ. Представители последней точки зренiя были в основном монахи–ревнители и отшельники, имевшiе обыкновенiе творить молитву Iисусову и давшiе обет молчанiя”[9]. Между тем, должно признать, что данный спор имеет очень глубокiе корни. По сути, “имяславiе – одно из древнейших и характерных мистических движенiй Православного Востока, заключающееся в особом почитанiи имени Божiя как необходимого догматическаго условiя религiознаго ученiя”[10]. Представителями этого ученiя были величайшiе отцы древней Церкви, начиная с Апостола Ермы: Юстинiан мученик, Василiй Великiй, Григорiй Богослов, Iоанн Златоустый, Афанасiй Великiй, Григорiй Нисскiй и многiе другiе. “Суть имяславiя наиболее полно проявляется у Восточнаго монашества в мистическом ученiи о единенiи с Богомъ через Его Имя в Iисусовой молитве”,[11] то есть речь идет о единенiи с Богомъ через призыванiе Его имени. Этому ученiю придал законченную форму в середине 14–го века Епископ Фессалоникiйскiй святой Григорiй Палама. В Афонском деле начала века просматривается своеобразная параллель с вопросами, поставленными в целом ряде Константинопольских Соборов 14–го века. В теченiе десяти лет Константинопольская Церковь разбирала спор Варлаама и Акиндина, которые отказывались называть Свет Фаворскiй Богомъ. В 1351 году на Соборе была произнесена окончательная анафема ереси варлаамитов: «Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божiю свойственно Имя Бога, а не энергiи”(Анаф. 5–я против Варлаама. См. Житiе Св. Григорiя Синаита). (Курсив–издат. ). Таким образом, Церковь определила, что всякое действiе Божiе есть Богъ, то есть неотделимо от Существа Божiя, хотя и отлично от Самой Сущности. Фаворскiй Светъ [1] Монахиня Сергiя (Клименко). Минувшее развертывает свиток… М. 1998. С. 10. [2] Преп Варсонофiй архимандрит Старо–Голутвинскiй, пам. 1(14) Апреля. О его положительном отношенiи к книге “На горах Кавказа” и ея совместном чтенiи и беседах о ней с учениками см. также “Дневник последняго старца Оптиной пустыни iеромонаха Никона (Беляева)”, Спб. 1994, С. 132, 138, 144, 147, 160, 163, 165, 166. [3] Преподобномученица Вел Княгиня Елисавета, память 5(18) Iюля. (Беседы схiархим. Оптинского скита старца Варсонофiя с духовными детьми. СПб. 1991. С. 58). [4] В 1938 г. митрополит Венiамин (Федченков), находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патрiаршей Церкви в Америке, написал Доклад о имяславiи, по просьбе митрополита Сергiя (Страгородского), который тем самым хотел выяснить позицiю по этому вопросу Митроп. Венiамина. В этом докладе есть такiе слова:”В 1907 г. “На горах Кавказа” появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра ее и, следовательно, одобренiя старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Iисусовой, бывшiй в общенiи с Епископом Феофаном Затворником (...) Епископ Феофан (Быстров) (тогда еще архимандрит) прочитал ее разумеется основательно. И тоже не нашел ничего соблазнительнаго”. (Копiю этого письма Митроп. Венiамина предоставил редакцiи П.Н. Роговой). Старец Герман был заочно знаком с о. Иларiоном, т.к тот послал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей (это письмо приводится ниже в приложенiи). [5] Беседы схiархим. Оптинского скита старца Варсонофiя с духовными детьми. С.–Пб. 1991. С.58). [6] Iеросхимонах Антонiй (Булатович) (1870–1919), в прошлом гусарскiй офицер, трижды бывал в Африке с дипломатическми и изследовательскими порученiями. В 1906 г. после пострига поселился на Афоне. В 1914 –1917 годы – полковой священник в действующей Армiи. По офицiальной версiи убит грабителями в с. Луцыковке Харьк. Губ. Автор ряда работ в защиту имяславiя. [7] Афонскiй инок Хрисанф написал против книги о. Иларiона свою хульную рецензiю. – Сост. [8] И опубликовал хульную против Имени Божiя рецензiю Хрисанфа на книгу о.Иларiона «На горах Кавказа» [9] А.Ф.Лосев.Имя. С–Пб. 1997. С. 11. Кроме того, в Р.Г.И.А. в личном фонде Яцкевича В.И., директора Канцелярiи Обер–Прокурорв Св. Синода, хранится дело под названiем «Записка Афонских иноков исповедников», в котором содержится следующiй документ: «Лет десять тому назад жила в Россiи некая прельщенная женщина Наталiя, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божiю Матерь, с Которой свободно, о чем ей вздумается беседует. Ея рассказам поверили некоторые должностные святогорцы игумены, эпитропы, духовники и прочiе, которые «для назиданiя к великой святой» ездили на пароход, когда та проезжала мимо Афона в Iерусалим и обратно, а также сами сопровождали ее и проч. Узнавши о подобной хуле на Божiю Матерь, известный ныне сх. Иларiон, жившiй раньше на Афоне, написал старцам поддавшимся обману увещательное посланiе, прося их не верить этой несчастной (см. это письмо по оглавленiю в настоящем изданiи – Сост.). Но письмо только образумило Наталiю, и она, как говорят, покаялась и по–христiански скончалась. Что же касается иноков, то (…) их самолюбiе, как они считали было уязвлено, и они весьма оскорбились на о. Иларiона. Спустя несколько лет после этого, о.Иларiон издал свою книгу «На горах Кавказа», где между прочим, поместил свое письмо против Наталiи, которое и было одной из главных причин, вызвавших нынешнее движенiе на Афоне. Прежнiе почитали Наталiи решили во что бы то ни стало добиться уничтоженiя книги, чтобы вместе с ней уничтожить и обличающее их письмо. – Для этого они составили тайный собор из семи лиц и на нем придумали способ разделаться с ненавистным письмом, который ныне привели в исполненiе. «Способ этот» рецензiя инока Хрисанфа – была утверждена теми же лицами, которые ныне все окзались главарями имяборчества. Но иноки простецы, особенно занимающiеся умно–сердечной молитвой, с Божiей помощью, скоро поняли хулу рецензiи и возстали против нее, всячески отрицаясь изложенной в ней хулы на Имя Божiе. В числе этих семи лиц были знакомые архiеп. Антонiя Волынского: напр., Алексей Киреевскiй, Феофан, кандидат Казанской дух. Академiи. и другiя. Арх. Антонiй их клевете всецело поверил и ныне сам ее поддерживает и распространяет всеми мерами. Вот какое начало имеет имяборчество. 1913 г. б.д.» (Р.Г.И.А. Ф. 1579. Оп.1 Д.81. Л.19–19 об.). – Конечно, данный документ свидетельствует лишь об одной, незначительной с духовной точки зренiя, причине «искусственного раздутiя» дела вокруг книги «На горах Кавказа», но этот житейско–бытовой толчок уязвленной человеческой гордыни мог послужить дальнейшему разгоранiю имяборческого движенiя. [10] Там же. С. 7. [11] Там же. С. 9. не творенiе Бога и не Божественная сущность; она – “Сила (Энергiя) Сущности, неразрывная с сущностью, и потому есть Самъ Богъ”[1]. Как же это древнее ученiе Церкви связано с имяславiем XX века ? Самым непосредственным образом. Не имея возможности говорить о глубинах этого ученiя, приведем лишь несколько тезисов, означенных в рукописи А.Ф Лосева для о. Павла Флоренского: 1). Имя Божiе – энергiя сущности Божiей. И, как энергiя сущности Божiей, неотделимо от самой сущности и потому есть Самъ Богъ. 2). Имена Божiи – таинственные символы реальнаго действiя Бога. Имя Божiе есть Самъ Богъ, но Богъ Самъ – не есть имя (то есть Сущность Божiя не есть имя. – прим. ред.). 3). Имя Божiе не есть имязвучiе (то–есть тварное сочетанiе звуков и букв). 4). Имя Божiе – место встречи Бога и человека. Его Именемъ очищаемся от грехов и спасаемся. Его Именемъ совершаются таинства. Сама молитва не есть человеческая тварная энергiя, ни Божественная сила, которая есть Самъ Богъ, но это – место встречи двух энергiй, Божественной и человеческой; слiянiе в одном Божественномъ имени двух сущностей, Божественной и человеческой[2].[3] Таким образом, когда Афонским пустынникам противники книги старца Иларiона говорили, что, мол, имя Iисусъ есть простое человеческое собственное имя, как и другiе имена человеческiе, это лишь сочетанiе звуков, – опытные старцы просто прерывали общенiе с подобными "учителями", ибо видели в словах их «тонкую ересь приравненiя Имени Господня слову человеческому»,[4] а еще далее – ересь варлаамитов, отделявших энергiю Божiю (заключенную в Имени Призываемаго) от Божества, то есть не признававших ее Богомъ. Действительно, «Имя Божiе, хотя и не может быть Богомъ по своим звукам или буквам, является Богомъ по энергiям»[5] или, как пишет о.Антонiй (Булатович), «Имя Божiе есть словесное действiе Самого Бога и Самъ Богъ»[6]. Продолжая знакомиться с делом имяславцев, можно заметить сходство имяборцев (то есть тех, кто выступал против ученiя имяславiя) с иконоборцами 8–го века. Последнiе отрицали, что икона, так же как и Имя, имеет общенiе с Первообразом и через общенiе с ней мы освящаемся. Более того, икона считается неосвященной без начертанiя на ней имени. Лишь после надписанiя, в иконе признается реальное присутствiе именуемых. Так же, как противники иконопочитанiя попирали святые иконы, имяборцы позволяли себе хульные выходки против имени Господа Iисуса, как например: "бросанiе наземь записок с Именемъ Iисуса и топтанiе их.[7] А, ведь, написанное Имя Божiе и есть самый первый вид иконы. Кроме того, об иконоборчестве здесь уместно говорить еще и потому, что при физической расправе над имяславцами было и поруганiе святых икон, которые также бросали на землю и топтали ногами[8]. Как видно из дальнейших событiй этот глубоко Богословскiй спор, касающiйся древней церковной практики умного деланiя, был «разрешен» административно–силовыми методами».
Рецензiя В.М. Лурье на книгу "На горах Кавказа". Интернет. 2000 г. В. М. ЛурьеСоставил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларiон. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единенiи с Господомъ наших сердец, чрез молитву Iисусъ Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Изданiе четвертое, исправленное. Санкт–Петербург. Воскресенiе, 1998 г. Первое изданiе этой книги появилось в 1907 г. по благословенiю преподобного старца Варсонофiя Оптинскаго. Вслед затем, в 1910 и 1912 гг., вышли второе и третье изданiя, причем, деньги для первого и второго изданiй пожертвовала св. преподобномученица Елисавета Феодоровна (действовавшая по благословенiю своего духовника схiигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни), а третье было осуществлено Кiево–Печерской Лаврой, после прiобретенiя ею от автора издательских прав. За этим издательская исторiя книги обрывается вплоть до ее четвертого изданiя, появившегося лишь в 1998 г. Причина этого не только в бурных событiях войны и революцiи, но, прежде всего, в том, что книга попала в совсем другую "исторiю" – гораздо менее прiятную. Именно эта книга дала повод для так называемых споров о Имени Божiемъ в 1910–х гг. Четвертое изданiе книги появилось почти сразу после публикацiй доселе неизвестных документов о ходе этих споров, и в самой книге в качестве дополненiй к тексту впервые опубликованы некоторые важные документы. Сопровождающее книгу "Послесловiе от редакцiи" – статья М. Б. Данилушкина "Краткiй очерк о жизни старца Иларiона и об исторiи имяславiя в Россiи" (с. 901–930) – является первой попыткой синтеза всех этих новых для нас фактов. В краткой рецензiи нет возможности вникнуть во все подробности этого довольно запутанного дела. Упомянем лишь несколько интересных примеров. Афонских имяславцев обвиняли в бунте за то, что они подавляющим большинством (302 против 70) голосов 9 января 1913 г. переизбрали игумена Андреевского скита. Однако это было сделано в полном соответствiи с Уставом скита – в присутствiи Ватопедского проэстоса (полномочного представителя того монастыря, которому подчинялся скит) и с последующим письменным утвержденiем результатов избранiя Ватопедским монастырем. Только через некоторое время – под давленiем русского посольства – Ватопед отменил свое согласiе. (Напомню, что русское монашество на Афоне не подчинялось церковной власти Россiйского Синода). Но и здесь дело было вовсе не в желанiи греков пойти навстречу русскому Правительству, а совсем напротив. В 1913 г. возникли бурные споры о правовом положенiи Афона, который после отделенiя от Османской имперiи получил международный статус (т. е. не входил ни в одно государство). Греческое правительство настаивало на присоединенiи Афона к Грецiи, что создавало бы почти полную свободу для превращенiя Афона из всеправославного центра в греческiй (что и удалось впоследствiи). Греческiе афонскiе монастыри поддержали греческое правительство, и им даже удалось перетянуть на свою сторону сербов и болгар. Только русскiе оказали сопротивленiе: Пантелеимоновскiй монастырь подал письменный протест. После этого грекам стало необходимо сокрушить влiянiе русских на Афоне, и споры об Имени Божiемъ оказались для них ценнейшим подарком. Именно тогда, в 1913 г., греческое отношенiе к имяславiю изменилось на 180°. Можно не удивляться, почему осудившiе имяславiе греческiе богословы не стали читать "На горах Кавказа"... Но не только греческiе богословы не читали этой книги. "Однажды, когда Митрополит Антонiй (Храповицкiй. – В. Л.) был уже Митрополитом Кiевским, с ним на обеде начала разговор Вел. Кн. Елисавета Феодоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобренiя сведущими лицами. Митрополит Антонiй, к великому удивленiю и тяжкому смущенiю Елизаветы Феодоровны, ответил ей, что он сам–то не читал этой книги, а ему докладывал миссiонер!"[9] Из новых публикацiй видно, кто был в числе главных защитников имяславiя: это все окруженiе Елизаветы Феодоровны и все окруженiе Императорской семьи, а также (после того, как он получил время разобраться в ученiи имяславцев) св. митрополит Московскiй Макарiй (Невскiй). Возглавившiй военизированную экспедицiю на Афон епископ Никон (Рождественскiй) именуется в одном из писем Государыни к Государю (8 сент. 1915 г.) "этот злодей с Афона". Любопытно, что борьба с имяславiем после 1917 г. ведется под знаменем "освобожденiя Церкви" от "гнета царизма" (таков лейтмотив докладов В. Н. Зеленцова соборной подкомиссiи). До сих пор часто встречается мненiе, будто затрагиваемый в спорах об Имени Божiемъ догмат о Божественныхъ энергiях составляет какой–то периферiйный отдел православной догматики, имеющiй отношенiе, разве что, к умному деланiю. Такое воззренiе находится в полном противоречiи с тем, что Православная Церковь постановила об этом на Константинопольском Соборе 1351 г. (провозглашенным "развитiем", т. е. общеобязательным истолкованiем, VI Вселенского Собора). Именно православное ученiе о Божественныхъ энергiях лежит в основе православного догмата о соединенiи двух естеств во Христе, как оно было выражено на V и, особенно, на VI Вселенских Соборах. Те, кто оспаривал имяславiе, сходились на том, что энергiи Божiи – это не Богъ, а нечто тварное. Но тогда нельзя православно исповедывать и соединенiе двух природных воль во Христе (природные воли – это энергiи разумного естества, как Божественного, так и человеческого; Божественная природа помимо энергiй была бы несообщима человеческой природе, и само ипостасное соединенiе стало бы невозможным; VI Вселенскiй Собор разъясняет именно это: мы исповедуем во Христе соединенiе двух естеств, но именно посредством их энергiй). Если энергiя Божiя – не Богъ, то нет и соединенiя естеств, и поэтому ересь Варлаама и Акиндина неминуемо ведет и к несторiанству (это было замечено святыми отцами еще в XIV в.). Независимо от всех этих споров, книга "На горах Кавказа" остается руководством к стяжанiю молитвы Iисусовой, отвечающим на многiе недоуменные вопросы, на которые трудно найти ответ в других книгах. Вот небольшая выписка (с. 165–166); "Нужно знать и то, что бывает нередко, особенно в начале, при занятiи Iисусовою молитвою, что человек читает ее без всякого вниманiя и хотя бы какого–либо малейшего ощущенiя прiятности; <...> Целые тучи помыслов всевозможного свойства и между ними скаредные, богохульные, неизобразимые бьют во ум, как волны морскiе скалу. "А враг лукавый постоянно внушает ему: разве твоя такая молитва угодна Богу?!... Только напрасно бьешь воздух; посмотри и вокруг себя на людей, ведь никто же ею не занимается, хотя они и старше по жизни и опытнее тебя. А ты разве лучше всех, что берешься за непрестанную молитву. Было–де время, когда занимались ею св. Отцы, но теперь это дело стало невозможно; брось и живи, как и все живут. А тут еще бывает, что откуда ни возьмись и наставник такой же, что как раз говорит то же самое, что и у нас на мысли, вложенной дiаволом, на что мы уже пожалуй, и сами готовы. И вот тут–то бывает всякому пробный камень и горнило искушенiя, которое необходимо перейти каждому из званных, на сiю Божiю службу. "Нужно ни слушать, ни смотреть ни на что зная, что по причине великого дела, отовсюду и препоны великiе воздвизаются на него, а начавши, нужно продолжать неленостно, как возможно по силам, не тяготясь необычностью дела и непривычкою к нему и не смотря вокруг себя ни на кого. Всякiй своему Господу стоит или падает (Рим 14,4), зная, что хорошего всегда бывает мало. "Но перейдет, Бог даст, скорбная пора и узришь радостное утро Христова Воскресенiя. Божiй свет воссiяет со временем и в твоем сердце и озарит вся внутренняя твоя невечерними лучами Небесного радованiя, и узришь зарю вечной жизни, несомненно, в чувствах сердца своего; только начавши это Божественное и святолепное дело, не оставляй, <...> сколько можешь по силам твоим, но простирайся вперед, с надеждою на Бога радостно и охотно".
Ложная причина непрiятiя книги «На горах Кавказа»[10] Одной из причин непрiятiя книги называют помещенное здесь письмо о. Иларiона с обличенiем афонских старцев, которые приняли за истинные ежедневные явленiя Божiей Матери некоей Наталiи. Старцы ездили «для назиданiя к великой святой», оказывали ей всевозможное вниманiе и поддержку (воздавали ей поклоненiе и принимали от нее благословенiе[11]. Впоследствiи Наталiя (за свою прелесть) принесла покаянiе, а прежнiе почитатели прельщенной женщины составили тайный заговор с целью остановить распространенiе свидетельства их духовной близорукости. Рецензiя инока Хрисанфа стала первым шагом в указанном направленiи. Молитва о. Иларiона о даре молитвы Iисусовой[12] Господи Iисусе Христе Сыне Божiй, «хотя мы и до конца грешны, но не отступихом от Тебя, Господи, ниже поклонихомся Богу чуждому. Имя Твое именуем, Ты бо еси Богъ наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое призываем; Имя единственное между всем драгоценнейшим и вожделенным на небе и на земле; и нет ничего равного сему пребожественному и наисладчайшему имени: Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй». Христосъ есть Создатель наш, Промыслитель и Спаситель. Онъ есть Посетитель душ наших; есть Тотъ, Кто пленяет наши сердца любовiю наисладчайшею, недомыслимою и несказанною, ради которой каждый из людей оставляет все дорогое сердцу своему, чтобы в уединенiи и вдали от людей пить живоносные струи вечного живота. Молим Тя, всеблагаго Щедродавца нашего, Iисуса Христа, пролiявшаго кровь Свою драгоценнейшую за наше спасенiе, введи и нас, по безконечной благости Своей ко грешному роду человеческому, во святые дворы жизни и во спасительный труд деланiя молитвы Именемъъ Твоимъ Святымъ. Возсiяй в сердцах наших сладкiй свет Твоего святого причастiя и прогони тяжкую тьму, облекающую наши души от юности нашей. Грех проникнул все наше существо, злобный враг пленил нас тяготою земного влеченiя, – не можем возвести к Тебе, Всещедрому, очей сердца своего, но прахом питается наша грешная душа и помышленiя ее – зло от юности нашей. Призри с высоты святыя Твоея и избави нас от злоб наших». О Тебе Милостиве, упованiе наше, и Тебе со Отцемъ и Святымъ Духомъъ возсылаем славу во веки. Аминь. О чудесах старца Иларiона и разные историческiе сведенiя. Чудеса в пустыньке о Иларiона и видимая помощь Божiя в нашем предпрiятiи 1). «Когда афонскiе бывшiе друзья о. Иларiона начальники русских обителей увидели приток в кавказскiе горы любителей пустынножительства, то предложили о. Иларiону написать в его книге «На горах Кавказа», что совершенства в умносердечной молитве он достиг не в кавказских пустынях, а на старом Афоне. Но о. Иларiон ответил им: «Я не могу спекулировать на Божiемъ вдохновенiи». (Сведенiя от монахини Аполлинарiи (Какадiевой) поведанные нам с о.Георгiем (Макаровским) в 1961г.)
Из разсказа бывшей ученицы о. Иларiона монахини Руфины, казначеи Тибердинского монастыря. 2). В 1903 году она пришла в Тибердинскiй монастырь. В это время пришел о. Иларiон поступать в этот монастырь. Игуменiя и все старшiе сестры полюбили о. Иларiона и были к нему благорасположены. Близ монастыря построили ему келью, где он жил и там начал писать свою книгу «На горах Кавказа» по просьбе его учеников. Старшiе сестры по причине занятости послушанiями не могли вместить ученiя о молитве Iисусовой, и отошли от руководства о. Иларiона. А игуменiя и младшiе сестры продолжали им руководиться. Бывало, прiйдем к о. Иларiону, и он рассказывает нам о смиренiи и любви, о молитве Iисусовой по целым ночам. Многiе из сестер по благословенiю батюшки Иларiона поселялись в ближнiе пустыньки вблизи о. Иларiона и проживали там. А м. Игуменiя видя, что сестры стали уходить в пустыньки, начала препятствовать этому и запрещала им ночью посещать старца. Но они потихоньку продолжали ходить к нему украдкой, прелазая через ограду. Матушка игуменiя наказывала их за это, назначала им поклоны ложить в храме, а они кладут поклоны, плачут, а сами думают: все равно опять пойдем к старцу. Почитающих о. Иларiона сестер стали презирать, называли их «святошами», «Iисусiанами» и т. д. В обители произошло разделенiе. Меньшая часть пошли за о. Иларiоном, а большая, не вмещавшая ученiе старца об умном деланiи молитвы Iисусовой, о смиренiи и любви оказались на стороне противной старцу. 3). Ученики о. Иларiона просили написать книгу о молитве Iисусовой. Он, по своему смиренiю, долго отказывался исполнить их просьбу. Наконец, по откровенiю свыше от Бога через Пресвятую Богородицу для поднятiя монашеского духа старец получил указанiе и воодушевленiе исполнить просьбу многочисленных учеников своих. Он обратился в Зеленчукскiй монастырь к старцам, за благословенiем на сей труд. Но старцы не благословляли, говорили: хватит и написанных книг. Тогда, понуждаемый вдохновенiем свыше и просьбой своих учеников, о. Иларiон начал писать свой труд о молитве Iисусовой. Когда он окончил писать книгу, – а писал он ее около двух лет, – то, явившiйся к нему в келью дiавол, сказал: «Ну, старик, теперь я тебе докажу». Об этом сказал о. Иларiон старшей матушке Софiи, преданной ему. 4). Когда Синод возстал против книги о. Иларiона и прислал в Тибердинскiй монастырь Ставропольского и Екатеринодарского епископа Iоанна, то последнiй стал требовать подписку от монахинь – кто за старца Иларiона, а кто против него. Старца Иларiона в Зеленчукском монастыре чуть не отравили, дали ему в причастiи яд, причастившись которого по неведенiю, он сорвал отравленное причастiе. Восстали же против книги о. Иларiона из-за того, что он вместе с дорогим Батюшкой о. Iоанном Кронштадтским учит, что Имя Господа Iисуса Христа – Самъ Господь Iисусъ Христосъ, против которого ученiя и восстали зараженные Духомъ современного рацiонализма новоявленные еретики имяборцы – Синод и ему последующiе. 5). Игуменiя Тибердинского монастыря м. Раиса сначала не давала подписку против Имени Божiя. А когда епископ Iоанн сказал, если не дадите подписку тогда закроем ваш монастырь; матушка, с растрепанными волосами, начала раскаиваться перед ним, прося прощенiя, и просила, чтобы не закрывали монастырь, и подписалась под синодальной грамотой. Но ее постигло наказанiе Божiе, она упала, сломала ногу и вскоре скончалась. 6). Был такой случай: Благочинный Зеленчукского монастыря, получивши синодскую грамоту, приходит к игумену того же монастыря (а игуменом был еврей Феофан) и говорит: «Я тебе в пазухе принес змею», и достает с пазухи синодальную грамоту где похулено сладчайшее Имя Iисусъ Христово и Имя Божiе вообще. Благочинный сквозь слезы сказал: «Да будет Имя Господне благословенно во веки! И как ушел из монастыря, более его никто не видал. Он не мог стерпеть злохуленiя Синода на Имя Божiе, отверг подписку и скрылся. А игумен Феофан подписал грамоту Синода, но впоследствiи он за что-то заключен был в тюрьму. После того как игумен подписал синодскую Грамоту, однажды во время совершенiя им Литургiи бес чрез одержимую кричал ему: чего ты там болтаешь, теперь уже я тебя не боюсь. Это слышала лично матушка Анатолiя, которая была в то время в Зеленчукском монастыре в качестве паломницы и в беседе с игуменом Феофаном просиживала ночами, за что сестры называли ее игуменшей. О чудесах старца Иларiона и о другом(Продолженiе рассказа матушки Руфины) 7). Примерно в 1905-1909 гг. Матушка Анатолiя Тибердинского монастыря ученица отца Иларiона, жившая в пустыньке около него рассказывала: однажды рано утром я решила проследить, куда удалился о. Иларiон в пустыню на безмолвiе (т. е. где старец безмолвствует). Вдруг я увидела его на метр от земли молящимся как бы окруженным пламенем огненным. Я вскрикнула: «Батюшка! Вы сгорите!». Батюшка ей сказал: заклинаю тебя Именемъ Господним, чтоб ты не говорила до моей смерти о том, что видела, а по кончине моей расскажешь ученикам моим». 8). Близкая ученица старца Иларiона Тибердинского монастыря матушка Сарра жившая в пустыньке около него говорит сестрам: пойдем посмотрим где молится батюшка, и пошли они по следу старца (зимой по снегу). Вдруг след оборвался и неизвестно куда старец был перенесен Духомъъ Божiимъъ. 9). В 1960 году из Курджиновских гор прiехала к старцу Георгiю (Макаровскому) в Кропоткин (в дом пишущего эти строки) монахиня Авраамiя (Голикова), которая, между прочими чудесами старца Иларiона, рассказала: «Когда ученик старца Иларiона о.Iаков и из мiрских девственник Алексей жили в пустыньке при о.Иларiоне, то три дня не имели хлеба. Отец Иларiон послал их к святому источнику около общины о.Софронiя, там они ночью молились. Вдруг они увидели в воздухе сiянiе света. Это перед ними спустилась булка хлеба как будто бы только из печи, и два яблока. Взяв с радостью этот небесный дар Божiй они пошли к о.Иларiону и сказали ему об этом. Он улыбнулся и ничего не сказал». 10). Голиковы жили от старца Иларiона в восьми километрах. Их мать болела. У нее была совсем изсохшая рука. Когда из ихнего села шли к о. Иларiону люди в Зеленчукскую пустынь, то болящая через них попросила святых молитв у батюшки Иларiона. После выяснилось, что, в то самое время когда о. Иларiон, услышав просьбу, помолился за нее, она мгновенно исцелилась. Когда они вернулись от старца, увидали болящую исцеленною. Тут-то и выяснилось, что она исцелилась в то мгновенiе, когда старец вознес о ней ко Господу свои святые молитвы. 11). Второй раз она сильно болела сибирской язвой на ноге. Под св. Пасху шли с ихнего села люди к о. Иларiону. Болящая мать попросила через них святых молитв. Пока они дошли до старца Иларiона, она исцелилась. 12). Третiй раз мать болела головной болью и была как помешанная. Мать с дочкой пошли к о. Иларiону и войдя в келью старца стали ему говорить о головной болезни матери; о. Иларiон положил свою руку на голову болящей и та моментально получила просветленiе в голове и головная боль утихла. Со старого Афона в Россiю с о. Иларiоном прибыло восемь человек, в числе их архимандрит Мартинiан, который был строителем в Михайловской пустыне (около Майкопа, умер до 1913 года), архимандрит Iерон строитель Нового Афона и схимонах Илiодор который жил на Кавказе при Тибердинском монастыре, скончался в ссылке в средней Азiи. 13). Родной брат матушки Иликаниды послушник Димитрiй жил на Псху в числе 70 монахов. Из них некоторые были высокой жизни. Остальные, когда были взяты в 1930 г. в тюрьму, по благословенiю тех высокой жизни отцов отказались от работы, от паспортов, от ответов на вопрошенiя антихриста и за это их всех перемололи в особой машине и бросили в море под 13 октября, когда празднуется память Иверской иконы Божiей Матери. Их послушник был имяславец, поэтому заключают, что и все пострадавшiе были имяславцы. 14). Инокиня Магдалина (Плотникова, из мiрских) рассказывала: «В 1930 году, когда из разных мест Псху собрали пустынников и они находились под следствiем, некоторые из них при допросе и требованiи подписи писались православными, а некоторые имяславцами. Юродивая некая бродячая Варвара залезла под подвал и сильно кричала, укоряя тихоновцев: «Что же вы отрекаетесь от Имени Божiя?». Всех писавшихся православными выпустили из тюрьмы. А тех, которые писались имяславцами, всех замучили в ту же ночь. [1] Там же. С. 9. [2] Как указывает архiеп. Василiй (Кривошеин), "различiе между недоступной и непостижимой сущностью и несозданными энергiями Божества, могущими быть причастными человеку, является традицiонным в восточной патристике. Эта установка позволила св. Григорiю Паламе "богословски основать и утверждать действительность единенiя с Богомъ и "обоженiя" по благодати без впаденiя в какое бы то ни было пантеистическое смешенiе тварнаго с Творцомъ" (см. Архiеп. Василiй (Кривошеин.). Богословскiе труды. Н. Новгород. 1996.с. 53). [3] Там же. Сс. 55,56,59,67,85. [4] Iеросхим. Антонiй (Булатович). Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Петроград, 1917. С. 14. [5] См. Прот. И. Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григорiя Паламы. С.–Пб. 1997. С.393. [6] Iеросхим. Антонiй (Булатович). Апологiя веры во Имя Божiе и во Имя Iисусъ. М. 1913. С. 45. См. также у проф. Прот .С. Н.Булгакова:"Самъ Господь есть воплощенное Слово и Имя" (Философiя Имени. Париж. 1953. С. 178). [7] Iеросхим. Антонiй (Булатович). Афонское дело. Пг. 1917. С. 8. [8] Там же. Сс. 8–9. [9] Жизнеописанiе и труды еп. Серпуховского Арсенiя (Жадановского). М., 1996. 476; «На горах Кавказа» 1998, с. 908; это свидетельство восходит к рассказу самой преподобномученицы Елизаветы священномученику Арсенiю. [10] «Церковь и время». № 3 (12) 2000. С.214. [11] Из «Исторiи Афонской смуты», автор iером. Паисiй + 1965. [12] «На горах Кавказа». Изд. 2.1910. С. 336. | |
Просмотров: 282 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |