Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:39 AM | |
15). Монах Епифанiй рассказывал: «В 1930 году взяли их из Псху 20 человек в числе которых был и он. На следствiи спрашивали: «Как ты власть признаешь?» Все единодушно отвечали: «Власть франк-масонская. Всех их расстреляли. А когда спросили у Епифанiя, он убоялся подобного ответа и сказал: «Власть безбожная». Следователи сказали: «Правильно, наша власть безбожная», и выпустили его одного. Он после каялся и всем об этом рассказывал. 16). У матушки Руфы был неверующiй брат инженер. Когда она была в Тибердинском монастыре, он приходил к ней проведывать ее. Потом он заболел и, так как, там место курортное он находился там на леченiи. Матушка Руфа часто оставляла его одного в его келiи и давала ему разные святоотеческiе книги. Один раз, говорила она, прихожу я с послушанiя, а он встретив меня на пороге с радостным восторгом и сiяющим лицом говорит: «Сестра, теперь я узнал настоящую цель христiанской жизни». Мы с ним начали часто ходить к о. Иларiону. Потом он сам ходил к нему, а я ему говорила: «Зачем ты так часто ходишь, нарушаешь безмолвiе старца?» А он, пойдет к о. Иларiону, обойдет вокруг его кельи, и радостный идет обратно и говорит: «Я очень доволен, что побывал возле кельи о. Иларiона». Так он полюбил старца. Бывало, идет возле кельи, а старец, провидя его близ себя, выйдет и позовет к себе, и беседует с ним, и сказал ему: «Мы с тобой вместе отойдем ко Господу. И о. Иларiон скончался 1-го Марта, а брат Iоанн умер несколько позже. По своей кончине старец явился Iоанну перед кончиной его когда он лежал болен, а м. Руфа ухаживала за ним. Когда она вошла в келью, Iоанн говорит: «Сестра, где ты была? Я тебя так звал: почему ты старца не приветила? И через несколько минут после этого, Iоанн блаженно скончался. 17). Когда ученик старца Иларiона о. Iаков и из мiрских девственник Алексiй, – рассказывала м. Руфа, – жили в пустыньке при о. Иларiоне, то три дня не имели хлеба. Отец Иларiон послал их к св. источнику (это около общины о Софронiя в Темных Буках), там они ночью молились. Вдруг они увидели в воздухе сiянiе света. Это пред ними спустилась булка хлеба как будто бы только из печи и два яблока. Взяв с радостью этот небесный дар Божiй они пошли к о. Иларiону и сказали ему об этом. Он улыбнулся и ничего не сказал. 18). Под г. Новороссiйском в «Темных Буках» после кончины о. Иларiона Iаков с сестрами шли ночью через разъезд в глухих местах и с благоговенiем беседовали о святости жизни покойного о. Иларiона. Смотрят, а на облаках над ними в огненном сiянiи шел о. Иларiон, как бы охраняя их. Отец Iаков на сем месте, где они увидели о. Иларiона, на молодом дубе вырубил крест, и сюда приходили сестры на поклоненiе этому месту. 19). Матушка Наталiя ученица о. Иларiона рассказывала: «До пострига в монашество жила она с неверующим супругом по имени Кузмич, который работал на заводе. Она скорбела и плакала о том, что он неверующiй и просила о. Иларiона чтобы он умолил Бога о вразумленiи мужа ее. Вдруг, этот Кузмич скоро уверовал и стал ревностным христiанином. Отец Иларiон сказал ему: «Сделай ей, (жене) Наталье келью и будешь служить ей как послушник. 20). Эта самая Наталья, в монашестве Нина, перешла жить в Драндовское подворье (в Новороссiйске). На втором этаже находились отцы iеродiакон и три монаха. Она им готовила пищу внизу, а отцы четыре человека стояли на балконе, днем. Отцы беседовали об о. Иларiоне. Матушка Нина знала, о чем они ведут разговор, и вот она смотрит, а вверху на воздухе в огненном пламени о. Иларiон. Она испугалась, выронила с рук ковш и сама чуть не упала. 21). Отец Иларiон при открывшемся в 1913 году гоненiи на него, проживал в разных пустынных местах, при разных монастырях, а в последнее время паки в Темных Буках, где и нашел себе упокоенiе. Он простудился и долго болел водянкою. Буковским сестрам о. Иларiон говорил что, благодаря молитвы Iисусовой Господь поддерживает его и облегчает ему болезнь. 22). Матушка Херувима, (игуменiя общины, образовавшейся при могилке о. Иларiона, взяла старца Иларiона к себе в переднюю своей кельи и ухаживала за ним. 1 Марта 1916 года он скончался. Пасха была 10 апреля. 23). Со слов матушки Нины (это же вперед говорила и матушка Руфа): «Через год по кончине о. Иларiона Через год по кончине о. Иларiона м. Руфа поехала поклониться останкам Старца. Как раз в это самое время от Святейшего Синода прiехал епископ, чтобы удалить из часовни мощи о.Иларiона, которые находились под престолом. Когда была вскрыта могила, увидели тело о. Иларiона нетленным, от св. мощей его происходило чудное благоуханiе, наполнившее ароматом ту местность. Тогда посрамленный этим чудом епископ приказал захоронить святые мощи под стенкой часовни». 24). Со слов катакомбного iеромонаха Кирилла, которым окормлялись Курджиновскiе монахини, о. Иларiона перед кончиной причащал iеромонах Паисiй8. Отец Иларiон скончался исповедником, и, конечно же, он не мог причащаться у еретика имяборца. Из этого следует, что в вопросе об Имени Божiемъ iеромонах Паисiй о. Иларiон были солидарны. 25). Погребенiе о. Иларiона совершал iеромонах Паисiй (Из Протокола свящ. Алексея Коробкова, 26.6.1916 г. («Священная тайна церкви». Т. 2. С. 244). «Приходит iеромонах Паисiй Драндовского подворья г. Новороссiйска, Сухумской епархiи, служить панихиды».[1] Явленiе старца схимонаха Иларiона после кончины ученице его.26). Однажды явился мне старец во сне и рассказывал о своей кончине. Присутствовавшiй во время его исхода iеромонах Паисiй и другiе были удивлены, что, испуская последнiе воздыханiя Старец с улыбкою манил кого-то к себе руками. Я начала расспрашивать его о сем и он объяснил, что в это время у нас стояли три Ангела; меня убрали и перенесли в крайнюю, где осталось мое тело и один Ангел, а два Ангела взяли мою душу и понесли ко Господу, где я и поклонился Ему. Затем присоединились к оставшемуся при теле Ангелу еще один Ангел и Матерь Божiя, которые вместе с душою моей, присутствовали до выноса тела, потом проводили до могилки, где и пребывали до св. Пасхи, а потом меня паки повели ко Господу. – А видели ли вы мытарства? спросила я. –“Нет, я их не видел, молитва как свеча шла впереди, а я за нею и так я достиг и поклонился Господу.” Однажды я спала. Подошел ко мне Старец и говорит: “Пойдем я тебя везде повожу”. Я начала отказываться: мне, говорю, некогда, я сейчас должна работать. Он отвечал: ”Это все сделает Елена, а ты должна идти”. У меня явилось сомненiе, что может быть это не старец, а искушенiе, и лишь только я сiе подумала, как он меня перекрестил и страх оставил меня. Я успокоилась, и только хотела встать, чтобы идти, но он предупредил меня: ”Подожди я сам тебя возьму”. И он начал что-то делать около рта. Я почувствовала только, что ноги и все члены мои вытянулись, и из меня что-то вышло. Я испугалась и вдруг вижу, что все вокруг меня в каком-то новом измененном виде: вся природа, комната, весь дом, и я сама, а около моей пастели хлопочет сестра Елена, как около мертвой. Затем внезапно разверзлась земля и я, испугавшись, хотела убежать, но он удержал меня, и мы начали спускаться в какую-то пропасть, или мрачное подземелье, как бы по ступенькам. Там в бездне что-то страшное, я спросила: ”Что это?” Старец ответил: это тебе надо непременно молиться, а то и ты туда попадешь”. Вижу, какiе-то люди страшно кричат и в отчаянiи поднимают руки. Один из них бросился ко мне и бросил мне в лицо какую-то бумагу, но старец дунул на него и он исчез. Вижу, два врага ведут маленькую душу и бросили ее в огонь. Я сильно испугалась, а старец говорит: ”держись крепче” и я схватилась за его руки. Потом увидела массу врагов по левую сторону, я опять испугалась, это они собрались идти на страсти искушать людей. 27). Матушка Авраамiя (Голикова), по слухам узнавшая о старце Георгiи (Макаровском), в начале 1960-х годов прiехала из гор (пос. Псемена5) к старцу схимонаху Георгiю (Макаровскому) в гор. Кропоткин, и в моем присутствiи рассказывала про чудеса о. Иларiона. (См. п. 10). Еще она рассказала следующее: Отец Иларiон во время гоненiя на него проживал в «Темных буках». Он простудился и долго болел водянкой. Буковским сестрам о. Иларiон говорил, что, благодаря молитвы Iисусовой, Господь поддерживает его и облегчает ему болезнь. Матушка Херувима7 взяла о.Иларiона к себе в келью и ухаживала за ним до самой его кончины, последовавшей 1-го марта 1916 года. Часовня над могилкой о. Иларiона была выстроена при матушке Руфине, хотя при своей жизни о. Иларiон запрещал что-либо строить над его могилкой, кроме могильной плиты с надписью, так как он предвидел гоненiе на него и по кончине. Предвиденiе Старца оправдалось.
1-е обретенiе мощей старца схимонаха Иларiона. (Сведенiя о могилке о. Иларiона, полученные по моему запросу от инокини Любови из х.Псемена что возле Курджинова, в письме от 26 Января 1966 г.)
28). «…Видела я гр. матушку Митрофанiю, спрашивала за о. Иларiона. Она мне кое-что рассказала о нем, а главное, что ее близкая знакомая жила при могилке старца Иларiона и видела, когда вынимали его св. мощи. Старшая общины м. Херувима, вопреки завещанiю старца «не трогать его останков», тайно взяла их и принесла в гор. Новороссiйск к знакомым, после чего внезапно упала и вскоре скончалась. А где схоронены св. мощи старца никто точно не знает. Как жалко». 29). Из второго письма той же матушки Любови (Гавришевой): «В 1917 г., через год после кончины о. Иларiона, матушка Нина была в «Темных буках». Из Новороссiйска прiехал епископ, и хотел убрать из под престола его останки. Но когда открыли могилку увидели, что тело его предалось тленiю, только правая рука и сердце были нетленны, от его сердца истекало благоуханное миро, аромат исходившiй от его останков, наполнил всю пустыньку. Увидав такое чудо и услыхав такое благоуханiе от святых мощей старца Иларiона епископ осрамился. Тогда он приказал захоронить мощи святого старца не под престолом, а под часовней. Там была и бывшая начальница (обители) матушка Херувима, она (тайно) взяла эти останки и куда их дела неизвестно, это знают только жители ст. Славянской. По-разному говорят. Но Господь об этом знает. Некоторые считают, что м. Херувима сделала это по своей воле, за что была наказана. Но и это нам неизвестно». 30). Из третьего письма от 17 iюля 2005 года той же м. Любови (Гавришевой, ныне инокини Акилины, из ст. Саратовской, Горячеключевского р–на): «…На ваш вопрос об о. Иларiоне. Я хорошо помню, м. Руфь моя духовная мать, когда туда прiехала (т. е. в пустыньку о. Иларiона, она там целый год жила (ее хотели украсть азiаты), и пр ней прiехал один епископ из Москвы, чтобы удалить из под престола мощи о.Иларiона. Когда открыли гроб о. Иларiона, тело его оказалось нетленным. От тела исходило сильное благоуханiе, и епископ, говорила м. Руфь, посрамился как пес, и.приказал вынуть гроб с мощами старца и положить под стенкой (часовни).[3] Исходя из данных версiй о св. мощах старца Иларiона очевидно, что Сам Господь скрыл их от кощунства и поруганiя имяборцев и нечестивых безбожников на времена безбожiя и богоотступства. Но и этих сведенiй вполне достаточно для того чтобы почитать о. Иларiона как святого исповедника истины. Из приведенных выше сведенiй получается разночтенiе. Конечно, такая неточность вполне объяснима. Эти сведенiя устно передавались разными лицами. А при устных пересказах образуются неточности. Так произошло и в данном случае. Неточность женской формулировки привела нас в тупик. Например,: «Старец был похоронен под престолом». «Могилка о. Иларiона была под часовней». «Епископ приказал захоронить останки о. Иларiона под стенкой часовни». Это – двусмысленные понятiя: «под часовней» – могла быть могилка снаружи часовни, как и под селом, под городом… «Похоронен в часовне под престолом», – можно подумать, что часовня была построена прежде кончины старца Иларiона. «Под стенкой часовни» – внутри или снаружи часовни?.. Чудеса милосердiя Божiя в пользу почитанiя праведности старца Иларiона. 2002-й год 1–я паломническая экспедицiя в поисках могилки о. Иларiона Обретенiе пустыньки отца Иларiона. У нас, ревностных почитателей праведности старца Иларiона, появилось непреодолимое желанiе точно выяснить все данные, чтобы для будущих потомков не оставалось никаких неясностей по этому вопросу. Для этого, и для того, чтобы воздать поклоненiе останкам, глубоко нами почитаемого старца Иларiона, окрыляемые Божiимъ вдохновенiем, мы образовали паломническую группу из семи человек с намеренiем, непременно отыскать место захороненiя Кавказского пустынножителя, великого подвижника молитвы, Духоносного Старца. Нам могут возразить: почему мы предприняли это намеренiе без благословенiя правящего архiерея Кубанской епархiи митрополита Исидора? Отвечаем. Митрополит Исидор осудил имяславiе как ересь, книгу о. Иларiона «На горах Кавказа» запретил к чтенiю в своей епархiи. А еретическую книгу англiйского протестантского писателя Фаррара, в которой до 80-ти ересей, и которую еще дорогой батюшка о. Iоанн Кронштадтскiй в начале ХХ века осудил как душепагубную, он благословил всем читать, и в Епархiальной лавке эта книга свободно распродавалась. На мое беспокойство о том, что книга Фаррара еретическая, архiеп. Исидор не отреагировал. Поэтому и решили: как мы не можем запретить митрополиту Исидору почитать автора еретической книги протестанта Фаррара и самую его душепагубную книгу, так и он не вправе запретить нам почитанiе праведного о. Iоанна Кронштадтского, осудившего книгу Фаррара; и не может запретить нам почитанiе книги «На горах Кавказа» и ее автора схимонаха Иларiона, исповедника и защитника истинного православiя. Это дело сугубо личной нашей веры. А на Страшном Суде Сам Господь рассудит, кто был прав: имяславцы, или имяборцы, мы, или архiерей Исидор купно с имяборцами и фарраровцами. Состав нашей паломнической группы 7 человек: (число символичное – не спецiально подобранное, а промыслительно совпавшее): протоiерей Константин Борщ, iерей Роман Борщ, Савостин Георгiй Васильевич (майор запаса), Матузков Андрей Александрович, Касьянов Николай Иванович, Колтович Андрей Александрович (казак), и Гайдуков Евгенiй Михайлович. Испросивши благословенiе у Господа и Пресвятой Богородицы, 1 и 2 iюля 2002 года мы провели первую паломническую экспедицiю. Мы не знали даже места расположенiя урочища «Темные буки», а тем более, не знали места пустыньки о. Иларiона и места его захороненiя. Но, как говорится: «Язык до Кiева доведет». Господь посылал нам, последовательно, людей, которые указывали нам путь в «Темные буки». А когда мы блуждали, не зная куда идти, Господь послал к нам лесника, как раз того участка, где расположена пустынька о. Иларiона в «Темных Буках», который провел нас к назначенному месту. Но об этом после. А сейчас по порядку. Сначала в поселке «Горном» Крымского района мы побывали у источника преп. Феодосiя Кавказского, напились водички с источника, приложились в часовне к святыне и отправились в поисках урочища «Темные буки», которое по некоторым данным находится на расстоянiи восьми километров от источника о. Феодосiя. Но кто нас туда проведет? У кого не спросим, как туда дойти, никто не говорит, все направляют нас к настоятелю пустыньки о.Феодосiя iеромонаху Филарету. Без его благословенiя никто не решается рассказывать, как можно найти могилку о.Иларiона. Значит, строго засекречено! А если кто чуть–чуть и скажет что-то, то просит не выдавать его о. Филарету. Возможно митрополит Исидор приказал о.Филарету никому не указывать место могилки исповедника, блаженного Иларiона Кавказского, который подвизался сначала три года на Старом Афоне и почти 40 лет в пустынях Кавказа. Запрещено, потому что о. Иларiон обличал имяборческую ересь, офицiально принятую «Святейшим» Синодом в 1913 году и закрепленную за Россiйской Церковью. Но и не надо! Господь указал нам станицу «Молдованскую» откуда мы должны взять направленiе в «Темные буки». В лесу нам попался пчеловод, он сказал, что мы пошли не в том направленiи и направил на нужную дорогу. Когда мы вышли на поляну, усеянную лесным разноцветьем, навстречу ехал лесник на тракторе. Мы его остановили и спросили: как можно найти урочище «Темные буки». Тракторист оказался лесником нужного нам участка, он сказал: «подождите здесь, скоро должен ехать лесовоз, водитель направит вас в урочище «Темные буки» к могилкам у разрушенной часовни, а я точно не могу вам сказать, так как был там больше пяти лет назад и уже забыл то место». Экономя время, мы не стали ожидать лесовоза и поехали дальше, к той поляне, которую указал нам тракторист, с которой мы должны были входить в горный лес. Наконец, мы выехали на большую поляну. В левом углу этой поляны поставили свою машину и вошли в лес. Идем вверх над руслом сухой речки. Но странно было бы найти нам искомое там, где мы никогда не бывали. И, конечно же, мы пошли в противоположном направленiи, так как остановились не на той стороне поляны, но об этом мы узнаем позже. А сейчас наша группа разделилась: молодые и крепкiе пошли в гору лесом побыстрее, а мы скоро утомились и остановились в ожиданiи результата от них. Ужасно беспокоили нас назойливые комары, от которых мы не успевали отмахиваться, накрапывал дождь и они были злые. Не дождавшись наших «разведчиков» мы поспешили убежать от ливневого дождя, спустились на поляну к своей машине. Большая часть нашей группы ушла от нас уже на такое расстоянiе, что, окликая их, не слышно было ответа. Нас настиг сильный дождь с градом у самой машины, так что немного промокшiе успели спрятаться в нее. Вскоре, с другой стороны, прибежали и наши «разведчики», промокшiе под дождем . Хотя они забрели и не туда, зато встретили там лесовоза, водитель которого сказал им, что в горы и в лес надо входить с другой стороны поляны и дал направленiе куда надо идти. По грязи с буксованiем колес мы подъехали к другому краю сенокосной поляны и остановились. Перед нами раскинулась красивая панорама гор и лесов, среди которых виднелась покрытая дымкой лощина, в виде гигантского оврага-междугорья, по которой предстояло нам идти. Конечно, эту лощину склон между двух гор, издали похожую на гигантскiй овраг, хорошо было видно лишь с поляны, а когда мы окунулись в лес, не стало видно той лощины, и мы брели в правую сторону от нее, куда приглянулось нам. На той поляне где мы остановились, оставили свою машину, и с грузом пошли в поход. А груз у нас был не малый – железный могильный крест, песок, цемент, лопата, вода, провизiя и проч. Промокшiе под дождем, сначала мы прошли другой небольшой поляной покрытой высотой до пояса густыми зарослями разноцветья полной грудью вдыхая благоухающiй аромат цветов и горного леса. Дождь, хотя и прекратился, но одежда на нас была уже измокшая, а в обуви хлюпала вода. Густая цветущая растительность освежала нас душистой влагой. Мы с наслажденiем вдыхали душистый аромат цветов и восхищались очаровательной панорамой гор, покрытых лесом с дымкой. Красота и благоуханiе Божьей природы придавали нам силу и бодрость. Когда мы вошли в лес и перешли речку по мостику из бревна, то шли рядом с речкой по лесным зарослям молодняка и бурьяна в рост человека. Пройдя некоторое расстоянiе, увидели просеку возвышающуюся от речки в гору, и решили по ней подниматься. Крепкiе из нас шли побыстрее, а мы слабые отстали, и остановились, чтобы не разбрелись и не затерялись друг от друга в лесу. Переднiе пошли на разведку. А мы остались ожидать результат. Прошло полтора часа. Мы усомнились, что долго их нет, а день клонился к вечеру. Если мы задержимся до темноты, то, как же в темноте будем возвращаться по лесным зарослям к своей машине на ночлег? Тогда мы решили подниматься по просеке в гору сколько могли, и остановились. Войдя в лес начали окликать вперед ушедших. Кричали во весь голос. Но «ни гласа, ни послушанiя»… Идем дальше, чтобы слышнее было друг друга. Наконец слышим вдалеке глухой ответ. Стали перекликаться. Наконец мы встретились. Но «разведчики» не обрадовали нас, могилку в лесу они не нашли. Да и как можно было найти ее в горах, в глухом лесу, без проводника, где нет никаких указателей?.. Собрались все вместе, и с тем же грузом пошли обратно на ночлег к своей машине. Не легко было с грузом проделать обратный путь по лесным зарослям молодняка и по густо заросшей поляне. Но мы не унывали. Ревность и желанiе найти и поклониться останкам праведника о.Иларiона утоляла нашу усталость. Вот мы и пришли к своему домику – машине. Развели костер и стали сушиться. Слышим: «трах–трах–трах» – это через поляну по стерне прямо к нам движется трактор. Тот самый тракторист Голубничiй Владимир Дмитрiевич – лесник, который еще днем встречался нам далеко от этого места, когда мы ехали сюда. Он оказался добрым человеком и для нас поистине посланником Божiимъ, чтобы содействовать нам. Подошел он к нам со словами: «Привет, православные! А я думаю, поеду, посмотрю, а то направил вас, а сам думаю, нашли вы то место, или нет». Трактор еще «трахкает», а Георгiй Васильевич говорит: «Не ангела ли своего Господь послал нам»…Кто–то подсмеялся: «На тракторе?»… Действительно, этот человек мог показаться нам ангелом, потому что явился нам помочь в трудный момент. Мы на соломе раскинули ужин, лесник перекусил с нами и сказал, утром пришлет нам проводника, а если никого не найдет, то расспросит место могилки и сам прiедет провести нас к ней. Обсушив одежду у костра и прочитав под открытым небом, на благоухающей поляне молитвы на сон грядущим, мы уснули. Утром, востав от сна и читая молитвы, слышим «трах, трах, трах» – это едет сам Владимир лесник. Только уже не через поляну, а с другой стороны, с горы по просеке за речкой. Вдруг, трактор затих. Мы подумали, наверное, закончилась солярка. Но через некоторое время со стороны горного леса, где заглох трактор, перед нами появляется вчерашнiй лесник–Владимир. Он прибыл к нам для того, чтобы исполнить вчерашнее обещанiе и провести нас к могилке. Подкрепившись завтраком и загрузившись, мы пошли за нашим благодетелем–проводником к трактору. На этот раз он оставил свой трактор–вездеход по ту сторону речки. Поэтому, перейдя речку и пройдя вверх до трактора, я сел рядом с трактористом, а двое с грузом примостились сзади кабины на раме, а остальные пешим ходом, и мы по просеке двинулись в гору. Наконец, свернули в урочище «Темные буки». Проехали сколько было возможно по крутому скользкому спуску, и остановились. От трактора 200 метров прошли пешком и увидали следующую картину данного места, именуемого «Пустынькой отца Иларiона». 31). На полу–полянке, уже заросшей несколькими деревьями возрастом по 50–60 лет и молодым кустарником, видны камневые руины стен бывшей часовни. Да, раньше была здесь сооружена из горного камня часовня. Теперь, по периметру бывшей часовни остались руины. Внутри бывшей часовни в «горнем» месте выросли два дерева: ясень и граб, а за руинами стен часовни выросли еще несколько деревьев. Этим деревьям примерно по 60 лет. Сам лес уже не похож на «Темные буки». По рассказу лесника, в начале ХХ–го века буковые деревья были в два–три обхвата, которым было по 200–300 лет. Тогда действительно в буках было темно, не было просвета в макушках деревьев. Потому это урочище и называлось «Темные Буки». А теперешним деревьям, среди которых в основном дуб, ясень, клен, граб, карагач (вяз) не более как по 70 лет, а буковых деревьев вообще нет, бук как дифицитную породу выпилили в 30-х годах ХХ века. Изредка сохранились и карликовые деревья–старички, которым более ста лет. Среди макушек деревьев просветы, поэтому в теперешнем урочище «Темные буки», не совсем уж темно, а просто как в лесу. Когда повеет ветерком, слышится аромат горных цветов и растенiй. Вообще место благодатное. Когда в поселке Горном у одной старушки мы расспрашивали про это место, она не могла скрыть своего восхищенiя: «Ой, какая там благодать на могилке!». Снаружи метрах в пяти от часовни перед восточной стеной выложена из горного камня низенькая сантиметров в двадцать как бы оградка, внутри ее могилка из трех фрагментов бывшей бетонной могильной плиты, разбитой гробокопателями; остальных частей плиты не было. Впереди могилки стоял пень от сгнившего дубового креста. Справа на расстоянiи 4–х метров стоит массивный дубовый крест с одной перекладиной, сохранившiйся, но ветхiй, потресканный, холмика могилы нет. А справа от этого креста чуть заметный маленькiй холмик – могилка без креста. Всего три могилки. По словам лесника, это место до 1985 года было ухоженное посетителями. Значит, приходили сюда почитатели этого святого места. Мы отслужили панихиду о усопшем схимонахе Иларiоне, «и иже с ним захороненных». Судя по тому, что вокруг первой могилки была выложена камнем, как бы низенькая оградка, мы почему-то предположили, что это первоначальное место захороненiя о. Иларiона. На второй день нашего паломничества 2–го iюля мы с Божiей помощью успели облагообразить сiе место. Вырубили молодой кустарник. Очистили поляну от слоя сухого листа. Забетонировали привезенный нами железный крест на могилке предпологаемого места захороненiя о. Иларiона. Выложили из камня могильный холмик. Отслужили панихиду и, попрощавшись с о. Иларiоном и иже с ним, отправились в обратный путь. Остаток от сгнившего дубового креста и немного земли с этой могилки мы взяли с собой в надежде, что это могилка о. Иларiона, – ведь можно было подумать, что первоначально могила о. Иларiона была внутри будущей часовни, а через год по приказу епископа имяборца он был захоронен «под часовней» (снаружи). Уходя с пустыньки мы планировали совершить сюда второе паломничество, для того чтобы добиться окончательных результатов для исторiи. Самое нахожденiе урочища «Темные Буки» при первой нашей паломнической экспедицiи совершилось чудом милосердiя Божiя, о чем будет описано. Мы не знали, где «Темные Буки», а Господь привел нас даже в самую пустыньку старца Иларiона. И если iеромонах Филарет в пустыньке старца Феодосiя не захотел делом рассказать нам, как найти пустыньку о.Иларiона; так Сам Господь указал нам дорогу к ней. Разве это не чудо Божiе!
2–я паломническая экспедицiя в «Темные Буки». Второе обретенiе мощей старца Иларiона 8–10 iюля 2002 года состоялось второе наше паломничество группой в том же составе, за исключенiем Андрея Колтовича, который работал на произведстве. У нас было сильное желанiе обрести точное место захороненiя о. Иларiона. Сообщили леснику о дне нашего визита и прiехали к нему в станицу Гладковскую, от которой до пустыньки о.Иларiона девять верст. Он занят был по службе и послал проводить нас к могилкам своего сына Ивана и зятя Сергея. Они с трактором проводили нас, уже по новому маршруту, до самых могилок. 32). Ночью под 9 iюля, перед чтенiем молитв на сон грядущим, в восточной стороне куда мы обращены были лицом перед нами в воздухе летала целая туча светлячков, а как только мы начали читать молитвы, они мгновенно исчезли, (очевидно, чтобы не мешать нашей молитве…). Разве это не чудо Божiе! На ночлег под 9–е iюля мы раскинули палатку и разделили ночь на всех поочередно, для неусыпаемой молитвы. Каждый член нашей группы в свое дежурство тянул четочки. Первую: «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй нас грешных»; вторую: «Владычице наша Пресвятая Богородице Дево, спаси нас грешных»; третью: «Упокой, Господи, душу раба Твоего схимонаха Иларiона». Также читали: «Святые царственные мученики Николае и Александра со чады вашими, молите Бога о нас грешных»; «Блаженный старче Иларiоне, моли Бога о нас грешных». 33). Отдыхали в палатке. Востав от сна, в моих ушах звучало неземное чудное ангельское пенiе, которое слышалось ночью во время сна: «Радуйся Невесто неневестная!» – пенiе из акафиста Благовещенiю Пресвятой Богородице.. Это было хорошее для нас предвестiе. 34). А когда в 4 часа 30 минут на лесной природе у дубового креста мы стали на утреннiе молитвы, во время чтенiя мною молитв впереди меня на некотором расстоянiи как бы предстоял лицом ко мне во весь рост о. Иларiон. И в этот день, по милости Божiей, исполнилось ночное благовестiе: мы обрели мощи старца Иларiона и мощи iеросхимонаха. Сам Господь указал нам место захороненiя останков о. Иларiона. Разве это не чудо? Это место никому из ныне живущих не было известно, и не было совершенно никаких его внешних признаков. А руководящiй нами Господь указал нам его. Слава и благодаренiе Господу Богу содействовавшему нашему предпрiятiю и указавшему место покоища останков великого подвижника благочестiя и молитвенника, исповедника православной веры во Имя Божiе, защитника Славы и чести Имени Iисусъ Христова, похуленного имяборцами! Разве это не чудо: через 86 лет после захороненiя, промысломъ Божiимъъ, обрелись нетленные останки (в костях, как и преподобного Серафима Саровского), преподобного исповедника, изгнанника за Имя Господне, схимонаха Иларiона! Его же молитвами, прости Господи и помилуй нас. Аминь. Итак, при первом паломничестве нашем мы были убеждены, что могилка, которая в каменной низенькой как бы оградке, на которой прошлый раз мы установили ажурный железный крест, является первым местом перезахороненiя о. Иларiона, потому что выраженiе «под часовней», мы понимали не в буквальном а в переносном смысле. Ведь и выраженiя: «под городом», «под деревней», «под горой», «под стеной» надо понимать относительно, а не буквально. А теперь у нас появилась мысль: посколько у средней могилы сохранился дубовый крест, значит эта могила дольше была ухожена почитателями и она возможно и есть место первого перезахороненiя при епископе, прибывшем из Синода для удаленiя останков о. Иларiона из часовни. И мы решили убедиться: есть ли останки у дубового креста. С Божiимъ благословенiем мы приступили к раскопке могилы, но в ней оказались костные останки. Дотронувшись до останков, дальнейшую раскопку прекратили, ибо мы убедились, что у креста есть захороненiе, – это знать нам было необходимо. Ведь у нас есть сведенiе, что останки о. Иларiона увезены в Новороссiйск… После этого нас осенила мысль: если место первого перезахороненiя о. Иларiона было снаружи часовни, под горней стеной, и раз в могиле у дубового креста есть останки, то нам следует делать раскопку той могилы, на которую в первое паломничество мы установили железный крест, и возможно именно из нее останки были взяты и увезены в Новороссiйск и могила должна быть пустая. И мы решили убедиться в этом раскопкой этой могилы. А раскопанную могилу у дубового креста, убедившись что могила не пустая, вновь засыпали, сделав могильный холмик. Когда начали раскапывать, к нашему удивленiю обнаружилось, что раньше могила была кем–то уже раскопана. Могильная плита, которая изначала почитателями была установлена на могилу была разбита на несколько частей и при обратной засыпке гробокопатели побросали на разных уровнях три самых больших фрагмента могильной плиты. Так что при нашей раскопке могилы каждый фрагмент плиты поднимали наверх втроем. По словам лесника, грабители и в лесах раскапывали могилы. 35). Но мы были весьма удивлены, когда и в этой могиле обнаружились останки захороненiя. Но чьи они? Мы сильно обрадовались тому что стали обнаруживаться монашескiе принадлежности: фрагменты монашеского кожаного пояса с пряжкой, нижняя часть деревянного ручного креста с резным рисунком; затем обнаружился деревянный резной крестик от схимнического анолава из двух фрагментов без правого крылышка, маленькiй фрагмент евангелiя, фрагмент четок из пяти ниточных зерен. Затем стали обнаруживаться фрагменты разноцветных тканей спрессованных в несколько слоев, и это навело нас на мысль: схимник хоронится в монашеском одеянiи черного цвета, а не в цветном, а что же это за ткань: розовая, фiолетовая, зеленая, черная? И пришли к заключенiю, что эта могила о. Иларiона. Но чья же? Вдруг, мы обнаружили фрагменты эпитрахили, на одной паре ниже локтевых костей надетый на руку iерейскiй цветной поручнь с нашитым крестом. В одной оконечности этих парных костей, что с поручем, до сих пор не истлевшiй участок плоти. На костях другой руки порученя не оказалось, возможно он взят гробокопателями. Обнаружив поручнь священнослужителя на руке и фрагменты эпитрахили, мы, с одной стороны, прiуныли, ибо теперь уже ясно, что это захороненiе не о. Иларiона, ибо он не был iереем. Но чье же? И где тогда о. Иларiон? Ведь если версiя о том, что м. Херувима увезла останки старца Иларiона в Новороссiйск правдоподобна, то где же тогда была могилка первого перезахороненiя старца? Наконец, кто же этот iеромонах, который был захоронен перед горней стеной часовни? Выходит, что и первую могилку мы раскапывали неудачно. Но после мы убедимся, что все это сделано нами не напрасно, но по воле промысла Божiя. И вот почему. Во первых, мы убедились, что место у дубового креста и место в каменной низенькой оградке – не пустые, а с захороненiем. Во вторых: По полученным нами с о.Георгiем (Макаровским) в начале 1960–х годов данным от катакомбного iеромонаха Кирилла, жившего в Абузах, Горячеключевского района, о. Иларiона перед кончиной причащал iеромонах Паисiй; также и по свидетельству Силуана Кирилюка и матушки Херувимы (Ткачевой) досмотревшей до кончины старца Иларiона, его отпевал и служил по нем панихиды Драндовского подворья Новороссiйска iеромонах Паисiй. Вполне возможно, что после кончины о. Иларiона на этом месте, перед часовней, мог быть похоронен iеромонах, или, судя по обретенному крестику схимнического анолава, iеро-схимонах Паисiй. И эта могилка была раньше ухоженая, так как вокруг нее была выложена каменная оградка, а на могиле была профессiонально сооруженная бетонная плита, которую грабители не имея возможности сдвинуть, разбили на части. Поэтому, с другой стороны, обретенiе мощей iеромонаха было для нас также и радостным. Захороненный Iеросхимонах, был, очевидно, маленького росточка, так как череп его был малорослого человека. Когда утром 9–го iюля 2002 г. в пять часов тридцать минут, после утренних молитв с Божiимъ благословенiем мы приступили к раскопке могилы у дубового креста и уже достигли до останков, два члена нашей группы посланы были в г. Крымск купить два дубовых гроба: для iерсхiомонаха, а надеясь найти останки о. Иларiона, то и для его останков, ибо решено было произвести обратное их захороненiе в новых гробах. Если же в могиле у горней стены часовни останков не окажется, тогда один гроб увезем домой. Iеросхимонах, похороненный впереди часовни, оказался достойным того, чтобы на его могилке в первое наше паломничество мы вбетонировали крест, и воля Божiя была в том, что мы узнали могилку возможно iеросхимонаха Паисiя, и теперь будем поминать его в наших грешных молитвах. Дубовых гробов посланники наши не нашли, привезли из Новороссiйска два гроба из мягкого дерева, и два покрывала для покойников. Останки у дубового креста, которые мы полностью не вскрывали, а только дотронулись до них, мы снова закопали и сделали могильный холмик. Останки же iерсхiомонаха сложили в гроб на пленку, накрыли покрывалом и обернули со всех сторон пленкой, забили крышку гроба, засыпали землей, собрали из всех фрагментов разбитой разбойниками могильной плиты гробницу, а железный крест мы вбетонировали еще в первый прiезд на могилки 2–го iюля 2002 года. И отслужили панихиду. 36). Лишь после всего этого пришла мысль снова перечитать, уже здесь в лесу, все имеющiеся у нас сведенiя о месте захороненiя и перезахороненiя останков о. Иларiона. И оказалось, что по безпамятству своему я ошибся. Но ошибка эта послужила на пользу дела. Самъ Господь нами управлял. Суть дела, оказывается, такова. После кончины старца Иларiона, в первое же полугодiе, была построена часовня над его могилой. Мощи старца оказались под престолом внутри часовни. По устроенiи часовни над могилой был поставлен престол и в часовне совершал службы, погребенiе и панихиды тот самый Iеромонах Паисiй, который причащал о. Иларiона перед его кончиной. А впоследствiи и сам мог сподобиться упокоенiя у горней стены снаружи часовни. Так что останки о. Иларiона пребывали внутри часовни под престолом, (а не «под часовней»). После первого открытiя мощей в присутствiи епископа, мощи по его повеленiю были захоронены вторично под стенкой внутри часовни, (а не «под стенкой часовни»!), – как в действительности выяснилось при втором (нами) обретенiи мощей. У монахинь этой пустыньки вера в о. Иларiона была как в святого угодника Божiя. Такова же вера и у нас грешных! 37). Что же теперь остается нам делать? Копать внутри часовни? Ведь епископ имяборец приказал захоронить останки старца Иларiона у стены часовни. Стало быть, не снаружи часовни, а внутри ее. Хотя слово «внутри» ни в каких сведенiях не значится. Но у какой стены, и в каком именно месте? И так, мы решили сделать раскопку внутри часовни. Но горный камень внутреннего полового настила от времени сильно запрессовался, а у нас нет ломика, только лопаты. С трудом пришлось выдалбывать каменные глыбы для того чтобы начать поиски могилы. Сказано, что останки старца Иларiона второй раз были захоронены у стены часовни. Но у какой стены: северной, или южной? Да и вообще есть–ли тут останки, если сказано, что м. Херувима увезла их в Новороссiйск внезапно умерла, и неизвестно, где они были похоронены. Предчувствiе подсказало мне, что надо копать внутри часовни у южной стены, и я указал где надо раскапывать. И это предчувствiе, было внушено Богомъ. Раскопку начали делать у южной стены и на таком именно расстоянiи от западной, восточной и южной стен часовни, что она совпала с местом захороненiя. Не чудо ли Божiе! Самимъъ Богомъ указано нам точное место захороненiя. Мы копали как раз, точь–в–точь на месте захороненiя. На определенной глубине обрели небольшой ящик с останками. Таким образом версiя о перезахороненiи останков из под престола к стене часовни, вполне подтвердилась. У нас не было сомненiя в том, что эти останки именно о. Иларiона. Мы очень обрадовались обретенiю его мощей и возблагодарили Господа Бога. Одна только версiя не подтвердилась о том, будто бы матушка Херувима увезла останки в Новороссiйск и неизвестно где они захоронены. Если это так, то чьи же тогда обретенные нами останки, и не во гробе, а в маленьком ящике? Крышка ящика совсем сгнила, ее и признаков не было. Южная, восточная и западная стенки ящика, которые из–за каменного холма разваленных стен часовни меньше подвергались дождевой влаге, хотя и прогнили, но все–же сохранились, (несколько гнилушичек от ящика мы даже взяли с собой). А северная (левая) стенка ящика, подвергавшаяся большему влiянiю влаги, совершенно сгнила, срастворившись с землей, но остов ящичка был хорошо виден. Размер ящика был не больше 40 на 60 см. Такую ношу вполне можно было привезти из Новороссiйска и захоронить в этом месте. Если версiя о перенесенiи останков в Новороссiйск была реальна, то, внезапно умиравшая матушка Херувима могла приказать бывшим при ней сестрам чтобы они снова отвезли и захоронили мощи старца на прежнем месте у стены часовни. И они, убоявшись наказанiя Божiя, могли ее завещанiе выполнить. А если версiя о том что м. Херувима увезла останки в Новороссiйск не реальная, то из под престола повеленiем епископа останки старца могли быть захоронены уже не во гробе, а в наскоро сколоченном ящике, чтобы все это было выполнено непременно в его присутствiи. Мы тщательно проверили: не были ли увезены нетленные рука и сердце? Локтевые парные кости обеих рук оказались на месте. Впрочем, у руки есть многiе части. Могли взять и увезти не все останки, а лишь нетленные кисть правой руки и мvроточивое сердце. При раскопке замечено было, что косточки кистей рук якобы не все. Неужели нетленные кисть правой руки и мvроточивое сердце не были возвращены на место? Это загадка. Может быть, Богъ даст со временем, все тайны раскроются. Но как бы то ни было, а через нас грешных обретены святые останки о. Иларiона, и у нас нет никакого сомненiя в том, что эти останки именно отца Иларiона. На черепе были большiе белые участки. Равно и на больших ручных и ножных костях также были белые участки. Наибольшiе участки мелких косточек были целые, а крупные кости почти совсем не нарушены тленiем. Все позвонки были сложены правильно. Есть предположенiе, что в момент первого обретенiя останков о.Иларiона через год после его кончины рука, или даже кисть правой руки и сердце действительно были нетленны. Возможно они и были увезены матушкой Херувимой в Новороссiйск. При полном истленiи тела, после изъятiя останков из гроба и тем более после транспортировки их из Темных Буков Новороссiйска и обратно для захороненiя в часовне, все позвонки вполне могли быть сложены как попало, – но они оказались сложены в точном порядочке по своей величине; значит, все останки оставались на месте под стенкой часовни, а нетленная рука и мvроточивое сердце могли быть увезены, чему доказательством служит правильное расположенiе позвонков: кроме того, в шейном отделе была цепочка с нательным крестиком и медальоном. Возможно, цепочка с крестиком и медальоном была надета еще не на истлевшiй шейный участок тела. Серебряная цепочка разделена от времени на несколько фрагментов. Серебряные крестик, и медальончик с изображенiем на одной стороне Спасителя, а на другой Божiей Матери с Богомъладенцем связаны вместе цепочкой. Еще раз хочется отметить: если бы м. Херувима увозила все останки, то, возвращая их на место, невозможно было бы расположить точно по своим местам разно–мерные суставы позвоночника. А они были сложены именно правильно, как будто бы никто и никогда их не тревожил. Для исторiи мы производили фото–видеосъемки всех обретенных останков. Так что для будущих исследователей останков, имеются фотосъемки и видеозапись, которые мы можем представить в любое время. Также имеются у нас часть останков старца Иларiона, цепочка, крестик и медальончик. Мы выкопали на этом же месте, где обрели останки, большую могилу. Покропили гроб св. водой. Приложились к черепу старца. Внутри гроба сложили останки, накрыли покрывалом для покойников, забили крышку гроба. Весь гроб обернули пленкой и опустили в могилу. Из горного камня разрушенной часовни сделали холмик в виде гробницы. Установили временный деревянный крест из веток. В очередной раз отслужили панихиду о схимонахе Иларiоне и о всех, там захороненных. Впоследствiи на могиле была установлена плита и массивный дубовый крест. Пустынька прiобрела благообразный вид. Мы возблагодарили Господа за успех нашей миссiи. Простились с усопшими. Испросили у них прощенiе за то, что потревожили их останки, испросили святых молитв и благословенiя у старца Иларiона, и отправились в обратный путь. Слава Богу за Его милость к нам грешным! Руководитель паломнической группы Константин Борщ. 10 iюля 2002. 8 Это сказал нам с о. Георгiем (Макаровским + 1964) iеромонах Кирилл при нашем посещенiи его в хуторе Абузы, Горячеключевского района, в начале 1960-х годов [1] Из «Донесенiя» инока Силуана Кириллюка епископу (викарiю) Ставропольской епархiи, Михаилу Александровскому, от 28.5.1916 г. (Еп. Иларiон Алфеев. «Священная тайна Церкви». Т. 2. С. 442 5 Ставропольского края, находящегося в двух верстах от Курджинова. - Сост. 7 Впоследствiи игуменiя образовавшейся при могилке о. Иларiона женской общины [3] Эти три письма м. Любови (Гавришевой) хранятся у пишущего эти строки. | |
Просмотров: 262 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |