Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:32 AM | |
12. Св. муч. Григорiй Новый (Распутин), исповедник. 1869 +17.12.1916 Каково было отношенiе Г.Е.Распутина к имяславiю? «…Появляется любопытная информацiя об участiи Распутина в деле имяславцев. «На одном из блажайших обедов у кн. Андроникова с Распутиным, – рассказывает С. П. Белецкiй, – я навел разговор на тему об имябожцах (…) мне хотелось выяснить, не было ли каких–либо влiянiй на Распутина со стороны какого–либо кружка, занимающегося церковными вопросами, или интриги против Саблера, говорило ли в нем чувство жалости, когда он лично видел прибывших (…) в Петроград этих монахов преклонного возраста (многiе из них были в схиме) с обрезанными бородами и надетом на них штатском платье, и когда он отвозил их в таком виде напоказ во дворец (…). Затронутая мною на обеде у Андроникова тема об имябожниках оживила Распутина и из его слов объясненiя мне существа разномыслiя, происшедшего на Афоне, и из его горячей поддержки их мненiя мне было очевидно, что он сам был сторонником этого теченiя в монашеской среде; при этом когда я ему поставил прямо вопрос, верует ли он, так же как и они, он мне прямо ответил утвердительно и добавил, что не только на Афоне монахи придерживаются этого толкованiя Имени Божьего, но и в других старых монастырях, которые он посещал, и что спор этот давнiй. Затем впоследствiи, как я уже говорил, Распутин все время отстаивал имябожцев» («Паденiе царского режима. Стенографическiе отчеты вопросов и показанiй, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссiи Временного правительства. Т. 4. Ленинград. 1925. С. 165–166). («Богословскiе труды». № 33. М. 1997. С.163–164). «Показательно отношенiе преп. Силуана (и, можно сказать, Распутина) к имяславiю: «Споры об Имени Божiемъ совпали с тем перiодом духовной жизни Старца, когда он пребывал в усиленной борьбе со всяким проявленiем в нем страстей тщеславiя и гордости, как главных причин его тяжелых страданiй. Нося в сердце своем сладчайшее Имя Христа постоянно, так как молитва Iисусова никогда не прекращала в нем своего действiя, он, однако, удалялся от всякого спора о природе этого Имени. Он знал, что через молитву Iисусову приходит в сердце благодать Святаго Духа, что призыванiе Божественного Имени Iисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти, но от догматической интерпретацiи переживаемого им опыта он уклонялся, боясь «ошибиться в мысленном рассужденiи» (Все это удивительно созвучно рассужденiям Г.Е. Распутина: «А то еще прiехали тут. Говорили, что не могут понять, как это Христосъ – святое Имя, а Iисусъ – нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про себя молиться, а они шуметь. О. Мисаил прiехал и говорит им, распишись. Это в духовных–то делах «распишись»? Это как же в вере–то распишись? Это тебе Афон, а не министерство (Григорiй Распутин (по личным впечатленiям). (Русское слово. 1.7.1914). – С.Ф.).
Из книги: «Царю Небесному и земному верный» Отец Антонiй Булатович в надежде рассеять клевету и представить архiепискому Антонiю истинное исповеданiе имяславцев посылает ему в мае 1912 г. подробное письмо с разъясненiем того, как именно понимается имяславцами выраженiе о. Iоанна Кронштадтского «Имя Божiе есть Сам Бог» и с опроверженiем нелепых клеветнических обвиненiй против них. Он писал: «Считаем своим долгом во–первых сказать, что это выраженiе принадлежит не нам и не о. Иларiону, но принадлежит облагодатствованнейшему приснопамятному россiйскому пастырю о. Iоанну Кронштадтскому... Сам Iисусъ Христосъ ощущается и созерцается умно–сердечным оком во Имени Своемъ. В этом смысле и говорил о. Iоанн Кронштадтскiй и о. Иларiон, и мы все, что Имя Божiе есть «Самъ Богъ». Но ни о. Iоанн Кронштадтскiй, ни кто–либо из нас не возводим Имени Божiя. т. е. букв и звуков по существу на степень Божества отдельно от Бога, как в том нас укоряет Алексей Киреевскiй и инок Хрисанф». Однако письмо это имело следствiем лишь гнев архiепископа на дерзкого iеромонаха, осмелившегося противостоять ему в богословском вопросе. Архiепископ Антонiй пишет и помещает в журнале «Русскiй Инок» за 1912 год статьи, в которых, по определенiю известного церковного писателя М. В. Новоселова, с развязанностью, иногда циничной, отзывается об имяславцах, «обвиняя их чуть ли не в свальном грехе и объявляя все вообще движенiе «гнилью и сумасбродной безсмыслицей впавших в прелесть мужиков». Что уж тут разбираться в аргументах защитников имяславцев!»<...> Здесь уместно дополнить картину одним штрихом. По некоторым документам известно, какую неблаговидную роль сыграл примерно в то же самое время архiепископ Антонiй в кампанiи по обвиненiю Григорiя Ефимовича Распутина в «хлыстовстве». Можно предположить, что именно им была впервые разыграна «хлыстовская» [тема] в антидинастической игре. С другой стороны, имеются свидетельства о том, что сам Распутин принимал живейшее участiе в защите имяславцев: ходатайствовал перед Митрополитом Макарiем Московским и Государем (водил расстриженных схимников–афонцев в штатском платье во Дворец и т. д.)[1] <...> Деятельность архiепископа Антонiя и близких к нему, столь влiятельному в Россiи, других лиц привела к изданiю 18 мая [1913 г.] печально знаменитого Посланiя Синода Православной Россiйской Церкви. В основу посланiя Синода были положены три доклада: самого архiепископа Антонiя (Храповицкого), а также архiепископа Никона (Рождественского) Вологодского и преподавателя духовного училища С. В. Троицкого, поддержавших архiепископа Антонiя»[2]. «Посланiе Священного Синода, опубликованное в «Церковных Ведомостях» в 1913 г.[3] и получившее широкое распространенiе, несмотря на всю свою внутреннюю богословскую несостоятельность, оказало значительное влiянiе на исторiю имяславiя в Россiи и в послереволюцiонные годы.[4] Григорiй Ефимович Распутин был представлен Императорской чете епископом Феофаном Полтавским (Быстровым), духовником Царской Семьи. В монашеской среде Г.Е. Распутин был сторонником имяславческого теченiя, он сказал, что не только на Афоне монахи придерживаются этого толкованiя Имени Божiего, но и в других старых монастырях, которые он посещал, и что спор этот давнiй. Распутин все время отстаивал имяславцев». (Показанiя С. П. Белецкого являются инересным дополненiем к публикуемым ниже докладам» (Богословскiе труды. № 33. М. 1997. С. 163–164). Никакой «он не хлыст, а православный христiанин» (См. о Распутине: «Свете тихiй». С. 435–437, 474) Первый мученик Россiйскiй Григорiй Новый (Распутин) Архiерейскiй Собор РПЦ МП 3–8/Х.2004. Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналiя, председателя Синодальной комиссiи по канонизацiи святых о «притче во языцех» – Григорiи Распутине (Русскiй Вестник. № 21, 2004. С.10) Прежде чем начать передачу содержанiя выступленiя митрополита Ювеналiя, сделаем маленькое вступленiе. «Святой мученик Григорiй (Распутин) очищал свою душу от страстей несенiем скорбей и не озлоблялся; он соделался сосудом прiявшим Благодать Божiю: «Чистота взирает на Бога, — пишет Исаак Сирин, — воссiяет и цветет в душе не вследствiе прошенiя, но вследствiе неведенiя злобы какого бы то ни было человека. Если же желательно тебе, чтобы сердце твое сделалось вместилищем тайн нового мира, то обогатись сперва делами телесными, постом, бденiем, службою, подвижничеством, терпенiем, низложенiем помыслов и прочим. Связывай ум свой чтенiем Писанiй и углубленiем в них, напиши пред очами у себя заповеди и отдай долг страстей, когда бываешь побежден и побеждаешь. И непрестанным молитвенным собеседованiем [...] прiучай ум твой углубляться в тайны Спасителева домостроительства»[5] «Господи, — молил праведник. — Как умножились враги мои! Мои — мнози и восстают на меня! Многiе говорят душе моей: нет спасенiя ему в Боге. В душе скажу, не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Крепко люблю слово Твое, Господи! Не отчаивайся! Покаянiе — радость Богу и Ангелам! Наследник у Бога будешь! И я надеюсь на милосердiе Божiе, и оно велико! И все близкiе убоялись зла и оставили на посмешище меня!»[6] Мiр поносил его, а он терпел, не оправдываясь, получая от Господа то, к чему стремились все святые — святое смиренiе и любовь! Через стяжа нiе этих высоких добродетелей — смиренiя и совершенной любви — сей страдалец Григорiй восходил в Небесный Iерусалим. Гонимый от падшего мiра, святой удостоился при жизни от Господа сугубой Благодати, а лишенные благодати служители мiра сего корили того, на ком она почивала! Даже если бы Господь не сподобил Григорiя страстотерпческой кончины, вся его жизнь — мученичество и страданiя. «Невозможно, — пишет Святитель Iоанн Златоуст по этому поводу, – отказать в именованiи мучеников людям, которые не только устояли перед обидами, оскорбленiями, клеветой, что само по себе имеет цену, но которые прямо смотрят в лицо ужасным угрозам, и даже пыткам, [...] тем, которые готовы перенести всевозможные преследованiя, нежели войти в общенiе со злодеями, совершающими одно преступленiе за другим. Кто откажет в наименованiи мучеников людям, которые своими мученiями запечатлевают ученiе Церкви, утешают эту Святую Мать, плачущую от прегрешенiя слабых, отрекающихся от нее, при всей их многочисленности? Один человек, исполняющiй волю Божiю, стоит более десяти тысяч ее нарушающих»[7] Тысячи восстали на одного... Враг стремился запятнать Григорiя худой славой, злобно гнал святого, как некогда преследовал святителя Iоанна Златоустого. Учитель Вселенскiй, Столп Церкви Христовой предал Господу душу свою в изгнанiи, имя его хулилось в церквах в теченiе тридцати лет как еретика и раскольника: требовалось обязательное произнесенiе проклятiя Златоусту от почитателей его, если они хотели войти в храм. Возглавлял гонителей Александрiйскiй Патрiарх Феофил. После блаженного упокоенiя Святителя Iоанна, Феофил занял ту же позицiю. Происки, обман, подкупы, которыми он владел искусно, продолжались. «Опираясь на эти происки, угрозы и подкупы, Феофил издал против личности Златоуста гнусный пасквиль, посредством которого имел намеренiе оправдать себя, пятная жертву. Случай, который не назовем счастливым, сохранил нам отрывок этого пасквиля в сочиненiи одного епископа VI века, предназначенном Императору Юстинiану. Невольно теперь краснеешь, читая то, что без стыда писал священнослужитель и один из значительнейших восточных патрiархов о Святителе, им погубленном. Автор пользуется своими богословскими познанiями для того, чтобы изобрести безумные обвиненiя Iоанна Златоуста в колдовстве; пользуется Священным Писанiем, черпая оттуда страшные формулы проклятiя и оскорбленiя. По этому сочиненiю Святитель Iоанн был дiавол, слова которого текли грязным потоком в души слушателей, предатель наряду с Iудой, и, что, подобно тому, как сатана принимает вид светлого ангела, Iоанн не был в действительности тем, кем казался; что он преследовал своих ближних с той адской злобой, которой был одержим Саул, и доводил до смерти служителей Бога и Его святых. Златоуст еще здесь назывался «скверным развратником, нечестивым в церкви перворожденных, преданным ярости властолюбiя и величающимся своим безумiем; он же отдал душу свою дiаволу, предавшись постыдному прелюбодеянiю; его священнослуженiе было гнусно, его жертвы были осквернены; он был враг человеческого рода и превосходил дерзостью разбойников»[8]
Речь митрополита Ювеналiя на Архiерейском Соборе «Считаю необходимым остановиться на начавшейся еще в 1990–е годы кампанiи вокруг имен царя Ивана Грозного и Григорiя Распутина, сторонники которой настойчиво требуют канонизацiи этих лиц в сонме святых. Образы Ивана Грозного и Григорiя Распутина преподносятся как символы особой "народной" религiозности, которая противопоставляется "офицiальной религiозности" Церкви. [9] Иницiаторы этой канонизацiи не могут не сознавать, что само обсужденiе такого прославленiя способно вызвать (и уже вызвало) смущенiе среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитацiи самой идеи канонизацiи святых.[10] Сторонниками почитанiя Ивана Грозного и Григорiя Распутина свойственны деленiе деятелей прошлого на "своих", "чужих" и «заблуждающихся» («обманутых»), предвзятость в освещенiи событiй и в интерпретацiи исторических источников. Их выводы далеко не соответствуют тому, что известно о жизни этих лиц.[11] В теченiе минувшего времени Синодальная Комиссiя по канонизацiи святых изучала данный вопрос. В Приложенiи 4 к данному докладу помещена обширная историческая справка Комиссiи "К вопросу о канонизацiи царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина". Оценивая общiе итоги пропагандистской кампанiи в поддержку канонизацiи царя Ивана Грозного, можно сделать следующiе выводы. Во–первых, сторонникам канонизацiи не удалось представить ни одного нового источника, опираясь на который можно было бы поставить под сомненiе сложившуюся в исторической науке традицiю в целом отрицательного изображенiя царствованiя и личности Ивана Грозного. Во–вторых, в среде почитателей Ивана Грозного не появилось исследованiй, которые могли бы опровергнуть наличiе традицiонно инкриминировавшихся Ивану Грозному злодеянiй и пороков. В данном случае прежде всего имеются в виду многотысячные и чаще всего безвинные жертвы опричного террора, разрушавшая страну внутренняя и внешняя политика второй половины его царствованiя, гоненiя и убiйства, в том числе и впоследствiи канонизированных священнослужителей Церкви, а также собственного сына. Речь также идет и о многоженстве, в результате которого последнiе десять пет своей жизни царь был отлучен от причастiя Святых Христовых Тайн. В–третьих, сторонники канонизацiи Ивана Грозного навязывают церковному народу идею о святом царе, ставшем жертвой невиданного в мiровой исторiи четырехвекового "клеветнического заговора", участниками которого объявляются иностранные дипломаты и опричники, русскiе летописцы и агiографы и опиравшiеся на них в своих исследованiях все крупнейшiе русскiе церковные и светскiе историки последних трех веков. В четвертых, почитателям Ивана Грозного не только неудалось найти в Русской Церкви "прикровенно совершившейся канонизацiи "оклеветанного" царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитанiя как святого в русском церковном народе. Подробно и тщательно изучив все доводы сторонников канонизацiи царя Ивана Грозного, Комиссiя пришла к выводу о том, что нет основанiй ни для его прославленiя, ни для опроверженiя авторитетных общепризнанных выводов исторической науки, а подобное следует сказать и о кампанiи в поддержку канонизацiи Григорiя Распутина. Во–первых, немногочисленные сочиненiя, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского "старца", но и о его приверженности духовным настроенiям, свойственным сектантам мистическо–харизматического толка.[12] Во–вторых, матерiалы незавершившегося консисторского следствiя по делу о принадлежности Г.Распутина к секте "хлыстов" оставляют открытым вопрос о его непосредственных связях с сектантами и о степени мiровоззренческого влiянiя на него сектантской идеологiи. При этом неоднократно отмечавшiеся современниками гипнотическiе способности Григорiя Распутина, которые в своей жизни он совершенствовал под руководством профессiонального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г.Распутина, а о влiянiи на него псевдомолитвенной, экстатической религiозности мистических_сект.[13] В–третьих безнравственность Г.Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате, была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками. Наиболее выразительные из подобного рода свидетельств можно найти в воспоминанiях митрополитов Евлогiя (Георгiевского; +1945), Венiамина (Федченкова; +1961) и протопресвитера Георгiя Шавельского (+1951), они нашли свое отраженiе и в дневниках митрополита Арсенiя (Стадницкого; + 1937). Такое же отношенiе к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленскiй; +1918) и епископ Гермоген (Долганев; +1918), преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (+1918), мученик Михаил Новоселов (+1938), а также архiепископ Феофан (Быстров). (Об отношенiях Царской Семьи и Г.Распутина см. Приложенiе № 5 "Царская Семья и Г.Е.Распутин").Среди обличителей Г.Распутина оказывались также многiе выдающiеся государственные деятели, такiе, «как: обер–прокурор А.Д.Самарин, председатели совета министров П.А.Столыпин и В.Н.Коковцев, министр внутренних дел А.А. Макаров и министр двора граф В.Б.Фредерикс, также опиравшiеся на беспристрастную и объективную информацiю агентуры высокопрофессiональные руководители россiйских санкт–петербургского охранного отделенiя генералы А.В.Герасимов и К.И. Глобачев.[14] В своих обращенiях на епархiальных собранiях к клиру и приходским советам города Москвы Святейшiй Патрiарх Алексiй II неоднократно касался этой темы. В частности, он указывал: "В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволенiя сказать, "икон" царя Ивана Грозного, печально известного Григорiя Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величанiя, акафисты и службы. Какая–то группа псевдоревнителей Православiя и самодержавiя пытается самочинно, "с черного хода", канонизировать тиранов и авантюристов, прiучить маловерующих людей к их почитанiю.[15] Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно, или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григорiя Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать священномученика митрополита Московского Филиппа, преподобномученика Корнилiя, игумена Псково–Печерского и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убiйцам и их жертвам. Это безумiе. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убiйц и мучеников, [16] развратников и святых?.." [17] "Перед нами не внутрицерковная дискуссiя, — говорится в другом Обращенiи Святейшего Патрiарха.—Все более очевидными становятся намеренiя организаторов – внести разделенiе в церковную среду. Противопоставить старчество — iерархiи, белое духовенство — монашеству, самочинно переписать русскую церковную исторiю, в угоду сегодняшним идеологическим пристрастiям провести ревизiю столетiями складывавшемуся собору русских святых. Несомненно, что все это говорит о серьезном поврежденiи церковного сознанiя, опасные последствiя которого очевидны каждому пастырю"[18]. Наша общая задача и ответственность не допустить расшатыванiя церковного корабля. (На все эти высказыванiя патрiарха наш комментарiй см. «Антимонархистскiй архiерейскiй Собор РПЦ МП 3–8/Х.2004»).
Враги Ивана Грозного и Григорiя Распутина дискредитируют Архiерейскiй Собор (Русскiй Вестник. № 21. 2004. С. 10) (Комментарiй к приложенiям № 4 и № 5 к докладу митрополита Ювеналiя «К вопросу о канонизацiи царя Ивана Грозного и Г.Е.Распутина» и «Царская семья и Г.Е.Распутин»…)[19] Среди документов, принятых на только что завершившем свою работу Архiерейском Соборе Русской Православной Церкви, обращают на себя вниманiе два приложенiя к докладу Председателя Синодальной комиссiи по канонизацiи святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналiя — № 4: "К вопросу о канонизацiи царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина" и № 5: "Царская семья и Г.Е. Распутин". Проблемы, которым посвящены эти приложенiя, весьма актуальны и являются ныне предметом острых дискуссiй в церковных и околоцерковных СМИ. И сам по себе факт публикацiи офицiальной позицiи Церкви по этим проблемам, а, надо полагать, что включенiе этих матерiалов в корпусе документов Архiерейского Собора призвано, по замыслу авторов, придать им статус Соборных деянiй, можно было бы только приветствовать. Можно было бы, ... если бы содержанiе этих текстов соответствовало высокому статусу Соборных деянiй. Увы, эти документы не приведут не только к исчерпыванiю проблемы, но и даже к сниженiю остроты полемики, которая в последнее время идет на страницах целого ряда изданiй, — а именно этого следовало бы ожидать от Соборного деянiя. Текст этих документов, особенно приложенiя № 5, может вызвать только сожаленiе, ибо профессiональные враги Царя Ивана Грозного и Григорiя Распутина, пользуясь своим положенiем, прикрылись авторитетом Архiерейского Собора не для умиренiя церковных нестроенiй, а для решенiя своих групповых интересов. Текст Приложенiя № 5 вызывает, по меньшей мере, недоуменiе. Когда я читал его, то все время ожидал, что вот–вот встречу выраженiе типа "царскiй режим" или что–то в этом роде. Ну разве можно в Соборном решенiи использовать в отношенiи православного христiанина, каковым несомненно являлся Григорiй Распутин (пусть даже авторы текста и считают его великим грешником), выраженiя типа "одiозная личность". Или допустим такой пассаж: "Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем "дорогим Григорiем", для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других "Божьих людей"". Мол, настолько духовно неразвитые были люди Царь с Царицей, что не могли отличить по–настоящему духовных людей от проходимцев, называвших себя "Божьими людьми". Может быть это очередной опус какого–нибудь Эдварда Радзинского?! Нет. Это текст Соборного решенiя, и речь в нем идет о прославленных Церковью Царственных страстотерпцах!!! Ну, не дает покоя цареборческому лобби состоявшееся прославленiе святой Царской Семьи, и они используют любой повод для дискредитацiи Царственных страстотерпцев. Причем, авторы Приложенiя – люди, судя по всему, не богобоязненные, коль они не смущаясь хулят святых. Но в данном случае речь не о цареборцах, с ними все понятно. Речь о том, что подсунув такой текст в качестве Соборного документа, они дискредитируют Архiерейскiй Собор, среди участников которого было не мало почитателей святой Царской Семьи. И дело не только в том, что текст приложенiя составлял какой–то идейный последыш Керенского, Милюкова, Гучкова и других творцов "русской катастрофы" (И.А.Ильин) 1917 года. а ив том, что текст приложенiя — очевидная халтура, дешевая газетная поделка, а не серьезный исторически и богословски проработанный документ. И тут возникает закономерный вопрос: как могла газетная поделка получить статус соборного деянiя?! Кто допустил такую дискредитацiю авторитета Архiерейского Собора?! Думаю, что Священноначалiе должно с этим разобраться, чтобы впредь не допускать урона авторитету Церкви в обществе. Приложенiе № 4 "К вопросу о канонизацiи Царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина" составлено куда более качественно. Это серьезный и глубокiй текст. Видно, что над ним потрудились профессiональные историки. Труды сторонников канонизацiи Царя Ивана Грозного и Григорiя Распутина на фоне этого текста выглядят жалким лепетом. Авторы Приложенiя произвели серьезный анализ исторiографiи проблем, особенно в случае с царствованiем Ивана Грозного. Однако и тут чувствуется, что после профессiональных историков над текстом Приложенiя "потрудился» профессiональный враг Царя Ивана Грозного и Григорiя Распутина. В результате вместо Соборного документа получился идеологическiй трактат. Этот текст годится, как научная статья, посвященная критике взглядов сторонников канонизацiи Iоанна Васильевича и Распутина. Надо признать критики дельной, порою убiйственной для аргументацiи сторонников канонизацiи. Если бы этот текст был опубликован как авторская работа где–нибудь в "Благодатном огне" или "Церковном вестнике" цены бы ему не было в полемике сторонников и противников канонизацiи. Но этот текст никак не тянет на Соборное решенiе. Во–первых, в нем совсем не ощущается "дух мирен", что стоит ожидать от Соборного деянiя. Во–вторых, в тексте отсутствует объективный взгляд на проблему. Авторы документа озабочены только тем, чтобы показать несостоятельность позицiи сторонников канонизацiи. В оценке личности и Ивана Грозного и Григорiя Распутина есть много неясного, много проблем. Причем, проблем для историков и богословов, а не для публицистов и политиков. Напомню, что редакцiя РЛ еще в октябре 2002 года выступила с обращенiем "Не нужно вносить новые нестроенiя в жизнь Церкви", где мы обозначили свою позицiю по этому вопросу и призвали к мирному братскому дiалогу. Однако никакого дiалога не получилось, грызня продолжается. И вот теперь одна из сторон этого спора протащила через Архiерейскiй Собор свою позицiю в качестве позицiи Церкви.Прискорбно это. И не на пользу авторитета нашей Церкви. А публикацiя этих Приложенiй в корпусе Соборных документов дискредитирует Архiерейскiй Собор». [1] Об участiи Г. Е. Распутина в «афонском деле» сообщала в начале iюля 1914 г. повременная Россiйская печать, привлеченная к личности старца совершенным на него в с. Покровском изуверным покушенiем. Приведем заметку из газеты Русское Слово (Москва) от 3 iюля 1914: «Распутин и «имяславцы». Сумы, Харьк. губ. 2 iюля. Полученное здесь вечером известiе о покушенiи на Григорiя Распутина срочно было передано в с. Луцыковку, Лебединского уезда, в колонiю «имяславцев», куда только вчера утром выехал возвратившiйся из Москвы iеросхимонах Антонiй Булатович. Как известно, в деле «имяславцев» Распутин сыграл весьма значительную роль. Будучи подробно осведомлен о всей афонской эпопее издателем «Дыма Отечества» Гарязиным, Распутин предпринял; энергичные попытки с целью смягченiя участи афонских монахов. После его заступничества, намеченные по отношенiю к «имяславцам» репрессiи были отменены. Русское Слово в заметке от 1 iюля «Григорiй Распутин (по личным впечатленiям), «приводит слова, сказанные старцем корреспонденту газеты: «А то еще прiехали тут. Говорили, что не могут понять, как это Христосъ — святое Имя, a Iисусъ — нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про себя молиться, а они шуметь. Отец Мисаил прiехал и говорит им, распишись. Это в духовных–то делах «распишись»? Это как же в вере–то распишись? Это тебе Афон, а не министерство. А они им распишись, распишись! Я и Владимиру Карловичу [Саблеру] сказал, что это — грех! И кому нужно, всем сказал, что так нельзя. Ну и поняли, что я — прав. А он — «распишись»! Государь принял живое участiе в «афонском деле». В частности, в архиве ЦГАОР имеются два письма Булатовича к Государю. Отношенiе Царской Семьи к «афонскому делу» выясняется из отзывов об архiепископе Никоне, которые находим в письмах Государыни Августейшему Супругу: «Никон (этот злодей с Афона)», (письмо от 8 сент. 1915 г.); «у него на душе грех Афона» (9 сент. 1915 г.). Есть и другiе основанiя считать, что «симпатiи» Государя были на стороне «имяславцев». [Прим. ред. журнала Царь–Колокол. № 6. М. 1990. С. 38]. [2] Капитанчук Виктор. Имяславiе // Царь–Колокол. № 6. М. 1990. С. 22—24. [3] Церковные Ведомости. № 20 от 18 мая 1913 г. [4] Вот как описывает свое впечатленiе от Синодального Посланiя Митрополит Венiамин (Федченков): «Имя батюшки о. Iоанна [Кронштадтского] тесно связано с имеславiем. Вспоминаю о собственном ощущенiи, когда было осуждено ученiе так называемых «имебожников». Это было летом (1913). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в «Церковных Ведомостях» об этом осужденiи. И не разбираясь в таком вопросе с богословскiй точки зренiя, я, однако ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отреченiя от православiя. И с той поры доныне [1954], вот уже сорок лет, я не могу успокоиться окончательно. Четыре года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал завещанiе по этому поводу, желая снять (с себя, по крайней мере) возможное обвиненiе, будто и я как–то повинен в этом осужденiи, хотя бы одним Самимъ молчаливым согласiем с ним» (Имеславiе. В кн.: Митрополит Венiамин Федченков. Протоiерей Iоанн Сергiев. 1954. ркп. Флоренскiй П. А. М. 1990. Т. 2. С. 428). [5] Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 4. Нижнiй Новгород. 1998. С. 247. [6] Платонов О.А. Жизнь за Царя. Из Духовного Наследiя Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 489. [7] Крестный Путь Iоанна Златоуста. М. 1996. С.249. [8] Крестный Путь Iоанна Златоуста. М. 1996. С. 268–269. («Мученик за Христа и за Царя Человек Божiй Григорiй». М. 2000. С. 71–74). [9] Что значит «офицiальная религiозность? И что значит «особая религiозность? Нам представляется, что «Офицiальная религiозность» – косная, теплохладная, иначе: индифферентная религiозность, показавшая себя таковою уже не однажды как в далекiе от нас века, так и в отечественные времена. «Офицiальная религiозность» трех вселенских патрiархов стала причиной вовлеченiя их вместе с их церквами и странами в монофелитскую и монофизитскую ереси, а «особоая религiозность» преподобного Максима Исповедника гонимого и преследуемого патрiархами и царями отстояла истинное Православное ученiе и сохранила вселенскую церковь в немногочисленных исповедниках, порвавшими церковное общенiе с патрiархами и их еретическими церквами; во времена иконоборческой ереси «офицiальная религiозность» архiереев в числе 336 подписала иконоборческiй догмат, проклинающiй всех поклоняющихся иконам Спасителю и Божiей Матери, а «особая религiозность» народная отстояла православное почитанiе святых икон; косная, «офицiальная религiозность» Высшего церковного управленiя медлила и не желала прославленiя преподобного Серафима Саровского, а «особая религiозность» Царя Николая II–го настояла на его немедленной канонизацiи; косная “офицiальная религiозность» церковного аппарата медлила и не желала прославлять Святителя Iоанна Митрополита Тобольского, а «особая религiозность» благочестивого Царя Николая II–го настояла на немедленной его канонизацiи; косная «офицiальная религiозность» медлила и более 80–ти лет не прославляла Святого Iоанна Кронштадтского, а «особая народная религiозность» всемiрно известного Отца Iоанна Кронштадтского еще при земной жизни его почитала за Святого Чудотворца; косная «офицiальная религiозность» Святейшего Синода в 1913 году приняла и опубликовала новое имяборческое ученiе, хулящее Имя Господне и отравила им всю Россiйскую церковь, а «особая религiозность» мучеников и исповедников Афонских разоблачила эту страшную синодальную ересь, равную отступленiю от Искупителя мира; косная «офицiальная религiозность медлила и не хотела прославлять Царственных Мучеников, и только благодаря настойчивости «особой религiозности» народной соизволила канонизировать Их Величества; и т. д. и т. п. Оказывается, Церковь не может существовать без особой религiозности. Теплохладная офицiальная религiозность офицiального духовенства не раз ставила Церковь на грань ее одолимости, и только благодаря «особой религiозности» народной она еще существует в мiре. Не даром Ангелу Лаодикiйской церкви (офицiальной религiозности) Господь говорит: о, если бы ты был холоден, или горяч,! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден: то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3,15–16). – Составитель. [10] Ой, нет, – смущенiе и соблазн среди верующих вызывает именно косная «офицiальная религiозность» архiереев, противящихся голосу «особой религiозности» народной, благодаря которой еще существует Православiе, от сохраненiя которого в чистоте отступила (офицiальная религiозность!) – архiереи земли русской и прочiе духовные лица, по предсказанiю преподобного Серафима Саровского, пророчество которого уже сбылось на духовенстве Русской Церкви. Мы не берем под защиту выступающих за канонизацiю царя Iоанна Грозного и не претендуем на его прославленiе – и по этому вопросу не имеем особого мненiя. Что касается обсужденiя вопроса о канонизацiи новомученика Григорiя Распутина, уверенно можно сказать, что обсужденiе этого вопроса может вызвать не только смущенiе, но даже раздраженiе и беснованiе, но не в среде истинно верующих православных христiан, а в среде зараженных советско–масонской клеветой на этого страдальца за Веру, Царя и Отечество. – Составит. [11] А что известно митрополиту Ювеналiю о жизни новомученика Григорiя Распутина? И какими источниками Ювеналiй пользовался осуждая этого страдальца, которые соответствовали бы его жизни? Он черпал свои пресловутые познанiя из мутного болота лжи и клеветы ненавистников Царской Семьи и Ее друга Григорiя Нового и этим смердящим своим познанiем отравляет души простых верующих, ратуя против мученика Григорiя в унисон кампанiи революцiонной пропаганды. – Составит. [12] Митрополит Ювеналiй идеализирует выводы своей комиссiи; он отождествляет выводы об Иване Грозном и о Григорiи Распутине, проще сказать, обоих гребет одной гребенкой. Но какими же доводами пользовалась его комиссiя при осужденiи новомученика Григорiя? Из каких источников составлялись ее выводы? Несомненно из источников – советской жидо–масонской печати и устной клеветы атеистов. – Составит. [13] Как неприлично православному iерарху верить атеистической пропаганде, и какой зловонной ложью несет из речи Ювеналiя о том, будто бы Григорiй Распутин имел целительный дар не молитвенно–благодатный, а через посредство его гипнотической способности! Доводы Царя, Царицы и их придворных о клеветнической кампанiи антимонархистов против Григорiя Распутина с целью дискредитировать Их Императорское Величество для митрополита Ювеналiя и его комиссiи не имеют никакого авторитета и доверiя, они исключительно верят в непреложность свидетельств врагов Царя и Россiи. Этим Ювеналiй с своей комиссiей открыли перед всем мiром антимонархистскую сущность своих мировоззренiй. Незаинтересованная Комиссiя Временного правительства, по повеленiю которого останки Григорiя Распутина были изъяты из часовни и сожжены на костре, и неподкупные эксперты установила, что Григорiй Распутин не принадлежал ни к какой секте и не был гипнотизером. Но для митроп. Ювеналiя и его комиссiи ценнее и авторитетнее была еще до сворженiя Царя распространенная агентами революцiи клевета на святого старца. – Составит. [14] Вот эта то агентура и распространила ложь и клевету на Царя и Григорiя Распутина, а для м. Ювеналiя она является беспристрастной… Что касается других приведенных им авторитетов осуждавших Григорiя Распутина, то можно сказать, что в то время царскiе враги отравили ядом клеветы всю Россiю, и мало кто не поверил ей, даже некоторые духовные лица были заражены ею. Но об этих авторитетах нами написано в другом месте этой работы. – Составит. [15] Патрiарх Ридигер истинных ревнителей Православiя и Самодержавiя называет «псевдоревнителями» и «маловерующими людьми». Но может ли маловерующих людей беспокоить вопрос о канонизацiи Григорiя Распутина? Не скорее ли искренно верующих, и не простых, а ученых людей с большим Именемъ беспокоит антимонархистское настроенiе истинно «псевдоревнителя» о Православiи и Самодержавiи патрiарха? Ведь он явно выказывает свою враждебность Самодержавiю, а следовательно, и Православiю, ибо кто против Царя, тот и против Православiя, и против Россiи, как сказал Князь Жевахов: «Нет Царя, нет и Россiи», и как сказал мученик Григорiй Распутин: «Кто против Царя, тот против Россiи». – Составит. [16] Провокатором и врагом истинной Церкви Христовой является сам патрiарх Алексей Ридигер, скомпрометировавшiй себя и свою церковную организацiю своим антимонархистским выступленiем. Эти данные п. Ридигера еще следует процедить через густое сито, они требуют тщательного исследованiя. Пользуясь фразой патрiарха можно сделать обратный вывод на том основанiи, что М.П. канонизировала архiимяборца митр. Владимира (Богоявленского) повинного в избiенiи до смерти Афонских исповедников Имени Божiя, и его жертвы. А «если быть последовательным и логичным», тогда нужно деканизировать имяславцев: проф. Михаила Новоселова обличителя имяборчества, Царственных Мучеников т. е. всю Царскую Семью, и Вел Кн. Елизавету Феодоровну которые были на стороне Имяславiя, а московская патриархия – имябюорческая. А разве можно канонизировать вместе и мучителей, и их жертвы? Патрiархiя канонизировала купно и мучителей за Имя Господне, и их жертвы. Так что п. Алексей Ридигер обличается своими же словами: «Нельзя же вместе поклоняться убiйцам и их жертвам. Это безумiе. Кто из нормальных верующих, захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убiйц и мучеников?». [17] Из Обращенiя Святейшего Патрiарха Московского и всея Руси Алексiя II к клиру и приходским советам Храмов г. Москвы на Епархiальном собранiи 15 декабря 2001 года.// Цит. по "Царь Иван Васильевич: Грозный или святой". М., Издательскiй Совет РПЦ, 2003. С. 34. [18] Из Обращенiя Святейшего Патрiарха Московского и всея Руси Алексiя II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархiальном собранiи 25 марта 2003 года. // Цит. по "Царь Иван Васильевич: Грозный или святой". М., Издательскiй Совет РПЦ, 2003. С. 45. [19] Анатолiй Степанов, Русская линiя (с сокращенiями).
| |
Просмотров: 274 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |