Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:57 AM | |||
И мы пошли дальше... Смотрю: идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого звезда. Они, увидев нас, закричали: "Помолитесь за нас, святые отцы, Богу, нам очень тяжело, а сами мы не можем молиться. Отцы и матери нас не учили Закону Божьему и даже имени христiанского у нас нет. Мы не получили печати дара Духа Святого и отвергли крестное знаменiе, нас звездили, и нет нам теперь помилованiя». И горько заплакали. Я пошел за старцем. "Вот смотри, – указал он мне рукою, – видишь?" Я "Вижу горы", – сказал я. Старец пояснил: "Нет, это гора трупов человеческих вся размокла в крови". Я перекрестился и спросил старца: Что это за трупы? Что это значит? Старец ответил/ "Это иноки и инокини, странники, странницы, за Святую Соборную и Апостольскую Церковь убiенные, не пожелавшiе принять антихристовой печати, а пожелали принять мученическiй венец и умереть за Христа. Помолись за рабов Божiих!» Я помолился: «Спаси, Господи, и помилуй всех православных христiан». Вдруг старец оборотился к северной стороне и указал рукою: "Смотри!". Я взглянул и вижу: Царскiй дворец, а кругом бегают много разной породы животные и разной величины звери, гады, драконы, шипят, ревут и лезут во дворец, и уже полезли на трон Помазанника Божiя Николая II – лицо у него бледное, но мужественное, читает Iисусову молитву. Вдруг трон пошатнулся и упал, корона покатилась. Помазанника звери разорвали и растоптали, как бесы, и все исчезло. Ах, Господи, как страшно, спаси и помилуй от всякого зла, врага и супостата!» Я горько заплакал. Вдруг старец взял меня за правое плечо и сказал: "Не плачь, так Господу угодно, смотри...". Вижу, показалось белое сiянiе, и показалась в белом саване фигура. Сперва я не мог различить, но потом стало ясно: предстал Помазанник Божiй Николай Второй, на голове у него из зеленых листьев венец, лицо бледное, окровавленное, золотой крестик на шее. Царь тихо шептал молитву. Затем сказал мне со слезами: "Помолись обо мне, отец Iоанн, и скажи всем православным христiанам, что я умер как мученик: твердо и мужественно за Веру Православную и за Святую Соборную и Апостольскую Церковь, и пострадал за всех православных христiан; и скажи всем православным апостольским пастырям, чтобы они служили общую братскую панихиду за всех убiенных воинов на поле брани: в огне сгоревших, в море утонувших и за меня, грешного, пострадавших. Могилы моей не ищите. – ее трудно найти. Прошу еще: молись обо мне, отец Иван, и прости меня, добрый пастырь». Затем все скрылось в тумане. Я перекрестился и со слезами произнес молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Царя–мученика Николая, вечная ему память". Господи, как страшно! Руки и ноги у меня дрожали, я плакал. Старец опять сказал: "Не плачь, так Богу угодно, молись Богу. Смотри еще!" Вот вижу массу людей, валяющихся, умирающих с голода, которые ели траву, землю и друг друга. А псы поедают трупы, нет веры между людьми. Кругом умирают и извергают из уст своих страшное зловонiе, кощунство и богохульство. Господи, спаси нас и в святой Христовой вере укрепи нас, мы немощны и слабы без веры. Вот старец опять мне говорит: "Смотри там'. И вот вижу целую гору разных книг, малых и больших. Между этими книгами ползают смрадные черви, копошатся и распространяют страшное зловонiе. Я спросил: "Что зто за книги, отче?" Он ответил: "Безбожные, еретическiе, которые заражают всех людей всего света мерзским богохульным ученiем". Старец прикоснулся концом посоха к этим книгам, и все это обратилось в огонь, и все сгорело дотла, и ветер развеял пепел. Затем вижу церковь, а вокруг лежит масса поминальных грамоток. Я наклонился и хотел поднять одну, прочитать, но старец сказал: «Эти поминовенiя лежат при церкви много лет, а священники их забыли и не читают никогда, а усопшiе души просят помолиться!» Я спросил: "А кто же их будет поминать?" "Ангелы", – сказал старец. Я перекрестился и произнес: «Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих во царствiи Твоем». И пошли мы дальше. Старец шел быстро, так что я едва успевал за ним, вдруг он оборотился и сказал: «Смотри!» И я вижу идет большая толпа людей, гонимая страшными бесами, которые немилосердно били их и кололи длинными пиками, вилами и крюками. «Что это за люди?» – спросил я у старца «Это те, которые отпали от Святой Веры и от Святой Апостольской Церкви и приняли обновленческую!» Здесь были митрополиты, епископы, священники, дiаконы, монахи, миряне, которые отвергли брак и стали жить развратно. Здесь были безбожники, богохульники, чародеи, блудники, пьяницы. Сребролюбцы, воры, разбойники и разные еретики и сектанты и прочiе. Все они имели страшный и ужасный вид: лица черные, изо рта шла пена и зловонiе и страшно кричали, но бесы били их немилосердно и гнали их в глубокую пропасть. Оттуда шли смрад, дым, огонь и зловонiе. Я перекрестился: «Избави, Господи, от такой участи и помилуй, страшно видеть все это!» Затем я вижу: идет масса народа – старых и малых, и все в красных одеждах, и несли громадную красную звезду, пятиголовую, и на каждом углу звезды по 12 бесов сидело, а в середине этой звезды сидел сам сатана со страшными рогами и крокодиловыми глазами, со львиной гривой и драконовой пастью, с большими зубами и из пасти извергал зловонную пену. Весь народ кричал: "Вставай, проклятьем заклейменный…". Вдруг появилась масса бесов, все красные, как головня в печи. Они клеймили народ, прикладывая каждому печать на лоб и на правую руку выше локтя. Я спросил старца: «Что это такое» Он сказал: «Это есть печать антихриста». Я сильно испугался, перекрестился и прочитал молитву: «Да воскреснет Бог…», и все это исчезло как дым. Я торопился и едва успевал идти за старцем; и вот старец остановился, указав мне рукою на восток, и говорит: "Смотри..." И увидел я массу народа с радостными лицами, в руках кресты; хоругви и свечи, а посреди между толпой стоит на воздухе высокiй, белый как снег, престол, а на престоле Крест и Евангелiе, а над престолом в воздухе золотая царская корона и на ней написано золотыми буквами: "На малое время». Вокруг престола стоят патрiархи, епископы, священники; монахи, пустынники и мiряне. Все они поют сладчайшую песнь Господу: "Слава в вышних Богу и на земле мир…". Я перекрестился и возблагодарил Бога. Вдруг старец взмахнул в воздухе три раза крестообразно. И вот я вижу массу трупов и реки крови. Ангелов множество летало над телами убiенных, едва успевая возносить души христiанскiе к Престолу Господа, и пели "Аллилуiа". Страшно было смотреть на все это. Я горько плакал и молился. Старец взял меня за руку и сказал: "Не плачь, так угодно Господу Богу. За наше маловерiе и окаянство, сему надлежит так быть. Спаситель наш Господь Iисус Христосъ тоже пострадал и пролил Свою пречистую кровь на Кресте, чтобы омыть наши грехи. И так, будет еще много мучеников за Христа, и это те, которые не примут антихристовой печати, прольют кровь и получат мученическiй венец". Затем старец помолился, три раза перекрестился на восток и сказал: "Вот исполнилось пророчество Данiила: «Будет мерзость запустенiя на святом месте». Я увидел Iерусалимскiй храм, на главном его куполе большая пятироговая звезда, а вокруг толпится народ – миллiоны и стараются войти внутрь храма. Я хотел было перекреститься, но старец задержал мою руку и опять сказал: "Здесь мерзость запустенiя". Мы вошли. В храме было полно народу. И вот вижу: престол посреди храма, кругом престола в три ряда свечи смоляные горят и коптят, а на престоле сидит в ярко–красной порфире всемiрный правитель–царь. На голове у него золотая с бриллiантами корона, со звездою. Я спросил старца: "Кто это?" Он сказал: "Это сам антихрист". Роста он высокого, глаза как уголь, черная борода клином, лицо свирепое, хитрое и лукавое – звероподобное, нос орлиный. Вдруг антихрист встал на престол, выпрямился во весь рост, поднял высоко голову и правую руку протянул к народу, на пальцах у него были когти, как у тигра, и прорычал он своим звериным голосом: "Я ваш бог, царь и правитель. Кто не примет моей печати, тому смерть!" И тут все люди пали на колени и поклонились антихристу и стали подходить с левой стороны к антихристу и получать на лоб и на руку печать и целовать его смрадную лапу, чтобы получить хлеб и воду и не умереть от голода и жажды. И вот я вижу: ведут слуги антихристовы несколько молодых юношей со связанными сзади руками, чтобы они поклонились антихристу и положить им печать на лоб. Но они смело подошли к нему и разом громко воскликнули: «Мы христiане, и поклоняемся одному Господу Богу Небесному и на нас печать дара Духа Святаго, мы веруем в Господа нашего Iисуса Христа». Тогда в один миг сверкнул меч антихриста и головы христiанских юношей скатились на пол, и пролилась кровь за веру Христову. И вот опять ведут отроковиц, женщин и малых детей. Здесь он еще хуже рассвирепел и закричал по–звериному: "Смерть им! Эти христiане – мои враги, смерть им1" Тут же последовала их моментальная смерть. Головы скатились на пол и пролилась кровь православных христiан по всему храму. Затем вижу – ведут к антихристу десятилетнего отрока на поклоненiе и говорят: "Кланяйся, падай на колени", – но отрок осенив себя крестным знаменiем подошел смело к престолу антихриста и сказал ему: "Я тоже христiанин и верую в Господа нашего Iисуса Христа, сотворившего небо и землю, а ты – исчадiе ада, слуга сатаны, ты – антихрист". "Смерть злодею!" Страшным диким ревом закричал антихрист. Все пали перед антихристом на колени. Все люди принявшiе печать от перепуга пали на колени пред антихристом. Вдруг тысячи громов прогремели и тысячи молнiй небесных стрелами огненными летали и поражали слуг антихриста. Самая большая крестообразная огненная стрела, слетела с неба и ударила антихриста в голову. Он взмахнул рукой, закачался и упал. Корона слетела с головы и рассыпалась в прах, и миллiоны птиц летали и клевали трупы нечестивых слуг антихриста. Я почувствовал, как старец взял меня за плечо и сказал: «Идем дальше». И вот вижу – опять масса крови, по колени, по пояс. Ах, как много пролито христiанской крови! Тут я вспомнил слова Iоанна Богослова в Откровенiи: "И будет крови до узд конских". Ох, Боже мой, спаси меня грешного!» – напал на меня великiй страх, я был ни жив, и ни мертв. И вот опять вижу, множество ангелов, летающих и поющих: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!" Я оглянулся, смотрю – старец стоит на коленях и молится. Потом он встал и ласково сказал мне: "Не скорби. Скоро, скоро, конец мiру при дверях. Молись Господу, Он милостив к Своим рабам. Уже не годы остаются, но часы и скоро, скоро конец". Затем старец благословил меня и, указав рукой на восток, сказал: "Я иду вот туда". И я пал на колени и поклонился ему. И вот вижу – он быстро стал отдаляться от земли. Тут я спросил: "Как же имя твое, чудный старче?" Потом еще громче воскликнул: "Святый отче, скажи мне, как твое святое имя?" "Серафим Саровскiй, – тихо и мягко ответил он мне, – а то, что ты видел – напиши и не забудь все это ради Христа". Я поклонился старцу до земли, и старец скрылся. Вдруг, как бы над моей головой, раздался звон большого колокола. Я проснулся, открыл глаза. На лбу у меня выступил холодный пот, в висках стучало, сердце сильно билось, ноги дрожали. Я сотворил молитву: "Да воскреснет Бог". Господи, прости меня грешного и недостойного раба твоего, благослови, помоги молитвами великого старца Серафима передать православным христiанам все то, что было открыто мне, недостойному рабу Iоанну, Кронштадтскому iерею! Богу нашему слава! Аминь" [1].
Св. О. Iоанн Кронштадтскiй предсказывал: Если Царь сохранть Православную веру, то Царство его утвердится до скончанiя века. А если Россiя не сохранить Православную веру, то она уже не будет именоваться Русью Святою, а будет сбродом всяких иноверцев. Это пророчество о. Iоанна сбылось в точности. Царь Николай II–й не сохранил Православную веру и царство его не устояло. Не сохранил Он веру тем, что попустив Синоду на весь мiр опубликовать имяборческое лжеученiе, которым было подменено Православiе, Царь, будучи оповещен исповедниками Афонскими о том что Он Синодом был обманут, и что Синод похулил Святейшее Имя Божiе, и за это Россiю и Церковь Россiйскую ожидают великiе бедствiя. После такого предупрежденiя Царь предпринял только полумеры, но не предпринял решительных мер, не настоял на том, чтобы Синод отказался от собственного лжеученiя и принял ученiе об Имени Божiемъ Свято–Отеческое. Исполнилось таким образом и второе пророчество о. Iоанна: Россiя не сохранила Православiе, и она уже не Русь Святая, а воистину сброд всяких иноверцев, вплоть до явно действующей секты сатанистов и открытой проповеди язычества, а церковь Россiйская после похуленiя Имени Божiя в 1913 году впала в советизм и экуменическое вероотступничество, и причащает своих прихожан пищи демонов, по слову преп. Феодора Студита. Ибо причащенiе от еретика, или явно осужденного по жизни, отчуждает от Бога и предает дiаволу». (Т. 2 СПб. 1908. С. 323). «Ибо написано: Не можете чашу Господню питiи и чашу бесовскую, не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей (1 Кор. 10,21) То же самое относительно церквей. Кое сложенiе церкви Божiей со идолы (2 Кор. 6,16)? Итак, не должно входить в храмы еретиков, - так повелено нам святым собором». (С. 360).
3. Варсонофiй (Плиханков), Архимандрит Старо–Голутвинскiй, старец Оптинскiй (1845 +1–14.04.1913) Старец Варсонофiй благословил изданiе книги «На горах Кавказа». Одабривал эту книгу и читал ее своим духовным чадам. Первое и второе изданiе книги «На горах Кавказа» взяла на себя и финансировала будущая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Она испросила для этого благословенiе у старца Варсонофiя, который и благословил Ее. Скончался о. Варсонофiй в Старо–Голутвинском монастыре. О его положительном отзыве о книге «На горах Кавказа», о ея совместном чтенiи и беседах о ней со своими учениками смотрите, также, «Дневник последнего старца Оптиной пустыни iеромонаха Никона (Беляева)[2]. Между тем, церковноначалiе запрашивало письменное мненiе об Афонских спорах настоятеля Смоленско–Зосимовой пустыни игумена Германа, духовный опыт которого высоко ценили в Св. Синоде. По свидетельству вл. Арсенiя (Жадановского), о.Герман ответил на это, что «молитва Iисусова есть дело сокровенное, а поэтому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовью» (см. его 3 т.), что и выполнил на деле митр. Макарiй (Парвицкiй), Московскiй и Коломенскiй – архипастырь, весьма близкiй (и прежде всего духовно) Оптиной пустыни. Показательно отношенiе преп. Силуана к имяславiю: «Споры об Имени Божiемъ совпали с тем перiодом духовной жизни Старца, когда он пребывал в усиленной борьбе со всяким проявленiем в нем страстей тщеславiя и гордости, как главных причин его тяжелых страданiй. Нося в сердце своем сладчайшее Имя Христа постоянно, так как молитва Iисусова никогда не прекращала в нем своего действiя, он, однако, удалялся от всякого спора о природе этого Имени. Он знал, что через молитву Iисусову приходит в сердце благодать Святаго Духа, что призыванiе Божественного Имени Iисуса освящает всего человека, попаляя в нем страсти, но от догматической интерпретацiи переживаемого им опыта он уклонялся, боясь «ошибиться в мысленном рассужденiи» (Все это удивительно созвучно рассужденiям Г.Е. Распутина: «А то еще прiехали тут. Говорили, что не могут понять, как это Христосъ – святое Имя, а Iисусъ – нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про себя молиться, а они шуметь. О. Мисаил прiехал и говорит им, распишись. Это в духовных–то делах «распишись»? Это как же в вере–то распишись? Это тебе Афон, а не министерство». (Григорiй Распутин (по личным впечатленiям)[3]. О книге схимонаха Иларiона «На горах Кавказа» Оптинскiй старец Варсонофiй отзывался так: «Несколько экземпляров ее есть у меня, и я могу дать «эту прекрасную книгу кое–кому. Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину ее содержанiя. Она должна доставить громадную пользу людям, имеющим склонность к созерцательной жизни»[4]. Что касается автора книги, то в результате созерцательных переживанiй во время молитвы он пришел к следующему выводу: «В Имени Божiемъ присутствует Самъ Богъ – всем Своимъ существом и всеми Своими безконечными свойствами»[5]. Много позже (29.4.1947) Валаамскiй старец схiигумен Iоанн (Алексеев. 14.2.1873 +5.6.1958) оценивая эту книгу писал: «видно, что писал автор ее не умом, но чувством и вкушал духовные плоды от единого на потребу»[6]. Старец Варсонофiй[7] благословил изданiе книги «На горах Кавказа». В 1907 году появилось 1–е изданiе этой книги. Деньги же для изданiя ее были даны Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной[8] с благословенiя старца схiигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни. Книга была одобрена Духовной цензурой (за подписью цензора – профессора–протоiерея Кiевской Духовной Академiи) и встретила самые теплые отзывы среди как Афонскаго монашества, так и духовно–просвещенных людей Россiи: преподобный Варсонофiй Оптинскiй, Преподобномученица Вел. Княг. Елизавета Федоровна, преп. Кукша, митроп. Кiевскiй Флавiан, митрополит Венiамин (Федченков)[9], Епископы Феодор (Поздеевскiй), Феофан (Быстров), Трифон (Туркестанов), священники Сергiй Булгаков и Павел Флоренскiй, философ А.Ф. Лосев, богослов М.А. Новоселов, В.Н. Лосскiй, математики проф.Д.Ф. Егоров, и Н.М. Соловьев – вот лишь несколько известных имен, с большим вниманiем и сочувствiем встретивших труд старца Иларiона. За пять лет книга выдержала три изданiя, причем право на последнее изданiе было прiобретено у автора Кiево–Печерской Лаврой и напечатано небывалым для того времени тиражом – 10 тыс. экземпляров. Старец Варсонофiй Оптинскiй рекомендовал ее своим духовным чадам: “Все описанное в его (схим. Иларiона – ред.) книге заслуживает полного доверiя, как дознанное им на опыте”[i]. В книге изложено традицiонное Православное ученiе об Iисусовой молитве и умном восхожденiи, причем подчеркивается, что вне Имени Iисуса спасенiе ни для монаха, ни для мiрянина невозможно. На Афоне на эту книгу было написано несколько отзывов. Автор одного из них – iеросхимонах Андреевскаго скита о. Антонiй (Булатович)[10] – стал впоследствiи главным защитником имяславiя. «Вот как излагает исторiю изданiя этой книги Оптинскiй старец Варсонофiй: «На Афоне жил один старец, по имени Дисидерiй. Когда там поднялись волненiя и жизнь русских иноков стала слишком тяжела, им грозили выселенiем с Афона, тогда произошло совещанiе русских афонцев – что им делать? Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к англiйской королеве с просьбой продать им земли в Австралiи для устройства там новой обители, – но это предложенiе было отвергнуто. Остановились на другом: переселиться на Кавказ. Здесь Император Александр II пожертвовал участок земли, и здесь был основан «Новый Афон». В числе других иноков, переселившихся сюда, был о. Дисидерiй. Но скоро шум общежитiя стал его тяготить, и он удалился в горы Кавказа для безмолвiя. Удалился он не самочинно, а с благословенiя старцев. Здесь он проводил поистине равноангельскую жизнь. Чем он питался – трудно сказать. Был, кажется, у него огород, значит, овощи и вода служили ему пищей. Здесь познал он истинное счастье, которое состоит в общенiи души человеческой с Богомъ, и которого напрасно ищут люди, гоняясь за скоропреходящими радостями мiра сего. О. Дисидерiй имел одного ученика, с которым и вел беседы о внутреннем деланiи, т. е. о Iисусовой молитве. Когда о. Дисидерiй умер, ученик похоронил его святое тело. Беседы его он постепенно записывал, и когда к нему пришел третiй афонец, о. Венедикт, то нашел все эти беседы в рукописях. Ему пришло в голову издать их, и с этим предложенiем он прiезжал к нам в скит. Не имея средств достаточных для этого предпрiятiя, я направил его к Великой Княгине Елизавете Федоровне, которая и доставила ему возможность издать эту прекрасную книгу. Несколько экземпляров ее есть у меня, и я могу дать кое–кому. Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину ее содержанiя. Она должна доставить громадную пользу людям, имеющим склонность к созерцательной жизни»[11]. Что касается автора книги, то в результате созерцательных переживанiй во время молитвы он пришел к седующему выводу: «В Имени Божiемъ присутствует Самъ Богъ – всем Своим существом и всеми Своими безконечными свойствами». «Для Иларiона, – считал прот. Георгiй Флоровскiй, – это было, по–видимому, не столько богословским утвержденiем, сколько простым описанiем молитвенной реальности»[12].
4. Инок Глинской пустыни, жаждущiй истины, единомыслiя и мира Иван (Скляр). Несколько слов о старце Иларiоне, пустыннике Кавказских гор и ущелiй. («Начала», Религiозно–философскiй журнал. Москва. 1998. С. 191–193).
1912 г. 8 мая Отцы Афонцы! В ваших статьях очень рельефно выступает крайняя непрiязнь к старцу. Вы его называете и суемудрым и прельщенным. А что, как если вы мудрствуете паче неже подобает. У вас есть ученые богословы. Но что если и здесь случилось: «Утаил еси от премудрых и разумных, и открыл та младенцам» (Лук. 10,21; Ис.32,4). Макарiй Великiй говорит: «часто случается что простой человек, егда в моленiе углубляется, приходит в виденiя и премудрость, куда не достигают сильные, премудрые и риторы, дабы узнать высоту его мыслей; понеже он внимает Божественным тайнам. Кто бо драгоценных камней испытывать не умеет, тот и ценить их не может, потому что, в том не искусен». Старец же Иларiон, жил на старом Афоне 3 года, на новом Афоне 3 года, и (много) более 20 лет в пустыне, живет жизнiю полною всевозможных лишенiй, в тесноте, алчбе и жажде, и занимается исключительно молитвою. Что же. — Может и он был там, где св.Апостол Павел и слышал неизреченныя глаголы (2 Кор. 12, 2–5). Отцы и братiя, не быть бы нам еще несмысленнее галатов. Журнал «Русскiй Инок» за 1912 г. в № 4, 5 и 6 сделал великое преступленiе перед христiанским мiром, тем, что отпечатал богохульную рецензiю инока афонца о. Хрисанфа. Сей по своей злобе к о.Иларiону, как видно из рецензiи, сочинил ее, а журнал, по своей неопытности, отпечатал, тому и другому дьявол закрыл глаза для уразуменiя истины, тот и другой послужили слепым орудiем дьявола. Они почтенного и смиренного старца, (как показывает его ответ на рецензiю) опорочили, мало этого, они похулили имя Божiе — похулили Самого Бога, и этим произвели соблазн во всем мiре. Как же истинный христiанин умолчит об этом. Как любящiй просидеть у ног Iисуса, стерпит хулу, произнесенную на сiе святейшее, зиждительное, великое и страшное Имя — на то Имя, силою которого изгоняются бесы, невредимы становятся змеи, смертоносныя питiя, совершаются разные знаменiя и чудеса, чрез которое говорят новыми языками (Мар.16,17–18), получаем прощенiе нашим грехам (Деян. 10,43), призыванiем которого спасаемся (там же 2,21), ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4,12). О, Господи! Какая скорбь великая. Вывели на суд снова Iисуса, на суд всего мiра, и кто же на сей раз! Не iудеи и фарисеи, а уже Его ученики — Старо–афонцы иноки, да Почаев, чрез трубу монашескую и, вопрошают: кто это? Какая слепота, какое невежество, — насилiе журнала иноческаго!.. Главная цель рецензiи, чтобы осудить о. Иларiона за то, что сей обоготворяет имя Божiе, приписывает ему все свойства и решительно все то, что принадлежит Самому Богу. Утверждает, что подобного ученiя, как о. Иларiона, нет нигде у св.отцов и учителей церкви. А поэтому, написавши свою богохульную рецензiю на сочиненiе о. Иларiона, он хвалится в ней, аки несокрушимой и доказанной истиной. Но всякiй, хотя мало смыслящiй, может увидеть и понять его ложь, слепоту и невежество, а особенно злобу к о. Иларiону, в силу которой он и потрудился, которая и затемнила его разум для истины; говорю: — злобы, потому что каждое слово рецензiи едко берется за сердце и пронизает душу ужасно непрiятным чувством, что служит новым доказательством тому, что рецензiя написана по действу сатаны и в духе злобы. Но поищем у св.отец, не найдем ли для оправданiя ученiя и убежденного чувства смиренного старца о. Иларiона. Главное, мы страсти отождествляем с мiром, ибо всякiе страсти и непристойные дела и слова по их сродству с мiром — называем мiром, а отождествлять имя Божiе с Богомъ, почему–то не хотим. О.Иларiона осуждаем за то, что он говорит:«Имя Божiе есть Богъ», «В Имени Божiемъ — Богъ». А вот подобно ему выражаются и св.отцы, слушайте же: — «Молитва — Богъ» (Св. Григорiй Синаит); «Любовь есть Богъ» (Iоан. 4,8; Лествица сл.30,6); «Слово Божiе есть Богъ» (Макарiя Великого беседа 46), здесь он разумеет не Ипостасное Слово, но Священное Писанiе; «Имя Iисусъ есть Богъ, как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа»[13]. «Это Имя требует веры, так как Оно творило чудеса и его нельзя постигнуть разумом»[14]. Так говорит и о. Iоанн Кронштадтскiй в книге: «Моя жизнь во Христе»[15]. И в Священном Писанiи Ковчег Завета, как высшая святыня Божiя, называется «Господомъъ»[16]; и Богомъ[17]. Что и сам Почаев доказывает в изданной им книжке «Оружiе правды»[18]. Имя Божiе заключает в себе все Божественные Его свойства, как то: единосущiе, присносущiе, всемогущество и прочiе, о чем смотри подробно в твор. Св. Тихона Задонского[19]. Акафист Спасителю составлен весь Его имени, а в 9–м кондаке ясно воздается Божественное достоинство сему имени Iисусъ. Наконец, в трiоди постной, в понедельник 5–й недели, утром на стиховне поем: «Iисусе спасительное имя, помилуй мя». А рецензiя говорит, что это имя не Божеское, а человеческое, номинальное, и своим существованiем явилось напоследок. О, Господи, кто слыша сiе умолчит! Афонцы жалуются на своих братiй за то, что они ими гнушаются, аки еретиками за рецензiю, не хотят даже и антидора брать из их рук, и под благословенiе подходить. — Достойна великой похвалы сiя братiя, ибо мы сыны и рабы Божiи, а поэтому, о славе Отца небесного и Господа своего пещися и ревновать должны и пресекать то, чем имя Божiе хулится, и хулящим заграждать уста, сколько можем. Они послушали Апостола вещающего: «братiя, остерегайтесь производящих разделенiе и соблазны, вопреки ученiю, которому вы научились и уклоняйтесь от них»[20]. Объединимся и мы все, ревнующiе о славе Божiей и желающiе спасенiя ближнему и объявим нашим братьям инокам, потрудившимся в составленiи и печатанiи богохульной рецензiи, что они упали в ужасное богохульство, произвели соблазн пред всем мiром, а поэтому попросим их, чтобы они и покаянiе принесли также пред всем мiром и печатным словом. Да вразумит их Господь в этом.
5. Iеросхимонах Парфенiй, исповедник Афонскiй На Афоне в Благовещенской келiи подвизался iеросхимонах о. Парфенiй, настоятель Благовещенского Скита. Он был на стороне имяславцев, и как мог защищал Имя Божiе от поруганiя имяборцами. Когда iеросхимонах Антонiй (Булатович) из своей келiи был изгнан игуменом, он нашел себе прибежище в Благовещенской обители у о. Парфенiя. Отец Антонiй усиленно занимался Iисусовой молитвой, а все остальное время посвящал на подготовку к изданiю апологетической литературы в защиту православного почитанiя Имени Божiя. Отец Парфенiй содействовал в исповеднических трудах о. Антонiя, сам написал и издал 2.4.1913 года листок: «Величит душа моя Господа…» в качестве ответа одной монахини на ее письмо. Мы его здесь и приводим.
«Величит душа Моя Господа… и Свято Имя Его» (Лук.1,46) Благословенiе Обители Благовещенiя схимонаха Парфенiя на Афоне («Начала». Религiозно–философскiй журнал. Москва. 1998. С.146 – 149) Кого же величает Владычица сими словами и Кого именует? Именует Она Имя Сына Своего и Бога, носимого Ею во Чреве: величая Его вкупе и нераздельно с Отцемъ и Духомъъ. Почему же не возглашает Она например так: «величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Мессiи, или о Христе Помазаннике, или о Сыне Божiемъ., или о Iисусе моем», но говорит: «о Бозе Спасе Моем». Это Она говорит потому именно, что смысл Имени Iисусъ и означает «Богъ–Спасъ». Это Она говорит потому, что Архангел благовестил Ей зачатiе Бога и Спаса и, повелев нарещи Его Iисусомъъ, тут же истолковал, что сiе Имя и значит «Богъ–Спасъ». Остановимся на сем Имени Iисусъ, чтобы показать, что Оно не есть простое, малозначущее человеческое имя, но что Оно есть воистину истинное именованiе Бога Спасителя, именуя собою Сына и Слово воплощенное не только по человечеству, но и по Божеству Его. Неизреченная Премудрость Богъ — «безвестная и тайная премудрости Своея» — явил и в Имени Iисусъ, которое от Предвечного Совета измыслил Отецъ Своему Сыну. Духъ же Святой многообразно и всесторонне, но таинственно и приточно открыл его от лет древних людям чрез пророков; как например: в именах: «Эммануил» или «С нами Бог», «Агнец Божiй». По общепринятому толкованiю Имя Iисусъ означает Спаситель; многiе и в древности и ныне именуются на Востоке Iисусами, т. е. спасителями, но все бывшiе и нынешнiе Iисусы не суть и не были истинными спасителями, ибо для того, чтобы воистину оправдать имя свое Iисусъ — Спаситель, надо было воистину именоваться и быть также и Богомъ, ибо кто от человек возмог бы быть истинным Iисусомъъ–Искупителемъ сам грешен сый? — «Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы? (Пс.88,49). — «Брат не избавит: избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся и цену избавленiя души своея!» (Пс.48: 8,9). Итак ясное дело, что и по обыкновенному толкованiю имени Iисусъ–Спаситель, им подразумевалось также и имя — Богъ, что и говорит Псаломник: «Обаче Богъ избавит душу мою из руки адовы, егда прiемлет мя» (–16). О том, что воистину имя Iисусъ по смыслу тождественно имени «Сынъ Бога Живаго» — свидетельствует сам Господь наш Iисусъ Христосъ, как то писано у евангелиста Матфея: «Кого Мя глаголъют человецы быти...?» — вопросил Господь у Апостолов. Те же отвечали: «ови убо Iоанна Крестителя, иные же Илiю, другiе же Iеремiю, или единаго от пророк. Глаголъа им Iисусъ: вы же кого Мя глаголъете быти? Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христосъ Сынъ Бога Живаго... Тогда запрети Iисусъ учеником Своимъ, да никому же рекут, яко сей есть IИСУСЪ ХРИСТОСЪ» (Мф.16: 13–21). Итак не ясно ли следует из сего места Евангелiя, что исповеданiе Петрово: Христосъ СЫНЪ БОГА ЖИВАГО тождественно словам — «IИСУСЪ ХРИСТОСЪ», ибо хотя и звали Господа Iисусомъъ, но не ведали, что Онъ есть истинный Iисусъ, т. е. не простой человек, а Сынъ Бога живаго; и вот, когда Петр исповедал тайну сiю открыто, то Господь запретил открывать сiю тайну людям, что Онъ есть истинный Iисусъ, т. е. Сын. Бога Живаго. Но посмотрите, как тождественно с сим толкованiем имени Iисусъ толкует оное и Архангел Гаврiил Деве Марiи и Iосифу: Возвестив Деве Марiи о имеющем зачаться Сыне, он тут же возвестил Ей и предвечно пронареченное в Предвечном Совете Имя Его, ибо так повелел ему Богъ, чтобы он возвестил и зачатiе Сына, и Великое Имя Его, и толкованiе сего Имени. Поэтому Архангел и сказал: «И наречеши имя Ему Iисусъ. Сей будет Велiй, и Сын Вышняго наречется» и т. д. (Лук. 1,32). То есть: назовешь Спасителем, — но каким спасителем? Который есть Богъ, ибо и люди все, которых Он спасет суть — Его, «Иже спасет люди СВОЯ» (срвн. Матф.1,22). Итак теперь ясно, почему воскликнула Дева Марiя в ответ на приветствiе Елисаветы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моемъ!» Господомъъ Богомъ и Спасомъ Она не знала иного кого, но Iисуса (Лук. 1,46) во чреве носимого, ибо сiе и есть истинное Имя Его. Но почему же не воскликнула Дева: «и возрадовася дух Мой о Iисусе Моем», — коль скоро смысл имени Iисусъ равнозначущ? Не воскликнула так, ибо сiе Имя Iисусъ была еще тайна для людей, которой подобало открыться со временем, но для Богомъатери сiя тайна была уже открыта, вот почему Она и присовокупила и воскликнула: «И Свято Имя Его!» (–1,49). — Какое Имя? Имя Iисусъ, которым Онъ в тайне пронаречен. Эту тайну и открыла Богородица словами: «яко Свято Имя Его». Но вот ныне появились некiе легкомысленные люди, говорящiе, что самое Имя Iисусъ есть одно лишь пустое слово и само по себе ничего не значит. Такiе люди глубоко прельщаются «не ведуще Писанiя, ни силы Божiей» (Мф.22,29). Вот что говорит о сем великiй богослов преп. и святой Симеон: «Богъ — имея многiе именованiя, именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но действительно производит то в нас, как научили нас опытно тому наученные. Хотя и о нас говорится многое подобное (т. е. и людей именуют и благими, и премудрыми, и Iисусами), но о нас говорится как о людях, а о Нем как о Боге... слова человеческiе (т. е. имена, коими именуем людей) текучи и пусты. Слово же Божiе есть живое и действенное. Равным образом и истина Божiя (т. е. то, что выражается именами Божьими или словами, выражающими какое–либо свойство Божiе) есть паче ума и смысла человеческого, БОГ НЕПРЕЛОЖНЫЙ, СЫЙ И ЖИВЫЙ»[21]. Вот эту то тайну и возвестил нам Iоанн Богослов: «И сiя есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Iисуса Христа и любим друг друга» (1. Ин. З,23). «Елицы же Его прiяша даде им область чадом Божiимъ быти, верующим во Имя Его» (Ин. 1,2). «Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единороднаго Сына Божiя» (Ин. 3,18). Эта заповедь благоговеть пред Именемъ Iисусовымъ и просить во Имя Iисусово дана была Самимъ Господомъ Iисусомъ Христом в прощальной беседе с учениками, когда Он сказал так: «Аминь, аминь глаголъю вам, яко елика аще просите от Отца во Имя Мое, то сотворю» (Ин. 14,13). «Его же аще хощете просите, и будет вам... Его же аще просите от Отца во Имя Мое, даст вам» (15,16,8). «Аминь , аминь, глаголъю вам, елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам... просите и прiимете» (–16,23). Этою повторительной заповедью Господь во–первых, установил действенность и непреложность совершаемых таинств, во–вторых, заповедал просить все потребное ради Имени Его и наконец дал этим нам как бы некое Божественное наследiе — Имя Свое, вместо Самого Себя, чтобы мы всегда, призывая Его молитвою сердечной, имели бы в сердце своем с Именемъ Его и его Самого, Который неотделимо присущ Имени Своему, и чтобы таким образом, во исполненiи заповеди Его «непрестанно молитесь» (1 Фесал.5,17), мы, призывая Имя Его, — сим защищались, очищались, спасались, укреплялись, утешались; ибо «несть инаго Имени под небесем, данного в человецех о Нем же подобает спастися» (Дн.10,12). Аминь. Итак, возлюбленные братiя и сестры во Христе, — «от стражи утреннiя до нощи, от стражи утреннiя да уповает Израиль на Господа!» (Пс. 129,5). Братiя, Израиль — это вы все православные! «Да уповает на Господа», значит, да исповедует свою веру и надежду на Господа, да молится каждый христiанин беспрестанно, всегда и везде, работает ли, сидит ли, идет ли — да произносит всегда в сердце своем Имя Iисусово и творит молитву Iисусову: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя!» — веруя и не сомневаясь в том, что с Именемъ Его и Онъ Самъ неотделимо пребывает в сердце, которое благоговейно призывает Имя Его. Сiе Имя есть залог спасенiя нашего! Сiе Имя есть то сокровище, о котором сказал Петр хромому, когда тот попросил у него милостыню: «Сребра и злата несть у мене, но еже имам, сiе ти даю: во Имя Iисуса Христа Назорея востани и ходи» (Дн. 3,6). Братiя, дорожите этим бесценным сокровищем и не оставляйте его втуне! (СПб. 2.4.1913).
6. Святые Мученики, исповедники Афонскiе. + 3–16/07.1913г Память Афонских 5 мучеников, исповедников, за Имя Господне пострадавших., избiенных воинами до смерти, за не подписанiе имяборческой грамоты Россiйского Синода от 18.05.1913 г., в которй похулено Имя Божiе, а Сладчайшее Имя Господа нашего «Iисусъ» названо обыкновенным человеческим Именемъ и словом. Имена этих убiенных исповедников Ты, Господи, Сам веси. 3 Iюля 1913 г. под непосредственным руководством посланца из Россiи члена Святейшего Синода архiепископа Никона (Рождественского)[22] произведена экзекуцiя над монахами, Пантелеимонова монастыря, которые отказались подписать Синодальное Посланiе против Божества Имени Божiя и Имени Господа нашего Iисуса Христа. Собравшiеся исповедники Имени Божiя, иноки держа в руках святые Кресты, иконы и царскiе портреты совершали молитвенное правило по четкам. Солдаты из пожарных шлангов сначала больше часа обливали молящихся монахов холодной горной водой; а потом приступили к избiенiю их, применяя крючья, багры, штыки и приклады боевых винтовок. В результате такого побоища было убито по одним данным пять, а по другим до десяти монахов, и более 60 получили раненiя разной тяжести; исповеднической кровiю была обагрена Афонская обитель, на полу зданiя и во дворе стояли лужи крови. Измокшiе до ниточки исповедники тряслись от холода и побоев. Измученных иноков загоняли, как скот, на пароход, в изгнанiе. Так, подобно римскому инквизитору, арх. Никон «вразумлял» «непослушных» монахов… Мы, последователи убiенных афонских исповедников, считаем, что они пострадали и пролили свою исповедническую кровь за чистоту православной веры во Имя Божiе и во Имя Господа нашего Iисуса Христа (Ин.1,12; 3,18; 1 Ин. 3,23). И веруем, что их участь на небе со святыми исповедниками. Господь, сказавшiй: «И будете ненавидимы всеми, Имени Моего ради», и «будут вас предавать и убивать за Имя Мое» знает Самъ имена убiенных исповедников афонских. Будем молиться им с верою в их заступничество за нас перед Богомъ: Святые мученики, исповедники Афонскiе, молите Бога о нас грешных!
Стоянiе до смерти за Имя Господне исповедников Афонских «Исторiя Афонской смуты. Составлена iеросхимонахом Антонiем (Булатовичем) на основанiи письменных свидетельств пострадавших на Афоне исповедников. («Православная Церковь о почитанiи Имени Божiя и о молитве Iисусовой». Изд. «Исповедник». СПб. 1914. С. 3)
Приводя здесь краткое изложенiе исторiи движенiя среди афонских иноков, из–за вопроса об Имени Божiемъ, прежде всего свидетельствуем пред Лицем Всеведущего и Вездесущего Господа, что все изложенное здесь есть истина, и какой–либо малейшей лжи тщательно старались не допустить здесь. Далее: нигде ни на йоту не отступлено от точного изложенiя святоотеческого ученiя об Имени Божiемъ, но веруя в Него так, как искони, от времен апостольских и до сего дня, учила св. Церковь, в лице своих великих учителей, мужей апостольских, святителей: Iоанна Златоустого, Василiя Великого, Афанасiя Великого, Кирилла Iерусалимского, Симеона Нового Богослова, Григорiя Паламы, Феофилакта Болгарского, Тихона Задонского, и великого сонма прочих св. отцов и учителей Церкви, полное согласiе в сем вопросе которых свидетельствует о том, что решенiе его внушено им Св. Духомъъ, а не является плодом человеческой мудрости. И наоборот: нынешнее решенiе этого вопроса, при помощи одного только человеческого разсужденiя, без содействiя Св. Духа, привело мудрецов века сего к хуле на Имя Божiе, выразившееся в том, что Его приравняли к имени человеческому: Имя Божiе есть, будто бы, только имя, а не Сам Бог, и не Его свойство, названiе предмета, а не сам предмет, как гласит грамота Синода, вопреки святоотеческому ученiю. Споры об Имени Божiемъ на св. Горе начались более трех лет тому назад. Главными противниками почитанiя Его были иноки, предавшiеся чтенiю еретика Фаррара, сочиненiй по спиритизму и оккультизму, газет и другой литературы, убивающей истинный дух монашества и православiя. К числу таких иноков принадлежат iеромонахи: Агафодор, Iоакинф, Алексей Кереевскiй, Феофан, Меркурiй, Питирим, и др.; монахи: Динасiй, Хрисанф, Климент, Венiамин; архимандриты: Мисаил, Iероним; келлiоты–iеромонахи: Нифонт, Антонин, Петр, Георгiй, Венiамин, Авраамiй, Герасим, и пр. Все эти лица, усвоившiе неправославные мысли вышепоименованных западных еретиков, увлекли за собой многих доверчивых братiй и произвели на св. Горе тот страшный раскол, о котором ныне уже оповещен весь мир, и о котором пророчествовал преподобный Нил Мироточивый. Появилось это ученiе так: лет десять тому назад жила в Россiи некая прельщенная женщина Наталiя, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божiю Матерь, с Которой свободно, о чем ей вздумается, беседует. Ее рассказам поверили некоторые должностные святогорцы, игумены, епитропы, духовники и прочiе, которые, для назиданiя, к великой святой ездили на пароходе, когда та проезжала мимо Афона в Iерусалим и обратно, а также сами сопровождали ее и пр. Узнавши о подобной хуле на Божiю Матерь, известный ныне (пустынник Кавказских гор) схим. Иларiон, который жил раньше на Афоне, написал старцам, поддавшимся обману, увещательное посланiе, прося их не верить этой несчастной. Но письмо образумило только Наталiю и та, говорят, покаялась и скончалась по–христiански. Что касается иноков, о них можно сказать: «не обличай злых, да не возненавидят тебя» (Притч. гл. 9, 8). Их самолюбiе, как они считали, было уязвлено, и они весьма оскорбились на о. Иларiона. Спустя несколько лет после этого о. Иларiон издал свою книгу «На горах Кавказа», где между прочим, поместил и свое письмо против Натальи, которое и было одной из главных причин, вызвавших нынешнее движенiе на Афоне. Прежнiе почитатели Наталiи решили, во что бы то ни стало, добиться уничтоженiя книги, чтобы вместе с нею уничтожить и вразумившее их письмо. Для этого они составили тайный собор из семи лиц и на нем придумали способ разделаться с ненавистным письмом, который ныне привели в исполненiе. Способ этот – «рецензiя» инока Хрисанфа, она была утверждена теми же лицами, которые ныне все оказались главарями имяборчества на св. Горе. Но иноки – простецы, особенно занимавшiеся умносердечной молитвой, с Божьей помощью скоро поняли хулу рецензiи и восстали против нее, всячески отрицаясь изложенной в ней хулы на Имя Божiе. А так как в числе вышеупомянутых семи лиц были некоторые интеллигентные знакомые архiепископу Антонiю волынскому (Храповицкому), как, например, Алексей Киреевскiй, Феофан, кандидат Казанской духовной академiи, и другiе, то они и относились к нему с этим вопросом, всячески клевеща на простецов. Архiепископ Антонiй их клевете всецело поверил и ныне сам ее поддерживает и распространяет всеми мерами. Ученiе их «имяборцев» достаточно изложено в синодальной грамоте, в журнале «Русскiй инок» и других перiодических изданiях и брошюрах, почему мы не будем здесь касаться их. Вот, какое начало имеет имяборчество! [1] Газета: «Исцелись верой». № 01 и № 2. 2001. Сверено с газетой: «Жизнь Вечная». № 36 – 37. 1997. [2] СПб. 1994. Сс.: 132,138,144,147,160,163, 165,166; На Горах Кавказа». Изд. 4. СПб. 1998. С. 903. [3] Русское слово. 1.7.1914. – С.Ф. [4] Беседы старца Варсонофiя Оптинского с духовными детьми. Воспоминанiя духовных детей о старце Варсонофiи. М. Рига. «Благовест». 1995. С. 204 [5] Свете тихiй. М. 1996. С.459. [6] Схiигумен Iоанн. Письма Валаамского старца. М. 1992. С. 20 [7] Преп Варсонофiй архимандрит Старо–Голутвинскiй, пам. 1(14) Апреля. О его положительном отношенiи к книге “На горах Кавказа” и ея совместном чтенiи и беседах о ней с учениками см. также “Дневник последняго старца Оптиной пустыни iеромонаха Никона (Беляева)”, Спб. 1994,С.132,138, 144, 147, 160, 163, 165, 166. [8] Преподобномученица Вел Княгиня Елисавета, память 5(18) Iюля. [9] В 1938 г. митрополит Венiамин (Федченков), находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патрiаршей Церкви в Америке, написал Доклад о имяславiи, по просьбе митрополита Сергiя (Страгородского), который тем самым хотел выяснить позицiю по этому вопросу Митроп. Венiамина. В этом докладе есть такiе слова:”В 1907 г. “На горах Кавказа” появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра ее и, следовательно, одобренiя старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Iисусовой, бывшiй в общенiи с Епископом Феофаном Затворником) (...) Епископ Феофан (Быстров) (тогда еще архимандрит) прочитал ее разумеется основательно. И тоже не нашел ничего соблазнительнаго”. (Копiю этого письма Митроп. Венiамина предоставил редакцiи П.Н. Роговой). Старец Герман был заочно знаком с о. Иларiоном, т.к тот послал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей (это письмо приводится ниже в приложенiи). [10] Iеросхимонах Антонiй (Булатович) (1870–1919), в прошлом гусарскiй офицер, трижды бывал в Африке с дипломатическими порученiями. В 1906г. после пострига поселился на Афоне. В 1914 – 1917 годы, полковой священник в действующей Армiи. По офицiальной версiи убит грабителями в с. Луцыковка Харьк. губ. Автор ряда работ в защиту имяславiя. [11] Беседы старца Варсонофiя Оптинского с духовными детьми. Воспоминанiя духовных детей о старце Варсонофiи. М. Рига. «Благовест». 1995. С. 204 [12] Прот. Георгiй Флоровскiй. Пути русского богословiя. Париж. 1937. С. 571;. Свете тихiй. М. Паломник. 1996. Т. 1. С.458–459 [13] Блаженного Феофилакта архiеп.Болгарского, Толковый апостол на Деян. 2,38 [14] Св. Iоанн Златоуст. Т.9. СПб.ДА. 1903. На посл. к Римл. 1,5; То же и у Блаж. Феофилакта Болгарского, на Римл.1,5. [15] Ч. 2. Изд. 4. С. 128,129, 237,247, 250, 276, 310, 341, 342, 346, 97 и 98. [16] Числ. 10,35–36; 2 Царств. 6,21–22; Ис.98,5 [17] Ис. 67,8–9 [18] С.113 Николая Варжанского [19] Т. З. Статья 3. Гл.2. п.314. [20] Римл. 16,17–18; 2 Петр. З,17. [21] Преп.Симеона Нового Богослова. Т. II С. 107–108. [22] По некоторым, не офицiальным данным, его истинная фамилiя не Рождественскiй, а Фельдман.– Сост.
| |||
Просмотров: 288 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |