Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 2025-07-28, 5:15 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 27

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 5 том

страница 282 - 293
2016-04-23, 1:03 AM

 Привыкшая с детства к труду, Великая Княгиня все делала сама и лично для себя не требовала  никаких услуг от сестер. Она участвовала во всех делах обители, как рядовая сестра, всегда подавая пример остальным. Как–то к настоятельнице подошла одна из послушниц с просьбой послать кого–нибудь из сестер перебирать картошку, так как никто не хочет помочь. Великая Княгиня, не сказав никому ни слова, пошла сама. Увидев настоятельницу, перебирающую картошку, устыженные сестры прибежали и принялись за дело.

Великая Княгиня строго соблюдала посты, вкушая только растительную пищу. Утром вставала на молитву, после чего распределяла послушанiя сестрам, работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошенiя и письма. Вечером был обход больных, заканчивавшiйся далеко за полночь. Ночью настоятельница молилась в молельне или церкви, ее сон редко продолжался более трех часов. Когда больной метался и нуждался в помощи, она просиживала у его постели до рассвета. В больнице Елизавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операцiях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страданiя. Они говорили, что от Великой Княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операцiи. В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастiе. Еще она говорила: "Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровленiе, лучше помочь им по–христiански перейти в вечность". Сестер обители обучали основам медицины. Главной их задачей было посещенiе больных и бедных, забота о брошенных детях, оказанiе им медицинской, моральной и матерiальной помощи. В больнице обители работали лучшiе спецiалисты Москвы. Все операцiи проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались другiе врачи. Исцеленные пацiенты плакали, уходя из Марфо–Марiинской больницы, расставаясь с "Великой Матушкой", как они называли настоятельницу.

При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающiй мог пользоваться фондами прекрасной библiотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. В обители был создан прiют для девочек – сирот. К Рождеству устраивали большую елку для бедных детей, дарили им игрушки, сладости, теплую одежду, которую шили сами сестры. Настоятельница обители считала, что главное дело сестер не работа в больнице, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до двенадцати тысяч прошенiй в год. О чем только ни просили: устроить на леченiе, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу.  

 Великая Княгиня находила возможности помочь духовенству, давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она помогала матерiально священникам – миссiонерам, трудившимся среди язычников Крайнего Севера или инородцев окраин Россiи, ободряла и укрепляла их. Одним из главных мест бедности, которому Великая Княгиня уделяла особое вниманiе, был Хитров рынок. Елизавета Феодоровна в сопровожденiи своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марiи Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитанiе детей. Все населенiе Хитрова уважало ее, называя "сестрой Елизаветой" или "Матушкой". Полицiя постоянно предупреждала ее, что не в состоянiи гарантировать ей безопасность. В ответ на это Великая Княгиня всегда благодарила полицiю за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божiих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, вид людей, потерявших человеческiй облик. Она говорила: "Подобiе Божiе может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено". Мальчиков, вырванных из Хитровки, она устраивала в общежитiя. Из одной группы таких недавних оборванцев образовалась артель исполнительных посыльных Москвы. Девочек устраивали в закрытые учебные заведенiя или прiюты, где также следили за их здоровьем и духовным ростом. Елизавета Феодоровна создавала дома призренiя для сирот, инвалидов, тяжело больных, находила время для посещенiя их, постоянно поддерживала матерiально, привозила подарки. Рассказывают такой случай. Однажды Великая княгиня должна была прiехать в прiют для маленьких девочек–сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали, что прiедет Великая Княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда Елизавета Феодоровна прiехала, ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и все протянули свои ручки Великой Княгине со Словами: "Целуйте ручки". Воспитательницы ужаснулись: что же будет! Но Великая Княгиня, прослезившись, подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при этом все – такое умиленiе и благоговенiе было на лицах и в сердцах. Еще об одном из бесчисленных свидетельств ее любви к страждущим вспоминают современники. Одна из сестер пришла из бедного квартала и рассказала о безнадежно больной чахоткой женщине с двумя маленькими детьми, живущей в холодном подвале. Матушка сразу заволновалась, немедленно позвала старшую сестру и приказала устроить мать в больницу для чахоточных, а детей взять в прiют; если не найдется кровати, устроить больную на раскладушке. После этого сама взяла для детей одежду, одеяльца и пошла за ними. Великая Княгиня постоянно посещала больную мать до самой ее кончины, успокаивала, обещая, что позаботится о детях.

Великая матушка надеялась, что созданная ею Марфо–Марiинская обитель милосердiя расцветет и станет большим плодоносным древом. Со временем она собиралась устроить отделенiя обители и в других городах Россiи. Великой Княгине была присуща исконно русская любовь к паломничеству. Не раз ездила она в Саров и там с радостью спешила в храм, чтобы помолиться у раки преподобного Серафима. Ездила во Псков, в Кiев, в Оптину пустынь, в Зосимову пустынь, была в Соловецком монастыре. Посещала и самые маленькiе монастыри в захолустных и отдаленных местах Россiи. Присутствовала на всех духовных торжествах, связанных с открытiем или перенесенiем мощей угодников Божiих. Больным паломникам, ожидавшим исцеленiя от новопрославляемых святых, Великая Княгиня тайно помогала, ухаживала за ними. В 1914 году Великая Княгиня посетила монастырь в Алапаевске – городе, которому суждено было стать местом ее заточенiя и мученической смерти. Она помогала русским паломникам, отправлявшимся в Iерусалим. Через общества, организованные ею, покрывалась стоимость билетов паломников, плывущих из Одессы в Яффу.

Она построила также большую гостиницу в Iерусалиме. Еще одно славное деянiе Великой Княгини постройка русского православного храма в Италiи. в городе Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мiрликiйского. В 1914 году был освящен нижнiй храм в честь святителя Николая и страннопрiимный дом.

 Драгоценно воспоминанiе о Великой Княгине митрополита Анастасiя, лично ее знавшего: "Она способна была не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися, что обыкновенно труднее первого. Не будучи монахинею в собственном смысле этого слова, она лучше многих инокинь соблюдала великiй завет святого Нила Синайского: "Блажен инок, который всякого человека почитает как бы Богомъ после Бога". Найти хорошее в каждом человеке и "милость к падшим призывать" было всегдашним стремленiем ее сердца. Кротость нрава не препятствовала ей, однако, пылать священным гневом при виде несправедливости. Еще более строго она осуждала саму себя, если впадала в ту или другую, даже невольную ошибку... Однажды, в бытность мою еще викарным епископом в Москве, она предложила мне председательство в чисто светском по своему составу обществе, не имевшем при том по своим задачам непосредственного отношенiя к Церкви. Я невольно смутился, не зная, что ответить на ее слова. Она сейчас же поняла мое положенiе: "Извините, – решительно произнесла она. – я сказала глупость", – и тем вывела меня из затрудненiя".

Современники вспоминали, что Елизавета Феодоровна вносила с собою чистое благоуханiе лилiи, быть может, поэтому она так любила белый цвет. Встречаясь со множеством людей, она сразу могла понять человека; раболепство, ложь и хитрость были ей противны. Она говорила: "Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас".

 С самого начала своей жизни в Православiи и до последних дней Великая Княгиня находилась в полном послушанiи у своих духовных отцов. Без благословенiя священника Марфо – Марiинской обители протоiерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей, она сама ничего не предпринимала. Ее смиренiе  послушанiе было удивительным. Господь наградил ее даром духовного рассужденiя и пророчества. Отец Митрофан Серебрянскiй рассказывал, что незадолго до революцiи ему приснился сон, яркiй и явно пророческiй, но он не знал как его истолковать. Сон был цветным: четыре картины, сменяющiе друг друга. Первая: стоит прекрасная церковь. Вдруг со всех сторон появляются огненные языки, и вот весь храм пылает – зрелище величественное и страшное. Вторая: изображенiе Императрицы Александры Феодоровны в черной рамке; вдруг из краев этой рамки начинают вырастать побеги, на которых раскрываются белые лилiи, цветы все увеличиваются в размере и закрывают изображенiе. Третья: Архангел Михаил с огненным мечом в руке. Четвертая картина: преподобный Серафим Саровскiй стоит коленопреклоненный на камне с молитвенно воздетыми руками. Взволнованный этим сном, отец Митрофан рассказал о нем Великой Княгине рано утром, еще до начала Литургiи. Елизавета Феодоровна сказала, что ей понятен этот сон. Первая картина означает, что в Россiи скоро будет революцiя, начнется гоненiе на Церковь Русскую и за грехи наши, за неверiе страна наша встанет на грань погибели. Вторая картина означает, что сестра (пропущено что–то. – К.Б.). Об аресте и страданiях Царской Семьи она говорила: "Это послужит к их нравственному очищенiю и приблизит их к Богу". Весной 1917 года к ней прiехал шведскiй министр по порученiю кайзера Вильгельма и предложил ей помощь в выезде за границу. Елизавета Феодоровна ответила, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной, и не может оставить сестер обители в это трудное время.

Никогда не было на богослуженiи в обители столько народа, как перед октябрьским переворотом. Шли не столько за тарелкой супа или медицинской помощью, сколько за утешенiем и советом "Великой матушки". Елизавета Феодоровна всех принимала, выслушивала, укрепляла. Люди уходили от нее умиротворенными и ободренными. Первое время после октябрьского переворота Марфо–Марiинскую обитель не трогали. Напротив, сестрам оказывали уваженiе, два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствiем, привозили черный хлеб, вяленую рыбу, овощи... Из медикаментов выдавали в ограниченном количестве перевязочный матерiал и лекарства первой необходимости.

Все вокруг были испуганы, покровители и состоятельные дарители теперь боялись оказывать помощь обители. Великая Княгиня во избежанiе провокацiй почти не выходила за ворота обители, сестрам также было запрещено выходить на улицу. Однако установленный распорядок дня обители не менялся, только длиннее стали службы, усерднее молитва сестер. Отец Митрофан каждый день служил в переполненной церкви Божественную Литургiю, было много причастников. Некоторое время в обители находилась чудотворная икона Божiей Матери Державная, обретенная в подмосковном селе Коломенском в день отреченiя Императора Николая II от престола. Перед иконой совершались соборные моленiя.

После заключенiя Брест–Литовского мира германское правительство добилось согласiя советской власти на выезд Великой Княгини Елизаветы Феодоровны за границу. Посол Германiи граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой Княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из Россiи. Она говорила: "Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!" Приведем отрывки из писем Великой Княгини близким людям: "...Господь опять Своей великой милостью помог нам пережить дни внутренней войны, и сегодня я имела безграничное утешенiе молиться... и присутствовать на Божественной службе, когда наш Патрiарх давал благословенiе. Святой Кремль, с заметными следами этих печальных дней, был мне дороже, чем когда бы то ни было, и я почувствовала, до какой степени Православная Церковь является настоящей Церковью Господней. Я испытывала такую глубокую жалость к Россiи и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страданiя, научить его терпенiю, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россiя не может погибнуть. Но Великой Россiи, увы, больше нет. Но Богъ в Библiи показывает, как Онъ прощал Свой раскаявшiйся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающiеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаянiе умилостивят Приснодеву, и Она будет молить за нас Своего Божественного Сына, и что Господь нас простит". "...Полностью разрушена Великая Россiя, но Святая Россiя и Православная Церковь, которую "врата ада не одолеют" существует и существует более, чем когда бы то ни было. И те, кто верует и не сомневается ни на мгновенiе, увидят "внутреннее солнце", которое освещает тьму во время грохочущей бури... Я только уверена, что Господь, Который наказывает, есть тот же Господь, Который и любит. Я много читала Евангелiе, и, если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, то тогда мы ощутим присутствiе Святаго Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной, даже если наши бедные человеческiе сердца и наши маленькiе земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными... Мы работаем, молимся, надеемся и каждый день чувствуем милость Божiю. Каждый день мы испытываем постоянное чудо. И другiе начинают это чувствовать  приходят в нашу церковь, чтобы отдохнуть душой".

Спокойствiе обители было затишьем перед бурей. Сначала в обитель прислали анкеты опросные листы для всех, кто проживал и находился на леченiи: имя, фамилiя, возраст, соцiальное происхожденiе и т. д. После этого были арестованы несколько человек из больницы. Затем объявили, что сирот переведут в детскiй дом. В апреле 1918 года на третiй день Пасхи, в день празднованiя Иверской иконы Божiей Матери, Елизавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. Это произошло в тот день, когда Святейшiй Патрiарх Тихон посетил Марфо–Марiинскую обитель, где служил Божественную Литургiю и молебен. После службы Патрiарх до четырех часов дня находился в обители и беседовал с настоятельницей и сестрами. Это было последнее благословенiе и напутствiе главы Русской Православной Церкви Елизавете Феодоровне перед крестным путем на Голгофу.

Почти сразу после отъезда Патрiарха Тихона к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами–латышами. Елизавете Феодоровне приказали ехать с ними. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марiи и дать им последнее благословенiе. Плакали все присутствующiе, зная, что видят свою мать и настоятельницу в последнiй раз. Елизавета Феодоровна благодарила сестер за самоотверженность и верность и просила отца Митрофана не оставлять обители и служить в ней до тех пор, пока это будет возможным.

С Великой Княгиней поехали две сестры Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Перед тем, как сесть в машину, настоятельница осенила всех крестным знаменiем. Одна из сестер обители, Зинаида (в монашестве Надежда) вспоминает: "...И повезли ее. Сестры бежали за ней, сколько могли. Кто прямо падал на дороге... Когда я пришла к обедне, то услышала, что дiакон читает ектенью и не может, плачет... И повезли ее в Екатеринбург с каким–то провожатым, и Варвара с ней. Не разлучились... Потом письмо нам прислала, батюшке и каждой сестре. Сто пять записочек было вложено, и каждой по ее характеру. Из Евангелiя, из Библiи изреченiя, а кому от себя. Она всех сестер, всех своих детей знала..." 'К 1918 году в обители было сто пять сестер.

 Узнав о случившемся, Патрiарх Тихон пытался через различные организацiи, с которыми считалась новая власть, добиться освобожденiя Великой Княгини. Но старанiя его оказались тщетными. Все члены Императорского Дома были обречены. Елизавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь. По пути в ссылку она написала письмо сестрам своей обители. Вот выдержки из него: "Господи благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресенiе Христово... Да сохранит нас всех с вами, мои дорогiе, преподобный Сергiй, святитель Димитрiй и святая Евфросинiя Полоцкая... не могу забыть вчерашнiй день, все дорогiе милые лица. Господи, какое страданiе в них, о, как сердце болело. Вы мне становитесь каждую минуту дороже. Как я вас оставлю, мои деточки, как вас утешить, как укрепить? Помните, мои родные все, что я вам говорила. Всегда будьте не только мои дети, но послушные ученицы. Сплотитесь и будьте, как одна душа, все для Бога, и скажите, как Iоанн Златоуст: "Слава Богу за все!" Старшiе сестры, объединяйте сестер ваших. Просите Патрiарха Тихона "цыпляточек" взять под свое крылышко. Устройте его в моей средней комнате. Мою келью – для исповеди, и большая – для прiема... Ради Бога, не падайте Духомъ. Божiя Матерь знает, отчего Ее Небесный Сынъ послал нам это испытанiе в день Ее праздника... только не падайте Духомъ и не ослабевайте в ваших светлых намеренiях, и Господь, Который нас временно разлучил, духовно укрепит. Молитесь за меня, грешную, чтобы я была достойна вернуться к моим деткам и усовершенствовалась для вас, чтобы мы все думали, как приготовиться к вечной жизни. Вы помните, как я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, и я вам говорила: "Надо побольше прилепиться к Богу. Господь говорит: "Сынъ Мой, отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои". Тогда будь уверен, что все отдашь Богу, если отдашь Ему свое сердце, т. е. самого себя". Теперь мы переживаем одно и то же и только у Него находим утешенiе нести наш общiй крест разлуки. Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Я думала, что мы будем так слабы, не доросли нести большой крест. "Господь дал, Господь и взял". Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки. Какой пример дает нам святой Iов своей покорностью и терпенiем в скорбях. За это Господь потом дал ему радость. Сколько примеров такой скорби у Святых Отцов во святых обителях, но потом была радость. Приготовьтесь к радости быть опять вместе. Будем терпеливы и смиренны. Не ропщем и благодарим за все. Ваша постоянная Богомъолица и любящая мать во Христе. Матушка".

Последнiе месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключенiи в школе на окраине города Алапаевска вместе с Великим Князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном Великого Князя Михаила Николаевича, брата Императора Александра II), его секретарем – Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями – Iоанном, Константином и Игорем (сыновьями Великого Князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном Великого Князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили им идти на свободу. Обе умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мученiями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу Великой Княгини. Так крестовая сестра Марфо–Марiинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решенiя своей участи.

 Глубокой ночью 5(18) iюля, в день обретенiя мощей преподобного Сергiя Радонежского, Великую Княгиню Елизавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшiе палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она повторяла молитву, произнесенную распятым на Кресте Спасителем мiра: "Господи, прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23: 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывшiй свидетелем убiйства говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.

 Елизавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Iоанна Константиновича с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страданiя ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного  знаменiя. Скончались они в страшных мученiях от жажды, голода и ран.

Останки настоятельницы Марфо–Марiинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Iерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марiи Магдалины в Гефсиманiи. Долгим и тяжелым был этот путь. 18(31) октября 1918 г. тела страдальцев положили в деревянные гробы и поставили в кладбищенской церкви Алапаевска, где совершалось постоянное чтенiе псалтири и служились панихиды. На следующiй день гробы перенесли в Свято–Троицкiй собор, отслужили заупокойную Литургiю, а вслед за ней – отпеванiе. Гробы были поставлены в склепе собора, с правой стороны от алтаря. Но недолго покоились здесь их тела. Красная армiя наступала, и необходимо было перевезти их в более безопасное место. Занялся этим отец Серафим, игумен Алексеевского скита Пермской епархiи, друг и духовник Великой Княгини.

Сразу после октябрьской революцiи о.Серафим был в Москве, имел беседу с Великой Княгиней и приглашал ее поехать с ним в Алапаевск, где, по его словам, были надежные люди в скитах, которые сумеют укрыть и сохранить Великую Княгиню. Елизавета Феодоровна отказалась скрываться, но добавила в конце беседы: "Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по–христiански". Слова эти оказались пророческими. Игумен Серафим получил разрешенiе от адмирала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. И 1(14) iюля 1919г. восемь алапаевских гробов направились к Чите. В помощники себе о. Серафим взял двух послушников – Максима Канунникова и Серафима Гневашева. В Чите гробы привезли в Покровскiй женскiй монастырь, где монахини обмыли тела страстотерпцев и облачили Великую Княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеянiе. Отец Серафим с послушниками сняли доски пола в одной из келiй, выкопали там могилу и поставили все восемь гробов, засыпав их небольшим слоем земли. В этой келье остался жить и охранять тела страдальцев сам о.Серафим. В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев. Но Красная армiя снова наступала, и остани новомучеников необходимо было увозить уже за пределы Россiи. 26 февраля (11 марта) начался этот путь, при полном расстройстве железнодорожного транспорта. Вагон передвигался вместе с фронтом: пройдет вперед верст 25, а потом откатится верст на 15. Благодаря пропуску вагон постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам, направляя к китайской границе. Наступило лето, из щелей гробов постоянно сочилась жидкость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд останавливался, сопровождавшiе собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость, вытекавшая из гроба Великой Княгини, как вспоминает о.Серафим, благоухала, и они бережно собирали ее как святыню в бутылочку. У самой границы Китая на состав напал отряд красных партизан, которые пытались выбросить из вагона гробы с телами. Подоспевшiе китайскiе солдаты отогнали нападавших и сохранили тела страдальцев от уничтоженiя. Когда состав прибыл в Харбин тела всех алапаевских страдальцев были в состоянiи полного разложенiя, кроме тел Великой Княгини и инокини Варвары. Князь Н.А.Кудашев, вызванный в Харбин для опознанiя убитых и составленiя протокола, вспоминает: "Великая Княгиня лежала, как живая, и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица. был большой кровоподтек от удара при паденiи в шахту. Я заказал для них настоящiе гробы и присутствовал на похоронах. Зная, что Великая Княгиня всегда выражала желанiе быть погребенной в Гефсиманiи в Iерусалиме, я решил исполнить ее волю – послал прах ее и ее верной послушицы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоенiя и тем самым закончить начатый подвиг".

 В апреле 1920 г. гробы страдальцев прибыли в Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной Миссiи архiепископ Иннокентiй. После заупокойной службы они были временно помещены в одном из склепов на кладбище Миссiи и сразу же началось устройство нового склепа при Свято Серафимовском храме.

Гробы с телами Великой Княгини и инокини Варвары, сопровождаемые игуменом Серафимом и обоими послушниками, снова отправились в путь, на этот раз из Пекина в Тянцзин, затем пароходом в Шанхай. Из Шанхая – в Порт–Саид, куда прибыли в январе 1921 года. Из Порт–Саида гробы в спецiальном вагоне отправили в Iерусалим, где их встретило русское и греческое духовенство.

На склонах Елеонской горы есть место, назыаемое Малая Галилея, где расположена резиденцiя Патрiарха Iерусалимского. В саду резиденцiи находятся две святыни: основанiе дома, в котором Господь явился ученикам после Своего воскресенiя, и часовня. построенная на том месте, где Архангел Гаврiил явился Божiей Матери и предсказал скорое Ее успенiе. По соседству с этой часовней, по благословенiю Патрiарха Дамiана, игумен Серафим построил себе хибарку и жил в ней до самой своей кончины, последовавшей на 85 году жизни. Погребен он около своей келiи.  (При погребенiи присутствовало) духовенство, многочисленные паломники, которых революцiя 1917 года застала в Iерусалиме.

 Погребенiе тел новомучениц совершил Патрiарх Дамiан в сослуженiи многочисленного духовенства. Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марiи Магдалины в Гефсиманiи.

Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещенiе наполнилось благоуханiем. По словам архимандрита Антонiя (Граббе), чувствовался "сильный запах как бы меда и жасмина".

Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Патрiарх Iерусалимскiй Дiодор благословил совершить торжественное перенесенiе мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марiи Магдалины. 2 мая 1982 года – в праздник святых жен мироносиц за богослуженiем употреблялись святой потир, Евангелiе и воздухи, преподнесенные храму Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, когда она была здесь в 1886 году.

В 1992 году Архiерейскiй Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников Россiи преподобномучениц Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднованiе им в день их кончины 5(18) iюля. Народный голос не случайно еще при жизни нарек Великую Княгиню святой, ибо она была живой свидетельницей вечности в нашем мiре, в нашей земной Отчизне. Она перешла в православiе в Лазареву субботу – и это пророчески указывало на ее последующiй путь. Все мы помним, что вслед за Лазаревой субботой следует Вход Господа в Iерусалим и начинается Страстная неделя. Так и в жизни Елизаветы Феодоровны вместе со скорбями и утратами была и великая радость – созданiе обители Милосердiя – дома Лазаря, была всеобщая любовь народа, которому она служила. Но вслед за тем последовали Страстная неделя и Голгофа. Она приняла Голгофу с молитвой о своих распинателях, до последнего мгновенiя исполняя то, что заповедал Сам Господь. Вспомним, что в последнем своем письме сестрам Марфо – Марiинской обители настоятельница молится о своих "детках" преподобной Евфросинiи Полоцкой, мощи которой некогда находились в Iерусалиме. Не случайно обращается настоятельница к первой "русской матушке", ибо она стала достойной продолжательницей подвига духовного материнства, завещанного преподобной.

 Мощи преподобной Евфросинiи Полоцкой почивали в Iерусалиме и были увезены в Россiю, а через семь с половиной столетiй останки преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, вывезенные из Россiи, упокоились на Святой Земле.

Ныне почивают они в храме святой мироносицы Марiи Магдалины, венчающем гору Елеонскую, откуда воскресшiй Христосъ вознесся во славе, чтобы воссесть одесную Бога Отца. Храм этот и мощи святых Елизаветы и Варвары духовно соединяют Святую Землю с Русской землей.

И если когда–нибудь воскреснет свободная православная Россiя – Держава Божiей Матери, то святые мощи великой настоятельницы обители в честь святых жен мироносиц Марфы и Марiи. быть может, перенесут (как некогда мощи преподобной Евфросинiи Полоцкой) в страну, за которую отдала она свою жизнь. Тогда усыпальница, приготовленная Великой Княгиней для себя в Марфо–Марiинской обители примет уже прославленную во святых настоятельницу под покров Самой Пречистой Матери Господа.

И, может быть, мы доживем до того момента, когда в основанной ею обители будет стоять храм во имя святой преподобномученицы Елисаветы. В духовном подвиге ее мы видим соединенiе путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она следовала словам пророка Исаiи, который на вопрос Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6; 8), ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6; 8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны – дивное соединенiе путей святых праведных Марфы и Марiи в новое время. Первая из святых жен Руси святая равноапостольная великая княгиня Ольга до обращенiя своего к вере Христовой не прощала врагов своих и жестоко отомстила за смерть своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убiйц мужа, но перед мученической смертью помолится Богу о прощенiи своих убiйц. И перейдя в православiе, и в иночестве Великая Княгиня не изменила своего имени. Тем самым она подтвердила, что основанiе духовного подвига, подъятого ею, оставалось единым всю ее жизнь. "Елисавета" в переводе с древнееврейского означает "почитающая Бога". Благоговейное почитанiе Бога и любовь ко всему Божiему – вот главные качества Великой Княгини, помогавшiе ей при всех переменах жизни. Покрывать все любовью – это ее завет нам. "У русских женщин есть пример для подражанiя: научиться так жить и так молиться, как молилась Елизавета Феодоровна в Покровском храме, возвращаясь из московских трущоб: с великой скорбью сердечной, с любовью и надеждой на милость Божiю, чтобы совершилось обращенiе к вере, любви, обновленiе жизни несчастных людей, блуждавших по распутiям земли нашей.

И еще одно. Слово обесценилось ныне. Словами, даже самыми высокими и правильными, трудно изменить состоянiе людей в обществе, где растленiе и насилiе стали нацiональным бедствiем. Чтобы слово стало действенным, мы должны исполнить заповедь Спасителя: "Блаженны слышащiе слово Божiе и соблюдающiе его" (Лк. 11; 28). Эти слова завершают Евангельское чтенiе, повествующее о посещенiи Господомъ дома Лазаря, Марфы и Марiи. К исполненiю этой заповеди призывают нас Великая Матушка русской земли, святая преподобномученица Елизавета и весь собор святых жен Россiйских.

 Крестовая сестра Марфо–Марiинской обители Милосердiя Варвара Яковлева одной из первых пошла по стопам Великой Княгини и стала служить ближним в основанной Елизаветой Феодоровной обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких ей сестер. Но она не гордилась этим, оставаясь ласковой и доступной для всех. Близкiе Елизаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей. Откуда и из какой среды пришла в обитель сестра Варвара – нам неизвестно. За своей матушкой–настоятельницей она добровольно пошла на страданiе и смерть, исполнив завет Господа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15; 13).

 Все алапаевскiе узники знали, что их ожидает в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили Господа укрепить их в исповедническом подвиге. Преподобномученица инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте тридцати пяти лет.

 Необходимо сказать несколько слов и о дальнейшей судьбе отца Митрофана Серебрянского, достойно разделившего духовный подвиг Великой Матушки в основанной ею обители. С арестом настоятельницы обитель практически прекратила свою благотворительную деятельность, хотя просуществовала еще семь лет. Отец Митрофан продолжал духовно окормлять сестер вплоть до закрытiя обители.

 Святейшiй Патрiарх Тихон, который неоднократно служил в Марфо–Марiинской обители, в один из своих прiездов постриг отца Митрофана в монашество с Именемъ Сергiй, и его матушку Ольгу – с Именемъ Елисавета.

В 1926 году отца Митрофана арестовали и сослали в Сибирь, затем последовали годы заключенiя в ГУЛАГе. Шестнадцать лет провел он в тюрьмах и лагерях. Последним местом ссылки было село Владычное Тверской области. Его любимая матушка до конца была с ним. В ссылке ее разбил паралич, и отец Митрофан заботливо ухаживал за ней. Жили они в крошечной избушке с тремя оконцами, под соломенной крышей. Приходили к ним помогать две женщины. Там почитали его как святого. Скончался он 5 апреля 1948 года от крупозного воспаленiя легких. Похоронили его там же, во Владычном. Когда через два года в ту же могилу опускали гроб с телом матушки, крышка гроба, в котором покоились останки отца Митрофана, сдвинулась – тело его оказалось нетленным. Местное почитанiе отца Митрофана началось вскоре после его кончины. В Тверской епархiи собираются матерiалы для прославленiя его в лике святых новомучеников и исповедников Россiйских.

 

УБИТЫ И… ЗАБЫТЫ. Алапаевскiе мученики. Памаять 5/18 iюля.

                            "ТАК ОСТАВЬТЕ ЖЕ ХОТЬ МЕРТВЫХ, ПУСТЬ ОНИ ЛЕЖАТ

СПОКОЙНО..."

(«Русскiй Вестник» № 2. 2005).

Необходимое предуведомленiе перед вынужденной публикацiей.

Воистину, как говаривали в старину, "бывали хуже времена, но не были под­лей". Казалось вот оно, дно, ан, нет: есть еще куда валиться.

Считаю своим долгом предупредить чи­тателей, что предлагаемая их вниманiю публикацiя носит вынужденный характер. Будь воля автора, она не появилась бы в переживаемые сложные, лукавые и под­лые времена. Не время еще... Будучи, однако, поставленным перед выбором: напечатать документы в полном объеме, в считающейся, исходя из знанiя всей до­ступной полноты проблемы, верной интер­претацiи, без утайки важных подробнос­тей; либо предать огласке по существу лишь один из них, пусть и самый важный, раскрывающiй точное местоположенiе мощей Алапаевских августейших мучени­ков (закрыть доступ к нему не в моей, увы, власти), — я вынужден сделать это сам. Таковы времена, таковы нравы. Суди Бог!

Однако почему же не подошло время? Размышленiями об этом хотелось бы по­делиться. Правда, может быть, и не столь подробными. Но, как говорили древнiе, понимающему достаточно и этого.

Нельзя делать вид, что у нас в Россiи за последнее столетiе ничего особенного не произошло или что все уже с тех пор вернулось на круги своя...

Перед тем как садиться за стол, принято, как известно, помыть руки. А руки–то ведь у нас у всех в грехах, да еще каких! И тут кивками на "непосредственных ис­полнителей" не отделаться. У нас и своих грехов предостаточно. Нераскаянных. Не­преодоленных. Неотреченных. Не повто­рим ли их и теперь еще, особенно если поднажмут?

Ох, увы, увы, есть в чем каяться...

Нашими предками в руки потомков мерзких богоубiйц отдан был Царь и все Его Святое Семейство, лучшiе отрасли Царского Корня. Но, мало того: до сих пор (на сей раз не только наши предки, но уже и мы, вместе с ними) попускаем пре­ступно, да к тому же и совершенно безконтрольно, разрывать святые могилы пра­вителей Рюрикова и Романова Дома, Их Родственников и копаться в них утверж­денным (вдумайтесь — кем?) представи­телям "трофейной археологiи", антропо­логам и другим ученым, выполняющим неизвестно какiе и чьи заказы. В связи с этим нам долгое время толковали снача­ла о государственной необходимости, потом о научных целях, теперь, нако­нец, — под звуки возвращенного совет­ского гимна (несостоявшегося в свое вре­мя гимна коммунистов) — о якобы кон­солидацiи Россiи и возвращенiи к ее историческому прошлому.

А список–то этого позорного гробоко­пательства тем временем все длится и длится и, похоже, конца ему не пред­видится. Перечислим лишь некоторые да­ты и событiя:

Прежде всего, это надругательство над мощами святых Великих Князей и Великих Княгинь в ходе развязанной в ноябре 1918 г. христоборческой властью кампанiи по "ликвидацiи мощей во всероссiйском масштабе".

Это, разумеется, и вскрытiе в начале 1920–х гг. захороненiй в Императорской усыпальнице в Петропавловском соборе.

Вскоре, в конце лета 1929 г., в Москов­ском Кремле приступили к уничтоженiю Вознесенского девичьего монастыря — места упокоенiя русских Великих Княгинь и Цариц, Княжон и Царевен. (В 1928–1932 гг. на этом месте архитектор И. И. Рерберг построил зданiе для Военной школы им. ВЦИК, позднее там размещались Кремлевскiй театр и Президiум ВС СССР.) На перенесенiе некрополя дали месяц. Темпы были поистине большевицкими. Спецiальная комиссiя, созданная ученым советом Оружейной палаты (укомплектованная соцiально близкими властям спецiалистами) "провела вскры­тiя и осмотр всех погребенiй". Согласно отчетам, было обнаружено около 70 за­хороненiй3. Белокаменные саркофаги с останками Великих Княгинь и Цариц пе­реместили в подвалы южной пристройки Архангельского собора6. Читая современ­ные описанiя, можно прiйти к выводу, что все останки соответствуют саркофагам, в которых они и находятся. Однако по неофицiальным данным под Архангель­ским собором имеется немало неатрибу­тированных останков. Во всяком случае, так было еще в 1970–е годы.

Сопутствующее гробокопательству раз­рушенiе древнейших монастырей и хра­мов в самые лютые времена богоборчест­ва подаются нынешними хранителями свя­тынь Московского Кремля следующим об­разом: "Время неумолимо изменяло об­лик древнего Кремля. Исчезали храмы и монастыри, на их месте возникали дру­гiе постройки [...] ...На рубеже 20–х — 30–х гг. XX столетiя Чудов и Вознесенскiй монастыри, Спасскiй собор и вовсе ис­чезли с лица земли"7. Оправдают всех и вся: потому–то и назначены хранителя­ми...

В 1934 г. имели место раскопки в усы­пальнице Покровского монастыря в Суз­дале, проводившiеся по иницiативе мест­ного ОГПУ–НКВД. Руководить раскопками был назначен директор Суздальского кра­еведческого музея А. Д. Варганов. Была вскрыта могила супруги Царя Василiя III Соломонiи Юрьевны Сабуровой, сестры Государя, старицы Александры, дочери Царя Василiя Шуйского Анастасiи, веро­ятно, и другiе захороненiя. Документы, фиксировавшiе процесс раскопок, до сих пор недоступны историкам.

В январе 1939 г. в Софiйском соборе Кiева была вскрыта гробница Великого Князя Ярослава Мудрого, пережившая со времени его погребенiя в 1054 г. немало катаклизмов, вплоть до почти полного уничтоженiя города в 1240 г. Батыем9. Обнаруженное поручили изучать ученым Д. Г. Рохлину и В. В. Гинзбургу10. В том же 1939 г. среди развалин Десятинной церкви пытался искать мощи Великого Князя Вла­димира Святого и другiе княжескiе остан­ки археолог М. К. Каргер, в веденiи кото­рого находился  Кiев.

В 1963 году добрались и до Великокня­жеских и Царских захороненiй в Архан­гельском соборе Московского Кремля. С 22 апреля 1963 г. по 22 ноября 1965 г. здесь были вскрыты могилы Царя Iоанна Васильевича Грозного и Его сыновей, Вели­кого Князя Iоанна Iоанновича и Царя Феодора Iоанновича. "Вскрытiе гробниц, — подчеркивается в современных публи­кацiях, — велось в научных целях". Од­ним из главных лиц при этом (по крайней мере внешне) был антрополог М. М. Ге­расимов. Кинодокументальный матерiал об этом хранится ныне в Россiйском госу­дарственном архиве кинофотодокумен­тов. Некоторые кадры его опубликова­ны. Но с этим вскрытiем, впрочем, как и со многими иными, остается еще очень много неясного.

Останки многих русских Великих Княгинь и Цариц, перемещенные, как мы писали, в подвалы Архангельского собора Мос­ковского Кремля, подвергались произвольным вскрытiям и в последующiе го­ды. Особое вниманiе "исследователей" было приковано к ближайшим родствен­никам Царя Iоанна Васильевича Грозного. (Отданiе подобных руководящих указанiй ученым в то время, когда иной, кроме критической, интерпретацiи правленiя и личности Царя Iоанна IV в работах ис­ториков не допускалось, не может, по крайней мере, не настораживать). В 1984 г. повторному вскрытiю подвергалось за­хороненiе Его бабки, Великой Княгини Со­фьи Фоминишны Палеолог. В 1994 г. му­зеи Кремля организовали новое исследо­ванiе ее останков. Дополнительному изу­ченiю "в конце XX в." подвергались чест­ные останки матери Царя Iоанна Великой Княгини Елены Глинской, а в 1994 г. Его супруги, первой русской Царицы Анаста­сiи Романовны. "Прошли те времена, — хвастливо пишут спецiалисты–назначен­цы, — когда изученiе древних захороне­нiй ограничивалось фиксацiей погребаль­ного инвентаря и других деталей ритуала [читай — грабежом. — С. Ф.]. Сегодня и костные останки дают массу информа­цiи о человеке, жившем несколько столе­тiй назад".

Следующим фактом активности гробо­копателей было изъятiе в 1960–е гг. сто­личными археологами черепа старца Феодора Козьмича (почитающегося ушед­шим в мiр Императором Александром I) из захороненiя его в Томске. При обрете­нiи его мощей летом 1995 г. черепа и верхней крышки гроба на месте не ока­залось.

В 1985 г. "во время ремонта брусчатого покрытiя перед зданiем 30–х гг. XX в. (архитектор И. Рерберг) на Ивановской площади" был обнаружен ("образовался провал") склеп Великого Князя Сергiя Александровича. После ставшего привыч­ным ограбленiя могилы "засыпали склеп песком". 17 сентября 1995 г. честные ос­танки Великого Князя были перенесены в Новоспасскiй монастырь, где были по­гребены в храме преподобного Романа Сладкопевца — усыпальнице бояр Рома­новых. Саму церемонiю перенесенiя организаторы использовали, разумеется, также в своих целях. Имеем в виду демон­стративное подчеркиванiе особого поло­женiя среди потомков Рода Романовых присутствовавших на ней "Кирилловичей". Князь Императорской Крови (именовав­шiй себя "Великим Князем") Владимир Кириллович, скончавшiйся 21 апреля 1992 г. в Майями (США), месяц спустя был погребен в Великокняжеской усыпаль­нице Петропавловского собора в Санкт–Петербурге. Перенос туда тела из Александро–Невской Лавры, после Божествен­ной литургiи и панихиды, состоялся 29 мая 1992 года.

7 марта   1995  г.  прах  Великого Князя Кирилла Владимировича и его супруги Ве­ликой Княгини Викторiи Феодоровны, по­коившiеся ранее в усыпальнице Великих герцогов Саксен–Кобург–Готских в Кобурге, были перенесены в Великокняжескую усыпальницу Петропавловского    собора в Санкт–Петербурге.

Вскрытiе в день свв. Петра и Павла 29 iюня/12 iюля 1995 г. могилы Великого Князя Георгiя Александровича, брата Ца­ря мученика. Акцiя проводилась, конечно же, с "научными целями" (для идентифи­кацiи "екатеринбургских останков") во­преки прямому запрещенiю родственни­ков Великого Князя в отсутствiе правяще­го архiерея — митрополита Iоанна, С.–Петербургского и Ладожского. Обосно­вывалась она благословенiем Патрiарха Московского и всея Руси Алексiя II.

В            1996–1997 гг. в усыпальнице бояр Романовых в действующем Новоспасском    монастыре в Москве, под предлогом при­веденiя в порядок, были вскрыты все мо­гилы. О том, как это делалось, свидетель­ствуют фотографiи. Останки (по крайней мере, часть из них) какое–то время нахо­дились в картонных коробках из–под "гуманитарки". Восстановленiе усыпальницы проводилось за счет средств "Мост–Бан­ка" Гусинского. А вот как проводились сами работы: "Как выяснилось, реставра­торами были разобраны практически все склепы, вскрыты гробы, при этом были разрушены ранее целые оригинальные крышки гробов. Почти все скелеты выни­мались, обмерялись (особенно черепа). Какiе–то из них откладывались, складыва­лись в коробки и увозились, а остальные останки, где упорядоченно, а где как по­пало, возвращались в каменные гробы, большинство которых осталось без кры­шек. Все эти разоренные гробы и склепы были затем засыпаны ровным слоем пес­ка, залитого столь же ровным 20–30–санти­метровым слоем железобетона, покры­того далее холодными мраморными пли­тами. Затем над местами былых захоро­ненiй поставлены имитирующiе гробницы кирпичные блоки, покрытые крышками, выполненными по образцам разрушенных при вскрытiях гробов крышек". (Ни Пат­рiархiя, ни администрацiя президента, ни прокуратура на посланную в их адрес пуб­ликацiю не ответили даже отпиской.)

На очереди — перезахороненiе праха Императрицы Марiи Феодоровны, погре­бенной, как известно, в датском королев­ском некрополе в Роскилпе под Копенга­геном. Определена даже уже дата.

А теперь вот и Алапаевскiе мученики...

Существуют разные мненiя по поводу того, что и кто стоит за всеми этими акцiями гробокопательства. Достоверно, од­нако, пока мало что известно. Но неслу­чайность всего этого, тем не менее, оче­видна. Также как и ненормальность — то­же. Прискорбно, но церковная iерархiя хранит по этому поводу воистину гробо­вое молчанiе. А ведь речь, напомним, идет о Царствовавших Особах, о Царском Роде, за которых в свое время Церковь столетiями усердно молилась Но, в свое время втихую подчистив ежедневно чита­емый помянник, после того, как видимое давленiе богоборческих властей исчезло, ни один "человек Церкви" и не подумал восстанавливать ни заупокойную часть помянника, ни таковую же часть чина ежегодно совершаемого в Неделю торжества Православiя. Более того, любое восста­новленiе в свое время неправо попран­ного чревато для дерзнувших самыми су­ровыми прещенiями. И это, заметьте, при том, что церковная iерархiя проявляет ныне чрезвычайную активность в деле воз­вращенiя государством отнятой после ре­волюцiи собственности, той самой, заме­тим, большая часть которой была пожерт­вована Великими Князьями, Царями и Им­ператорами на помин их душ, молиться за которые большая часть "священнонача­лiя", как видите, не желает.

Так вот, пока нет ясного, доказатель­ного раскрытiя причин столь явного любо­му здравомыслящему, любящему Бога и Россiю человеку зла, мы не имеем ника­кого права рисковать тем, что мы пока что еще не заслужили.

Перечитаем еще раз этот скорбный лист и постараемся честно ответить на вопрос: в состоянiи ли была православная общественность контролировать вскрытiе могилы брата Царя мученика в соборе Петропавловской крепости или манипуля­цiи в родовой усыпальнице бояр Романо­вых в Новоспасском монастыре? То, кем и как организовываются подобные акцiи, хорошо видно из телевизiонного докуме­нтального фильма С. Мирошниченко "Убiйство Императора. Версiи". (И хотя речь в нем, напомним, идет о екатерин­бургских мнимо–царских останках, заку­лисные дела кое–каких лиц там хорошо просматриваются.)

Отсюда совершенно очевидно, что прежде чем принимать ответственные ре­шенiя, вроде "возвращенiя" останков Матери Царя мученика или поисков мо­щей Алапаевских мучеников в Пекине, нужно бы ясно отдать себе отчет в том, что защитить эти святыни, в случае каких–либо непредвиденных обстоятельств, се­годня мы просто не в состоянiи.

Да и может ли быть иначе, пока в самом центре Москвы рубят самые настоящiе православные иконы, объявляя это "перфомансом". Пока православную святы­ню — Кремль — оскверняют приготовле­нiем богопротивной талмудической ко­шерной пищи для прiема вождей т. н. "государства Израиль" (согласно сооб­щенiям талмудической прессы, кухню, обустроили в палатах, где жил Царь Iоанн Грозный. Пока с кремлевских башен все еще не убраны кровавые сатанинскiе пентакли. Пока на главной площади страны стоит зиккурат сгнившего от сифилиса раскрещивателя Руси, отпеть и похоронить которого по–христiански, тем не менее, ныне предлагают некоторые пока что не­разоблаченные облаченные. Пока имена наглых цареубiйц Ленина, Свердлова и Войкова, несмотря на долговременные протесты православных, носят области и районы "Эрэфiи" и станцiя московско­го метрополитена. Пока по русской Волге плавают пароходы, носящiе имена пала­чей русского народа. Пока... Не видно все еще конца этим "пока". И будучи еще не в силах противостоять всему этому, мы — не–хозяева в своем доме — не имеем права никого в него приглашать, ибо не отвечаем не только за то, что честь и до­стоинство наших гостей не будут оскорб­лены, но даже просто не в состоянiи ру­чаться, останутся ли они вообще целы.

Категория: Имеславие 5 том | Добавил: borschks
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar