Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:01 AM | |
Просто нужно всегда стараться быть честным, а не рабом льстивым и лукавым. Наше краткое предуведомленiе завершим строками румынского нацiонального, поэта М. Эминеску, предоставившего своим соотечественникам, возомнившим себя потомками Имперского Рима, возможность взглянуть на себя в зеркало. (И уж, кстати, напомним, что поминаемый им в стихотворенiи могучiй Цепеш — прославленный господарь Валахiи Влад Коло–сажатель, жесткiй, но справедливый правитель, оболганный не менее нашего Царя Iоанна Васильевича Грозного.) Итак, Эминеску, Румынiя, год 1881–й. И потому всякое сходство с иными краями, народами и эпохами носит, как это принято говорить, случайный характер: Под Алапаевскими мучениками имеют в виду: Великого Князя Сергiя Михайловича (25.9.1869 +18.7.1918) — внука Императора Николая I, пятого сына Вел, Кн. Михаила Николаевича. Генерал–адъютанта, генерала от артиллерiи по Гвардейскому корпусу; инспектора (1904), а позже (1905) генерал–инспектора артиллерiи. В годы Великой войны — полевого генерал–инспектора артиллерiи при Верховном Главнокомандующем. Сестру Царицы мученицы Великую Княгиню Елисавету Феодоровну (20.10.1864 +18.7.1918); настоятельницу основанной ею в Москве Марфо–Марiинской обители, в тайном постриге схимонахиню Алексiю. Крестовую сестру Марфо–Марiинской обители Варвару (Варвару Алексеевну Яковлеву, +18.7.1918). Князя Императорской Крови Iоанна Константиновича (23.6.1886 +18.7.1918) —сына Вел. Кн. Константина Константиновича, флигель–адъютанта (1908), штабс–ротмистра Лейб–Гвардiи Конного Его Величества полка, женатого (1911) на дочери короля Сербского принцессе Елене Петровне, в 1917 г. посвященного в иподiакона. Князя Императорской Крови Константина Константиновича (20.12.1890 +18.7.1918) — сына Вел. Кн. Константина Константиновича, флигель–адъютанта, штабс–капитана Лейб–Гвардiи Измайловского полка, спасшего во время Великой войны полковое знамя, награжденного за это орденом Св. Георгiя IV степени. Князя Императорской Крови Игоря Константиновича (29.5.1894 +18.7.1918) —сына Вел. Кн. Константина Константиновича, флигель–адъютанта (1915), штабс–ротмистра Лейб–Гвардiи Гусарского Его Величества полка. Князя Владимира Павловича Палея (28.12.1896 +18.7.1918)— сына Вел. Кн. Павла Александровича от его морганатического брака с О. В. Пистолькорс, урожд. Карнович; графа Гогенфельзен (1904), князя (1915); поручика Лейб–Гвардiи Гусарского полка; поэта. Феодора Михайловича Ремеза (1878 +18.7.1918)— управляющего Двором Вел. Кн. Сергея Михайловича, добровольно последовавшего за ним в ссылку. Русская Православная Церковь Заграницей прославила в лике святых всех, кроме Ф. М. Ремеза. Русская Православная Церковь (Московскiй Патрiархат) прославила лишь Великую Княгиню Елизавету Феодоровну и инокиню Варвару. Арест и заключенiе В начале апреля 1918г. из Петрограда в Вятку с правом свободного проживанiя были высланы Великiй Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови Iоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Павлович Палей. На службы они ходили в собор Св. благоверного Великого Князя Александра Невского. Здесь Князь Iоанн Константинович, приняв посвященiе в иподiакона, участвовал в богослуженiях. Меньше чем через месяц пребыванiя в Вятке узников переселили в Екатеринбург и поместили в гостиницу. Известно, например, что Пасхальную заутреню (22.4/5.5.1918) князь В. П. Палей (по его собственным словам в письме) отстоял в Екатерининском кафедральном соборе, хотя екатеринбургскiе газеты о его прибытiи сообщили лишь 4/17 мая. Те же газеты дали информацiю о прибытiи Великого Князя Сергея Михайловича и Князей Константиновичей 26 апреля/9 мая. Первый поселился в квартире бывшего управляющего Верхне–Камским банком В. П. Аничкова (второй этаж дома на углу Успенской улицы и Главного проспекта). Вторые — напротив, в номерах Атаманова (гостиница "Эльдорадо", впоследствiи зданiе НКВД). Во вторник Светлой седмицы (когда празднуется Иверская икона Божiей Матери), 24 апреля/7 мая (память преподобной Елисаветы чудотворицы) в Москве была арестована Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и в сопровожденiи келейницы Варвары Алексеевны Яковлевой и сестры Екатерины Петровны Янышевой отправлены поездом в Пермь. Здесь недолгое время "Августейшая Молитвенница" пребывала с сестрами в Успенском женском монастыре (где она побывала еще перед войной, летом 1914 г.), утешаясь ежедневным монастырским богослуженiем. Вскоре их переместили в Екатеринбург, где одной из сестер удалось близко подойти к Ипатьевскому дому и через щель в заборе увидеть даже Самого Государя. Недолгiй прiют московским изгнанницам предоставил Ново–Тихвинскiй монастырь, откуда вскоре стали носить съестное Царственным мученикам в Ипатьевскiй дом. Во вторник Фоминой недели 1/14 мая все находившiеся в Екатеринбурге принадлежавшiе к Царскому Дому (кроме Самих Царственных мучеников) получили предписанiе переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернiи. Алапаевскiе мученики прибыли туда 7/20 мая, когда Церковь вспоминает явленiе на небе Креста Господня в Iерусалиме (351 г.). Их поселили в Напольной школе, при которой имелась часовня. Заключенiе узников Дома Романовых разделяли управляющiй делами Вел. Кн. Сергея Михайловича Ф. М. Ремез, лакей кн. Палея — Ц. Круковскiй, доктор Вел. Кн. Сергея Михайловича Гель–мерсен и лакей Кн. Iоанна Константиновича — Иван Калинин. Первое время режим был более свободным: разрешалось посещенiе церкви в сопровожденiи красноармейца. 8/21 iюня, по указанiю из Екатеринбурга, был введен тюремный режим. Сестра Екатерина, врач и оба лакея были удалены. Убiйство и расследованiе 5 iюля 1918 г. (в день, когда Церковь празднует обретенiе в 1422 г. честных мощей преподобного Сергiя, игумена Радонежского) Алапаевских узников вывезли из города. И там, в 18 километрах от Алапаевска, убили, ввергнув в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская. Перед смертью Вел. Княгиня Елисавета Феодоровна громко молилась и крестилась, говоря: "Господи, прости им, ибо не знают, что делают". 15/28 сентября Алапаевск был освобожден от большевиков армiей адмирала А. В. Колчака. 8/21 октября из шахты Нижняя Селимская извлекли тело Ф. М. Ремеза; 9/22 октября — инокини Варвары и князя В. П. Палея; 10/23 октября — Князей Императорской Крови Константина Константиновича и Игоря Константиновича, Великого Князя Сергея Михайловича; 11/24 октября — Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Князя Императорской Крови Iоанна Константиновича. Пальцы правых рук преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, а также Князя Iоанна Константиновича были сложены для крестного знаменiя*. На груди Великой Княгини был обнаружен "завернутый в вощеную бумагу и мешочек с лентой через шею, массивный среднего размера образ Спасителя, усыпанный драгоценными камнями, на обратной стороне которого на бархатной, вишневого цвета рамке золотая пластинка с надписью: "Вербная суббота 13 Апреля 1891 г." (дата присоединенiя к Православiю Преподобномученицы). По одним сведенiям эта икона — подарок ей Императора Александра III; по другим — подарена Царем мучеником незадолго до отреченiя. В кармане пальто Князя Iоанна оказалась "деревянная икона среднего размера, образ которого стерт, а на обратной стороне надпись: "Сiя святая икона освящена". И: "На молитвенную память отцу Iоанну Кронштадтскому от монаха Парфенiя. (Афонского_Андреевского скита) г. Одесса 14.05.19ОЗ г.". Расследованiе по убiйству в Алапаевске открыл 11 октября 1918 г. член Екатеринбургского окружного суда И. А. Сергеев. 7 февраля 1919 г. оно перешло к Н. А. Соколову. Итоги его он изложил в своей книге. "И екатеринбургское, и алапаевское убiйства, — пришел к выводу Н. А. Соколов, — продукт одной воли одних лиц". Отличавшiйся особой духовной чуткостью генерал–лейтенант М. К. Дитерихс, курировавшiй, как известно, дело по цареубiйству отмечал: "...Убiйству Августейшей Семьи и Членов Дома Романовых советскiе власти придавали чрезвычайно важное значенiе в деле подготовки для себя будущей победы..."25 Характеризуя тройное убiйство летом 1918 г. в пределах Пермской земли (Царской Семьи, брата Государя Вел. Кн. Михаила Александровича и Алапаевских узников), он называл их "особо исключительными по зверству и изуверству, полными великого значенiя, характера и смысла для будущей исторiи русского народа". Особое значенiе придавал он убiйству вместе с Августейшими мучениками оставшихся верными Им людей: "Вместе с упомянутыми Членами Дома Романовых были убиты избранные большевиками ближайшiе Им лица Свиты, оставшiеся до конца верными своему долгу". И общiй итог, выраженный генералом в чеканной форме: "Это было планомерное, заранее обдуманное и подготовленное истребленiе Членов Дома Романовых и исключительно близких им по духу и верованiю лиц". "Алапаевское убiйство, — пишут современные исследователи, — отличалось от Екатеринбургского расстрела [...] Несколько вопросов ставили следователям обстоятельства сокрытiя трупов. Кое–кто усматривал в их расположенiи на разных уровнях шахты признаки ритуального захороненiя и хорошее знанiе убiйцами степени родства жертв. [...] Неразорвавшiеся "бомбы" и тела убитых чередовались. Ближе к поверхности находились трупы менее родовитого Палея, Яковлевой и Ремеза, глубже в шахту — старших из заключенных . . Документы расследованiя убiйства в Алапаевске впервые были обнародованы сравнительно недавно. Ниже мы приводим свидетельства, которые нам удалось обнаружить в эмигрантской прессе, малодоступной большинству читателей. Вел. Кн. Андрею Владимировичу удалось собрать некоторые свидетельства: "Как произошло убiйство, — писал пользовавшiйся ими управляющiй делами Великого Князя, адвокат Алексей Сергеевич Матвеев, — установить в точности трудно. Слишком мало осталось офицiальных и проверенных документов и свидетельских показанiй. Их можно было бы собрать гораздо больше, если бы белая контрразведка действовала с большей осторожностью и не расстреляла без допроса многих бывших членов охраны Великих Князей. Однако офицiальные следственные власти и милицiя, по прибытiю колчаковских войск, собрала кое–какiе показанiя и составила полицейскiе протоколы. Шахта, из которой были извлечены трупы, имела 28 сажен глубины. Вся шахта была завалена разным хламом: дровами, столбами, досками и землей. Очень характерен порядок нахожденiя милицiей трупов. [...] По свидетельству игумена Серафима, ему рассказывал неизвестный крестьянин, что в ночь с 17 на 18 iюля возле этой шахты слышалось церковное песнопенiе, которое якобы продолжалось в шахте и весь следующiй день. Можно предположить, что, когда узники узнали истинную цель привоза их к этой шахте, то они могли запеть какую–либо молитву, тем более, что Князь Iоанн Константинович очень любил церковное пенiе и сам был регентом не только в церкви Павловского дворца, но даже в первое время в Перми во время ссылки. Затем Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, будучи монахиней, могла принять участiе в этом молитвенном пенiи. Убiйцы, дабы избавиться от своих наиболее шумливых жертв, первыми бросили в шахту Кн. Iоанна Константиновича, а затем Елизавету Феодоровну. Отчасти этим можно объяснить нахожденiе этих двух трупов на самой большой глубине шахты. Затем следует труп В. к. Сергея Михайловича. О нем имеется следующiй офицiальный полицейскiй протокол: "Глаза закрыты и покрыты песком. Рот закрыт. Все лицо и голова покрыты песком, смешанным с хвойными иглами. Руки вытянуты вдоль туловища и полусогнуты в локтевой части. Пальцы правой руки сильно сжаты в кулак. Ногти впились в ладонь... Огнестрельная рана на голове". Это единственный застреленный узник. Сжатая правая рука и впившiеся в ладонь ногти свидетельствуют о тех тяжелых муках, которые предшествовали кончине Великого Князя. Все остальные жертвы были брошены в шахту живыми с завязанными глазами. Так как повязки у некоторых жертв остались не тронутыми, то можно предположить, что смерть наступила или моментально, или оглушенные ушибами, не приходя в сознанiе, они были засыпаны землей и хламом полуживые. Убiйцы, по–видимому, действовали следующим образом. Сбросив сначала в шахту живыми две свои жертвы, они бросали туда ручные гранаты, так как при раскопках шахты находили осколки и неразорвавшiеся гранаты, затем бросали разный, попавшiйся под руку, хлам. Князь В. Палей был найден в сидячем положенiи и можно предположить, что после паденiя у него хватило сип сесть, т. е. он был еще жив. Так как между глубиной в 6 сажен, где были найдены трупы князя В. Палея и монахини В. Яковлевой, и глубиной в две сажени, где был найден труп Ф. Ремеза, имелся пролет в 4 саж., заполненный разным хламом и землей, для заполненiя которого понадобилось много времени и работы, можно предполагать, что между убiйцами и лакеем Вел. Князя Ф. Ремезом шли какiе–то переговоры, и только в последнiй момент убiйцы решили прикончить несчастного. Он был брошен в шахту живым. Труп его был обнаружен с сорванной с глаз повязкой. Нахожденiе трупов на разной глубине вызвало на месте много толков. Предполагали, что все жертвы были брошены одновременно и их затем начали засыпать и забрасывать разным хламом, и несчастные по мере набрасыванiя туда досок, столбов и земли, карабкались кверху, а более сильные достигли даже двухсаженной глубины. Но эту версiю нужно считать неправдоподобной. Во–первых, жертва с огнестрельной раной в голове не могла подняться на высоту даже в полсажени, а, во–вторых, медицинскiй осмотр колчаковских офицiальных властей установил смерть "последовавшую во многих случаях моментально". "По словам лиц, участвовавших в извлеченiи тел из шахты, — рассказывал бывшiй в 1918–1919 гг. помощником по гражданской части Верховного уполномоченного Россiйского правительства на Дальнем Востоке (ген. Д. Л. Хорвата) В. А. Глухарев, — только на теле Великого Князя Сергiя Михайловича была огнестрельная рана в задней части головы внизу затылка; все остальные замученные были брошены в шахту живыми и умерли от поврежденiй, полученных при паденiи, и от голода. Тело Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, несмотря на то, что все тела находились в шахте в теченiе нескольких месяцев, было найдено совершенно нетленным; на лице Великой Княгини сохранилось выраженiе улыбки, правая рука была сложена крестом, как бы благословляющая. Тело Князя Iоанна Константиновича тоже поддалось лишь частичному и весьма незначительному (в области груди) тленiю, все остальные тела подверглись в большей или меньшей степени разложенiю. . "Трупы не разложились, — читаем в исторической справке 1931 г., — и потому были легко опознаны близко знавшими их людьми. Почившiе были найдены в своих одеждах, в которых находились в заточенiи, и имели на себе личные документы, дневники и посмертные распоряженiя. Медицинское освидетельствованiе, произведенное тут же на месте, а затем и судебно–медицинское вскрытiе, произведенное на кладбище, установили мученическую кончину жертв. Выяснилось, что они продолжали жить в шахте еще несколько дней и скончались от ушибов при паденiи и голода. В горле многих из них была обнаружена земля. После вскрытiя тела почивших были омыты, одеты в чистые белые одежды и положены в деревянные гробы, снабженные внутри футлярами из кровельного тонкого железа". Гробы поставили в кладбищенскую церковь. Там духовенство постоянно совершало панихиды и читало псалтирь. 18/31 октября соборне (было 13 протоiереев и священников) отслужили заупокойную всенощную. Народу пришло столько, что храм не вместил всех пришедших проститься с Августейшими страстотерпцами. На следующее утро, 19 октября/1 ноября, из Свято–Троицкого собора Алапаевска вышел многолюдный крестный ход (духовенство, гражданскiе власти, мiряне, солдаты учебного батальона). В кладбищенской церкви отслужили панихиду. Подняв гробы на рамена, с пенiем "Святый Боже" понесли их сначала к Напольному училищу (где содержали Августейших узников); там отслужили литiю, затем — в собор. Отслужив заупокойную Литургiю, там совершили отпеванiе. Народу было еще больше, чем накануне: пришло множество Богомъольцев из соседних деревень. "Многiе плакали навзрыд, — вспоминает игумен Серафим, и прибавляет: — Тут была и одна особа из близких к Великой Княгине, тайно следила за всеми жизненными этапами своей любимой Великой Страстотерпицы"35. Под общенародное пенiе "Святый Боже", печальный перезвон колоколов и звуки духовой военной музыки "Коль славен наш Господь в Сiоне" гробы были перенесены в склеп, устроенный в южной стороне алтаря Свято–Троицкого собора, вход в который тут же замуровали кирпичом. Распоряженiе о месте погребенiя сделал адмирал А. В. Колчак. "С прискорбiем доношу, — телеграфировал 4 ноября 1918 г. англiйскiй комиссар в Екатеринбурге сэр Эллiот министру иностранных дел Великобританiи А. Д. Бальфуру, — об извещенiи, полученном мною от русского Генерального штаба: после взятiя 29 сентября Алапаевска русскими войсками нашли тела еще настолько сохранившiеся, что их можно было узнать. Это были тела Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и трех Князей Императорской Фамилiи Iоанна, Константина и Игоря Константиновичей, также тела Великого Князя Сергiя Михайловича и одной придворной дамы, имя которой осталось неизвестным. Они были найдены на дне шахты, в которую они были брошены несомненно живыми. На них были брошены бомбы, которые, однако, не разорвались. Найденные тела были погребены с церковными обрядами, в присутствiи большого стеченiя народа. Полагают, что Принцесса Сербская Елена находится в Перми, куда ... Поезд шел на восток... Но и по смерти не давал враг рода человеческого покоя телам Царственных страдальцев. К Алапаевску вновь приближались красные. В iюне 1919 г. возник вопрос о вывозе останков убiенных. Свершилось это, как подчеркивает о. Серафим (Кузнецов, 1873 +1959), "по особому указанiю Божiю". Сам игумен вместе с братiей эвакуированного Серафимо–Алексеевского скита Белогорского Свято–Николаевского монастыря находился в Екатеринбурге. Здесь же было место пребыванiя в то время комиссiи по расследованiю Екатеринбургского, Пермского и Алапаевского убiйств Царственных мучеников (генерал М. К. Дитерихс, Н. А. Соколов и А. П. Куликов. Генерал М. К. Дитерихс способствовал полученiю игуменом Серафимом от Верховного правителя адмирала А. В. Колчака разрешенiя на перевозку гробов. Погрузившись в товарный вагон, из Алапаевска о. Серафим отправился 1/14 iюля 1919 года. Путь лежал в Читу. Был самый разгар гражданской войны. "От Алапаевска до Тюмени, — читаем в спецiальном докладе игумена Серафима, — ехал один в вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов. Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, а предъявлять уполномочiя было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линiи железной дороги. Когда я прибыл _в_Ишим,. где была Ставка Главнокомандующего, то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился, глядя в вагоне на гробы. Он прославил Бога и был рад, ибо ему самому лично жаль было оставлять их на поруганiе нечестивых. Здесь он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначенiя, с которым мне было уже легче ехать и сохранять свое инкогнито. Предстояла еще опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Богъ и здесь пронес нас, ибо .наш вагон, вопреки правил, прошел без осмотра. Много было и других разных опасностей в пути, но всюду за молитвы Великой Княгини Богъ хранил и помог благополучно добраться до Читы, куда прибыл 16/29 августа 1919 года. Здесь тоже злоумышленниками было устроено крушенiе, но наш вагон спасся по милости Божiей. [...] От Алапаевска до Читы ехал 47 дней. Несмотря на то, что гробы были деревянные и протекали, особого трупного запаха не было, и никто, ни один человек не узнал за это время, что везу я в вагоне, в котором ехал я сам с двумя своими послушниками, которых взял из Тюмени". Сохранились воспоминанiя человека, ехавшего в том же поезде, к которому был прицеплен вагон игумена Серафима. Офицер Императорской армiи А. Ю. Романовскiй, в 1930–1940–х гг. преподаватель математики в Лицее святителя Николая в Харбине, записал в 1972 г.: "Во время моей поездки в теплушке к нашему товарному поезду был прицеплен еще один вагон. На станцiях, где были остановки, из него выходили за кипятком монашки. Все пассажиры были заинтригованы — кого эти монашки везут? Но в вагон сопровождавшiе никого не пускали. Но потом оказалось, — по слухам выяснилось, что в этом вагоне везли тела убитых Членов Царской Фамилiи". Стояла страшная жара. Железная крыша вагона сильно раскалялась. Инокиня Серафима^*, со слов игумена Серафима, записала: "Вагон его передвигался вместе с фронтом: проедет вперед верст двадцать пять, а потом откатится верст на пятнадцать и т. д. Благодаря пропуску [...] его постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам, в общем содействуя его продвиженiю к конечной цели. Путешествiе продлилось три недели, и невозможно представить себе, что пережили за это время о. Серафим и его два спутника, провожавшiе свой страшный груз. Из щелей пяти гробов постоянно сочилась жидкость, распространявшая ужасный смрад. Поезд часто останавливался среди поля, тогда они собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость же, вытекавшая из гроба Великой Княгини, благоухала, и они бережно собирали ее как святыню в бутылочки". Много позже о. Серафим рассказывал игуменiи Гефсиманской обители в Iерусалиме матушке Варваре, что во время всего пути Великая Княгиня Елизавета Феодоровна не раз являлась и направляла его. Далее инокиня Серафима вспоминала: "Незадолго до своей кончины он (игумен Серафим — С. Ф.) подарил мне пузырек с прахом Великой Княгини. Содержимое пузырька представляет собою высохшую массу темно–коричневого цвета, осевшую примерно до половины бутылочки. Пробка, пропитавшаяся жидкостью, ссохлась и уже не закрывает плотно бутылочку. Горлышко обвязано тряпочкой такого же темно–коричневого цвета, а вся бутылочка обмотана другой тряпочкой, покрытой такими же пятнами. Все это издает очень прiятное, остро–пряное благоуханiе, не похожее ни на какой запах, который мне когда–либо приходилось обонять. Несмотря на свою нежность и тонкость, этот запах очень пронизывающiй, так как проходит сквозь нейлоновый мешочек, в который я бутылочку с тряпочками завернула. Она стоит у меня на полке перед образами, где всегда горит лампада. От времени до времени запах немного меняется, точно в составе преобладают попеременно то те, то другiе ароматическiе вещества. Конечно, я не позволяю себе часто прикасаться к бутылочке, а только прикладываюсь к ней в день годовщины убiенiя Великой Княгини как к мощам или же сдуваю с нее пыль".
В Чите 17/30 августа (1919) тела мучеников прибыли в Читу. Русскiе и японскiе офицеры доставили их в женскую обитель. "В Чите, — писал игумен Серафим, — при содействiи атамана Семенова^ и японских военных властей гробы в глубокой тайне перевезены в Покровскiй женскiй монастырь, где почивали 6 месяцев в келлiи под полом, в которой я это время жил"45. (По всей вероятности речь шла о Читинском Богородицком женском монастыре. Обитель эта находилась в самом городе, там был один храм. Учреждена в 1893 г. из женской общины, основанной в 1886 году. Насельницы его занимались воспитанiем девочек–сирот, преимущественно из духовного званiя, и призренiем больных и увечных. При монастыре была церковноприходская школа). Сестра преподобномученицы принцесса Викторiя писала брату Эрнсту 27 января 1921 г. из Порт–Саида, ссылаясь на рассказанное ей игуменом Серафимом: "Монах сказал мне, что когда гробы надо было скрыть на несколько месяцев, прежде чем они могли покинуть Сибирь, они были спрятаны в женском монастыре, где их открыли, так как это было необходимо; и тело нашей Эллы не было подвергнуто тленiю, только высохло. Монахини обмыли его и переменили погребальные одежды на монашеское одеянiе. И таким образом, она теперь одета так, как она хотела быть, так как она всегда собиралась, как она мне говорила раньше, совершенно уйти из мiра и закончить свои дни как монахиня, — после того как ее Дом (Марфо–Марiинская обитель. — С. Ф.) был бы окончательно устроен"46. Позже, когда в 1981г., перед прославленiем, гробницы преподобномучениц открывали в Iерусалиме, то "их мощи оказались облаченными в черные монашескiе одежды, а на груди у св. мученицы Великой Княгини был обнаружен параманный крест. То, что параманный Крест был на мощах одной Великой Княгини, — не случайность. Как стало известно недавно из воспоминанiй схимонахини Анны (Тепляковой), Великая Княгиня Елизавета Феодоровна была тайно пострижена в схиму с Именемъ Алексiя в честь святителя Московского Алексiя. Времена были неспокойные. Вокруг было немало лазутчиков большевиков. Сняв доски пола предоставленной ему келлiи, игумен Серафим вместе с послушниками вырыли неглубокую могилу, составив в ряд все восемь гробов, присыпав их сверху небольшим слоем земли. В этой келлiи, как неусыпный страж, пребывал и сам о.Серафим. "Здесь, — по его словам, — совершалась молитва, исходили струи кадильного благоуханiя и мерцала неугасимая лампада". Помощник следователя Н. А. Соколова капитан П. П. Булыгин, прибывшiй вместе со следственной группой в Читу осенью 1919 г., вспоминал: "Дня два спустя после нашего прибытiя Соколов, Грамотин и я нанесли визит в монастырь, где, как мы знали, нашли свое временное пристанище тела жертв Алапаевска. Нас приняла игуменiя, которая сообщила нам вежливо, но твердо, что без разрешенiя атамана Семенова она не готова обсуждать эту тему. [...] Тогда мы спросили об игумене Пермского монастыря, отце Серафиме, который, как было известно, получил прiют в монастыре после того, как его собственная обитель попала в руки большевиков. Монахиня снова отказалась отвечать. [...] Несколько дней спустя сам Атаман вернулся в Читу [...] Семенов принял меня очень вежливо, просмотрел мои верительные грамоты, обещал оказать Соколову любую помощь и дал распоряженiе игуменiи обезпечить нас всей необходимой информацiей. [...] Получив разрешенiе атамана Семенова, мы уже без труда выяснили местонахожденiе отца Серафима. Я провел много часов в его келлiи и даже не раз ночевал там. Те ночи в монастырских стенах дали совершенно необычные переживанiя мiрскому жителю. Я никогда не забуду тех старых, как мiр, деревянных строенiй напротив соснового леса и тех голубых островков снега, залитых лунным светом на монастырском кладбище, с острыми тенями крестов и сосен. Отец Серафим очень подробно рассказал о том, что сам знал о судьбе пленников, о похоронах, об эксгумацiи и перезахороненiи их тел. Гробы, он сказал, были перевезены в монастырь русскими и японскими офицерами. Отец Серафим и два его послушника выкопали склеп под полом его келлiи, поставили в ряд гробы, прикрыв их всего на одну четверть землей. Таким образом, ночуя на разостланной на полу келлiи отца Серафима шинели, я лежал всего на четверть над гробами мучеников. Однажды ночью я проснулся и обнаружил монаха сидящим на краю своей постели.. Он выглядел худым и изможденным в своей длинной белой рубахе и невнятно шептал: "Да, да. Ваше Высочество, вы совершенно правы..." Отец Серафим явно разговаривал во сне с Великой Княгиней Елизаветой. Это была жутковатая картина в тусклом свете единственной лампады, мерцающей в углу перед иконой... Засыпая, я все еще слышал его шепот: "Да, да, Ваше Высочество, Вы совершенно правы…" Кстати говоря, это было не единственное явленiе преподобномученицы в этой обители. Пребывавшiй в Чите осенью 1919 г. или в самом начале 1920 г. епископ (впоследствiи митрополит) Нестор Камчатскiй поведал об одном из таких явленiй внучке священномученика митрополита Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883 +1963). Сохранился рассказ последней об этом, записанный монахиней Сергiей (Клименко, 1905 +1994): "...Митрополит Нестор прiехал в Читу, город на границе с Китаем, чтобы оттуда эмигрировать. Он служил на родине последнюю Литургiю в соборе, где тайно, под спудом, были погребены тела Алапаевских мучеников. Но об этом никто, кроме настоятеля, не знал. Во время совершенiя малого входа все священнослужители выходят из алтаря на середину храма с Евангелiем, свечами, дикирiем, трикирiем, рипидами. Митрополит Нестор стоит посредине храма на приготовленном для него амвоне. В это время Владыка видит, как из левого придела, живая, выходит Елизавета Феодоровна. Молится пред алтарем и последней подходит к нему. Он ее благословляет. Все переглядываются. Кого он благословляет? Пустое место? Никто ничего не видит. "Владыка, малый вход!" Но владыка Нестор никого не слышит. Радостный, сiяющiй, он входит в алтарь. В конце обедни говорит настоятелю: "Что же ты скрываешь? Елизавета Федоровна жива! Все неправда!" Тогда настоятель заплакал. "Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов". Но Владыка не верит: "Я видел ее живую!.." Тем временем под напором красных белые отступали. Вскоре в Чите оказалась следственная комиссiя. Генерал М. К. Дитерихс распорядился вывозить тела мучеников дальше, в Китай. Но легко было указать. Дело в том, что власть адмирала А. В. Колчака кончалась за границами Россiйской Имперiи. Нужны были деньги, а их не было. Об этой проблеме игумен Серафим не упоминает в своем докладе. Однако наличiе ее совершенно очевидно, если учесть длительность пребыванiя его в Чите — целых полгода. При этом решающую помощь для перевозки Алапаевских Августейших мучеников оказала Марiя Михайловна Семенова–Глебова — по одним данным разведенная супруга, а по другим — брошенная любовница атамана Г. М. Семенова. Властность ее испытал на себе следователь Н. А. Соколов, когда атаманша взяла на себя роль защитницы дочери Г. Е. Распутина — Матрены. Ко времени прибытiя в Читу останков Алапаевских мучеников Г. М. Семенов расстался с Марiей Михайловной, дав отступное в виде золотых слитков. (Тема атаманского золота в последнее время также нашла отраженiе в исторических исследованiях.) Ее называли "Машей–цыганкой", "Машкой–Шарабан". Девичья ее фамилiя была, судя по надписи на могильном памятнике, Вотчер, родилась она 11 мая 1897 г. в Темир–Хан–Шура, на Кавказе. Говорили и писали о ней по–разному. Сходились в том, что она обладала незаурядной наружностью. Сменившая Марiю Михайловну новая жена Семенова (машинистка из его личной канцелярiи) позволила близким атаману людям заметить в отвергнутой им уже "Маше–цыганке" "доброго человека". Это последнее качество нашло выраженiе причастности Марiи Михайловны к дальнейшей участи Алапаевских мучеников. Исторiю эту поведал архимандрит Спиридон (Ефимов, 1902 +1984), отец которого преподавал в школе при Доме трудолюбiя в Кронштадте. Св. праведный о. Iоанн Кронштадтскiй был другом семьи Ефимовых. Итак, по словам о Спиридона, в ответ на просьбы игумена Серафима "читинцы сочувствовали, но помочь не могли. Подражать нижегородцам, "закладывавшим жен и детей", не хотелось. Кто–то посоветовал обратиться к "Машке–Шарабан", — она, дескать, славная. [...] Вот к ней и направились привезшiе святыни. Рассказали о встретившемся препятствiи. "Машка–Шарабан" подвела пришедших к шкафу, открыла его и говорит: "Смотрите". Подошедшiе увидели в шкафу золотые кирпичи. "Машка–Шарабан" объяснила, что это она получила от атамана, когда тот с ней разводился. [...] Показав их, их владелица сказала, что посредством их она берется финансировать перевоз святых останков по иностранной железной дороге. Золотом можно расплачиваться всюду». С игуменом Серафимом Марiя Михайловна достигла сначала Пекина, а затем отправилась и в Святую Землю. В Бейруте она познакомилась с сыном Хана Гусейна Нахичеванского (1863–1919), прославившегося своей верностью Государю Императору в трагическiе дни марта 1917 г., поручиком Конной гвардiи Ханом Георгiем Нахичеванским. Марiя Михайловна стала именоваться с тех пор ханума Марiя Нахичеванская. "За все ею совершенное вознаграждена она Предивным Господомъ!" — писал лично ее знавшiй архимандрит Спиридон. Бог благословил брак двумя мальчиками, ставшими впоследствiи офицерами египетской королевской армiи. Хан мирно почил в Бейруте, где был погребен на православном кладбище. Ханума Марiя скончалась 16 января 1974 г. в Каире. Была погребена в Старом городе на кладбище греческого православного монастыря Св. Георгiя37. По Китаю. Поддержку игумену Серафиму на пути из Читы в Пекин оказал и атаман Г. М. Семенов. "В виду предстоящей опасности, — говорится в докладе игумена Серафима, — при содействiи Главнокомандующего всеми вооруженными силами Россiйской Восточной Окраины генерал–лейтенанта атамана Григорiя Михайловича Семенова, все 8 гробов из Читы мною вывезены 20 февраля/5 марта 1920 г. Генерал Дитерихс дал мне новое офицiальное уполномочiе хранить гробы, найти им место временного покоя и, при благопрiятном условiи, в свое время вернуться с ними в Россiю. До ст. Хайлар я доехал без всякой охраны, инкогнито, благополучно. Здесь же на несколько дней власть переходила большевикам, которые мой вагон захватили, вскрыли гроб Князя Iоанна Константиновича и хотели над всеми совершить надруганiе. Но мне удалось быстро попросить китайского командующего войсками, который немедленно послал свои войска, которые отобрали вагон в тот самый момент, когда они вскрывали первый гроб. С этого момента я с гробами находился под охраной китайских и японских военных властей, которые отнеслись весьма сочувственно, охраняли меня на месте и во время пути до Пекина..."58 "Прибытiе поезда на ст. Хайлар, — уточнял белградскiй "Царскiй вестник", — совпало с забастовками в полосе отчужденiя Восточно–Китайской жел. дороги. Восставшiе захватили вагон с гробами, самочинно вскрыли его и приступили к вскрытiю самых гробов. Кощунство ограничилось одним гробом Князя Iоанна Константиновича, так как китайскiе войска успели отбить вагон, который с той поры находился под охраною японских войск". В последнiе дни февраля гробы с телами мучеников пребывали на станцiи Маньчжурiя и в Хайларе. В начале марта они прибыли в Харбин. Здесь их встречал епископ Камчатскiй Нестор (Анисимов), что позднее ему было поставлено в вину органами советской госбезопасности60. Сюда же прибыл последнiй Императорскiй посланник в Китае князь Николай Александрович Кудашев (ум. 1925), рассказывавшiй позднее: "Как офицiальному лицу, мне пришлось поехать в Харбин, чтобы их опознать и составить протокол. Трудно себе представить ужас, который мне пришлось испытать: тела убитых пролежали в шахте целый год. [...] По прибытiи в Харбин тела были в состоянiи полного разложенiя — все, кроме Великой Княгини! которая была совершенно нетленна. Гробы открыли и поставили в русской церкви. Когда я вошел в нее, мне чуть не стало дурно, а потом была сильная рвота. Великая Княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с ней в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при паденiи в шахту". О кровоподтеке на лице преподобномученицы игумен Серафим, услышав переданный ему рассказ князя Кудашева, заметил: "У нее был сломан носик, но я его вправил к прiезду посланника. Из Харбина поезд выехал 8 апреля (1920). Следующая остановка была сделана в Мукдене, из которого выехали 13 апреля. Пекин. "8 апреля 1920 года, — вспоминал митрополит Китайскiй и Пекинскiй Иннокентiй (Фигуровскiй), — мною была неожиданно получена от Оренбургского архiепископа Мефодiя из Харбина телеграмма следующего содержанiя: "В субботу вечером из Харбина выезжаем для временного погребенiя в Миссiи тел восьми замученных Великих Князей: сопровождает игумен Серафим. Благоволите распорядиться встретить на вокзале и разрешить погребенiе в Миссiи". Телеграмма эта была тотчас же сообщена Россiйскому посланнику в г. Пекине кн. Кудашеву, который был возмущен тем, что без всякого сношенiя с ним останки Вел. Князей были направлены в Пекин. Посланник тогда же высказался против перевезенiя останков в Пекин и отдал распоряженiе задержать вагон с ними в Мукдене, где имеется прекрасный памятник–часовня и откуда легче перевезти гробы в Европу или в другое безопасное место. Но 13 апреля, на третiй день Св. Пасхи, была получена телеграмма с пути от игумена Серафима, в которой он сообщал, что вместе с останками в этот день выезжает из Мукдена в Пекин. Я снова обратился в посольство с запросом, но получил оттуда категорическiй отказ принять какое–либо участiе во встрече и устройстве останков Царственных мучеников. Мне ничего другого не оставалось как уведомить коменданта Пекинской крепости об ожидаемом прибытiи гробов с телами Великих Князей и погребенiи их в миссiйском склепе, находящемся в центре расположенiя Миссiи. Но на следующiй день комендант крепости по телефону сообщил мне, что Россiйское посольство не только против встречи, но даже против того, чтобы останки Вел. Князей были внесены в столицу. Пришлось подчиниться странному противодействiю посольства и устроить погребенiе на миссiйском кладбище в 2 верстах от г.Пекина". Такая реакцiя посланника еще Царского времени была, вероятно, обусловлена принадлежностью князя Н.А.Кудашева к масонской ложе. Что же касается места упокоенiя Алапаевских мучеников (вне городских стен), то в те времена еще действовал запрет китайских властей вносить мертвые тела в Пекин. Наконец 3/16 апреля 1920 года, в Светлую пятницу в два часа утра гробы с телами Алапаевских мучеников прибыли в китайскую столицу. Ровно в восемь часов утра в этот день вагон с 8 гробами Алапаевских мучеников был подан к Аньдинмыньским воротам. Там их уже ожидал архiепископ Иннокентiй (Фигуровскiй) с крестным ходом, вышедшим рано утром с территорiи Миссiи прямо из храма Всех святых мучеников. Из дипломатов, заранее предупрежденных, не пришел никто... Вот как все это впоследствiи описывал митрополит Иннокентiй: "16 апреля, в Пасхальную пятницу, в 2 часа утра вагон с гробами прибыл на главный вокзал г. Пекина; а в 8 часов был передан на площадку у Аньдинмыньских ворот. Здесь прибытiя вагона с останками Великих Князей ждал крестный ход из Духовной миссiи во главе со мной. Никто из представителей Россiйского посольства на встречу не явился. Бросалось [в глаза] также отсутствiе русских резидентов, проживавших в Пекине. Даже некоторые духовные лица, проживавшiе в стенах Миссiи, пытались уклониться от встречи, но под угрозой выселенiя из Миссiи вынуждены были принять участiе. Зато много было китайцев. День выдался тихiй и солнечный. Медленно подошел поезд к площадке и остановился. Мы вошли в вагон и были поражены. Вагон с останками Царственных мучеников оказался простым товарным вагоном, грязным, не убранным даже внутри. Гробы были простые деревянные и грязные. Не видно было никакого проявленiя уваженiя к останкам мучеников. В вагоне не было ни аналоя, ни иконы. Все это производило удручающее впечатленiе. Всем стало стыдно за тех, кто допустил такую небрежность. Удрученные всем виденным, мы постарались поскорее вынести гробы из вагона и в сопровожденiи крестного хода перенести их в церковь преп. Серафима Саровского на миссiйском кладбище. Но когда гробы с останками Царственных мучеников были внесены в церковь и когда раздалось пенiе тропаря "Да воскреснет Бог", настроенiе наше резко изменилось и на душе стало радостно. Верилось, что Господь не допустит окончательной гибели Россiи, и Россiя вновь восстанет в прежних величiи и мощи, славя Воскресшего из Мертвых"66. После заупокойной службы тела мучеников временно поместили в одном из склепов на кладбище Духовной миссiи. Одно из первых офицiальных сообщенiй об этом событiи в русской эмигрантской прессе (правда, не совсем точное: в нем совершенно явно желанiе обелить посольство) было помещено в журнале "Двуглавый Орел" в разделе "Хроника": "Агентство Унiон сообщает из Владивостока от 15 сентября, что из Харбина прибыли семь гробов, которые и были преданы земле на русском кладбище, расположенном вне черты гор. Пекина. Погребенiе было совершено в полной тайне, и даже русская миссiя не была оповещена о нем. В четырех гробах помещены были тела расстрелянных Великих Князей Сергея Михайловича, Ивана и Игоря Константиновичей и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. В трех других гробах останки Их приближенных. Гробы эти были по приказанiю адмирала Колчака перевезены из Сибири. Во время последнего большевицкого наступленiя их успели увезти и доставить на китайскую территорiю». "По моей просьбе, — писал игумен Серафим, — атаман Семенов дал средства устроить в церкви под амвоном склеп, подобно тому, как в Вильне в Свято–Духовском монастыре, — с железными дверями, куда и были поставлены все 8 гробов; ключи от склепа хранились у меня и самый склеп за моей печатью. . Памятником забот атамана Г. М. Семенова об упокоенiи Алапаевских мучеников является опубликованный в свое время документ — ответ Григорiя Михайловича на благодарственное письмо о. Серафима: "Главнокомандующiй всеми Вооруженными силами Россiйской Восточной окраины Мая 13 дня 1920г. г.Чита. Уважаемый отец Серафим. Письмо Ваше получил и с великою радостью и душевным облегченiем узнал, что, наконец. Господь Богъ помог Вам довести Ваше великое дело если не до конца, то до безопасного пункта. Прибывшiй из Пекина генерал–майор князь Тумбаир–Малиновскiй обо всем подробно меня осведомил, хотя я ни на минуту и прежде не сомневался, что Преосвященный Иннокентiй, по долгу верноподданнической преданности и Христiанской любви, окажет достойный прiем и великiй почет останкам Августейших Мучеников; пусть служит прiем в Пекине примером всем бывшим верным Царским слугам. Для содействiя по всем нужным вопросам и для присутствованiя от моего имени, в дальнейшем сопровожденiи, в Россiю, останков Августейших Мучеников я командирую вместе с сим в Пекин генерал–майора князя Тумбаир–Малиновского. Прошу Вас помянуть меня в своих святых молитвах. Уважающiй Вас СЕМЕНОВ".
"Гробы, — писал современник, — были перевязаны крест на крест проволокою с приложенiем печатей Россiйской Духовной Миссiи, вложены в новые цинковые гробы и поставлены в церкви во имя Преподобного Серафима Саровского [...] На крышках гробов прикреплены металлическiе дощечки с именами почивших: "Елизавета", "Сергiй", "Iоанн", "Константин", "Игорь", "Владимир", "Варвара", "Феодор". В 1920 году в Пекине в Русской типографiи при Духовной миссiи вышли две книги о. Серафима: "Православный Царь–Мученик" и "Мученики христiанского долга" (об Алапаевских мучениках). В том же году в Харбине увидела свет книга, рассказывающая о цареубiйстве в Екатеринбурге и членов Дома Романовых под Алапаевском. Первыми, по свидетельству митрополита Пекинского Иннокентiя, интерес к Алапаевским мученикам проявили иностранные дипломаты: "После погребенiя останков мучеников долгое время никто не выказывал никаких знаков вниманiя. Только несколько месяцев спустя на кладбище прибыл первый секретарь Англiйского посольства в сопровожденiи Россiйского посланника кн. Кудашева. Прибытiе указанных лиц было вызвано полученным из Лондона распоряженiем о перевезенiи тела Великой Княгини Елизаветы Феодоровны в Iерусалим, куда оно впоследствiи с телом ее послушницы Варвары и было перевезено. Много позднее был получен через Французское посольство запрос из Белграда о том, в каком положенiи находятся останки Царственных мучеников и не безопаснее ли будет перевезти их на французское кладбище. Мысль о перенесенiи гробов на французское кладбище была однако оставлена, так как французское кладбище находилось в таком же положенiи, что и русское миссiйское". В Святую Землю. Вскоре после прибытiя в Пекин тел Алапаевских мучеников о всех обстоятельствах их перевозки узнали брат и сестры Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. "Когда принцесса Викторiя Феодоровна, — писал игумен Серафим, — узнала о кончине своей Августейшей сестры Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, то пожелала перевезти ее тело вместе с гробом послушницы Варвары в Iерусалим. Викторiя Феодоровна просила меня сопровождать гробы. Принцесса Викторiя сообщала брату, Великому герцогу Гессен–Дармштадтскому Эрнсту–Людвигу 31 декабря 1920 г.: "Один хорошiй игумен Серафимо–Алексеевского монастыря Пермской епархiи, отец Серафим, сопровождает гробы в Iерусалим. Ему было поручено генералом Дитерихсом руководить их перенесенiем из собора в Алапаевске, где они находились до тех пор, пока Белая армiя не должна была эвакуироваться из этого района. И он уже не оставлял их с тех пор. Они двинулись из Алапаевска в iюле 1919 года и после многих препятствiй достигли Пекина в апреле 1920 года. Действительно, преданный человек..." Через восемь месяцев после временного упокоенiя под сенью храма Китайских мучеников, благодаря хлопотам принцессы Викторiи, гробы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары 17/30 ноября 1920 г. были отправлены из Пекина в Тянцзин, откуда 18 ноября пароходом в Шанхай. После прибытiя 21 ноября в Шанхай 2/15 декабря их отправили морем дальше. Все это время при мощах безотлучно пребывали игумен Серафим, послушники Максим Канунников и Серафим Гневашев, член следственной комиссiи А. П. Куликов. "Повез тела, — рассказывал очевидец увоза мощей преподобномучениц из Пекина, — тот же игумен Серафим, который привез их в Пекин и который неотлучно при них оставался, ежедневно совершая заупокойные богослуженiя об умученных. Вообще преданность этого вдохновенного и благоговейного старца его покойной духовной дочери и другим замученным в Алапаевске была трогательна и поучительна. Я был в Пекине в тот день, когда отправляли оттуда в Тянцзин для погрузки на пароход тела Великой Княгини и сестры Яковлевой. Нельзя было без слез смотреть, как прощался игумен Серафим с остававшимися в Пекине для дальнейшего упокоенiя останками других замученных и как молился он затем на вокзале, во время панихиды, перед самым отходом поезда, около поставленных на открытую платформу гробов, чтобы Бог дал ему возможность выполнить волю Великой Княгини и благополучно доставить Ее тело в Iерусалим. Даже на китайскую толпу эта сцена произвела сильнейшее впечатленiе". 13/26 января 1921 года пароход прибыл в Порт–Саид. "Здесь есть греческая церковь, — сообщала на следующiй день брату принцесса Викторiя, — и гробы на ночь были оставлены там. Мы пошли в церковь. Задрапированные в черное, они только что были установлены в маленькой боковой часовне. Там были: отец Серафим, монах, который ни разу не оставил их еще с Алапаевска; греческiй священник и несколько русских людей. Было очень тихо и уединенно и спокойно в этой маленькой часовне. Только по одной свече горело у изголовья каждого гроба. Казалось таким странным идти при лунном свете в этом отдаленном городе, через пустые улицы; идти и встретить все, что осталось от нашей дорогой Эллы [...] Наружные гробы сделаны из дерева — китайского тика, с медной окантовкой, и большой медный православный крест на них, и наверху — в голове Эллы укреплена в простой тиковой рамке ее хорошая фотографiя в одеянiи сестры, и медная корона над ней. Гроб Вари — без портрета, но такой же, только меньше. Если ты помнишь, она была маленькой. [...] Этим утром гробы будут отправлены опять товарным поездом в спецiальном вагоне, который будет переправлен паромом через канал. [...] Монах и его два послушника едут в вагоне. По прибытiи нас встретят катафалки и духовенство, и после короткой службы мы должны будем поехать через город к русской церкви св. Марiи Магдалины, которая расположена возле Гефсиманского сада, около 4 километров от станцiи. Патрiарх и церковные власти предложили, чтобы гробы были поставлены в церковь на несколько дней и что я должна решить на месте — где их потом лучше установить. Будет большое богослуженiе, когда их будут переносить из храма туда. Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет повезти в Москву". В Порт–Саиде, писал игумен Серафим, "нас встретили Их Высочества Принцесса Викторiя Феодоровна с супругом Принцем Людвигом Александровичем и дочерью Принцессой Луизой. Отсюда в одном поезде прибыли в Iерусалим 15/28 января 1921 года. На вокзале греческое, русское и арабское духовенство встретило гробы, отслужило панихиду, гробы поставили на автомобили, украшенные цветами, и двинулись по направленiю к Гефсиманiи. Их Высочества и духовенство на автомобилях ехали за гробами. На горе, при спуске из Iерусалима в Гефсиманiю, крестным ходом встретили монахини с Елеона и Горней. Здесь была отслужена литiя, и гробы медленным темпом двигались на автомобилях, а духовенство в облаченiях шло за крестным ходом. Затем на руках гробы внесли в церковь. Гроб Великой Княгини несли Принц и местные власти. Встреча была весьма трогательна: у монахинь и русских паломниц лились слезы из глаз. Когда гробы занесли в церковь св. Марiи Магдалины, то была отслужена панихида и сказано слово". Местом упокоенiя была избрана крипта русской церкви Святой Марiи Магдалины в Гефсиманiи, с тех пор называемая русскими "Царской". Храм этот был воздвигнут Императором Александром III в память Его матери Императрицы Марiи Александровны. На освященiе его в 1888 году сюда прiезжали Великiй Князь Сергiй Александрович с супругой Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Теперь, через 33 года (возраст Iисуса Христа, когда Он был предан распятiю), она нашла здесь упокоенiе, прибыв в Святую Землю — по словам преподобномученицы, "нашу духовную родину". На следующiй день, 16/29 января, в храме Св. Марiи Магдалины была отслужена Божественная литургiя и панихида. "В воскресенье 17/30 января, — писал о. Серафим, — Патрiархом Iерусалимским Дамiаном соборне была совершена Литургiя, за которой на великом выходе Патрiарх прочитал разрешительную молитву почившим, а после Литургiи — панихида. После панихиды гробы были перенесены в склеп, где Патрiархом была отслужена литiя". В ногах гроба Великой Княгини поставили шкатулку, всюду сопровождавшую преподобномученицу. В ней находился оторванный взрывом палец Великого Князя Сергiя Александровича и прядь волос Царственного Мученика Цесаревича Алексiя Николаевича. Описывая крипту, где нашли упокоенiе Преподобномученицы, принцесса Викторiя сообщала брату: "...Помещенiе под храмом [...] все белое, сухое и вполне хорошо проветриваемое. Я заказала крепкую дверь в комнату. Она покрыта темной матерiей, и несколько икон висит на ней снаружи, и лампада перед ними. Отец Серафим живет в своей комнате рядом и имеет ключ и, таким образом, он может туда входить и держать все там в порядке. Мне он очень нравится. Он такой преданный, и верный и энергичный". | |
Просмотров: 238 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |