Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 0:59 AM | |
Без малого через тринадцать лет пришлось вновь ступить на Святую Землю игумену Серафиму. Узнавшiй в нем давнего своего собеседника Патрiарх Дамiан взял его под покровительство Iерусалимской Церкви, благословил о. Серафима построить на территорiи его резиденцiи рядом с часовней на месте, где архангел Гаврiил предсказал Божiей Матери скорое Ее успенiе, небольшую келлiю. В ней он и прожил всю оставшуюся свою жизнь. "Там же при церкви, — рассказывал побывавшiй в Гефсиманiи в начале 1920–х гг. русскiй паломник, — живет теперь и старец игумен Серафим, по–прежнему совершающiй ежедневно богослуженiя об упокоенiи его духовной дочери и вместе с нею замученных. Церковь поддерживается на средства Принцессы Баттен–бергской и неизменно посещается православными паломниками". И здесь, на месте своего нового упокоенiя, преподобномученица, бывало, напоминала о себе. Епископ Нестор Камчатскiй, сподобившiйся видеть Великую Княгиню еще в Читинской обители в годы гражданской войны, в письме митрополиту Антонiю (Храповицкому) в январе 1934 г. на пути из Святой Земли на Дальнiй Восток писал: "На второй день праздника [Рождества Христова] я сослужил в Русской Церкви владыке Анастасiю [Грибаневскому], а на третiй день служил в церкви св. Марiи Магдалины в Гефсиманiи. Здесь, когда перед началом Литургiи, во время третьего часа я стоял на кафедре, я удостоился увидеть дивное виденiе, наполнившее мою душу страхом, трепетом и умиленiем. Я увидел мученицу Елисавету Феодоровну одухотворенно–прозрачную, в одеянiи обители Милосердiя, прошедшую по солее и молившуюся перед местными иконами. Потом Она подошла к левой колонне в храме, помолилась перед иконой Михаила Архангела и исчезла. Виденiе было чрезвычайно явственно до полной реальности. После Литургiи я поведал о нем владыке Анастасiю". ...В 1981 году Русская Православная Церковь Заграницей прославила новомучеников россiйских и в их числе Великую Княгиню Елизавету Феодоровну и инокиню Варвару. Торжество прославленiя происходило 31 октября и / ноября 1981 г. в Синодальном соборе Знаменiя Божiей Матери в Нью–Йорке. Тогда же для торжества перенесенiя мощей новомучениц в Iерусалим прибыли архiереи и клирики Зарубежной Церкви. На следующiй день архiереи отправились приветствовать Блаженнейшего Патрiарха Iерусалимского Дiодора, который сказал: "Ваше прибытiе сюда свято, как свято и дело канонизацiи св. новомучеников, ибо и то и другое касается людей, претерпевших мученiя за Православiе" [...] Далее он отметил громадное значенiе мученического подвига в наши дни и заявил, что "канонизацiя мучеников всегда являлась обязанностью Церкви, и поэтому политике здесь места не должно быть, ибо она редко согласуется со словом истины". "Церковь, — сказал Патрiарх, — имеет свою политику, основанную на правилах св. Отцов. Св. Апостол Павел нас учит и говорит, чтобы мы повиновались властям предержащим, но этому надо следовать до того момента, пока они не касаются истины нашей веры". [...] "И мы, — сказал Блаженнейшiй, — не можем оставаться равнодушными перед таким великим событiем, как канонизацiя новомучеников, и торжество ее — имеющее место в пределах нашей юрисдикцiи. Поэтому мы решили участвовать в этом святом деле, послав нашу делегацiю и свидетельствуя этим наше православное единство и этим офицiальным актом подтверждая его каноничность". Закончил Блаженнейшiй Дiодор свое приветственное слово пожеланiем, "чтобы кровь мучеников, которая была пролита, была бы доброй водой, обильно орошающей древо Православiя; чтобы молитвами всех свв. новомучеников укреплялись мы в единенiи и истине""83. В праздник Святых Жен Мироносиц, 1 мая 1982 г., мощи преподобномучениц перенесли в самый храм Св. Марiи Магдалины. Одиннадцать лет спустя, в 1992 году Архiерейскiй Собор Русской Православной Церкви (31 марта — 4 апреля) прославил Великую Княгиню Елисавету Феодоровну и инокиню Варвару в лике святых преподобному чениц. Забвенiе. "Оставшiеся в Пекине 6 гробов, при акте, — сообщал в докладе о. Серафим, — я сдал начальнику миссiи епископу Иннокентiю под его непосредственное наблюденiе и вручил ему ключи от склепа. Помимо сего лично просил китайского президента иметь попеченiе о них, который дал свое согласiе". Вот как описывал место упокоенiя Августейших мучеников в ту пору корреспондент харбинской газеты "Заря": "За Пекином, в версте от городской стены, находится православное кладбище, обнесенное высокой стеной. В средине кладбища небольшая церковь. Внутри церкви, в средине ее, открытый люк. Над ним большая неугасимая лампада. Вниз ведет лестница. Дальше решетчатая дверь, за которой круглый склеп высотою в рост человека. Там покоятся тела Великих Князей. [...] В склепе в два яруса стоят шесть гробов. Два места пусты. Некоторое время тому назад здесь стояли гробы Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны и ее камеристки (келейницы) Сейчас тела их увезены в Палестину. В одной из стен — ниша, в ней икона с неугасимой серебряной лампадой — дар харбинского кружка артиллеристов. Справа — большой серебряный венок от русской группы войск шаньдунской армiи. На крышке гроба Iоанна Константиновича лежит другой венок с нацiональными лентами. Это дар русских войск чжанцзучановской армiи. Старые гробы Великих Князей — простые железные ящики. Железо во многих местах проржавело. Портреты на гробах Вел. Кн. Сергея Михайловича и Iоанна Константиновича наполовину истлели. На всех гробах простые медные дощечки с именами усопших. На гробе кн. Палей стершаяся надпись. Видны только слова "...от мамы". В склепе душно и чувствуется сильно запах тленiя. В железных тройных гробах, закрытых наглухо, тленiе тел совершается медленно. [...] Вся забота о них велась исключительно Пекинской Духовной Миссiей и ее митрополитом. При церкви, для наблюденiя за кладбищем и могилами Великих Князей, митрополитом наняты два русских сторожа". После упокоенiя Алапаевских мучеников в склепе при кладбищенском храме Преп. Серафима и перевозки мощей Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары в Святую Землю о них почти все забыли. "Из русских же людей, — с горечью писал митрополит Пекинскiй Иннокентiй, — никто не посетил места упокоенiя Царственных мучеников и не вспомнил о них. Только однажды Шандунская группа войск прислала депутацiю, которая возложила от имени группы на гробы мучеников серебряный венок и устроила торжественное поминальное богослуженiе. Такое вниманiе тронуло искренно русских людей. Но это было только однажды. С тех пор о Царственных мучениках никто не вспоминал". В дополненiе к приведенному свидетельству о посещенiи места упокоенiя Алапаевских мучеников русской депутацiей — от русской группы войск шаньдунского генерала Чжан–Зунчана — приведем факт посещенiя склепа зимой 1927–1928 гг. воспитателем Царских Детей Ч. С.Гиббсом. "Все гробы, — писал он знакомому сербскому дипломату в Лондоне, — были размещены в крипте кладбищенской церкви, которая находилась за стенами Северного города (Маньчу) неподалеку от них и в пятнадцати минутах езды рикши от самой Русской миссiи... Как я понимаю, тела были заключены в девять ларцов прежде помещенiя в гробы. Сами гробы того вида, что обычно принят при русских похоронах, и легко опознаваемы по небольшим латунным табличкам, тщательно прикрепленным к каждому. Имена Членов Императорской Фамилiи, лежащих там: Е. И. В. Великiй Князь Сергей Михайлович, Е. В. Князь Iоанн Константинович, Е. В. Князь Игорь Константинович. Е. В. Князь Палей. Наряду с этими там были и другiе гробы — лиц, бывших вместе с ними. К несчастью, я утерял заметки того времени и вынужден доверяться своей памяти, удерживающей лишь основное". Далее Гиббс писал, что престарелый владыка Иннокентiй, при всем желанiи, не обладает необходимыми средствами, например, для ремонта кровли. Нет в храме и постоянного священника. Сербскiй дипломат обещал сделать все, что было в его силах, чтобы способствовать решенiю существовавших проблем. Между тем наружные гробы из листового кровельного железа стали крошиться... "За все время нахожденiя Алапаевских мучеников на кладбище Миссiи, — свидетельствовал митрополит Иннокентiй, — никаких пожертвованiй на содержанiе в порядке склепа, в котором покоятся останки мучеников, гробов и сторожей на кладбище не поступало. Между тем гробы, несмотря на то, что они были Миссiей вложены в оцинкованные ящики, стали прогнивать. Церковь же, в склепе которой находятся гробы, пришла в ветхость. Не имея своих средств, Миссiя лишена была возможности заменить старые гробы новыми и ремонтировать церковь. В текущем [1930] году церковь пришла в невозможное состоянiе: штукатурка обвалилась, крыша стала сильно протекать, деревянный пол прогнил и осел. Гробы Алапаевских мучеников тоже требовали немедленной замены их новыми. Откладывать далее ремонт было невозможно. Рассчитывая на отзывчивость благочестивых русских людей, летом этого [1930] года я выпустил воззванiе, приглашая всех внести свою лепту на ремонт церкви и изготовленiе новых гробов. К моему огорченiю, откликнулись очень и очень немногiе. Пожертвованiя в большинстве случаев поступали только от людей малоимущих. Даже многолюдный Харбин, который в свое время испугался прiютить у себя останки Царственных мучеников, но впоследствiи принял останки ген. Каппеля и похоронил их в военной церкви (храме Иверской иконы Божiей Матери. –С.Ф.), и в который был послан мною для сбора пожертвованiй протодiакон Василiй Дэ (впоследствiи священник в Пекине. – С.Ф.) даже Харбин пожертвовал только 300 долларов, из которых половина пожертвована православными китайцами. От родственников Царственных мучеников за все время не поступило никаких взносов на поддержанiе гробов в порядке и не было даже просьб о совершенiи поминальных моленiй. Все забыли. Из всей миллiонной русской эмиграцiи только несколько человек в г. Тянцзине отозвались на мое воззванiе и на свои средства изъявили готовность сделать три гроба для Царственных мучеников. Странно после такого отношенiя к памяти Царственных мучеников как–то даже думать о восстановленiи Династiи. Видимо, все ушли в свои личные дела, забыли о Родине и не хотят вспоминать о Мучениках долга и чести, которыми гордится Россiя и красится Церковь Православная. Если мы не чтим память наших Царственных мучеников, то будем ли мы почитать Царя и повиноваться Ему? И можем ли мы надеяться, что Господь смилостивится над Родиной нашей и над нами и снимет наказанiе, которое справедливо постигло нас, если мы не исправимся и не дадим себе обещанiя во всем следовать Его Божественным заповедям? Начнем же свое исправленiе взносом своей лепты на сооруженiе взамен пришедших в негодность новых гробов для Царственных мучеников, на ремонт храма Божiя, в котором возносились бы молитвы ко Господу о скором избавленiи Родины нашей от безбожной власти и возвращенiи нашем в родные места"89. Характерно, что и после приведенного нами обличительного слова владыки, напечатанного в Европе, в одном из центров русской эмиграцiи, причем именно правого толка, жертвователей нашлось не так уж много: "В связи со статьей митр. Иннокентiя, напечатанной в № 128 "Цар. Вестника", Союз офицеров, участников Вел. войны, исповедающiй девиз "За Веру, Царя и Отечество", принял на себя сбор средств на сооруженiе склепа для гробов Вел. Князей, замученных в Алапаевске". "Союз офицеров участников Великой войны ("За Веру, Царя и Отечество") доводит до всеобщего сведенiя, что сбор пожертвованiй на поддержанiе гробов Царственных мучеников в Пекине (см. статью митрополита Иннокентiя в № 128 "Ц. В.") продолжается. Пожертвованiя просят направлять через редакцiю газеты "Царскiй Вестник". Поступающiе деньги будут отправлены по назначенiю в первых числах апреля с, г. и посему Союз просит усилить пожертвованiя. Отчет собранных сумм будет опубликован в апреле месяце". "В Пекинскую Духовную Миссiю, — писал в самом начале февраля 1931 г. харбинскiй журналист, — только что доставлены два гроба для тел Великих Князей. Гробы были переданы Пекинскому митрополиту Иннокентiю и в них будут переложены тела Великого Князя Сергея Михайловича — верховного генерал–инспектора русской артиллерiи и Князя Iоанна Константиновича, сына Константина Константиновича (поэта К. Р.). [...] Переложенiе тел покойных представляет большiе трудности и митрополит Иннокентiй обратился за советом и помощью к руководителям Рокфеллеровского института. Администрацiя последнего пошла навстречу митрополиту и для переложенiя тел в новые гробы из института будут командированы два ассистента". Обратились также к врачу бывшей Императорской Дипломатической миссiи в Пекине Петру Судакову. Позднее он сообщал об этом в письме сестре трех Алапаевских мучеников (скорее всего, Княжне Вере Константиновне), видимо, ошибочно относя произошедшее к 1928 г.: "Прошло 8 лет со дня их смерти, и я не знал, в каком состоянiи я найду тела. Я обратился за помощью к моему другу, профессору патологiи который охотно согласился поехать со мной на кладбище. Когда мы прiехали туда, то застали в церкви делегацiю офицеров и духовенства. Три гроба были перенесены из подвала в церковь. Один из гробов был большего размера, чем два других. Когда сняли железный покров, то под ним оказался деревянный гроб из массивных досок. Вскрыли доску. Перед нами предстало тело богатыря, покрытого шелковым драпри. Распахнули саван. Лицо было серого цвета, обросшее бородой. Не было признака тленiя, что меня удивило. При ближайшем рассмотренiи я увидел, что тело было вскрыто и бальзамировано, чем и объясняется сохраненiе тела. Лицо настолько хорошо сохранилось, что легко было узнать Великого Князя Сергея Михайловича. Я дотронулся до черепа и нащупал трещины. Тело его переложили в заготовленный гроб и окутали саваном. [...] Затем мы переложили тела Ваших братьев... Тела их находились в таком же хорошем состоянiи, и они тоже были бальзамированы. У одного из них был разбит череп, а у другого сломаны ребра на одной стороне. Тело Палея было предано земле по распоряженiю его матери". Под сенью храма китайских мучеников В 1938 г., в связи с угрозой начавшейся оккупацiи Японiей Китая, тела Алапаевских мучеников были перенесены из Свято–Серафимовской кладбищенской церкви в склеп при храме во имя Всех святых, от века Богу угодивших, на месте упокоенiя честных останков православных китайских мучеников, за Христа убiенных во время т. н. боксерского мятежа 1900 года, находившiйся непосредственно в стенах Духовной миссiи. В этом же склепе, кстати, было погребено тело митрополита Иннокентiя (Фигуровского), так много сделавшего для увековеченiя памяти китайских и Алапаевских мучеников. О месте этом следовало бы рассказать поподробнее. Оно связано с храмами Россiйской Духовной миссiи в Китае, учрежденной Царем Петром Алексеевичем еще в 1712 году. Поводом к их возведенiю послужило восстанiе ихэтуаней (более известного в литературе под названiем "боксерского"). Это было религiозное, по глубинной своей сути антихристiанское движенiе, участники которого — предтечи современных поклонников восточных единоборств — устраивали мистерiи, подобные обрядам нынешних оккультистов. В Пекине оно началось вечером 1 iюня 1900 года. В результате Русская Православная миссiя была разорена, Успенскiй храм — сожжен. Были убиты свыше двухсот православных китайцев, принимавших смерть за Христа с удивительным самоотверженiем. Главным днем их мученiй стало 11 iюня, когда Церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы. В Посольском квартале, оборонявшемся объединенными европейскими силами, спасались более трех тысяч китайских христiан. Всюду в Китае лилась русская кровь. (Впоследствiи останки русских людей собрали в единую братскую могилу. В середине февраля 1901 г. она была заполнена. Гробы поставили плотно один к другому в несколько рядов. В каждом из них было по несколько человек. В 1905 г. над братской могилой была построена часовня Христа Спасителя, а позже — первый храм в Тянцзине.) Русскiе войска под командованiем генерала Н. П. Линевича совместно с союзниками 1 августа 1900 года штурмом взяли Пекин. Уже 11 октября 1900 г. начальник Русской Духовной миссiи архимандрит Иннокентiй (впоследствiи митрополит) послал в Св. Синод поименный список 222 православных китайцев, принявших смерть за Веру, ходатайствуя об увековеченiи их памяти. Св. Синод в своем определенiи от 22 апреля 1902 г. благословил на месте разоренной церкви миссiи устроить храм во имя Всех святых мучеников Православной Церкви со склепом для погребенiя в нем всех за веру православных китайцев избiенных, установив им ежегодное празднованiе 10 и 11 iюня. Совершалось оно по следующему чину: "10 iюня соблюдать строгiй пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенное число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную Литургiю с панихидой по избiенным православным китайцам, а 11 iюня отправлять торжественно, по храмовой главе, богослуженiе во имя святых мучеников Православной Церкви, с крестным ходом на месте избiенiя православных китайцев или вокруг храма, с пенiем ирмосов "Волною морскою", и, после обычного многолетствiя, провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам. Доклад Св. Синода был утвержден Царем мучеником Николаем II. Вскоре на полученные от китайского Цинского императорского правительства в качестве контрибуцiи 18 000 лан серебра епископ Иннокентiй прiобрел возле Бэйгуаня ("Северного подворья") часть поместья с дворцом Сы Е–фу — принца четвертой Дайцинской династiи, сына императора Цянь Луна. Там и был воздвигнут храм во имя Всех святых мучеников. В склепе под ним в шести больших каменных гробах и были упокоены 222 китайских мученика. Тела многих из них были прославлены Господомъ нетленiем. Неподалеку на кладбище был построен храм преп. Серафима Саровского, где в спецiально устроенном склепе с 1920 до 1938 гг. почивали тела Августейших мучеников. "...Миссiя, — описывает наш современник, харбинец по происхожденiю, Бэйгуань, – занимала известную в китайской исторiи часть старого Пекина — в самом углу его древних северных городских стен. Ее обширная площадь представляла собой комплекс парков с различными ландшафтами, породами деревьев — сосен и елей, тутовых, фруктовых, — прудом с мостиками, изумрудными лужайками, тенью и прохладой. Это был лучшiй по красоте и какому–то удивительному покою уголок старого Пекина, известного в мiре красотой и уникальностью архитектурных памятников и парков. Бэйгуань был жемчужиной среди них. Кое–где в этом громадном поместье были разбросаны различные строенiя: поближе к главному входу с высокой красивой колокольней в древнерусском стиле — Успенскiй собор; красивейшая двухэтажная пятиглавая в древнерусском стиле церковь во имя Всех святых, построенная над склепом, куда были собраны останки 222 православных китайцев, убитых во время восстанiя ихэтуаней в 1900 г.; т. н. Архiерейскiй дом начальника миссiи (по 23 iюня 1931 г. — митрополита Иннокентiя, позднее — архiепископа Симона*, затем архiепископа Виктора — в классическом китайском стиле, так как ранее это было одно из зданiй дворца маньчжурского князя правившей династiи Цин; Крестовая церковь во имя святителя и чудотворца Иннокентiя Иркутского рядом с покоями владыки, еще несколько часовен, братскiй корпус — прiют для паломников, а в рассматриваемые годы — русских беженцев, и другiе. Подалее, за прудом, у городской стены находились хозяйственные постройки, молочная ферма миссiи и пр. Вся миссiя, не побоюсь повториться, утопала в зелени. Миссiя в Пекине была гордостью православного мiра, одной из самых больших христiанских миссiй в Китае". Итоговым и, если угодно, ключевым на сегодняшнiй день документом на интересующую нас тему является записка "Алапаевскiе мученики", подписанная iеромонахом Николаем. Этот трехстраничный машинописный уникальный документ сохранился в архиве Княжны Веры Константиновны (1906 +2001), самого младшего ребенка в семье Вел. Кн. Константина Константиновича и Вел. Кн. Елизаветы Маврикiевны, сестры трех Алапаевских мучеников. Скончалась она под Нью–Йорком, где жила в доме Толстовского фонда, за всю свою долгую жизнь так и не приняв ничьего подданства. Через некоторое время после ее кончины часть архива Княжны Веры была обнаружена среди коробок с гуманитарной помощью, полученных одним из московских храмов. За бумагами должны были прiйти те, кому они предназначались. Но так никто и не пришел... Вот этот документ, который мы впервые предаем огласке полностью, без каких либо изъятiй: "4 февраля 1937 года прибыл я в Россiйскую Духовную миссiю в Китае, [в] Пекин. Миссiя занимает в северо–восточном углу городских стен участок земли 12 десятин, с полями и парком. Среди парка стоит двухэтажный храм. Внизу три церкви: в средине — в честь всех святых мучеников и в память православных китайцев, убiенных озверевшими боксерами в 1900 году. Направо — в честь св. апостола Симона Зилота, налево — в честь Покрова Царицы Небесной. Наверху храм святителя Николая, Мирликiйского чудотворца. В 1900 г. выкопали глубокiй колодец, собрали все тела убитых боксерами мучеников–китайцев и сложили в этот колодец на вечное упокоенiе. Над колодцем этим ныне святой Алтарь храма св. мучеников. Этот храм — склеп на 50 человек. Стены храма три аршина толщины, а потолок сводчатый, дугой. Вровень с полом, по три окна на обе стороны, высотою и шириною пять четвертей, примерно. Снаружи — железные решетки. В этих окнах–нишах стояли пять цинковых, коричневого цвета, гробов, накрытых черными бархатными покровами, с большими белыми кистями. На стенах, против каждого гроба были медные доски, размером 5x6 дюймов, с надписями: "Его Императорское Высочество, Великiй Князь Сергiй Михайлович". "Его Императорское Высочество, Великiй Князь Iоанн Константинович". "Его Императорское Высочество, Великiй Князь Константин Константинович". "Его Императорское Высочество, Великiй Князь Игорь Константинович". "Граф Владимир Павлович Палей" (Титул его должен быть – князь. Заметка наша – Iером. Н.). 3–го апреля 1920 года из Харбина прибыли в Пекин восемь гробов. До моего прiезда в Пекин останки Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, бывшей настоятельницы Марфо–Марiинской обители в Москве, и сестры Варвары Яковлевой были увезены в Iерусалим, а останки Феодора Семеновича Ремеза погребены у правой стены храма Преподобного Серафима, Саровского чудотворца, на кладбище Миссiи, в поле, полторы версты от городских ворот. Августейшее Семейство Императора и все от Рода Царского убiенные, вожди и воины, за Веру, Царя и Отечество живот свой положившiе, были записаны в диптихи и поминали имена их на проскомидiях, заупокойных ектенiях и панихидах. Все пять гробов с останками мучеников были из тонкого цинка и на них появилось много дыр. Заботами эмигрантских комитетов были заказаны и сделаны мастерами–китайцами в Тянцзине новые пять гробов из толстого цинка, на красивых медных ножках. За поделкой гробов наблюдал Григорiй Михайлович Кеппинг, он и привез их в Пекин. В начале октября 1943 года в Миссiю прибыли делегаты эмигрантских комитетов: Пекина, Тянцзина, Шанхая, военных и общественных организацiй и два врача — доктор Свиридов, хирург, 72 лет, старшiй врач эмигрантского госпиталя в Тянцзине, и врач И. X. Бриль, 48 лет, жил он в Миссiи. Образовалась Комиссiя в составе 12 человек. Все необходимое было приготовлено в Соборе. Принесли и гробы мучеников. Их вынимали по одному и клали на широкiй длинный стол; врачи, военные эксперты и все члены Комиссiи очень внимательно осматривали тела, определяли и считали раны огнестрельного оружiя и штыковые, кровоподтеки и ушибы, обмывали останки, переодевали во все новое, все детально записывали в Акт и клали в новые гробы и запаявали их очень тщательно. Тела всех мучеников не были повреждены тленiем. Никакого запаха от них не было и на одежде не было плесени, хотя Они пролежали 25 лет, причем несколько лет в дырявых гробах. В гробу Князя Игоря Константиновича нашли незабудку, она была свежа, как бы только сорвана в поле. Кожа у всех тел несколько потемнела и была как цвет сухого пшеничного зерна, что бывает от ветра и загара на солнце. Не помню, у кого спина больше потемнела, чем у остальных, от воды в колодце, куда они были сброшены красными человеко–подобными зверями, однако кожа была плотная. Нетленные тела без всякого запаха и сохранившаяся незабудка в теченiе 25 лет — это преславное чудо Промысла Божiя и указанiе нам, грешным, на то, что святые души рабов Своих — мучеников Господь принял в светлые Небесные Обители на вечное блаженство с Ангелами и всеми святыми Его Угодниками. Собор продолговатый, неширокiй, "кораблем", окна невысоко от земли. Снаружи можно было видеть, что происходит в храме, поэтому православные с благоговенiем смотрели на перекладыванiе мучеников, удивлялись, умилялись и плакали, видя чудо Божiе наяву. Долго очевидцы чуда Божiя вспоминали, рассказывали свои переживанiя и впечатленiя о всем, что видели в те часы в Соборе. По окончанiи трудов Комиссiи архiепископ Виктор отслужил панихиду по мученикам, потом все гробы снова унесли в храм святых мучеников и поставили в нишах на старые места и покрыли черными покрывалами". Описанное освидетельствованiе и переоблаченiе мощей Августейших мучеников было произведено в преддверiи ожидавшихся грядущих больших перемен. Когда они наступили, мощи решено было сокрыть. В свое время в эмигрантской прессе появились сообщенiя о перезахороненiи. До нас дошли воспоминанiя непосредственно принимавшего в нем участiе полковника В. И. Шайдицкого (1890 +1981), написанные 30 лет спустя: "В начале 1945 г. по делам службы я уехал из Шанхая в Пекин и остановился в Духовной Миссiи. К этому времени все помещенiя на ее территорiи были заполнены чинами русских охранных железнодорожных отрядов, бывших на службе японского командованiя в северном Китае, расформированных к началу переговоров о перемирiи, и их семьями, а также русскими людьми из западных провинцiй, искавшими пристанища поближе к русскому расселенiю Пекин–Тянцзинь–Циндао. В первый же день прiезда я встретил полковника Климовских, безследно исчезнувшего из Шанхая. На нем было монашеское одеянiе. Участник Великой войны и Белой борьбы, он решил посвятить себя Церкви Христовой. Он жил в домике, в котором помещался свечной завод и куда он пригласил меня поместить. В маленькой комнате он сам жил, а в мастерской на большом столе устроил мне постель, что весьма подходило для моего роста. Миссiя занимала большую площадь в северо–восточном углу города и так же, как и весь Пекин, была обнесена каменной стеной. Она имела: большой Собор и несколько церквей, большой богато обставленный дом настоятеля Миссiи, гостиницу для прiезжающих паломников, весьма и весьма богатую библiотеку с ценными научными книгами и журналами, богатую ризницу с большим количеством разнообразных облаченiй, от митрополичьего до послушника, митры и посохи — все это поступало широким потоком из Россiи за многiе годы, типографiю, переплетную, свечной завод, машинную прачечную, молочную ферму, школу для детей. Домики для служащих находились в разных местах большого красивого парка с оранжереями и огородами. Одна из церквей, "храм всех Мучеников", построена на братской могиле 222 убитых православных китайцев, защищавших Миссiю от боксеров во время смуты в 1900 году. Храм этот двухэтажный. В верхнем, в правой и левой стене вделаны ниши и в каждой находился гроб с Именемъ на дощечке. В гробах покоились останки Великокняжеских мучеников, погибших в шахтах близ города Алапаевска Пермской губернiи [...] Все тела прибыли в Пекин 3 апреля 1920 года и были временно похоронены. В 1927 году прахи были заключены в цинковые и вложены в деревянные гробы и вставлены в ниши. Были оказаны воинскiе почести от Русской группы войск, служивших в армiи маршала Чжан Цзолиня. Летом 1945 года Японiя сдалась. Китайская коммунистическая армiя, остававшаяся пассивной во все время японской оккупацiи, вылезла из разных щелей и прервала все пути как железнодорожные, разобрав не только рельсы, но убрав и шпалы, так и грунтовые дороги. Японскiе войска заперлись в своих базах. В одно из утр в середине августа над Пекином раздался грозный шум от летающих аэропланов, поднявшихся с американской эскадры, прибывшей в Таку–порт Тян–цзина. Покрутившись, они улетели, но вскоре вновь появились. Оказалось, что машины не могли приземлиться из–за порчи аэродрома, посему американскiй генерал, назначенный для принятiя командованiя пекинским гарнизоном, спустился со своим штабом на парашютах. Мы все облегченно вздохнули. Но ползли слухи, что советская армiя идет с севера на Пекин и подошла к Великой Китайской стене у ворот Шангай–гуаня. (Эта стена отделяет Китай от Маньчжурiи. Пошла пропаганда о вступленiи в "родную" армiю и многiе поддались ей и по насыпи и выемкам полотна пошли... в концлагеря и на пытки все прощающей родины... Все переживали большую тревогу. Что делать?.. С надеждой ожидали восстановленiя путей сообщенiя, чтобы добраться до Тянцзина и оттуда, даст Бог, достичь спасительного Шанхая. В один из тревожных вечеров архiепископ Виктор, Пекинскiй и Китайскiй, хорошо меня знавшiй, призвал к себе и дал мне почетное и весьма ответственное порученiе: "Ввиду возможного прихода советских войск спрятать гробы с Великими Князьями". Было решено: четыре гроба перенести в нижнiй храм и спустить в готовые клетки под полом, дном которых была земля, на которой стоял храм. Гробы с кн. Палей и Ремезом оставить на прежних местах. Перенос совершить в ближайшую темную ночь и сохранять все в тайне. Князя Iоанна положить в алтаре влево от Престола, как принявшего сан дiакона перед смертью. Вправо от Престола покоились: митрополит Иннокентiй и архiепископ Симон. В храме вдоль левой стены во всю ее длину имеются три клетки: в первой находился гроб с прахом архимандрита Нафанаила, во вторую положить Вел. Кн. Сергiя, в третью Князей Константина и Игоря вместе рядом. Для сопровожденiя гробов Владыка назначил игумена Михаила, а для переноса iеромонаха Серафима. Я обязан найти четыре верных воинских чина, чтобы вместе со мной, шестым, могли бы поднять тяжелые гробы. На утро Владыка со мной осмотрел нижнiй храм, проверили пол и я наметил путь для шествiя. В ночь с понедельника 20–го на вторник 21 августа 1945 года у храма Всех Мучеников собрались: игумен Михаил, iеромонах Серафим (в мiру полковник Климовских), полковник Шайдицкiй, два офицера: Ф. И. и М. И., два солдата: Л. М. и Г. А. Фамилiи не упоминаю, может быть, они "там". Если же кто из них находится поблизости — откликнитесь... Эта ночь была черная. Высоко в небе ярко горели звезды. Кругом была полная тишина. Игумен с зажженной свечой, огонь которой абсолютно не колыхался, сопровождал впереди каждый гроб отдельно, а мы — шесть, напрягая физическiе силы, поддерживаемые исполняемым долгом, с молитвой в мыслях, совершали последнiй этап погребенiя. Гробы Князей Константина и Игоря мы со страхом и болью в сердце поставили рядом, каждый на ребро, но так, чтобы лица братьев смотрели друг на друга — ширина клетки не вмещала. Духовная Миссiя — Бэйгуань пропитана мистикой: здесь слились в одно целое китайская архитектура, колокольни православных храмов, кресты на могилах и колодезь жертв боксерского восстанiя, чисто славянскiе и точно сошедшiе с древних китайских гравюр лица православных священнослужителей. Мне чувствовалось, что нас охраняли не только Силы Небесные, но и громадные тени китайских витязей, когда в ту памятную ночь мы хоронили, предавая земле, нашу РУССКУЮ СКОРБЬ"98. Однако, как оказалось, описанное перезахороненiе было не окончательным. Продолжим прерванное цитированiе записки iеромонаха Николая (речь в ней идет уже о событiях 1947 года): "На просьбу наместника Успенского монастыря при Миссiи архимандрита Гаврiила (он же Дмитрiй Иванович Огородников, 1.10.1890 +28.2.1971), начальник Миссiи, архiепископ Виктор (жил тогда в Шанхае) послал благословенiе похоронить гробы Августейших Мучеников в храме [приделе] апостола Симона Зилота, что с правой стороны храма всех святых мучеников. В западной части храма вырыли общую могилу для всех пяти гробов: два аршина глубина, четыре длина и четыре аршина ширина. В могиле сложили две стенки буквой "т" и всю могилу и стенки залили цементом и поставили гробы в таком порядке: Впоперек – Кн. В.П.Палей; к нему продольно впритык головами, рядом: Князь Игорь Константинович; Князь Константин Константинович; Князь Iоанн Константинович; Вел. Князь Сергiй Михайлович. И на все гробы Князей положены медные доски, каждая на свой гроб. Могилу покрыли каменными плитами — 4 аршина длины, 3/4 аршина ширины и 3 вершка толщины примерно. Плиты покрыли песком и зацементировали; сверху положили искусственные плиты 8x8 вершков, коими выложен весь пол храма, и залили, соединили цементом. Никаких внешних признаков могилы в храме нет. Подготовительные работы вели и погребенiе совершали: архимандрит Гаврiил и iеромонах Николай, во второй половине апреля 1947 года, с китайцами от подрядчика. Всю работу провели двое, молча, без огласки, осторожно, объясняли это ремонтом храма. В iюне 1947 г. начальник Миссiи архiепископ Виктор прiехал из Шанхая в Миссiю и распорядился Августейшее Семейство Государя и всех убiенных и умученных большевиками от Рода Царского вычеркнуть из диптиха и никогда не поминать Их на проскомидiях, заупокойных ектенiях и панихидах. Вечная память святым Алапаевским мученикам. Слава Богу за все. Iеромонах НИКОЛАЙ 15 ноября 1954 года. Обитель Святой Троицы. (Джорданвилль). Р.З. Членом Комиссiи я не был, а по должности (ризничiй Миссiи) обязан был все приготовить для занятiя Комиссiи и хранить порядок в Соборе». И. Н. К тайне этого последнего захороненiя оказался причастен святитель Iоанн Шанхайскiй. В письме от 6 iюня 1990 г. епископу Манхэттенскому Иларiону (Капралу) Т. К. Багратiон–Мухранскiй (1912 +1992), сын Княгини Татьяны Константиновны (сестры трех Алапаевских мучеников), сообщал: "Покойный владыка Iоанн Шанхайскiй рассказывал матушке Тамаре, что, когда наши уходили из Пекина и должны были взять Пекин красные, то гробы в храме были спущены под землю и покрыты цементом, чтобы их не могли найти (Свящ. Дiонисiй Поздняев. Православiе в Китае (1900–1997). С. 64. Со ссылкой на: Церковное слово. Кройдон. 1996. № 11. Ноябрь. С. 15). Где искать! И для чего!.. В 1945 г. храм Святых мучеников отошел к Русской Православной Церкви. В 1954 г. он был закрыт. Участок русской земли был занят советским посольством. В 1957 г. по распоряженiю посла СССР в КНР П.Ф.Юдина (1899–1968, крайнего догматика–марксиста, храм был снесен, а на его месте разместилась детская площадка и другiе постройки посольства. Была также разрушена колокольня, Успенскiй храм превращен в посольскiй гараж, Свято–Инокентьевская церковнь – в зал для прiемов и гостиницу, ризница – в консульскiй отдел. Богатейшее собранiе книг сожжено. Известно, что мощи св. китайских мучеников, останки митрополита Иннокентiя (Фигуровского) и архiепископа Симона (Виноградова) по благословенiю Патрiарха Московского и всея Руси Алексiя (Симанского) в январе 1957 г. были перенесены в храм преп. Серафима Саровского на кладбище. (Там же. С. 153). Храм преп. Серафима был разрушен в 1986 году. На месте кладбища возник парк Озера молодежи, примерно треть которого занимает искусственный водоем. С тех пор большая часть мощей св. китайских мучеников покоятся на дне искусственного водоема (Там же. С. 25).. В iюне 1990 г. доктор исторических наук Г. В. Мелихов пытался узнать в россiйском посольстве в Пекине что–либо о судьбе захороненiй Алапаевских мучеников. "...В посольстве, — пишет он, — мои вопросы были встречены с полнейшим изумленiем: никто ничего об этом не знал... А когда выяснилось, что я занимаюсь исторiей россiйской эмиграцiи в Китае, то обо всем этом стали... расспрашивать меня самого" (Мелихов Г.В. Белый Харбин. Середина 20–х. С. 137).. Само отсутствiе каких–либо данных о мощах Алапаевских мучеников весьма красноречиво. Любое объявленiе о них советским дипломатам в конце 1950–х годов и позднее означало бы, во–первых, надругательство над ними, а, во–вторых, их немедленное уничтоженiе. Вот почему остается надежда на обретенiе их там, где они были в свое время с большими предосторожностями укрыты, на месте храма Всех святых мучеников на территорiи нынешнего посольства Россiи в Китае. Задача эта, однако, представляется нам не столь простой и однозначной. И дело тут не в одних лишь технических или политических сложностях. И более того, вовсе не в них. Перечислим ряд проблем, которые нужно постараться решить, прежде чем вообще браться за это дело. Как мы уже писали, Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г. в лике святых были прославлены Алапаевскiе мученики: Великiй Князь Сергiй Михайлович, Князья Iоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара, князь Владимир Палей. Русская Православная Церковь (Московскiй Патрiархат) в 1992 г. прославила только Вел. Кн. Елизавету Феодоровну и инокиню Варвару. Об остальных Алапаевских мучениках и речи не было. Если в Пекине приступят к делу, то обязательно привлекут к этому представителей Русской Православной Церкви (Московского Патрiархата). Таким образом, это будет эксгумацiя останков православных, а не обретенiе мощей святых, уже прославленных Зарубежной Церковью. Другое важное обстоятельство: следует хорошенько помнить, что Промыслом Божiимъ мощи Августейших Алапаевских мучеников оказались тесно связаны с мощами мучеников китайских, в свое время навсегда, казалось, сокрытых руками советских и китайских безбожников. – Архiерейскiй Собор Русской Православной Церкви Заграницей в 1996 г. прославил "жертвы первого в мiре красного террора рубежа нынешнего века". Была написана даже спецiальная икона "Собор святых мучеников китайских". В свою очередь, Св. Синод Русской Православной Церкви (Московскiй Патрiархат) 17 апреля 1997 г. постановил "восстановить исполненiе Указа Синода о почитанiи в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православного мiрянина с ним в Китае пострадавших. Днем их памяти определить 24 iюня (н. ст.)". Отсюда видно, что проблема эта не только политическая, но главным образом мистическая. Целый ряд ее аспектов сегодня известен (имеем в виду, прежде всего, проблему Китая в связи с эсхатологiей)103, но никак еще не обдуман.(105 – См. сводку матерiала на эту тему: Россiя перед Вторым пришествiем (Матерiалы к очерку Русской эсхатологiи). Изд. 3 Состю С. И Т. Фомины. Т. 2. СПб. 1998. С. 469–474). Все эти обстоятельства и следует учитывать сегодня тем, кто выступает с иницiативой обретенiя мощей Алапаевских мучеников, тем самым дерзая взять на себя ответственность за последствiя перед Церковью, Россiей и — так уж получается — мiром. Сергей ФОМИН.
Противоречивые сведенiя о состоянiи тел мучеников. Стр. 299: «По словам лиц участвовавших в извлеченiи тел из шахты, тело Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны, несмотря на то что все тела находились в шахте в теченiе нескольких месяцев, (а по другому сказанiю – в теченiе года) было найдено совершенно нетленным; на лице Великой Княгини сохранилось выраженiе улыбки, правая рука была сложена крестом, как бы благословляюшая. Тело Князя Iоанна Константиновича тоже поддались лишь частичному и весьма незначительному тленiю в области груди, все остальные тела подверглись в большей или меньшей степени разложенiю». И тут же: «Трупы не разложились, – читаем в исторической справке 1931 г., – и потому были легко опознаны близко знающими их людьми». Стр. 300: «От Алапаевска до Тюмени, – читаем в спец. докладе игум. Серафима, – ехал один в вагоне с гробами 10 дней». «Вез восемь гробов». «От Алапаевска до Читы 47 дней. Несмотря на то, что гробы были деревянные и протекали ОСОБОГО трупного запаха не было». Инокиня Серафима со слов игум. Серафима записала: «…из щелей пяти гробов постоянно сочилась жидкость, распространявшая ужасный смрад. Поезд часто останавливался среди поля, тогда они собирали траву (кто они, если игум.Серафим говорит: «ехал один в вагоне») собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость же вытекавшая из гроба Великой Княгини благоухала, и они (?) бережно собирали ее в бутылочки». Стр. 301: «Сестра преподобномученицы принцесса Викторiя писала брату Эрнсту 27.I.1921 из Порт-Саида, ссылаясь на рассказанное ей игум. Серафимом: «Монах сказал мне, что когда гробы надо было скрыть на несколько месяцев, прежде чем они могли покинуть Сибирь, они были спрятаны в женском монастыре, где их открыли, так как это было необходимо; и тело нашей Эллы не было подвергнуто тленiю, только высохло. Монахини обмыли его и переменили погребальные одежды на монашеское одеянiе». (Значит, надо полагать, что остальные тела подверглись тленiю. – Сост.). В этих данных сказано: «их открыли», – значит и гроб инокини Варвары, а о состоянии ее тела не сказано ничего. Стр. 304: «Последнiй Императорскiй посланник в Китае Князь Николай Александрович Кудашов (ум. 1925) разсказывавшiй позднее: «Как офицiальному лицу мне пришлось поехать в Харбин, чтобы их опознать и составить протокол. Трудно себе представить ужас, который мне пришлось испытать: тела убитых пролежали в шахте ЦЕЛЫЙ ГОД. По прибытiи в Харбин тела были в состоянiи полного разложенiя. Гробы открыли и поставили в русской церкви. Когда я вошел в нее, мне чуть не стало дурно, а потом была сильная рвота. Вел. Княгиня лежала как живая и совсем не изменилась с того дня, когда я перед отъездом в Пекин прощался с ней в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при паденiи в шахту. Стр. 308: «В склепе в два яруса стоят шесть гробов. Два места пусты (т.е. Вел. Кн. Елизаветы и Варвары, Их уже отправили в Iерусалим). В склепе душно и чувствуется сильно запах тленiя. В железных тройных гробах, закрытых наглухо, тленiе тел совершается медленно. Железо во многих местах проржавело». Стр. 314: «Тела всех мучеников НЕ БЫЛИ ПОВРЕЖДЕНЫ ТЛЕНIЕМ. Никакого запаха от них не было и на одежде не было плесени, хотя они пролежали 25 лет». Вот такое разночтенiе об одних и тех же телахъ мучеников. Как можно совместить понятiя: «в состоянiи полного разложенiя», и «не были повреждены тленiем»?..
В заключенiе всей этой неоднозначной информацiи Сергея Фомина, следует сказать что МП, равно как и ЗРПЦ, причисляют к лику святых и мучеников, и их мучителей. Как это видно на примере канонизацiи главного мучителя исповедников Афонских – Владимира, митрополита СПБ (Богоявленского) и ярого имяборца-клеветника Василiя Зеленцова («епископа» Прилукского) и прочих «новомучеников» имяборцев, – и в то же самое время сторонников Имяславiя: всю Царскую Семью, Вел Кн. Елизавету Феодоровну, ревностнейшего имяславца обличителя епископов имяборцев Михаила Новоселова (он же еп. Марк катакомбник), и других епископов имяславцев, Кукшу Почаевского и Феодосiя Кавказского. А то что и Царь и Елизавета Феодоровна общались с тихоновской имяборческой церковью – они не богословы, и очевидно не ведали канонических церковных правил и сказанного св. ап. Павлом., о запрете молитвенного общенiя с еретиками (2 Кор. 6,14-18; Тит. 3,10; 2 Iоан. 1,10-11;). | |
Просмотров: 227 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |