Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 0:48 AM | |
Документы об о. Антонiи. Из архива краеведческого отдела Сумской Библиотеки имени «Крупской». Свидетельство об убийцах о.Антонiя Булатовиче. На каторге в Сибири был Левко (?). Он воровал лошадей… его поймали в 1913 году. Во время революцIи его выпустили. Стал в селе «Луцыковка» председателем С/совета. Он организовал убийство Булатовича, и Ивана Чертенко, Чертенко был – присяжным… Пришли ночью трое – местные жители. Там, где о.Антоний жил, и убили его. У него были ценные вещи: … золотые деньги, их забрали. – Для убийц это было как очищенiе села от классового врага. Василий Басенко приказчик Булатовича видел и знал тех, кто убил. Убийцы жили еще в 1970 году. Записал со слов жителя села Гранитного (?) Шевченко Ивана Ивановича в 1995 году.
О. Антоний (А.К.Булатович) и его односельчане. I. Родиной известного исследователя ЭфиопIи Александра Ксаверьевича Булатовича (он же iеросхимонах Антоний с греческого Афона) было село Луцыковка на Сумщине. С Луцыковкой, –где в именiи матери, Евгенiи Андреевны Булатович, прошло детство о.Антония и куда он прiезжал на протяженiи всей своей жизни, – связана его духовная деятельность. С 1913 по 1919 гг. он писал тут статьи в газеты и журналы, письма Синоду, патриарху Тихону, Царю Николаю II, священникам, отстаивая свои богословскiе религиозные убеждения, которые он считал основополагающими для дальнейшей судьбы Россiи. Об А.К.Булатовиче писали много. Так достойную внимания статью о беседе с iеросхимонахом Антонiем написал корреспондент «Русского слова» А.С. Панкратов, который в 1913 году посетил Луцыковку. Интересные фотографiи о.Антония, его келлiи, усыновленного им эфиопа Васьки и Афонских монахов, которые прiехали в село, опубликовал Журнал «Искра». Не суждено было о.Антонию заложить монастырское подворье ни в любимой им Абиссинiи в 1911 году, ни в Луцыковке в 1913 году, когда у него проживали приблизительно 15 монахов. Отсюда в 1914 году он пошел добровольцем на Первую Мировую войну, был полковым священником, напутствуя и отпевая солдат и демонстрируя чудеса храбрости. Продолжалась гражданская война, неспокойно было и в селе, где каждый раз менялась власть. Чудесная усадьба Булатовичей была уничтожена крестьянами-бунтовщиками еще в 1905 году. Однако о.Антоний не озлобился – он вернулся в Луцыковку, общался с односельчанами, служил в церкви. Место, где расположилась его келлия, а ныне построена часовня, по мнению многих, наделено особой благодатию. Больной, почти слепой, беззащитный перед лицом грозной опасности, с которой постоянно встречались представители духовенства (тем более, он бывший белый офицер), он призывал к почитанию Имени Божiего, горячо молился, каялся в своих грехах. «Афонским монахам венцы мученическiе» – эти слова написал о.Антонию его духовный Отец и Наставник святой праведный Иоанн Кронштадтский в письме от 1 октября 1908 года. В ночь с 5 на 6 декабря 1919 года о. Антония вызвали из келлiи, в которой он подвизался аскетом, – и он упал от выстрела, прижимая к груди крест. С этим крестом, помимо нательного, он имел обычай ходить и по улице. Вскоре такая же судьба постигла и его убийц.. II. Односельчане в разговорах часто вспоминали своего необычного земляка, его мать, которых они видели при жизни. Учитель исторши местной школы В.И.Даниленко, В.К.Шутько, И.П.Дрозд, А.Н.Нехаенко как бы передавая эстафету друг другу, каждый в свое время вносили свою лепту в собиранiи и обработке воспоминаний об отце Антонiи. Директор школы Денисенко, И.П.Дрозд создали в школе краеведческий уголок. У И.П.Дрозда сохраняется фотография о.Антония, которую он подарил И.С.Гаташу смотрителю имения Булатовичей. И это не случайно. Как до сих пор вспоминают местные жители, в частности, А.Н.Нехаенко, в именiи Булатовичей держали красивых лошадей. Разрушалось государство, убит был Царь Николай II, который опекал о.Антония, и Именемъ которого А.К.Булатович назвал открытый им горный хребет в Эфиопiи, попиралась Православная вера, уничтожалось все то, чему он, как и все люди чести, служил верой и правдой. Следует отметить, что на обученiе и жизнь в Петербурге, на путешествiе в Эфиопию и жизнь в монастыре на Афоне значительные суммы из прибыли Луцыковской усадьбы А.К.Булатович получил от матери. Желая более видеть сына генералом, согласно с традицiей Булатовичей, чем монахом, она, тем не менее поддерживала сына чем могла. 5 ноября 1913 года вдова генерала-майора Евгения Андреевна Булатович писала в редакцию Сумского «Вестника» в связи с публикацiей в этом изданiи статьи об А К.Булатовиче: «В именiи моем, из рода Ольбрантов, были сожжены, в 1905 году во время земельных беспорядков, дом из 28 комнат, конюшня и службы, всего строений со всем имуществом на сумму 200 тысяч рублей. Вместо этого сожженного дома я и строю, теперь, в именiи моем маленький домик, как для себя, так, понятно и для моего единственного сына. Это – единственное понужденiе обязанности и любви каждой матери». А.К.Булатович с детства научился верховой езде, это уменiе неоднократно пригодилось ему во время продолжительных и опасных путешествий по ЭфиопIи. С 1962 по 1970-й год продолжалась активная переписка с Харьковским областным Архивом, Сумским краеведом И,Л.Ольховиком, писателем доктором исторических наук И.С.Кацнельсоном, которому очень ценные воспоминания из Канады в 1974 году прислала столетняя сестра о.Антония М.К.Орбелиани. Неоценимую помощь Луцыковским краеведам оказал краевед-энтузиаст из г. Сумы И.Л.Ольховик. Благодаря ему и В.К.Шутько, была упорядочена могила прославленного земляка, сделана ограда и сохранены достоверные сведения о местонахожденiи могилы. В Луцыковку в 1969 году прiезжал из Петербурга военный историк С.А.Борисов. В те времена возрожденiем памяти об А.К.Булатовиче заботился краевед из Белопольского района В.Г.Хроленко. Некоторые данные о жизни и смерти А.К.Булатовича вошли в изданную в 1975 году Академiей Наук СССР книги И.С.Кацнельсона и Г.Тереховой «По неизведанным землям ЭфиопIи». Записанных свидетельств односельчан о непосредственном общенiи с о.Антонiем, к сожалению, нет. Но еще живы воспоминания у людей о тех, которые были очевидцами его жизни, работали в его именiи, рассказывали о нем, сохранив очень теплые, чудесные впечатления на всю жизнь. В этих воспоминаниях отобразились и тогдашнiе реалши, и то окруженiе, в котором они жили. Такiе свидетельства донесли до нашего времени Г.Т. Кондусь, Л.П. Пвленко, М.А. Нехаенко и другiе. Определенный интерес представляют также и записанные в 1962 году рассказы школьников. Достоверностью, и основательностью отличаются воспоминания Я.Ф.Гавриленко (1889 г. рожд.), записанные В.К. Шутько в 1962 году, свидетельства Г.В. Павленко (1895 г. рожд.), записанные И.П. Дроздом в 1984 году. Недавно поделились своими еще детскими впечатлениями о встречах с о.Антонiем женщины очень преклонного возраста Т.М.Басенко (1908 г. рожд.) и Г.А.Ярмоленко (1915 г. рожд.) уже умершiе. Моя девяносто-летняя соседка Ирина Харитоновна Мусiенко, которая на протяженiи всего лета старательно работает на огороде, говорит, что как живого видит А.К.Булатовича – чернявого, невысокого роста, который очень хорошо поет в церкви, угощает их детей конфетами. Еще помнят в селе тех искренних, трудолюбивых людей, которые помогали о.Антонию: Павла Кузмичева, Христину Швачич, Трофима Кондуся, Ивана Гаташа. Мои родители, которые проработали в селе медицинскими работниками более 30 лет, были со всеми ими в дружественных отношениях; отправляясь на вызовы к пацiентам, не миновали их домов, часто пользуясь их гостепрiимностью. Отец Антонiй вечный покой обрел вблизи огорода деда Павлуха. Дочка Павлуха Антонина Барышевская, ее соседи Владимир и Галина точно указали могилу о.Антонiя. Они, как и Вера, Марфа, Лида, проживающiе на той же улице, – постоянные прихожане церкви. Примечательно, что почти все постоянные прихожане соединены семейными связями с людьми, в свое время работавшими в именiи Булатовичей. Почти в каждой семье, члены которой общались с о.Антонiем, есть женщина с Именемъ Антонина. Очевидно, такое имя они получили в честь дорогого для них земляка. Кстати, неоднократно прiезжала в Луцыковку моя 87-летняя родная тетка Антонина Ивановна Илленко, проживающая в Черниговской области. В 2004 году умер ее сын, но недавно она прислала очень светлое и мудрое письмо. III, Мне посчастливилось записать воспоминанiе, связанное с о.Антонiем, более десяти его односельчан. Они вспоминают рассказы очевидцев, особенно: о справедливости матери о.Антония – Евгенiи Андреевны; о ее доброжелательности к своим служанкам и работницам (М.А.Нехаенко, М.Ф.Басенко, Л.П.Павленко); о необычайной доброте, благородстве, бескорыстности, скромности, готовности придти помочь ближнему самого о.Антония, о том, как он предвидел и предсказал свою смерть (Г.Т.Кондусь); о том, как о.Антоний посещал церковь, о его красивом пенiи, молитвах, которые остались в памяти многих его односельчан (тогда все ходили в церковь). Когда служил «монах», – так называли о.Антония в селе, – в церкви собиралось особенно много людей; о дружественных отношениях о.Антония с жителями села: Павлом Кузмичевым, Трофимом Кондусен, Андреем Ярмоленко (тогда они были совсем молодые), о любви о.Антония и его матери к сельским детям, о его скромности в быте и питанiи, – он совсем не ел ничего скоромного. Из этих материалов, которые мне удалось собрать, возникает образ благородного и доброжелательного характера, доброго и бескорыстного, и одновременно мужественного, стойкого и сурового исполнителя монашеского устава о. Антония, искреннего и горячего молитвенника земли нашей. IV. В наше время произошли важные события, связанные с благодарным воспоминанiем и почитанiем имени о.Антония многих замечательных людей – учителей, краеведов, журналистов, писателей, художников, представителей духовенства, власти и общественности. Символом духовного возрождения и непрерывной связи поколений прошедших, и грядущих стало открытiе в 1998 году в Луцыковке церкви Покрова Божiей Матери. На протяженiи последних восьми лет значительный документальный материал, содержащий описания событий связанных с перезахороненiем о.Антонiя в 2003 г. пополнил музей имени о.Антонiя Булатовича в Луцыковской общеобразовательной школе. Там, кстати, сохраняется книга, посвященная исторiи села Луцыковка, над которой очень плодотворно трудился бывший учитель исторiи И.П.Дрозд. Теперь это благородное дело продолжают его последователи. Все эти годы община во главе с iереем Владимиром (Петренко) принимает участiе в требах, крестных ходах, молебнах в дни памяти о.Антонiя. Он оставил нам на вечную память свои научные и духовные творенiя. Во время работы над этой темой были использованы документы, любезно предоставленные общине села Луцыковка известным краеведом, сотрудником Сумского областного краеведческого музея И.М.Скворцовым и курсоводом Е.Г.Лавренко, сотрудниками краеведческого отдела Государственной Областной Универсальной Научной Библиотеки, в частности, из архива известного журналиста Г.Т.Петрова. С.П.Котницкая, жительница села Луцыковка. Редактор текста Т.Солодовник.
И вновь стоит часовня Булатовича. (Газета «Радяньска правда» 19 октября, 1999 г.) 11 октября православная церковь совершает память преп. Антонiя из сонма Печерских святых. Именно в честь преп. Антонiя Печерского получил в монашеском постриге имя Антонiй уроженец Луцыковки Александр Булатович – потомок знатного аристократического рода, блестящий офицер лейб-гвардIи, а потом, неожиданно для всех – монах-схимник и выдающiйся исследователь Африки, которого и ныне в ЭфиопIи почитают, как национального героя. Жизнь и подвижничество его как монаха, церковного деятеля, его мученическая кончина не остались без внимания не только в Луцыковке. Но возрожденiе настоящей памяти об этом человеке стало возможным только при современных условiях, когда появились Указы Президента Украины Л.Д.Кучмы относительно восстановленiя и возвращенiя духовных ценностей религиозным организацiям, когда духовному возрожднiю нацIи уделяется особое вниманiе. Однако указы, распоряжения, какими бы значительными не были, без должного понимания и поддержки на местах, много не дадут. Это и в Луцыковке, и в районе, и в области хорошо понимает не мало людей. Поэтому из своих стремлений возродить духовность нашего народа, восстановить историческую справедливость, и в частности отдать должное А. Булатовичу, объединили свои усилия епископ Сумский и Ахтырский Иов, настоятель местного прихода о.Владимир, председатель Луцыковского сельхозпредприятия С.В.Трикаш, краеведы, сельскiе учители и многiе жители Луцыковки. Они решили восстановить часовню, которую когда-то построил Александр Булатович-отец Антоний. 1 июня этого года заложили первый камень на месте часовни. А 11 октября состоялось его освященiе, которое совершил епископ Сумский и Ахтырский Иов. На торжества собрались не только луцыковцы, но и жители окрестных сел, священники со всего района. …Небольшая часовня, в виде свечечки, приятно украшает сельский пейзаж и притягивает к себе вниманiе. Она – символ того, что мы потеряли, а теперь возвращаем – нашу историю, нашу духовность, наконец, память и славу. И дай Богъ, чтоб добрые дела на нашей земле продолжались и множились. Н.Калиниченко. На снимках: священники приходов района и владыка Сумский и Ахтырский Иов, вместе с представителями общественности села, руководством КСП «Луцыковское» и Агрофирмы «Дружба» после торжественного богослужения; общий вид часовни.
От епископа – четки, от священников – Евангелiе, от односельчан – склеп. 7 декабря тленные останки Александра Булатовича (о ситуацiи, вокруг которых, уже дважды писала «Сумщина»), наконец были перезахоронены. (Газета «Сумщина» 4.12.2003). Выдающийся исследователь Африки, путешественник и воин, гусар и черноризец, дипломат и богослов, нашел свое последнее пристанище на клочке той земли, откуда и начинал свою удивительную, захватывающую жизнь. Его перезахоронили в той же Луцыковке Белопольского района, на месте, где когда-то стояла его избушка, где в 1919 году он был убит, и где 80 лет спустя построили часовню. Почтить известного земляка пришло не мало жителей Луцыковки, а также, руководители района, местного сельхозпредприятия, гости из Белополiи и Сум. Панихиду по Булатовиче совершил епископ Сумский и Ахтырский Украинской РПЦ Иов. Трудно передать те чувства, которые охватывали в те минуты всех, присутствующих на заупокойной службе. Теперь уже трудно и невозможно узнать, какими были первые похороны Александра Ксаверьевича, но вторые, которые, кстати, состоялись через 84 года после первых – день в день, которые вызвали щемящую боль сердца. Человек, который так настрадался при жизни, а по смерти и останкам его пришлось пережить немало. Присутствующiе ощущали определенную вину свою перед ним. За то, что погиб насильственной смертью, что тревожили (и уже кажется не раз) его останки, которые, сперва забыли, а потом «накрутили» с их перезахороненiем много чего – и полезного, и напрасного. Именно повторное прощанiе с Булатовичем, было, говоря по-человечески, простым и теплым. В новый, из моренного дуба гроб о.Антония положили в новом облаченiи, которое Афонскому схимнику подарил отец Симеон, настоятель Ахтырско-Свято-Троицкого монастыря. Одели в новое облаченiе, поверх старого. Положили также вырезанный из дерева монашеский крест и новое Евангелiе – от священника луцыковской церкви Покрова Божiей Матери отца Владимира Петренко. Легли в гробницу и четки – подарок отцу Антонию от епископа Иова. В ногах положили и те вещи, которые извлекли из могилы вместе с останками Александра Ксаверьевича: истлевшее Евангелiе, кадило, и пр. Все эти вещи по акту были приняты комиссiей в составе представителей местной районной власти, священнослужителей, общественности и зав. Отделом исторiи духовности края Сумско-Областного краеведческого музея Антонины Чугай. По окончанiи церемонiи еп. Иов вместе с братiей подняли гроб с останками и торжественно вынесли из храма. За священниками шли жители села. Многiе из них присоединились уже по пути процессiи. Вышла провести Александра Булатовича к месту упокоения и Вера Семеновна Шутько, учительница пенсионерка. Именно она передала в новосозданный в школе музей Александра Ксаверьевича Булатовича архив своего покойного мужа – тоже учителя, Василия Кононовича Шутько, который, наверное первым в Луцыковке начал собирать материалы об исследователе Африки. Влился в процессiю и Иван Павлович Дрозд, тоже учитель пенсионер, он также исследовал жизненный путь Булатовича и написал уникальную книгу-историю села Луцыковка. Извилистым был жизненный путь А.К.Булатовича, извилистым вышел и его путь к месту нового упокоения. – из одного конца села, в другой, через плотину, мимо подстанцiи, по выгону, где стояла когда-то церковь, мимо поворота на сельское кладбище, где он был похоронен впервые, на гору – к бывшей своей усадьбе, и дальше к опушке леса, где в начале ХХ столетия оборвалась его жизнь. Тут, возле часовеньки во имя трех Антонiев, частное сельхозпредприятiе «Булат» построило для Александра Ксаверьевича небольшой склеп – выложенную кирпичом могилу, которую сверху закрыли деревянным настилом и землей. Священники отслужили краткую литию, состоялась гражданская «панихида», на которой выступили зам. Председателя Белопольской Райгосадминистрацiи Иван Аксененко, Луцыковский сельский председатель Светлана Пугачева и Иван Дрозд, который предложил на этом месте построить и церковь, как память о Булатовиче, и другiе. Весной, когда сядет грунт, сюда перенесут и памятный знак, который давно был поставлен на сельском кладбище, неподалеку от первого захоронения о.Булатовича. Татьяна Бабинец. Фото Николая Гриценко.
Булатович Евгения Андреевна, мать отца Антония. Владелица имения в селе Луциковка, в котором она проживала около 40 лет. В 17 лет ее отдали за 60-летнего генерала Булатовича. Родителей (мать была грузинкой) и отца-путейца зарезали чеченцы. Забрала к себе тетка в Луциковку. Будучи беременной Булатович заболела холерой. Носили чудотворную икону святого Тихона. Молилась. Заболела, но выздоровела. Осталась вдовой в 20 лет с тремя детьми. Переехала из Орла в Луциковку. Умерли дядя, тетя, стала владелицей имения и 4000 га земли, которую отдавала крестьянам в аренду. Была строга, но справедлива. Повезла детей в столицу учиться. Одна дочь умерла в Санкт-Петербурге от тифа. Волновалась за Александра, который был в военных походах и в келий, когда он стал монахом, хотела, чтобы он сменил рясу на военный мундир, надеясь, что по семейной традиции он будет генералом. В 1905 году на подъезде в село из Сум увидела, что весь ее большой дом с богатыми библиотекой, картинной галереей, скульптурами сожжен. Скрываясь в Сумах, жила в доме Копылова, (там, где теперь находится епархия, в глубине двора). Ведущий краевед Скворцов И. Н. считает, что именно там был этот дом. По рассказам очевидца в этом доме за открытыми окнами, можно было видеть ковер, на котором висели военные доспехи Булатовича. Когда-то очень давно этот рассказ слышали заведующая музеем А. П. Чехова Евдокимец Л. Н., журналист «Православной Сумщины» Шульженко Н. Н. Где и когда умерла Булатович Е. А. неизвестно, на похоронах сына в 1919 году она якобы не была, так как очень боялась, в те годы были все для этого основания. Что-то делал для нее управляющий имением по ее распоряжениям. Архив города Сумы не дал пока полных данных об отсутствии ее захоронения в городе Сумы. В 1919 году, когда погиб ее 49-летний сын, ей было около 70 лет. Она пережила смерть родителей, мужа, дочери, сына, чуть не умерла от холеры, не погибла и во время бунта крестьян, пережила две революции, потеряла всё имущество. Жила в-дали от дочери Марии, в страхе за её и за свою жизнь — поистину драматична судьба этой женщины, матери такого необычного "человека. И такой непростой для нее стала взрастившая, кормившая ее, ставшая последним приютом ее сына Луциковка. Генерал Булатович, отец похоронен, видимо в г. Орел.
Орбелиани (по мужу) Мария Ксаверьевна, сестра отца Антония,1874 г. рожд. Училась и жила в Санкт-Петербурге, часто бывала в Луциковке, здесь прошли ее детские годы. Невысокая, темная, густая стрижка, большие глаза. Сохранилась сделанная ею зарисовка дома. Эмигрировала после революции в Канаду. В Париже Мария Орбелиани подходила к французскому ученому — исследователю Арамбуру, совершившему экспедиции в Эфиопию, по вопросу поисков следов брата в этой стране, обращалась она к нему и позже. В 1974 году Мария Ксанрьевна в 100-летнем возрасте прислала доктору исторических наук Академии Наук СССР Кацнельсону И. С. воспоминания об А. К. Булатовиче, которые частично вошли в его книгу «По неизведанным землям Эфиопии».
Павел Иванович Никитенко. г, Сумы Историко-художественный музей я знал с первых лет его образования, особенно по коллекции в период 1925-1935 годов. Там была коллекция африканского, вернее абиссинского оружия: щит, меч, копье и прочее, привезенная из Абиссинии Булатовичем и до революции хранившаяся в квартире его матери в Сумах. (Выписка из архива музея Чехова, 2003 год). На фото Татьяна Сенина у гробницы о.Антонiя (Булатовича) | |
Просмотров: 410 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |