Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-12-29, 9:56 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 5 том

страница 361 - 370
2016-04-23, 0:44 AM

               ПУШКИН – БУЛАТОВИЧ

1. Оба из старинных дворянских родов. Род ]5улатовичей идет от князей Бек-Булатовичей. При Иоанне Грозном эти князья стояли около царского трона. Род Пушкина всем известен.

  1. Имения в деревне, а родились не там.
  2. Похоронены в этих деревнях. Есть часовни.
  3. Окончили самые привилегированные императорские учебные
    заведения в Петербурге.                                                                                  
  4. Были сначала военными. Блистали в свете.
  5. Дуэлянты, любовники, прекрасные фехтовалыцики, наездни­
    ки, острословы, весельчаки,
  6. Природная удаль и отвага, дерзость, потребность риска и
    борьбы, восхищение подвигом ... «Есть упоение в бою у бездны мрач­
    ной на краю».
  7. Невысоки, прекрасно сложены, ловки, горячая кровь. У Пуш­
    кина есть примеси арабской, у Булатовича — татарской, грузинской,
    французской.
  8. Булатович также занимался литературной деятельностью.
  1. Обеим была предсказана смерть, но до времени в невероят­
    ных ситуациях судьба их хранила.
  2. Прадеда Пушкина, тогда еще эфиопского мальчика, спас из
    плена  Петр
    I. Булатович - спас раненого эфиопского мальчика.
  3. Обоих манила Эфиопия.
  4. У обоих была «утаенная» любовь.
  5. У Пушкина есть произведение о монахах.
  6. У Булатовича было прозвище «Мазепа» и Пушкин писал о Ма­зепе.
  7. Пушкин читал каждый день Евангелие (в Михайловском).
  8. Оба вели дневники.
  9. Оба погибли от выстрела ... «Пал оклеветанный молвой».
    . К обоим не заросла народная тропа.

                                                              Ноябрь 1999 г. С. Котницкая

 

 

Неофициальные наброски.

Петру Андросенко — племяннику.

 

Чехов - Булатович

1870-1919 тт.

130 лет со дня рождения (9.10)

 

2000 год. 1860 -1904 гг.

140 лет со дня рождения (30.01)

 

1 .Антон Чехов называл себя в шутку иеромонахом Антонием. Булатович принял имя иеросхимонаха Антония.

2.Матери – Евгении. Пережили своих сынов. Сестры – Марии, долгожительнцы. Мария Павловна в Ялте вспоминала брата в 90-летнем возрасте, Ма­рия К. – в Канаде в 100-летнем.

3.Современники. Общие места пребывания: Петербург, Москва, Сумщина, Сибирь (проездом).

4.Помещицы Линтварева и Булатович (после 1905 г.) жили в Сумах: первая – на Луке, а вторая – по улице Соборной, в доме Копыловой.

5.В Сумах похоронен брат Чехова – Николай и, видимо, мама Булатовича – Евгения Андреевна.

6,Оба рано осознали свое призвание. Жизнь была недолгой: 44 и 49 лет. Чехов: "Меня влечет неведомая сила". Булатович: "О.Антоний верит в высокую провиденциальность своего существования".

7.Оба шли к постижению тайны человека и человечества, Чехов неисчерпа­ем в изображении, своими неповторимыми методами глубин "человеческого сознания, жизни. Булатович проник в таинственную Каффу, в долину реки Омо, которую позднее ученые назовут колыбелью человечества. До самых истоков пытался проникнуть он и в религиозном отношении.

8.Героические подвижники, мужественные люди, стоики. Они могли ре­шительно, неожиданно для окружающих, менять направление своей деятель­ности. Чехов в 1890г. отправился один на Сахалин и в условиях лишений и опасности проделал титаническую работу по переписи населения и каторжан, исследованию их жизни. Булатович в 1900г., в том же возрасте, совершил третье путешествие в Европу и в невыразительно сложных, военных условиях исследовал один в целом комплексе географически этнографические вопросы неосвоенной части Эфиопии – Каффы.

 Чехов говорил: «Таких людей как Пржевальский, Миклухо-Маклай, моряк Невельский я люблю бесконечно. Люди подвига, веры и ясно осознанной цели нам нужны как солнце». Сам он, как и Булатович, объездил, несмотря на свою болезнь, полмира. Купался в Индийском океане с акулами. О храбрости Була­товича ходили легенды.

       9.Оба обладали колоссальной жизненной энергией, неистощимыми жиз­ненными силами, имели железный характер, волю, непреклонные и стойкие убеждения. Чехов, описывая противоположных себе людей, их душевную боль принимал как свою. Это была жгучая жалость даже к тем, кто сам виноват в своих муках, жалость врача к пациенту. Он лечил и как врач, и как писатель. Такое же сочувствие, сострадание, милосердие, и как представителю отряда Красного Креста, лечащего раненых, и как священнику, свойственно в глубо­кой мере Булатовичу.

10.Неприятие лжи, человеколюбие, вера в человека, ищущего свои идеалы, стремление к его счастью — лейтмотив творчества Чехова. Самоотверженное служение Богу, отечеству, людям – цель жизни Булатовича.

11.Оба уходили от славы, стремились к тишине.

12.Оба очень сложны и не были в достаточной степени поняты современ­никами. Чехову было присуще «святое» недовольство собой. Он занижал свои качества, приписывал себе черты персонажей своих произведений, и ему вери­ли иногда даже близкие люди. «Писатель в глазах современников считался до конца своих дней незнакомцем. Ими был выдуман для собственных надобно­стей свой Чехов, нисколько не похожий на подлинного, соответствующий их убогой духовной природе » (К.Чуковский). Не много знает история литературы более вопиющих ошибок, чем в оценке чеховских рассказов и пьес.

13.Некоторый миф о своих грехах на войне создал о себе и Булатович. Не­которые жители с. Луциковки верят ему и сейчас. Это были, видимо, так назы­ваемые «грехи святых отцов», когда своя вина преувеличивается или даже при­писывается себе вина других лиц. В своей книге «С войсками Менелиха II» он писал: «Ну, а что если в качестве самообороны придется применить оружие? Наверное, придется применить. На войне как на войне».

14.В Эфиопии он подобрал раненого чернокожего мальчика Ваську и вос­питал его. В этом же месте открыл горный хребет и назвал его именем Николая II, канонизированного в 2000 году в святые.

15.Чехов и Булатович имели хороший, отзывчивый, товарищеский харак­тер, были красивы внешне, очень мягки, ласковы, деликатны, поразительно скромны и просты, лишены всякого чванства. Оба в молодости любили шутки, розыгрыши, были страстные, азартны. В детстве Чехов пел в церковном хоре, Булатович – молился. Чехов оборудовал церковь в Мелихове. Ему ближе была тема монашества, из Сахалина его сопровождал монах Ираклiй. Чехов хоро­шо знал церковную службу. Его рассказы на религиозную тему: «Студент», «Светлой ночью», «Архиерей» – шедевры мировой литературы. Он был гигант в юморе, а затем он стал гигантом в высшей скорби за Россию.

Булатович – был предан высшей цели – служению Богу.

1б.В личной жизни у них была какая-то неудавшаяся любовь. Любили и страдали они молча. Имели в свое время шумный успех в Петербурге, получали царские награды. Были одиноки. Чехов был женат последние четыре года, но практически жил сам. Обоих опекали сестры.

    17.Оба любили Украину. Чехов с восторгом отзывался о ней. Свои впечат­ления о ней он отобразил во многих произведениях, с удовольствием подчеркивал свою «хохлацкую» кровь (бабушка была украинкой) в детстве говорил по украински.

Булатович вырос на Украине среди простого украинского народа и на про­тяжении всей жизни приезжал на Родину. Не отвратили и не озлобили его ни сожжения и разорения его богатого дома с дорогими произведениями искусст­ва, большой библиотекой в 1905 году, ни изгнание матери, ни опасные для жизни революционные годы (ведь мог он жить и у сестры в Петербурге или у матери в Сумах). Но его влекла Луциковка, как когда-то влекла долина Омо. К нему приезжали монахи из Афона с Греции. Его дед – муж тетки (по матери) – Курис Платон Иванович, у которого они жили и которому первоначально при­надлежала усадьба, был из греческой семьи, имел прекрасное образование.

18.И Чехов и Булатович предчувствовали свой мученический конец и были готовы к нему. Чехов написал свои последние «Архиерей» и «Вишневый сад», которые созревали в его задумах 15 лет. Не смог он проплыть мимо греческого Афона, что ему так хотелось сделать перед смертью. «Последнее время часто мечтал вслух: «Стать бы бродягой, странником, ходить по святым местам, по­селиться в монастыре среди леса, у озера, сидеть летним вечером на лавочке возле монастырских ворот...» И.П.Бунин «О Чехове». Булатович говорил одно­сельчанам: «Кто с мечом пойдет, тот от меча и погибнет». Была ли высшая пра­ведность в его участии в военных действиях, в Афонской смуте – это подвласт­но не знанию, а «...прозрению от Господа, спустившегося в падший мир» (В.М.Чернышов «Меч обоюдоострый»). ^ ^

Владыке Иову было дано к 130-летию со дня рождения рождения А.К.Булатовича – иеросхимонаха Антония, написать в «Православной Сумшине» удивительную по очистительной и покаянной силе, не задевающей по всей вероятности каноны святой Церкви, ста­тью об этом великом человеке, духовным наставником которого был святой отец Иоанн Кронштадтский.

Жизнь и труды Чехова и Булатовича будут занимать умы людей не одного поколения.

«Прошлое, – думал он, Иван Великопальский, (студент духовной академии) – связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из дру­гого. Правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на Зем­ле». («Студент» А.П.Чехова).

 

Булатович А. К. — Котницкий Ф.И.

  1. Оба жили в селе Луциковке, общались со многими одними и теми же
    односельчанами с разницей во времени 30 лет.
  2. Булатович дружил с Павлухом, который похоронил его у себя в огороде.
    Котницкий дружил с ним. Он научил Котницкого плести корзины.
  3. Котницкий был в приятельских отношениях с учителем истории Шутько
    В. К., который первый начал собирать материалы и воспоминания о Булатовиче.
  4. Булатович шел с санитарным отрядом «Красного креста» в Эфиопию.
    Котницкий служил санинструктором на Тихоокеанском морском флоте (тоже
    очень далеко от родных мест).
  5. Оба учились  в  Петербурге. Булатович – в Императорском  военном
    училище, Котницкий – в Военно-Медицинском училище.  Учебе в Военной
    Медицинской Академии помешали Халхин-Гол и Великая Отечественная война.
  6. Оба были военные. Булатович закончил свою военную деятельность после
    I - ой мировой войны в  1914 г, Котницкий служил  в Армии   15 лет и
    демибилизовался после Великой Отечественной войны.
  7. Оба, каждый в свое время, воевали в Манджурии.
  8. Оба имели правительственные награды.
  9. Оба лечили в военных походах.   

 

  1. Живя в селе, среди простых людей, много имели с ними душевных бесед:
    Булатович – как духовное лицо, Котницкий – как медицинский работник.
  2. Оба благородны, бескорыстны в своей деятельности, имели приветливый,
    доброжелательный характер.
  3. В обоих были садки. Котницкий часто собирал грибы на том месте, где
    была усадьба, а затем келья Булатовича.
  4. У Булатовича был приемный сын - Васька, с которым он вынужден был
    расстаться. И у Котницкого был от первого брака сын Николай, который с ним не
    жил. Это была их внутренняя боль.
  5. Предопределена была их смерть в Луциковке: Котницкий – на второй
    день после приезда из Москвы, Булатович – вскоре после очередного приезда,
    видимо, тоже из Москвы.
  6. На могилах их стоят гранитные памятники. На могиле Булатовича есть
    крест;  в могилу Котницкого,  крестик положила его сестра Тоня.  Рядом с
    Булатовичем похоронена медсестра-фронтовик, хороший человек и друг семьи
    Котницких - Двигало Е.И.
  7. Каплица, построена в честь Булатовича, и амбулатория, построенная
    Котницким, с посаженой им лопатой елью «смотрят друг на друга» с высоких
    холмов на противоположных берегах Сулы.

      Много над ней пронеслось, со времени князя Игоря: «Iржуть конi за Сулою...». Нотарiус-архиварiус.   Февраль 2001 г.   г. Сумы.   Котницкая С.Ф.

Дух Афона

I. Луциковка

«Как дитя за руку, ведет его через жизнь Провиденiе, указывая и предостерегая». ~ А.С. Панкратов (со слов отца Антонiя).

13 ноября 2001 года в село с двумя учащимися епархиального училища (Владимирами) приехал отец Симеон. Привез их отец Александр, а здесь их ожидали отец Владимир, директор школы Денисенко Е.Н., жители села.

Накануне была упорядочена могила отца Антония, восстановлен дубовый крест. До этого её местонахождение было известно не многим, и она ничем не выдавалась среди могил старого кладбища. Потрудились Денисенко В.В., Гавриленко И.И., Дудник М.И., члены церковной общины.

Вспомнили, что раньше могила была ограждена штакетником, мимо нее
по дорожке ходили из одного в другой конец села.                                        

На могилу отца Антония указал и 70-тилетний Горобец В.К., поскольку рядом с ней находится могила его близкого родственника.

Говорили, что Булатовича похоронил в конце своего огорода Павлух (уличное имя). Так оно и есть. Его дочь Павлухова Галина в возрасте около 80-ти лет еще и сейчас обрабатывает этот огород. (Умерла в 2003 г.).

Священники отслужили на могиле панихиду, помолились в храме-часовне, построенном на том месте, где когда-то была келья отца Антония, и освяченом владыкой Иовом и этими же священниками два с лишним года назад.

Тут же на природе совершилась поминальная трапеза.

Был один из дней поздней осени по-пушкински «красою тихою блистающий смиренно» с окутанными дымкой далями и зеленеющими посевами полями.

 

                               107005 Москва Бауманская 2-ая ул., дом 3

ДИРЕКТОРУ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА РФ ГАРКУШЕ И.О.

Уважаемая Ирина Олеговна!

В 2000 году исполняется 130 лет со дня рождения кадрового офи­цера Русской армии Александра Ксаверьяновича Булатовича /мирское имя схииеромонаха Антония/. Булатович геройски сражался в Эфиопии, где его чтут как национального героя. Принял постриг в зрелом воз­расте, поселился на Святой Горе Афон. После гонения на имяславцев, Булатович был насильственно вывезен со Святой Горы и поселился на своей родине в с.Луциковка Сумского уезда. В 1919 г он погиб от рук злоумыленников на окраине деревни.

Местные жители сохранили память о своём великом земляке: в селе установлен обелиск Булатовичу, в местной школе сделан стенд, посвя­щенный его памяти и сейчас идет подготовка к его юбилею.

В связи с этим обращаюсь к Вам с просьбой – выявить по фондам ар­хива материалы, связанные с именем Булатовича /биографическая справка, материалы по описям и др./. Это необходимо для местного му­зея.

 

Оплату гарантирую. С благодарностью

Татьяна Андросенко

 

Главный редактор журнала "Мурзилка"

21 апреля 1999г.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

(РОСАРХИВ)

              __________

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

                     (РГВИА)

107864 Москва, 2-я Бауманская, 3

Тел 261-20-70

19.05.99   №   620                                                                             АНДРОСЕНКО Т.Ф.

                                    

                                                Уважаемая Татьяна Филипповна!

 

Сообщаем Вам имеющиеся в документах архива сведения о Булатовиче А.К..

Из послужного списка штабс-ротмистра лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка Александра Ксавериевича Булатовича видно, что он родился 26 сентября 1870 г., происходил из потомственных дворян Харьковской губ. Воспитывался в Императорском Александровском  лицее и выдержал экзамен при I Павловском училище. В 1891 г.  зачислен в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк рядовым на правах вольноопределяющегося, в следующем году произведен в унтер-офицеры, а в июле того же года – в клорнгеты. В марте 1896 г. командирован в состав санитарного отряда, отправленного на Абисинско-итальянский театр военных действий. В декабре того же года прибыл из командировки и произведен в поручики. В сентябре 1897 г. командирован к абиссинскому негусу Менелику в составе дипломатической миссии под руководством действительного статского советника Власова. В 1898 г. произведен в штаб-ротмистры; в марте 1899 г. командирован в состав дипломатической российской имераторской миссии к абиссинскому негусу Менелику сроком на 9 месяцев.

Кавалер орденов св. Станислава 2-й степени и св. Анны 3 ст., абиссинского ордена Эфиопской звезды 2 ст., награжден знаком абиссинского Красного Креста.  /РГВИА,   ф.  409,   п/с 308-178/.

В материалах РГВИА содержатся и другие документы, связанные с деятельностью А.К. Булатовича:

- записка заведующего Азиатской частью Главного штаба ген.-лейт. Проценко  А.П. о путешествии состоящего в отряде Красного Креста корнета лейб.-гвардии Гусарского Его Величество полка Булатовича по Абиссинии и ходатайстве его об отпуске для более обстоятельного знакомства с этой страной. 31 июня 1896 г./ РГВИА. Ф. 400, оп. 1, д. 2000, п.1-3/;

- доклад по Главному штабу от 31. 08.1896 г. о разрешении командированному на абиссинско-итальянский театр военных действий корнету Булатовичу 6-месячного отпуска по окончании возложенного на него в санитарном отряде поручения /там же, п. 9/;

- список персонала санитарного отряда Российского общества Красного Креста, награжденного императором Эфиопии Менеликом II орденами и медалями. 7 января 1897 г. /в списке значится Александр Ксавериевич Булатович/ – ф. 12651. оп. 2, д. 48, л. 94;

_ отношение Военно-учетного комитета в Военно-топографический отдел Главного штаба о присвоении открытому штаб-ротмистром Булатовичем горному хребту в Африке имени импер. Николая II. 25.08.1899 г.  /  ф.  404..оп. 6,  д. 253,   л. 24/;

- наградной лист на иеросхимонаха Антония Булатовича Туркменского № 16  Передового отряда  Российского общества  Красного Креста  за 1916 г.  /  ф.  2333,  оп.2.  д. 467   ч. 1,  лл.  8-9/.  В наградном листе указывалось, что А. Булатович  «…воинскую повинность отбывал в лейб.-гвардии Гусарском полку и, по выдержании офицерского экзамена при Павловском военном училище, остался в полку до пострижения в монашество. Имеет орден св. Владимира 4 степ. С мечами за китайскую кампанию.

«…  отец  Антоний с редкой самоотверженностью работал под действительным огнем неприятеля как в с. Творильня в период 9-15 марта, так и теперь в ущелье при селе Новоседлице, напутствуя умирающих и отпевая умерших солдат».

 Зам. Директора архива                         М.Р.Рыженков

Исп. Дмитроченкова Е.Н.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  .

            1915 г.

 

 

Великому исповеднику и защитнику Славы и Божества Имени Божия, священномученику Антонию (Булатовичу)

 (убиенному  с 5 на 6.ХII.1919).

                                                                

                                                                  МОЛИТВА.

О, великiй угодниче исповедниче и священномучениче отче Антонiе! Припадаем к твоей святости грешнiи и недостойнiи духовные чада твоя, соучастницы твоего спасительнаго исповедничества; и молим Тя дорогой наш наставниче добрый учителю и усердный молитвенниче пред Богом: вознеси у престола Пресвятыя Троицы твои святые молитвы о нас грешных, плавающих в пучине моря житейскаго, в окруженiи сетей вражiих; умоли Господа Iисуса Христа, за Его же Имя  подвизался еси до кончины твоея, да простит Всемилостивый Господь кающимся нам согрешенiя наша, да не помянет грехов наших на Страшнем Суде Своем, когда откроются все согрешенiя и помышленiя людей; умоли Спасителя нашего Iисуса Христа: да приносим, прежде Страшнаго Суда, искреннее, всегдашнее покаянiе, да плачем о грехах своих, да храним память смертную, да не осуждаем ближних, да благодарим Господа в скорбях, да молимся за обидчиков наших, да победим в себе гнев и возымеем истинное смиренiе, любовь ко всем и всепрощенiе, а наипаче присное попеченiе о душевном спасенiи и тщанiе  хранить в чистоте Веру Православную, избегати молитвенного общенiя с имяборцами. Умоли, отче, Господа нашего Iисуса Христа: да избавит нас от  сетей антихриста и печати его и до конца земной жизни нашей подвизаться за честь, славу и Божество Всесвятаго Имени Пресвятыя Троицы, Молитвами Пресвятой Богородицы и всех Святых от века благоугодивших Господу, Которому слава, честь и держава со Отцем, и Святым, и Благим, и Животворящим Его  Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь, гл. 4

        Ревностный обличителю имяборческаго отступленiя / от Божества Имени Божiя и истиннаго Православiя; / провозвестниче царю земному кары Царя Небеснаго / за грех Синода похулившаго Имя Господне, / дивный пророче и усердный молитвенникъ, / подобный Илiи ревнителю Славы Имени Божiя, / истинный воин Царя Небеснаго / преславный отче Антонiе, / молися о нас ко Господу / прославляющих Имя Господне / и любовiю почитающих святую память твою.

 

Кондак, глас 8.

     Не по мнозе времене исполнишася пророчества отца нашего Антонiя, Царю Николаю реченная: / сдвигнуся царский престол Россiи, / прiиде гнев Божiй на страну нашу, отступницу, похуленiя ради Имени Бога. / О страшнаго  наказанiя Господня! / Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, / молитвами Пречистыя Твоея Матере, / преподобноисповедника отца нашего Антонiя и всех Святых.

инъ Кондакъ, глас 4:

Мiр возненавидевый, Христа Iисуса возлюбивый, / о жизни вечныя зело ревновавый, / истинное богословiе от Бога прiял еси, / и богословец благодатный показался еси, / все силы плоти и духа во славу Имени Божiя посвятил еси, / преславный отче Антонiе, / молися у престола Бога во Святей Троице славимаго, / Егоже Имя на земли исповедал и прославил еси, / яко услышит Господь моленiя твоя о нас грешных, славящих Имя Его, / яко Благ и Человеколюбец.

 

Величание

      Величаем Тя, / священномучениче отче Антонiе, / и чтем болезни и труды твоя, / ими же трудился еси, / прославляя Имя Господне.

 

Осип Мондельштам (1915 год)

 

     И поныне на Афоне

Древо чудное растет,

На крутом зеленом склоне

Имя Божiе поет.

              В каждой радуются келье

          Имябожцы–мужики:

          Слово—чистое веселье,

          Исцеленье от тоски!

    Всенародно громогласно

Чернецы осуждены,

Но от «ереси» прекрасной

Мы спасаться не должны!

 

  

22. Татьяна Сенина, об о. Антонiи Булатовиче, как о Святом исповеднике.

(Имяславiе или имябожiе. Часть 2–я. Интернет).

По моему убежденiю, о. Антонiй был настолько великим, воистину Богословом, что русское расцерковившееся вконец "богословiе" просто не могло его вместить. Его полемика с богословами имяборческой партiи наглядно свидетельствует об этом. Россiйскiе "ученые богословы", воспитанные – одни на немецкой философiи или на А.С. Хомякове, другiе – на митр. Макарiи Булгакове, который, по слову Хомякова, "провонял схоластикой", – просто обломали зубы о сочиненiя о. Антонiя. Спаситель когда–то сказал iудеям: "Ищете убить Меня, ибо слово Мое не вмещается в вас". Истинные рабы Христовы идут вослед Его – гонимые теми, в кого не вмещается слово Его, проповедуемое ими. Но Господь обещал дать Своим ученикам "уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящiеся" им (Лк. 21:15), что и исполнилось на о. Антонiи, ибо его оппоненты, такiе как С. Троицкiй, вынуждены были, чтобы найти обвиненiя против него, искажать его слова, истинный контекст которых не давал поводов для обвиненiя в ереси».[1]

       Св. новомученик епископ Марк (Михаил Новоселов) писал:

       Странно и, пожалуй, страшно сказать, что спасают нашу Церковь, святыню нашего сердца, не Собор, не Высшее Церковное Управление, а сильный социалистический пресс, выжимающий, говоря языком Апокалипсиса, из теперешней умирающей (Апок. 3:1) церкви Сардийской верную («сохраняющую слово Христово и не отрекающуюся от Имени Христова», 3:8) Филадельфийскую и отжимающий на сторону «теплохладную, нищую, слепую и нагую» Лаодикийскую («народоправческую» - христианско-социалистическую, 3:15,17).

...Какое употребление Вы сделаете из моих слов, я не знаю. О себе скажу Вам вот что. Сознание исключительной важности вопроса о боголепном почитании Имени Божия, от чего зависит наше настоящее и будущее, простирающееся в вечность, и признание имяборчества, этого плода и причины религиозного безверия и бесстрашия, опаснейшим врагом Православия, поражающим основной нерв нашей веры, побуждают меня отдать все свои силы на обличение этого душепагубного заблуждения и на уяснение противоположеной истины - имяславия".[2]  На почве этих пророческих слов Новоселова, Татьяна Сенина писала:

«Нам Господь по милости Своей судил быть именно этими "выжимками" из–под "соцiалистического пресса", малому остатку; и ныне наш непременный долг, как мне думается, – восстановить честь поруганного Имени Господня, о чем положил жизнь о. Антонiй (которого лично я почитаю во святых не меньших, чем древнiе Богословы), а также восстановить и честь самого о. Антонiя, которого до сих пор многiе считают еретиком, иначе нашу церковную жизнь вряд ли может ждать что–нибудь хорошее, и нам грозит подвергнуться конечному сокрушенiю и того, что удалось сохранить, поскольку гнев Божiй будет тяготеть над Россiйской Церковью до тех пор, пока имяборчество не будет названо подобающим ему словом – ересь, а поборники имяславiя (конечно, те из них, ученiе которых было согласно со свв. отцами) не будут признаны не "еретиками–имябожцами", а исповедниками Православiя.

 

      [1] Весьма показателен и следующий случай. 28 марта 1914 г. в С.-Петербурге в зале Всероссийского Национального Клуба состоялось публичное выступление по афонскому делу представителя интересов константинопольских греков и Св. Синода С. Троицкого. Цель его доклада была - оправдать необходимость насилия над имяславцами при их вывозе с Афона. Неожиданно на доклад пришли 10 афонских иноков во главе с о. Антонием (Булатовичем). После их прибытия докладчик обнаружил полное отсутствие свободы речи. Отец Антоний легко разбил критику Троицкого ссылками на догматы Церкви и учение св. Отцов (См.: Дым Отечества. 1914. № 13).

       [2] Из Открытого письма М.Новоселова П.Б.Мансурову, конец 1918, начало 1919 г.  По другим данным «Открытое письмо М.А.Новоселова» было написано кандидату богословия Куляшеву Андрею Гавриловичу, члену Высшего Церковного Совета на поместном Соборе 1917-18 гг. См. «Начала». 1998. С. 213.

 

Категория: Имеславие 5 том | Добавил: borschks
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar