Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 0:42 AM | |
В 1917 г. вышла книга о. Антонiя "Оправданiе веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Iисуса Христа", в начале которой он поместил три молитвы, составленные им 26 февраля ст. ст. 1917 года, в Неделю 2–ю Великого поста, Свт. Григорiя Паламы,[1] – ко св. Григорiю Нисскому, св. Симеону Новому Богослову и к Самому Господу – где он просил помощи в борьбе против имяборческой ереси и в восстановленiи Православiя. Молитвы эти были услышаны самым поразительным образом: в тот же самый день Господь попустил на Россiю и Церковь страшный удар в виде Февральской революцiи, которую большинство даже церковного народа и все iерархи приняли "на ура", но после которой уже вскоре вступил в действiе тот самый "соцiалистическiй пресс", который стал "выжимать" из умиравшей Церкви верную Филадельфiйскую... По знаменательному совпаденiю, в этом году 2–я неделя Великого Поста, Свт. Григорiя Паламы пришлась на 26 февраля ст. ст. 2001 г. Это лишнiй раз напоминает о том, что пришла пора возобновить дело о. Антонiя по восстановленiю православного вероученiя и конечному осужденiю имяборчества как опаснейшей ереси ХХ столетiя, приведшей к крушенiю и Россiйскую Имперiю, и Россiйскую Церковь, а вслед за ней и прочiе Поместные Церкви, а в конечном счете ко впаденiю их в ересь ересей и "чуму ХХ века" – экуменизм, который, в общем, основывается все на том же неверiи в обоженiе как цель христiанской жизни и в Церковь как Тело Христово и ведет к тому самому "человекобожiю и антихристовщине", о которых 80 лет назад писал сщмч. Марк (т. е. М.А. Новоселов)». Отец Антонiй (Булатович) разошелся с о. П.Флоренским. «Имяславцев их противники обвиняли в том, что они обожествляют самые звуки и буквы слов "Богъ", "Iисусъ" и других Имен Божiих; что они веруют в Имя как в какую–то четвертую ипостась Св. Троицы, впадают в двубожiе, в пантеизм и т.п. еретическiе взгляды. Действительно, если бы мы имели дело с ученiем, приравнивающим к Богу тварные буквы или звуки, которые достаточно написать или произнести любому, чтобы добиться автоматически желаемого чуда и т. п., то такое ученiе можно было бы назвать "имяБожiемъ". Однако, главный защитник имяславiя о. Антонiй (Булатович) всячески открещивался от такого ученiя, о чем он неоднократно писал[2]; и в чем легко убедиться, прочитав любую его работу в защиту имяславiя. Отец Иларiон также не впадал в обожествленiе букв и звуков Имени Божiя или в пантеизм и т. п. Учитывая, что Россiйскiй Синод осудил имяславiе именно как изложенное этими двумя монахами ученiе, в определенiи имяславiя следует исходить именно из того, как о. Антонiй и о. Иларiон (в основном первый, как главный апологет) излагали это ученiе. Если о. Иларiон в защите выраженiя "Имя Божiе есть Богъ" исходил, прежде всего, из непосредственного молитвенного опыта, то о. Антонiй нашел для него святоотеческое обоснованiе. Противники имяславiя неоднократно обвиняли имяславцев в том, что они изобрели "новый догмат", пользуясь одним не совсем точным выраженiем из письма о. Иларiона своему духовнику;[3] однако в своих трудах о. Антонiй доказал, что "догмат" этот не новый, а старый, всегда исповедавшiйся Церковью, но забытый новейшими "богословами". Он основывал ученiе о Божестве Имени Божiя прежде всего на том, что Имя Божiе, по ученiю свв. отцов, есть энергiя или действiе Божества (по–славянски "действо"; "действiе" – это перевод греч. слова "энергiя"), а энергiя Божiя есть Самъ Богъ. Вокруг этого пункта, в сущности, и велась главная полемика. Св. Дiонисiй Ареопагит так пишет об энергiях Божiих: "Эти общiе и соединенные разделенiя или благолепные исхожденiя всецелой божественности мы постараемся по мере сил воспеть, от являющих их в Реченiях [= Свящ. Писанiях][4] богоименованiй, – прежде, как уже было сказано, придя к выводу, что все благодеятельные имена, когда они прилагаются к богоначальным ипостасям, нужно понимать как относящiеся ко всей богоначальной целостности без изъятiя" (О Божественныхъ именах II, 11). – То есть имена, которыми именуются ипостаси Св. Троицы в Божественныхъ Писанiях, не просто "являют" Бога и указывают на Него, но являют Его действенно, ибо сами эти имена являются "благодеятельными" (или "благо–энергетическими"), способными действовать, т. е. по внутренней сути являются нетварной энергiей Божiей, через которую Богъ становится причастным твари. Согласно с этим святоотеческим ученiем и понималась имяславцами формула "Имя Божiе есть Богъ": Имя Божiе есть Богъ по энергiям. Отец Антонiй (Булатович) писал: "Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сiи звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господомъ Iисусомъ Христомъ, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствiи Божiемъ во Имени Своемъ, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Самъ Богъ, как Господь сказал о Себе: "Азъ есмь... Истина" (Ин. 14, 6).[5] Под Истиной о. Антонiй понимал то, что Богъ открывает людям о Себе Самомъ т. е., по св. Дiонисiю, "являет" Себя нам, – что и есть Его энергiя. "Энергiя Божiя значит Деятельность Существа Божiя, – писал о. Антонiй. – ...Святой Григорiй Палама установил с одной стороны – неслитность Деятельности Божiей с Существом Божiимъ, а с другой стороны нераздельность Деятельности Божiей от Существа Божiя и Божеское достоинство и Божескую природу Деятельности Божества."[6]
23. Схiигумен Герман (Гомзин). 20.3.1844 +17.1.1923. Вступил в число братiи Гефсиманского скита 20.2.1868 г. Пострижен в рясофор 25.6.1870. В мантию 29.11.1877 с Именемъ Герман. Проходил кроме прочих иконописное послушанiе. К 1977–8 гг. относится его переписка со святителем Феофаном затворником. Рукоположен во iеродiакона 5.7.1880, во iеромонаха 17.8.1885. Братскiй духовник Гефсиманского скита 13.3.1892, духовник больницы и богодельного скита 1893. Среди его духовных чад были будущiе митроп. Антонiй (Храповицкiй), еп. Арсенiй (Жадановскiй), игуменiя Iоанна – настоятельница Борисо–Глебской Аносиной пустыни. По благословенiю старца Варнавы Гефсиманского, с 12–ю учениками перешел в Зосимову пустынь, приняв настоятельство 26.91897. Стремясь устроить внутреннюю духовную жизнь обители на основах старчества, процветавшего в Оптиной пустыни о. Iеросхимонаха Льва, и был в духовном общенiи с известным святителем Затворником Феофаном. Духовная опытность о. Германа и знанiе им всех сторон монашества содействуют спасительному устроенiю монашеской жизни в Зосимовой пустыни, которая имеет характерную особенность иночества – старчество. Этим благодатным даром обладал, как известно, основатель пустыни схимонах Зосима. В [1] Может быть, составлены они были и раньше, но дата под ними стоит именно эта. [2] Отец Антонiй ничего не писал, не найдя тому подтвержденiя у свв. отцов (наиболее самостоятельной в плане богословiя его работой, где он излагает свои собственные мысли, является "Моя мысль во Христе", но и там он учит в согласiи с церковным ученiем). В этом он с самого начала разошелся с о. П. Флоренским, имевшим уклон к магизму. Так, 2 декабря 1912 г. о месте со звуками Его: "Я очень охотно готов этому верить, но пока не имею достаточных данных, чтобы это утверждать. У св. Симеона Нового Богослова ясно названа Богомъ – Истина Божiя. Звуки по строенiю своем не суть ни существо, ни вещество, но дрожанiе воздушной волны, следовательно, о преложенiи сего колебанiя во Христа едва ли может быть речь. Наконец, звуки не суть принадлежность необходимая Имени Господня и вообще слова, ибо слово действует в уме и беззвучно. Поэтому я скорей склонен смотреть на звуки так же как на буквы, т.е. как на условные знаки. Но Истина Божiя во Имени есть Самъ Богъ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВIЕ БОЖЕСТВА" (Священник Павел Флоренскiй. Переписка... С. 78). Впоследствiи, не найдя подтвержденiя магическим воззренiям Флоренского у свв. отцов, о. Антонiй никогда не принимал их. Флоренскiй же продолжал развивать оккультные теорiи и впоследствiи; примерно в этом же направленiи развивалась мысль Булгакова и Лосева (впавших в конечном счете в ересь софiанства), вследствiе чего Флоренского, Лосева и Булгакова с их последователями и можно назвать в собственном смысле слова "имябожниками". (Т. Сенина. Ч. 2. Примечанiе 18). Можно только восхищаться, что своим женским умомъ Т.Сенина, – спаси ее Господи!, – постигла древнюю тайну Имяславiя, или вернее, Самъ Господь открыл ей истину Имяславiя за ее смиренiе христiанское.
[3] См.: Святое Православие и именобожническая ересь... С. 28. [4] См.: Иеросхимонах Антоний [Булатович]. Афонское дело Петроград. 1917. С. 8-9. [5]Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами на Святой Горе… С. 117. [6] Иеросхимонах Антоний (Булатович). Моя мысль во Христе... С. 6-7. результате наветов был не надолго переведен в Махрищскiй монастырь (14.9 – 4.11.1909). Епископом Арсенiем (Жадановским) пострижен в великую схиму 28.7.1916. Скончался схiигумен Герман незадолго до закрытiя обители. Погребен в пустыни. («Свете тихiй». М. Паломник. 1996. С.390–291). Приведенные данные о старце Германе, свидетельствуют о его духовной опытности и просвещенности и его авторитетности, как великого духовного Старца. Опытный духовно просвещенный старец Герман одабривал книгу схимонаха Иларiона «На горах Кавказа», ибо они руководимы были одним Духомъ Святым в своей подвижнической жизни. Но Россiйскiй Синод, однажды впавшiй в имяборчество, и не желавшiй отрешиться от своего тяжкого злохуленiя на Имя Божiе, оказал своей властью давленiе и на этого старца. И он вынужден был, «страха ради iудейска», то есть, подчиняясь власти синодальных архiимяборцев, подчиниться его давленiю, и идя на компромисс Синоду, делает некоторое отступленiе от своего прежнего православного убежденiя относительно Имени Божiя Iисусъ. Так он в письме к Михаилу Новоселову, будущему новомученику, от 2.4.1913 года написал: «Досточтимый Михаил Александрович! Прошу исправить опечатки Вас – изданiи книги Iисусъ Божественно но не Богъ как говорил и Палама, чтобы прикрыть соблазн книги и ошибку исправить. Недост. Игум. Герман Смоленской Зосимовой Пустыни. 1913. Апреля 2 дня» (Свящ. П. Флоренскiй. Переписка с Новоселовым. Томск. 1998. С. 89). О достоверности сего предположенiя свидетельствуют слова М.Новоселова в следующем за письмом о. Германа письме к о. П. Флоренскому: «Дорогой о. Павел! Шлю Вам только полученное письмо о. Германа. Прочтите – и верните мне. Я и С. Н–ч думаем, что сiе – влiянiе Академiи. Поспешите проверить текст Исихiя и верните его мне….» (4.4.1913. Там же, стр. 89). Проверим, что же написал Св. Исихiй Iерусалимскiй? А вот что: «Да соединим Имя Iисусово своему дыханiю. Ово бо есть Свет, те же тма, и ово (Имя Iисусъ) есть Богъ и Владыка, те же (т. е. помыслы) раби бесом» (Слав. Добротолюб. М. 1840. Изд. 4. Ч. 2. Гл. 170). «Основанiе и верх добродетели храненiя ума есть святое и поклоняемое Имя Господа нашего Iисуса Христа» ( – гл. 169). Вот что написал Святой Отец! Это слово Святого не в пользу синодального имяборчества и поэтому могущественной своей властью Синод по влiял и на Академiю и на о. Германа… (Ред.)
24. Макарiй Митрополит Московскiй и Коломенскiй. 1.10.1835 + 16.2.1926 Родился святитель Макарiй (В мiру Михаил Андреевич) 1.10.1835г. в с. Шапкине, Ковровского уезда, Владимирской области. Отец был пономарем в храме Рождества Богородицы. Дом и все их сгорело. Уехали в Сибирь. Избрал путь проповедника, миссiонера. В 1854 окончил Тобольскую Духовную семинарiю лучшим учеником. От карьеры академического образованiя отказался. В 1855 г. вступил в состав Алтайской миссiи. 12.2.1884 г. хиротонисован в епископа Бiйского. Отец Iоанн Кронштадтскiй о нем говорил: «У вас свой есть лучшiй меня молитвенник. С 6.5.1906 – архiепископ: с 25.11.1912 – Митрополит Московскiй, постоянный член Святейшего Синода – первоiерарх Россiйской Церкви (Газ. «Вечная Жизнь». С. 2–3). Как это ни странно, но содержанiе Синодального посланiя об Афонской смуте от 13.5.1913 г. стало известно члену Синода Митрополиту Макарiю только благодаря церковной перiодике (Газ. «Вечная Жизнь». № 28. Январь. 1997. С 4). Владыка Макарiй не только почитал Царя и Царскую власть, но также обличал и указывал Его врагов, называя их врагами Православiя. Святитель предвидел скрытую цель либерально–демократической Гос. Думы – уничтоженiе Самодержавiя на Руси. Думцы, а среди них ведь было не мало духовенства и даже высшего, были главными и притом легальными разрушителями Церкви и Родины, так как открыто выступали и против Помазанника Божiя и всех тех, кто оказывал Ему поддержку. Митрополит Макарiй удерживал православный народ от разделенiя постоянно разъясняя, что Господь даст единенiе только вокруг Царского Престола, ограждающего мечом вещественным Св. Церковь. Владыка Макарiй оказался главным врагом грядущих узурпаторов власти Церкви. Он стоял на их пути перед Троном Государя – Кормчего Святой Церкви (Ис. 49,23), не допуская их к беззаконному управленiю церковным кораблем и охраняя от них Царскiй Престол Давидов духовным мечом, «Который есть Слово Божiе» (Евр. 6,17). Сибирскiй столп Православiя, поистине став Всероссiйским, принял на себя всю горечь и тяжесть оплеванiй и клеветы, которая была обрушена на его святую святительскую голову после февральской революцiи. Владыка Макарiй был непреклонен в вопросе власти. Царская власть дарована нам Господомъ, – говорил он. Для русского народа Богъ на небе, Царь на земле. Это означало то, что как на небе один Богъ, один Вседержитель, одна власть, никому не подчиненная, никому не дающая отчета, всем управляющая, так и на земле одна власть – Царская, она источник всякой власти в государстве. Старец Митрополит непрестанно умолял не поддаваться соблазнительным призывам против Царя, пророчески предупреждая о тех тяжелых последствiях, которые неизбежны при потере Самодержца» (Газ. «Жизнь Вечная». № 28. Январь. 1997). По другому источнику: Старец–митрополит Макарiй, выдающiйся святитель, миссiонер, просветитель алтайского народа; в народе его называли «Сибирским столпом Православiя», «Апостолом Алтая». После окончанiя Тобольской семинарiи (1854), в которой получил прозванiе «Невскiй», поступил в состав Алтайской духовной миссiи. Приняв монашество и будучи рукоположен во iеромонаха (1861), трудился над устроенiем Чулышманского монастыря (1861–1864), работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал на нем ряд богослужебных и святоотеческих книг (1868–1869). Начальник Алтайской духовной миссiи, архимандрит (1883), хиротонисан во епископа Бiйского, викарiя Томской епархiи (1884). Епископ Томскiй и Семипалатинскiй (26.5.1891), с 1905 – епископ Томскiй и Барнаульскiй (с 1906 – архiепископ), с 1908 – архiепископ Томскiй и Алтайскiй. Митрополит Московскiй и Коломенскiй, член Св. Синода (1912), почетный член С–Петербургской духовной академiи (1913). Уволен на покой (20.3.1917), местом пребыванiя определен Николо–Угрешскiй монастырь. Святителем Тихоном митрополиту Макарiю дарован почетный пожизненный титул митрополита Алтайского (авг. 1920). Скончался в пос. Котельники Московской губ. В 1956 г. останки Святителя (по свидетельству очевидцев – нетленные) были перенесены в Сергiев Посад и упокоены под Успенским собором Троице–Сергiевой Лавры. («Свете тихiй». М. Паломник. 1996. С. 469–470). Святой старец. Под его председательством в суде Московской Синодальной конторы в 1914 г., при многих архiереях и представителях светской власти, в том числе владыки Феодора (Поздеевского) и профессора М.Д. Муретова, имяславцы были оправданы. Имяборные архiереи изгнали Святителя Макарiя с Московской митрополiи, и не допустили его на Собор 1917–1918 гг Святитель Макарiй был истым монархистом и охранителем Царского престола. Он разъяснял народу великое значенiе правленiя Россiей православным Царем. За это, и за сочувствiе его имяславцам Святителя Макарiя против его воли и антиканонично сняли с занимаемой им Московской кафедры и на его место поставили архiепископа Ярославского Тихона (Белавина). И только после изгнанiя святого старца Макарiя и отправки его в монастырь, открыли Поместный Собор РПЦ 1917 г. В последнiе годы Митрополит Макарiй проживал в подмосковном Николо–Угрешском монастыре, скончался изгнанником из монастыря в селе Котельники, где тело его первоначально было погребено, затем ограблено могильными ворами, а через длительное время перенесено и захоронено под Успенским собором Троице–Сергiевой Лавры. Жизнеописанiе его составил епископ, бывшiй Серпуховским Арсенiй Жадановсiй. (Акты Свят. Патрiарха Тихона. М. 1994. С. 15). Предлагаются сведенiя о святителе Макарiи из другого источника. Верный Богу и Его царю. Равноапостольный Макарiй. (Газета «Жизнь Вечная» № 28, январь 1997 г.) «Тех ревнителей веры христiанской, которые, подобно святым Апостолам, посвятили свою жизнь насажденiю и утвержденiю правой и спасительной веры посреди нехристей, святая Церковь именует равноапостольными. Таков был и Митрополит Московскiй Макарiй (Невскiй), многими трудами приведшiй ко Христу несколько народностей Алтая. Великiй духоносный Старец был избран Богомъ для апостольского подвига не только в среде диких язычников. Промысл Божiй поставил "Апостола Алтая" на столичную кафедру, чтобы "живой русскiй святой" в сане Митрополита проповедовал объязычевшейся столице спасительную верность и Богу и Его Царю. Происхожденiе Святителя Митрополит Макарiй, в мiру Михаил Андреевич Парвицкiй, а по прозвищу, данному ему в Семинарiи, – Невскiй, родился первого октября 1835 года в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернiи, где отец его, Андрей Иванович, был пономарем в храме Рождества Богородицы. В семье Миша был шестым ребенком. Когда ему было семь лет, сгорел дом и все, что в нем было. Крайняя нищета вынудила родителей оставить родные места и отправиться в далекую Сибирь. – Там будет легче, – утешал Мишин отец скорбящую супругу. В Тобольске Андрей Иванович получил благословенiе направиться на приход в Томскую епархiю, где он и подвизался до своей кончины. О начале духовного пути. Михаил поступил в Тобольскую семинарiю, в которой окончил обученiе в 1854 году. Будучи лучшим учеником духовной школы, он мог поступить в Академiю, но отказался от предоставившейся ему возможности. Избрал путь проповедника. – Еще на школьной скамье мысль о миссiонерстве занимала меня, – свидетельствовал он сам при нареченiи его во епископа. Сердце Михаила устремилось к неведомому и далекому Алтаю, где он желал служить простым людям. Отец и мать благословили его на подвиг миссiонерства, и поэтому, как он вспоминал, обретен был мир душе, томившейся исканiем пути. Молитвами Богородицы. Неземная радость наполнила сердце Михаила, когда он впервые увидел предгорья Алтая. Первым делом после вступленiя его в состав Алтайской Миссiи в 1855 году было изученiе алтайского языка, который давался ему с большим трудом. Но после усердной молитвы к Богоматери Михаил стал свободно говорить по алтайски. Матерь Божiя открыла ему, что он будет свободно владеть всеми наречiями этого языка. Благословенiе на благовествованiе. Чем больше Михаил узнавал о подвижнической жизни основателя Алтайской Миссiи, архимандрита Макарiя (Глухарева) (1792–1847), тем более сам возгорался желанiем подражать ему. Однажды архимандрит Макарiй сам явился Михаилу в сонном виденiи и, назначив его своим преемником, благословил на предстоящiе труды. Первые семь лет Михаил Парвицкiй в качестве послушника провел на Телецком озере, за двести верст в глубь Алтая, вместе со старцем–iеромонахом. Ущелье, где они подвизались, было глухим, диким местом, напоминавшим о жизни древних пустынников. Проповедовать Евангелiе язычникам приходилось на их языках, которыми, по словам местных жителей, Михаил владел лучше их самих. Автор алтайской письменности. По окончанiи семилетнего испытанiя Михаил был назначен на должность учителя Центрального миссiонерского училища в Улалу. 16 марта 1861 года Михаил Андреевич Невскiй принял монашество, получив имя основателя Миссiи, подвигу которого подражал. А 19 марта был рукоположен во iеромонахи. С того времени священноинок Макарiй приступил к переводам на алтайскiе языки (ойротскiй, тувинскiй, хакасскiй) Священного Писанiя, Литургiи, огласительных и требных текстов. Начиная с 1864 года iеромонах Макарiй осуществлял печатанiе переводов в столичной синодальной типографiи. Им Самимъ была окончательно установлена транскрипцiя алтайской письменности. В iюле 1863 года он направлен в Казань для изданiя грамматики алтайского языка. Деятельность iеромонаха Макарiя (Невского) была так высоко оценена, что по решенiю Святейшего Синода он был награжден саном игумена, в который он был возведен 29 iюля 1871 года. С 1875 года игумен Макарiй – помощник начальника Алтайской Миссiи. После возведенiя в сан архимандрита 29 iюня 1883 года он был назначен начальником Миссiи. А 12 февраля 1884 года хиротонисан был во епископа Бiйского. Месть революцiонеров. Семь лет прожил владыка Макарiй (Невскiй) в Бiйске, где не раз Господь посещал скорбями Своего угодника. Епископ Макарiй ревностно и постоянно обличал богоборческую – антимонархическую деятельность революцiонеров (которые, как известно, находились в ссылке в Сибири), призывая власти к жестким мерам по отношенiю к разного рода соцiалистам. Последнiе, будучи врагами Православiя и Самодержавiя, старались не остаться у него в долгу. Они несколько раз пытались убить владыку и наконец подожгли двухэтажный архiерейскiй дом, где размещались Миссiя и Катехизаторское училище, архив и библiотека. С опасностью для жизни епископ Макарiй успел вынести из огня только святыни: антиминс, Евангелiе и потир (чашу для причащенiя), находившiеся в его домовой церкви. Впоследствiи Владыке не раз приходилось открыто исповедовать перед лицом отступнического мjра богоустановленность, а посему необходимость и полезность Самодержавiя.
Просветитель и молитвенник. Епископ Макарiй 26 мая 1891 года был определен на Томскую кафедру. До прибытiя его в Томск даже в самом городе не было церковных школ. При нем же Томская епархiя по их числу заняла в Сибири первое место. Многiе сибиряки к тому времени испытали на себе великую заботу владыки не только об их духовном, но и телесном здравiи. Сила его молитвы за болящих широко была известна. По количеству исцеленных Богомъ (по усердной молитве Владыки) его можно сравнить только с одним пастырем – отцом Iоанном Кронштадтским, Всероссiйским Чудотворцем, имя которого в то время гремело на всю Россiю. Когда же к преподобному Iоанну Кронштадтскому прiезжали сибиряки с просьбами о молитвенной помощи в скорбях и болезнях, то Батюшка Iоанн говорил: "Что вы ко мне ездите, ведь у вас есть свой Макарiй, который лучше меня молитвенник!"
Первопрестольный Митрополит. Преосвященный Макарiй 6 мая 1906 года был награжден саном архiепископа, а 25 ноября 1912 года, волею Провиденiя, возведен на святительскую кафедру первопрестольной столицы с назначенiем постоянным членом Святейшего Синода. Оказавшись в положенiи первоiерарха Россiйской Церкви, Митрополит Московскiй Макарiй продолжал ревностное служенiе делу проповеди Евангелiя, ни о чем не помышляя, кроме славы Божiей и спасенiя ближних. Несмотря на то, что будущiе царскiе изменники (революцiонеры – февралисты), переучившiеся карьеристы – архiепископы Антонiй (Храповицкiй), Сергiй (Страгородскiй), одержимые страстью властолюбiя, претендовали на столичные кафедры, Господь видя их лицемерное «верноподданничество», дал Царю опору в Москве в лице святого Старца – Митрополита Макарiя, единственного из владык того времени, не имевшего духовного образованiя. За владыкою Макарiем были полувековой миссiонерскiй подвиг и продолжительный монашескiй, святительскiй и старческiй опыт, разумеется, во сто крат превышающiе всякiе академическiе степени. Будучи истинным христiанином, Государь Николай Александрович понимал, что осуетившаяся и объязычевшаяся "образованная" Москва нуждается в окормленiи Старца как пастыря высшей ступени опытности, прошедшего молитвенный искус, познавшего духовную брань, стяжавшего дар прозорливости и рассужденiя и поэтому способного руководить паствой. Особое потрясенiе в связи с назначенiем на Москву Старца Макарiя (Невского) претерпел архiепископ Антонiй (Храповицкiй) – автор двух ересей (крестоборчество и имяборчество), мечтавшiй о патрiаршем куколе. Святой старец в Синоде. У владыки Макарiя появились новые заботы по причине того, что всякiй архiерей, занимая столичную кафедру, обязан был занять и свое место в Синоде. Митрополит Московскiй Макарiй вместе с Митрополитом Санкт–Петербургским Питиримом (Окновым), также врагом всякого либерализма и поборником церковного ученiя о священных правах в Церкви Богопомазанника, удостоились от синодалов отношенiя, мало поддающегося описанiю. На заседанiях Синода их обоих погружали в атмосферу недоброжелательства и интриг, нескрываемой непрiязни и революцiонного угара, исключавшую возможность нормальной работы, приводившую Синод к недоразуменiям и конфликтам. Митрополит Макарiй заслуживал иного отношенiя к себе уже хотя бы потому, что был вдвое старше этих господ, возомнивших себя "Генерал–губернаторами в рясах". О том, что Святитель Макарiй за свои твердые убежденiя систематически подвергался травле и насмешкам со стороны членов Синода, свидетельствует даже один из них – протопресвитер армiи и флота отец Георгiй Шавельскiй в своих "Воспоминанiях": "В Синоде Митрополит Макарiй всегда молчал и безропотно принимал все решенiя. В его присутствiи Синод проваливал одно за другим все его представленiя, а он не находил ни одного слова, чтобы защитить самого себя" (4, 146). "Благостнейшiй Митрополит Московскiй, обезсмертившiй свое имя подвигами на Алтае, человек выдающегося ума и величайших достоинств, – вспоминает Товарищ Обер–Прокурора Святейшего Синода князь Н.Д.Жевахов, – чувствовал себя чужим в Синоде, и, хотя общая молва и называла его святым, в чем действительно не было преувеличенiй, однако же именно эта святость его и отталкивала от него его собратьев по Синоду... С мненiем Митрополита Московского Синод вовсе не считался..." (3, 190–191). Право именоваться русским. Еще в 1910 году в Томске вышло первое изданiе полного собранiя проповеднических трудов Преосвященного Макарiя, которое было прочитано Царем Николаем Вторым и оценено по достоинству. Спустя восемь десятилетiй стала очевидной та духовная проницательность, с которой святой старец–митрополит предупреждал о близгрядущем царстве тьмы на Руси, желая оградить христiан от совратителей умов, стремящихся погубить Веру, Царя и Отечество: "Кто не молится о Царе Русском, православном, тот не русскiй, не православный человек, тот не слуга верноподданный, не сын Отечества. Он, как пришелец, только живет на русской земле, но в действительности не имеет нравственного права именоваться русским..." (стр. 62). "Объединимся около державного Царя Православного... станем на защиту власти, от Государя поставленной" (стр. 178). "Наше знамя, наша хоругвь – Вера Православная, Царь Самодержавный, Русь Единая. Нераздельная. Умрем за это знамя, за эту хоругвь, но никому не отдадим их. В этом да поможет нам Бог!" (стр. 127). Вот такими воодушевленными словами в защиту Церкви и ее покровителя – Царя Святитель–ратоборец согревал паству, пламенея ревностью о их спасенiи. Прочих же – противников и Бога и Имже поставленной власти – Владыка Макарiй грозно в архипастырском посланiи предупреждал: "Не хотите вы своей русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная".
У Iоанна Кронштадтского. Взаимное почитанiе друг друга двумя великими праведниками Земли Русской – преподобным Iоанном Кронштадтским и Святителем Макарiем Московским – весьма дополняет духовный облик обоих Старцев. Однажды Митрополит Макарiй написал отцу Iоанну письмо с просьбой назначить время, когда, он может его принять. При встрече друг с другом Митрополит Макарiй просил благословенiя у отца Iоанна. Отец же Iоанн просил благословенiя у Митрополита Макарiя. Тогда Владыка стал перед Батюшкой на колени. Но отец Iоанн тотчас опустился на колени перед ним. Кончилось тем, что оба праведника обняли друг друга и отец Iоанн исполнил просьбу Митрополита и благословил его, а Святитель Макарiй, исполняя просьбу, благословил отца Iоанна. Уже позднее преподобный Iоанн Кронштадтскiй был, согласно, воле Государя, назначен на должность постоянного члена Святейшего Синода, что вызвало такую же бурю негодованiй среди синодалов, как и в случае с назначенiем туда Святителей Макарiя и Питирима. Впрочем, по причине тяжелой болезни в последнiе годы жизни отец Iоанн Кронштадтскiй так ни разу и не посетил заседанiя Синода, что позволило ему не стать (наряду с названными Владыками) третьей мишенью для "любителей топтать" горячую любовь к Помазаннику Божiю. Мало кому известно о том, что архiепископ Антонiй (Храповицкiй), требовавшiй запрещенiя публикацiй некоторых "неправославных" сочиненiй отца Iоанна, позднее заявлял, что не допустил бы никакого участiя Кронштадтского пастыря в делах Синода за его "сомнительное ученiе"! Это ученiе об Имени Божiемъ преподобного Iоанна Кронштадтского после его кончины пришлось отстаивать Митрополиту Макарiю Московскому как ученiе истинно церковное. Патрiаршество вместо Самодержавiя? Так в чем же, по мненiю архiепископа Антонiя (Храповицкого), погрешал против Истины отец Iоанн? Оказывается, якобы, в том, что учил о благодатности и предвечности Имени Спасителя: "Имя Божiе – есть Самъ Богъ. Имя Его есть Онъ Самъ – Единый Богъ в Трехъ Лицахъ, простое существо, в едином слове изображаемое и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим",– читаем в его книге "Мысли христiанина". "Спор за Божество Имени Господня в Россiи впервые произошел между приснопамятным отцом Iоанном Кронштадтским и епископом Феофаном затворником Вышенским. Это было в 70–х годах вслед за первыми изданiями отцем Iоанном своих сочиненiй, в коих он Имя Божiе назвал Богомъ. Епископ Феофан восстал против этого, не допуская почитать Имя Божiе за Бога. Однако вскоре отступил от спора" (Имяславiе, СПб, 1914, стр. 76). Адепт масонской ложи "Лафайет Асторiя" архiепископ Антонiй практически возглавлял самую крупную архiерейскую группировку, которая методично вела борьбу против немногочисленного духовенства, исповедающего богоустановленность Самодержавiя. Проповедуя необходимость "восстановленiя" патрiаршества, владыка Антонiй мечтал об узурпацiи всех священных прав Богопомазанника для себя как будущего патрiарха. Восстанавливать же можно только то, что было утрачено, то есть в данном случае патрiаршество симфоническое – первого епископа при Царе, каковое по византiйской традицiи, и имела Россiйская Церковь в семнадцатом веке. Но большинство епископата, занедуговав в то время либерализмом, напротив, использовало идею патрiаршества в качестве знамени для антимонархической свистопляски. А Митрополиты Макарiй Московскiй, Питирим Санкт–Петербургскiй, Флавiан Кiевскiй и другiе подвижники благочестiя после кончины преподобного Iоанна Кронштадтского продолжали ограждать Царскiй Престол от властолюбивых "наемников" (Ин. 10; 12), откровенно высказываясь против такого "патрiаршества". О причинах духовной диверсiи. Будущiй нарушитель архiерейской присяги – архiепископ Антонiй (Храповицкiй) упорно искал компромат на преподобного Iоанна Кронштадтского Всероссiйского Чудотворца, желательно какую–нибудь "ересь", дабы, подорвав его высокiй авторитет, начать расправу с его многочисленными чадами и единомышленниками – своими идеологическими врагами. Такая возможность ему предоставилась в 1912 году. Ставленник владыки Антонiя на Афоне, iеромонах Алексей (Киреевскiй), известный нигилист, по его же заданiю состряпал клевету на ту часть братiи, которая придерживалась симфонической (монархической) идеологiи. Он сообщил в Синод владыке Антонiю, что большинство монахов Афонского монастыря (ссылаясь на Кронштадтского пастыря) якобы обожествляют буквы и звуки Имени Божiя, почитая Имя отдельно от Бога. Их стали дразнить – "имябожники". Прозорливый Кронштадтскiй Пастырь, ведая о грядущем разоренiи монашества на Афоне, древнего училища умносердечного деланiя Iисусовой молитвы, заранее предупредил своих духовных чад, отправляющихся туда подвизаться, сказав одному из них: "Будешь подвизаться за Имя Божiе, вот тебе в руководство...", и благословил его книгой "Мысли христiанина".[1] Сами же афонскiе монахи, православно исповедающiе святость и предвечность Имени Божiя, называли себя имяславцами, а своих клеветников – имяборцами, которая ересь, как и антимонархическая – разновидности одной ереси – иконоборческой. И не случайно в рядах имяборцев оказались будущiе революцiонеры. А чтущiе святость Имени Божiя остались верны и Богу и Царю. Промыслительно посетившiй Афон в 1912 году, знаменитый проповедник владыка Трифон (Туркестанов) викарiй Московскiй стал свидетелем первых притесненiй имяславцев, ставших жертвой клеветнической кампанiи врагов Царского престола. Проведя элементарное разбирательство, при котором открылась злонамеренная клевета на исихазм, Владыка Трифон распорядился убрать iеромонаха Алексея (Киреевского) с Афона. И это был не первый и не последнiй случай, когда Свят. Трифону суждено было защищать ученiе православной Церкви о почитанiи Имени Iисусова. В начале 1913 года другой имяборец – игумен Iероним добавил несколько клеветнических обвиненiй в адрес большинства афонских монахов, дескать, те отождествляют Имя Божiе и существо Божiе. За это он был смещен с должности (по традицiи афонской обители подавляющим большинством голосов) и на соборе старцев обвинен игуменом Давидом в ереси. Заняв исповедническую позицiю по отношенiю к немногим хулителям Имени Божiя, братiя, подписав вероисповедный акт, обратилась письменно в Святейшiй Синод за поддержкой. Посланiе об Имени Божiемъ составлено Синодом тайно от митр. Макарiя. Тайно от Митрополита Макарiя Московского – старейшего члена Синода архiепископ Антонiй предложил своим единомышленникам синодалам заслушать три "доклада" об Имени Божiемъ. Авторами этих трех полемических статей были: сам владыка Антонiй (Храповицкiй) вместе с другим iерархом, также известным своим страстным вмешательством в политическiе дела, – архiепископом Никоном (Рождественским), да профессор С.Троицкiй – преподаватель провинцiального училища, решительно ничем не известный. В итоге: частные и случайные мненiя трех христiан были положены в основу Посланiя об Имени Божiемъ, выдаваемого не только за мненiе всех членов Синода, но и за голос всей Россiйской Церкви. Само это Посланiе от имени Синода, но без ведома первенствующих его членов было адресовано "всечестным братiям, в иночестве подвизающимся" и опубликовано в "Церковных Ведомостях" в мае 1913 года. Оно запрещало касаться этой темы всем лицам и изданiям, подведомственным Синоду. Этот запрет объясняется внутренней богословской несостоятельностью самого этого документа. Все три докладчика так и не смогли объединиться в одной теорiи, противореча друг другу в самых основных и ответственных пунктах. Например, в Посланiи говорится: "Имя Божiе не есть энергiя Божiя" (стр. 285), а в докладе Троицкого: "Имя Божiе есть энергiя Божiя" (стр. 906); в Посланiи утверждается: "Имя Божiе не может быть называемо Божествомъ" (стр. 285), а у Троицкого к Имени Божiю "приложимо наименованiе Божество" (стр. 907), и так далее... Не проходившiй сам даже молитвенного искуса под руководством опытного старца, составитель Посланiя архiепископ Антонiй решительно отрицал, "чтобы и вне нашего сознанiя Имя Божiе было тожественно с Богомъ, было Божествомъ", и тем самым проповедовал идеалистическiй магизм вместо молитвы, так как самопредставленiе несуществующего вовсе не есть молитва, а есть психологическiй субъективизм, порождающiй прелесть самоспасанiя. Последовательный защитник имяславiя как церковного ученiя Митрополит Венiамин (Федченков) позднее вспоминал: "Митрополит Антонiй (Храповицкiй) как главный противник этого ученiя известен был не только резкостью и легкомыслiем (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и склонностью допускать в своих воззренiях и объясненiях человеческую мысль, так называемую "нравственно–психологическую" концепцiю. И нередко он переходил религiозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношенiи вообще догматов; в особенности же – в ложном, человеческом истолкованiи искупленiя" (так называемая крестоборческая ересь, отрицающая необходимость смерти (Искупителя,-ред.) для искупленiя человечества). Само ученiе имяборцев о непредвечности и безблагодатности Имени Господа практически было направлено против делателей Iисусовой молитвы, особенно против монашествующих. Как это ни странно, но содержанiе "синодального" Посланiя об "Афонской смуте" от 18 мая 1913 года стало известно члену Синода Митрополиту Макарiю только благодаря церковной перiодике.
Разгром афонского монашества. После опубликованiя посланiя владыка Антонiй (Храповицкiй) решил поступить с настроенным исповеднически афонским монашеством как с бунтовщиками. Этим открывается самая позорная страница в борьбе архiерействующих революцiонеров против исповедников–имяславцев – сторонников аскетической церковной традицiи и верных слуг Государя. Один из авторов Посланiя, архiепископ Никон (Рождественскiй), срочно отправился на Афон для усмиренiя "мятежников", почему–то опять "забыв" получить полномочiя у Митрополита Макарiя действовать от имени Синода. Без всякого разрешенiя Государя использовать войска он 5 iюня 1913 года прибыл на Греческiй Афон с двумя ротами солдат. Угрожая расправой, владыка Никон принуждал монахов подписаться под Посланiемъ. К примеру, описывая свое впечатленiе от этого Посланiя, митрополит Венiамин (Федченков) свидетельствует: "ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отреченiя от православiя!". После отказа православных иноков поставить подписи под документом неправославного содержанiя архiепископ Никон организовал их кровавое избiенiе в самом буквальном смысле этого слова. Во время всенощной на монахов Пантелеимонова монастыря (по его приказу) были брошены подпоенные солдаты. В ход пошли приклады и штыки. «Мощной струей воды монахов сшибали с ног, а затем избитых и окровавленных насильно погружали на корабль, в трюм. Всего со Святой Горы было насильно вывезено шестьсот семьдесят иноков. По прибытiи в Одессу они без какого–либо церковного или мiрского суда оформлялись в тюрьмы и в ссылку на каторгу. В считанные дни после этих событiй еще более тысячи имяславцев – исповедников вынуждены были оставить Святую Гору Афон. Позднее выяснилось, что еще на пути к Афону архiепископ Никон приказал всем матросам на корабле вычеркнуть из личных молитвословов Имя Спасителя – Iисусъ, а затем по очереди топтать сапогами это Имя Господа, начертанное мелом на палубе. Отказывающiеся сделать это подвергались дисциплинарным наказанiям. После того как Государю Николаю Александровичу было доложено о беспрецедентном самочинiи архiерея и были предъявлены для наглядности испорченные молитвословы, Царь решил пресечь развитiе событiй, протекавших в антиканоническом русле. Отношенiе Царской Семьи к "афонскому погрому" легко выясняется из переписки Августейших Супругов за 1915 год: "Никон, этот злодей с Афона" (8 сент.), "у него на душе грех Афона" (9 сент.). По причине того, что Синод вовсе не имел канонического права принимать решенiя богословско–догматического характера, Государь Николай Второй (как верховный в Церкви покровитель правоверiя и благочестiя) распорядился произвести на Церковном суде богословскую экспертизу и принять соборное решенiе, которое только и может стать основанiем для законного решенiя Синода. Церковный суд при Московской Синодальной Конторе возглавил (по порученiю Царя) старейшiй член Синода Высокопреосвященнейшiй Макарiй, Московскiй Митрополит.
На защиту имяславiя. Уже на первой стадiи спора об Имени Божiемъ на сторону афонских исихастов (представителей аскетическо–богословской традицiи в монашестве) стали некоторые высокопросвещенные россiйскiе богословы. Имя одного из них экстраординарного профессора богословiя Московской Духовной Академiи М.Д. Муретова, пользуется заслуженной и почетной известностью. В письме владыке Феодору (Поздеевскому), ректору МДА, он писал: «Вопрос, поднятый афонитами, я считаю весьма своевременным для всеобщего обсужденiя. Он может дать повод к перенесенiи спора об Имени Iисусъ в общедогматическiе области… (6, 25–26). Глумились над защитниками Имени Iисусъ и молитвы Iисусовой, конечно, по недомыслiю, а вернее – по отсутствiю истинно христiанского чувства, которое всегда может указать истинным христiанам верный путь во всех соблазнах и недоуменiях… Наша мысль есть движенiе духа, наше слово есть духовно–телесное движенiе. Поэтому произносящiй молитву Iисусову реально соприкасается с Самимъ Богомъ Iисусомъ, – как Фома, осязает его духовно» (6, 28). Еще до офицiально назначенного Церковного суда при Московской Синодальной Конторе рассмотренiе «Исповеданiя» имяславцев (от 18 марта 1914 г.) состоялось на Архiерейском Соборе Кiевской епархiи, проходившем под председательством Высокопреосвященнейшего Флавiана, Митрополита Кiевского, где и было признано вполне православным. [1] Таким образом и с такими словами о.Iоанн Кронштадтский благословил на Афон отца Антония Булатовича, и в письме к нему от 1 октября 1908 года написал: «Афонским инокам венцы мученические». («Моя мысль во Христе». Петроград. 1914. С. 3. Изд. «Исповедник») | |
Просмотров: 271 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |