Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 0:37 AM | |
29. Преподобномученики: старец Патрикiй (Белых) и игуменiя и 30. Марiам (Макаровская) Буковского Скита. – (+17.7.1929) Монах Патрикiй (в мiру Петр Белых). Родители его благочестивые и богобоязненные крестьяне Курской губернiи. В детстве Петр пас свиней и овец и занимался Iисусовой молитвой. Уехал на Св. Гору Афонскую и поступил в свято–Андреевскiй скит. Проходил послушанiе плотницкое, пел на клиросе и занимался в живописной. Во время Афонской смуты принимал деятельное участiе в борьбе с имяборческим заблужденiем, хотя и было имяборцев значительное меньшинство, но состоявшими на начальствующих должностях во главе с игуменом Iеронимом, который собором всего братства, согласно с уставом скита, был низложен и заменен находившимся в ските на покое престарелым маститым старцем схиархимандритом Давидом (Мухрановым +5.6.1931), бывшим ранее настоятелем Санкт–Петербургского Андреевского Подворья, где он имел широкое знакомство как очень усердный молитвенник и наставник Iисусовой молитвы. Отец архимандрит Давид между многими почитателями имел своим учеником сына известного золотопромышленника Иннокентiя Серебрякова, который, получив наследство в два с половиною миллiона золотом вместе со старцем своим о. Давидом уехал на Св. Гору Афон в тот же свято–Андреевскiй скит где и служил ему, употребив свои средства на обновленiе обветшавших построек скита, и других обителей. На месте старого собора устроил новое великолепное зданiе поражающее своим великолепiем, обширностью и красотою. Отдельно устроил храм во Имя (неразборчиво в рукописи) и при нем келлiи для старца и себя. После того как, согласно устава, большинством голосов братiи монастыря был низложен игумен Iероним и не хотел покинуть игуменскую келiю не желая подчиниться большинству братства, его стали выдворять принудительно. В это время разъяренные имяборцы набросились на имяславцев, схватили iеросхимонаха Антонiя (Булатовича), стали избивать и душить его собственной эпитрахилью. Тогда о. Патрикiй с прочими имяславцами защитили о. Антонiя от убiйства и отбили имяборцев, которым досталось несколько колотушек… Таким образом, отец Патрикiй участвовал в защите имяславцев и насильственном удаленiи со Скита бунтарей имяборцев. Вывезен о. Патрикiй со Св. Горы 1–м параходом. Был в Одессе под арестом, заключенным в тюрьму до прiезда доверенного Государя князя Урусова, которым был освобожден вместе с прочими имяславцами. Затем о. Патрикiй поехал в Новый Афон, а оттуда на центральное обиталище кавказских пустынников – на Красную Поляну, в шестидесяти верстах от Адлера и поселился за селенiем «Медовеевское» не доезжая 20 верст по краснополянскому шоссе вверх по бурной речушке вытекающей из под вершины горы Очишкон, на уступе этой горы, в тихом отдаленном живописном месте, где подвизался злополучный брат о. Павла Григоровича священник о. Хрисанф Григорович из под Кiева, который, оставил приход и семью и ушел в пустыню. Но в виду того, что брат его Павел Григорович, известный своим происхожденiем, (как белый офицер) не мог здесь жить и ушел в другое место (неразборчиво) со своим старцем Досифеем на другую гору (названiе неразборчиво); о. Патрикiй поселился в его келiи, состоящей из трех отделенiй, с бывшим экономом Санкт–Петербургского подворья Андреевского на Афоне скита о. Никоном, где и жил до 1925 года вместе с монахом Георгiем (Макаровским, автором этих строк), до назначенiя их (монахов Патрикiя и Георгiя.–Сост.) пустынниками кавказскими как представителей от Афонских изгнанников на Московскiй Собор, вследствiе бывших виденiй. Доехавши до Туапсе получили сведенiя, что Московскiй Собор – волчiй, на котором умертвили 67 человек, несогласных с «Живой (обновленческой) церковью». А на запрос в ЦИК племяннику о. Георгiя получен ответ, что на Iерусалимскiй Собор (намечавшiйса на 1925 год) допускаются только лица подписавшiе анкету, в которой несколько раз необходимо подписаться под косвенным отреченiем от Христа и Церкви. Поэтому, о. Патрикiй с о. Георгiем задержались в Темных Буках при Ските состоящем из части насельниц от Иверско-Алексеевской обители, (бывшей на участке Макаровских близ Туапсе). В Буковском Скиту жила часть изгнанных сестер с настоятельницей Марiамной (Макаровской) (сестрой о.Георгiя по усыновленiю) и старцем Софронiем, куда мы были ими приглашены. Иверскiй Скит устроенный в Темных Буках при разъезде «Горный», что около станцiи «Тоннельная» под Новороссiйском в семи верстах, в горах. Здесь в Скиту при помощи Божiей разоблачили и привели к покаянiю прельщенную «святую» девицу Макарiю и ее последователей, практически всю женскую общину, во главе которой был сам (Оптинскiй) старец о. Софронiй. Слух о виденiях прельщенной Макарiи распространился, и с Новороссiйского ОГПУ получен вызов старца с отчетом о «деятельности святой». Хотя о. Софронiй неохотно и сознавал свою ошибку в почитанiи прельщенной Макарiи, но из опасенiя придирок и расследованiя ОГПУ решил срочно покинуть Скит и удалиться в ст. Полтавскую к своим благодетелям. Матушка Марiам пригласивши о. Патрикiя и меня (Георгiя) пошла в келiю старца и, упавши ему в ноги, просила его не оставлять их сиротами. Но он оставался непреклонным. Тогда она стала умолять его: «Батюшка, поручите нас афонским старцам», на что о. Софронiй согласился. Поклонившись нам он просил принять руководство оставляемой им обителью. Все это сопровождалось каким то глубоким чувством благоговенiя и особой серьезности момента, в глубине души чувствовалось как бы новое рожденiе или перерожденiе. На просьбу преклоненного старца принять руководство над его стадом о. Патрикiй ответил: «Старцем быть это выше моих сил, а в нужде подать руку помощи это неизбежный и священный долг христiанской любви». После этого старец Софронiй спешно собрался и на трех мажарах выехал в ст. Полтавскую, забрав с собою много книг и различного скареда. Среди тех, у кого укрылся о. Софронiй пустил ложный слух, что его будто бы изгнали из Скита, а не добровольно он оставил обитель в виду угрозы ГПУ. (Очевидно такая его нечестность и удерживала его в имяборчестве.-Сост.). При этом мне вспомнилось, что учреждая новый, после изгнанiя из Туапсинской Иверской обители, скит в «Темных Буках» (так называлось это урочище ввиду преобладанiя здесь букового дерева), когда на площадке выбрана была полянка о. Софронiй велел мне сделать крест и малый столик, приготовить ямку для водруженiя креста и велел матушке Марiамне, экономке матушке Фомаиде и мне (о. Георгiю) вместе с ними водрузить этот крест. Причем, он молитвенно возвел влажные от слез очи к небу и торжественно произнес: «Господи! Да будет благодать святой Горы Афонской на месте сем!» Мы сказали: «Аминь». И точно. Благодать Св. Горы Афонской обличившая обман и козни дьявола, проявленные через прельщенную Наталiю Екатеринбургскую, и в 1913 году обличенные и посрамленные благодатiю Св. Горы через Афонских иноков имяславцев, в силу молитвы при учрежденiи (Буковского Скита), паки через афонских иноков разоблачила прелесть бесовскую прельщенной Макарiи, а о. Софронiй от позора бежал прочь. Отец Патрикiй оставался в Буковской общине до 1928 года, т. е. до разгрома общины, и был арестован. Находился в Новороссiйской тюрьме, а затем в Краснодарской и, наконец, в Ростовской на/Дону где и пострадал мученически, был расстрелян. Он не согласился на «выступленiе отцов с Медовеева под предлогом немощи его сестер девиц (со слов монахинь ст. Славянской, которых мы с о. Георгiем посетили 28.07.1960 г. Отец Патрикiй сказал, что «это дело политическое»). Но о. Патрикiй по просьбе сестер девиц вынужден был согласиться из общины монахинь внешне учредить артель для производства государству перломутровых пуговиц, чтобы не разогнали общину. Но когда через год потребовали учрежденiе красного уголка с красным флагом они стали уклоняться и их разогнали. С о. Патрикiем были арестованы и мученически пострадали также м. Марiамна (игуменiя) и некоторые другiе сестры Скита. Вскорости обнаружили скрывавшегося на бабуке о. Павла Григоровича с братом и тоже умертвили. Приводили его на очную ставку с игуменiей Марiамною, на которой она от него отказалась. Около десяти сестер обители отбывали ссылку в Соловках, где от чахотки скончалась Ксенiя, племянница игуменiи Марiамны. Остальные после ссылки вернулись на Родину. Отец Патрикiй очень много читал, изучал Свято–Отеческiе писанiя. Неоднократно прочитывал 12 томов творенiй свт. Iоанна Златоуста, прочитывал творенiя святых Григорiя Богослова, Василiя Великого, Афанасiя Великого, Кирилла Александрiйского, Кирилла Iерусалимского, Исидора Пелусiота, Феофилакта Болгарского и других святых Отцов. Сведенiя об о. Патрикiи передал мне, своему послушнику, сподвижник его по кавказским пустыням схимонах Георгiй (Макаровскiй в 1962 году. День и месяц мученической кончины старца Патрикiя, игуменiи Марiамны и других с ними пострадавших сестер обители совпал с днем мученической кончины Царской Семьи: Николая II–го, Царицы Александры и Их детей: Ольги, Татьяны, Марiи, Анастасiи и Алексiя. – 17 iюля. Сохранившiеся некоторые нравственные наставленiя старца Патрикiя Первая вера от слуха, – потом от дел. Человеку трудно живется пока он надеется на себя, а не на Господа. Он все думает, что все, что он делает и доброе и злое, все это делает он сам. В этом и состоит его беда, он и мучится от того, что не понимает, не разделены у него понятiя, что все доброе что он имеет в себе, все это Божiе, что Господь молится в нем, Господь воюет, Господь побеждает, укрепляет, просвещает, утешает… Все это делает в человеке Господь, а не человек своею силою; а все что в человеке злое, все это тоже не его, но вражiе. Небо и земля называется храмом Божiимъ. Человек, как жвачное животное должен хватать слов Божiих побольше, хотя и не имеет понятiя, но в свое время, постепенно разберется и поймет силу слов Божiих. Грехопаденiе бывает сначала мысленное, затем и чувствительно. Грешит человек пока он не избавится от страстей, то есть греховных привычек, пока не выгонит их из себя, тогда он не может правильно молиться, и таковому трудно спастись. У кого сердце очищено от страстей, тот может мысленно разговаривать с другими. Господь всегда близ нас, Он никогда не отступает от нас, всегда стучит в наше сердце: «сыне, даждь Ми сердце твое», но человек если не внимает внушенiям Божiимъ, забывает память Божiю, (а забвенiе памяти Божiей погубило Адама) и отступая от Бога впадает в различные искушенiя и бичуется ими и плачет: «забыл, оставил меня Господь»; так говоря мы погрешаем и хулим Творца. Мы сами себя наказываем и бичуемся по делом. Добродетели без Имени Божiя не спасут человека, потому что все добродетели есть дар Божiй, а Господь сказал: «даждь, сыне, сердце твое». Человек сознательно должен в сердце носить Господа. Твое дело призывать Господа, всегда держать память Божiю, так думать, что когда ты молишься, то это не ты, а Господь Сам все делает за тебя, твое только желанiе, понужденiе себя, прилагай старанiе усердное, а всю власть действiй Божiих отдавай Богу. Все хорошее приписывай Богу, грех ненавидь, а брата жалей и молись за него. Все мы Господомъ живем и движемся, этого не забывай. Когда мы отсечем все страсти и признаем, что все у нас Божiе, тогда мы можем соединить волю свою с волею Божiею, разделится два человека, которые до того были, как бы слиты, как одно. Всяк грех от самолюбiя. Когда Господа оскорбляют, или ближняго, надо защищать, а за себя молчать. Враг, когда уязвляет наше сердце, палит его, мучит, терзает, жжет, томит, давит, напрягает все члены, делает их упругими; а когда Господь уязвит сердце любовiю, то оно делается не палящим а легким, сладостным, согревающим, и все члены разслабляются и не жжет в какой либо одной части тела, как это делает враг, а просвещает и согревает легко сердце и все тело и становится прiятно. Как Имя Божiе просвещает человека и все кости его, так вражiи действiя оскверняют все кости и все тело человека и как гордость, ненависть, памятозлобiе, ревность портят кровь. Для каждой страсти отдельно имеется враг. Страсть, гордость, есть бес, ненависть – бес, и т. д. Что страсть то и бес. Враги они спецiалисты по своим злым делам. Человек, который прошел сквозь огонь и воду, т. е. много испытал скорбей и различных искушенiй, бывает опытен как прошедшiй все на опыте, может тогда помочь и другому нуждающемуся, еще неопытному, предохранить в том или ином искушенiи. «Сам искушаем быв может и другому помощи». Этим прославляется Имя Божiе. Горе тем людям, которые не соединяют волю свою с волею Божiею. А воля Божiя призывать Имя Божiе, т. е. хранить память Божiю; погружаться во Имя Божiе; заключать ум в слова молитвы, – как бы тебя не существует, а все вниманiе внутреннее обращать в то что призываешь. Так призывать слово Божiе, чтобы все страстные узлы – зачатые грехи разрешились и ушли, смазались все члены человека елеем добрым, благовонным: Именемъ Божiимъ. «Имя Твое – миро излiянное», как сказано в Писанiи. Каждый человек сам для себя священник, как сказано в Апокалипсисе: «И сотворил есть нас цари и iереи Богу и Отцу своему…» (Апок. 1,6). В Имени Iисусъ весь Iисусъ с душею и телом. В каждом слове Божiемъ весь Господь. Только призвал: «Господи» и Онъ тут, в призыванiи, не надо тебе с неба ожидать благодать, приложи только внутреннее ухо – вниманiе в призыванiе, раскрой сердце и восприми с верою слово Божiе, и ты услышишь и почувствуешь силу Божiю, которая гонит все непотребное и мерзкое, и поймешь тогда на опыте больше того, если ты только услышишь слова Божiи а не переживешь на деле, – а слово Божiе есть дело живое: поэтому, когда его слышишь должен и пережить то что слышишь или читаешь. А если и не чуешь сердцем, то вина твоя, ищи в себе причину, почему не слышишь слово Божiе живое и действенное, доходящее до разделенiя души и тела. Внимай себе, дондеже обрящу место Господеви, «селенiе Богу Iаковлю» (Пс. 131,5). И сiе труд есть предо мною, дондеже вниду во святилище Божiе, и разумею в последняя их» (Пс. 72,17). Отсюда Царство Небесное внутри тебя, да не речеши в сердце твоем: кто взыдет на небо сиречь Христа свести: или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести, но что глаголъет Писанiе: близ ти глаголъ веры… (Римл. 10,7–8). Томленiе бывает от холодной любви к Богу. В последнее время кто сохранит правильно в чистоте православную веру, тот будет великiй человек. Если бы Господь прикоснулся к нам существом Своим, то мы бы сгорели, но Он прикасается к нам Действiем Своим, т. е. благодатiю. Кто призывает Имя Божiе, тот имеет страх Божiй, а страх Божiй прогонит различные страхованiя вражiи, которых не должен человек бояться, ибо они есть мечта вражiя. В ком Имя Божiе водворилось, тот никого не боится, ибо он предается воле Божiей, а Господь не попустит искуситися человеку больше надлежащаго. Кто говорит, что я не способен молиться, или я не спасусь, тот хулит Господа.–Тот отвергает домостроительство Господа, Господь дал тебе пищу, приготовил тебе обильную трапезу, а ты отворачиваешься от нее имея свободу, глаза, уши, ноги, руки, рот и все остальное чем можешь воспринимать эту пищу и говоришь: я не могу кушать. После этого, такого человека не иначе можно назвать, как только безумным. Молиться несознательно, т. е. читать молитву, а умом быть везде, т. е. быть рассеянным это похоже на то, как если прiйти к человеку, просить чего либо и вместо того, чтобы упасть перед ним на колени, повернуться к нему спиной … Человек закладывает в рот два пальца, чтобы сорвать, когда что покушает неполезное для желудка, так и мы когда нахватаемся празднословiя, гордости, зависти и тому подобного, тогда надо все это изблевать наружу, т. е. открыть старцу, а если старца нет, то брату, а если и брата нет, то Господу, чтобы очистить свое сердце: «согреших ко Господу» – «и отъях беззаконiя твоя». Истинный христiанин обязан хотя раз в сутки призвать Имя Божiе с чувством сердечным и с живой верой, что в слове Сам Бог. Враги нахально нападают и мучают нас. Услыши мя Господи. То есть, соедини меня с Тобою. У человека два ума: один плотской, а другой духовный, т. е. ум один, а два понятiя. Или еще такое: во мне два человека, один злой, а другой добрый. Они и борются между собою, ведется непрестанная брань, плоть воюет на дух, а дух воюет на плоть. И она, т. е. борьба эта ведется долго, до тех пор, пока духовный человек возьмет перевес, т. е. когда слово Божiе доведет в человеке до разделенiя души и тела, членов же и мозгов, когда слово Божiе в человеке внедрившись поведет человека куда сам захочет. Слово Божiе тогда разделит в человеке все понятiя истинные от понятiй лживых, и человек в понятiях станет выше земли, т. е. в нем потекут истинные рассужденiя, а рассужденiе никогда не падает, как сказано в Писанiи. Бог ни в чем нашем не нуждается, а мы имеем нужду во всем Его. Наше благодаренiе Ему, т. е. Господу не нужно, а если мы благодарим Бога, то благодаренiем мы делаемся более своими Богу. Если мы содержим в памяти благодеянiя людей сильных, то этим согреваем любовь к ним; тем паче, если мы непрестанно помним благодеянiя к нам нашего Владыки и Господа, то теплейшими и ревностнейшими к заповедям Его делаемся. Св. Iоанн Златоуст заповедует: «Благодаренiе будем возсылать не только за себя, но и за других, чрез это зависть в себе истребим и любовь соделаем теснейшую и искреннейшую, ибо тебе неуместно будет завидовать тому, за кого благодаренiе приносишь Богу. У врага все дела на обмане. За твердую и упорную борьбу с врагом, тебе сплетаются венцы. В борьбе не унывай, а прославляй Бога, потому что Господь видит наше намеренiе работать Богу. Молитву Iисусову произноси спокойно. Благое намеренiе вменяется в исповедничество. Священнодействiе ума. Человек призывает Имя Божiе, насколько он бывает архiереем, или iереем. Насколько с любовiю призывает, настолько Господь уязвляет его сердце любовiю к Себе, т. е. на жертвенник приносится жертва Богу: дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Святое Писанiе открывает духовные очи. Кто Имя Божiе призывает, тот чувствует себя как опаясанным, и радуется и славословит Господа. Святые занимались самым простым рукоделiем для того, только чтобы хватало для пропитанiя, а искусным рукоделiем не желали заниматься. Цель их была та, чтобы искуснейшим рукоделiем не отнимать ума, не влагать в него ума, а ум больше хранить в памяти Божiей, чтобы он был весь в Боге. Св. Симеон Новый Богослов поучает: тот, кто говорит, что я молюсь, даже не христiанин. А правильно так: не ты молишься, а Дух Святый глаголъет твоими устами, а твое только желанiе. Те, которые положили намеренiе молиться, и молятся, а на сердце сухость, то не скорби, ибо Господь скрывает Себя, чтобы человек получил радость и не возгордился, но и это дорогая молитва. Бес играет на нашем смущенiи. А как? – если поговорим ненужное, и когда опомнимся то скажи: согреших ко Господу, и тут же Господь «отъях беззаконiя твоя», а враг хочет чтобы ты пораздумал, зачем я разговаривал, зачем я оскорбил, и т. д. и тем наводит на душу смущенiе. Время уходит, молитва остается. Вспомни тот пример, когда ученик одного старца впал в блуд, и когда возвратился домой, старец спросил его: «с тобой ничего не случилось?» Ученик ответил: «ничего», потому он так ответил, что он был уверен, что это враг его искусил против его желанiя, и он никак не хотел признавать за свое паденiе. Старцу было в то время виденiе, он слышал голос: «пал, и восстал». Имя Божiе как лекарство. Только призывай и твердо верь, что Господь исполнит твое желанiе, тут же почувствуешь силу.. Старайся это делать, т. е. призывать тихо, легко, без напряженiя и давленiя как будто ты призываешь своею силою и хочешь усилить призыванiе и надавить своею силою, но не так, а легко и тихо произноси и внимай тому что произносишь, а действовать слову Божiю вручи Имени Божiю, отдай ему эту власть, отдай ему и свою волю и себя всего, что ты не свой, а весь со всем составом Божiй есть. Произноси Имя Божiе с верою, что Господь поможет. Господь бывает во гласе хлада тонка… «Имя Ему – Слово Божiе» (Откр. 19,13). А Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу его, славу яко Единородного от Отца исполнь Благодати и истины…» (Ин. 1,14). Дела Божiи на свой разум не размеряй. Имже есьмы живем и движемся, так что каждый человек, живет и движется Богомъ, а как это делается, мы не знаем и не можем знать. Когда ересь, тогда не смотри на человека, на его сан, будет ли он архiерей, патрiарх, князь и проч., а смотри на его исповеданiе, согласно ли оно с Св. Писанiем и писанiем Святых Отец. Если ты сказал Iисусъ, то верь, что здесь вся Святая Троица. Бери аналогiю на человеке: в нем ум, слово и дух. Три части неслитны и нераздельны. Мы слышим слово человека, а оно не без ума. Будь внимателен, Господь сокрыл истину от мудрых, и открыл младенцам. Когда говорится слово Божiе, то должно: ум, уши, глаза и все остальные члены напрягать к слушанiю, тогда Господь поможет понять. А кто суетой занят у того и ум весь в суете; кто же призывает Имя Божiе, тому Господь помогает, сильно и свободно человеку открываются понятiя духовные. Человек есть малый мiр, и все в нем бывает как в природе: то ветер, то пасмурно, то дождь, и все в свое время проходит. Так и в человеке, если и бывает какое искушенiе с ним, то духомъ не падай, все пройдет, а возложись на Господа, а врагу этим поднесеш шишку. Человек, когда забывает память Божiю, то бывает мертв, подобно тому, как если человек не кушает, то ему смерть предстоит, он помирает. Св. Симеон Новый Богослов говорит: «молитва есть дыханiе духовное. От призыванiя Имени Божiя, страсти отходят на низ. Когда сердце занято Господомъ, то враг не может тогда на этом органе человека говорить, потому что место одно. Если оно занято одним, то другому нет места; враг не может говорить, т. е. тогда человека не беспокоят помыслы. Когда человек призывает Имя Божiе, то он находится как в ограде. Наше вниманiе уязвляется отрадою, и мы должны сердце ограждать вниманiем. Как сторож охраняет какую–нибудь драгоценность внимательно, так и мы должны хранить память Божiю. Гордость затмевает духовный ум. Блажен тот, кто не надеется на свою силу, а надеется на Господа. Ему легко молиться. Он не напрягает сил. Он думает: как бы мне не оскорбить кого, как бы мне не погордиться чем–нибудь. Он крепко верит, что Господь сделает все, его только одно искреннее желанiе требуется». Добрая память о блаженном старце Патрикiе его духовного чада монаха Феодора (Макаровского + 3–16.10.1959) родного брата старца Георгiя (Макаровского) и брата по усыновленiю преподобномученицы игуменiи Марiам (Макаровской).
«Господи благослови! Всемогуще Iисусе, Спасительное Имя, помилуй мя! Многомилостиве Господи, прости меня и помоги мне молитвами всех святых Твоих вкупе с исповедником Твоим и мучеником, блаженным батюшкой Патрикiем, с его присными, непоколебимым ревностнейшим защитником, поборником славы и чести Всесвятейшего Имени Твоего, проповедником истинного ученiя, обличителем открытых и прикрытых неправославных мудрованiй, яко денница осiявшим их Божественным светом православного ученiя. В тяжкую годину возникновенiя и развитiя пагубного имяборчества, когда не устояли в истине ни пастыри, ни архипастыри, ни великiе старцы и различные авторитеты, – сей Богоносный избранник Божiй, подобно святому Максиму Исповеднику выступив разъяснил, неопровержимо доказал и изобличил все еретическiе мудрованiя имеборцев, подвергнув их подробному, тщательному разбору, исключительно на основе Евангельского и Святоотеческих ученiй, противостать которым никто не мог и не может, и в самой доступной для каждого и понятной форме преподал его, да все жаждущiе истины, познают таковую, и яко бисер многоценный преподадут другим. И поелику доводы блаженного исповедника и мученика – воистину божественны, все попытки некоторых ослабить, уценить их – не имели и не могут иметь никакого успеха. Уместно сказать, что простое происхожденiе, отсутствiе образовательного ценза, смиренiе, ревность и вообще деятельность его напоминают труды святых апостолов, неученых рыбарей, уловивших вселенную. В перiод исканiя истины, как известно, некоторые искатели уклонились от истинного пути благодаря недостаточности Богопросвещенного разума, допустили свои личные мудрованiя и мненiя. Все правомудрствующiи о Святейшем Имени Божiемъ да предпочитают охотно призывать в своих молитвах и просить помощи новоявленного великого исповедника батюшку Патрикiя, и его присных, отошедших в вечность». Духовные чада старца Патрикiя признают его и игумению Мариамну – преподобномучениками. На правах частного местного почитанiя, они составили им службу. Тропарь, гл. 4 Ревнителей Православiя нравы подражая, имеборныя ереси противостоя, за Имя Христово со святыя Горы Афонскiя изгнанiе претерпел еси блаженне, преподобномучениче, исповедниче и новый к Богу молитвенниче. Списаньми твоими буiих уцеломудрил еси отче наш Патрикiе блаженне, моли Христа Бога спастися всем любовiю чтущим святую память твою.
31. Кавказскiе монахи пустынники имяславцы более 300 – мученики. 1928–1929 гг. В 1929– 1930 гг. органами ОГПУ на Северном Кавказе и в Закавказье было арестовано свыше 300 имяславцев. Они были обвинены в монархизме», в подготовке к вооруженному выступленiю против советской власти, которая, как и соцiализм, рассматривалась ими как «проявленiе торжества антихриста, как дело рук сатаны». Примечательно, что ( в будущем, в 1913 г.,–Сост.) один из влiятельнейших имяславцев, (бывш. Синодальный миссiонер) – архимандрит Арсенiй основатель Союза Русского Народа, (пытался организовать в 1907 г. паломничество «союзников» в Св. Землю, с которым он связывал начало противореволюцiонного крестового похода).[1] По этому делу в 1930 г. был осужден А. Ф. Лосев, которому инкриминировалось идейное руководство имяславiем, которое стремилось якобы вооруженным путем восстановить монархiю.[2] Схвачены были в пустыне Кавказа, выданные одной предательницей, знавшей их местонахожденiя, и также расстреляны в 1928 г.родные братья Павел и Хрисанф Григоровичи.
32. Исповедник Афонскiй, изгнанник за Имя Господне схимонах Мартинiан (Белоконь) +8-21.7.1929 Этот старец прожил на Афоне около 40 лет. На сторости лет он стал на Афоне как ревностный исповедник и защитник от похуленiя имяборцев Святейшего Имени Божiя. Это отец Мартинiан впервые услышал из уст iеромонаха Алексея (Киреевского) хулу на Имя Божiе, он самый первый явился защитник чести и славы Имени Господня. Как только услышал он от Алексея Киреевского хульное слово на Имя Господне, сразу же обличил его и сказал: «Ты что, с ума спятил, отделяешь от Бога, неотделимое Имя Его? За исповеданiе Имени Божiя он был в числе прочих имяславцев насильственно выселен с Афона в Россiю, где мученически окончил свою жизнь в глубокой старости. Приводим письмо сострадальца и соэтапника его по сибирским тюрьмам, (имя которого осталось неизвестным, в письме имя не указано), написанное им с места ссылки, после заключенiя, в котором сообщается о кончине в тюрьме блаженного старца Мартинiана. По словам моего духовного старца схимонаха Георгiя исповедника Афонского, отец Мартинiан был великим аскетом, молитвенником и делателем плача, всегда его видели со слезами на глазах. У него была постоянная умно–сердечная молитва. Отец Мартинiан в числе других старцев Афонских сподобился аудiенцiи у Его Величества Государя Николая Александровича, они известили Их Царскiе Величества о том, что никакiе они не революцiонеры, но верноподданные Государю и Отечеству, и что избiенiе и насильственное изнанiе из Афона они претерпели за непрiятiе и не подписанiе хульной синодской грамоты. Царь весьма сожалел об этом, а Царица растроганная, даже плакала. Царь обещал помочь афонским изгнанникам. Отец Мартинiан попросил Царя сподобиться лицезренiя Наследника Престола Цесаревича Алексiя, Который по его просьбе и был приведен Царицею; о. Мартинiан со слезами взял и поцеловал ручку Наследника Алексiя. Письмо исповедника Афонского из восточной Сибири с извещенiем о. Георгiю, о. Макарiю и о. Клименту о кончине соэтапника своего схимонаха Мартинiана (Белоконь) + Слава Имени Iисусъ Христову! Слава Ему во веки. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века!
1930 г. 12–25 февраля. Дорогiе мои Батюшки о. Георгiй, о. Макарiй и о. Климент. Благословите. Земно кланяюсь вам узники Христовы, ублажаю и почитаю ваши страданiя из–за Байкальских гор, из далекой суровой и холодной Сибири, из западноречiя реки Лены, мысленно прихожду к вам и имею честь приветствовать и поздравить вас с Великим Постом а дальше и поздравляю с Великим Пр. Благовещенiя, Вербного Воскресенiя, а наилучше приветствую с Великим Торжественным и Светлым Христовым Воскресенiем, и тако воскликнем Богу гласом радованiя, Христосъ Воскресе! Простите ради Господа, не было у меня адреса вашего, почему и не мог сообщить, из Соловков мы тронулись 17 Iюня на заговены, из Петрограда мы тронулись на Петра и Павла, 13 Iюля мы прiехали в г. Иркутск. И мой Старец до такой степени изнемог без горячей пищи ослабел, открылся понос кровавый, одно горе и другое большее, нигде мы не поспешили с хорошими людьми поместиться в вагоне, а все сзади, и нас с босяками садят, крадут сахар, сухари, ну это ничего, мы утешаемся беседою разгоняя скорби, например в г. Иркутске старца полумертвого привезли в изолятор в тюрьму, тут хотя и горячая пища, но уже поздно, еще более заболел старец, по приказу отвезли в больницу, только три дня полежал а потом тихо о Господе скончался, подавали на свиданiе, не обратили вниманiя, еще подал заявленiе, не допустили, на утро в субботу 21 Iюля слух прошел слепой старик помер.(Значит, умер о.Мартинiан в 1929 г. – К.Б.).[3] Я опять подал заявленiе, тоже не пустили, я еще заявленiе насчет одежды, всеравно в резон не принимают. Как я горько поплакал и по горевал, скучно мне стало, погнали нас еще за 1000 верст от г. Иркутска в Киренск и по деревням разместили, сначала хорошо было. Богъ послал хороших людей, я у них за кусок хлеба работал, а потом свыше пришло повеленiе чтобы все вошли в коммуну, и теперь по всем деревням все до единого записались в коммуну и мой хозяин записался. Круто мне пришлось. Хлеба негде купить, по великой нужде я поступил в работники кормить молодых лошаков без подписи, обещали паек наравне давать, ну что делать, приходится в Праздники и Воскресные дни работать. Покорнейше прошу вас, что мне делать, как мне выйти из такого положенiя. Выдача пайка 19 кг. Муки в месяц 7 ½ фунтов мяса в месяц, мне должны за мясо муки дать, а тут беда холодно, уже 17 Февраля, заговены и градусов 30 мороз, а у меня всю зиму чири напали, это хуже всего. Простите ради Господа, я вам скажу за о. Павла, мы в Соловках собором обсудили чтобы никого не связывать как не имеем власти, а только советовать, почему и решили новониколаевцам написать как хочете, как ваше желанiе, если же они от 23 года еще не говели, то они как православные заботились об этом, конечно, я написал о. Павел чисто Православный но вам кто–то наговаривает будто бы о. Павел не православный и поминает Тихона, вы то знаете, он вместе со старцем Иларiоном. Первый Имяславец, его из–за старца Иларiона не пускали в трапезу. После 13 года о. Павел и о. Димитрiан не стали ходить на общую молитву, а мы то миленькiе шатались семо и овамо, никакого Тихона не поминает, я буду застаивать всех сторочковских имяславцев. Они как почитают, как благоговеют пред староафонцами, какiе стойкiе в Вере, а мы их будем отталкивать. Григоровичу Павлу и брату его и Патрикiю будто бы поднесли большую операцiю (т. е. расстреляли. – К.) умерли, будем стараться чтобы нам не разделяться, св. Златоуст запрещает кушать с матерщинниками, а нам пришлось кушать, в Бога ругаются, а с ними сообщаемся, и мне пришлось, они молятся и я молюсь, что же теперь делать.
Изгнаннику со святой Горы Афонской, преподобноисповеднику, схимонаху Мартинiану Тропарь, гл. 4 Подвижниче умносердечной молитвы Iисусовой, / блаженный старче Мартинiане, / постом, бденiем и обильным слезоточенiем душу свою предочистивый, / непрестанною молитвою вселивый Iисуса в сердце свое,/ Егда же услышал от ересiарха хулу на Имя Божiе, / абiе заградил еси хульные уста его, / Божество Имени Господня исповедал еси, / первый явивыйся на Афоне защитник Славы Его. / Сего ради молим тя отче преподобне:/ молися о нас ко Господу, / чтущих святую память твою. Кондак, гл. 8 Ревнителю Славы Имени Божiя отче Мартинiане,/ за Имя Господне со святыя Горы претерпевый изгнанiе, / печати антихриста в Россiи не прiявый, / за обличенiе козней антихриста заключен был еси, / и в лагере града Иркутска многотрудную скончавый жизнь,/ исповедниче и усердный к Богу молитвенник,/ молися ко Господу да избавит нас от поклоненiя сыну погибели, / и сохранит нас в правой вере во Имя Господне.
Величанiе. Ублажаем тя, / Мартинiане преподобноисповедниче, / и чтем святую память твою, / наставниче монахов, / исповедниче Имени Божiя.
33. Псхинскiе пустынники имяславцы, мученики, 1930 г.
Участник московских религiозных кружков 1920–х гг К.С.Родiонов. (1892– +1991) вспоминал о том, как в 1930 г. в располагавшееся в восьмидесяти километрах от Нового Афона за Зеленчукским перевалом место Псху прiехали «объездчики и кнутами выгнали из келлiй пустынников. Отшельники, их было наверное сто человек, шли с пенiем псалмов и благодарили Бога за испытанiе. Старики по дороге умирали. Пригнали в Сухумскую тюрьму, из нее погнали пешком в Тбилиси. Так кнутами ликвидировали Псху, (…). Когда старцев–отшельников выгнали из келлiй, их конвоировали в Сухумскую тюрьму пешком, по каменистой дороге. А на ней сотрется любая обувь, кроме постолов (из буйволиной кожи – С.Ф.), которых у них не было. По дороге в Тбилиси отшельники совсем стерли ноги» (Вестник РХД. № 164. Париж–Нью–Йорк—Москва. 1992. С. 282–284). («Свете тихiй». М. Паломник. 1996. Сс. 485–486). 34. Епископ Трифон (Туркестанов). 28.11.1861 +14.6.1934
Викарiй Московскiй, знаменитый проповедник. «Промыслительно посетившiй Афон в 1912 году, Владыка Трифон, стал свидетелем первых притесненiй имяславцев, ставших жертвою клеветнической кампанiи врагов Царского престола. В 1912 году посетил Афон,. проведя элементарное разбирательство, при котором открылась злонамеренная клевета на исихазм, владыка Трифон распорядился убрать iеромонаха Алексея (Киреевскаго) с Афона, одного из зачинщиков имяборческой ереси. И это был не первый и не последнiй случай, когда преосвященному Трифону суждено было защищать ученiе православной Церкви о почитанiи Имени Iисусова».[4] «В начале Августа епископ Трифон (Туркестанов) покинул Афон, выразив сочувствiе имяславцам и посоветовав о.Алексею Киреевскому (ересiарху, – ред.) удалиться с Афона, что тот и сделал».[5]
35. Арсенiй (Стадницкiй) архiепископ Новгородскiй и Старорусскiй. 21.2.1862 +23.2.1936 Владыка Арсенiй покровительствовал имяславцам, защищал имяславiе.[6] Он второй из трех кандитатов на Патрiаршiй престол Россiйской церкви, на Соборе 1917 г. Родился в Безсарабской губ. в семье священника. Окончил Кишиневскую духовную семинарiю (1880), преподавал в ней, а потом в Единецком духовном училище. Окончил Кiевскую духовную академiю (1885) со степенью кандидата богословiя. Магистр богословiя, пострижен в мантiю (1895). Iеромонах (1896), инспектор, а позже ректор Новгородской духовной семинарiи. Настоятель монастыря св. Антонiя Римлянина, архимандрит. Инспектор Московской духовной академiи (1897). Ректор Московской духовной академiи (1898). Хиротонисан во епископа Волоколамского, викарiя Московской епархiи (февр. 1899). Епископ Псковскiй и Порховскiй (1902–1910). Доктор церковной исторiи (1904), ученый археолог. Член (1905), позже председатель Учебного комитета при Св. Синоде. Архiепископ, член государственного совета (1907). Архiепископ Новсгородскiй и Старорусскiй (1910–1933, с 1917 – митрополит). Член Всероссiйского Церковного Поместного Собора 1917–1918гг. Привлечен к суду вместе со Святителем Тихоном (1922), отбывал ссылку в Средней Азiи. Постоянный член Временного Патрiаршего Св. Синода при Заместителе Патрiаршего Местоблюстителя митрополите Сергiи (Страгородском). Фактически в заседанiях не участвовал. Митрополит Ташкентскiй и Туркестанскiй (1933–1936). Скогчался в Ташкенте, погребен там на городском кладбище. Афонскiй изгнанник iеромонах Паисiй в своей «Исторiи Афонской смуты» пишет: «Братство наше, проживающее в лесных дачах при станцiи Бабино, являлось нашим средоточiем. Собраться там всем нам было невозможно. Велась лишь только переписка с жалобами. Туда и были направлены наши подписи. Нам отечески покровительствовал архiепископ Арсенiй Новгородскiй. «25 иноков, тяжело раненых, скитались в лесах в пределах Новгородской епархiи, покровительствуемые Владыкою Арсенiем Новгородским, из числа которых четыре монаха были приглашены на беседу с Государем Николаем 2–м, пред лицем которых Государь с Своим семейством каялся в своем тяжком грехе, что солдаты, посланные с Его разрешенiя на Афон для усмиренiя якобы «бунтарей–революцiонеров», как выявилось, избивали монахов исповедников Державнаго Имени Божiя. Прегорько плакал Царь–Батюшка о пролитiи крови мучеников во время ихнего молитвеннаго правила, когда около 5 монахов было убито насмерть, и раненых более 60, из них 45 тяжело ранены войсковой ротой Его Величества 50–го Белостокского полка, что кровью исповедников, мучеников за Имя Господне омыл Святую Гору, земной жребiй Богоматери». («Имяславiе». Т. 3. Ч.1. Гл. 71). Хотя Владыка Арсенiй по своей обязанности и докладывал Синоду о пребыванiи имяславцев в пределах его епархiи, но он не третировал, не преследовал их. Такого высокого ученого ранга святитель, каким был владыка Арсенiй, по внутреннему убежденiю был на стороне имяславiя, хотя «страха ради iудейска» открыто своего убежденiя он не выказывал, как например, митрополит Венiамин (Федченков), который открыто полемезировал даже с главой РПЦ митрополитом Сергiем (Страгородским) и защищал имяславческое исповеданiе о. Iоанна Кронштадтского, о. Иларiона Кавказского и Афонских исповедников–изгнанников.
36. Модест (Никитин), архiепископ Смоленскiй и Вяземскiй. (1867+1937 Сей святитель сторонник имяславiя, настоятель Покровского монастыря в Москве. В 1914 г. хиротонисан во епископа Верейского. Был назначенный участником суда Московской Синодальной конторы по рассмотренiю вопроса о имяславцах, в исповеданiи которых он не нашел никаких признаков ереси. 37. Епископ Анатолiй (Труханов). Сочувствовал имяславцам. Посетил имяславцев в Одесской тюрьме после изгнанiя их из Афона. Никакой ереси в имяславiи он не находил. Был возмущен воздвигнутой на них священноначалiем клеветой и гоненiем. Когда афонскiе изгнанники были привезены в Одессу, и многiе из них находились а Одесской тюрьме, то интересовавшiйся и расследовавшiй вопрос изгнанников он посетил тюрьму. В конце статьи «Афонская смута» автор Iеросхимонах Антонiй (Булатович), под честным монашеским словом описавшiй все как было, в примечанiи написал: «Означенная статья была первоначально написана иноками, содержавшимися в Одессе в заключенiи, вследствiи предложенiя епископа Анатолiя описать все как было и изложить сущность их верованiя. Этот доклад не мог быть подан епископу вследствiи неожиданно последовавшего освобожденiя иноков. Однако доклад сей был впоследствiи напечатан в газетах (см. Гроза № 611) в виду его несомненного исторического интереса и правдивости. Издательство решило напечатать его в сей книге как предисловiе, освещающее фактическую сторону догматического вопроса».[7] [1] Царь Колокол. № 6. М. 1990 С. 38 [2] Гулыга А. Дiалектика жизни. Родина. М. 1998. № 10. С. 93–95 [3] Какое чудесное совпадение! В 1913 г. в этот день 8-21 июля мы отмечаем Торжество о великой Богом дарованной победе иноков Афонских, исповедников Славы Имени Божия над злочестивой имяборческой ересью. Эта их победа заключалась в том, что они не подписали хульную грамоту (послание) Синода и предпочли претерпеть избиение и изгнание со св. Горы Афонской, чем оставаться там с хулителями Имени Божия. В этот день монахи исповедники Пантелеимоновцы 435 чел. и Андреевцы 181 чел., в т.ч. и старец схим. Мартиниан были отправлены из Афона параходом «Херсон» в Одессу, и вторым параходом «Донец». По пути морем скончался еще один избиенный монах и похоронен в водах морских. В этот же день скончался в изоляторе тюрьмы гор. Иркутска великий старец исповедник схимонах Мартиниан. Такое чудесное совпадение – подтверждение угодности Богу исповедничества Афонцев и о. Мартиниана.- Сост. [4] «Жизнь Вечная» № 28, Янв. 1997 г. Сс.3–4 [5] Религiозно–Философскiй журнал: «Начала., М. 1996. № 1–4. С.9; «Царь Колокол» № 6.. 1990. С. 17 [6] См. Богословскiе труды. № 33. С. 166. См. Исторiя Афонской смуты iеромонаха Паисiя Афонского изгнанника. Ч. 2 [7] «Православная Церковь о почитанiи Имени Божiя и о молитве Iисусовой». Изд. «Исповедник».Сойкина. СПб. 1914. С. 28 | |
Просмотров: 317 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |