Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 0:20 AM | |
«Пища пленным христiанам из рук язычников позволительна, если она не идоложертвенна»[1] «Это были тайные предуказанiя на то, что сбудется с родом Авраама… Поелику Авраам сказал: почему разумею, яко наследити имам землю: то дано ему знать, сколько времени потомки его будут переселенцами, и как будут бедствовать, какого сподобятся промышленiя; потому что понесут наказанiе пожелавшiе нападать на них, А ОНИ ВОСПОЛЬЗУЮТСЯ ДОСТОЯНIЕМ ВРАЖДУЮЩИХ; Сам же Авраам не изведав на опыте ничего (такого) подобнаго окончит жизнь в мире…[2] Господь «Пищу даде боящимся Его» (Пс. 110,5). «Дает пищу всякой плоти: яко в век милость Его» (Пс. 135,25). «Пред наступленiем дня (Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы в ожиданiи, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохраненiю вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы» (Деян. 27,33–34). «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питiе, или за какой нибудь праздник, или новомесячiе, или субботу» (Колос. 2,16). Ответ иеродиакона Макарiя (Холошня) о пенсiи о. Георгiю (Макаровскому) Из письма от 15.3.1959 г. Относительно пенсiи: Два брата согласившись с собою пошли в непроходную пустыню не взяв с собою ни хлеба ничего другого с условiем, чтобы Бог послал чудесно им пищу. И когда ослабевши сели отдыхать, видят идет человек и ведет осленка груженого хлебом и остановившись около них, дает им хлеб. Один брат взял и ел. Другой же сказал: не от Бога это, потому что человек варвар из племени Мадик, которые хищны как звери. Брат же подкрепившись хлебом пошел дальше. Другой же на месте умер голодной смертiю. Судите: кто из этих двух справедливо поступил (Добротолюбiе. Ч. 3). Если это применимо. С моей же стороны никакого значенiя не имеет. Я не получаю пенсiю, так как моя трудовая книжка сгорела при бомбежке Сухуми, исхлопотать не мог. Схимонах Георгiй (Макаровскiй) о гражданстве и паспортах, уже с другой позицiи, в 1960 г. Что касается гражданства, т. е. принадлежности к Россiи, которую новые правители назвали советской, скажу, что Римская власть также была крайне богоборная и к тому же проливала реки христiанской крови, осуждая христiан на лютейшiе муки, растерзанiе зверям и прочiе. По ее приказанiю, от Самого Господа Iисуса Христа, святых Апостолов и множества великих Святых в теченiе почти четырех веков проливалось море крови; но тем не менее св. ап. Павел не только называл себя римским гражданином, но даже настойчиво защищал свое гражданство и им защищался, ради успеха проповеди (Деян. 16,37–39; 22,25). То, что говорит м.Е. о значенiи паспорта – то большая натяжка. Это мне известно с 1927 года. Потом, из опасенiя попасть в «ересь чистых» пришлось уступить, как было во время гоненiя римского императора Декiя: вначале священномученик Кипрiан издал очень строгiе правила о несообщенiи с язычниками, а потом смягчил их. То, что в паспорте не упоминается наше христiанское званiе, это неправильно расценивать, будто бы оно у нас отнято; отнятiе состоится только с согласiя, которого взявшiй документ даже не думал давать; поэтому никакого нет основанiя считать таковаго отступником от Христа – это неправда и тяжкiй грех. Ссылка на преп. Максима Исповедника в корне искажена и неправильна. Преп. Максиму патрiаршiе посланники предлагали причаститься хоть однажды у патрiарха, и учить, как он хочет. На это он возразил, что не причащусь до тех пор, пока не будет патрiархами проклята монофелитская ересь. Усвоенiе знаков требует согласiя, произволенiя, которого имеющiй документ не дает. А Самимъ приписывать ему «усвоенiе» – это натяжка. Подписываются не в усвоенiи знаков, а в том, что указанные в удостоверенiи личности данные: Фамилiя, Имя Отчество и прочiе – правильные. После полученiя паспорта, удостоверяющего личность владельца, будто бы он не имеет права именоваться православным христiанином – новая дерзкая натяжка в пользу антихриста. Такого утверждать нельзя. Писанiя или убежденiя должны подтверждаться свидетельством слова Божiя и писанiем Святых Отец, а не собственными выдумками, ошибочными выводами и такими же заключенiями – кривотолками. Такому ученiю провал неизбежен. Господь сказал: «Всякаго, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. А кто отречется от Меня пред людьми; отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10,32). А в документе не стоит вопрос: верует ли в Бога владелец паспорта? Поэтому, приписывать отреченiе от Бога тем, кто взял этот документ, слишком дерзновенно и греховно. Не следует нововведенiем и кривотолками вносить распрю и разделенiе в нашу маленькую Филадельфiйскую церковь,[3] «Богъ гордым противится, а смиренным дает благодать». (Iак. 4,6; 1 Пет.5,5). Единственная истинная непадательная, возлюбленная Богомъ Церковь Христова, основанная Им Самимъ на твердом, как камень, исповеданiи апостола Петра Искупленiя, которую не одолеют врата адовы, и в которой Господь обещал пребывать до скончанiя века – это только Церковь Имяславческая, названная в Откровенiи Филадельфiйской, что значит братолюбной (Откр. 3,7), которая пополнилась «несколькими человеками» – т. е. малым количеством имеславцев, имеющих малую силу (значенiе в очах мiра). Но они, храня веру в слово Божiе и во Имя Божiе (Iоан. 1,12; 3,18; 1 Ин. 3,23;. 1 Кор. 6,11; Марк. 16,17; 28,19), не отреклись от веры, что Слово–Имя–Iисусъ–Богъ, но исповедали Его пред человеки, пред родом сим прелюбодейным и грешным, и за то Господь исповедал имена их пред Отцем Своим и Ангелами, и записал имена их в Книгу Жизни и не изгладит их, и дает им открытую дверь проповеди и Ключ Давидов (Разуменiе Тайн Божiих), написал на них Имя Свое Новое, обещает сделать их столпами Своей Церкви с обетованiем, что они уже не выйдут вон: а те, которые думали о себе что они iудеи, т. е. истинно–верующiе, но не суть таковы а лгут, из них некоторые придут и поклонятся пред ногами ненавидимых и гонимых имяславцев и познают, что они не сектанты, но члены истинной Церкви, и что Господь возлюбил их, и что самое главное обещает сохранить их от годины искушенiя, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (ср.Откр. 3 гл.). Эта година началась с испытанiя сердечной живой веры в Сладчайшее Имя Iисусово, с вопроса: Имя Iисусъ – Богъ, или тварь? Искренно, не лицемерно верующiе вместе с дорогим Батюшкой о. Iоанномъ Кронштадтскимъ и свят. Димитрiем Ростовским смело ответили: Да! Имя Iисусъ – есть Богъ-Слово, бывшее вначале, у Бога в Предвечном Тройческом Совете! А имяборцы, думающiе о себе, что они верующiе, но не суть таковы, а лгут, и есть сборище сатанино (Откр. 3,9) вместе с богоборным Синодом сказали: Имя Божiе – не Богъ – «вера в Божество Имени Iисусова ведет к ужасным выводам – к магическому суеверiю (т. е. к волшебству и колдовству) и есть безсмысленное богохульство». А все остальные оказали сочувствiе этим последним, а не имяславцам, и безразлично отнеслись к этому испытанiю и стали на стороне имяборцев, не приложили сердце к тому, чтобы воздать славу Имени Божiю (Малах. 2,1–2). Многомилостивый благосердый Господь награждает Своих неустрашимых исповедников столь великими обетованiями. О, Божественнаго, о, любезнаго, о, Сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончанiя века Христе! Слова обетованiя Божiя имяславцам заканчиваются избавленiем их от поклоненiя тому, кому поклонятся все племена земные, кто прельстит избранных и победит святых (Откр. 13,7–8; Мф. 24,24; 1 Пет. 4,18). За Имяславческое исповеданiе Имени Iисусова Богомъ – Господь облек Своих исповедников Своим всеоружiем, при помощи которого, устояв в первом испытанiи, они могут устоять и в последнем.(Откр. 13,6–8). Великiй наставник монашества, затворник, бывшiй Ставропольскiй епископ Игнатiй Брянчанинов в 4–м томе, в 28–м письме пишет: Ересь грех тяжкiй и неприметный, в него впадали временно даже некоторые великiе святые. В последнее время антихрист воздвигнет величайшую, но неприметную ересь, которая не будет открыто отвергать мессiанское достоинство Христа, но тончайшим образом повредит самый основной догмат Христiанства, каковым является сердечная искренняя вера во Имя Iисусово, означающее и заключающее в Себе веру в Искупленiе. Что вполне совпадает с отверженiем Синодом веры в Сладчайшее Имя Iисусово – это отверженiе и кощунственное похуленiе веры в основной догмат Христiанства – веру в Искупленiе Синод выразил в таких подлинных кощунственных выраженiях: «Вера во Имя Iисусово ведет к ужасным выводам. Это есть давно осужденное церковью магическое суеверiе». А в конце десятистраничного своего посланiя выражается так: вера в силу, или Энергiю Имени Божiя есть безсмысленное богохульство»[4] Епископ Игнатiй Брянчанинов пишет: Ересь есть грех ума (или ложного, превратного понятiя). А потому, тогда как за грехи плотскiе: прелюбодейство и проч. Церковь назначает длительную епитимiю и допускает к причащенiю только после семилетней, а за грех блуда после пятилетней епитимiи, то покаявшiйся еретик допускается к общенiю церковному сразу же после исправленiя ложнаго понятiя и отверженiя его с проклятiем. Так что заблуждаются те, которые утверждают, что ересь неисправимый и непростительный грех. Поскольку ересь есть хула на соборные постановленiя и на утвержденные на Соборах Духомъ Святым догматы, то ересь есть хула на Духа Святаго. Но здесь разумеется ересь не как случайная ошибка, или поврежденное понятiе, а как упорное противленiе Истине взятой из слова Божiя и формулированной на Святых Вселенских Соборах. А коль скоро это ложное мудрованiе с проклятiем отвергнуто, то этим проклятiем ересь уничтожается» (Письмо о.Георгiя 1959 года).
Молитвы схимонаха Макарiя (Зенина) Многомилостивый Господи, Боже мой, Iисусе Сладчайшiй, помоги мне грешному (имярек) с помощiю Твоей Божественной Благодати, воздержаться от блудных и скверных страстей: блуда, прелюбодеянiя, блудных скверных вожделенiй, воображенiй, мечтанiй, помышленiй и прелюбодеянiй сердечных. 2 Iисусе мой Сладчайшiй, буди милостив нам грешным и помилуй нас, прости нас падших, блудных, скверных, непотребных рабов Твоих Имени ради Пресвятаго Твоего, потому что мы паче всех грешнейшiе, без помощи Твоей Божественной Благодати не в состоянiи переносить и малейшего оскорбительного слова, а с Тобою, всесладчайшiй Iисусе, и с помощiю Твоей Божественной Благодати, все возможно переносить великодушно, без ропота и смущенiя, но с радостiю, благодарностiю и торжеством. 3 Iисусе мой Сладчайшiй, благоволи нам сподобитися с помощiю Твоей Божественной Благодати уразуметь и проразуметь раскинутые сети тайны беззаконiя и отступленiя от Имени Твоего Пресвятаго, раскинутые красным драконом и зверем, имущего явиться сына греха и погибели – антихриста. 4 Iисусе мой Сладчайшiй, и сподобитися нам благоволи, с помощiю Твоей Божественной Благодати, силою призыванiя Имени Твоего Пресвятаго, мужественно стоять нам до последняго издыханiя, против отступленiя и сетей красного дракона и зверя, сына погибели – антихриста, и умереть за Имя Твое Пресвятое. 5 Iисусе мой Сладчайшiй, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и силою Имени Твоего Пресвятаго, избави нас от сетей отступленiя сына погибели – антихриста, от злых человек, от внезапной, нечаянной смерти, и не попусти погибнуть Твоему созданiю, рабам Твоим (имярек). Ты бо еси Бог наш и мы людiе Твои и дела руку Твоею, и Имя Твое призываем, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся во веки. 6 Iисусе мой Сладчайшiй, и благоволи нам сподобитися с помощiю Твоей Божественной Благодати, пожить сiи остальные дни жизни нашей в страхе Твоем Божественном, в сокрушенiи духа, умиленiи сердечном, раскаянiи о грехах своих, в благочестiи и чистоте, в правде и преподобiи, смиренiи и смиренномудрiи, в кротости и воздержанiи, в посте и подвиге и непрестанном славословiи, хваленiи, благодаренiи и призыванiи Имени Твоего Пресвятаго. 7 Iисусе мой Сладчайшiй, и благоволи улучить милость Твою: сподобиться нам чистым сердцем Тебя со Отцем и Святым Духомъ славить, хвалить, благодарить и призывать Имя Твое Пресвятое со Отцем и Пресвятым Духомъ. 8 Iисусе мой Сладчайшiй, и благоволи запечатлеть Именемъ Твоим Пресвятым души наша, и сердца наша, ум и помышленiя и все разуменiе наша, и обитель в сердцах сотворить и вселиться Тебе в сердца наша со Отцем и Святым Духомъ, и жить, и обитать, и почить в сердцах наших. И нам быть в Тебе и с Тобою едино, как Ты в Отце и со Отцем едино есть, так и нам благоволи быть в Тебе и с Тобою и не разлучатися от Тебе, но всегда пребывать в славословiи, хваленiи, благодаренiи и призыванiи Имени Твоего Пресвятаго, в Котором Ты присутствуешь нераздельно со Отцем и Св. Духомъ. 9 Iисусе мой Сладчайшiй, и благоволи записать нас в Книгу Жизни и не изгладить нас из нее. И благоволи написать Имя Твое Пресвятое на челах наших и в сердцах наших, Имя Новое Нового Града Iерусалима, еже есть Православное веденiе Имени Твоего Пресвятаго.[5] Аминь.
Письмо от 12.7.1985 г. письмоводительницы схимонаха Макарiя (Зенина) Татьяны Фурман (рожд. 1923), послушнику К.Б. схимонаха Георгiя (Макаровского). + Слава Имени Iисусъ Христову! Здравствуйте уважаемый Константин Степанович! Желаю Вам и Вашим милым деткам доброго здоровья и спасенiя души! Поздравляю Вас с семейством со Св. Праздником Святых славных и всехвальных и первоверховных Апостол Петра и Павла! Письмо Ваше получила давно, а вот теперь даю ответ. Сердечно благодарю за память и исполненiе моей просьбы. Мы, ведь, не знаем, чья молитва бывает услышана Творцом веков. Недавно я прочитала книгу старинную: пишет один немецкiй священник, он же и врач по фамилiи Кнейп, очень известный в свое время. Лечил он травами и водой. И вот интересно, там где начинается у него раздел о леченiи травами стоит такой эпиграф: «Всякое дыханiе, да хвалит Господа!» И дальше, там, где раздел о водолеченiи, эпиграф уже такой: «Вы, воды все, хвалите Имя Господне!» – Отождествляет Имя и Лицо, по неотделимости друг от друга. И сразу в ум входит 1913–й год, и все, что с этим связано. Я прошу Вас, все, что касается этой темы, вобщем, все это должно жить, Вы меня понимаете… Мне думается, что этот жребiй падает на Вас, в свое время. Будьте внимательны ко всему происходящему. А поэтому случаю, я еще раз желаю Вам самого крепкого здоровья и ясного ума. Но также прошу не забывать и о моем здоровьи и продолжать мою просьбу. На обратной стороне Вашего письма были какiе–то примеры с иксом. Неужели это Роман упражняется в этом? Если это так, то он молодец. Я ему желаю успеха в учебе и много светлых и радостных дней, и Наташеньке тоже самое. Храни вас всех Господь!!! Простите. С уваженiем: Т. А.
50. Богослов В.Н. Лосскiй. 8.6.1903 +25.1/7.2.1958. Лосскiй был имяславец. Философ. Изгнанник. Влад. Н. Лосскiй родился 26.5/8.6.1903 г. в День Святаго Духа в Геттингене, в Германiи. Скончался скоропостижно в Париже на святителя Григорiя Богослова 25 января (ст./ст.). «Редакцiя располагает отрывком письма В.Н.Лосского, цитируемым Митроп. Венiамином (Федченковым) в своем Докладе Митрополиту Сергiю. Этот отрывок, как характеризующiй отношенiе Вл. Н. Лосскаго к имяславiю, мы и приводим здесь: «Вы ждете от меня ответ по поводу имяславiя. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на ваш вопрос, вернее, – наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема). Вопрос (догматическiй) об Имени Божiемъ, о словесномысленном выраженiи («символе») Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала "Торжеством Православiя", так и теперь Православное ученiе об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими ученiе святого Григорiя Паламы, – благодать, молитва, подлинная «антропологiя», ученiе об уме и сердце, о «внутреннем человеке» и прочее) – должно привести к новому Торжеству Православiя, к явленiю новых благодатных сил и святости. Вопрос об «имяславстве» стоит где–то в глубине церковнаго сознанiя. Ответа он еще не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но «имяславскiе споры» наметили два тока в Русском Богословiи, сознательно или безсознательно определившихся по отношенiю к «имяславству». Один ток – враждебный имяславцам, отрицающiй самый вопрос о почитанiи Имени: это только «иконоборцы», рацiоналисты, видящiе в религiи только волевые отношенiя и слепыя к природе (Божественной благодати); таков Митрополит Антонiй, как самый яркiй пример. Другiе теченiя, – не всегда прямо и открыто примыкающiя к имяславiю – представляют тем не менее, крайнее, «имябожное» его выраженiе, где самая звуковая матерiя, так сказать «плоть» имени уже становится Божественной по природе, некоторой естественной силой (все равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную «нетварность» доски и краски икон).[6] Этот последнiй ток – в широком смысле – развертывается как софiанство, где смешивается Бог и тварь. И то, Путь к Православному разуменiю имяславства лежит через осторожную, еще слишком бледную формулу Архiепископа Феофана (Полтавскаго): «В Имени Божiемъ ПОЧIЕТ Божество» (Божественная энергiя). и другое ложно. Когда будет ясная формула, исполненная духовнаго опыта и «очевидная» духовно – многiе вопросы сами собой отпадут, и многiя сложности представятся детски простыми. Простите за краткость. 6(19) Января 1937 г.»[7] 51. Валаамскiй старец схiигумен Iоанн (Алексеев), 14.2.1873 +5.6.1958. Схiигумен Iоанн Валаамскiй оправдывал книгу старца Иларiона «На горах Кавказа». Он признавал ее душеполезной. Оценивая эту книгу писал: «видно, что писал автор ее не умом, но чувством и вкушал духовные плоды от единого на потребу».[8]
52. Исповедник Имени Божiя монах Феодор (Макаровскiй-Папаков), 1881 + 3–16.10.1959). Отец Феодор родной брат схимонаха Георгiя (Макаровского), младшiй из детей семьи Папаковых. Рано они остались без отца и матери и были усыновлены четой Макаровских. Настоятельница Буковской женской общины игуменiя Марiам (Макаровская) доводилась им сестрой по усыновленiю. Отец Феодор также как и его брат о.Георгiй, был ревностным защитником славы и Божества Имени Божiя. Вместе со своим братом Георгiем они были послушниками известного маститого старца Софронiя женской обители в «Темных Буках». Затем, о. Георгiй уехал на Старый Афон. В то время на Афоне спор об Имени Божiемъ находился в самом разгаре. Недолго, около года, пожив на Афоне, о. Георгiй вернулся в Россiю исповедником и защитником от похуленiя Имени Божiя имяборцами. Их прежнiй старец Софронiй, после Афонской смуты, стоял на стороне имяборчества. Поэтому братья Георгiй и Феодор, после попыток увещанiя своего старца принять под защиту хулимое имяборцами Имя Божiе, отошли от него. Отец Георгiй со многими монахами изгнанниками с Афона подвизались в горах Кавказа на Красной Поляне, и в других местах. А о. Феодор занимая солидную должность снабжал Буковскую общину разной провизiей. В общине старца Софронiя объявилась «святая» монахиня Макарiя, которой являлся якобы Ангел и наливал в ее руку мvро, она объявляла об этом сестрам, которые помазывались этим мvром, которое впоследствiи оказалось розовым маслом, обнаруженным у нее в кельи под кроватью. Эту прелесть в общине «маститого» старца при помощи Божiей и святых молитв разоблачили монах Патрикiй изгнанник с Афона и о. Георгiй (Макаровскiй) брат игуменiи Марiами, принесшiе с собой благодать Святой Горы Афонской и Благодать Имени Божiя. Слух о «святой» Макарiи уже дошел до ОГПУ, равно как и слух обновленiя иконы в г. Новороссiйске, куда и был вызван для отчета старец Софронiй. Но испугавшись, о. Софронiй покинул «Темные Буки», поручив Скит духовному руководству монаха Патрикiя, который стал для них, по ихней просьбе, духовным старцем. А на вызов ОГПУ из общины явился монах Георгiй. О своей явке в ОГПУ о.Георгiй так рассказывал: Когда я вошел, мне предложили сесть, и я сел. Следователь: говорят, что у вас там появилась святая монашка, правда ли это? – Да это и не удивительно, что у нас появляются святые, – мы люди верующiе. А вот, удивительно то, что вы люди не верующiе, и у вас тоже появляются святые. – Как? Воскликнул следователь, – где у нас святые? – Иду я по ул. Серебряковской, сидит одна и гадает на бобах, другая гадает на картах, – это ваши святые, а не наши. – А вот говорят, что в Новороссiйске обновилась икона, вы верите в это? – Как, сама обновилась? – Да. – Нет, не верю. – А как же? – Господь ее обновил! – Как, разве мог Господь сойти с неба на землю и обновить икону? – А что здесь удивительного. Я последнiй раб у Господа, и то, при помощи кисти и красок, могу обновить старую икону. А Господь создал из ничего весь мiр, и обновить икону, для Бога нет никакой трудности – Он Всемогущiй и все может. – А что Вы так смело со мною разговариваете? Разве не знаете, что я могу Вас посадить? – Простите, я только вошел к Вам и Вы вежливо предложили мне сесть, и я уже сижу. – Да не здесь, а там! – И он указал на подвал под полом. – Да какая разница: сажень выше, сажень ниже! Следователь подумал, что у монаха «крыша» поехала… и он выслал его вон из своего кабинета. Так, с помощью Божiей и допустимых шуточек, о. Георгiй отчитался за обитель старца Софронiя, который, «страха ради» убежал из обители навсегда. Когда из Медовеевской пустыни отцы пустынники с крестным ходом выступили с заявленiем к советской власти против паспортов без графы исповеданiя веры, и против чинимых безбожной властью произволов и насилiй против веры и Церкви, в этом выступленiи участвовал и монах Феодор. Все, естественно, были арестованы и распределены в разые места ссылки. О.Феодор и иные были сосланы на 10 лет в Соловки, другие отцы сосланы были в Сибирь и в Среднюю Азiю, а иные на север в Коми. По словам его брата о. Георгiя, о. Феодор в первую ссылку ушел в 1927 г. О второй ссылке данных у нас не имеется. Отец Феодор являлся духовным чадом старца Патрикiя, глубоко почитал его. А когда старец Патрикiй, игуменiя Марiам и некоторые другiе сестры обители коммунистами были расстреляны, он почитал их, особенно старца Патрикiя, как преподобномучеников. По отбытiи ссылки в Соловках, о. Феодор внутренне продолжал монашескую жизнь, а внешне работал много лет заведующим топливным складом и как мог, помогал бедным, используя свои возможности по работе. Он был кротким и смиренным, любил молитву Iисусову. Проживал в гор. Екатеринодаре. А последнiй год своей жизни доживал вместе со своим братом схимонахом Георгiем у одного благодетеля в гор. Кропоткине, который прiютил их обоих в своем доме и ухаживал за ними, больными. Отец Феодор мирно почил о Господе 3–16 октября 1959 года. Его останки почивают на городском кладбище рядом с его родным братом Георгiем, почившим 27.8–9.9. 1964 года. Царствiе им Небесное обоим, за их добродетельную жизнь и ревность о славе Имени Божiя.
Письмо монаха Феодора от 1954 г. по поводу его «Выступленiя» против советских паспортов и пропаганды безбожiя с Медовеевскими пустынниками. М.М. и М.Ив. настаивают на том, чтобы я анафемствовал, похулил выступленiе, как неуместное, погрешительное, соблазнившее. – Господи, Сердцеведче! Ты все знаешь, знаешь, что выступал я не из–за паспорта, ибо имел и имею его, не из–за стремленiя получить мученическiй венец, о чем по недостоинству своему никогда и не мыслил, и не за непризнанiе власти… Перед выступленiем я говорил собравшимся, что выступленiе может быть чревато последствiями в том смысле, что не выдержавшiе трудностей могут отступить с большими потерями, вреде паденiй, отреченiй и т. п. Затем, после ареста, у следователя и у прокурора я, как и при выступленiи, исповедал, что вопреки советской печати, которая называет ложью и обманом Твое, Господи, святое ученiе, всячески глумится над ним, над Избавительницей нашей, Твоей Пречистой Матерью, над церковью, всеми ее установленiями, над святыми мощами, над Святыми Тайнами, – Твое Христе, ученiе есть Светоносное и Спасительное, а не ложь и обман, как говорят враги, а их ученiе богохульное, губительное для душ верующих, что исповедую и теперь. Также подтвердил, что агитацiю против власти никогда не вел и не веду. – Владыко, Сердцеведче! Искренно сознаю, что исполнен есмь всякой греховной мерзости, но стремлюсь к православному вероисповеданiю, прося помощи всех святых вкупе с последним по времени исповедником, мучеником Батюшкой Патрикiем, его же дерзаю призвать во свидетеля искренности сего откровенiя. Я страшусь признать погрешительным, анафематствовть выступленiе, которым я, чувствуя висящiй над собою меч смерти, как подобает христiанину исповедал Твое Светоносное Спасительное ученiе и отверг хулу на Тебя, Спаситель наш, на Твою Пренепорочную Матерь и на все святое! Ты, Господи, все знаешь, знаешь, что я пишу то, что чувствую, что есть. Если же я по омраченiю от крайней греховности своей, незаметно для самого себя, несознательно действую против Твоей святой воли, то прости и укажи путь в онь же пойду, дабы, стремясь к Православiю не оказаться в числе тех, коим Ты сказал «не вем вас». – Я говорил и говорю, что не признаю (советскую власть. – Сост.) тождественной с прежней, поскольку она изрыгает сатанинскую хулу, превращает святые алтари с иконами в уборную! Если Тебе, Владыко, угодно, чтобы я просил прощенiе за выступленiе, то да будет воля Твоя! Хочу и сiе сказать: слово «спасибо», которое по ученiю св. православной церкви равнозначуще «спаси Бог», «спаси Господи» – уничижено как ничего не значущее, еще же приравнивается к какому–то божку. Если в нем по небрежности, или почему–либо опущена, недоговорена одна буква, то это не должно искажать смысл и значенiе. – В св. Писанiи видим сокращенiя: Гдь, то есть Господь; Бца, то есть Богородица, – какой вывод можно сделать из этого?
53. Митрополит Венiамин (Федченков), 12.9.1880 +4.10.1961. В сане архимандрита он был членом Всероссiйского Поместного Собора 1917–1918. Во епископа Севастопольского хиротонисан 10.2.1919 в разгар гражданской войны. Как участник белого движенiя, в ноябре 1920 году вместе с частями русской Армiи вынужден был оставить родину. С 1925 инспектор Православного Богословского института в Париже. В эмиграцiи подписал декларацiю митрополита Сергiя 1927 года, и вошел в юрисдикцiю Московской Патрiархiи. С 19.4.1932 – архiепископ. С 22.11.1933 – Экзарх РПЦ в США. Митрополит Алеутскiй и северо–американскiй. С 14.7.1038 – митрополит. Принял советское гражданство 30.7.1946 и занимал Рижскую и Латвiйскую кафедру, затем Ростовскую и Новочеркасскую, Саратовскую и Балашовскую. С 1958 на покое. Скончался 4.10.1961. «Когда вышла в 1927 году «Декларацiя» Митрополита Сергiя (Страгородского), русскiй Париж был в смятенiи. Владыка Венiамин служил 40 Литургiй, чтобы решить как быть. А Митрополит Евлогiй, глава Парижского Экзархата, еще раньше, чтобы избежать советского вмешательства, перешел к новостильным грекам. После мучительных моленiй Владыка Венiамин принял решенiе и подписал «Декларацiю». Его отправили экзархом в Америку, где он был принят симпатизирующим Советскому Союзу меньшинством. Это оторвало его от всех эмигрантов, испытавших на себе ужасы коммунизма и бежавших без оглядки из советского ада. А несколько лет спустя посетив Советскiй Союз из свободной Америки, он провозгласил в публичной речи следующее: «Мы, Собор православных святителей Церкви Христовой, собственными своими глазами видевшiе положенiе Церкви в Россiи, громогласно свидетельствуем: здесь, в этой стране трудящихся, Церковь не только не преследуется правительством, и не только гарантирована тут свобода религiи, но правительство даже и помогает Православной Церкви! Что видели, то и утверждаем перед всем мiром по совести пред Богомъ!» И это в разгар омерзительного ГУЛАГа, когда миллiоны русских невинных страдальцев умирали в ужасных муках! Он не мог этого не знать. Вся Церковь смотрела на него как на предателя. В общем Владыка Венiамин был неудачник. Он как–то Елене Юрьевне сказал, что несчастьям его причина была в том, что мать его прокляла, когда он ослушался ее и пошел в монахи». (Из журн. «Русскiй Паломник». № 20. 1999 г. с.128–130). Но, несмотря на все сказанное отрицательное, тем не менее, владыка Венiамин, как ни странно, был убежденный имяславец. «В 1938 г. находясь в Балтиморе и занимая пост главы Патрiаршей Церкви в Америке он написал Доклад об имяславiи, по просьбе Митроп. Сергiя (Страгородского), который тем самым хотел выяснить позицiю по этому вопросу Митроп. Венiамина. В этом докладе есть такiя слова: «В 1907 г. «На горах Кавказа» появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра ее и, следовательно, одобренiя старцами Зосимовой пустыни (о.Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Iисусовой, бывшiй в общенiи с Епископом Феофаном Затворником) /…/ Епископ Феофан (Быстров) (тогда еще архимандрит) прочитал ее разумеется основательно. И тоже не нашел ничего соблазнительнаго» (Копiю этого письма Митроп. Венiамина представил редакцiи П.Н.Роговой). Старец Герман был заочно знаком с о.Иларiоном, т.к. тот писал ему в 1911г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей».[9] Митроп. Венiамин (Федченков) в упоминаемом ранее письме к Митроп. Сергiю в 1938 г. напишет, что «молчаливое подчиненiе решенiю Синода заставило его «вот уже 25 лет ощущать в душе предательство страха ради". В этом же письме он утверждает, что, будучи в 1913 г. в Оптиной, «лично слышал, что оптинцы внутренно были не согласны с Синодом».[10] Имя батюшки о. Iоанна (Кронштадтского) тесно связано с имяславiем, – писал митрополит Венiамин (Федченков). – Вспоминаю о собственном ощущенiи, когда было осуждено ученiе так называемых «имебожников». Это было летом (1913 г.). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в «Церковных ведомостях» об этом осужденiи. И не разбираясь в данном вопросе с богословской точки зренiя я, однако, ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отреченiя от Православiя. И с той поры доныне (1954), вот уже сорок лет, я не могу успокоиться окончательно. Четыре года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал «завещанiе» по этому поводу, желая снять (с себя, по крайней мере) возможное обвиненiе, будто и я как–то повинен в этом осужденiи, хотя бы одним самим молчаливым согласiем с ним»[11] Митрополит Венiамин (Федченков) «последовательный защитник Имяславiя как церковного ученiя, который позднее вспоминал: «Митроп. Антонiй (Храповицкiй), как главный противник этого ученiя известен был не только резкостью и легкомыслiем (его доклад в синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и склонностью допускать в своих воззренiях и объясненiях человеческую мысль, так называемую нравственно–психологическую концепцiю, и нередко он переходил религiозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношенiи вообще догматов; в особенности же– в ложном человеческом истолкованiи Искупленiя».[12] Как ни странно и не удивительно, а принявшiй советскую декларацiю митрополита Сергiя, тем не менее, Митрополит Венiамин был ревностным, сознательным защитником имяславiя и имяславцев. Он полемизировал с имяборцем митрополитом Сергiем (Страгородским) заместителем патрiаршего местоблюстителя и главой церкви Москоаской Патрiархiи, оригинально доказывая истину имяславческого исповеданiя. Непонятно, как мог Митрополит Венiамин Федченков ревностный защитник имяславiя допустить подчиненiе ярому хулителю Имени Божiя – Сергiю, и единенiю с Сергiанской советской церковью? Как он, являясь имяславцем, защитником Имени Божiя мог принять Декларацiю митрополита Сергiя 1927 года? Мало того, являясь живым свидетелем уничтоженiя советской властью тысяч пострадавших за Веру, Царя и Отечество, он, прiехавши в Советскiй Союз из Америки, дерзнул всему мiру лгать, что в СССР полная свобода для Церкви и Религiи и что не было и нет никаких притесненiй от советской власти для верующих? Единственной его заслугой перед Богомъ, можно признать его Апологiю Имяславiя. А за остальное – Судiя ему Бог. Скончался митр. Венiамин на покое в 1961 году в Псково–Печерском монастыре. Апологетическую переписку с митроп. Сергiем (Страгородским) митрополита Венiамина в защиту имяславiя полезно прочитать в книге епископа Иларiона Алфеева: «Священная тайна Церкви».[13] В заключенiе своей переписки с митр. Сергiем Владыка Венiамин пишет: «в посланiи Синода говорится, что «имя есть только имя», только «названiе предмета». Я думаю, что это не соглашается с приведенными авторитетными словами Святого Отца Церкви. Теперь я высказал все. Предоставляю Патрiархiи судить: насколько я православен или – нет. Сохрани меня Господи от последнего! Наконец, да не поставлена мне будет в вину и отягощающее осужденiе меня моя личная греховность. Я знаю, что не подобает богословствовать кающимся. Но меня еще более смущает сознанiе, что я молчу об истине православiя, – как оно мне предстояло в моем сознанiи и некоторых отеческих творенiях. И помнил я еще изреченiе св. Афанасiя Великого, что защита истины послужит путем к прощенiю грехов. И потому к своим многим прегрешенiям я не хотел прибавлять нового, и даже более важного; ибо хранить веру мы обязаны прежде всего. Написав эти доклады, я теперь в этом вопросе успокоился и все предаю в руки Божiи. + Митрополит Венiамин. 1938 г. 4/17 октября. «Примечанiе…(Его же). В качестве прикладного матерiала я пошлю на этих же днях небольшой доклад из творенiй Св. Феодора Студита о почитанiи икон; так как это может дать нечто для выясненiя рассматриваемого вопроса. Часто архiеп. Никон, – и справедливо, – ссылался на параллель имеславiя с иконопочитанiем; след., там можно найти некоторый матерiал и для нашего предмета. – И если в церковных песнопенiях крест назван «ХРИСТОНОСНЫМ» (Iерейскiй молитвослов. Канон Кресту. Пес. 5); то и имя Божiе нельзя ли также назвать «Богоносным»?» Очень рекомендуем прочитать: статью митроп. Венiамина Федченкова «Отец Iоанн и Имяславiе» в его книге: «Отец Iоанн Кронштадтскiй» (М.Паломник. 2000. С. 883), как весьма важный документ по проблеме имеславiя–имеборчества, а также в книгах: «Начала». Религiозно–философскiй журнал № 1–4. Москва. 1998. С. 119; и «Имяславiе». Т. 2. 2005. Ч. 3. Гл. 2. С. 476 Загадочная все–таки личность митрополит Венiамин Федченков: такой ревностный защитник Имени Божiя, апологет имяславческого движенiя, а принял Декларацiю митр. Сергiя и советизм Сергiанской церкви. Складывается впечатленiе, что будучи внутренне убежден в правоте имяславческой стороны, он, как бы, во искупленiе своего греха советизма, решил перед митр. Сергiем исповедать себя имяславцем, и своими имяславческими докладами повлiять на отрицательное убежденiе по этому вопросу митр. Сергiя, чтобы вразумить его и подвигнуть на сознанiе своих неправых действiй по отношенiю к афонским монахам исповедникам, в бытность его членом Святейшего Синода, в 1913 году. Но митр. Сергiй так и остался закоренелым имяборцем, до самой своей смерти.
54. Житiе Афонского изгнанника за Имя Господне схимонаха Георгiя (Макаровского–Папакова), 10.01.1872 +27.8–9.09.1964.
Схимонах Георгiй (Папаков по родной фамилiи, а Макаровскiй – по усыновленiю после смерти родителей) Макаровскими, родился в 1872 г. День рожденiя и день Ангела на святителя Григорiя Нисского 10 января по ст/ст. День кончины 27 августа / 9 сентября 1964 г. на 92-м году. Отец Георгiй вместе с своим братом Феодором являлись послушниками известного Оптинского старца Софронiя в Иверском женском Скиту близ г. Туапсе, на участке, выкупленном Макаровскими Маврой (игуменiей Марiамною) и Георгiем. На этом участке, который так и назывался «участок Макаровских», в 1901 году был основан женскiй Иверскiй монастырь. Этот монастырь был в подчиненiи у власти Россiйской Церкви, и находился в непосредственном веденiи епископа Андрея Ухтомского. Настоятельницей Скита была игуменiя Марiам. А духовным старцем являлся почтенный старец Софронiй, у которого послушниками были о. Георгiй и его брат о. Феодор, братья игуменiи Марiам, по усыновленiи,. Отец Георгiй после послушничества у старца Софронiя с 1906 г. некоторое время жил в Зосимовой Пустыне, где проходил строгiй искус послушника. Каково было его испытанiе, далее он сам описывает. Он также был и в Оптиной Пустыни. Отца Амвросiя уже не застал, видел только его могилочку. Отец Амвросiй при жизни сказал: «Мы последнiе монахи». Он умер в 1891 году. После о. Амвросiя были старцы Анатолiй и Iосиф. В Оптиной о. Георгiй обратился к старцу Варсонофiю начальнику скита, чтобы приняли его в монастырь, а он сказал: «если бы было у тебя две тысячи, мы бы тебя приняли, или если бы ты был кузнец, или печник. А о. Георгiй в ответ сказал: «отец, я оставил все свое имущество в бедной женской обители». Один епископ о. Георгiю сказал: «за деньги не надо поступать туда». В 1912 году о. Георгiй поехал на Афон. Там он находился в Скиту Пантелеимоновского монастыря, в келье антипросопа (члена Синода) Iеросхимонаха Пимена. На Афоне как раз, между монахами, разгорались споры об Имени Божiемъ, доходя до предела, и назревали событiя, повлекшiе за собой тяжкiе осложненiя. По убежденiю о. Георгiй был на стороне защитников Имени Божiя, т. е. на стороне – имеславiя. После Афона о.Георгий сподобился побывать и поклониться святым местам города Iерусалима. Он имел умно–сердечную молитву Iисусову, и являясь уже духовным старцем рекомендовал ее своим духовным чадам,. После Афона проживал в Темных Буках под Новороссiйском, в Медовеевской пустыне, и в других пустынных лесах Кавказа, пока не были изгнаны из пустынь все монахи. Отбывал две ссылки, в Средней Азiи и Казахстане за групповое выступленiе крестным ходом Медовеевских пустынников против советских паспортов не имеющих графы с указанием вероисповедания владельца паспорта, а также, против безбожной пропаганды и хуленiя безбожниками веры и Церкви. За это были арестованы и отправлены в разные места ссылки: в Среднюю Азiю, в Сибирь, на Север и в Соловки. После ссылки проживал в г. Краснодаре. А последнiе семь лет проживал вместе с своим братом монахом Феодором, моложе его на пять лет, в г. Кропоткине в доме своего послушника, брат скончался 2–15 октября 1959 г. В 1921 году община старца Софронiя и игуменiи Марiами, из под Туапсе советской властью была изгнана, и переселилась в урочище «Темные Буки». Старец Софронiй являлся старцем также и во вновь основанном в Темных Буках скиту, а м. Марiам также являлась игуменiей св.Иверского Буковского скита. Отец Софронiй оставался до смерти непреклонным имяборцем. Поэтому, уже после Афонской смуты, о. Георгiй и его брат Феодор с бывшим своим старцем Софронiем разошлись. Старец Софронiй отказался от явки по вызову в ОГПУ по поводу прославившейся в его обители ложной чудотворицы монахини Макарiи, и покинув Скит ушел в ст. Полтавскую, поручив обитель в духовное руководство афонскому старцу Патрикiю (имяславцу), прибывшему с о.Георгием по приглашению игумении м.Мариами. Благодать св. Горы Афонской вскрыла прелесть Макарiи и вразумила ее к покаянiю. Старца Патрикiя и игуменiю Марiам в 1928 году красные арестовали, а в 1929 году в гор. Ростове н/Д. их расстреляли. Причина: за не принятiе красного флага в Буковскiй скит, внешне по приказанiю сов. власти преобразованный в артель по изготовленiю для государства перломутровых пуговиц. Скит был разгромлен, а насельницы репрессированы, десять из них отбывали десятилетнюю ссылку в Соловках, племянница м. Марiамны Ксенiя умерла там от чахотки, а остальные сестры после ссыли вернулись на родину. Некоторые из сестер Буковской обители, по некоторым данным, были расстреляны при конвоированiи их лесом в Новороссiйск. Крымская газета «Электрон» № 15 (245), 13.4.2003. на стр.2-й с некоторыми неточностями сообщает о Буковской обители следующее. «Удивительное дело, в первые года советской власти Магдаленскiй (?) монастырь (автор имеет в виду Скит в Темных Буках, который не «Магдаленский», а Иверский) продолжал существовать. Наверное, у комиссаров просто–напросто руки до него не доходили: То гражданская война, то кампанiя по искорененiю казачества, то насильственная коллективизацiя… Но в 30–е (?) годы вспомнили и о нем (не в 30-е, а в 1928 г.). На свет «родился» донос, что монахини укрывают недобитых белогвардейцев и прячут в кельях оружiе. Нагрянули бравые чекисты из НКВД, все перетряхнули в верх дном, никакой крамолы, в том числе и оружiя, не обнаружили. Но процесс уже, как говорится, пошел: монастырскiе строенiя были стерты с лица земли – взорваны с помощью динамита, а всех монахинь арестовали и под конвоем направили в Новороссiйск. Вели, кстати, «божьих сестер» под арест по известной паломнической тропе, проходившей мимо места отшельничества знаменитого Феодосiя Кавказского (сейчас там, неподвлеку от поселка Горного – небольшая часовенка). По дороге у подвыпивших конвоиров заиграл «основной инстинкт», и стали они вполне недвусмысленно монахинь домогаться. Те в ужасе бежать, солдаты за винтовки… Четыре женщины были расстреляны, следы остальных теряются в новороссiйских тюрьмах… Такой вот драматичный и одновременно сентиментальный сюжет. Знают о нем сейчас лишь немногiе из старожилов». (Автор статьи Эммануил Сафронов). Так оно, наверное, и есть, что на полянке Буковской пустыньки, близ руинов разрушенной часовенки с восточной стороны существующiе в ряду могилки, кроме могилки с северного края, это, очевидно, и есть могилки инокинь–мучениц. Царствiе им Небесное и вечный покой! Крайняя слева могилка – iеросхимонаха, имя которого пока неизвестно, предположительно - Паисий. Из рассказа старца Георгiя: «Батюшка Иларiон приглашал о. Георгiя говоря: «Оставайся у меня, я буду писать прозой, а ты стихами». Это, примерно, в 1915 году, когда с Зосимовой Пустыни о. Георгiй и один монах ходили по горам делать съемки для монастырей. Отец Иларiон хотел, чтобы все писали о молитве Iисусовой, и чтобы о. Георгiй писал, а он сказал: «Да я же сам еще не научился». – «Научишься, будешь писать, и учиться». Если писать стихами лучше запоминается и трогается сердце. О старце Софронии о.Георгий говорил: о. Софронiй бывало, как заведет свои беседы, так все плачут. Из молитвенных взыванiй старца Георгiя: «Господи, дай мне зреть грехи мои и все свое греховное растленiе, якоже есмь. Господи, даруй мне печаль о грехах своих многих, как песок морской; Духа Твоего Святаго не отыми от мене, воздаждь ми радость спасенiя Твоего, сердце чисто созижди во мне, Боже; отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти».
К автобiографiи старца Георгiя (Макаровского). За несколько месяцев до своей кончины по желанiю его ученика иметь сведенiя о старце, чтоб в последствiи, будь на то воля Божiя, поведать братiи, старец в 1964 г. написал о себе следующее. «Помыслих дни первые, и лета вечная помянух, и поучахся» (Пс. 76,6). «Помянух дни древнiе, поучахся во всех делех Твоих, в творенiи руку Твоею поучахся» (Пс. 142,5). «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». «Дух Твой благiй наставит мя на землю праву» (Пс. 142,5,10). Родился я многогрешный Григорiй от верующих родителей Михаила Феодоровича и Марiи Петровны Папаковых. Мать отличалась благочестiем, любила молиться, посещать храм Божiй, читать акафист, псалтирь, слово Божiе и свящ. Писанiе. Принимала и утешала странников, монахов и блаженных. Она зажгла в душе моей свет благочестiя и любовь к слышанiю Слова Жизни, а мой крестный отец iерей Iоанн поддержал во мне это благочестивое влеченiе. Жили мы тогда на хуторе в лесу между станицей Натухаевской и Госточаевской в урочище Куматыр. Отец имел пасеку, но в одну зиму пчел поразил гнилец, от которого погибла чуть не вся пасека. Тогда отец занялся табаководством. Иногда посещал нас мой крестный отец и благословлял меня, что мне очень нравилось, я брал его благословляющую руку и приводил его в святой угол, прося его: «Батюшка, молите меня», и он учил меня молиться. И в письмах к отцу спрашивал: «Как поживает боголюбец Григорiй?» Бывало, если что затеряется, просят меня: Гриша помолись, я потеряла иглу, я молился, и потерянное находилось, но постепенно это прекращалось. [1] Св. Григорiя Неокесарiйскаго. [2] Блаж. Феодорит 1,66. и свт. Димитр. Рост. Т. 4. С. 361. Приложен. К Журн. «Миссiонерское обозренiе. Кн. 1. за 1902 г. СПб. С. 63. [3] по смыслу своему Филадельфiя означает братолюбiе, которое отсутствует в преступном осужденiи братiи. [4] Церковные Ведомости, от 18 мая, 1913 г. № 20, С. 277–286). [5] По толкованiю Апокалипсиса Ювачева [6] Но никогда, никто и нигде из имяславцев не учил и не говорил, что божественны самые тварные элементы Имени Божiя, т.е. буквы и звуки голоса, чернила и бумага. Поэтому ничье не должно заостряться вниманiе на этих клеветнических наговорах имяборцев на имяславiе. Тщательно изучив все имяславческiе документы и всю афонскую эпопею, мы нигде не встретили такого изуверства в имяславцах, которое здесь подразумевается богословом В.Н. Лосским. [7] Письмо, из котораго цитируется этот отрывок было написано в Балтиморе в 1938 г. Копiю письма предоставил П.Н.Роговой). (Послесловiе к 4–му изд. «На горах Кавказа». Спб. 1998. Сс. 929 – 930 [8] Схiигумен Iоанн. Письма валаамского старца. М. 1992. С. 20 [9] Послесловiе к 4–му изд. «На горах Кавказа», Спб. 1998. Сс. 903 – 904 [10] Там же, стр. 916 [11] Флоренскiй П.А. (Сочиненiя) Т.2.С. 428 [12] так называемая крестоборческая ересь, отрицающая необходимость смерти для искупленiя человечества» («Жизнь Вечная». № 28. Янв. 1997. С. 4 [13] Том 2. СПб. 2002. С. 449–558 | |
Просмотров: 288 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |