Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 7:08 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 5 том

страница 469 - 480
2016-04-23, 0:19 AM

Помню, что с хутора моя мать часто по субботам ездила в ст. Натухаевскую в церковь. Утром меня пробуждал звон церковного колокола. О, какую неземную радость и сладость он навевал на мою детскую душу, как он услаждал мое сердце! Я просился с мамой в церковь, где и причащался торжествуя душой.

 По случаю истощенiя земли от табаководства отец переехал в ст. Варениковскую и здесь один знакомый богатый купец предложил ему место сидельца в его питейном заведенiи, а потом преобразованное в деревенскую гостиницу, или стоялую. Отец уставшiй имел обыкновенiе после обеда отдыхать один или два часа, и на это время брал меня, садил на прилавочек, и я изредка отпускал требующим напитки. У меня явилась большая охота к грамоте и чтенiю св. Писанiя, при помощи матери и старших сестер я научился читать.

Наша семья состояла из отца и матери, старшего брата Iоанна, по смерти матери а потом и отца заменившего их нам: мне 14–ти летнему и двум братьям на 2 и 4 года младшим меня Александру и Феодору и четырем сестрам: Евгенiи 20–ти летней, Вере 18–ти летней, Олимпiаде 16–ти летней, Ольге 14–ти летней. (Значит, первоначально семья их состояла всего из 9–ти человек: двое родителей и семь душ детей). Были еще Феодор, родившiйся и умершiй раньше старшего брата Iоанна, и Антонина, тяжелые роды которой повлекли смерть матери.

Помню, какая–то странница оставила у матери рукописную тетрадку: «Сон Пресвятой Богородицы».[1] Однажды вечером перед сном мать начала вслух читать эту тетрадку. Там было написано, что перед Страшным Судом будут летать страшные смертоносные птицы с стальными носами и будут выклевывать у грешных людей мозги. Это так меня напугало, что, когда все уже положились и уснули, я не удержался и начал горько плакать. Мать подошла и спросила причину моего плача и начала меня успокаивать.

Когда мне исполнилось семь лет меня отдали в сельскую 3–х классную школу, где я учился в числе первых обладая прекрасной памятью, так что, услыхавши завтрашнiй урок с объясненiя учителя, я его уже запоминал на память и мало заглядывал в книги. Окончивши с отличiем сельскую школу меня отец отдал в городское Анапское, 3–х, а потом в 6–ти классное училище. Учась в сельском училище я так любил читать, что перечитал все книги ученической библiотеки, так что мне учитель стал давать книги с учительской библiотеки. В Анапском училище поступил сразу в 4–й класс и учился до конца. Окончил курс с похвальной грамотой. Затем меня отец отдал в качестве ученика в магазин хозяина, где брат был управляющим.

Мне было очень горько, что отец не хотел продолжать мое образованiе, хотя бы на полученiе диплома сельского учителя, для чего требовалось с практикой около года.

 Однажды зашла в магазин монахиня–сборщица с книгами и подарила мне книжку «Сборник Троицких листков». Он мне так понравился, что я до глубокой ночи с маленькой свечой перечитывал его. Особенно поражал меня листок: «Утреннiе молитвы» и святителя Тихона «Христосъ грешную душу к Себе призывает», и «Матерь милосердiя». Я их выучил наизусть. Потом мне попался на славянском языке «Кiево–Печерскiй Патерик», который так меня увлек, что я было ослеп и не мог смотреть на свет.

У меня возгорелось желанiе и стремленiе к духовной жизни. В это время попалась мне маленькая брошюрка о. Iоанна Кронштадтского, на передней обложке которой было изображенiе дорогого батюшки о. Iоанна Кронштадтского во весь рост, в облаченiи, в митре, на груди с наперстным крестом и в руках у него в правой было кропило, а в левой св. Крест. С большим благоговенiем я целовал крест, который висел на груди и просил батюшку благословить на путь спасенiя.

Лет 15–ти я решил бежать из дома к Батюшке о. Iоанну. Узнавши, что из нашей станицы из постоялого дома утром идет крытый фургон до железнодорожной станцiи «Крымская», вот я уже у фургона, сажусь в него. Вдруг старшiй брат схватил меня за ногу и снял с фургона.

Много лет спустя по кончине матери и отца когда мне удалось пробраться в Кронштадт к Батюшке о. Iоанну, стоял я в последних рядах толпы Богомъольцев. Вдруг я увидел, что с крылечка домика вышел Батюшка и спустился на землю. Многiе близ стоящiе брали у него благословенiе и совета. Вижу, Батюшка движенiем руки зовет кого то в моем направленiи. Я в страхе отступаю назад. А мне говорят: «это тебя зовет Батюшка», и толкнули меня в направленiи к нему. Я в сильном волненiи подошел к нему, сложил руки для полученiя благословенiя. Но дорогой Батюшка подставил мне свой наперстный крест и сказал: «Ты хотел поцеловать этот крест, целуй, на!» И я приложился к наперстному кресту на груди дорогого Батюшки.

Присутствуя на вечернем Богослуженiи я услышал Батюшкины слова: «Грешники мне подобные! Если вы хотите испросить какое–либо благо, то просите у Пречистой Преблагословенной Матери Милосердiя, у Пресвятой Девы Марiи. Но только вы должны молиться Ей с обязательным и твердым убежденiем, что Матерь милосердiя не только даст вам просимое благо, но Она провидя вашу нужду уже испросила то благо у Своего Сына и Бога нашего и внушает нам просить его, как готовое». Эти слова так воспламенили мое сердце, что я со слезами просил Матерь милосердiя дать мне возможность причаститься Святых Таин из рук дорогого Батюшки. 18 декабря после вечерни я возвратился в общежитiе, все время имея в уме и в сердце желанiе причаститься у дорогого Батюшки, что казалось невозможным по причине огромного стеченiя народа и высокопоставленных лиц из духовенства. После полуночи слышу голос: «Кто может и хочет читать просфорни, (т. е. поминанiя), идите за мною. Я стремглав схватился с места и меня с другими немногими охотниками ввели в соседнюю с алтарем келiю, где лежала большая гора просфор с поминанiями и я начал читать с благоговенiем. Потом я оказался около духовенства где висела ряса дорогого Батюшки. Я со страхом брал в руки полу рясы и вытирал ею свое лице. Вдруг входит какой то благолепный священнослужитель, я ему даю место, отстраняюсь назад, а он ласково мне говорит: «Не беспокойтесь» – и тоже вытирал свое лице полой рясы дорогого Батюшки. И, таким образом, я окаянный и недостойный, предстательством Пречистой сподобился причаститься из рук дорогого Батюшки Пречистых Христовых Таин!

Второй раз я грешный испытал силу Предстательства Владычицы при следующих обстоятельствах. Реставрируя и вновь устрояя в соседней  Иверской обители близ Туапсе ветхiй сельскiй храм, я по делам обители поехал в Петербург, чтобы исходатайствовать пособiе на реставрацiю храма, что и осуществилось, мне дали 2000 рублей.

 Но не прошло и недели, как вдруг я получаю заказное письмо от священника реставрируемого храма, который оказался таким странным и вялым, что мне приходилось всегда ему подсказывать когда и какiе он должен говорить возгласы, причем, он обычно пропускал возглас: «Преложи я Духомъ Твоим Святым». В этом письме он с угрозами мне пишет: «Так как Вы сюда меня исхлопотали и я без вас не могу правильно вести службу, то предупреждаю Вас, что, не служа я испытываю страшную матерiальную нужду, а потому решил, если Вы в теченiе недели не прiедете, или не пришлете мне хотя бы 50 рублей, то я решил прекратить свое жалкое существованiе». Эти слова как громом поразили меня, и я обратился с горячей мольбою к Матери милосердiя, прося помощи. К концу обедни пробрался в алтарь. Батюшка о. Iоанн, одевшись направился к выходу через левую ризничную. Я успел сдать ему в руки это письмо. Батюшка молча взял и тут же порвал его и бросил на пол. Я, как вещественное доказательство собрал кусочки и положил в карман и наскоро окончивши свои хлопоты в Петербурге уехал.

Прiезжаю и слышу тяжелую весть, будто бы матушка отравила своего мужа батюшку, и он умер внезапной мучительной смертью. Встревоженный, иду в станицу к матушке, она встречает меня в слезах и спрашивает: «Слышали и верите ли Вы в эту клевету?» Я отвечаю: «Нет». Она пригласивши меня в комнату говорит: «Знаете ли Вы, что я только дня три как узнала истинную причину смерти мужа из письма Дорогого Батюшки о. Iоанна Кронштадтского, в котором он пишет: «Не 50 рублей, которые посылаю тебе, нужны тебе для продолженiя жизни, а надо искренно покаяться и исправиться в той скверной немощи с которой ты оскверненный приступаешь к святой Трапезе, а иначе Господь поразит тебя страшною смертiю». У меня на голове зашевелились волосы и выступил холодный пот на лбу. Как это случилось! Принесенное не прочитанное Батюшкой и изорванное им его письмо, которое я тут же передал матушке, Батюшка не только проник  в его содержанiе и узнал его адрес, но и проник в тайну никому неведомую!.. Вот каков был прозорливый дорогой Батюшка о. Iоанн Кронштадтскiй!

Третiй дивный случай. Будучи в Петрограде по делам обители я решил побывать в Санкт–Петербургской Александро–Невской Духовной Академiи и узнать лично, как в этом высшем учебном заведенiи относятся к воспитанiю пастырей и архипастырей, и направился к зданiю Академiи. Вдруг слышу, бежит толпа и кричит: «Батюшка едет!» Неуспел я опомниться, как меня толпой притиснули к батюшкиному экипажу. Я бросился принять от него благословенiе. Он ласково благословил и дал мне маленькую брошюрку «Духовник Святой Руси», где дорогой Батюшка, между прочим, пишет: «В нашей Александро–Невской Духовной Академiи при трех стах восьмидесяти пяти учащихся было только пять верующих».

Опять наглядное убежденiе, что Слово Крестное (т. е. о Искупленiи, каковым по преимуществу является Сладчайшее имя «Iисусъ») – юродство есть для погибающих (т. е. предмет насмешек), а для спасающихся сила Божiя есть» (1 Кор. 1, 18).

Потому то дорогой Батюшка особое величiе и благоговейное вниманiе отдает 6–му и 9–му часам и молитвам, читаемым в конце этих часов

Богу нашему слава!

Когда некiй благочестивый юноша спросил Господа Iисуса Христа: «Что нужно делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указал ему на ветхозаветные заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20, 12–16). Когда же юноша ответил, что все это он соблюдает от юности своей, Господь сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лук. 18, 18–22). – «Эти слова Господа побудили меня вступить в монастырь и принять монашество». Так говорил о. Георгiй ученику своему, пишущему сiи строки.

Здесь уместно поведать читателю о испытанiи старца, при его вступленiи в ограду монастырскую. Об этом он часто рассказывал своим духовным чадам, когда это было благопотребно. Теперь же повесть сiю привожу из рукописной тетрадки старца, написанной им в последнiй год его жизни весною 1964 года. Рукопись сiя озаглавлена так: «О молитве, трезвенiи, очищенiи сердца, и испытанiи внутреннего ветхого и нового человека», и рядом с заглавiем стоит: Март 1964 г. Из этой рукописи сюда копирую отрывок, который послужит дополненiем к бiографiи старца Георгiя и поучительным примером новоначальным, современным ревнителям благочестiя и подвижничества.

«Молитвы читать не только устами, но и умом в сердце, чтобы не только понимать читаемое, но и доводить его до сердца, чтобы и оно сочувствовало.

Искреннему нелицемерному молитвеннику некогда и неприлично и позорно заниматься помыслами или беседой с ними, так как он предстоит и беседует с Творцом неба и земли. Помыслам скажи: «отойди от меня вселукавый душе дiаволе, не влагай в мое сердце и ум непрiязненных помыслов, хула твоя на главу твою да снидет в день судный. Я раб Христов, Ему и молюся, Тому, Кто меня подкрепляет и милует и прощает мне все мои грехи по бесконечной Его благости и милости, а тебя унижает и наказывает».

Успех врага, запинающего нас в молитве заключается в его нахальстве, и коварном лукавстве. Человек есть, собственно, образ Божiй, а грех есть мечта бесовская, которую при первом появленiи надобно отвергать, не принимать, отрекаться от нее. Если в нужное время прозеваем, замедлим, не отвергнем эту мечту бесовскую, то она задержанная в уме становится уже болезнью, но тем не менее ее не надо принимать. А враг старается обмануть молитвенника внушая ему, что эта его бесовская мечта и выдумка не его, а наша и этим обманом он старается смутить молитвенника внушая ему безнадежiе и даже отчаянiе. В таком случае надо перекреститься и сказать: Сладчайшiй наш Искупитель Господь Iисусъ Христосъ, на Пречистом и Животворящем Твоем Кресте пригвоздившiй грехи всего мiра, умоляю Тебя, пригвозди и этот мой грех!» – И грех очистится.

Отец Россiйского подвижничества, затворник Епископ Игнатiй Брянчанинов так пишет: «В чем состоит деланiе и упражненiе монахов? Оно состоит в изученiи всех заповедей, всех наставленiй, советов и всех слов Искупителя, изученiи тщательнейшем, благоговейном, усердном, не только по теорiи, то есть, не только в усвоенiи устного произношенiя и умственного понятiя и усвоенiя умом, но, главным образом, в изученiи практическом, в усвоенiи их не только уму, но и сердцу. Ибо не слушатели закона праведны пред Богомъ, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2,13; Мф. 7,21; Ин. 1,22). Монах делается зрителем двух природ человеческих: природы поврежденной, греховной, которую он видит в себе, и природы обновленной, святой, которую он видит в Евангелiи.

Десятословiе Ветхого Завета (10 заповедей Синайских) отсекало грубые грехи, их проявленiя вне; Евангелiе же исцеляет самую природу, болезнующую грехом, вросшим в сердце корнями  этих грехов и их производителей.

Инок должен при свете Евангелiя вступить в борьбу с самимъ собою: с мыслями своими и сердечными чувствованiями, с ощущенiями, пожеланiями тела; в борьбу с мiром враждебным Евангелiю, с мiродержителем, старающимся удержать инока в своей власти и в плену. Всесильная Истина освобождает его (Ин. 8,32; Рим. 6, 14); освобожденного от рабства греховных страстей запечатлевает, обновляет, вводит в потомство Нового Адама Всеблагого Духа Святого. Совершенство христiанства достигается в монастыре, в иночестве, и иноки служат светом для братiй своих живущих посреди мiра, занятых, увлеченных попеченiями и служенiем ему, не могущих ни глубоко вникнуть в Евангелiе, ни оживить его в себе в должном развитiи и полноте.

Тот только может легко, или с презренiем думать о иночестве, кто, именуясь христiанином имеет понятiе о христiанстве самое поверхностное – мертвое. Для того чтобы окрепли, возмужали в иноке Евангельскiе свойства нужны непременно скорби и искушенiя. Кротость инока должна быть испытана, смиренiе его должно быть испытано, терпенiе и вера – испытаны. Должно быть испытано, дороже ли ему Евангелiе, слова и заповеданiя Христовы, в которых жизнь вечная, дороже ли они преимуществ, удобств и обычаев мiра, дороже ли самой жизни?

Таким сначала представляется вступленiе в искушенiя, но без них невозможно научиться прощенiю обид, любви к врагам, зренiю во всем промысла Божiя, то есть этим высочайшим, окончательным, по отношенiю к ближнему заповедям Евангелiя. Если же внутреннiй человек не будет образован всеми заповедями, то он не может сделаться жилищем Святого Духа. «Привлекох Дух, говорит св. пророк Давид, яко заповедей Твоих желах» (Пс. 118, 131). Без снисшествiя Святого Духа, нет христiанского совершенства. Скорби и искушенiя признаются Священным Писанiем и отцами величайшим даром Божiимъ, служат предуготовительным обученiем к безмолвiю, в котором инок достигает точнейшего очищенiя, а потому и обильнейшего просвещенiя.

Отцы сравнивают скорби инока, предшествующiе вступленiю в безмолвiе со страстями на Кресте и погребенiем, (которому последует воскресенiе). Это узнал я заблаговременно из Писанiй Отеческих. Священный порядок, священная система, которые Божественный промысел начертал для служителей Божiих, поражали меня удивленiем. Привлекался я сердечною любовью к созерцанiю чудной системы. Особенно мне нравилось ученiе о сем предмете святого Варсонуфiя Великого. Мне казалось, что оно произносилось ко мне, оно само собой усваивалось душе моей. О заповедях Божiихъ Духъ Святый в 118 псалме говорит: «Широка заповедь Твоя зело». Что касается заповедей Христовыхъ, то они сосредоточены, как бы сокращены, сконцентрированы в Нагорной проповеди Господа Iисуса Христа изложенной в Евангелiя от Матфея (5, 3–13).

Животворная и воскрешающая умервщленную страстями душу, могущественная Божественная сила этих заповедей так велика, что подобно могучему фонтану бьет из сего приснотекущего источника (Ин. 4, 14) воды живой, текущей в живот вечный и обильно орошает благоговейные смиренные утружденные страстями души чающiе Христова утешенiя (Мф. 11, 28–30). Одно внимательное благоговейное прочтенiе сих заповедей блаженств и сосредоточенное размышленiе о них весьма осязательно и чувствительно, невольно влiяет на смущенную скорбную душу, вселяет в нее неземной мир, покой и радость о Господе. А тем более практическое выполненiе этих заповедей очищает душу от страстей исторгая, как бы выкорчевывая корни пороков и злых навыков и изгоняет из сердца самого производителя грехов – дiавола, привлекая всемощную Благодать Св. Духа, в чем каждому не трудно убедиться Богу споспешествующу и глаголъющу: «Слова, которые Я вам говорю, суть Духъ и Жизнь» (Ин. 6, 63; 14, 23). Мое ученiе не Мое, но пославшего Мя Отца. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем ученiи, от Бога ли оно, или Я Самъ  от Себя  говорю» (Ин. 14,24; 7,15–18).

Св. Василiй Великiй учит: «Посредством (памяти) Слова, водруженная (крепко утвердившаяся в сердце) мысль о Боге, есть вселенiе в нас Самого Бога».

Надобно не тогда только молиться, когда есть расположенiе молиться, но молиться и тогда, когда не хочется молиться, когда лень и сон, заботы и суета, прочее отвлекают нас от молитвы. Если, несмотря на все это полчище помыслов, возбуждаемое демонами мы стараемся молиться, подвизаемся, принуждая себя к молитве, боремся с собою (с плотской немощью), то таковая молитва проникает небеса и предстоит пред престолом Божiимъ.

Необходимо: 1. Предавать себя воле Божiей 2. искренно сознавать свое недостоинство и греховность 3.  решительно желать исправить свою жизнь 4.  наипаче хранить незлобiе. Если молящiйся не получает просимого то, не оставляя молитвы он получает гораздо большее того чего просит, как сказал Апостол Павел: «Прилепляяйся Господеви, един дух с Господомъ есть» (1 Кор. 6,17). Таковый находится в общенiи с Господомъ – это само по себе есть величайшее благо.

Батюшка о. Iоанн Кронштадтскiй пишет: «Все для меня Господь, потому что в Нем всякое благо». Это есть едино на потребу (Лк. 10,42), оно вполне может заменить все просимое. Господь сказал: «Взыщите прежде Царства Божiя и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33). И Марфе сказал Господь: «Марфо, Марфо! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Марiя же избрала благую часть, которая (потому что слышанное и усвоенное сердцем Слово Божiе никогда) не отнимется от нее», но пойдет с нею в жизнь вечную» (Лк. 10,41–42; Ин. 4,14).

Какое же оправданiе имеют те служители суеты, которые оставляют вечное и обращают вниманiе только на временное, скоропреходящее? Если при всем старанiи они не могут отделаться от помыслов, то пусть спешат к наставляющим, потому что, «лукавый злодействует только там, где нет послушанiя и доверiя к наставнику, а коль скоро искушаемый обратится к наставнику, то лукавый боится даже его голоса, как сказано в св. Писанiи: «Лукавый злодействует, егда с праведным сочетавается – ненавидит же гласа наставляюща» (Прит. 11,14–15).

Откровенiе помыслов – это самое могучее средство в побежденiи непрiязненных помыслов и в очищенiи сердца от страстей. Счастлив тот, кто поймет и с полным усердiем и горячей ревностью притечет под кров старчества и откровенiя помыслов. Легче уничтожить яички смрадных и жгучих клопов, чем ловить их и бороться со взрослыми жаждущими нашей крови клопами. Не хочешь быть палимый жалами (укоренившимися страстями и пороками души) смрадных и назойливых клопов и источаться кровью – старайся проверять и искать тщательно их гнезда, безжалостно уничтожать, раздавливать их яички – семена (т. е. зародыши грехов еще в помыслах без саможаленiя должно истреблять откровенiем помыслов, или раздавливать их о камень Слова Божiя и Имя Iисусъ Христово в молитве Iисусовой: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя грешного». «Блажен иже имеет и разбiет младенцы своя о камень» (Пс. 136,9). То есть, блажен тот, кто разбивает самые зародыши греховных помыслов о камень Слова Божiя в молитве Iисусовой.

Господь по неизреченному Своему благоутробiю упрощает, облегчает наш подвиг если мы ленимся как должно трудиться, поститься, совершать продолжительные коленопреклоненiя и прочiе добродетели, то Онъ, заповедавшiй: «Не судите, да не судими будете» (Мф. 7,1) отечески предоставляет нашей лености и нераденiю исполненiе единой малой заповеди: незлобiе. Святые отцы сказали: «Многiе совершили многiе подвиги, а незлобивый опередил всех» (Авва Антонiй). А чтобы понять сокровенную цель и намеренiе Божiе, слушай. Для уясненiя этой тайны надо молиться: мне о дарованiи премудрости и дара слова, а тебе надо молиться о том, чтобы Господь просветил твой ум и сердце и волю для уразуменiя ея, и о дарованiи решимости и неослабной ревности исполнить ее. Слушай.  «Когда брат досадитель начнет поносить, безчестить и укорять тебя, то ты призови непреоборимую силу вседетельного Имени Iисусова и уразумей, что производитель этих оскорбленiй является не брат – (уд твой), который в сущности своей есть образ Божiй, а дiавол, который по безпечности брата пробрался в неогражденные (молитвою) двери его сердца и вооружает его. Елицы во Христа крестилися, во Христа облеклися, но по немощи своей потерявши непрестанную память Божiю, т. е. призыванiе вседержавного Имени Iисусова, он этим предоставил вход в святилище сердца всезлобному и лукавому дiаволу человекоубiйце.

Подобное наставленiе (преподобного Варсонуфiя Великого), очищающее сердце от страстей.находится в наставленiях другого великого наставника подвижничества, Это наставленiе нашел и напечатал в изданном им «Сборнике поученiй Лавры преп. Саввы Освященного» преосвященный Феофан затворник, в виде беседы ученика со старцем.

Ученик: Святой Отец, я хочу спастись, что мне делать?

Старец: Надобно молиться, чтобы Господь помог исполнить заповеди, которые, по удостоверенiю св. Апостола Iоанна Богослова «не тяжки суть» (1 Ин.5,3) и заключаются в двух обдержащих заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышленiем, всею крепостiю твоею и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22,36–40).

Ученик: «Я стараюсь понуждать себя к этому, но часто случается, что кто–нибудь досадит мне, невольно или намеренно и я расстраиваюсь, прогневляюсь на него и теряю дух молитвенный.

Старец: «Это значит, что ты не имеешь твердой любви к ближнему.

Ученик: «Как же я могу его любить, если он намеренно, чтобы раздразнить меня оскорбляет?

Старец: «Кажущаяся трудность исполненiя заповеди о любви к ближнему бывает у тебя от того, что ты не знаешь воли и намеренiя Божiя, а именно, Всеблагiй Богъ не хотящiй смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему (Iезек. 33,11; 18,23) видит, что мы хотим спастись, но леность, забвенiе, нераденiе связывают нас и погружают в унынiе и безнадежiе, посему Господь предоставляет легчайшiй и благоплодный подвиг, о котором преп. Антонiй Великiй сказал: «Одно благодаренiе Богу за скорби, напасти и лишенiя в очах Божiих дороже в тысячи раз благодаренiя Богу за благополучiя и радости (земные). Потому что за первые благодарят все, а за вторые очень немногiе.

И так, надо понять, что мы имеем дело (борьбу) не с видимыми  (врагами), а с невидимым коварнейшим обидчиком и клеветником дiаволом, который злодействует егда с праведным сочетавается (праведностью прикрывается), и ненавидит же гласа наставляюща (Прит. 11,14–15). Поэтому наше противодействiе должно направлять не на брата, сочлена нашего, и члена Св. Соборной Апостольской Церкви, которая есть Тело Христово, – а на самого возбудителя, производящего обиду – дiавола, который вдохновляет обидчика, а сам прячется за спину немощного брата, ведущего роль невинной жалкой жертвы в зубах древнего бунтаря Денницы. Этот исконный бунтарь посмеивается и ругается как над обидчиком, так тем более над обиженным, прiобретая, вербуя его в свои соратники, чтобы получилось три дiавола. Но знающiй волю и намеренiе Господне свою ревность обращает не на брата,  а на спрятавшегося за спиной брата дiавола, который кулаков, камней и палок не боится, потому что он безплотный, а Имени Iисусова и Честного Креста Христова трепещет и трясется не терпя взирати на силу Его (стихира св. Кресту), которые его уничтожают и окончательно разрушают его силу.

Зная и помня это, надо припасть с искренним смиренiем и сердечным сокрушенiем к ногам обидчика и облобызать его, прося непритворно о прощенiи. Дорогой мой брат, прости меня ради Имени Iисусъ Христова, что я по своему невежеству, недоуменiю и умному прельщенiю оскорбил твою святыню, прости меня, дорогой, при помощи Божiей и твоих святых молитв о моем недостоинстве я больше не буду тебя оскорблять». Брат сокрушится твоим смиренномудрiем и будет взаимно просить у тебя прощенiе и, таким образом, ты сам и брат увенчиваетесь венцами нетленiя. А враг от смиренiя, как палимый нестерпимым огнем, исчезнет (Iак. 5,20).

Брат по плоти свт. Василiя Великого святитель Григорiй Нисскiй, автор Никейского Символа веры, в борьбе и пораженiи еретиков монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольников) раскрыл коварство древнего змiя и пропагандируемой им тайны беззаконiя таким Богомудрым изреченiем: «Тайна благочестiя (секрет спасенiя) состоит собственно в исповеданiи Именъ Божiихъ, – разумею Отца и Сына, и Святаго Духа», при призыванiи которых, силою Божественного рожденiя подается Благодать приступающим с верою».[2] А посему, по закону противоположности, враждебная этой тайне благочестiя – тайна беззаконiя заключается в похуленiи Именъ Божiихъ.

 Велiя тайна благочестiя состоит собственно в сердечном, искреннем исповеданiи, прославленiи и призыванiи Именъ Божiихъ. Как неотделимы луч и свет от солнца, так неотделимо от Солнца Правды Самого Бога Его Пресвятое, Благодатеподательное (Ин. 7,39; 14,26), Духодвижное (1 Кор. 12,1–3; 6,11; Ин.1,12 и 16), Сладчайшее Имя Iисусъ, как сказано в Православном Катихизисе: «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити не может».[3] И  св. Афанасiй Великiй исповедует Имя «нераздельным» от Именуемого Бога.[4] Имя Божiе, как энергiю Божiего Существа, вечною и неотделимою от Бога исповедуют святые Отцы Церкви и богословы.

Чтобы нагляднее и достовернее постигнуть эту тайну выслушайте рассказ одного старца пустынника (т. е. это сам о. Георгiй), который поживши лет семь у одного Оптинского старца (у старца Софронiя – его учениками были о. Георгiй с родным братом Феодором), послан был в старческую Зосимову пустынь, которая недалеко от Троице–Сергiевой лавры. И там, как новоначальный и испытываемый был принят на скотный двор, сначала подпаском, помогать пасти монастырскiй скот, потом пастухом, а через год–два переведен в ограду монастыря на послушанiе сторожа, которое состояло в том, чтобы днем и ночью следить, попеременно, за порядком и чистотою в монастырском дворе, особенно во время богослуженiя следить за порядком и чистотою вокруг храма.

Весной, в марте начинает таять снег. Чтобы не скоплялась в монастырском дворе вода и не заливала бы погреба и подземные помещенiя и подвалы на обязанности сторожей лежит очищать двор от снега, вывозить его за монастырскiй двор.

Над сторожем был начальник монастырской охраны почтенный солидный видом старец, украинец. На обязанности его было испытывать: по призванiю ли, или из любопытства поступают в обитель послушники. С вечера начальник охраны приказывает новоначальному сторожу: «Твой напарник брат Феодот будет стоять на посту, а ты, рано утром, когда откроют заднiе обращенные к яру и скотному двору монастырскiе ворота, пойди на скотный двор и передай заведующему скотным двором чтобы по распоряженiю Игумена он дал сани, две деревянные лопаты, одну большую, другую малую и две метлы и отпустил того здорового конюха Герасима в помощь тебе. Что и было мною исполнено. Отец Пантелеимон велел поставить сани на бугре, т. е. на косогоре, оглоблями к воротам. Герасим из сожаленiя к моей слабости посоветовал мне стать по левую сторону саней на бугре и дал мне малую лопату, (т. к. я страдал грыжей). Мы одновременно с обеих сторон начали накидывать снег в сани. Вдруг появляется о. Пантелеимон и кричит: «Что вы так вяло работаете? Я не вижу у вас порядка, брат Георгiй возьми у о. Герасима большую лопату и стань на его месте под бугром, а твою меньшую лопату пусть возмет о. Герасим и станет по левую сторону саней над бугром и работайте добросовестней, вас кормят и одевают». Это было выполнено. О. Пантелеимон ушел. Вскоре опять он появился красный, раздосадованный, сердитый и издали кричит: «Вы, ребята, я вижу, более в носу ковыряетесь, чем работаете, в особенности ты брат Георгiй, смотри сколько навалил о. Герасим, ведь ты хлеб кушаешь, то надо же его оправдать! Георгiй отвечает с поклоном: «Простите батюшка о. Пантелеимон, буду стараться побольше накидать. А тем временем прохаживаясь по двору опять подходит о. Пантелеимон и сдержанно говорит: «Брат Георгiй, что ты так меня раздражаешь? Посмотри как о. Герасим быстро накидает снег, а ты сколько отстал от него. А ведь св. обитель тебя кормит, поит и одевает, и обувает, дает тебе прiют, это надо помнить!» Простите батюшка, буду помнить. Опять он подходит и неистово кричит: «До каких же пор ты будешь насмехаться над начальником! Ты наверное не знаешь, что надо сначала очистить поле от пеньков и камней, потом попахать поглубже, потом побороновать, потом посеять, потом скосить, потом просушить и в снопы повязать, потом сделать ток, выгладить его, потом свезти с поля снопы, потом помолотить, потом провеять, потом смолоть, просеять, потом заквасить, перемешать, потом раскатать на булки, потом посажать в печь и выпечь хорошенько, а потом уже кушать!» Георгiю уже надоело слушать и он начал волноваться и сказал: «Простите батюшка, это дело мне знакомое, но только нельзя ли мне с о. Герасимом поменяться, отдать ему большую тяжелую лопату, а у него взять меньшую?» Отец Пантелеимон как закричит: «Что ты черным словом ругаешься, негодяй!» Я совсем было растерялся когда раскрасневшiйся от гнева начальник опять ушел. Герасим говорит мне: «Что то он на тебя разозлился, не ругал ли ты его когда?» – Помилуй Бог! Всегда я с ним бываю очень услужливым и покорным, – ответил я      о. Герасиму. Вижу, что о. Пантелеимон подошел к о. Благочинному прохаживавшмуся по двору и о чем то они вместе разговаривали. Я подумал, да и Герасим посоветовал: «Это он на тебя наговаривает благочинному и вообще наедает, пока что, не уйти ли тебе в другую обитель, ты хорошо грамотный и можешь петь». А тем временем о. Пантелеимон тут–как–тут, и опять кричит: «Значит, напрасно я тебя уговаривал лучше трудиться, не дармоедничать?». Батюшка, сказал я, – спросите Герасима, я никак не дармоедничаю, на мне рубца сухого нет, но если вы разрешите мне стать на прежнее место на бугре и взять у Герасима меньшую лопату, то я постараюсь не отставать от Герасима. Начальник злобно затоптал ногами и неистово, словно верблюд закричал: «Зачем ты матырным словом лаешься!» У меня брызнули слезы, но я в это время случайно увидал вдали стоящего о. Благочинного который, оказалось, все время наблюдал за испытанiем меня. Увидавши что я смотрю на него он отвернулся и засмеявшись закрыл лицо платком, и с меня как гора свалилась, я попросил прощенiе обещая исправиться. Боже мой! Что я тогда почувствовал, какой–то неземной мир в душе и спокойствiе, как бы чувство удовлетворенiя совести наполнили мою душу. Я понял, что о. Пантелеимон наилучшiй мой благодетель, он мудро и богоугодно выкорчевывает моего ветхого человека истлевающего в страстях и похотях мiра сего и насаждает человека нового, созданного по образу и подобiю Сотворшаго, чего не понявши сколько мне пришлось переволноваться и перестрадать. Так часто бывает, что «наша воля царя боле» не хочет воли Божiей покориться.

По обыкновенiи, после вечерни, когда испытуемый сторож (о. Г.) пришел к Игумену Герману на откровенiе помыслов, игумен с улыбкой спросил его: «Ну, как твой старец?!» – Спаси Господи, добрый, хорошiй старец. Игумен сказал: «хвали, хвали образ Божiй».

Но враг спасенiя рода человеческого не дремлет в неослабной борьбе, особенно с теми, кто покушается уйти от него, ибо он как дух злобы, как бесплотный, всегда бодрствует и не спит, а боримый человек немощен.

Затем игумен позвал Георгiя в свой кабинет и благословил ему продолжать раньше начатую им рукопись о кавказских пустынниках, о борьбе со страстями, о трезвенiи и храненiи сердца, и проч. Через несколько времени отец игумен продолжавшiй принимать на откровенiе помыслов братiю, вдруг входит в кабинет и приказывает мне: встань и подойти ко мне сзади, скройся под моей мантiей и осторожно следуй за мною. Мы вошли в прiемную. Там, как я после узнал, стоял благочинный о. Мелхиседек и мой старец по гостинице о. Стефан. Игумен спрашивает благочинного: «В чем дело?» – Благочинный: «Простите отец игумен, вот старшiй гостинник о. Стефан уже не первый раз, как и вы знаете жалуется на своего помощника о. Георгiя, что он почти ежедневно, по воскресеньям и субботам без его благословенiя уходит в лес на красную горку (красивый возвышенный холмик в живописной местности в 3–х верстах от монастыря) и там с монашками и женщинами проводит время». Точное–ли твое свидетельство, не надо ли это проверить и на месте преступленiя его обличить при свидетелях? О. Стефан подхватывает: «очень благовременно, можно сейчас пойти с о. благочинным и проверить». Но не ошибаешься ли ты? «Нет, клянусь!» Тогда о. игумен вывел меня из под своей мантiи на среду и спрашивает: о. Стефана: «Это не он ли?» Отец Стефан был так поражен, что сначала ничего не мог сказать от чрезмерного волненiя и неожиданности, потом вдруг побледнел и со злостью бросил на каменный пол келiи связку ключей от номеров гостиницы и гневно крикнул: «Будь ты проклят!» И не простившись ушел из монастыря. Я, окаянный Георгiй, до сих пор благонастроенный торжеством совести вдруг почувствовал что как будто вместе с ключами что то во мне оборвалось и покрыла мя чуждая тьма окаянного. Я почувствовал, что до сих пор не оставлявшая меня молитовка Iисусова вдруг как бы прекратила свое регулярное теченiе, мне стало грустно. Игумен велел мне принять гостиницу так как о. Стефан срочно уехал в соседнюю братскую нашей обитель Махрищскую, основанную другом и сподвижником преподобного Сергiя преподобным Стефаном Махринским, как видно заранее договорившись об этом.

Об этом своем несчастьи с благословенiя о. Игумена я написал пустынножителю кавказских гор старцу отцу Иларiону (автору книги «На горах Кавказа»), так как, почти с детства еще, я лично был знаком с ним, бывал у него, и он желал меня иметь учеником чтобы помогать ему в переписке с его многочисленными окормляемыми. Отец Иларiон сообщил мне, что это было мне замечательное по содержанiю двойное испытанiе, то грозное искушенiе, которое по свидетельству Тайнозрителя Господь пошлет (попустит) на всю вселенную (Откр. 3,–2,3,5,8,9,10; 13,1–8; 2 Кор. 11,19; Второз.  13 гл.), на все племена земные, чтобы испытать живущих на земле (Откр. 13,10; Второз. 13 гл. и нач. 13 гл. 2–го Кор.). Он мне так сказал: «Тебе предстояло два испытанiя. Первое на смиренiе, самоукоренiе и незлобiе (которое опередило всех), обнаружив сердечное намеренiе; а второе проверочное на искреннюю, от чистого сердца любовь и всепрощенiе. Если бы ты не увлекся так сильно и всецело торжеством совести, последуя требованiям (Ин. 13,15; 1 Пет.2,21; Флпс. 2,5–9 и др.) заповеди всепрощенiя и молитве за врагов, с просьбой просвещенiя их святыми молитвами, то ты бы этим уготовал в своем сердце обитель Благодати Имени Iисусова навсегда. А так как опьяненный тем торжеством не сделал этого, не забронировал ее, то она и ушла от тебя. Теперь, хотя мысленно припади к стопам о. Стефана, облобызай его и от чистого сердца и души сокрушенной попроси у него прощенiя не переставая молиться за него и старайся лично с ним встретиться и утешить его». – Что по молитвам о. Иларiона и осуществилось года через два при следующих обстоятельствах. Наш отец Игумен Герман (Гомзин. 20.3.1844 + 17.1.1923) был известен всему духовно–подвижническому мiру как делатель и наставник молитвы Iисусовой. В нем оценил это редкое достоинство знаменитый духовный витiя, автор многочисленных сочиненiй, переводов с греческого и латинского языка, написавшiй согласные с учителями и отцами Православной Церкви толкованiя всех 16 посланiй св. ап. Павла, также св. ап. Петра, Iакова и др., написавшiй трактат под названiем: «Что нужно покаявшемуся и вступающему на добрый путь покаянiя, Письма о духовной жизни, Путь ко спасенiю, Патерики, Древнiй, Саввы Освященного и многое прочее, весьма душеполезные сочиненiя, – затворник Преосвященный Феофан, Вышенскiй.

И поэтому преосвященный Феофан избрал его своим духовником, открывая ему свои помыслы лично при посещенiи Троицкой Лавры и чаще письменно.

Между прочим, архимандрит Лавры Товiя посоветовал ему взять себе из Лавры в качестве секретаря образованного iеромонаха Iону (Фиргуф, бывшего офицера гвардiи). О. Iона в свою очередь уязвился этой же страстью и незаметно для своего старца о. Германа начал доносить архимандриту Товiи о кажущихся ему нарушенiях старца.

Архимандрит Товiя состоял начальником 6 – 7 братских обителей, как то: архимандрит Троице–Сергiевой Лавры, Обители Черниговской, Гефсиманского скита, скита св. Параклита, Зосимовой пустыни, Махрицкого монастыря и Женской обители где погребены родители преп Серафима Саровского.

В начале 19 века Махрицкая обитель была предназначена для проштрафившейся братiи и не могущих справиться с соблазнительными немощами.

Архимандрит Товiя решил туда определить о. Игумена Германа, что и приведено было в исполненiе 14 ноября 1907 года. Игумену было предоставлено взять с собой 12 братiй в том числе и о. Пантелеимона, о. Мелхиседека и меня непотребного. И вот мы с о. Стефаном назначенные на послушанiе попеременно поминать благодетелей Обители встретились. Он охотно простил меня сняв с души моей камень. И о. Пантелеимон просил меня простить за его нападки. Так мы и примирились во славу Имени Iисусова.

Но когда дошел слух о ссылке Игумена, тогда вдруг поднялись в защиту о. Игумена все его многочисленные и высокопросвещенные авторитетные чада во главе с родной сестрой Императрицы Елизаветой Феодоровной, дiаконисы и настоятельницы Обители Святых Мироносиц в Москве, затем все высшее духовенство Москвы и окрестностей, почти вся профессура Московской Духовной Академiи и семинарiи во главе с почетным членом Московской Духовной Академiи М.А. Новоселовым, известными духовными писателями, высокопросвященными профессорами, как–то:  заслуженный ординарный профессор МДА Д.М. Муретов, Московского университета директор профессор Дмитрiев, священник профессор богословского, философского, исторического, математического и др. факультетов П.А. Флоренскiй, священник профессор Паозерскiй, юрисконсул Синода Кожевников.

Так что в конце концов почтенный архимандрит Товiя вынужден был свой грозный приказ отменить и о. Игумен Герман с сопутствующими ему братiями был с честью водворен в созданной им и украшенной Зосимовой пустыне.

Но возвращаюсь к своей цели описанiя этих событiй, которая состоит в том, чтобы подчеркнуть и наглядно показать, как милостив, долготерпелив и многомилостив Господь, глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй.

Вероятно в сознанiи обиды причиненной о. Игумену купно со всеми им окормляемыми архим. Товiя решил лично посетить и утешить осиротевшую братiю смущенной им обители. Отслужив литургiю он в сопровожденiи всего духовенства по обычаю с Панагiей направился в братскую трапезу, но, подойдя к дверям, он вдруг остановился. Оказалось, что слишком широкая в особенности для зимнего перiода дверь много лет использовалась только левой половинкой, а правая половинка была закрыта на шпингалет, который от продолжительности заржавел, так что пришлось послать за плотником который с трудом отодвинул заржавевшiй шпингалет и открыл вторую половину двери, ибо маститый старец о. Товiя никак немог пройти через одну половинку двери.

Обычно после молитв и возношенiя Панагiи о. архимандрит Товiя предложил сказать скорбящей братiи и присутствующим гостям слово утешенiя. Он сказал: я, убогiй старец полон искреннего состраданiя и сердечного сочувствiя к вам любезные отцы и братiя, ибо и сам я имел любимого старца, но похоронивши его, как видите, сам остался ТОЩ; при этом он безнадежно развел руки и глянувши на досадную дверь смутился и покраснел. Так низложил Господь сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущiя исполни благ и богатящiяся отпусти ТЩИ… Сотвори величiе Сильный… и Свято Имя Его в век века (Лк. 1,49).

Так любящим Бога все споспешествует во благое (Рим. 8,23). Устроенное о. Пантелеимоном и соучастниками его, продуманное испытанiе глубоко запало в душу мою и оставило в ней на всю жизнь мою глубокое неизгладимое впечатленiе той тайны и завесы которые вскрывают от взоров внешнего ветхого человека истлевающего в похотях и страстях настоящее положенiе вещей, и снимаются только христiанской идеологiей, Именемъ или Крестом Христовым, которых застыдился даже Синод приведенный «к ужасным выводам» от всеспасительного и Божественного Имени Iисусъ Христова.

Высокопочтенный архим. Товiя наконец, в глубокой старости убедился, что он не «тощь» в чем красноречиво вразумила его бездушная дверь. Таким образом, всюду видим, что немудрое Божiе премудрее человеков, и немощное Божiе сильнее человеков… и незначущее мiра и уничиженное для того, чтобы упразднить значущее (1 Кор. 1,25).

Благовествованiе одним воня, т. е. благоуханiе в жизнь вечную, а другим это запах смертоносный, на смерть (2 Кор. 2,13–16). Сiе зависит от личных свойств каждого отдельного христiанина и вообще человека, смотря по тому, как в нем сохранилась искра Божественная всеянная в его совесть, называемая естественным законом (Рим. 2,13–14), сохранность которого непременно тянется к свету праведности, к Солнцу Правды Господу Iисусу Христу, как к сродной стихiи, тогда как дела темные уходят от света, который колет, режет им глаза и не сродный им».

 

55. Исповедник Имени Божiя iеродiакон Макарiй (Холошня) 2.7.1878  + 21.ХII.1972)

(Необычная встреча в Сухуми в 1960 г. двух старцев имяславцев: схим. Георгiя         (Макаровского) и iеродiакона Макарiя (Холошня).

       Из–за того, что Церковь Россiйская не опровергла имяборческую хулу на имя Господне, старец Георгiй не входил в общенiе с нею. Имяславческих священнослужителей  в поле зренiя у старца уже не было. Чувствуя приближенiе своей кончины ему очень хотелось перед смертью отговеться... Мы с ним решили отправиться в путешествiе в поисках православного Епископа, или хотя бы священника,  непричастного к имяборчеству.

       В 1960 году мы с о.Георгiем объехали южный Кавказ. Возвращались домой из Закавказья через Сухуми. Промыслом Божiимъ на железнодорожном вокзале незнакомая женщина дала адрес не подалеку от вокзала старца Макария. И мы посетили старенького маститого iеродiакона–имяславца отца Макарiя (Холошня). Жил он с своей родной сестрой – монахиней в тесной келье, в которой одному гостю приходилось ночью отдыхать сидя, а о. Георгию устроившись на табуретах... Как оба имяславца и о.Георгiй, и старец Макарiй были после изгнания о. Георгия из Афона знакомые. Поэтому, они были весьма рады неожиданной их встречи. Старец Макарiй, также как и о. Георгiй, до конца был верен имяславiю и не сообщался с имяборцами.  Для того чтобы сесть для беседы  могли устроиться только трое, а ухаживавшая за больным старцем Макарiем сестра его – слушала стоя, потому что ей негде было  сесть в тесной келье. Вот в такой клетушке несколько десятков лет прожил подвижник исповедник Имени Божiя о.Макарiй, который к нашей радости оказался идейным имяславцем, с начальных годов ХХ–го века, сохранившiй себя от общенiя с обновленческой церковью, и с имяборцами. Весьма интересная исторiя, как он стал имяславцем. Iеродiаконство о. Макарiй принял до имяборчества 1913 года, а iеромонашество принял от “Тихоновского” епископа, и находился в Драндовском женском монастыре. Там находясь, он был туманно наслышан об имяславiи и имяславцах. Все время  горел желанiем подробно узнать об Афонских событiях 1913 года, но все как–то не удавалось. Мы внимательно слушали его рассказ.                                                       

             Однажды, давно желавшiй заполучить сведенiя об имяславiи и о событiях на Афоне iеромонах Макарiй совершенно случайно упал и скатившись с горы попал в эту женскую обитель. Сестры обители, увидев знакомого иеродиакона о. Макарiя приветливо пригласили его на чай.

       Старцем в этой свято-Иверской женской обители, - говорил нам о.Макарий, - был мною одобрительно наслышанный староафонскiй монах Патрикiй, – жил он в затворе, лишь через маленькое окошечко общался с насельницами обители окормляя их духовно. Игуменiей обители была сестра по усыновленiю моего старца о. Георгiя – матушка Марiам, строгая подвижница и молитвенница. Старец Патрикiй, исповедник Имени Божiя изгнанный с Афона за Имя Господне, имел умносердечную молитву Iисусову. Он и своих сестер обители наставлял своими рукописными наставленiями о молитве Iисусовой и о подвижничестве. Вскоре после необычной встречи старца Макарiя с сестрами этой имяславческой обители, старца Патрикiя и игуменiю матушку Марiам коммунисты расстреляли. Поводом к этому послужило то, что, согласившись, (ради сохраненiя молодых насельниц–монахинь), – на ультимативное приказанiе властей внешне преобразовать обитель в артель по изготовленiю пуговиц, они, однако, не согласились сделать красный уголок и поставить в нем красное знамя...

            Отец Макарiй воочiю познакомился со Старцем обители, будущим преподобномучеником, отцом Патрикiем, и просил последнего рассказать ему подробно об Афонских событiях, об имяславiи и имяборчестве... Отец Патрикiй сказал: «да что вам рассказывать, Вы подписали имяборческую Грамоту Святейшего Синода Россiйской Церкви, в которой похулено Имя Господне». Отец Макарiй говорит: “нет, я не подписывал никакой грамоты Синода”. Отец Патрикiй: «да ведь по всем приходам и монастырям проводилась подписка духовенством Грамоты Синода об Имени Божiемъ. Но отец Макарiй утверждал: не подписывал, и все. Словно вышибло из моей памяти, как проходила подписка,– говорил нам о. Макарiй.

            После вечерней трапезы поместили о. Макарiя на ночлег в отдельую келью. Вечером, вся обитель молилась за о. Макарiя, чтобы Господь привел ему на память, как он подписал Грамоту Синода. Ведь он был Iеромонах, а все духовенство обязано было подписаться под этой грамотой.

         Утром, – говорил о. Макарiй, – когда я проснулся, мне как на ладони было открыто, как я подписал Синодальную Грамоту: “Поднес мне ее наш настоятель и говорит: «Отец Макарiй, подпиши посланiе Святейшего Синода». Взяв в руки брошюру и прострочив ее рукой по краю, говорю: ”подпиши–то, подпиши, а что здесь подписывать?”

         Отец Настоятель: ”Ты не смотри что подписывать, а смотри что будет, если не подпишешь”. – А что будет? – А вот там написано: кто не согласен с этим ученiем об Имени Божiемъ, того лишить сана священства, монашества, отлучить от Церкви... и проч.  – О, давай, подпишу!.. И подписался, не зная под чем, просто доверившись авторитету Святейшего Синода. После этого Божьего откровенiя Старец Патрикiй рассказал мне, что означает эта Грамота Синода, зачем требовали под ней подписку, и проч.

         С тех пор, – говорил нам о. Макарiй, – принятый мною после 1913 года от имяборческого епископа iеромонашескiй  сан я признавал недействительным, и считаю себя только iеродiаконом, т. к. iеродiаконство я принял до 1913 года.

         Когда о. Макарiй рассказывал нам эту исторiю, словно мурашки ползли по моему телу. И не только тогда, но спустя 37 лет, когда я читал записанную мною исторiю познанiя о. Макарiем имяславiя, тот же мороз, и те же мурашки ползли по мне,  особенно в грудной  области... Ей! Ей!  это истинно так!   (Издатель К.Б).                                                                    

Письма iеродiакона Макарiя (Холошня) к схимонаху Георгiю (Макаровскому)

Из письма о. Макарiя от 10–23.1.1959 г.

«Благослови Отче суточное правильце мое малое как то, 1) псалтирь за неделю прочитываю, 2) Утреню, 3) Вечерню, повечерiе. 4) Часы, обедницу. За Утреню 16 четок, в праздничные же дни по уставу книг, но больше шепотом, голосом мало читаю. В Великiй Пост два раза в неделю прочитываю Псалтирь, Благослови отче Георгiе сiе малое».

«… Отче Георгiе! Вы наверно помните 1915 год, когда хлопотали пред епископом Агафодором (Ставропольским) об освященiи церкви на подворье Драндского монастыря в Екатеринодаре. Вот я Вас там мельком и видел, потому как я был вызван в должности регента на освященiи церкви, но разговаривать с Вами не пришлось, потому что я был тогда ишак разнузданный. Это я Вам говорю имея пример разговора преп. Марiи Египетской с преп. Зосимой, воздух оскверняется. У Вас была тогда борода темного цвета, вот тогда я Вас в отдаленности видел. Был заведующим о. Филимон, подворьем Драндского монастыря

Ответ о. Макарiя (Холошня) о пенсiи о. Георгiю

Из письма от 15.3.1959 г.

Относительно пенсiи: Два брата согласившись с собою пошли в непроходную пустыню не взяв с собою ни хлеба ничего другого с условiем, чтобы Бог послал чудесно им пищу. И когда ослабевши сели отдыхать, видят идет человек и ведет осленка груженого хлебом и остановившись около них, дает им хлеб. Один брат взял и ел. Другой же сказал: не от Бога это, потому что человек варвар из племени  Мадик, которые хищны как звери. Брат же подкрепившись хлебом пошел дальше. Другой же на месте умер голодной смертiю. Судите: кто из этих двух справедливо поступил (Добротолюбiе. Ч. 3). Если это применимо. С моей же стороны никакого значенiя не имеет. Я не получаю пенсiю, так как моя трудовая книжка сгорела при бомбежке Сухуми, исхлопотать не мог.

Хотелось бы повидаться с Вами и поговорить так, как говорили Пафнутiй с преп. Онуфрiем когда встретились, и просидели с вечера до утра».

 

Из письма от 25.11.1959 г.

+

Слава Имени Iисусъ Христову!

Мира и радости взаимно о Господе отче Георгiе.

Вы спрашиваете совета от меня, но ты отче право судил еси о том, что время сейчас зимнее, а твое здоровье старческое и потому не лучше ли старческiе силы изживать на молитвенном правиле, чем изнурять себя поездкой ища ветра в поле – мой взгляд таков.

А что касается о чтенiи Псалтири то и четка может подменить псалтирь, порядок чтенiя не поможет если не будет усердной молитвы..

Да утешит Вас Господь Своею Милостiю. О брате Вашем новопреставленном мон. Феодоре  – несть Богъ мертвых, но Богъ живых. Будем молиться, особенно в 40 день 11/24 ноября. О порядке чтенiя псалтири не сокрушайтесь, а о каждодневном молитвенном правиле надо иметь попеченiе.

Шла дорогой женщина неся на руках больного ребенка и встретила молодую жену, с виду блудницу, и остановила ее, и говорит ей: воскреси от болезни моего ребенка. Эта встретившаяся сказала ей: я этого не могу сделать, я грешница. Первая же женщина с ребенком начала умолять и просить ее да помолится Господу, да воскреснет ребенок. Блудница согласилась на это и помолилась Господу Iисусу Христу. И воскрес ребенок  той женщины.

Ты, отче – жена с ребенком.

Ребенок – новопреставленный брат твой монах Феодор.

Телеграмма же – просьба помолиться о новопреставленном м. Феодоре.

Блудница же – мое недостоинство.

                     Благодарен Вам».

 

       [1] конечно, этот сон не православный. – Сост.

         [2] Творен. Св. Григор. Нисск. М. 1864, ч. 6, с. 232–4

         [3] Больш. Катихиз. 258. Изд. 1878,

         [4] ТСЛ. 1903.  Изд. 2. Ч. 2. С. 352

Категория: Имеславие 5 том | Добавил: borschks
Просмотров: 243 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar