Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 0:05 AM | |
Пример наказанiя Божiя за нечестивую ересь, из древних времён преп. Антонiя Великого. Преп. Антонiй Великiй. «Насколько был приветлив преп. Антонiй по внешности, настолько же чист и дивно непоколебим в вере, никогда он не становился на сторону вероотступников, видя самовольное искаженiе ими веры, никогда дружески не беседовал с манихеями и другими еретиками, кроме лишь тех случаев, когда они обнаруживали готовность отказаться от прежнего заблужденiя; преподобный прямо говорил, что дружба и беседы с еретиками причиняют вред душе. Больше же всего он избегал арiан, запрещая и всем православным иметь с ними общенiе. Когда некоторые из арiан пришли к нему и он из беседы с ними увидел их зловерiе, то тот час побежал от них с горы говоря: «слова их ядовитее самих змей». «Сын Божiй, - говорил Антонiй, не есть тварь и не из несущих, но присносущное Слово и Мудрость существа Отчаго. Не имейте никакого общенiя с арiанами (а ныне с имяборцами) ибо кое общенiе свету ко тьме (2 Кор 6, 14)? Если соблюдаете благочестiе, то вы христiане, а те, именующiе Сына Божiя и Слово сущее от Отца тварью (это вполне применимо и к совремённым имяборцам, именующим Слово Отца т. е. Имя «Iисусъ» – по их выраженiю – в отдельности от Самого Iисуса) ничем не различаются от язычников, потому что служат твари, паче Создавшего Бога. (А что Имя и Слово Iисусъ есть несомненно Слово Ипостаси Отчей об этом даже в акафисте Воскресенiю Христову, в икосе 12 сказано: «Iисусе, Слово Ипостаси Отчей, очисти мое недостойное слово к Твоему песнопенiю»). Поверьте мне, продолжал Антонiй, – самые стихiи мiра негодуют, и вся тварь воздыхает о безумiи арiанском, видя сравненным с собою своего Господа, через Которого всё сотворено». – В это время преп. Антонiю было уже 104 года. Ещё ранее этого, когда открылась ересь Арiя, Антонiй явился защитником истины: в 335 г. он писал обличительные письма арiанскому епископу Григорiю и гражданскому правителю Александрiи – тоже еретику; в тоже время он письмом ходатайствовал у императора Константина за Афанасiя Александрiйского, тогда прогнанного с престола». (Составитель житiя преп. Антонiя Великого – св. Афанасiй Великiй)» Однажды, сидя среди братiи за работой, он был как бы в состоянiи восхищенiя И, внимательно смотря вверх на небо, вздыхал, потом, молитвенно преклоняя колена, горько, в теченiе долгого времени плакал. Присутствующiе пришли в страх и начали неотступно упрашивать его рассказать, что он видит. «Лучше бы было, дети мои, умереть, прежде чем наступит приближающееся бедствiе», с великой скорбью отвечал старец. Так как они снова стали упрашивать его о том же, преп. Антонiй, заливаясь слезами, сказал: «Неизъяснимое бедствiе надвигается на Церковь Христову, и будет она предана людям, подобным безсловесным скотам. Видел я олтарь храма Господня и в нем множество лошаков, которые, окружив св. престол, яростно ниспровергают всё, что стоит на нём и, разсыпав по полу, топчут ногами; и слышал я голос, который говорил: «Осквернён будет жертвенник Мой!» Вот в чём причина моих вздохов и плача». Это виденiе преподобного сбылось через два года, когда открылось жестокое арiанское гоненiе: церкви Божiи были разграблены, священные сосуды осквернены, и Святых Таин касались нечистые руки язычников. Целые скопища нечестивых устремились тогда против Христа и силой заставляли православных ходить в церкви с ветвями деревьев в руках. Последнее объясняется тем, что у язычников в Александрiи был обычай входить в свои капища с пальмовыми ветвями в руках, и арiане, желая привлечь их на помощь себе против православных, из подражанiя им, так же стали ходить с ветвями в свои храмы; согласившись совместно действовать против православной христiанской веры, они стали подражать друг другу в обычаях – арiане язычникам и язычники арiанам. К этому нечестивому обычаю принуждали и православных, чтобы они были заодно с арiанами. О ужас! О беззаконiе! Женщины и девушки были оскверняемы, кровь православных проливалась в храмах и обрызгивала престолы, купели крещенiя были осквернены похотливостью язычников. Все увидели тогда в этом исполненiе виденiя Антонiя, - что лошаки попирают жертвенник Божiй. И много тогда слабых людей, из боязни пред арiанами, переходили на сторону их ереси». Говоря о предстоящем бедствiи, св. Антонiй в то же время утешал братiю и говорил: «Не унывайте, дети: как разгневался Господь, так и умилосердится Он потом, и Церкви опять будет возвращена ея лучшезарная красота и сила, и сохранившiе непоколебимо среди гоненiй веру Христову будут сiять светом Христовой благодати. Змеи возвратятся тогда в свои норы, и благочестiе ещё более умножится. Наблюдайте лишь за собой чтобы не иметь гибельного для себя общенiя с арiанами, потому что ученiе их – не апостольское, но дiавольское и отца их сатаны; по этой именно причине они и были обозначены в виденiи под образом неразумных животных» (с. 553-555). -«В последнiй раз пришёл я к вам, чада мои, – сказал он, – видеть вас я больше уже не надеюсь в этой жизни, и пора уже мне разрешиться от этой жизни и почить, так как я прожил уже 105 лет». При этих словах, братiя предалась глубокой скорби, она плакала и целовала старца, как бы уже уходящего из мiра. А он убеждал их трудиться с неослабным усердiем, не унывать среди подвигов воздержанiя, но жить – как-бы ежедневно готовясь к смерти, с успехом охранять душу свою от нечистых помыслов, следовать примерам святых, не сближаться с раскольниками мелетiанами, не входить в общенiе с нечестивыми арiанами; напротив убеждал их держаться отеческих преданiй и хранить во всей чистоте благочестивую веру в Господа нашего Iисуса Христа, какой научились из Писанiя и из его многократных наставленiй» (с. 555-556). Избегайте всякого общенiя с раскольниками, еретиками и арiанами; вам известно, что я ни разу дружески не беседовал с ними, по причине их дурных замыслов и христоборной ереси» (Скончался преп. Антонiй 17 янв. 356 г.). Другой пример наказанiя Божiя всего общества за нечестiе одного: «Отделитесь от общества сего…, и Я истреблю их во мгновенiе. Они же пали на лица свои и сказали: «Боже, Боже духов всякой плоти! Один человек согрешил, и Ты гневаешься на всё общество? И сказал Господь Моисею, говоря: «Скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. И встал Моисей, и пошёл к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: «Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах… (Числ 16, 21-26). А в имяборческое нечестiе впал не один человек, а за малым исключенiем почти всё духовенство Россiйской Церкви. Тем большее для неё наказанiе. А покаянiя духовенства за имяборчество до сих пор не проявляется. Училище Благочестiя. «Однажды к преп. Кирiаку пришёл инок Феофан заражённый несторiевой ересью, который на предостереженiя преп. Кирiака отвечал: «И все ереси также утверждают, что человек может спастись только с их верою. Что же после сего делать мне окаянному? Все называют своё ученiе боговдохновенным, а мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить её от заблужденiя. Человек Божiй! Помолись, чтобы Господь свыше просветил меня. После усердной молитвы преп. Кирiака о сем, Феофан в 9 час. следующего дня увидал боголепного но грозного юношу, который показал ему место мученiй еретиков и сказал: «Если сей казни ужасаешься, то приступи ко св. апостольской Церкви: Я говорю тебе истину, не забудь её: - если человек имеет все добродетели, но мыслит нечестиво, низвержен будет в сiе место» (с. 338-340). Вот какое наказанiе несторiанам! А русскiе патрiархи сообщаются с армянами, заражёнными несторiанской ересью, молятся у них, участвуют в их церковных торжествах. Мало того, молятся со всеми еретиками преданными Церковью анафеме в экуменическом сборище сатаны (Откр. 3,9). Святые имяславцы и «святые» имяборцы. Некоторых настораживает названiе: ”Имяславiе”, как нечто особое от Православiя. Но ничего подобного! Имяславiе – это душа Православiя. Имяславiе – это православное почитанiе Имени Божiя, обоснованное на исповеданiи Кафолической Православной Церкви и на ученiи Святых Отцов. Имяславiе – это ревностная защита чести и славы Имени Господня, похуленного в 1913 г. “Святейшим» Синодом Россiйской Церкви.. Старец схимонах Георгiй (Макаровскiй +1964), рассказал такой эпизод. После своего изгнанiя с Афона, однажды он проводил беседу с одним священником об имяборчестве. Этот священник, для беседы с Афонцем пригласил своих прихожан. Это было уже при советской власти. Поэтому о.Георгiй для подстраховки отказывался проводить беседу без представителя от местной власти, так как ему по процветавшей в то время клевете могли приписать контрреволюцiю.. Тогда священник обратился к прихожанам: “братья и сестры! беседа будет на чисто религiозную тему, ни одного слова о политике, ответственность за собранiе принимаю на себя”. Отец Георгiй попросил запротоколировать собранiе. Священник поручил сделать это своему писарю. И только после этого о. Георгiй начал свой доклад об Афонских событiях 1913 г., о похуленiи “Cв. Синодом” Имени Божiя и Имени Господа “Iисусъ”. При этом, священник что–то шептал на ухо рядом с ним сидевшей старушке. Эта старушка встала и говорит: “Отец проповэднык, а сказано, што прыдут под Имэнэм Моим, чи цэ ни воно”? Отец Георгiй спросил: а где это сказано? – Та я дэсь читала. – А мабуть Вы не читалы, а Вам нашепталы?... Старушка сконфузилась. – Это сказано в Евангелiи от Матфея: ”Берегитесь, чтобы кто вас не прельстил. Ибо многiе придут под Именемъ Моим”, и ”будут предавать вас и убивать за Имя Мое” (Мф. 24, 4–9). Так вот если мы, убивали за Имя Господне имяборцев, то значит мы лжехристы и лжепророки; а если нас имяборцы убивали за Имя Божiе, значит они лжехристы и лжепророки. Но не мы убивали и изгнали их из Афона, а они нас убивали за Имя Божiе и изгнали оттуда, как об этом свидетельствует только что рассказанная мною исторiя на основанiи Церковных Ведомостей от 18–го мая 1913 года. Теперь Вам понятно кто такiе лжехристы и лжепророки? – Понятно! спасы Господы! – ответила старушка. Затем о. Георгiй задал священнику несколько контрольных вопросов. 1) Что такое православiе? Священник ответил: “православiе это, ну, семь вселенских соборов, символ веры, который мы читаем в Церкви и дома”. – Позвольте, батюшка, это – содержанiе православiя; а вот что есть сущность православiя? Батюшка пожал плечами. Тогда о.Георгiй сказал: ”Православiе, – учит Святитель Игнатiй Брянчанинов, – это истинное Богопознанiе; православiе это истинное Богопочитанiе. Православiе это истинное поклоненiе Богу в духе и истине; православiе это прославленiе Творца разумной тварью, и обратное прославленiе Творцом разумной твари, дарованiем ей Святого Духа. Где нет дарованiй Святого Духа, там нет православiя; и где нет истинного православiя, там нет дарованiй Святого Духа”. – Вот, что есть Православiе, по Игнатiю Брянчанинову. А этот Святитель является Отцом и Наставником Русского подвижничества. Следующiй к Вам, батюшка, вопрос. 2). Что для Вас дороже всего на свете? Батюшка ответил: для меня всего дороже – сон. – А о. Георгiй сказал: для православных спасающихся христiан дороже всего – память Божiя, т. е. непрестанная молитва Iисусова. Св.Василiй Великiй учит: ”а посредством памяти, водруженная в нас мысль о Боге есть вселенiе в нас Самого Бога.” – А что есть дороже этого? Ничего. Батюшка спросил: а можете ли вы назвать хоть одного святого имяславца? – Могу, только пожалуйста, возмите два листа бумаги и ручку, и будете записывать, – хорошо? – Хорошо! Незадолго до Своих Крестных Страданiй Господь Iисус Христосъ молился к Своему Отцу: ”Отче, прославь Имя Твое! Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю!”(Ин. 12, 28) – запишите двух Имяславцев: Бога–Отца, и Бога–Сына. – Батюшка записал. – Дух Святой устами Святого Царепророка Давида прославляет Имя Божiе: “Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуiа!” (Пс. 134). “От востока солнца до запада хвально Имя Господне”,(Пс. 112, 3). “Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века”! (Пс. 112, 2) “Не не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу” (Пс.113, 9). И бесчисленное множество раз Святой Дух в Псалтири прославляет Имя Божiе. – Запишите Третьего Имяславца – Бога Духа Святого. Батюшка записал. – А из женского пола святые принимаются? – спросил о. Георгiй. – Принимаются, – ответил Батюшка. При встрече с Праведной Елизаветой Пресвятая Богородица в Своем радостном восторге воспела Господу гимн: ”Величит душа Моя Господа... И Свято Имя Его”. Запишите четвертую Имяславку – Пресвятую Богородицу. Батюшка записал. Когда Денница – Сатана похулил Имя Божiе, то Святой Архангел Михаил со всем небесным воинством защитил Имя Господа воскликнув: «Кто, яко Бог!» и низверг в преисподнюю Денницу и треть всех ангелов последовавших за ним. – Запишите, батюшка, небесных Имяславцев Архистратига Михаила со всем небесным воинством. –”О, да Вы себе уже все небо забрали! – Но это еще не все. Святой Царепророк Давид, все Пророки, Святые Апостолы, Преподобные, Мученики и все Святые, переселившiеся на небо, во всю свою жизнь и словом и делом прославляли Имя Господне, и мученики умирали за Имя Господа Iисуса – запишите, батюшка, в имяславцы и всех Святых. А теперь, по долгу взаимности, назовите, батюшка, хоть одного святого имяборца. – Да это надо еще подумать. – Не затрудняйтесь, я Вам помогу. Первый ваш святой имяборец – похититель Имени Божiя Денница–Сатана, первый на небе восхулившiй Имя Божiе и возставшiй против Бога. – Затем, ваши святые имяборцы: Арiй, Несторiй, Македонiй, все древнiе ересеначальники; а из последних, это Фаррар, Лев Толстой, «Святейшiй» Синод, а рядышком с ними – и Вы. Но простите, я хотел бы задать Вам такой вопрос. Батюшка: – Да Вы меня уже замучили вашими вопросами, – ну задавайте! – Чем Вы, батюшка спасаетесь? – Как чем? – естественно, – молитвами. – Погибнете, батюшка! – Добрыми делами. – Погибнете! – Смиренiем. – Погибнете..! – Покаянiем. – Погибнете! – Да что вы со мной спорите, я священник а вы простой монах? – Простите, не я спорю с Вами, а Вы спорите с святителем Филаретом Московским (Дроздовым). –“Но от вас, можно спастись только бегством”! И схватив шляпу, батюшка стрелой выскочил во двор. А оставшимся сидеть и со вниманiем слушающим, о. Георгiй рассказал эпизод из жизни Филарета митрополита Московского, названного “мудрым Филаретом”. Увидев нравственный упадок не только в христiанстве, но даже в духовенстве, которое выходит слабым из духовных семинарiй и академiй, и желая несколько поднять уровень духовного облика священнослужителей, Святитель Филарет решил самолично экзаменовать семинаристов на выпуске, то есть каждого в отдельности. Он экзаменовал их не по семинарской программе, по которой они обучались, но задавал им необычные, не знакомые для них вопросы, хотя ответы на них обнимали собою всю сущность христiанства, и конечно же, не знавшiй правильные ответы на них, не мог быть истинным пастырем. Первым на экзамене вошел к святителю полный, раскрасневшiйся семинарист, в богатой шелковой рясе. Святитель обратился к нему со словами Апостола: “пресвитерства желаете?” – Да, Владыка, святый. – Доброго дела желаете, говорит Апостол. А готовились ли Вы к этому великому делу – к служенiю Богу? – Да, Владыка, готовились, изучали катехизис, литургику и прочее. – Ну, ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: чем Вы спасаетесь? Монах, покачивая головой и улыбаясь Святителю, говорит: ”Вашими святыми молитвами, Владыка!” – Что за комплементы говорите Вы мне, – что я Вам барышня? У Вас на брюхе шелк, и в брюхе щелк, и Вы моими молитвами, спасаетесь? – Погибнете! – Следующiй! Вошел прилично одетый, выхоленный семинарист. После тех же вступительных апостольских слов, Владыка спросил: – Чем Вы спасаетесь? Он уже слышал неправильный ответ первого семинариста и поэтому, ответил: “Смиренiем!” – А! перед Филаретом смиряетесь, а как Вы своих послушников по затылку щелкаете? – и... добрыми делами. – Ах Вы, фарисей, а много ли у Вас добрых дел? – погибнете! Следующiй! Вошел третiй семинарист, бедный, в латаном подряснике и с бледным лицом. – А Вы, чем спасаетесь? –”Именемъ Господа нашего Iисуса Христа!” – А! Откуда Вы это взяли? У камня веры, Апостола Петра. – А где об этом сказано? – в Деянiях Святых Апостолов, глава 4–я, стих 12. – А что там говорится? – «Несть иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (кроме имени Iисуса ). – Объясните мне, я этого не понимаю… – То–есть, я спасаюсь православной сердечной верой в Крестные Заслуги Господа нашего Iисуса Христа, выражаемые Именемъ “Iисусъ”, и покаянiем, восполняющим недостающiе добрые дела, или добрыми делами совершаемыми в духе покаянiя...” – «Молодец! пресвитером будете, архимандритом будете», – и, указав на первых двух семинаристов, сказал: «а вы идите на кухню, ложки мыть”! И отправил их на это послушанiе, – доучиваться... В лице самых первых трех экзаменуемых Святителем семинаристов премудрый Филарет Митрополит Московскiй испытал всю Россiю и определил, что в ней православных осталась только третья часть, а две третьих народа – всякiй сброд: лицемеры и кривоверы. И это было около 190 лет тому назад.
К характеристике других, современных Афонской смуте, архiереев. «Один архiерей сомневался даже в святости преп. Серафима Саровского из–за его якобы негативного отзыва об архiереях в его пророчестве. «В своей книге о преп. Серафиме (Саровском), «русскiй католик» прот. Всеволод Рошко приводит весьма характерный факт: «Один мой корреспондент писал мне: «Если можно, пришлите какiе–нибудь свидетельства о характере отношенiй преподобного с епископами. Это очень важно, поскольку до наших дней ссылаются (на эти апокрифы). Один православный епископ признался мне, что сомневается в святости преподобного, потому что, как говорят, он выражал мненiя, враждебные епископату». «Архiепископ Виленскiй и Литовскiй (бывшiй Курскiй и Белгородскiй) Хризостом (Мартишкин) высказал удивленiе, почему преп. Серафим негативно относился к русскому епископату».[1] О. Серафим к современного ему русскому епископату относился нормально. А о духовенстве «будущего времени» он сказал то, что было открыто ему Богомъ. Им сказано о духовенстве не того времени в которое он жил, а что «будет время, когда архiереи земли русской и прочiе духовные лица уклонятся от сохраненiя Православiя во всей чистоте…и проч.[2] Но самолюбiе некоторых гордых архiереев было задето пророческими словами преподобного и они поняли их, как негативное отношенiе о. Серафима, вообще к епископату. Видя нерешительность Святейшего Синода Николай II–й начертал: «Немедленно прославить». Правоверный Царь знал: Серафим Саровскiй давно уже прославлен на небесах. И принял участiе в торжествах в Сарове и в Дивееве. Тогда Государь получил и пророчество от блаженной старицы Паши Саровской – о рожденiи долгожданного наследника. Через год родился Цесаревич Алексей. В честь этого событiя монахини обители посадили лиственницу. Дерево выросло необычное. Его смола – красного цвета. Кажется, что на стволе капли крови. Таково напоминанiе всем нам. Дерево стоит рядом с канавкой, и ежедневно множество людей проходит здесь по стопочкам Матери Божiей.[3] Будучи истинным христiанином Государь Николай Александрович понимал, что осуетившаяся и объязычевшаяся «образованная» Москва нуждается в окормленiи Старца как пастыря высшей ступени опытности, прошедшего молитвенный искус, познавшего духовную брань, стяжавшего дар прозорливости и рассужденiя и поэтому способного руководить паствой. Особое потрясенiе в связи с назначенiем на Москву Старца Макарiя (Невского) претерпел член Синода архiепископ Антонiй (Храповицкiй) – автор двух ересей (крестоборчество и имяборчество), мечтавшiй о патрiаршем кукуле».[4] Известно, что при жизни праведного о. Iоанна Кронштадтского архiепископ Антонiй (Храповицкiй) выступал за запрещенiе публикацiй некоторых его «неправославных» сочиненiй, а позднее заявлял, что не допустил бы никакого участiя отца Iоанна, назначенного в 1907 году на должность постоянного члена Святейшего Синода, в делах Синода за его «сомнительное ученiе».[5] Но о. Iоанн Кронштадтскiй хотя и был назначен постоянным членом Синода, но по состоянiю своего здоровья никогда не участвовал ни в каких синодальных делах и заседанiях. Следует упомянуть о другом члене Синода. Митрополит Антонiй (Вадковскiй 1846 – 2.11.1912) первенствующiй член св. Синода ненавидел св. Iоанна Кронштадтского и за это был жестоко наказан от Бога.[6] А кто ставил его первенствующим членом Св. Синода – разве они не знали, какого он духа? «Смерть его была люта». Он масон и связан был с масонами. Это при нем в Св. Синоде образовалось гнездилище имяборческое из 3–х архiереев: Антонiя (Храповицкого), Никона (Рождественского) и Сергiя (Страгородского). Как известно, была предпринята попытка учрежденiя Общества для защиты о. Iоанна от клеветы. Среди иницiаторов его созданiя были митрофорные протоiереи Александр Дернов и Философ Орнатскiй, протоiерей Павел Лахотскiй и Петр Миртов, священники Михаил Прудников, Iоанн Орнантскiй и Николай Гронскiй. Проект устава Общества, одобренный св. прав. О. Iоанном Кронштадтским, не был однако утвержден митрополитом С.–Петербургским Антонiем (Вадковским).[7] По словам секретаря «Общества в память о. Iоанна Кронштадтского»[8], он «завидовал славе о. Iоанна и не любил его. (…). Ненависть митрополита С.–Петербургского Антонiя (Вадковского) к о. Iоанну получила свое яркое выраженiе после блаженной кончины Великого молитвенника Земли Русской и Чудотворца, когда митрополит воспретил служить молебен в церкви–усыпальнице о. Iоанна. Один из друзей моих благочестивый петроградскiй протоiерей рассказывал мне, что очень люта была смерть митрополита Антонiя (Вадковского). У него случился удар, – он лишился зренiя и языка, но все слышал и понимал в теченiе 6 дней».[9] Так вот, оказывается, кто являлся первенствующим членом Святейшего Синода – ненавистник святого о. Iоанна Кронштадтского, член масонской ложи митрополит Антонiй (Вадковскiй)! И это в разгар Афонской смуты, когда он должен был властно:сказать всему составу Синода прекратить распрю и споры и произвести строжайшее расследованiе всего Афонского дела по существу, чего и просили неоднократно у Синода исповедники афонскiе. Но их просьба, как «глас вопiющего в пустыне» не была услышана. И синодалы готовились к развязке афонского дела при помощи трех лжедогматов Посланiя Синода, обмана Его Императорского Величества Государя Николая II–го, пожарной кишки и военной силы. Упомянем и о третьем члене Синода архiепископе Никоне. Возглавившiй военную экспедицiю на Афон епископ Никон (Рождественскiй) именуется в одном из писем Государыни к Государю (от 8 сент. 1915 г.) "этот злодей с Афона."[10] Государь принял живое участiе в «афонском деле». В частности, в архиве ЦГАОР имеются два письма Булатовича к Государю. Отношенiе Царской Семьи к «афонскому делу» выясняется из отзывов об архiепископе Никоне, которые находим в письмах Государыни Августейшему Супругу: «Никон (этот злодей с Афона)», (письмо от 8 сент. 1915 г.); «у него на душе грех Афона» (9 сент. 1915 г.). Есть и другiе основанiя считать, что «симпатiи» Государя были на стороне «имяславцев».[11] Вот в чем кроется причина нежеланiя Святейшего Синода, – главным воротилой в котором являлся имяборец архiеп. Антонiй (Храповицкiй), – выполнить предписанiе Государя и снять с имяславцев несправедливое осужденiе Синода и запрещенiя. Митрополиты Кiевскiй Флавiан и Московскiй Макарiй в 1913 году тоже являлись членами Синода. Но они не были причастны к имяборческому гнезду, свитому в Синоде первенствующим членом его митрополитом Владимиром (Богоявленским) и архiепископами; Антонiем (Храповицким), Никоном (Рождественским) и Сергiем (Страгородским). Поэтому святители Флавiан и Макарiй не были в духовном ослепленiи и здраво смотрели на происходящее на Афоне и в Синоде, и потому на Московском суде митрополит Макарiй вполне оправдал совершенно православное исповеданiе имяславцами Имени Божiя, чему весьма рад был митрополит Киевскiй Флавiан. И когда в пасхальные апрельскiе дни 1914 года обер–прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер получил записку, подписанную государем, в которой говорилось: «Душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость прiобщенiя Святых Тайн... Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне — Имени Божiемъ, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавiана разместить по монастырям, возвратить им монашескiй сан и разрешить священнослуженiе»70, Первое предписанiе Царя Обер–Прокурору Синода о снятiи с афонцев запрещенiя было от 15 апреля 1914 г. Второе предписанiе (на прошенiе имяславцев о снятiи с них всех запрещенiй) гласило: «Следует удовлетворить» было от 4 марта 1916 г.), Но синодалы воспротивились Царю и не выполнили Его предписанiя полностью, а лишь сделали некоторое послабленiе для имяславцев, которое заключалось в том, что вместо требуемой подписи под Посланiемъ Синода, имяславцы должны были устно засвидетельствовать свое согласiе с ученiем Синода об Имени Божiемъ, с целованiем Креста и Евангелiя. Ретивые имяборцы, наподобiе Василiя Зеленцова бывшего скретаря подотдела Собора 1917–1918 гг. по Афонскому делу, Майкопского архимандрита Григорiя Цвинтарного, священника Петра Андрiевского, Кипрiана Шахбазяна и им подобных, обвиняли Государя Николая II–го говоря, будто бы он не имел права вмешиваться в дела церковные и настаивать на оправданiи имяславцев, и что будто бы из–за этого оправданiя имяславцев Он и Его Семья поплатились своею жизнью, – но этим они обнаружили свою духовную слепоту и злобу на Государя.
Отношенiе Царя к афонскому делу. Суд над имяславцами. Царь Николай был обманут Синодом через ложное донесенiе Обер–Прокурора Святейшего Синода Саблера В.К. о том, что будто бы на Афоне завелись революцiонеры еретики и бунтовщики–антимонархисты, и просили у Царя разрешенiе, для разгрома «революцiонного бунта» командировать на Афон члена Синода и члена Госсовета архiепископа Никона с войском, на военном судне. Доверившись Святейшему Синоду, Государь дал добро, не ведая коварного замысла Синода для его коварного дела. «По завершенiи расправы над непокорными монахами журнал «Русскiй инок» опубликовал заметку под названiем: «Благодарность Государю за освобожденiе Афона от революцiонеров и сектантов», в которой цитировал благодарственную телеграмму архимандрита Пантелеимонова монастыря Мисаила. В адрес императора отец Мисаил, собственноручно уничтожившiй в свое время имяборческiй «Акт о недостопоклоняемости имени "Iисусъ" и подписавшiй имяславское исповеданiе, выражал «усерднейшую благодарность за освобожденiе... монастыря от грозившей ему со стороны революцiонеров и сектантов опасности разоренiя»[12]. В конце сентября в Алупке Николай II принял наместника Пантелеимонова монастыря iеромонаха Iакинфа и духовника iеромонаха Мелитона. Iеромонахи благодарили Государя «за спасенiе от гибели». Царь, в свою очередь, интересовался обстоятельствами происшедших беспорядков и пожелал «чтобы впредь не повторялись такiе печальные событiя»[13]. Царь все последнее время следил за конфликтом, и командированiе архiепископа Никона, отправка на Афон солдат происходили с санкцiи императора. Желая выслушать обе противостоящiе стороны, в феврале 1914 года Николай II принял в Царском Селе депутацiю из четырех афонских старцев, изгнанных с Афона. Император не вмешивался в развитiе событiй, предоставив решать догматическiе вопросы Синоду. Но уже сам факт высокомилостивого прiема «имябожников» направил ход дел в более благопрiятное для имяславцев русло. Святейшiй Синод назначил членов суда для рассмотренiя Московской Синодальной конторой дела двадцати пяти «имябожников». Начало суда было назначено на первые дни после Фоминой недели. Вследствiе бедственного положенiя изгнанных иноков на родине, в Государственную Думу был подан запрос с просьбой срочно рассмотреть правовое положенiе лиц, утерявших насильственно монашескiй сан. Дума проголосовала против срочности решенiя этого вопроса, и запрос передали в соответствующую комиссiю для подготовки ответа. В связи с подготовкой суда афонскiе иноки предприняли ряд встречных шагов. Святейшему Синоду было направлено «Исповеданiе веры афонских иноков», в котором афонцы просили пересмотра основных богословских положенiй и выводов, сделанных в Посланiи Святейшего Синода от 18 мая 1913 года. Отцы повторяли, что «именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богомъ и Самимъ Богомъ» они чужды «как почитанiя Имени Божiего за сущность Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое–то особое Божество, так и обоженiя самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге»[14]. «Ибо несогласiе руководящих тезисов с ученiем Святых Отцев не допускает нас принять вызов на Церковный суд и подчиниться его решенiю»[15], — резюмировали отцы–имяславцы. Но Синод настаивал на согласiи с формулировками Посланiя и в случае отказа грозил монахам осужденiем. Таким образом, суд не затрагивал богословских вопросов и превращался в принужденiе к принятiю офицiального мненiя. Отец Антонiй, видя бесплодность дискуссiи со Святейшим Синодом, 25 марта 1914 направляет письмо государю с просьбой о защите. «Суд над нами обставлен так, что он не в силах вынести какого–либо справедливого решенiя по главному догматическому вопросу о том, есть ли Имя Божiе по природе — Бог, или — тварь? Есть ли Имя Божiе — Божественная сила, или нечто не существующее реально? Есть ли Имя Божiе — освящающая в Таинствах Святыня или ничто?»[16], — пишет он. Отец Антонiй предлагает создать независимую спецiальную комиссiю из духовных и светских лиц и дать возможность высказаться обеим сторонам. В случае невозможности созыва подобной комиссiи, отец Антонiй просит дать высочайшее повеленiе производить суд, руководствуясь не Синодальнымъ Посланiемъ, а катехизисом, Священным Писанiем и словами Святых Отцов. В завершенiи письма он предостерегает императора и Россiю «от тех бедствiй, на которые наталкивают ее последнiе действiя Святейшего Синода». «Если суд Московской Синодальной Конторы состоится в таком виде, в каком он предположен Святейшим Синодом, — писал iеросхимонах Антонiй, — то это неминуемо доведет догматическiй спор до такого обостренiя, в котором невозможно уже будет примирить мненiя, но возможно будет лишь разделенiе, а к каким дальнейшим бедствiям это приведет Россiю, это ведает один лишь Бог; одно лишь нам известно, что отступленiе от истинных догматов навлекало на страну и на народ великiй гнев Божiй и тяжкiе кары, от коих да избавит Царствiе Господь»[17]. Император был знаком с Булатовичем лично, отзываясь о нем как о «лихом офицере», в бытность свою ротмистром игравшем значительную роль в русско–эфiопских отношенiях. Возможно, это придало дополнительный вес обращенiю. В 1918 году при разборе в синодальном архиве документов, касающихся дела иноков–исповедников имени Господня, было найдено письмо Николая II митрополиту Московскому Макарiю (Невскому), датированное апрелем 1914 года, с выраженiем благопрiятного мненiя об имяславцах[18]. Сам святитель Макарiй подошел к этому вопросу с огромной осторожностью и духовным тактом, он «постарался положить конец розни, затянувшейся из–за смутного времени и, отложив окончательное решенiе церковного ученiя об Имени Божiемъ до времени Соборного обсужденiя, внес мир и восстановил справедливость. Святейшiй Синод в лице Высшего Церковного Управленiя запросил письменно старца схiигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни, дать свое сужденiе об афонских спорах об Имени Iисусовомъ, на что старец отвечал: "Молитва Iисусова есть дело сокровенное, а потому возникшiе разногласiя следовало бы покрыть любовью", — что и выполнил на деле по веленiю своей совести и по послушанiю митрополит Макарiй»[19]. В пасхальные апрельскiе дни 1914 года обер–прокурор Святейшего Синода В. К. Саблер так же получил записку, подписанную государем, в которой говорилось: «Душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость прiобщенiя Святых Тайн... Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне — Имени Божiемъ, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавiана разместить по монастырям, возвратить им монашескiй сан и разрешить священнослуженiе»[20]. Сочтя участiе в церковном суде бесполезным и даже вредным, обвиняемые монахи подали в Синод заявленiе об отказе от участiя в суде и «отложенiи от всякого духовного общенiя с ним (Святейшим Синодом. — Д. Г.) и со всеми с ним единомысленными, впредь до исправленiя означенных заблужденiй и впредь до признанiя Божества Имени Божiя, согласно с катехизисом и со Святыми Отцами»[21]. Первой под текстом заявленiя значилась подпись iеросхимонаха Антонiя, за ней следовало еще около 300 подписей. Заочный суд все же состоялся. («Церковь и время». № 3 (12) 2000 г. «Краткая исторiя имяславских споров начала ХХ века». Д. А.Горбунов. с.196–199). 13 Февраля 1914 года. имяславцам была дана Высочайшая аудiенцiя в Царском Селе, о которой они просили Государя, считая себя обиженными. Приняты были iеросхимонах Николай, схимонахи Исаакiй и Мартинiан, монах Манассiя. В Докладной записке от 14.02.1914 г. экзекутора Канцелярiи Обер–Прокурора М. Шергина, сопровождавшаго монахов на Высочайшiй прiем в Царское Село значится следующее: «Монашествующiе вернулись из Дворца в самом радостном настроенiи, глубоко растроганные оказанным им Высоким вниманiем. По их словам, после получасового ожиданiя во Дворце они были удостоены милостивой беседы с Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной в продолженiи приблизительно 40 минут, при чем в комнате, где велась беседа, из свиты никто не присутствовал. В конце Аудiенцiи, на просьбу монашествующих о дарованiи им Высокой милости лицезреть Наследника Цесаревича, в комнату вошел Его Императорское Высочество и подал монашествующим руку, которую они поцеловали, а один из них, в благоговейном чувстве склонившись пред Царственным отроком, облобызал его в голову. Затем Высокомилостивая Аудiенцiя была закончена».[22] По рассказам афонцев, старец Мартинiан (Белоконь), делатель плача и умно–сердечной Iисусовой молитвы, которого всегда видели со слезами на глазах, и который первый на Афоне защитил Имя Божiе услыхав хулу на Него от Алексея Киреевского, во время аудiенцiи у Государя произнес пророческiе слова: «Царь, Ты благочестивый, но слабовольный, и за твое слабоволiе отнимется от тебя царство и отрочати Твоему не царствовать». Царь заплакал, а Царица в слезах впала в обморочное состоянiе. По слухам, якобы афонскiе монахи были у Царя и второй раз. Но точных данных не имеется. После разгрома двух русских обителей и после изгнанiя с Афона не революцiонеров, и не антимонархистов, а верных подданных Царю монахов исповедников Имени Божiя, когда от пострадавших четыре афонских старца сподобились милостивой от Царя аудiенцiи и Царь из первых уст узнал всю правду об Афонском деле, то вместе с Царицей они горько раскаивались и даже плакали за обман Синода и за невольное участiе Царя в избiенiи невинных исповедников афонских. После этого, Царь как мог покровительствовал имяславцам, настоял на оправданiи их судом Московской Синодальной конторы, что и сделал истинный монархист и послушный Царю Московскiй Митрополит Макарiй (Парвитский) – собором епископов на суде он оправдал имяславцев и снял с них позорное наименованiе еретиков имябожцев. Но сильня власть Синода не вняла предписанiю Государя снять с имяславцев все незаконные синодальные запрещенiя и продолжала репрессировать их вплоть до Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг., на котором, ставшiй патрiархом Тихон (Белавин) принял эстафету Синодского преследованiя имяславцев и отменил некоторые для них послабленiя данные Синодом по предложенiю Царя. Так и остались имяславцы оклеветанные Синодом и патрiархом Тихоном и по нынешнее время гонимые имущими церковную власть архiереями. За этот ужасный грех избiенiя невинных иноков афонских за Имя Господне, за обман Царя, за эти беззаконiя и хулы на Святейшее Имя Божiе и на сладчайшее Имя Господа нашего Iисуса Христа, и церковная власть и высшее духовенство дорого заплатили: монархисты из них поплатились жизнью, а все антимонархисты пошли на компромисс перед безбожной властью и подчинили РПЦ интересам безбожного государства – закрыли и осквернили все Святыни Святой Руси… и «плясали» под дудку безбожных кровопiйц, антихристов. Надо признать, что “отступленiе”от Бога, или “тайна беззаконiя” готовилась задолго, до офицiального похуленiя Имени Божiя Ангелами Церквей Россiйской и Константинопольской. Но Благодать Святаго Духа хранила и Церковь и Помазанника–Монарха Россiйского. А когда было похулено Имя Божiе т. е. Небесный “Держай”, за это отнята Благодать Святаго Духа, ранее не позволявшая прiйти отступленiю и хранившая Царя Православного. Быв обманутым синодалами и Обер–Прокурором Саблером, Царь послал на Афон архiепископа Никона с войском для расправы якобы над “бунтарями–революцiонерами”, а на самом деле, над исповедниками Имени Божiя. И хотя на аудiенцiи данной имяславцам афонским Царь слезно покаялся, сказав: ”простите отцы святые, я был обманут, мне представляли о вас ложные донесенiя, теперь я убедился в вашей правоте и невинности, я на вашей стороне и верю во Имя Божiе как и вы, как о.Iоанн Кронштадтскiй, как о.Иларiон Кавказскiй”. И пообещал защищать имяславцев от преследованiя их двумя ожидовелыми архiереями – синодалами. И защищал имяславцев, как мог. Но восстановить в Синоде и в Церкви Россiйской православное почитанiе Имени Божiя Царь не смог, имяборческая ересь так и осталась в Церкви в господственном положенiи, как вера православная… Мы верим, что Царь свой грех невольного участiя в избiенiи афонских исповедников, а также грех своего малодушiя и слабоволiя по отношенiю к революцiонным псам, или лучше – бесам, искупил мученической смертью, и Царская Семья сподобились от Господа венцов мученических.
Корифей имяборчества № 2. Исполнитель Афонского погрома архiепископ Никон (4.4.1851 – 12.1.1919). Член Святейшего Синода, член Госсовета, председатель Издательского совета при Св. Синоде. Начальник карательной экспедицiи по избiенiю и изгнанiю со св. Горы Афонской исповедников Божественного достоинства Имени Божiя афонских монахов. Какiе громкiе титулы! Доимяборческое ученiе об Имени Божiемъ архiепископа Никона. В издаваемых им «Троицких Листках» об Имени Божiем он так учил: «Да святится Имя Твое» «Имя Божiе всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства; Им запечатлевается верность наших клятв и обещанiй; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям».[23] В 1913 году это православное ученiе свое Никон перечеркнул, отрекся от него в своем синодальном докладе и Посланiи Синода от 18 Мая 1913 г. в Ц.В. № 20. «Его известная позицiя была связана с порученной ему особой миссiей по усмиренiю «афонской смуты», в результате которой, с помощью военной силы со Святой Горы в 1913г. в Россiю было вывезено 485 монахов из Пантелеимонова монастыря и 185 иноков Андреевского скита (Впоследствiи еще около тысячи имяславцев были вынуждены оставить Св. Гору), в чем он не раз вынужден был оправдываться на страницах публикуемых в «Троицком слове» «Мои дневники». Однако первоначально (до того как разгорелись афонскiе споры) он занимал вполне имяславческую позицiю.[24] «Архiепископ Никон распространитель ереси». Такая статья была опубликована в газете «Голос Москвы» 17.07. 1913. № 164. Эта статья написана (профессором МДА.-Сост.) П.Флоренским, и опубликована под Именемъ Новоселова.[25] [1] Прот. Всеволод Рошко.Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследованiя и матерiалы. М. 1994. С. 114–115) – С.Ф. «Свете тихiй». М. Паломник. 1996. С. 480 [2] Это пророчество в настоящем томе было уже публиковано несколько раз. [3] Русскiй Дом. № 11. 1999. С. 27 [4] Газ. «Вечная Жизнь». № 28. Январь. 1997 [5] Церковь и Время. № 3 (12) 2000 г. с. 183. Д. А. Горбунов [6] «Свете тихiй». М. Паломник. 1996 г. с. 441 – 443 [7] Такое отношенiе митроп. Антонiя не было случайностью. Как известно, владыка сочувствовал обновленчнскому движенiю. Защищал ректора С.–Петербургской духовной академiи и студентов, демонстративно отслуживших панихиду по казненном бунтовщике и изменнике лейтенанте Шмидте. Директор департамента полицiи С.П. Белецкiй (+ 1918), давая показанiя комиссiи временного правительства, сообщил, что в его ведомстве имелась схема одной из масонских организацiй, согласно которой вл. Антонiй был «сторонником освободительных идей Витте, также принадлежал к этой ложе…» (Острецов В.М. Черная сотня. Взгляд справа. М. 1994. С. 28). Исследователь противоположного направленiя приводит другой архивный документ – справку департамента полицiи о деятельности в 1906 – 1907 гг. кружка К.К. Арсеньева: «В кружке этом разрабатывается один из главнейших вопросов масонской программы – вопрос об отделенiи Церкви от государства путем учрежденiя отдельного Патрiаршества». Кружок стремится воздействовать на Императорскiй Двор через А.Д. Оболенского и его брата Кокошу (генерал Свиты Его Императорского Величества князь Николай Дмитрiевич Оболенскiй, состоящiй при вдовствующей Императрице Марiи Федоровне), на Государственную Думу – через (В.И.) Ковалевского, (Е.Н.) Трубецкого, и (Ф) Кокошкина, на Церковь в лице представителя митрополита Антонiя через архимандрита Михаила (выкрест из евреев). Этот кружок через Владимира Ивановича Ковалевского, «корсетницу Окошкину (владелица Вера Александровна Кокушкина)» вел сношенiя с американскими масонскими кружками и через (англичанку) Мари Поле – с англiйскими» (Аврех А.Я. Масоны и революцiя. М. 1990. С. 308). Недаром, конечно, многiе верноподданные архiереи, неоднократно требовали выдворенiя митрополита Антонiя (Вадковского) из Святейшего Синода. О доценте Петербургской академiи архимандрите Михаиле (Семенове), авторе серiи брошюр «Свобода и христiанство», известно, что он впоследствiи перешел в старообрядчество, став епископом, и был убит при крайне загадочных обстоятельствах. [8] Я.В. Ильяшевича (И.К. Сурского, + 23.3.1953 [9] Сурскiй И. К. Отец Iоанн Кронштадтскiй. Т. 1–2. М. «Паломник». 1994. С. 118). («Свете тихiй». М. Паломник. 1996. С. 441–443 [10] Рецензiя В.М.Лурье на книгу «На горах Кавказа» [11] Прим. ред. журнала Царь–Колокол. № 6. М. 1990. С. 38 [12] Русскiй Инок. № 15. 1913.. С. 965 [13] С.М. Половинкин. Назв. Раб. С. 20 [14] Святейшему Патрiарху и Священному Синоду Россiйской Церкви Заявленiе iеросхимонаха Свято–Андреевского скита на Афоне Антонiя (Булатовича) об отложенiи от духовного общенiя с церковною властью ради исповеданiя им боголепности почитанiя Имени Господня. 8 ноября 1918 г. – Начала, № 1–4 (23–26), 1998. Вып 2. С. 176. [15] С.М.Половинкин. Назв. Раб. С. 23. [16] Iеросхимонах Антонiй (Булатович). Копiя с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. – Начала, № 1–4 (23–26). 1998. Вып. 2. С. 176. [17] Там же. С. 179. [18] Святейшему Патрiарху и Священному Синоду Россiйской Церкви Заявленiе… С. 176. [19] Царю небесному и земному верный. Митрополит Макарiй Московскiй, Апостол Алтайскiй (Парвицкiй – «Невскiй»). 1835–1926. Автор–составитель Татьяна Троян. М. 1996. С. 73. [20] Цит. По: Схимонах Илларiон. На горах Кавказа. Послесловiе. Изд. 4, испр. СПб., 1998. С. 917. [21] Святейшему Патрiарху и Священному Синоду Россiйской Церкви Заявленiе… С. 177. [22] РГIА. Ф.797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д.59. Л.133) («На горах Кавказа». Изд. 5. СПб. 2002. С. 914 [23] Троицк. Лист. Т. 5. С. 137. Изд. Св.–Троицк. Л. 1896–1899. Листок № 835 [24] см.: О. Павел Флоренскiй. Архiепископ Никон – распространитель «ереси». //Матерiалы к спору о почитанiи Имени Божiя. Изд. 2. М. 1913. С. 101–104). (Свете тихiй. М. Паломник. 1996. С.475–476 [25] Священная тайна Церкви». Т. 1. СПб. 2002. С. 592. Об авторстве Флоренского см. примечанiя игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренскiй Павел, священник. Сочиненiя в четырех томах. Т. 3. (1). С. 573–574 | |
Просмотров: 255 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |