Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 5 том |
2016-04-23, 1:49 AM | |
О, жалкiе вы, противники божественности Имени Iисусъ! Господь говорит, что Онъ есть «Iисусъ», а вы сiе отрицаете! Кто есть лживый, точiю отметаяйся яко Iисусъ несть Христосъ? Сей есть антихрист отрицаяйся Отца и Сына. (1 Iоан. 2, 22). Вся Церковь апостольская исповедует что Имя Iисусъ есть истинный Богъ. О сем вси пророцы свидетельствуют, оставленiе грехов прiяти Именемъ Его всякому верующему в него (Деян. 10, 43). Апостол Павел, услышав от Ефесян, что они крестились во Iоанново Крещенiе, сказал им, что Iоанн крестил крещенiем покаянiя говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем т. е. во Христа Iисуса. И когда Павел возложил на них руки низшел на них Духъ Святый (Деян. 19, 3–6) Спрашивается: как – же Духъ Святый низшел на крестившихся во Имя Iисуса если Имя Iисусъ не есть Богъ? Что плачете, искушаете сердце мое, я не только хочу быть узником, но и готов умереть в Iерусалиме за Имя Господа Iисуса (Деян.21, 13). О долготерпенiе Божiе! Апостол был на небе, видел Славу Божiю, а потом за Имя Iисусъ готов претерпеть всякiе муки и даже умереть, а вы противники Имени Iисусъ дерзаете отрицать божественность Сего Святейшего Имени и мало того, еще позорно хулите Его?…Рассказывая схватившим его iерусалимским iудеям о своем обращенiи, апостол Павел так говорит о внушенiи с которым обратился к нему в Дамаске апостол Ананiя: что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои призвав Имя Господа Iисуса (Деян. 22, 16). Есть и еще множество мест, свидетельствовавших о божественности Имени Iисусъ, но по силе убедительности для доказательства божественности Имени Iисусъ вполне достаточно и выше указанных. Так исповедует вся Православная Церковь. За Имя Iисусъ пострадал весь Сонм св. мучеников, и вера их в божественность Имени Iисусъ не напрасна. – Они все наследовали Царство Небесное. Во втором члене символа веры: «Верую», мы читаем: «И во единого Господа Iисуса Христа»… и этою–то верою спасаются все верующiе в Господа Iисуса Христа и исповедующiе Его божественное Имя Iисусъ. Спрашивается: почему-же святые вселенскiе Соборы нигде, ни в одном правиле не упомянули, что Имя Iисусъ не есть Богъ? Так единогласно вся Православная Церковь исповедует божественность Имени Iисусъ. Апостол Павел говорит: «кто не любит господа Iисуса Христа анафема, маран–афа» (1Кор. 16, 22)[1]. На каком же основанiи говорят противники божественности имени Iисусъ, что Имя Iисусъ не есть Богъ? А вот на каком: В ветхом завете три человека носили это имя, а именно: Iисусъ Навин, Iисусъ сын Сирахов, и первосвященник Iисусъ сын Iоседеков. А так как эти три человека не были богами, то следовательно и имя нашего Спасителя Iисусъ не есть Богъ. Но скажите нам вы противящiеся очевидной истине божественности Имени Сына Божiя «Iисусъ», когда и где приносил Архангел для этих трех человек Имя с небес? Когда говорил Архангел: Се дева Сына Сирахова, или Навина, или Iоседекова родит сына и наречет имя им Iисус: и что эти Iисусы «Спасут» люди своя от грех их? Кто слыхал и где написано, чтобы при рожденiи сынов: Навина, Сирахова или Iоседека ангелы воспевали: Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволенiе? Никто и нигде. Равнять и приравнивать можно человеческое имя с человеческим, например: Iисуса Навина с Iисусомъ Сираховым, Iисуса Сирахова с Iисусомъ Iоседековым, но равнять Бога с человеком, а также и божественное Имя нашего Спасителя Господа Iисуса Христа с Именемъ простого обыкновенного, смертного человека, это – такая ересь, на которую едва – ли и бесы способны. Божественность имени Божьего Iисусъ не только ни с кем не сравнима, но даже и недомыслима для всего ангельского, а не то что человеческого мiра: Посему и Богъ превознесе Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред Именемъ Iисуса преклонилось всякое колено небесных, земных, и преисподних (Фил. 2, 9–10). Можно ли сравнять плоть всякого смертного человека с плотью Господа нашего Iисуса Христа, с тою плотью, которую принял Iисусъ от человека по наитiю Духа Святаго и вознес на небо и седе одесную Бога Отца (Мар. 16, 19; Деян. 7, 55–56) и с которою придет судить живых и мертвых (Деян. 1, 11)? Сравнивать плоть одного человека можно с плотью другого человека; но кто из людей, не потерявших богоподобного человеческого образа и не уподобившись скоту безсмысленному, дерзнет на такое богохульное сравненiе? А противники божественности Имени Iисусъ своим отрицанiем этой Божественности это именно и доказывают. Но такое сравненiе невозможно, немыслимо и недопустимо для правоверующих христiан. Посему-то для таких христiан (истинных, а не по названiю только) божественное Имя Iисусъ не допускает никакого сравненiя Его, даже с наименованiями наивысших ангельских чинов, ибо они суть служебные дуси, в служенiе посылаемы за хотящих наследовать спасенiе. (Евр. 1, 14). Итак наконец, слово современного нам подвижника благочестiя, протоiерея о. Iоанна Кронштадтского: «Имя Господа, Богомъатери, или ангела, Святого; близость слова твоего к сердцу твоему, да будет залогом и показанiем близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богомъатери, ангела или святого. Имя Господа есть Самъ Господь – Духъ везде Сый и вся исполняяй; имя Богомъатери – есть Сама Богомъатерь. Имя ангела – ангелъ; имя Святаго – святый. Как это? Тебя зовут, например, Иван Ильич. Если тебя назовут этим Именемъ, ведь ты признаешь себя всего в нем и отзовешся, значит согласен, что имя твое – ты сам с душею и телом; так и святые, призови имя их, ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что из того? Тело только вещественная оболочка души, дом ее, а сам человек – есть душа; когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телесного органа. Итак, имя Бога Всемогущего – есть Самъ Богъ–Духъ, Везде Сущiй и Препростый[2]. Почему же отец Iоанн не говорит, что имя Божiе Iисусъ не есть Богъ? А ведь он тоже богослов академик,[3] да еще и святой жизни. Не следовало бы из за личной непрiязни к о. Иларiону, пустыннику Кавказских гор, его врагам (что несомненно есть) касаться божественности имени Искупителя Iисусъ. «Не касайтесь своими нечистыми устами все вы, противники божественности имени Сына Божiя сей величайшей святыни Христiанского мiра, потому что, божественность имени «Iисусъ» и Iисусова молитва – это жизнь вечная всех верующих и хотящих благочестно жить о Христе Iисусе, дабы очиститься, освятиться, оправдаться Именемъ Господа нашего Iисуса Христа (1Кор. 6,11). Свое посильное слово о божественности имени «Iисусъ» закончу словами св. ап. Iоанна. «Сiе же написано (в откровенiи о божественности имени Iисусъ) дабы веровали, что Iисусъ есть Христосъ Сын Божiй, и веруя имели жизнь во имя Его» (Iоан. 20, 31). Духовник Кiево–Печерской Успенской Лавры Iеромонах Алексiй».
10. Схимонах Иларiон Кавказскiй, Исповедник. (27.12.1848 + 1–14.3.1916) Память блаженного исповедника схимонаха Иларiона Кавказского, автора книги «На горах Кавказа» 1–14 марта, в день его преставленiя. Бiографическая запись о старце Иларiоне Старец схимонах Иларiон в мiру Иван Иванович Домрачев, сын дьячка, села Сервижского, Котельничского уезда, Вятской Губернiи. Родился в 1848 году, 27 декабря. Воспитывался в Вятской семинарiи и ушел с философского класса. Мать – Елена; братья: iерей Георгiй, Алексей, Василiй и 4–й Иларiон (Иван); 5–й Николай фельдшер; 6–й Павел (умер); сестры: Марiя, весьма благочестивая, скончалась девицей, и Лариса. Ушедши из семинарiи два года был учителем в своем селе. В 1870 г. пошел в странствiе и один странствовал по русским обителям пешком, и дошел до Нового Афона. В 1872 г. 9 августа прибыл на Святую Гору Афонскую. В 1877 г. в марте пострижен в мантiю и наречен Iануарiем. На Новом Афоне назначен законоучителем 1881 г. и 1883 г. 1888 г. пострижен в схиму с нареченiем Иларiона по благословенiю архимандрита Iерона в Пицунде. Ушел в 1894 г. 1–го апреля. Места пустынножительства: Нагиб, Бзында, Медовеевка река... где и Серафим строил монастырь, опять Бзында. В 1900 г. по случаю гоненiя на пустынников ушел через перевал на Уруп, близ станицы Преградной, потом направился на Хасаут, на реке Гуначхир близ перевала, за Тибердинским монастырем, и паки Темные Буки. Книгу свою “На Горах Кавказа” начал писать в 1905 г. Вышла из печати: 1–е изданiе 1907 г. в гор. Баталпашинске Кубанск. обл.; 2–е изданiе 1910 г. в Баталпашинске, Кубанск. Обл. иждивенiем Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, будущей великомученицы; 3–е изданiе взяла на себя Кiево–Печерск. Лавра, и вышла 1912 г. Почти пять лет книга пользовалась всеобщим признанiем и уваженiем. Затем, по причине вразумительного письма о. Иларiона поклонникам сущей в бесовской прелести Наталье, – которая всегда якобы беседовала с Божiей Матерью, – помещенного в конце книги, Афонскiе начальники тоже поклонившiеся прельщенной Наталье, как святой, воздвигли на книгу гоненiе с целью уничтожив ее уничтожить и письмо... Афонцы, а наипаче земляк о. Иларiона монах Денасiй, Пантелеимон и Хрисанф впервые прислали ему опроверженiе книги, 12 февраля, 1912 г. Из Хасаута, по распоряженiю начальника области, старца Иларiона административно выдворили 25–го октября, 1915 года. С самого начала жил с послушником»[4]. Скончался старец Иларiон 1–14 марта 1916 года. Пасха была 10–23 апреля.
Книга "На горах Кавказа" составлена из духовных бесед двух старцев–пустынников и прекрасно объединяет все святоотеческое ученiе о молитве Iисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбiя. Чудесное поэтическое описанiе природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах – ода пустынножительству, цель коего – мистическое единенiе с Богомъ через призыванiе Его Имени в молитве Iисусовой.
Россiя погибнет, если перестанет почитать Имя Божiе! (Предупрежденiе старцев Афонских ХХ века)
Выписки из книги схимонаха Иларiона «На горах Кавказа» «Трудно и представить себе, какая честь и какое величiе дано человеку, а он небрежет и не имеет о том и малой заботы; в вышних Живый Вседержитель Господь, страшный в могуществе и безконечный в милосердiи, имеет в нем место покоища Своего, возседает в сердце его, как бы во храме, непостижимо, таинственно, но тем неменее существенно и ощутительно» («На горах Кавказа». Изд. 1, Баталпашинск. 1907 г. с. 25–26).
Имя Божiе неотделимо и есть Самъ Богъ и действует недостойными.
«На каком же основанiи мы будем Имя Iисусъ Христово отделять от Его Божеского естества и не воздавать Ему честь, как Самому Богу и Сыну Божiю Господу нашему Iисусу Христу. Если это Имя несть Бог, то почему же Ему принадлежит всемогущая сила, которая производит дела великiе и преславные, даже независимо от святости жизни тех людей кои Его произносят. Это, между прочим можно видеть из слов Господа: «Мнози рекут Мне в день он: «Господи! Господи!... не Твоим ли Именемъ многiе силы сотворихом…» Это новое доказательство непреложной убедительности, что в сем Имени присутствует всемогущая сила Божiя, а потому сiе Имя есть Самъ Богъ» (с. 179).
Слава Имени Божiя. Псалмы: 28,2; 47,11; 60,9; 65,2,4; 67,5; 68,31; 71, 17–19; 82,19; 85,9,12; 95,8; 99,4; 101,22; 104,3; 110,9; 112,1,2,3; 113,9; 117,26; 134,1,3; 137,2; 144,1,2,21; 149,3; 148,5,13; Дн. 3,6,16; 4,10-12; Фил. 2,5-9 и мн. друг. На Имени Iисусъ Христове содержится все: И вера наша Православная и все церковное Богослуженiе, всякiй чин его, обряд и порядок, и все молитвенное последованiе, и всякiй христiанин, молясь, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единородному Сыну Божiю, «иже есть Единородный Ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 5) и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Онъ Самъ заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Азъ сотворю» (Ин 16, 23). Господь Iисусъ Христосъ содержит всю вселенную и всю тварь видимую и невидимую (носяй всяческая глаголомъ силы Своея») и всякое дыханiе, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сiе наидражайшее Имя внутри сердца своего. (с. 19). Если бы мы удалили от себя Имя Христово, то исчезло бы все: и вера христiанская, и Церковь, и Богослуженiе; и все таинства и обряды; все духовное служенiе и самое Евангелiе. Так должно разуметь и о человеке (этом маленьком мiре), который должен возлюбить Господа Iисуса Христа паче чем свою душу, и всеми силами во всю жизнь стараться о том, чтобы Имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы Оно было там коренным действующим началом, и занимало господственное положенiе; чтобы по слову Апостола: «не мы жили, а жил в нас Христосъ» (Гал 2, 20). Молитва Iисусова водворяет в сердце несказанную любовь к Богу и ближним. Вернее, она и есть самое существо любви, ея сила, свойство и качество: она все сердце пережигает огнем Божiимъъ, претворяя его естество в духовную природу по слову св. Писанiя: «Богъ есть огнь поядаяй, все нечистое и греховное» (Евр 12, 21). (с 21). Для такого человека самым большим несчастiем в жизни сей служит то, если придется ему волею или неволею нанести оскорбленiе ближнему. До тех пор он не найдет мира в душе своей, пока действительно не умиротворит сего брата своего всеми зависящими от него средствами. И действительно, нужно всего более знать и глубже утвердить в себе эту неизбежно потребную и решительно ничем другим незаменимую истину законно вытекающую из всего Христова ученiя (Кол 3, 14). Ибо любовь есть сущность евангельского закона. Не зная сего можно и много трудиться, но все это безполезно, как сеянiе на камне. То есть нужно ко всем без изъятiя хранить искреннюю любовь. Это есть самое главное условiе к стяжанiю молитвенного дара (с. 22).
В Пресвятейшем Имени Своемъ Онъ Самъ (Христосъ) присутствует святейшим Своимъ Существомъ (с. 23). Чтобы достигнуть общенiя и блаженного соединенiя с Богомъ, для этого нужно устремлять к Нему свой ум, волю и сердце. В чем собственно и состоит существо молитвы, которая дает силу на исполненiе всех заповедей и всего христiанского закона, так как ум и сердце, пребывая в Боге, делаются чуждыми всего земного, и всецело недоступными ни для единого греховного помышленiя. Враг дiавол не имеет никакой возможности даже и приступить к тому человеку, а не только вложить скверный помысл. Его опаляет Божественная сила Имени Iисусова, как бы нестерпимый пламень. Не имея возможности приступить сам, он вооружает ненавистных людей и потому молитвенники, по большей части, как замечено, бывают гонимы и ненавидимы. (с 25). Матерь Христа Бога нашего, удостоенная быть ради Своих несравненных качеств Матерiю Сына Божiя, прежде век рожденнаго от Отца; то вместе с сим дана Ей благодать подавать сiю молитву тем людям, которые просят у Нее сего пренебесного дара. Как это видно из житiя многих св. угодников Божiих, например преподобного Серафима Саровского, Парфенiя Кiевского, Максима Афонского и др. Сiя божественная и священная молитва … покоится на четырех столпах: 1) на искреннем смиренiи: нужно испросить у Господа дар узреть себя худшей всей твари, считая без исключенiя всякого человека лучшим себя; иметь с ним общенiе дружелюбное, искреннее, откровенное, без всякой лести, коварства и притворства. 2) на любви ко всякому брату, не лицемерной, всецелой, даже до положенiя за него души своей. Нужно любить его как самого себя, чего желаешь себе, то сделай и ему. Или даже еще так: чтобы давать ему самонужнейшiе свои вещи; словом, полагать душу свою за всякого ближнего своего. 3) необходимо нужно хранить себя в чистоте, душевной и телесной. Здесь разумеется нечистота блудной страсти во всех ее видах и проявленiях, начиная от помыслов и сердечных ощущенiй, до страстных прикосновенiй. Нужно знать, что небесное миро сiе не может пребывать в зловонном сосуде, но расторгнет его и излiется вон. 4) Четвертый столп умного деланiя Iисусовой молитвы есть тот, чтобы иметь сокрушенное сердце, болезненное и печальное о грехах своих и о великом своем греховном поврежденiи. Это последнее деланiе настолько необходимо, что, как известно всякому, св. Iоанн Лествичник говорит: «Какiе бы великiе подвиги мы ни проходили, но если не имеем болезненного сердца, то все они суетны и безполезны» (тоже и преп. Исаак Сирин)(с. 26). [1] К сему следовало бы добавить: имяборцы, отвергающiе Божество Имени Господа Iисусъ, отвергают Самого Господа, и отвергают символ Православной Веры. – Сост. [2] «Моя жизнь во Христе». Т. 2. 1892. С.429; Вып. 5. Изд. 2. СПб. 1893. С. 7, 30 [3] Первым закончил академiю. – Сост. [4] Из архива схимонаха Георгiя (Макаровского + 1964
Кроме всего этого нужно великое и чрезвычайное усердiе и прилежанiе к этому делу и несказанное старанiе. А главное и всего нужнейшее – помощь Божiя. Но и при всем том, иногда проходят несколько десятков лет, когда человек вступит в пределы молитвы Iисусовой (с. 28). Существо этой молитвы есть именно собранiе ума и всех помыслов со всех концов Земли и заключенiе их в сердце – средоточiи нашего существа, в котором действуется производство молитвы соединяющей нас с Богомъ. (с. 30). Известно, что человек отпал от Бога множеством суетных помыслов. Ибо в Писанiи говорится: «Богъ создал человека правого, т. е. с единым неуклонным стремленiем к верховному благу; тiи же взыскаша помыслов многих» (Еккл 7, 30) (с. 33). Если монах действительно не увидит себя хуже всякой твари, то не получит ничего. Он должен всегда молиться так: «Господи, даруй ми зреть грехи мои и все свое греховное растленiе, якоже есмь. Господи, даруй мне печаль и болезнь сердечную о грехах своих многих как песок морской. Сердце чисто созижди во мне Боже и Дух прав обнови во утробе моей, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене, воздаждь ми радость спасенiя Твоего и Духомъ Владычным утверди мя (Пс 50). Знай, что когда Святый Духъ восхощет вселиться в человека, то прежде всего возбудит в нем именно эти чувства. Человек узнает от Духа Божiя свою совершенную нищету и убожество духовное; исчезнет в бездне самоохужденiя, как капля в море; смирится не на словах только, а в чувстве сердца своего – истинно и действительно (с. 30). Он будет радоваться при мысли, что мученiя его в будущем веке будут легче тех, что приготовлены сатане. Вот это правильное состоянiе наше. Таковой на всякого человека смотрит как на святыню Божiю, с нерешимостью рассуждая в себе: кто весть, может он в сердце своем стяжал Того, Кто превыше всего. (с 34). Ибо нет ничего для человека столь потребного, как то, чтобы сердце его соединилось Ипостасному Слову Божiю: «Иже есть сiянiе Славы Божiей, носит же всяческая глаголомъ силы Своея» (Евр 1, 3). Говори Ему: Ты еси Бог, содержай ум мой, да не преодолеют его лукавые помыслы, но в Тебе Творце моем да упокоевается, тако велико Имя Твое любящим Тя». (с 41). Преклоняю колена ко Отцу Господа нашего Iисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея силою утвердиться Духомъъ Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Евр 3, 17). Святитель Филарет: «Непостижимый для разума Богъ хочет обитать только в сердце; наши настоящiе познанiя служат нам только во времени, а сердце для вечности». Не таково знанiе и деятельность ума. Он не при помощи размышленiй или умозаключенiя прiобретает познанiя, а непосредственно получает впечатленiя от высшего, невидимого мiра» (с 42). Так описывается это людьми умными и исполненными духовного разума: как деятельность чувств внешних состоит в воспрiятiи и ощущенiи впечатленiй мiра видимого, так и деятельность ума состоит в воспрiятiи и ощущенiи мiра высшего невидимого. Если то познанiе, которое мы получаем путем внешних чувств, не есть рассудочное знанiе, но познанiе непосредственное, то и познанiе ума также должно иметь характер непосредственности. Итак, деятельность ума в отличiе мышленiя и чувственного воспрiятiя мы можем назвать непосредственным созерцанiем сверхчувственного… Мы имеем познанiе трех родов: Самое первоначальное познанiе есть познанiе чувственное – мiра внешнего – видимого, который действует на нашу душу чрез посредство пяти чувств: зренiя, слуха, вкуса, осязанiя, обонянiя. – Это познанiе непосредственное, прiобретаемое действованiем предметов на наши чувства. За ним следует вторая степень познавательной нашей способности – перiод развитiя мышленiя и познанiя предметов, подлежащих веденiю рассудка. Познанiе же мiра сверхчувственного (с 42) и Божества есть самое высшее познанiе, – поэтому самое трудное и, в общем роде познанiя последнее, завершительное». И так, у нас два познанiя непосредственные: это первое и последнее, а в середине рассудочная сила или мыслительная, которая смотрит на это и рассуждает; из сужденiй образует понятiя, из понятiй составляет целую систему знанiя – науку. (С. 44). Молитва в существе своем есть «непосредственное, ближайшее и живое соединенiе нашей духовной природы, или внутреннего человека с Господомъъ Iисусомъъ Христомъ, в Которомъ только и есть вечная жизнь (Ин 1, 4) а чрез Него, и Богомъ Отцемъ, и со Святымъ Духомъъ. (С 48). Видится, что, когда неопытные подвижники, не утвердивши себя в чувстве покаянiя, не сознавши своего всецелого грехом растленного состоянiя, не прочувствовавшiе всеконечной слабости своих сил для деланiя добра, устремляются без опытного руководства а самочинно и самонадеянно в духовную область их постигает гнев Божiй и они впадают в прелесть или самообольщенiе, почитая истиною сущую ложь. (С 49). Приступая к наученiю сей молитве, нужно, как стеною каменною оградить себя осторожностью, старанiем, вниманiем чтобы как–нибудь не оскорбить ближнего своего, – ни словом, ни делом, ни взглядом, ни мыслiю, отнюдь не обращая вниманiя на его малый чин, званiе и положенiе, хотя бы он был по состоянiю и образованiю самый последнiй, напротив, к таковым то нужно оказать еще большую и преимущественную любовь. (с 50). (С. 50). Св. Исаак Сирин: «Если хочешь умом своим быть в общенiи с Богомъ, то, прежде всего, постарайся о том, чтобы сделать милостивым сердце твое, ибо этим более другого можем уподобиться Отцу Небесному, по сказанному: будьте милосердны, как и Отецъ ваш небесный милосерд есть» (Лк 6, 36), что и на Суде взыщется. 2) Второе необходимое условiе к стяжанiю молитвы Iисусовой, равное первому есть смиренiе. Нужно поставить себя в образ мыслей самого униженного свойства, не сравнивать себя с другими, а почитать себя хуже всякого человека на словах и в чувстве своего сердца, истинно и действительно, самою вещiю, понятiем о себе, и чувствованiем себя. (С. 51). Ничто так нам не препятствует как мненiе о себе. Это такая язва приростающая к душе нашей, что даже самым положенiем низкiй человек и то имеет о себе высокое понятiе по тем или другим своим способностям. (С. 53). 3) Третья приготовительная степень к стяжанiю молитвы Iисусовой есть чистота души и тела или целомудрiе, о чем св. ап. Павел учит: «Имейте мир (любовь) со всеми и святыню (целомудрiе) ихже кроме никто не узрит Господа» (Евр 12, 14). Св. Лествичник: «Если Духъ Святый есть Духъ чистоты и святыни, то ничего Он так не гнушается, как блудной мерзости. В злохудожную душу не внидет премудрость. 4) Четвертый столп умного деланiя есть сокрушенiе сердца о своем греховном состоянiи и всецелом растленiи своей природы, на котором только может возрасти спасительное действо молитвы Iисусовой. (С. 64). Прiятилище молитвы есть дух человеческiй, находящiйся в верхней части сердца выше левого сосца на половину указательного пальца, именуемый словесною силою. (С. 66). Если по слабости наших сил мы еще не можем приносить настоящей молитвы, то Господь не гневается на нашу и нечистую молитву, но прiемлет благое наше произволенiе, и вменяет его в наше спасенiе. (С. 70). Произносить устами и языком Имя Господа Iисуса Христа имеет в нашей жизни великое значенiе, прежде всего, являя пред лице Господа наше к Нему стремленiе. И хотя оно еще безсильное, развлекаемое помыслами, злыми пожеланiями, прерываемое порывами злых страстей, но силен Господь дать нам и чистое к Нему влеченiе, разогнать сущую в нас тьму греховную и просветить наше сердце светом лица Своего. По преп. Макарiю Египетскому: Он только и взыскует от нас именно сего доброго произволенiя, а чтобы привести его в исполненiе, это есть дело Божiей силы, мы к этому не имеем собственных сил. (С. 73). Молитва наша должна быть неотложно возносима от глубины скорбных чувств и многоболезненного сердца с целью примиренiя Бога и умилостивленiя, а потом и соединенiя с Богомъ. (С. 74). В духовной жизни восход на высоту состоит в погруженiи себя в самоуничиженiе, смиренiе и духовную нищету; словом, в том, чтобы сознать себя хуже всей твари и при этом соединить свое сердце с Ипостаснымъ Словомъ Божiимъъ. В этом вся высота духовного преуспеянiя. Второе по нем качество необходимо нужное для прiобретенiя Iисусовой молитвы есть искренняя любовь к ближним и ко всякой твари и исполненiе по силам всех Евангельских заповедей. (С. 84). Если кто долго потрудился в молитве да не скорбит если отходит в этом ожиданiи. Жребiй таковых бывает с оными святыми не прiемшими здесь обетованiя по апостолу и потрудившимися чрез весь живот свой в упованiи. (С. 192). Блажен человек, ему же аще благоизволит Господь открыть спасительную силу Своего великолепого Имени и сокрытое в нем безпредельное богатство духовной жизни и вечный живот. Но мало этого видим в нынешнем веце, уклонившемся в вещественное житiе. А если где и проявляются малые искры сего небесного дела, то по его редкости и необычности не имеют люди доверiя к сему и смотрят сомнительно мня тут быти некоей прелести. Того ради это Божественное дело, возвышающее нас до ангельской чести, ныне весьма есть унижено и презренно, вопреки согласному о сем ученiю святых и богоносных отцев. (С. 193). Путь внутренней духовной жизни, в котором можно обрести Бога, состоит в ее правильном движенiи в двух направленiях: во–первых – к себе, а во–вторых – от себя к Богу. Движенiе к себе состоит в том, чтобы человек познал свое падшее греховное состоянiе и растленiе всех своих духовных сил, их совершенную неспособность к добру и всегдашнюю наклонность ко злу, крайнее безсилiе в деле спасенiя, свою безысходность и решительную нужду в помощи Божiей. Это познанiе выше и ценнее всякого познанiя. Потому что оно отверзает в нас двери к принятiю высшей помощи. Не будь этого познанiя, не придет высшая помощь, а без нее не может состояться и наше спасенiе. (С. 194). Пребыванiе в молитве, безмолвiи и служенiи Слова носят на себе сан апостолов верховных. Они должны быть отличны как драгоценные камни пред грудою простых камней. Кто не внимает храненiю своего сердца, и не блюдет своего ума, тот не может быть чист сердцем и не способен видеть Господа. Невозможно стяжанiе никакой добродетели, как только храненiем ума. Так оно вожделенно, т. е. это занятiе молитвою Iисусовою, что св. ап. Павел предпочитал пребыванiе в нем ума всем прочим помышленiям; не судих что видети в вас точiю Iисуса Христа». Вообще же всякому приступающему к занятiю молитвою Iисусовою нужно знать, что ее необходимо возносить ко Господу Богу всенепременно из глубины скорбных чувств и многоболезненного о грехах своих сердца в полном сознанiи своей греховной растленности души и тела, всеконечном поврежденiи всей своей природы, а отсюда естественно должно возникнуть живое чувство (с 194) нужды в Божьей помощи по случаю ощущенiя своего безсилiя и немощи на всякое благое дело, а тем паче на молитву, которая считается между добродетелями самою высшею, как их матерь и глава, нужно молиться с полною надеждою на милосердiе Божiе, что не оставит Господь рабов Своих, вопiющих к Нему день и нощь, как и Сам Он благоизволил высказать сiе в притче о неправедном судiе (Лк 18, 2–4). Скорбное о грехах своих сердечное чувство настолько необходимо в деле молитвенного упражненiя, что должно, по всей справедливости составлять почву, на которой может произрасти молитва и вместе должно служить ея жизненною стихiею. Не имея сего скорбного чувства при молитве, мы очень преклонны к самомненiю и гордому о себе понятiю, а когда оно в нас есть, то оно тянет нас, как груз на низ в глубину смиренiя, и тогда молитва удобно и легко пребывает в сердце, держимая сим чувством. О сем скорбном чувстве прежде всего свидетельствует Божественный Давид (с 195): «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижит» (Пс 50, 16). Объясняя сiе епископ Игнатiй (Брянчанинов) говорит: что от нашего падшего естества человеческого прiемлется Богомъ только одна жертва – именно: сокрушенное и смиренное сердце, глубокiй плач о своих грехах, что и показали преподобные и божественные отцы, благочестiя подвижницы, плакавшiе во всю свою жизнь, не смотря на то, что были угодники Божiи и жили свято, преподобно и праведно. Св.Исаак Сирин объясняет, что тот как бы великую святыню носит в сердце своем кто имеет печаль ума о грехах своих и болезненное о них чувство сердца своего, – скорбит, плачет, сокрушается, что плохо житiе его, и не может он служить Господу Богу праведно, преподобно и истинно; но постоянно побеждается грехом, и что прилежит ему помышленiе злое от юности его. Св. Лествичник учит, что хотя бы мы и великiе проходили подвиги, но если не имеем печального и сокрушенного о своей жизни сердца (с 195), то все они суетны и безполезны. Бесы, говорит он, боятся нашего сетованiя о грехах, как тати псов. А св. Симеон Новый Богослов говорит о сем еще сильнее: прежде плача и слез никто да не прельщает нас тщетными словами ниже мыслями да не прельщает себе: нет в нем покаянiя, нет истинного раскаянiя, нет страха Божiя в сердцах наших, – мы не зазрели себя: душа наша не пришла в соощущенiе будущего суда и вечных мук. Если–б мы зазрели себя, если–б этого стяжали и достигли, то немедленно произвели бы и слезы. Без них никогда не возможет ни жестокосердiе наше умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смиренiе; мы не можем быть смиренными. Не сделавшiйся таким не может соединиться со Святымъ Духомъъ, не соединившуся ему, не может придти в виденiе и разум Божiй, и недостоин таинственно научиться добродетели смиренiя. Невозможно найти в Св. Писанiи чтобы кто когда из человеков без слез и всегдашнего умиленiя очистился или сделался святым, или прiял Св. Духа, узрел Бога или ощутил Его всельшимся внутрь себя, или прiял Его жителем в сердце свое. Ничего этого не могло совершиться, когда не предшествовало покаянiе и умиленiе, (с 196) когда слезы изливаясь, как из источника, и постоянно наводняя очи, не вымыли душевной храмины и самой души, орошая и прохлаждая душу объемлемую и воспаляемую непреступным огнем. Говорящiе, что невозможно плакать и проливать слезы каждую ночь и каждый день, свидетельствуют о себе, что они чужды всякой добродетели. Если наши святые отцы признали такое определенiе: хотящiй отсечь страсти, плачем отсекает их, и хотящiй стяжать добродетели плачем стяживает их: – то из сего явствует, что не плачущiй ежедневно ни страстей не отсекает, ни добродетелей (ни стяживает), не совершает, хотя и думает, обманываемый самомненiем, совершать их. Если на земли и есть жизнь, соответствующая своему назначенiю, утоляющая ея ничем временным не утолимую жажду, и удовлетворяющая все ее возвышенные и благородные стремленiя, – то это есть внутренняя жизнь, первое благо коей – неотходная молитввенная теплота сердца и умиренiе помыслов. Все становится светло от непрестанной молитвы и Господа созерцаемого, Который есть свет. А где свет, там – очевидно тьмы быть не может, и дiаволу тут уже места нет. Не имея же возможности сам кознодействовать тому человеку, он ненавистью вооружает на него людей, конечно, ходящих по духу века сего, лукавого и развращенного. Храненiе ума, чистота сердца, – чтоб ум не утопал в разных помыслах и не обуревался волнами рассеянности, но был сам в себя углублен в деланiе и производство молитвы Iисусовой, есть далеко лучше всех наших телесных добродетелей. И это потому, что этим пресецаем все наши греховные движенiя в самом зародыше. Св. Златоуст говорит, что одного умного Боговиденiя достаточно к тому, чтобы истребить лукавую силу. (С. 196). Еще говорит некто из Богоносных отцев: «Нет страшнее для богоотступнической силы между всеми духовными делами как виденiе в Боге; разумеется сердечное деланiе Iисусовой молитвы, которая, имея в себе присутствiе Божества, поражает страхом и трепетом сопротивную силу. Яко тает воск от лица огня, тако исчезает богоборное сонмище лукавых духов от страшного Имени Iисусъ Христова, Которое есть и называется огнепламенный меч на сатану, а для нас Божiя сила и Божiя премудрость. Вопросили мы старца глаголъя: «Коего ради греха непрiятна бывает молитва человеческая?» И отвеща старец: «Помненiя ради зла, якоже рече Господь: Аще рече принесеши дар твой ко олтарю, и помянеши яко брат твой имать что на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой» (Мф 5, 24–25) Богови. Аще ли злопомненiе имаши на кого, тогда разумей, (с 197) яко молитва твоя непрiятна есть пред Богомъ и паче прогневляет Бога. Вопросихом старца: «Который есть тягчайшiй всех грехов?» Отвеща: «Господь глаголъа: не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам (Лк 6, 37). Разумей се: еже не оклеветати брата своего, ниже осуждати, прощати всяк грех человеком. Отпустите, рече Господь, и отпущу вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам». (С. 208). Так погиб род Еврейскiй, – этот знаменитый Богоизбранный народ «коему вверены быша словеса Божiя (Рим 3, 2). Их же всыновленiе, и слава, и завет, и законоположенiе, и служенiе и обетованiя… Их же отцы, и от них же Христосъ по плоти, Сый над всеми Богъ благословен во веки (Рим 9, 4–5). Справедливо сказано, что нет ненавистнее и мерзостнее самообольщенiя чем то, которое скрывает ложь и упорство, под видом ложного благочестiя. Так и во время Христовых страданiй везде виделось богопочтенiе и сiяло Церковное благолепiе; заколались тельцы упитанные, приносились жертвы повседневные. Как прекрасно изображает это церковная песнь в Постной Трiоди: «Израиль в порфиру и червленицу облачашеся, одеждами священными и царскими сiяя; законом же и пророками богатея; законными службами веселяшася, но Тебе обнишавшего распен вне врат, Благодетелю», а на деле все это пропитано было лицемерiем и полным отсутствiем всего духовного; там и знаку не было того, что по слову св. апостола: «елика суть истина, елика славна, аще кая добродетель» (Фил 4, 8), что угодно Господу Богу, и что к Нему нас приближает. Ибо наружное исповеданiе веры, не принесло плода доброй жизни. (Исаiя гл. 5 о винограднике). (С. 214). Св. Лествичник: «Как можем узнать, что молитва наша услышана Богомъ?.. – Когда помолимся и не будем иметь сомненiя что она услышана – в ея исполненiи Богомъ. (С. 234). В Евангелiи все свято и Божественно, величественно и неизреченно «и свет, и тень, и слово, и молчанiе» (Горскiй). Самъ Богъ неисповедимый в существе Своемъ и совершенствах, безконечный в силе Своей и вседержавной власти Своей слышится и видится, чувствуется и действуется в каждом слове и мысли Евангелiя, в каждой его черте и линiи. Но при таких Своихъ Божественныхъъ преестественных и несравненных совершенствах, оно написано словом простым и общедоступным для понятiя всех и каждого. Это, как говорит один великiй учитель, «великое море, улыбающаяся поверхность которого осветительно журчит у ног малых; но в неизмеримую глубину которого и мудрейшiй может «смотреть только с ужасом изумленiя и трепетом любви»… (С. 235). И вот по всему этому каким бы великим почетом, славою и уваженiем должно было пользоваться Евангелiе на Земле между человеками?! Но между тем этого не видим на деле. Едва ли какая другая книга так презренна и уничижена христiанами, как св. Евангелiе!.. Увы нашего многогрешного рода помраченiю! Эту святую книгу мы и читать не находим нужным, дескать по той причине, что читали ее в детстве, когда дисциплина школы того требовала. И оставаясь в убежденiи, что мы знаем ее, наносим оскорбленiе Высочайшему Существу тем, что Святое Слово Его оставляем в пренебреженiи, конечно, не чая, в гордости своей, найти в нем для себя пользы… (С. 236). Чья проповедь и чьи слова были столь обсуждаемы и разбираемы в теченiи 20–ти веков – и все усилiя оказались тщетными! Евангелiе и ныне блистает тем же чудным светом, как в самом начале, и теперь оно составляет драгоценную книгу, в которой сокрыт неисчерпаемый источник мудрости; никто и никогда не говорил того, что говорил Iисусъ Христосъ. Его проповедь явилась как свет среди мрака, и останется им для всех времен. В Его ученiи нет рассужденiя, ни философiи, но простота, безыскусственность, и при этом, столько силы убежденiя, что самые ожесточенные враги умолкли пред Его победоносным Словомъ. И вот, каждому христiанину по отношенiю к Евангелiю необходимо нужно утвердить в себе таковые сердечные убежденiя, и мысленные положенiя, что Оно действительно есть без малейшего сомненiя книга Божественная, произведенiе ума безпредельного, излагающая нам в своем содержанiи именно все то, что только может избавить нас от зла и доставить нам истинное счастье и настоящее благо. И посмотрите, как оно в наипростейшей речи заключает безконечную премудрость и в кратких немногих словах неисчерпаемый смысл, как глубины морскiе, – так что напрасно бы мы стали еще где нибудь искать на человеческом языке такую чудную речь какова Евангельская – могучую, пленяющую, покоряющую, увлекающую, потрясающую, господственно себе подчиняющую, проходящую даже до разделенiя души же и духа, членов и мозгов! И есть ли еще где образ речи настолько красив в оборотах, точен, выразителен, кроток, и вместе всеобъемлющ? Каждая мысль, каждое слово, каждая линiя черты полны безконечного значенiя и глубокого необъятного смысла. Благодать Божiя осязательно присуща каждому выраженiю, каждой черте и линiи; и в общности это есть безбрежное море Божiих чудес, премудрости, благости, всемогущества, и безпредельной любви к роду человеческому. Ученiе Господне, говорит один из Россiйских святителей: «это безоблачное утро, льющее лучи радостного света; это восходящее солнце, озаряющее блистанiем света всю видимую тварь» (Филарет Черниговскiй – Гумилевскiй). В нем всякiй слышит всемогущую силу и Божественную власть. Потому то и написано во св. Евангелiи: «бе же Iисусъ уча яко власть имеяй (Мф 7, 29). Всякiй, кто только читает Евангелiе с зависящим от него вниманiем, усердiем, благоговенiем и с достодолжным к нему отношенiем, необходимо чувствует присутствiе в нем (с 237) тех несомненных признаков Его Божественного происхожденiя, кои неоспоримо признает св. Церковь за всем Св. Писанiем: это, во–первых, его могущественное действiе на сердце наше; высота сего ученiя и чистота, свидетельствующiе, что оно могло произойти только от высочайшего ума Божiя; чудеса и пророчества неотъемлемо ему принадлежащiе. Читая благоговейно Евангелiе, мы осязательно слышим благодатную силу и присутствiе в нем Сына Человеческого. Онъ и теперь, как во дни плоти Своей живет в Евангелiи Духомъъ Своимъ; проповедует Свое Божественное ученiе, оживотворяет умервщленныя грехом души наши; исцеляет всякую болезнь и всякую язву в людях, и всех влечет в Свое Небесное Царствiе, приглашая милостивно: «Прiидите ко Мне вси (Мф 11, 28). Ибо Он пребывает вечно неизменным, по слову апостола: Iисусъ Христосъ вчера, днесь, Той же и во веки (Евр 13, 8;). (С. 239). О любви: Мф 5,44; 7, 12; Ин 13, 35; Рим 12, 9–10; 13, 8–10; Кол 3, 14. Любяй закон исполни (Рим 13, 8–10) (С. 244). Справедливо замечено, что одна слеза истинного покаянiя дороже в очах Божiих, нежели бездушный формализм исполненiя всей обрядности; скорее способен к исправленiю жизни человек, погрязшiй во грехе, нежели жизнь бездушной обрядности и формализма. Примером сему могут быть блудный сын, мытарь Матфей, призванный Господомъ от мытницы к апостольству и написавшiй первое Евангелiе, блудница, Закхей и проч., кои враз изменились измененiем добрым. (С. 255). Искренняя любовь расширяет сердце необъятным пространством, оно хочет вместить в себе всех и все. Хождах в широте, яко заповедей Твоих взысках (Пс 118, 45). Св. ап. | |
Просмотров: 286 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |