Приветствую Вас Гость!
Среда, 2025-01-15, 6:33 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 5 том

страница 99 - 108
2016-04-23, 1:44 AM

Письмо из Ставропольской духовной консисторiи Начальнику Кубанской области от 17.11.1914

                                             Его Превосходительству,

                           Господину Начальнику Кубанской области

                                         В. П. И.

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРIЯ

 17 ноября 1914 г.  № 42484   г.Ставрополь–Кавказскiй

 

Из рапорта священника станицы Нижне–Баканской, Кубанской области, Алексея Коробкова, от 13 августа сего года за № 191, поступившего в Духовную Консисторiю при отношенiи Ставропольского Епархiального Миссiонерского Совета, от 11 минувшего октября за № 529, о жизни и деятельности имябожника схимонаха Иларiона, между прочим, видно, что 10 августа сего года священник Коробков отправился в урочище «Темные Буки», где среди ущелiй и леса обнаружил построенную арендатором Николаем Губиным рубленную о двух комнатах «келiю», а в ней проживающего схимонаха Иларiона, человека, приблизительно, лет под 70. Присев на скамью под деревом, он повел с ним мирную беседу о его жизни и деятельности вообще, а в частности здесь выяснилось, что о. Иларiон родом из духовного званiя, Вятской губернiи, по образованiю – воспитанник 4–го класса духовной семинарiи, учительствовал, был монахом в одном из монастырей Старого Афона, заслужил схиму, а затем удалился, для безмолвiя и уединенной молитвы, на Кавказ, где в сотрудничестве со своим учеником кр. Владимиром Кирилюком, и написал известную книгу «На горах Кавказа», послужившую причиной возникновенiя на Старом Афоне ереси имяславцев или имябожников. Выяснилось также, что он, схимонах Иларiон, страшный приверженец и защитник своего ученiя о имени Божiемъ и всех последователей своего ученiя, что он признает Архiепископов Антонiя и Никона в неправоте по отношенiю к Афонским имябожникам, а равно и своего ученiя и противится им /Архiепископам/. Видя, что он, о. Коробков, из его повествованiя кое что заносит карандашем себе на бумажку, о. Иларiон просил, чтобы последнiе его резкiе слова записал непременно. В келiи у о. Иларiона, между прочими книгами, оказалась печатная и рукописная литература о почитанiи имени Божьяго за Бога. Все обнаруженные у о. Иларiона листки, брошюры, книги и тетради, он счел необходимым взять с собой и представить о. Благочинному. При схимонахе Иларiоне здесь же в лесу, проживают ученики его, носящiе длинные волосы и монашескiе подрясники: крестьянин Евфим Мирошников, 35 лет, Трофим Савченко и кр. Владимир Кирилюк. Все эти лица имеют у себя виды на жительство. Там же при                   о. Иларiоне находятся и две женщины: жена учителя станицы Кардоникской, Кубанской области, Матрена Каменобродская, 30 лет, не живущая с мужем, имеющая отдельный вид на жительство, которая исправляет должность секретаря у о. Иларiона, и девица – казачка Ксенiя Полякова, 37 лет, имеет билет от Вознесенского станичного правленiя, от 5 Мая 1914 года за № 3090. По словам Иларiона, одна из этих женщин недавно купила в собственность участок земли в Темных Буках, что–то строит и на днях ожидает прiезда к себе еще 10–12 женщин для образованiя какой–то общины. Сам же схимонах Иларiон не предъявил своего вида на жительство. Слышал от ученика Иларiона – Кирилюка и от хуторян, что названная братiя занимается пропагандой, заманиванiем к себе девушек, обманными поборами и предполагается образовать общину, по всей видимости, под руководством  Иларiона.

В виду сего и во исполненiе определенiя Епархiального начальства, от 17 октября – 7 ноября сего года, Духовная Консисторiя имеет честь просить Ваше Превосходительство выдворить совершенно из пределов Кубанской области схимонаха Иларiона и препроводить проживающих с ним мужчин и женщин к месту их приписки, как занимающихся недозволенным попрашайничеством, обманом и распространенiем неправильного ученiя об имени Божiемъ и воспрепятствовать учрежденiю женской общины, в открытiи каковой Епархiальное Начальство не усматривает никакой нужды.

Член Консисторiи, священник (подпись)

Секретарь (подпись)

Столоначальник (подпись)

Предсмертное завещанiе старца схимонаха Иларiона. 3–4.4.1915г.

 Книга сiя по приказанiю членов св. Синода предана сожженiю как вещь нестерпимая, пагубная и зловредная для рода человеческого, единственно потому, что в ней Имя Сына Божiя – Спасителя мiра “Iисусъ” названо Богомъ.

 Не видя в себе никакой помощи и защиты от предержащей духовной власти, упорно пребывающей в сем нестерпимом для религiозного чувства злохуленiи, я уже и не надеюсь иметь оную от кого либо на земле, потому что сильная и неограниченная власть Синода страхом вяжет уста и руки всем, кто бы мог быть защитником сего верованiя. Хотя многiе ревнители о славе Имени Божiя пишут весьма основательное и дельное в пользу и защиту сего догмата, но их голос, как “Глас вопiющего в пустыне” не имеет вниманiя, потому что они не имеют такой власти как Синод, подавляющiй своею неограниченною силою сознанiе и умы благонамеренных людей, особенно духовного ведомства, непосредственно подлежащего его власти. Вследствiе этого, я, судя о сей своей книге, неправедно сожженной, но написанной именно с Божiей помощью сознательно слышанной мною при ея составленiи, переношу на праведный Суд Божiй, идеже несть лицепрiятiя, и являю крайнюю обиду свою Самому Господу Iисусу Христу, Всесвятейшее и спасительное Имя Котораго унижено, поставлено в “ничто” как не имеющее будто бы никакой действительности, а бездушный знак. И что будто бы безсмысленно и богохульно называть Имя Божiе – Богомъ”.

Такового злохуленiя отнюдь и всецело не терпит душа моя. Отрекаюсь от всех такомыслящих хотя бы и членов св. Синода, патрiархов, священников, духовников и всех, кто поражен сею небывалою ересью. Книгу же свою, как написанную содействiем Божiимъъ и похуленную и сожженную, за исповеданiе Имени Божiя, – Имени “Iисусъ”, заповедую своим ученикам положить мне в могилу, на бездыханную тогда грудь мою, во свидетельство сего моего исповеданiя. Вполне уверен, что Сынъ Божiй, давшiй нам во спасенiе Свое Всезиждительное и всемогущее Имя, не поставит мне в вину сего моего исповеданiя, которое отнюдь не относится к Его уничиженiю и безчестiю, а относится к славе Его Божественного Лица.

Судите по себе, если и ваше имя будет похулено в газетах и журналах, то будете вы мирны и спокойны? Лица вашего не коснутся, а одного Имени. Так и Господь гневается, когда Его Вседержавное Имя поставляется в ничто. Оно в Нем и Онъ в Имени Своемъ всем Своимъ существомъ, потому оно и творит чудеса. Что принадлежит Самому Сыну Божiю, то самое принадлежит и Всесвятейшему Имени Iисусъ. Оно неотделимо от Его Божественного Лица и всецело причастно всему Его Божеству. Оно есть Самъ Богъ. Это видно кроме всего прочего из того, что благоговейно, с любовью и страхом призывая сiе Имя, мы осязательно слышим в нем присутствiе Самого Сына Божiя и всецелую неотделимость сего Имени от Него Самого, а потому утверждаем, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. А из сего выходит, что кто отвергает Божество Имени Божiя, тот чужд всякого духовного деланiя, и отнюдь не познал молитвы Именемъ Iисуса Христа Сына Божiя, Спасителя мiра.

 Это свое исповеданiе, что Имя Божiе есть Самъ Богъ, я несу в будущiй век на Страшный Судъ Божiй вместе со своею книгою “На Горах Кавказа”.

 Вполне уверен, и несомненно надеюсь, что там получится Праведный Судъ о всем моем деле, соделанном Божiей Силой во славу Бога Спасителя мiра, Господа Iисуса Христа, во славу Бога–Отца. И сiе Имя вполне причастно Его Божеству и есть Онъ Самъ по решительной неотделимости Его от Всесвятейшего Лица Его.

 В этом исповеданiи, милостiю Божiею есть и пребываю неизменно во всю свою жизнь, надеюсь на Господа и умереть в нем и предстать Страшному Престолу Господа Славы имеющего воздать каждому по делам его и по намеренiям сердца его праведно и нелицепрiятно. Ей да будет тако во славу Божiю и в наше спасенiе. Богу же нашему честь слава и поклоненiе от всея твари наравне со Всесвятейшим Именемъ Его Iисусъ Христомъ Спасителемъ нашим. Аминь.

 Писано сiе исповеданiе на 2–й недели после св. Пасхи в пятницу вечером и утром в субботу года от Р.Х. 1915, апреля, 3 и 4 дня.

    

 Пустынник Кавказских гор, всецело недостойный за свою греховную и вполне нерадивую о своем спасенiи жизнь схимонах старец, только лишь по имени Иларiон.

 Простите меня вси друзи мои и знаемые, к Судiи бо отхожу, идеже несть лицепрiятiя; раб бо и владыка вкупе предстоят, богатый и убогiй в равном достоинстве, кiйждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю, непрестанно молитесь о мне Христу Богу, да не низведен буду по делом на место мученiя, но да вчинит мя идеже свет животный

 «Пря с Богомъ»… 1915–й год[1]

Схимонах Иларiон: «Я должен сказать и то, что я сильно обижен действiями в отношенiи меня духовной власти. Почему же она  когда разбирала мою книгу и осудила ее, не отнеслась ко мне ни единым словом или вопросом о всех тех местах в моей книге, кои были причиною возникшего недоуменiя? Не так поступали свв. Отцы с инако–мыслящими. Хотя лично быть там я не мог, по причине своей крайней слабости, но можно бы было сiе сделать письменно. Мнится нам, достопочтеннейшiй Л. З–ч,[2] что эта ужасная «пря» с Богомъ по преимуществу высших членов Россiи Iерархов есть верное предзнаменованiе близости времен, в кои имеет притти последнiй враг истины, всепагубный антихрист». Сатана, провидя скоро имеющiй быть конец своего темного царства, поспешил выступить на борьбу предварительно со всесвятейшим Именемъ державного победителя своего – Христа Сына Божiя, дабы потом вскорости вступить и в последнюю брань с царством Христовым»[3].         ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 30–31

 

Письмо архiепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора священнику Михаилу Виноградову от 1. 06. 1915

 

                                                 В. П. И.

    АРХIЕПИСКОП СТАВРОПОЛЬСКIЙ  И ЕКАТЕРИНОДАРСКIЙ

              1 Iюня 1915 года  № 1089   г. Ставрополь–Кавказскiй

 

Мною получены сведенiя, что схимонах Иларiон, основатель ереси имябожников, в настоящее время проживает вблизи Сентинского женского монастыря, Кубанской области, на монастырской земле, около него живут его ученицы Нина и Анатолiя и другiе лица, которые держатся его ереси, и лица эти в названном выше монастыре причащаются св. Таин, с ведома о сем настоятельницы монастыря, игуменiи Раисы.

Предлагаю Вам без замедленiя отправиться в Сентинскiй монастырь для выясненiя справедливости вышеизложенных сведенiй о схимонахе Иларiоне и его последовательницах, собеседованiи с ними в целях вразумленiя их и собеседованiя с насельницами монастыря для огражденiя их от вредного влiянiя вышеназванных лжеучителей.

Для той же цели Вы имеете посетить и Зеленчукскiй монастырь.

                      Агафодор, архiепископ Ставропольскiй.

                                 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 51 –51 об.

 

Письмо схимонаха Иларiона епархiальному миссiонеру    священнику Михаилу Виноградову от 19. 06. 1915

Достопочтеннейшiй и глубокоуважаемый Батюшка о. Михаил, Христосъ посреде нас.

Слышу, что Вы изволите гласно объявлять всем в монастыре, что я сущiй еретик! Помилуйте! В чем же моя ересь? В том ли только, что я не соглашаюсь принять уничиженные понятiя о Сыне Человеческом? Но это не ересь – а достойно похвалы, как относящееся к чести Сына Божiя. Еще слышу, что Вы говорите, что будто бы я говорил Вам: я «бог»? Помилуйте! Да когда же я сiе говорил. Я говорил, что человек бывает Богомъ по благодати, когда за веру и благочестiе Богъ вселяется в него своею благодатiю. Многоприскорбна и обидна такая неожиданность от лица, имеющего первым обязательством распространять в народе мир, тишину и безмятежiе! Вы открыто и небоязненно говорите обо мне всем: он бабтист и хлыст. Попаситесь, чтобы во время свое не пришлось Вам дать ответ праведному Судiи за сiе ужасное названiе! Спросите всех, с кем я обращался во всю свою жизнь и обращаюсь – заметил ли кто нибудь и когда нибудь хотя одну йоту во мне противную Христовой вере?

Враг – дiавол, не терпя моего распространенiя в народе спасительного дела Iисусовой молитвы из далеча гонит начальников на ея пресеченiе. Но сила Божiя совершается в немощи. И посрамятся вси являющiи злая рабом Христовым, Крепость их сокрушится от всякiя силы и да познают, яко имя Тебе, Христе Царю – Iисусъ, и Ты Царь по все земли.

В оправданiе нестерпимо тяжелого злохуленiя, неправедно мне Вами приписанного, что я «еретик баптист и хлыст» прилагаю свое правое исповеданiе Христiанской веры, которое да будет явлено в день страшного суда пред лицем всея вселенныя.

Пустынножитель, старец, схимонах Иларiон.       19 Iюня 1915 г.

Нужным почитаю упомянуть, что все мы имяславцы оправданы судом, бывшим в Московской Синодальной конторе, под председательством Митрополита Макарiя. Это отпечатанао в книге[4].

Еще слышу – Вы говорите Сестрам, что будто бы я говорил Вам, что совершенно не признаю св. Синод. Боже наш праведный! Да к чему же такая клевета. Ведь я только говорил, что непризнаю синодских постановленiй о имени Божiемъ и его самого за церковь, и больше ничего! К чему же говорить то, чего я совсем не говорил?

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 54 – 55 об.

 

Письмо настоятельницы Сентинского[5] Спасо–Преображенского монастыря игуменiи Раисы архiепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 21. 06.1915     К № 2806

Ваше Высокопреосвященство,

Всемилостивейшiй Архипастырь и Отец!

                        Почитаю непременным для себя долгом смиреннейше донести Вашему Высокопреосвященству, что пустынник Кавказских гор Схимонах Иларiон прибыл через горы во вверенную мне обитель на страстной недели прошлого Великого Поста. Прибыл он в обитель очень слабый и больной, а на Святую Пасху еще более разболелся почему у меня не хватило духу предложить ему уйти из обители, тем более он уже старичек и ели передвигает ноги, в виду чего я предложила ему  впредь хотя до малого выздоровленiя пожить в хижине находящейся в лесу вдали от монастыря, в которой жил старичек отец одной послушницы вверенного мне монастыря и другой безродный старичек, который и погребен в нашей обители. В одно время был у нас и магометанин очень больной, которому обитель по христiанскому долгу давала прiют и лекарства впредь до выздоровленiя, так и этому схимонаху мы по долгу своему не могли отказать в прiюте. В настоящее время он по немногу поправляется и если совсем оправится, то он и сам не станет у нас проживать. Ни поученiй, ни наставленiй он никому не дает, а бывшiе ученицы его Нина и Анатолiя причислены к числу сестер и по сим проходят послушанiя и во всем повинуются монастырскому уставу и начальству.

Вашего Высокопреосвященства Всемилостивейшего Архипастыря и Отца нижайшая послушница Настоятельница Спасо–Преображенского монастыря

Игуменiя   Раиса.      Iюня 21 дня 1915 г.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 61 – 61 об.

 

Доклад схимонаха Иларiона архiепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 22.06.1915    К № 2806

Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Агафодору

Архiепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому

Пустынножителя Кавказских гор, схимонаха Иларiона.

                                                                         Доклад

Посланный ко мне, Вашим Высокопреосвященством Г. Миссiонер о. Михаил Виноградов признал меня еретиком, собственно за то, что я имя Великого Бога, Iисуса Христа, Сына Божiя согласно ученiю о сем святых и богоносных отцев Церкви, называю Богомъ. В произведенiях имяславцев, коих в настоящее время вышло не менее 20 книг, приводятся целые сонмы святых отцев, твердо и несомненно утверждающих сiю спасительную истину. Последуя им и прiемля сiе их ученiе, я еретиком называться не должен.

О. Михаил Виноградов возвел на меня два ложных обвиненiя. Он передавал людям, что будто бы я, в беседе с ним, называл себя Богомъ. Избави Богъ от таковаго кощунства. Я только говорил вообще, что по ученiю свв. Отцев человек может называться Богомъ, когда за веру и благочестiе, вселяется в него Богъ благодатiю своею, как говорит о сем Св. Симеон Новый Богослов. (5–я часть Добротолюбiя, с. 18, ст. 48).

Второе неправедное слово на меня возложенное состоит в том. Г. Миссiонер передавал людям, будто бы я говорил, что не признаю Св. синода. Тогда как я только говорил, что не признаю синодских постановленiй о имени Божiемъ – о имени Iисуса Сына Божiя.

В опроверженiе неправедно возложенного на меня названiя «еретик» прилагаю при сем свое правое Христiанское исповеданiе веры во истиннаго Бога и в всесвятейшее Имя.

Пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларiон.

                                                                                                22 Iюня 1915 г.

Нужным почитаю доложить Вашему Высокопреосвященству, что все мы имяславцы оправданы Московскою синодальною конторою, на суде, бывшем под председательством Митрополита Макарiя, в 1914 году в Мае месяце.

О сем было писано в Московских ведомостях и написано в книге: «Имяславiе».

Присовокупляю, что сiе свое исповеданiе будет мною послано и в Святейшiй Правительствующiй Синод.   Пустынник схимонах Иларiон.   22 Iюня 1915 г.

ГАСК.Ф.135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 62 – 63 об.

 

Исповеданiе веры схимонаха Иларiона, приложенное к докладу на имя архiепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора от 22.06.1915     К № 2806

Его Высокопреосвященству,

Преосвященнейшему Агафодору,

Архiепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому.

                   От пустынножителя схимонаха Иларiона.  Доклад.

Посланный Вами Миссiонер о. Михаил Виноградов нашел меня еретиком, во опроверженiе сего злохуленiя, посылаю сiе свое правое исповеданiе Христiанской веры во истинного Бога и Его святейшее имя.

Верую во единого Бога, во святей Троице славимого и поклоняемаго, так как учит веровать наша святая православная Соборная Апо­стольская церковь, в символе веры, утвержденном святыми отцами на вселенских  соборах; и  веруя так, от себя ни чего не прибавляю и не убавляю.

Прiемлю все Божественное Откровенiе Ветхаго и Новаго завета, и не сомненно верую, что оно написано, по вдохновенiю св. Духа, людьми чистыми душою и сердцем пророками, для спасенiя человече­ского рода.

Почитаю святую церковь, которую основал на земли Самъ Спаси­тель наш Господь Iисусъ Христосъ для спасенiя грешных людей. Поко­ряюсь всем ея уставам и законоположенiям не сомненно убежден сердцем в ея непогрешимости. Верую, что она находится под всегдаш­ним и живым управленiем своего всемогущаго основанiя Божест­венного Спасителя мiра, Который непосредственно управляет ею, как Глава своими членами. Твердо, решительно и несомненно признаю и исповедую, что помимо церкви, то есть не принадлежа, не находясь в лоне ея, нет спасенiя нигде и никому. Ни на одну йоту, нигде и ни в чем, я не отступаю верою от ея спасительного ученiя. Она есть столп и утвержденiе истины. (1 Тим. 3, 15)  неоскудно изливает питiе истины и спасенiя и есть дверь в вечную жизнь.

Прiемлю седмь вселенских соборов, на коих святые и богоносные отцы установили непогрешимые уставы и законы церкви, для окормленiя верных христiан. Не сомненно верую, что всеми отцами, на со­борах бывшими руководил Святый Духъ. Словом все, чему учит святая христiанская Апостольская вера, прiемлю, как Божiе слово, как по­веленiе Божiе и закон; лобызаю устами, помещаю в сердце, как свя­тыню Божiю, и остаюсь неизменно верным ея чадом, в надежде вечного спасенiя.

Верую во имя Божiе по заповеди, возвещенной во св. Писанiи: сiя есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Iисуса Христа. /1 Iо­анна 3. 23/.

Исповедую, что Бог не отъемлемо присутствует в Своем имени Iисусъ.

Исповедую, что имя Iисусъ есть Богъ, и что сiе имя не отделимо от Его всесвятейшаго Существа; то и другое нераздельно. Что принад­лежит Самому Богу, то принадлежит и Его Пресвятому Имени.

Исповедую, что имя Iисусъ есть Богоипостасное, и относится равно и к человечеству и к божеству Его.

Исповедую, что имя Iисусъ вследствiе присутствiя в Немъ Боже­ства, всесильно творить чудеса и знаменiя, и спасать призывающих и надеющихся на Него; и что чудо исцеленiя хромого Ап. Петром, соделалось Божественною силою имени Господня, как исповедал сiе и Апостол (Дн. 3,16).

Исповедую, что имя Iисусъ ни сколько не меньше и не больше дру­гих имен Божiихъ, как то: Господь, Саваоф и других имен, коими Богъ именовался во вся веки, от начала бытiя мiра, а равночестно всем им.

Отрицаюсь я тех, кои имя Iисусъ не считают Богомъ, а считают меньшим имен Божiихъ; и что оно аки бьг не предвечно, но явилось со вре­мени Христова воплощенiя.

Исповедую, что основанiе всякаго молитвеннаго деланiя есть призыванiе имени Божiя и исповеданiе Его Духомъ и истиною. И что Богъ, живущiй в нас от святаго крещенiя, видится Духомъ и обретает­ся сердцем во именах и в словах своих и в словах Божественного Бого­служенiя, и достоверно ощущает сiе духовное чувство.

Именуя имя «Iисусъ» Самимъъ Богомъ, я чужд, как почитанiя имени Божiя за сущностъ Божества, так и почитанiя имени Его отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обоженiя самых букв и звуков и случайных мыслей о Боге, а чтим истину Божiю, т. е. Самого Бога сущаго во имени Своемъ.

Признаю, что познанiе имени Божiя имени Iисусъ отнюдь не доступно обыкновенному простому уму. Этот Божественный возвы­шеннейшiй предмет познается чистым умом и просвещенным серд­цем и всего более во внутреннем молитвенном сердечном подвиге. Здесь при свете высшаго озаренiя, человек, действительно, видит не отделимость сего имени от всесвятейшего Существа Божiя, как и показал сiе великiй молитвенник Русской земли о. Iоанн Кронштадтскiй.

Всякiй, кто не сею дверью, входит в познанiе имени Божiя, есть тать и разбойник. Да и как может плотской разум, погруженный в чувственность и земные помышленiя, прикасаться к высочайшей святыне имени Божiю. Ветхозаконный священник Оза, когда при­коснулся к ковчегу Завета, был поражен смертiю.

Сiе свое исповеданiе являю пред лицем всевидящего Ока, пред мi­ром Ангельским и человеческим; и оно будет мне оправданiем и защи­тою в день страшнаго суда Божiя, в том что я «не еретик».

Исповеданiе сiе написано не только на сей бумаге, но глубоко ле­жит у меня в сердце; им пропитана вся душа моя и составы. И я серд­цем верую в правду, усты же исповедаю во спасенiе.

Пустынножитель Кавказских гор, схимонах Иларiон. 22 Iюня 1915 г.

Сiе же исповеданiе в кратком изложенiи. Наше ученiе о имени Iисуса Сына Божiя Спасителя мiра в сокращенности есть такое:

Мы называем имя Iисусъ Богомъ в том смысле, что оно не отдели­мо от существа Божiя пребывает в Боге и Богъ в Нем пребывает. То­го ради веруем, все, что есть в Боге принадлежит и Его Пресвятому имени Iисусъ, а потому оно при нашей вере в Него, как Бога обладает всемогущею силою, им творятся чудеса и знаменiя, совершаются церковныя таинства, происходит освещенiе наших душ. Этим Именемъ мы живем, блаженствуем, ощущаем в себе вечную жизнь. Оно раскры­вает наши сердца к не сомненной вере в истиннаго Бога. Оно есть путь к Богу и наше с Нимъ соединенiе; что в особенности бывает вид­но в опыте умно–сердечнаго молитвеннаго действа. Отсюда можно с уверенностью сказать, что все отвергающiе Божество имени Iисусова совершенно чужды возвышенного занятiя Iисусовою мо­литвою, которая просвещает благодатным светом прирожденную тьму наших душ и сердец. Имя Iисусъ лежит в основанiи всех молитв возносимых от земли на небо, им переполнены все церковныя Богослу­женiя, за него страдали сонмы мучеников и исповедников, и оно как солнце озаряет благодатными лучами сердца избранников Божiих. И вот, если сiе имя, по ученiю синода есть не более как звук, линiя и чер­та, не имеющая никакого значенiя, то не будут угодны Отцу Небес­ному наши молитвы, потому что нанесено безчестiе имени возлюблен­ного Сына Его, Ходатая Бога и человеков, оно поставлено на ряду со смертными людьми и всецело лишено Божеской чести.

И вот наше последнее слово: мы не принимаем уничиженныя поло­женiя синода о сем непостижимом для простаго ума, Божественномъ и всемогущемъ имени Iисусъ. Кроме одного положенiя, в котором гово­рится, что оно не отделимо в молитве. Но мы имеем сiе имя как и Са­мого Господа Iисуса Христа, и нетолько не согласны на Его уничи­женiе, но вместе с Апостолом готовы положить за него и души свои».      ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 64—бб об.

 (Еп. Иларiон Алфеев: «Священная тайна Церкви». Т. 2 СПб. 2002. С. 418–421).

 

И вот за это строго Православное исповеданiе пустынный подвижник, делатель умно–сердечной Iисусовой молитвы, Синодом был отлучен от Россiйской синодальной церкви. Но Господь не отлучил его от Своей Святой Церкви и принял его в Свои Небесные обители, ради славы Имени Своего Пресвятаго.

 

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРIЯ. 4. IЮЛЬ 1915

Входящiй № 21144

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Агафодору, Архiепископу

Ставропольскому и Екатеринодарскому

Епархiального Миссiонера–Проповедника,

 Священника Михаила Виноградова

Рапорт

По предложенiю Вашего Высокопреосвященства, от 1–го Iюня с/г. за № 1089, я посетил Сентинскiй Спасо–Преображенскiй женскiй монастырь для полученiя сведенiй о схимонахе Иларiоне и его последовательницах, собеседованiя с ними в целях вразумленiя их и собеседованiя с насельницами монастыря для огражденiя их от вреднаго влiянiя вышеназванных лжеучителей.

С тою же целiю посетил и Зеленчукскiй Свято–Александровскiй мужской монастырь.

В Сентинском монастыре я пробыл семь дней и почти ежедневно совершал установленныя церковныя службы, за которыми – утром и вечером говорил вероохранительнаго характера поученiя: о неизбежном пребыванiи в церкви Христовой, о тщательном храненiи веры православной, о покорности и подчиненiи церкви и ея веленiям, о разных причинах появленiя ересей, о несогласiи ученiя еретиков имябожников с ученiем церкви, о вреде и погибельности этого лжеученiя и друг.; вел частные беседы с Богомъольцами и насельницами монастыря; беседовал с схимонахом Иларiоном и его главными ученицами Ниной и Анатолiей; провел беседу вероохранительного характера в присутствiи всех насельниц монастыря и на ней выяснял неправильность  ученiя схим. Иларiона и тождественность его ученiя с сектанством – хлыстовщиной.

Схимонах Иларiон прибыл в этот монастырь, как писал мне священник ст. Красногорской, еще в первой половине Марта месяца. Чтобы поместить его, ему была отведена и освобождена келлiя в 1 ½ верстах от монастыря на монастырской земле. В этой келiи ранее (до прихода Иларiона) жила мать монахини Анатолiи, проживающая теперь со своей дочерью, почти рядом с келлiей Иларiона. Все содержанiе Иларiон получает из монастыря и, судя по обстановке, довольно не скудное и далеко не пустынническое. Еще в лучшей обстановке живет ученица его, так называемая пустынница Анатолiя. Все, почти, Богомъольцы и даже прiезжающiе в Тибердинскiй курорт, по указанiю монахинь, посещают Иларiона, чтобы посмотреть «известного» старца, послушать его наставленiй, а может быть, и получить благословенiе, так как по полученным мною сведенiям Иларiон не только благословляет, но и надевает на себя епитрахиль и причащает даже запасными дарами. Последнее, будто–бы делала и его ученица Нина. По словам монахини Аполинарiи, Иларiону строят новую келлiю, немного подальше от настоящей, но на монастырской земле. Мне лично об этом в монастыре не сказали; и не диво, так как в день моего прiезда начальствующими в монастыре был отдан приказ: «никому не ходить к миссiонеру и ничего не говорить ему, если он будет спрашивать об Иларiоне».

Влiянiе Иларiона вредно и сильно отражается на иноческой жизни насельниц монастыря: следующiе ученiю Иларiона стараются уклониться от монастырских послушанiй или производят их слабо, пользуясь почему–то особым покровительством начальствующих в монастыре; противницы иларiоновского ученiя назначаются на более тяжелые послушанiя, даже обслуживают Нину и Анатолiю – пустынниц, пользующихся особо–привеллигированным положенiем в монастыре, – а потому постоянно завидуют первым. По словам Василiя Лохина, считающагося в монастыре тоже пустынником и проживающаго в келлiи за монастырским кладбищем (Лохин, по монастырскому названiю «отец Василiй» – крест. с. Александровскаго, 42 – 43 лет был взят из монастыря запасным в прошлом году, но обморозился на войне и возвращен на поправку), – Иларiон говорил ему, «чтобы он.– Лохин ничего не работал и не читал никаких правил, а лишь бы твердил молитву Iисусову. Ученик Иларiона – Венедикт впал совсем в прелесть, о которой сказать стыдно и страшно». Венедикт живет около села Марухского и иногда навещает Иларiона. По словам настоятеля Зеленчукского монастыря, некоторые монахини ходили к Иларiону (в 1913) в пустынь посмотреть жизнь пустынников. «Вечером, говорят монахи, они предложили ученикам Иларiона прочитать обычное правило, но последнiе ответили, что у них нет никаких правил, а если хотите, то читайте одни. Утром тоже не было не только правила, а даже обычной для каждого молитвы. Поставлен был самовар и сам Иларiон, не перекрестившись ни разу, сел за чаепитiе».

Вот такое то «ничегонеделанiе», уничтоженiе всякой христiанской обрядности и прельщает многих, в иночестве неутвержденных. И сам Иларiон старается привлекать по преимуществу молоденьких. Как передавали монах. Нина (заведующая Невиномысским подворьем) и Аполлинарiя, (главная живописка) «в монастыре, за исключенiем 20 –30 человек все ходят к Иларiону в пустыню, а преимущественно молоденькiе и на ночь».

Как возрастает влiянiе Иларiона показывает следующее: в 1913 г. в Iюне месяце я был командирован Вашим Высокопреосвященством в Сентинскiй женскiй монастырь и для разысканiя в горах Иларiона. Тогда игуменiя, благочинная и другiе монахини с гневом говорили, что Иларiон смущает монахинь и они, проживши по 15 – 20 лет в обители, бегут к нему в пустыню. В Iюле – Августе 1913 г. Иларiон, после моего посещенiя, вскоре ушел в Сухумскую Епархiю, и 1914–й год прожил около ст. Нижне–Баканской. С уходом Иларiона большинство монахинь Сентинского монастыря возвратились в обитель, в том числе и главные его ученицы Нина и Анатолiя. Из бесед с ними видно было, что влiянiе на них Иларiона прекратилось. /Командирован был в Сентинскiй монастырь в конце Мая 1914 г.). Имебожнического ученiя они не признавали, считали необходимым монастырскiя послушанiя и лишь стояли за необходимость постоянного произношенiя молитвы Iисусовой, чему научает и церковь. С появленiем же Иларiона в настоящем году Нина и Анатолiя сделались опять ревностными его ученицами и горячо стоят за то, что имя Iисусъ – есть Богъ, доказывая ссылками на И. Кронштадтского, Нила Синайского, Ефрема Сирина, Паисiя Величковскаго и др. Кроме них горячими поклонницами Иларiона стали казначея Серафима, экономка Епифанiя, Параскева, Лариса и многiя другiя. После моей беседы с монахинями в трапезной, на которой я разбирал неправильность присланного мне Иларiоном исповеданiя и указывая на еретичество в его ученiи, казначея Серафима призывала вышеупомянутаго Лохина и говорила ему: «Не верь ничего тому, что говорил миссiонер. Иларiон не еретик, а святой старец; это на него поднято несправедливо гоненiе, потому что сказано Господомъ, что за имя Мое будете гонимы».  При моем прiезде во время беседы о цели моего посещенiя Епифанiя горячо защищала Иларiона и говорила: «какой он еретик? Кто его сделал еретиком? Это выдумка. Он святой старец и ничему плохому не учит и что отлученiе с него снято и последовало-де сообщенiе». Невольно пришлось мне остановить уже не в меру и без дела пылкую защитницу. Под влiянiем такого настроенiя и Богомъольцы, посещающiе монастырь, заражаются лжеученiем Иларiона. При мне проживали 5-6 таких человек, которые прониклись этим ученiем и, с уверенностью можно сказать, будут разносить его по селам и станицам. Один из них дошел до такой дерзости, что остановил монахинь, выходивших после моей беседы и, размахивая евангелiем, кричал: «Сестры! Не верьте миссiонеру. Он лжет! Имя Iисуса – есть истинный Богъ, а Иларiона преследуют несправедливо». В виду такого безпорядка в православной обители я обратился к игуменiи с требованiем немедленно же выслать их из монастыря, как смутьянов, – что и было сделано. Оказалось после, что они проживали уже несколько недель в монастыре и с евангелiем в руках доказывали сестрам, что имя Iисусъ – есть Богъ и на это не обращали в монастыре вниманiе те, кто должен был следить за этим безпорядком.

Для прекращенiя развивающагося лжеученiя, по моему мненiю, следовало–бы немедленно удалить Иларiона из Сентинского монастыря, строго воспретивши насельницам иметь какое–либо общенiе с этим лжеучителем; запретить местному священнику допускать его до Св. Причащенiя, предварительно разъяснивши насельницам, что он отлучен от церкви постановленiем Св. Синода Русской церкви впредь – до покаянiя, а такого покаянiя он – Иларiон еще не приносил, да и не думает приносить. Особо же ревностных последовательниц Иларiона разселить по разным монастырям епархiи – под особый надзор настоятельниц. С прекращенiем влiянiя Иларiона прекратятся и лжеумствованiя его учениц.

В Зеленчукском монастыре влiянiе Иларiона на насельников этой обители не замечается. Из разговоров с монашествующими видно было, что они недоброжелательно относятся к Иларiону, его ученикам и вообще пустынникам. Большая часть учеников Иларiона призвана в действующiе войска, а оставшiеся в горах пустынники, за исключенiем очень немногих, ведут далеко не пустынническую жизнь: ходят постоянно по сеседним базарам (особенно в ст. Зеленчукскую), нахально выпрашивают себе подаянiе и больше занимаются своими делами, чем душеспасительными подвигами. А один из таких лжепустынников (в с. Марухском) открыто живет с такою–же «пустынницей». По слухам, некоторые iеромонахи Зеленчукского монастыря снабжали будто–бы Иларiона запасными дарами, но достоверность этих слухов из бесед с iеромонахами не выяснилась.

Вашего Высокопреосвященства, нижайшiй послушник Епархiальный Миссiонер–Проповедник, Священник Михаил Виноградов.

При сем прилагается: 1. Предложенiе Вашего Высокопреосвященства, от 1–го Iюня с/г, данное на мое имя

2. Письмо схим. Иларiона на мое имя

3. «Его исповеданiе», присланное при письме

4. Письмо, присланное на имя Вашего Высокопреосвященства

1915 г. Iюля 2 дня      ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 47 – 50 об.

Вот как имяборец благочинный Михаил Виноградов всячески оклеветал старца Иларiона, как говорится – и вкривь, и вкось, какой только можно было придумать ложью, и учеников его. И как, после этого, он мог совершать ежедневные Богослуженiя! После таких клевет и грязи, которою облил он святого старца, он мог служить не Богу, а сатане, как жиды Христо-убiйцы.

 

Из письма участкового начальника 2–го участка Таманского отдела атаману Таманского отдела от  19. 07. 1915

Атаману Таманского отдела

«Темные Буки» находятся на потомственных участках юрта ст. Раевской в 15 верстах от последней и в семи верстах от станицы Гладковской в горах. Прибыв 20 февраля с.г. чрез ст. Гладковскую в Темные Буки, я выяснил, что проживающiй в г. Екатеринодаре содержатель бани Губин на заарендованном им в Темных Буках потомственном участке выстроил из досок дом о трех комнатах с передней (нрзб.) до 3 аршин в квадрате. Принадлежа, как известно, к лицам, занимающимся ханжеством, Губин имеет влеченiе к монашествующим лицам и странникам и на этой почве познакомился и с монахом Иларiоном. Результатом этого знакомства и был прiезд Иларiона летом прошлого года в Темные Буки в дом Губина для отдыха и уединенiя. С Иларiоном прiехал под видом послушника Ефим Мирошников. Живя в лесу, Иларiон не пользовался популярностью среди местного населенiя, и потому о нем мало кто знал, но в г. Екатеринодаре чрез Губина о местонахожденiи Иларiона знали странники и монашествующiе лица, так к нему в Темные Буки прiезжал Трофим Савченко и крестьянин Владимир Кирилюк, которые и жили короткое время в доме Губина с Иларiоном. В прошлом 1914 году в Темные Буки из г. Екатеринодара прiезжали и странствующiе женщины стремящiеся к монашеской жизни, а именно жена учителя ст. (нрзб.) Каменобродская Матрена, дочь казака ст. Вознесенской Ксенiя Полякова, дочь крестьянина Екатеринославской губернiи, Марiупольского уезда, Стриженской вол. Христина Самойловна Ткачева. Последняя прiехала с малоумной своей матерью Христиной Ткачевой и двумя девицами ранее странствующими по монастырям – одна дочь крест. Казанской губ. Тетюшского уезда, Колунецкой волости Пелагея Иларiоновна Амплеева 27 лет и другая Саратовской губ., Петровского уезда, той же волости Екатерина Максимовна Чеботова 30 лет. Женщины эти проживали близ дома Губина на квартире на хуторах и посещали Иларiона. Ткачевы, Амплеева и Чеботова чрез г. Екатеринодар прибыли из ст. Лобинской, где они жили в горах в лесу, занимаясь по их словам рукоделiем.

Из этих женщин именно Полякова прiезжала по поводу покупки для себя потомственных участков. Амплеева, по ее словам прiехала из сожаленiя старухи Ткачевой, за которой она ухаживала, а Чеботова как страдающая малярiей. Из поименованных выше лиц Савченко выехал в конце Iюля месяца, а Кирилюк в начале Августа неизвестно куда, имея в виду пристроиться где либо в монастыре. Затем 25 Января с. г.  уехал в г. Екатеринодар и монах Иларiон с Мирошниковым. Выехали и Полякова и Каменобродская, а Ткачева с своею матерью, а также Амплеевой и Чеботовой поселились на зиму в доме Губина.

Так как монах Иларiон уезжая, обещал возвратиться после Св. Пасхи обратно, то мною было учреждено наблюденiе чрез Гладковского ст. Атамана, однако прибыв в конце Марта в Темные Буки я установил, что Иларiон не возвращался и о месте его жительства сведенiй нет.

1–го сего Iюля мною на месте, т. е. в Темных Буках было установлено, что монах Иларiон из г. Екатеринодара вскоре после отъезда из Темных Буков выехал в Спасо–Преображенскiй монастырь в Тиберде в Кубанской области, где и проживает сейчас. Губин дом свой сломал и перенес в другое место, где таковой достраивает, намереваясь жить в нем сам, а Христина Самойловна Ткачева с своею матерью живет на купленном Поляковой потомственном участке (купила у казаков ст. Раевской Финченко и Сахарова), где и наблюдает за постройкой дома, в котором и намерена поселиться с своею матерью.Что же касается Амплеевой и Чеботовой, то они обе выехали из Темных Буков – Амплеева, чтобы пристроиться где либо в монастыре, а Чеботова домой к родителям.

Дальнейшим дознанiем было выяснено, что монах Иларiон за время своего жительства не пользовался популярностью между окрестными жителями. Сначала прошел слух, что Иларiон старец прорицатель, но когда убедились, что он обыкновенный монах, его мало кто посещал, а если и посещали, то женщины из любопытства. Решительно никакого заманиванiя девушек не было, а лишь только видя бедноту и жалкiй вид поселившихся, населенiе из обычного русского сердоболiя и отзывчивости, приносили этим монахам кто чего мог из провизiи, может быть давали и деньги, что вполне естественно. По сведенiям от окрестных жителей монах Иларiон если и вел беседы, то о Боге вообще. И мною не обнаружены такiя лица, кои–бы уяснили себе новое ученiе Иларiона о имени Божiемъ в том смысле как это понимал сам Иларiон. Очевидно, что монах Иларiон, не найдя почву для своего ученiя и в виду пассивного отношенiя к нему населенiя, счел за лучшее уехать из Темных Буков и более не возвращаться. Относительно же дальнейшей деятельности Поляковой и цели возводимой ею постройки имеется наблюденiе. Так же наблюденiе имеется и со стороны Гладковского священника..     

     Iюля 19 дня 1915 г.  Участковый Начальник Воскресенскiй.

 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72, Д. 1089. Л. 35–36 об.

 

[1] Переписка с отшельником Иларiоном, автором книги «На горах Кавказа». Печатается по изданiю «Ревнитель».  (ежемесячный народно–миссiонерскiй журнал). Март. 1915. Воронеж. 1916. С. 23–38.

       [2] Лев Захарович, – важное лицо одного издательства. – Сост.

[3] «Начала». 1996. № 1–4. С. 191,193.

 

      [4] «Имяславiе». Изд. «Исповедник». СПб. 1914. С. 170;  и в «Московских ведомостях» в Мае за 1914 г.

[5] Близ аула Сенты, Баталпашинского отдела. Учрежден в 1897 г. из женской общины, устроенной в 1892 г. при древнем храме в Тибердинском ущелье. Возобновленный храм, основанный в Х в., освящен в 1896 г. во имя Преображенiя Господня. При мон. Больница для прокаженных (Настольная книга для священно–церковнослужителей. С.В. Булгакова. Изд. 3. 1913. Ч. 3. С.1535). – Примеч. Составителя.

Категория: Имеславие 5 том | Добавил: borschks
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar