Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-12-29, 8:49 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 6 том

страница 271 - 281
2016-04-30, 9:34 PM

Глава 14-я.

Краткое изъявление о Крестном знамении.

Как православному христианину, по древнему преданию святых АПОСТОЛ и СВЯТЫХ ОТЕЦ, на изображение знамения креста святого, на лице своем, как подобает пальцы своей руки слагать в троеперстие, (каковый образ) изображен печатным тиснением, и как на себе изображать сие знамение. (В учебной Псалтири изображена рука со сложенными первыми тремя пальцами в троицу, и двумя пальцами пригнутыми к ладони в два существа Iисуса Христа).

Благочестивый и православный христианин для крестного знамения должен слагать пальцы правой руки таким образом: первые три пальца слагать во образ Пресвятой Троицы, чем изображаем равенство и неслитное соединение трех Ипостасей. Как во Святой Троице нет первого и последнего, большего и меньшего, но три Ипостаси, равные и соприсносущны себе; так и в равноконечно сложенных трех пальцах, нет ни большего, ни меньшего, но все равные, ничем не разделяемые, что видно воочию. И полагаем сперва на чело, которого касается верхний рог креста, затем на чреве нашем, его же касается нижний рог креста, затем на правое плечо, и на левое, которыми означаются концы горизонтальной перекладины креста, на котором распятый за нас Господь наш Иисус Христос с распростертыми руками, все языки расточенные воедино собрав. Итак, иображением первых трех равно сложенных пальцев истинно почитается и прославляется нами неисповедимый силою честный крест.

Есть некоторые, которые не по этому древнему и общему преданию Святой Церкви крест употребляют: но большой палец соединяют с меньшим четвертым и пятым пальцем, изображающее ими таинство Святой Троицы. Прочими же двумя указательным и средним, таинство Бога Слова проповедуют, приводя в доказательство такого перстосложения свидетельства блаженного Мелетия Антиохийского, Феодорита и Максима, инока святой Горы Афонской, обители Ватопедской.

Но нам достоверно известно, что патриарх Мелетий Антиохийский такого предания никогда и никому не предавал. Они приводят то, содеянное, когда он был на соборе с верными и состязался о вере с арианми, и ради их упорства не мог сразить их. Тогда, как повествуется в его житии, встав, он показал им три перста, и не было знамения. Потом, совокупив два и один пригнув, благословил людей, и изшел от него огонь как молния, в удивление всех людей, противников же устрашил и посрамил. Скажите, которые вначале три перста Мелетий показал разлученные: два ли последние малые с великим перстом, или первые три великие: большой перст, указательный и средний; тогда действующим им изображением, свойственно было употребить три первые перста обычно слагаемые для крестного знамения по всеобдержащему и повсюду содержащемуся преданию, как и мы доныне содержим. Рассудите сами: если бы он два малых пальца и большой палец разлученными показал, - тогда всем пяти пальцам стоящим, как можно было бы уразуметь: которые три он отделяет? Поскольку два малых пальца и большой палец поднять, и в то же самое время указательный и средний пригнуть не позволило бы самое естество руки. Верно и несомненно есть, что первые три перста правой руки показать разлученные друг от друга, то есть, большой, указательный и средний, от которых тогда и знамения не было, так как они не сложены и не соединены друг с другом показаны. Потом же снова, когда указательный и средний пальцы соединив а большой к ним пригнув, и благословил людей, тогда вышел из него огонь как молния, тогда он произнес достохвальное слово: три Ипостаси в Божестве разумеваем, о едином же Божестве глаголем. Смотрите и разумейте: насколько благонадежнее последовать вселенскому общепринятому преданию, чем утверждаться на одном каком то не ясном сказании.

И приводимое некоторыми в ознаменование таинства во Христе Спасителе нашем в знамении креста употреблять двупестие свидетельство под именем Феодорита, отнюдь не достоверно. Ибо какой это был Феодорит? Антиохийский ли, или Кира града, или иной какой? Если Кира града, то в каком писании, в какой главе писал он о двуперстии, никем это не доказывается, и писаний его на славянском языке истолкованных не имеется. Следует разуметь и то, что не все писания его приемлются Церковью, поскольку несправедливое возводил на поборника Святой Веры Кирилла Александрийского и на Святой третий Собор Ефесский, и на правую нашу Веру, помогая нечестивому Несторию, и ради этого писания которого отринуты и прокляты Святыми Отцами Пятого Собора. Других же Феодоритов писаний никаких не слышим, равно как и имена их в исчислении благочестивых списателей не упоминаются. Поэтому нельзя уповать на такие писания.

Если же кто в вышеуказанном перстосложении Максима инока святой Горы Афонской хочет утвердиться, да слышит, что Максим был муж благочестивый и исполнен разума и премудрости. О нем свидетельствуют его писания. О том же, откуда он писал об этом, неизвестно: или яко человек в сем пострадав, снисходя мнению, в его время у нас возставшему, или страшася в себе наветов от ненаказанных, тако сие от себе писа, а не от священного писания, ниже от святых отец. Поскольку никого не упомянул, ни апостола, ни от древних святых коего, предавшего о сем.

Из разсмотрения разных разноречивых списков, писаний преподобного Максима, наиболее вероятия достойным является, что в его писаниях есть изменения чуждой руки, и внесено было в них учение о сложении двух перство для крестного знамения.

С болезнью сердца следует здесь вспомнить, что ревнители сего учения во дни наших Отцов, имея, как говорит Апостол, ревность Божию, но не по разуму, возстали против православной Церкви, похулили ее, отступили от послушания ей в самочиние и противление, и ради этого подпали суду церковному, и многим обличениям от ревнителей общецерковного предания, собор  1667 года общецерковное предание кротко, учительно и увещательно предложил разномыслящим: а на не покоряющихся Святой Церкви суд отлучения вынес, пока не вразумятся и не прийдут снова в послушание Церкви.

Благодарение же Богу, что не напрасное было ожидание Святого Собора. От отлученных отошли вразумившиеся в том, что истинствует Святая Православная Восточная Церковь, и что нет спасения вне ея, и что пребывающие в ней благодати святительства и священства, от Самого Христа, и от сошествия Святаго Духа и святых Апостолов непрекращаемо и благозаконно друг от друга приемлемые и сохраняемые: и возжелавшие общения со Святою Церковью, и предавшись в послушание ей, которые оставили иной обычай и которые просили сохранить ими от Отцов их принятые обряды,  в которых и совершение крестного знамения двумя персты. И чадолюбивая Матерь Святая Церковь, видя их обращение обращением в ея послушание от вины осуждения ибавльшихся, в свое благодатное общение и благодатное единения прият их, но двоеперстно знаменатися им не возбрани, посколку многим временем стало ясно, что с им не соединяют никакого неправославного мудрования., но единомудренно со всей Православной Церковью Пресвятую Троицу и Господа Иисуса Христа, в двух естествах славят.

И мы, в общении и единении с Православной Церковью рожденные, воспитанные, или же в ея общение и единство пришедшие, и все ею содержимое, даже до Йоты и черты приемшии, с миром да взираем на них, которых особому обычаю Святая Церковь явила снисхождение. Сами же неизменно и твердо да держимся древнейшего обдержательного всецерковного предания, во славу Пресвятой Троицы, тремя первыми соединенными персты крестное знамение на себя полагающее, которое содержит Православная Кафолическая Восточная  Церковь не только в России, но и в Иерусалиме, и в Антиохи, и в Константинополе, и во всей Греции, и в Египте, и в Грузии, и на Афоне и во всех странах православных.

Желающий несомненного древнего свидетеля собственными очами видеть, да идет во святую Киево-Печерскую Лавру в пещеры к святым мощам Преподобного Спиридона просфорника и увидит его правую руку, которою в час своей кончины он троеперстно сложив ее для крестного знамения, и так сложенные пребывают доныне более семи сот лет.

Всеблагой Бог и Господь наш Иисус Христос, вседействующий Своею благодатию, всех чад Церкви Своей, православные догматы и Святоотеческие предания благочестно содержащих, да утвердит неблазненны, непоколебимы в истинной вере, в соблюдении заповедей, во взаимном единении мира и любви, и сим неблазненным путем да приведет в Небесную Церковь Свою, во общение Святых прославленных, в Царство и блаженство Вечное.  Аминь. (Учебная Псалтирь. Л. 5-7. Перевод со славянского. – Сост.). 

Глава 15-я.

Символ Православной Веры разделяется на 12 членов.

О соборах Вселенских.

Символ Веры 1-го Собора Никейского, бывшаго в 325 году в составе 318 епископов, против Ария, который Сына Божия почитал за тварь, и как будто  было время, когда Его не было.

Символ Веры разделяется на 12 членов.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек  и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию небудет конца.

Втораго Собора, в Константинополе в 381 году, против Македония, хулившаго Духа Святаго, считавшаго Его творением, а не Богом.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

3-й Вселенский Собор Ефесский в 431году, в составе 200 человек, против Нестория, учившаго, что во Христе было две ипостаси, и что Христос был простым человеком, а Богородица – Христородица.

4-й Вселенский Собор в 451 году в Халкидоне в составе 630 человек, против Диоскора и Евтихия, которые сливали два естества во Христе Божеское и человеческое, вовлекали в страдание и Божество. Армяне держатся учения, которое на 4-м Соборе предано проклятию, у них и двуперстие.

5-й Вселенский Собор в 533 году в Константинополе, в составе 160 святых отцов, против Оригена, Евагрия и Димида, которые учили, что мукам будет конец, на основании псалма 102,9: «Не до конца прогневается Господь», забыв Матфея 25,41.

6-й Вселенский Собор в 680 году в составе 171 человек против монофелитов (единовольцев), Феодора епископа Фараонскаго, Гонория папы Римскаго, Павла, Пирра, Сергия, Петра гугниваго, Макария Антиохийскаго, Кира Александрийскаго ересеучителя, старца Полихрония, и др. Они учили, что во Христе Иисусе одна воля. (Изложение 102 правила).

7-й Вселенский Собор в 787 году, в составе 167 отцов, против иконоборцев. Собор исповедал Господа нашего Иисуса Христа неописанным по Божеству, описанным же по человечеству, и посему, должно поклоняться Пречистому Его образу, изображению Его Матери и всех Святых. Изложение 22 правила.

Что такое икона? – Икона есть изображение действительного лица. Можно ли икону назвать Богом ради того,  что она служит предметом почитания?  – Нет, она не Бог, но образ Божий, ради чего и почитается. (Свят. Димитрий Ростовский. С. 59-65).

Глава 16-я.

Имяборцы отвергли Символ Православной веры.

1). Похулением сладчайшего Имени Господа  нашего Иисуса Христа они отвергли Самого Искупителя Иисуса Христа, изображаемого именем Iисусъ.

2). А отвержением Священного Писания и слов Господа Бога устами св. Пророков о величии, славе и Божестве Имени Бога глаголасшего, имяборцы отвергли Бога «Духа Святаго, глаголавшаго в Пророках», Апостолах и Святых Божиих.

Согласно 8-го члена Символа Православной Веры, в Пророках, (разумеется и во Святых Божиих), вещал Бог Дух Святой. Поэтому, отрицающие слова Пророков (Апостолов и Святых Отцов) о прославлении Имени Бога (об Имяславии), и презирающие грозные слова Господни о наказании за хулу Имени Божия, имяборцы отрицают Бога Духа Святаго, это и есть грех имяборцев хулы на Духа Святаго, не прощаемый ни в сем, ни в будущем веке, как говорит Св. Писание (Мф. 12,31).

«Погрешность в одном из предметов веры, сказали святые отцы, есть отрицание всего Божества» (ср. Иак. 2,10)[1]. Отвержение хоть одного символа веры, есть отрицание всего Символа Веры. Также как и принятие хоть одного еретического слова, делает еретиком принявшего. И это сходится с заключением, что хула Имени Бога, есть хула на Самого Бога. И не только. Это есть хула на всего Божества и отвержение православной Веры. Вот почему имяборцы являются неведомыми для себя богоотступниками, атеистами.

Глава 17-я.

От чего зависит судьба России?

От того, что на престоле Церкви Российской сидит учение антихриста.

От почитания и отношения Церкви к Имени Божию, о котором заповедано Богом: «Не произноси Имени Господа Бога твоего всуе», зависит дальнейшая судьба нашей многострадальной России и Церкви Российской.

Полемический спор об Имени Божием, начинавшийся ещё между епископом Феофаном (Говоровым), Вышенским Затворником и св. Иоанном Кронштадтским, и благополучно закончившийся компромиссом Святителя в пользу учения о.Иоанна, и вновь воскресший, затем, во св. Горе Афонской в 1913 году принял трагические формы и вылился в печальные последствия: внутри самой Церкви Российской, к великому унижению её предстоятеля Святейшего Синода, проявились мучители и мученики: первые мучили, а последние принимали, по предсказанию святого Иоанна Кронштадтского, венцы мученические за исповедание Славы и Божества Имени Божия.

Спор об Имени Божием, до сих пор не нашёл своего окончательного разрешения. До сих пор, к великой скорби и огорчению православных исповедников исконного почитания Имени Господня, издаётся в России литература с двумя противоположными верованиями по данному вопросу. А это - пища для полемических баталий.

Два противоположных учения об Имени Божием: Свято-Отеческое, изложенное в имеславческих изданиях, - и синодальное, в Церковных Ведомостях № 20, от 18 мая 1913 г. никак несовместимы. Либо учение Св. Церкви и Святых Отцов надо отвергнуть официально, (неофициально оно уже отвергнуто Грамотой Синода), либо надо отвергнуть учение Синода, как еретическое, каковым его признали учёные профессора-богословы и философы, а учение Свято-Отеческое отстаивать до смерти, как отстаивали его все мученики и исповедники, страдавшие и жизни свои не щадившие за исповедание Имени Христова.

       Св. Иоанн Кронштадтский предсказал: «Афонским инокам венцы мученические». Не те, конечно, которые избивали, а те, которые терпели избиения и изгнания с Афона за Имя Господне исповедники афонские сподобились от Господа венцов мученических.

       Мне, недостойному, Господь благословил с 1957 по 1964 годы быть послушником (келейником) духовного старца схимонаха Георгия, изгнанника со св. Горы Афонской за Имя Господне, которому Бог судил стать свидетелем избиения монахов афонских вооружёнными солдатами под командованием архиеп. Никона (Рождественского) за не подписание Грамоты Синодской, которую подпись под хулой на Имя Божие проводил на Афоне этот Владыка, начальник карательной экспедиции.

       Не является ли учение Синода, хулящее Имя Божие и Имя Господа нашего Иисуса Христа посаждением на престоле Церкви Российской учения антихристова, тщательно замаскированного, а потому «тайной беззакония», предсказанной Св. Апостолом Павлом (2 Сол. 2 гл.), совершённой сатаной через двух архиепископов членов Синода: Никона (Рождественского) и Антония (Храповицкого)?

Глава 18-я.

Константинопольские Патриархи распяли Имя Божие за шапочку золота, 300 фунтов чёрной зернистой икры и 50.000 рублей

(«Церковь и время». № 3 (12) «Краткая история имяславских споров начала ХХ века. Д. А. Горбунов. С. 215).

30 Ходившая среди иноков «смутная молва, находившая основание в некото­рых случайно дознанных фактах, на языке монахов-простолюдинов говорила, что патриаршее письмо, осуждающее книгу Илариона, обошлось Пантелеимоновскому монастырю "в шапку золота" и вдобавок к золоту потребовалось выписать из Одессы 300 фунтов свежей зернистой икры для членов патриар­шего Синода, больших охотников до русской икры. Насколько основательны были слухи о "подарке" Патриарху, можно судить по тому, что об этом гово­рилось в бумаге, поданной монахом Дометием командированному на Афон нашим правительством П. Б. Мансурову, а позднее в жалобе, поданной от имени 614 монахов-имяславцев монахом Дометием Комяком в Св. Синод. Первый из них писал: "Затем я заявляю Вашему Высокопревосходительству, что не считаю членом православной Церкви покойного Патриарха Иоакима за данную им грамоту в руки иеросхимонаха Кирика прошлого года сентября 12 дня за № 8522. Двусмысленные выражения этой грамоты произвели раскол среди членов православной Церкви, и говорят, что эта грамота была дана Патриархом за подарок в 50000 руб." В жалобе, поданной в Св. Синод мона­хом Дометием Комяком, читаем: "Нам известно, что только до 50000 руб. Кирик израсходовал на сие дело (получение от Патриарха грамоты) в Кон­стантинополе. Из Одессы же от Дубинина на несколько сот рублей было по­требовано (телеграммой) черной икры для подарков, чтобы только угодить патриаршей канцелярии, по каковой причине и получено было некоторое со­гласие". См.: Монах Пахомий. Назв. раб. Глава VII.

Глава 19-я.

.Духовенство первое поклонится антихристу и подведёт народ поклониться ему.

Св. Иоанн Златоуст: «потому-то, мы и уничижены по всей земле за грехи наши и, по написанному, «концы век нас достигоша» (1 Кор. 10,11): пстыри суть волки, овцы – расхищены, голод – при дверях: «не глад хлеба и жажда воды, но глад слышания слова Божия» (Амос 8,11). (Т. 2, с. 536).

«И от чего произошло всё это? – Очевидно, - от того, что предстоятели оказались недостаточно сведущими и опытными: ибо неопытность пастырей гибельна для овец». (с. 537).

«Заметь же: там издесь – лжепророки и лжеучители, лжеапостолы Антихриста, сына погибели, возбуждаемые и вдохновляемые демонами, являются предтечами антихриста и, обольстив своею проповедию, они приготовят народ к принятию сына погибели». «Се прежде рех вам» - все: «бдите, да не прельщении будете» (Лк.21,8); смотрите, - вместо Меня, истинного Христа, - не примите какого-либо лжехриста. «Мнози бо придут во имя Мое, глаголющее: аз есмь Христос, и многих прельстят» (Мф. 24,5). «Время близ есть» (Мф. 26,18), не следуйте же за ними». (с. 550).

Глава 20-я.

Мировая религия последних времён. НОВАЯ ВЕРА.

Это был грандиозный замысел: создать новую породу людей, для них устроить церковь, в которой священнослужителями будут агенты КГБ. И таким образом покончить навсегда со всякой нравственностью и духовностью.

Подбирать для новой религии придётся таких искателей сана, которые не будут верить в его святость, и потому им не будет стыдно принять сей сан, по рекомендации тех, с которыми будет заключён соответствующий контракт. И ангельское монашеское имя будет осквернено агентурной кличкой. (Агентурная кличка «патриарха» Алексия 2-го – Дроздов». Примечание составителя). Всё будет в этой церкви, якобы православной, «как у людей» и покаяние (если это нужно), и службы, обряды, обычаи, Посты, молитвы и панихиды, и облачения те же самые и свечей будет много – миллионы, а то миллиарды, покупай и зажигай сколько хочешь! Ты свободен. И народу полным-полно. Приезжающие иностранцы будут умиляться, видя толпы людей, заполнивших храмы и называть это «Святой Русью». Но вера будет особой, хоть и называться станет по-старому: православной. Это будет вера в другого бога, которого не стоит особого труда предать и не только ради низких, себялюбивых целей, но ради высших. Скажем, ради «спасения» Церкви.

Обладатели новой веры станут гордиться ею и будут пытаться захватить все соборы и храмы в России, дабы всюду насадить свою веру, считая, как и те, кто вербовал их пастырей, её самой православной.

В отличие от веры тех, кто ушёл в катакомбы, гнушаясь предательства и церковной лжи. И от тех, кто оказался в Зарубежьи и тоже не согласились принимать новую веру». «Скандал в благородном семействе». Зоя Крахмальникова, («Православный Вестник» № 52-53, 1992 год, Монреаль, Канада).

 В предисловии своей книги «На берегу Божьей реки» Сергей Александрович Нилус пишет:

«По выходе в свет книги этой, я послал её в дар Епископу Полтавскому Феофану. В ответ на это владыка 24-го ноября 1915 года написал мне следующее:

«Досточтимый Сергей Александрович! Сердечно благодарю Вас за Ваше внимание ко мне, выразившееся в посылке мне Вашей книги «На берегу Божьей реки». Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами. Упорно и с каким-то ожесточением гонят от себя самую мысль о кончине мира и о пришествии Антихриста.

Их очи духовно ослеплены. Они видя не видят и слыша не разумеют. Но от истинно верующих чад Божиих смысл настоящих событий не сокрыт, даже более того: на ком почиет благоволение Божие, им будут открыты и время пришествия антихриста, и кончина мира точно… Поэтому велика заслуга тех, кто напоминает людям века сего о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем вслух мира всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4,2)!   Ваш искренний почитатель и богомолец, Епископ Феофан».

Глава 21-я.

«Патриарх»   Алексий II Редигер: ПРИНИМАЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА ВСЕ, ЧТО БЫЛО.

(«Известия» № 137. 11 июня 1991 года, с. 2)

В жизни Русской православной церкви после избрания на патриарший престол Московский и Всея Руси Алексия II про­исходят события, которые ординарными не назовешь. Впервые за много десятилетий прежде негромкий голос Церкви начал обретать свой самостоятельный тембр. Опутанная мно­гочисленными циркулярами, и — что говорить — загнанная, но не сломленная, она все тяжкие времена была, несмотря ни на что, вместе со своей паствой, в меру своих возможностей утешая, зовя к ценностям справедливым, вечным.

Да, не все было гладко и правильно, но Русская православ­ная церковь, как показало время, сумела сохранить, сберечь свои идеалы, традиции. В эти дни исполняется ровно год со дня интронизации нового Патриарха. Воспользовавшись этим поводом, наши корреспонденты вновь встретились с ним, что­бы продолжить разговор о делах сегодняшних, церковных и мирских.

—  Ваше   Святейшество, в со­ветское время каждый Патриарх, приходящий к возглавлению Цер­кви, в день своего избрания дол­жен был подтвердить, что он бу­дет верен Декларации митропо­лита Сергия от 1927 года о прин­ципах    отношений Церкви и Со­ветской власти.[2] Вы этих слов при избрании год назад не произнес­ли.     Но     все     же    создается ощущение, что оправдываете эту Декларацию.  Каково все-таки Ваше отношение к ней?

—  Прежде всего, мне не хоте­лось бы вставать в такую пози­цию, будто я отрекаюсь от нее.[3]

Декларация эта – часть истории нашей  Церкви.[4]   Будучи   церковным человеком, я должен при­нимать на себя ответственность за все, что было в .жизни моей Церкви; не только за доброе, но и за тяжелое, скорбное, ошибоч­ное. "Слишком "просто было бы сказать: я ее не подписывал и ничего не знаю.[5]

Помогла или нет эта Деклара­ция Церкви в те тяжелейшие дни - пусть судит история. Не хо­тел выносить оценку этим действиям митрополита Сергия. В ту ночь мы могли лишь плакать вместе с ним.[6] Насколько можно судить, ему была предложена «альтернатива»: или "подпись – или расстрел нескольких ''сотен епископов, "находившихся  уже под арестом…[7]

Та боль, которую испытывал он тогда, отчасти живёт и поныне в моём сердце… Но, глядя из сегодняшнего дня, или с точки зрения исторической правды, мы видим, что заявление митрополита Сергия, нельзя назвать добровольным[8], ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, - ради спасения людей[9]. Сегодня мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации,    которая    преследовала      цель «поставить Церковь  в правильные отношёния к советскому правительст­ву»[10]. Но эти отношения — а в Дек­ларации они ясно обрисовыва­ются как подчинение Церкви интересам государственной политики[11]как раз не являются правильными с точки зрения Церкви.

Митрополит Сергий хотел спасти этой Декларацией Церковь. Знаю, что многие, слыша эти слова, возражают, что Церковь спасает Христос, а не люди. Это верно[12]. Но верно и то, что без человеческих усилий помощь Божия не спасает[13].   Неуничтожима    Вселенская Церковь. Но где знаменитая Карфагенская Церковь? Есть ли православные верующие сегодня  в  Капладонии, в Малой Азии, где прославились Григорий    Богослов  и Василий Великий? На, наших глазах была уничтожена Церковь в Албании.   И в России были силы, желавшие того же... [14]

За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки    государства и потому теперь, имея как факт нашу    дистанцированность  от  него, мы имеем  нравственное право сказать, что Декларация  митрополита   Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею.[15]

Это не означает, что мы   выступаем против государства. Это значит, что мы считаем, что  государство  может ошибаться — и очень тяжело, и иногда даже преступно, и что у  нас есть право и долг в этих случаях свидетельствовать    перед     Богом, перед нашей совестью, перед миром о нарушении правды  Божией. [16]                                             

—Да, в этом году Вы, пожалуй, действовали так, как не стал бы действовать    убёждённый «сергианин». Так, как будто не про Вас В. Фуровым, в те годы заместителем председателя   Совета по делам   религий, сказано в 1974   как  об одном из самых лояльных епископов Русской церкви, понимающем   «незаинтересованность»    государства в укреплении  религиозности.

—Когда      меня     назначили епископом     в     Таллин — это     было в сентябре   1961   года, —  мне местными      властями было   сказано, что в Александро-Нев-     ском       кафедральном     соборе комсомольцы намерены сделать планетарий, а в Пюхтицком монастыре,   намеченном к выселению к  1  октября, будет размещён дом отдыха шахтеров. Мне удалось    убедить власти    в недопустимости    этих    акций.    И  затем,   за 30 лет моего  руководства Эстонской епархией, в ней не было ни одного случая административного закрытия храма, а число монахинь в Пюхтицах выросло в два раза - с 80 до 160 к 1988 году. Это не    означает,    конечно, что я   был    свободен в своем     управлении    епархией и в    своей работе   в  Патриархии. Отстаивая одно,  приходилось уступать в чем-то другом. Были ли другие организации, или другие люди — из  числа тех, кому приходилось  нести ответственность не только за себя, но и за тысячи других судеб, которым в те годы в Советском Союзе не приходилось поступать так же?                 

У людей же, которым эти уступки, молчание, вынужденная пассивность или выражения лояльности, допускавшиеся церковным возглавлением в те годы,  причиняли боль, — у этих  людей,__не только перед Богом, но и перед ними, я прошу    прощения, понимания  и молитв[17].        

—Сегодня Церковь действительно освобождается от груза прошлого. Нормализуются отношения с государством, открываются новые возможности. Сможет ли она использовать их или, напротив, станет жертвой своих междоусобиц, которые могут привести к расколу?[18]

      —Угроза   расколов — главное, что печалит   меня сегодня в церковной жизни". В Церкви, в её людях должны быть муд­рость,    терпимость,    понимание своей   ответственности. Университетский    преподаватель     несёт   ответственность перед сво­ей   совестью только за   полно­ту    выражения истины. Но священник    прежде всего    обязан думать о том,  как отзовётся любое его слово в душах людей.[19] Священники,  поддерживающие раскол,     ради  доказательства «Принципиальной   правоты» своих    позиций,     готовы отрицать вообще                наличие духовности в российском обществе, в нашей Церкви.[20] Чем дальше, тем сложнее будет поддаваться врачеванию наметившийся раскол с Зарубежной церковью, с теми приходами, которые она открывает в России. Всё более ими овладевает дух партийности, то есть готовности не столько искать истину, сколько отстаивать однажды занятые позиции[21].

      Вообще же я хочу напомнить, что Зарубежная церковь с са­мого начала своего существова­ния обещала, что, как только Патриарх в Москве обретет свободу, Зарубежный Синод представит на его суд все свои дела за годы вынужденного разъединения. Сейчас они ставят вопрос иначе: все священники Русской церкви должны прийти к ним на суд и покаяние. Я полагаю, однако, что судить никого не стоит, а каяться надлежит нам всем, в том числе и «карловчанам». Ну хотя бы за официальную поддержку Гитлера или за послание Собора  Епископов Зарубежной церкви президенту США Джонсону, в котором «призывается Божие благословение на героическую Американскую Армию, самоотверженно борющуюся во Вьетнаме, с пожеланием ей победы». Во Вьетнамских  джунглях напалмовые бомбы всё-таки выжигали не коммунистические идеи, а сжигали детей. По отношению же к Афганистану мы таких заявлений никогда не делали…

      Я хочу сказать: Церковь нель­зя раскалывать по политическим основаниям.[22] Пока мы жили в России, а они — в Америке, это еще не был раскол, это было лишь некое разъединение. Но когда на одной улице появятся два храма, в каждом из кото­рых священник вместо пропове­ди Евангелия будет занят разъяснениями почему, нельзя хо­дить в соседнюю церковь, это уже будет раскол. Не может быть «свободной Русской церк­ви», «либеральной Русской церкви», «монархической Рус­ской церкви» и еще какой-ни­будь «кадетской». Когда обще­ство раздирается националь­ными и политическими противо­речиями, Церковь должна быть местом, где самые раз­ные люди могли бы вспомнить и ощутить единство своего Богосыновнего достоинства, един­ство своей веры и единство Божией любви ко всем нам.[23]

      - Среди внутрь-церковных напряжений, угрожающих един­ству Церкви, есть и проблема унии. Можно ли её разрешить через легализацию Униатской церкви?

      - Что касается её легализа­ции — это вопрос, подлежащий ведению государственных ин­станций. Уния была ликвидиро­вана Собором униатских свя­щеннослужителей во Львове в 1946 году. Этот Собор проходил при сильном давлении ста­линской администрации. Но столь же несомненно и то, что он все же выразил те настроения, ко­торые были сильны по крайней мере у части униатского духо­венства. Эти стремления затем были скомпрометированы, с од­ной стороны, государственным давлением, а с другой — крайне близорукой политикой некото­рых наших местных епископов. До революции в эти регионы мы старались направлять самых лучших, образованных, духов­ных епископов. В послевоенные годы епископы, на пребывание которых в этих местах давали согласие власти, не всегда отли­чались этими качествами...

Сегодня религиозная жизнь на Украине тоже не свободна от внешнего, политического дав­ления. Вопрос о будущей унии на Западной Украине может разрешить собор, который был бы именно церковным, а не политическим собранием, и который не был бы лишь повторением Львовского собора со знаком «минус». К такому голосу, ес­ли он раздастся в трезвой и ду­ховной обстановке, мы прислу­шаемся.[24]

— Ваше Святейшество,   какие наиболее важные события в жиз­ни   Русской   православной церк­ви за последний год Вы бы от­метили?

-  Началось   возвращение к нашим    духовным истокам, ко­торые  были  утрачены. Отноше­ния    Церкви с государством,   я думаю,    вступили в новую фазу — особенно в связи с получением Церковью права юридичес­кого лица. Год был напряжён­ным, до предела насыщенным — условия жизни Церкви сегодня дают возможность для широко­го осуществления во всей полноте церковной жизни.  Это - катехизация,    возрождение вос­кресных церковно-приходских школ, дела милосердия, благотворительность, социальная деятельность Церкви в больницах, в домах для престарелых и в местах заключения. Это и возрождение десятков, сотен, тысяч храмов,   которые возвращаются    Церкви.    Восстановление этих    изувеченных,    осквернённых храмов — процесс,   слож­ный, но он вселяет оптимизм. Конечно, у нас немало трудностей.   Многое приходится начинать с азов.     Вот несколько примеров. В период пребывания  в Новосибирской епархии я освятил закладку шести новых храмов. Сегодня практически повсеместно    осуществляется    такое  строительство.  В     Москве будет построен храм в ознаменование 1000-летия крещения Руси, восстановлен Казанский собор на Красной площади. К 1988 году в Москве действовало 45 храмов, сегодня их уже 130. Однако многие в таком состоянии,   что приходится буквально  заново их возводить. А где взять настоящих    мастеров,    архитекторов,  зодчих,    которые    в состоянии были бы возвести канонический храм? Увы... Секреты и навыки утеряны. Надо искать и возрождать их  искусство.  А  пока без помощи зарубежных фирм,    ви­димо, не обойтись. Скажем, храм 1000-летия крещения Руси,    наверное, будем  возводить с помощью    строительной     фирмы, строящей   огромный   православный собор Святителя Саввы  в Белграде.

 

       [1] Ср. Св. Василий Великий. Ч 4. СТЛ. 1901. с. 335

       [2] И так, каждый патриарх при своём назначении на патриарший престол Церкви Российской подтверждал Декларацию Патриарха Сергия  от 1927 года. То есть, выражал свою солидарность с тем, что в ней говорилось, то есть, соглашался с компромиссами патриарха Сергия перед властью антихриста и сам шёл на подобные компромиссы и сотрудничество с КГБ, служил человечеству, Богу и мамоне, помогал строить безбожное царство – коммунизм антихристов…

      [3] И так, новый Патриарх Алексий II не отрёкся от Декларации Патриарха Сергия. А это означает, что он оправдывает её и патриарха Сергия.

      [4] Примечательно, что патриарх Алексий II не называет Декларацию патриарха Сергия историей патриарха, а называет её «частью истории нашей Церкви». А это означает, что грех Патриарха Сергия против Бога и своей совести не есть его личный грех, как нам представляется, а есть грех общецерковный, что можно подтвердить и тем, что «почти каждый второй священник сотрудничал с органами КГБ». Значит, выходит, что вся русская церковь при советской власти сотрудничала с нею. Поэтому вся церковь и должна принести пред Богом общее покаяние за советизм.

      [5] А почему именно так должно говорить? Поскольку патриарх принимает патриарший престол в ереси или в отступлении, он естественно принимает на себя грех прежнего патриарха от которого принимает преемство. А потому говорить «я не подписывал её и ничего не знаю» было бы столько же нелепо, сколько нелепо принявши престол думать, что не следует всю церковь призывать к общецерковному покаянию за грех всей церкви и грех прежнего патриарха в том числе, а лишь сказать: «я прошу прощения и понимания…».

      [6] Плакал ли патриарх Сергий в ту ночь, когда писал Декларацию мы не знаем, и не будем судить. Однако можно сомневаться, что тот, который будучи членом Святейшего Синода в 1913 году отрицая Божество Имени Иисус Христова, без слёз и без страха перед Богом написал это Святейшее Имя «Иисус» на бумажке и бросив её на пол топтал ногами и растирал, а затем редактировал хульное Послание Святейшего Синода против Божества Имени Божия; а после революции, без страха и слёз он стал лидером обновленческого раскола и обновленческого  богоотступнического собора; то после таких отступлений мог - ли он плакать и сомневаться и задумываться перед ультиматумом советской власти: или подпись, или расстрел сотен епископов, сущих в заключении… Ведь он давно уже пошёл на компромисс с советизмом, с которым примирил всю церковь им окормляемую. А если бы не так, никто ему не позволил бы захватить власть церковную, ему патриархом Тихоном не завещанную и стать её лидером. Лишь сотрудничество его с советизмом дало ему такую возможность. Он предвидел, что назначенные патриархом Тихоном его преемники патриаршего престола после смерти Тихона не в состоянии будут возглавить русскую церковь по причине их заключения в тюрьмах за стойкость и непризнание законности советской власти, за их монархический настрой,  поэтому дальновидный Сергий лицемерно принёс перед п. Тихоном покаяние за своё обновленчество, а после смерти п. Тихона, которую Сергий предвидел уже недалёкою, последний сдружился с антихристовой властью и та дала ему возможность узурпации церковной лидерства.

      [7] Уступка антихристу митрополита Сергия не избавила от расстрелов ссылок и заключений в тюрьмы сотен епископов, священства, монахов и мирян русской православной церкви. Она только расслабила её устои, вложила сомнение в умы многих её членов и послужила к тому, что и доныне в Московскую юрисдикцию не хотят войти многие отделившиеся от неё церковные образования. Это ли польза от Декларации, которую объявил митроп. Сергий скорее ради спасения собственной жизни и трусости ради чем ради спасения сотен епископов томившихся в тюрьмах, из которых своей декларацией он многих соблазнил и лишил их мученического венца. А кровью мучеников, как мы знаем, не уничтожается, а укрепляется Церковное бытие.

      [8] Защитники п. Тихона говорят, якобы и он своё заявление написал под давлением советской власти, или даже называют его фиктивным, в то время как оно реально было написано им в заключении и подано в Верховный суд РСФСР с просьбой о помиловании. Реально и то, что когда он в своём заявлении отрёкся от своих монархических убеждений и от монархизма, покаялся перед антихристом за то что предавал его анафеме и проклятию, покаялся за свой запрет духовенству выдавать сов. власти церковные ценности, и написал, что отныне он советской власти не враг (значит, друг), и после этого его выпустили из заключения, но не освободили от домашнего ареста. Он первый пошёл на компромисс перед антихристовой властью и своим поступком дал пример последующим патриархам, которые уже впрямую сотрудничали с нею. Так вот теперь хотят оправдать действия митроп. Сергия, будто бы он написал и объявил свою Декларацию не добровольно, а под давлением.  А разве святых мучеников не под давлением мучители заставляли отречься от Христа и христианства?

      [9] Ради спасения людей Господь наш Иисус Христос не говорил ложь, но умер на Кресте за правду. И святые исповедники Максим, Феодор Студит и многие другие не отрекались от истины и не говорили перед мучителями ложь и неправду, и этим они не ослабили, а укрепили Церковь Христову. 

      [10] Но получилось, что он поставил Церковь не в правильное, а в ложное положение по отношению к Богу и к своей совести. Но истина во лжи не нуждается.

      [11] Вот-вот, в этом-то и заключается предательство Сергием интересов Церкви, предательство истины.

      [12] А если верно, зачем дальнейшие слова оправдания малодушия и предательства? Церковь спасется истиной, а не ложью.

      [13] Человеческие усилия для славы и во спасение Церкви не должны идти в разрез с истиной, за которую каждый член Церкви, а тем более её Предстоятель (Ангел Церкви) должен душу свою полагать, а не пытаться спасать её, ложью. Господь не заповедовал церковь Его спасать ложью. Он Сам знает, как в трудных обстоятельствах спасти Свою Церковь, которую создал  честною Своею Кровию.

      [14] Пусть нет церкви Карфагенской, Албанской, или ещё которой-либо, но ведь сам же Святейший говорит, что «неуничтожима вселенская церковь». Она то и существует в мире, именно её и создал Господь, и если бы даже коммунисты уничтожили церковь Российскую (что конечно невообразимо и недопустимо в мыслях), но вселенская Церковь всё же существовала бы до скончания века непреодолимою вратами ада. А кто говорит, что митроп. Сергий своим сотрудничеством с безбожной властью спас Российскую Церковь, тот не верит словам Спасителя о неодолимости Его Вселенской Церкви, и выражая своё маловерие думает, что и действительно Сергий спас Российскую Церковь. А ведь могло бы быть и иначе. Если бы власть безбожная имела цель и пыталась уничтожить Российскую Поместную Церковь, то могло бы произойти совсем иное: самую безбожную власть Господь мог бы истребить. Но для устойчивочсти безбожной власти ей не выгодно было напрочь уничтожать Церковь в России, ей выгодно было с её помощью укреплять себя, повернуть её на служение себе. И в то время, когда Церковь работала на неё, можно ли сказать, что она была благодатная, что она являлась истинной Христовой Церковью? Не произошло ли совсем наоборот: сами церковные правители своим служением лжи опорочили Невесту – Церковь Христову и умертвили её духовно, не вселенскую, конечно, а Поместную. Или, если бы даже безбожная власть при стойкости в истине Патриархов уничтожила видимо господствующую Российскую Церковь, то невидимую катакомбную Церковь она никак не могла бы уничтожить. Как видим, потуги Святейшего оправдать Декларацию и компромиссы патриарха Сергия не имеют под собой твёрдой почвы и основания, они приводят лишь к «непщеванию вины о гресех»…

      [15] Декларация уйдёт в прошлое, когда Российская Церковь принесёт общецерковное покаяние за её сотрудничество с безбожной властью, и когда покается за грех п. Сергия в похулении Имени Божия и Сладчайшего Имени Иисус Христова, в послании Святейшего Синода.

      [16] Это и надо было свидетельствовать перед советской властью патриархам Тихону, Сергию, Алексию, Пимену и нынешнму патриарху, а не сдавать церковные позиции и не подчинять их интересам антихриста.

      [17] Патриарх попросил прощения, то есть покаялся, лично за себя, а не за всю церковь им возглавляемую. Но даже такого личного покаяния не последовало от  его предшественников патриархов Сергия и Алексия, да и от патриарха Пимена, ибо и он стоял на точке зрения Сергиевой Декларации и был замазан советизмом. Впрочем, и от нынешнего патриарха не последовало покаяния за имяборчество Св. Синода и п. Тихона, его восприемников и за своё, до сегодняшнего дня, умолчание об официально проведённой в жизнь нынешней Церкви и церковного народа имяборческой ереси.

      [18] А чтобы не было раскола в Церкви, необходимо общецерковное покаяние за ереси и все промахи прежних лидеров церковных: патриархов и Синода. А не будет общецерковного покаяния – значит произойдут церковные расколы, в добавок к существующим церковным расколам Карловацкой и других ориентаций.

      [19] И как отзовётся любое слово Патриарха: покаянное, или выражающее «Непщевание вины о гресех» против веры и против Бога.

      [20] Не следовало бы Святейшему смешивать понятия духовности в российском обществе и в «нашей Церкви». Никакому священнику нет смысла говорить о бездуховности российского общества вообще. Но говорить о не духовности, а о безблагодатности Церкви, погрязшей в ереси хулы на Имя Господне, в ереси советизма, в ереси фарраризма и во всеереси экуменизма – обязан знать и говорить всем каждый истинно православный священник, но не для того чтобы производить раскол церковный, а для того чтобы власть церковная скорее освободила Церковь Российскую от груза ересей и отступлений.

      [21] Зарубежная РПЦ тоже не свободна от имяборческой ереси, ибо её лидер архиепископ Антоний (Храповицкий) ещё в 1913 году свил имяборческое гнездо в Святейшем Синоде и постарался провести в жизнь РПЦ страшную и погибельную имяборческую ересь. Но если бы РПЦ покаялась за сергианский советизм, за фарраризм и тем дала бы возможность РПЦЗ войти в юрисдикцию Московской Патриархии. И когда уже объединённая РПЦ принесла бы общецерковное покаяние за имяборчество, за фарраризм, и за экуменизм, тогда вернулся бы благодатный покров на Россию и Церковь Российскую, и все отделившиеся от неё конфессии вновь соединились бы с нею, как с своей родной Матерью. А пока этого не произойдёт, расколы действительно  углубятся, имея под собою твёрдую основу…

      [22] Однако сам же Святейший выставляет причины для покаяния ЗРПЦ по политическим основаниям… Как же так? Можно ли приписывать другому то, в чём сам виноват? В таком случае будет вечное детское препирательство: «ты виноват! Нет ты виноват! Нет ты! Нет ты! И так будет без конца И проку от взаимного обвинения никакого не будет никогда.

      [23] Вот к этому и должен стремиться Святейший и вся РПЦ, а не защищать отступническую Декларацию Патриарха Сергия.

      [24] Все нестроения как в церковной жизни, так и  в России в целом, произошли от потери духовности и благодатности Церкви и высшей церковной власти. А потеря благодатности произошла от измены православию и истинному почитанию Имени Божия. Где ересь, да ещё сотрудничество с антихристом, там нет благодати Святого Духа. А без неё лучше не бывает, без благодати Божией тьма, слепота и взаимное поражение. Вот почему святые отцы говорят: «Удали причину и не будет последствия, освяти корень и ветви будут святы. Пока РПЦ не покается и не отринет имяборческую ересь, хулящую Имя Господне, пока не покается за советизм, за фарраризм и за экуменизм, лучшего ожидать нам нечего. Будет ещё худшее.

Категория: Имеславие 6 том | Добавил: borschks
Просмотров: 266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar