Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 6 том |
2016-04-30, 10:23 PM | |
XI. Истина о Истине к предотвращению имяборства [1]). Беседа инока Досифея с прозорливым старцем Амвросием о новой имяборческой ереси. (Этот документ опубликован в книге: «Имяславие». Т. 1. М. 2003 г. С. 151). Исповедание веры во Имя Божие в вопросах и ответах. (Этот документ опубликован в книге: «Имяславие». Т. 1. М. 2003 г. С. 154). Рассуждение о Имени Божием «Иисус». (Этот документ опубликован в книге: «Имяславие». Т. 1. М. 2003 г. С. 162).. Из слова св. Димитрия Ростовского на Обрезание Господне о Имени Божием Иисус. (Этот документ опубликован в книге: «Имяславие». Т. 1. М. 2003 г. С. 168). Бдите и молитесь. Братия Христиане! Не забывайте заповеди Божией: «Бдите и молитесь» - Молитесь непрестанною молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя». И ограждайте себя оружием непобедимым - Крестным Знамением. Крест Христов и Имя Иисусово - суть Ключи Царствия Небесного. Они суть острейшие мечи, посекающие тьмы и тысячи бесовские. Веруйте, как учил приснопамятный отец наш Иоанн Кронштадтский, что Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Бог и Господь Иисус Христос. И во Имени Своем и в Кресте Своем таинственно и благодатно присутствует Сам Он. В этой вере воспитывайте и детей ваших, дабы они удержали в свою очередь сие бесценное наследие Христово: Крест Его и Имя Его, и возмогли спастись от всеобщего духовного потопа антихристианского, который грядет на мир. Ибо от него спасутся только те, которые не похулят Имени Иисусова, и не отрекутся от Крестного Знамения, и не согласятся принять печати Антихристовой, которую весь мир примет, отрекшись от Имени Господня и от Креста Его. Спасайтесь! (Иеросхимонах Антоний (Булатович)). XII Переписка с архиепископом Никоном. Первое письмо к архиепископу Никону. Апрель 1913 г. «Владыко святый, благословите. Весьма сожалея, что я не удостоился счастья лично представиться Вашему Высокопреосвященству в бытность Вашу в Петербурге и лично иметь возможность высказаться по поводу сущности афонского догматического спора, я ныне, узнав о том, что Вашему Высокопреосвященству поручено Святейшим Синодом представить доклад о сущности нашего догматического спора для ответа на вопрос Святейшего Патриарха Германа, - считаю долгом высказаться пред Вами письменно. Итак, следовательно, Святейшему Синоду предстоит ответить Патриарху Герману на следующие вопросы: В чем заключается сущность спора между исповедниками Божества Имени Божия и имяборцами? Сущность учения первых изложена в книжке «Апология», сущность учения вторых - в статьях «Русского Инока». Признает ли Российский Святейший Синод за Именем Божиим право именоваться Богом? И если да, то в каком именно смысле? Иначе сказать, соглашается ли Российская Церковь с решением Константинопольского Собора 1361 г. о том, что действия или энергия Божества есть Бог? В исповедании иноков Андреевского скита: «Верую и исповедую, что Господь наш Иисус Христос есть Истинный Бог. Исповедую также Имя Его, которое Свято само по себе (смотри пространный Катехизис, первое прошение в «Отче наш»), неотделимо от Господа (см. Богословие о неотделимости энергии Божией от Существа Божия) и есть Самъ Богъ, как то многие Святые Отцы исповедали (смотри в «Апологии» соответствующие слова св. Отцов)»; - есть ли в сем исповедании какие-либо признаки ереси и какой именно? Если еретического в сем исповедании ничего не обретается, то правильна ли формулировка, или требует некоторых прибавлений и перестановки слов?
Мы же со своей стороны, не довольствуясь тем, что мы подробно высказали в «Апологии», считаем долгом еще дополнительно опровергнуть перед Вами, Владыка Святый, те превратные мнения о нас и о нашем исповедании, которые усердно распространяются о нас в Петербурге нашими противниками. Итак, во-первых, говорят, что мы обожаем самое слово Иисус, безотносительно к тому, кого им именуем, почему для нас имя Iисусъ якобы всегда является Богом, хотя бы так называли разных других Iисусовъ. Это совершенная ложь. Имя Iисусъ есть истина богооткровенная только о едином Iисусе Христе, ибо Он один есть воистину Бог-Избавитель, но по отношению к другим Iисусамъ сие имя является простым собственным, независящим от смысла своего, простым и текучим человеческим именем. По Симеону Новому Богослову всякое Имя, коим именует Себя Господь в Писании, есть Свет и Богъ лишь тогда , когда этим именуется сам Богъ. Итак, обвинение нас в обожении сочетания букв Iисусъ - есть клевета и ложь. На каком бы языке и какими бы разными звуками Иисус не именовался бы, Его истинное Имя всегда останется одним и тем же по богооткровенной Истине, сим Именем выражаемой. Имя Божие, как богооткровенная Истина есть Истина присноживая, никогда не умирающая, присно способная проявить просвещающую силу Своего Божества или, иначе сказать, как говорит св. Исихий Иерусалимский в «Славянском Добротолюбии», что Имя Иисусово есть Бог и Владыка (в русском языке несколько извращен перевод). Но явление призывающему Имя Господне Божества Его во Имени Своем всецело зависит от Самого Бога и Владыки. Также и степень озарения и просвещения молящегося. Итак, Истина Божия всегда есть словесное действие Его и всегда есть Бог, но откровение и явление Бога во Истине Своей сердцу исповедующего сию Истину бывает различно и разнообразно: иногда весьма ощутимо, иногда совсем неощутимо. Во-вторых - высказывается некоторыми мнение, будто особое подчеркивание того, что Имя Iисусъ Христово есть Богъ может повести к злоупотреблению призывания Имени сего спасительного и обращения с Именем Iисусъ, как с каким либо талисманом. Этим приравнением Имени Iисусова к талисману мы крайне возмущены. Что такое, во-первых, талисман? Талисман есть совершенно ничего незначащая вещь, как, например камушек, золотая амулетка или иной какой предмет, совершенно ничего незначащий, которому суеверно приписывают магическую силу. К талисманам также принадлежат некоторые заклинательные слова, неведомые для тех, которые их произносят, написанные на хартиях, или пергаменте и носимые суеверами. Но Имя Шисусово может ли когда либо для человека, ведущего Христа, быть талисманом? Конечно нет. Всякий, кто только слышал когда о Iисусе Христе, когда призывает Имя Его, то очевидно несомненно знает и выражает сознательно или бессознательно, что он Именем Iисусъ именует Сына Божия, Iисуса Христа, а никакое либо другое лицо. Итак, следовательно, Имя Iисусъ у христиан по существу не может быть приравниваемо к талисманам, как бы недостойно некоторые христиане и не произносили сие Имя, ибо ведущй Христа когда произносит его Имя, то, очевидно, относит сие именование к Самому Iисусу Христу и по сему только и надеется, что сие призывание будет для него спасительным. Другой совершенно вопрос о достойном призывании Имени Иисусова и недостойном, о лицемерном призывании и нелицемерном. Тут градации и степени бесконечны. Однако, как свидетельствует Сам Господь в Евангелии, даже не совсем достойное призывание Имени Его творит и творило силы. Почему? Именно, потому, что как ни недостойно кто призывает Имя Господне, как бы раздвоенным сердцем и умом он этого ни делает, но он все-таки относит сие призывание к Самому Богу, а не к другому лицу, и Господь, во Имени Своем сый и действуяй со Отцом и Святым духом, творит силы Именем Своим. Итак, приравнивать призывание, достойное, или недостойное, Имени Iисусова к талисману - совершенно несправедливо и недопустимо. То обстоятельство, что вера иногда приближается к суеверию, не есть укор истинности объекта веры. В третьих, - слыхали мы и такое мнение, распространяемое про нас, будто мы приравниваем призывание Имени Iисусова ко Святому Приобщению. Дивлюсь, как могут приписывать нам то, чего мы никогда и нигде не высказывали. Да и как возможно отождествлять одно и другое! Будь так, то какая нужда была бы в установлении таинства?.. В таинстве причащения мы восприемлем Христа не только духом, но и плотью. В молитве же Iисусовой мы соединяемся с Ним духом и не вновь приобретаем Христа, ибо Христос нами уже приобретен при Святом Крещении, но исповедуем Того Самого Христа, который таинственно живет в сердце нашем от Св. Крещения и Который проявляет свое присутствие в нас благодатными воздействиями на ум и сердце наше в исповедуемом и призываемом Имени Своем. Мы крайне возмущены тем, что один из докладов был поручен архиепископу Антонию, ибо как может быть докладчиком Св. Синоду тот член Синода, против которого возбуждена жалоба в неправомыслии именно по данному вопросу! И как может быть докладчиком о существе догматического спора то лицо, которое является именно главою и представителем одной из препирающихся сторон? Мы будем просить Синод об отводе архиепископа Антония от участия в обсуждении сего дела, как явно пристрастного к одной из сторон. Сообщаем Вашему Высокопреосвященству для сведения копию с жалобы на архиепископа Антония, поданной нами в Синод 2-го апреля 1913 года». Это письмо архиепископ получил, будучи в Троицко-Сергиевкой Лавре и немедленно ответил иеросхимонаху Антонию таким письмом: Ответное письмо арх. Никона. «Христос Воскрес! Всечестный отец Антоний! 13 Апр. 1913 г. Я имею действительно поручение просмотреть книгу о. Илариона, но не официально и не от Синода, а от миссионерского совещания при Св. Синоде. Поручение носит частный характер, передано без бумаги, без срока, почему я не спешу исполнением. И может быть мой отзыв будет доложен и Синоду. Прежнее письмо Ваше не дает мне надежды, что Вы отнесетесь с доверием к моему мнению, если оно не сойдется с Вашим. Пускаться же в бесполезные словопрения ни на кую же потребу - жаль времени. От души советую Вам раскрыть «Лествицу» и прочитать в ст. 27 гл. 10 - 11 и у пр. Варсонофия ответы 606 и 702. [2]) Проложите сии Богомудрые советы к сердцу и подумайте над ними. Не выше ли меры взятое Вами дело? Между прочим - вот причина, почему я и медлю выступать печатно по вопросу об имени Божием. Во всяком случае Ваше учение в его формулировке - в науке богословской - отзывается новизною и церковию в ея вероопределениях не формулировано и не освящено. Еще вопрос - идет ли к сему вопросу ересь Варлаамитова? Выступать на улицу - в печать - со своим богословствованием прежде решения церкви, в наше время небезопасно. Я хочу и свое мнение проверить с мнением других архипастырей, более меня ученых и сведущих в Писаниях Отцев. Не обойду и того, кого Вы так неосторожно причисляете к еретикам (т. е. архиепископа Антония). Истина света не боится. В столкновении мнений, под условием смирения, она и выяснится. Только не следует горячиться и придираться к словам противника, что нецыи и делают… Вы становите вопрос на почву настоящую, разлагая его на несколько вопросов. Но, поставив вопрос, что такое «Имя», Вы не ставите другого, едва ли не более важного: что есть «Богъ», т. е. не определяете того, что разумеете под сим словом. А ведь затем Вы оба слова соединяете в одно предложение. Вдумайтесь спокойно в это. Да вразумит Вас Тот, за Имя Коего Вы ревнуете: разумна или неразумна Ваша ревность. Простите. Изнемогаю. И сие писал с отдыхом. Мир Вам. Прошу помолиться обо мне грешном. Епископ Никон. Вечер Великой Субботы, Лавра препод. Сергия. 13 Апр. 1913 г. От Вас я не получал Вашей книги, изданной М. А. Новоселовым. Может быть получена после моего отъезда». Второе письмо к арх. Никону. «Христосъ Воскресъ! Ваше Высокопреосвященство, Владыка Святый, благословите. Несказанно благодарен Вашему Высокопреосвященству за то, что удостоили недостоинство мое Вашим ответом. Совершенно справедливо Вы изволили заметить пропущенный мною главный пункт: 1 - Что есть Богъ и 2 - Что прилично именовать Богомъ. Под вопросом, «что есть Бог», мы понимаем Самое Существо Божие, которое неименуемо, непостижимо, невидимо, вездесуще, всемогуще, всеведуще, неизменяемо, вседовольно, всеблаженно, которое есть Весь - свет неприступный, Весь - любовь, Весь - истина, Весь - жизнь. Таков ответ на вопрос: «что есть Бог». Но Единый Бог по существу, троичен в Лицах, и Единый Богъ, троичный в Лицах, есть приснодвижим и приснодействующий, в действии Своем проявляющий свойства Своего существа. Поэтому Святая Церковь, в виду неотделимости, как Ипостасей (друг от друга), так и действий от существа Божия, присваивает имя «Богъ», как каждой Ипостаси в отдельности, так и энергиям или действиям Божества, как о том ясно свидетельствует Святый Григорий Палама. Но которое же из всех действий Божества есть Самое обычное по отношению к твари? - Самое обычное действие Божества по отношению к твари есть словесное действие Божества, ибо этим действием Божества мир из небытия в бытие приведен: «Той рече и быша, Той повеле и создашася». - Словесное действие Божества открыло людям вечные истины, которые не суть тварь, но суть вечное Божественное действие, исходящие из существа Божия. Итак, если действию Божию приличествует имя «Богъ», то не тем ли паче имя «Богъ» приличествует этим Божественным истинам и, следовательно, всякому Имени Божиему? Отметание же права именоваться Богом за Именем Божиим, что же есть иное, как не Варлаамитское учение, отметающее Божество действия Божия? Вы укоряете нас в том, что мы выносим догматический спор на страницы газет. Но так ли это? Первая газетная статья об этом споре, в которой инок Денасий лживо и клеветнически оповестил весь мир о том, что Фиваидские иноки обоготворяют якобы самые буквы имени «Иисус», была помещена 14 февраля прошлого (1912 года) в «Колоколе». Мы послали в «Колокол» опровержение на эту статью но его не поместили. Затем, в течение этого года и в конце прошлого года, в «Колоколе» появился целый ряд статей, принадлежавших перу того же самого инока Денасия, который совершенно лживо и превратно представил весь спор читающей России. Все эти статьи были переданы в редакцию «Колокол» ни кем иным, но самим архиепископом Антонием. С нашей же стороны появилось за все это время только единственная статья в «Московских Ведомостях», написанная и подписанная мною. В других же газетах, если где и появились какие-либо отзывы в нашу пользу, то они появились совершенно независимо от нас и лишь в самое последнее время, как, например, та статья «Нового Времени», которую я при сем прилагаю. Итак, кто же вынес спор на улицу: мы или наши противники? Простите Ваше Высокопреосвященство, что пишу Вам письмо не своей рукой, ибо заболел тяжелым воспалением глаз и нахожусь в больнице Александровской общины сестер милосердия Красного креста (Броницкая 9). С этой же почтой посылаю «Апологию». Еще раз всенижайше благодарю Ваше Высокопреосвященство, что вы удостоили меня Вашим милостивым ответом. Остаюсь всенижайший послушник Ваш, просящий Вашего архипастырского благословения. Иеросхимонах Антоний. 17 апреля 1913 года».
1913 г 20 августа. Открытое письмо архиепископу Никону [3]). (В ответ на его статью «Мое доброе слово имяславцам» - см. Церк. Вед. Авг. 1913 г.).
«Ваше Высокопреосвященство, Владыко Святый! Прочитал я Ваше доброе слово к имяславцам и ужасом великим ужаснулся! Начинаете Вы Ваше воззвание следующими словами: «Мое доброе слово «Имяславцам». Но Ваше Высокопреосвященство, вы прибыли на Афон 5-го июня, а сие доброе слово помечено датой 29-го июня, и когда же хотя один раз за это время вы обратились к имяславцам хотя с одним добрым словом? И сие ваше, так называемое, «доброе слово», не было вами сказано, но лишь написано к 29-му июню, т. е. тогда, когда вы уже все подготовили к избиению имяславцев и изгнанию из их духовного отечества. Итак это ваше доброе слово могли имяславцы прочесть только накануне своего избиения… Не было также и других добрых слов от вас на Афоне, но, напротив, с первого же шага в монастырь, вы во всеуслышание сказали: «Они хвастаются, что их 3000; если бы их было и 30000, то мы их не пожалели бы!» С первого же вашего шага в монастырь и даже еще до вступления на Афонскую землю вы предрешили изгнать имяславцев. Итак, сколь же далеко от истины это заглавие, которое вы дали вашему злому слову, исходящему из злого и враждебного к нам вашего сердца. От избытка сердца уста глаголят, и могло ли изыти из сердца, ненавидящего имяславцев, «доброе слово» к имяславцам?.. Но продолжаем разбор. Вы говорите дальше: «После многих увещаний, разъяснений, свидетельств и доказательств посредством выписок из Святых Отцов и Учителей Церкви еще раз обращаюсь к монашеской совести тех, кои изобрели себе название «имяславцев». - Позвольте, Ваше Высокопреосвященство, когда же и где происходили эти упоминаемые вами многие «увещания, разъяснения и свидетельства»? На Афоне вы всего дважды, кажется, съезжали на берег в течении целого месяца. За эти ваши два съезда были ли с вашей стороны какие либо увещания? Позвольте мне вас поставить пред вашей совестью и спросить: не ультиматум ли представили вы имяславцам, требуя от них подписи под грамотою Патриарха и под посланием Синода? Итак, похож ли такой ультиматум под угрозою изгнания из Афона на отеческое увещание и т. п.? Но вы оправдываете себя пред человеки, весть же Господь сердце ваше… Но продолжаем разбор. Вы говорите, что обращаетесь к нашей монашеской совести, дабы мы задали своей совести вопрос: имеем ли нравственное право верить так, как мы верим, после многих доказательств посредством выписок из творений Святых Отцов и Учителей Церкви, которые вы привели нам? Помилуйте, Ваше Высокопреосвященство, эти слова ваши превосходят всякую меру неправды! До самого последнего времени со стороны имяборцев, сторону которых вы взяли, не было представлено ни одного прямого свидетельства из Святых Отцов. Вы изволили написать письмо к афонским имяславцам около полугода тому назад и на это письмо имяславцы ответили вам целым рядом неопровержимых по ясности выписок из творений Святых Отцов, доказывающих Божество и Божественную силу Имени Божия и Имени Iисусова. Позвольте вас поставить перед лицом вашей монашеской совести и спросить вас: опровергли ли вы хотя один из сих текстов, как например, тексты Св. Максима Исповедника: «Имя Божие существенне и ипостасне пребывающе - есть Единородный Сын», - или сей текст: «Да соединим Имя Iисусово своему дыханию. Ово бо есть свет, те же тьма, и ово (т. е. Имя Иисус) есть Бог и Владыка, те же (т. е. помыслы раби бесом»? Вы ни слова не могли возразить против этих текстов. Почему же вы требуете с нас, чтобы мы, имея такие непреложные свидетельства о Божестве Имени Iисусова и Имени Божия, так уступчиво и легко отреклись бы от сих велико авторитетных слов Святых Отцов Церкви и приняли бы мудрование ваше и архиепископа Антония Волынского, вовсе и не бывалое, что Имя Божие лишь номинально? Но вы, совершенно игнорируя сии тексты, которые вы не могли не знать, ибо имяславцы вам их привели в своем первом к вам письме, вы ныне, пред лицом человеческим, пред лицом читающих газеты россиян, выставляете себя, якобы засыпавшим имяславцев целою кучею доказательств из Святого Писания, а имяславцев выставляете, якобы упорно отстаивающими свою бессмысленную догму. Да, оправдываете вы себя перед человеки, но Богъ весть тайная сердца! Весть Богъ, что в данном случае происходит совершенно противное: имяславцы стоят на непоколебимом камне святоотеческого учения, а имяборцы вместо камня изобразили мнимый камень, как декорацию, на которую и опереться нельзя, ибо приводимые слова к делу не относятся… Чтобы не быть голословными, возьмем два ваших самых сильных текста: «Богъ не есть имя». Из этого текста, делая перестановку первого слога с последним, вы мните получить ваш краеугольный камень - что, «Имя Божие - не Богъ». Извольте вас спросить, то же ли самое сказать: «Солнце есть луч», или «Луч солнечный, есть солнце», или «Я получил солнечный удар», и т. п., называя «солнцем», не самое солнце, но восприемлемые нами лучи его? Но разве это значит, что называя лучи солнечные солнцем, мы тем самым называем самую сущность солнца лучом?.. Ужели кто воспротивится тому, чтобы мы называли солнцем лучи солнечные на том основании, что «солнце не есть луч»? Тоже и в данном случае: не об имени была речь у Святых Отцов с еретиками, но о сущности Божества, которую еретики мнили возможным именовать, вот почему Св. Отцы и сказали, что «Бог не есть имя». Этот текст непреложно признаем и мы, признаем, что он ничуть не противоречит другим текстам Святых Отцов, устанавливающих Божество Имени Божия [4])… Но вы имеете смелость, игнорируя обличенную нами совершенную бездоказательность ваших текстов, говорить нам следующие слова: «Со стороны смотреть на вас страшно… По братски вас сердечно жаль…» - О, Ваше Высокопреосвященство, если бы вам было сердечно нас жаль по братски, то, конечно, не залили бы вы братской кровью всей дороги от монастыря до пристани и не заставили бы томиться столько братии в темнице только за то, что кто-либо, когда-либо возразил вам или г. Троицкому… Если бы вам было «по братски жаль», то, конечно, не выкинули бы вы без суда и следствия из духовного отечества столько сот чад Матери Божией, искренно и бескорыстно ревнующих об Имени Господнем. Вы говорите дальше, «хочется протянуть вам руку помощи, чтобы извлечь вас из пропасти мудрований еретических, но что делать с вами, когда вы затыкаете уши, чтобы не слышать, закрываете очи, чтобы не читать обличение этих мудрований…». О, Ваше Высокопреосвященство, помилуйте, наоборот, мы ищем света, призываем вас к свету святоотеческих книг, чтобы отделить истину от неправды, и видим с вашей стороны и со стороны всех судей наших упорное нежелание, ни нас выслушать, ни прочесть даже то, что мы написали, ни произвести расследования истории всего дела… Мы многократно вопияли и в уши Святейшего Патриарха и в уши Святейшего Синода, чтобы рассудил нашу с архиепископом Антонием прю, но нас не только никто не послушал, но поставили архиепископа Антония нашим же судьей в споре сем! Вы говорите: «Мы умоляем вас словом любви - вы не слушаете». О, Ваше Высокопреосвященство, когда же вы нас умоляли хоть раз «словом любви»? Вы говорите: «Мы раскрываем перед вами богомудрые писания Св. Отцов, - вы не хотите читать их». - Помилуйте, Ваше Высокопреосвященство, как раз наоборот: мы весьма внимательно не только прочли все то, что вы писали об Имени Божием, но и на каждое писание ваше и сущих с вами письменно ответили, но вместо всякого возражения на наш ответ вы повелеваете нам закрыть богомудрые писания Святых Отцов, якобы содержащих в себе многие ошибки и перестать читать их, все заменив лишь одним слепым послушанием и смирением, о чем явствуют следующие ваши слова: «смиритесь перед церковью… Сожгите все свои тетрадки»… Но, Ваше Высокопреосвященство, в тетрадках именно заключаются лишь слова Святых Отцов, т. е. те самые богомудрые писания, о коих вы говорите выше… И так, кто же из нас двух упорно закрывает уши? Мы вам отвечаем на ваши тетрадки словом богомудрых писаний, вы же, не будучи в силах опровергнуть наших положений, требуете, чтобы мы сожгли наши тетрадки, но в Одессе вы с насилием отняли у монахов их собственные, на собственные деньги приобретенные творения Святых Отцев, разрешенные цензурою!.. Скажите, почему же вы сочли нужным сие сделать? Ясное дело, потому что богомудрые писания Святых Отцов обличают ваше неправое мудрование об Имени Божием… Но не буду продолжать разбор… В порыве горячности я могу сказать какое - либо неосторожное слово, скажу лишь следующее: вы многократно обращаетесь к совести нашей, ставите нас пред лицем нашей совести, вопрошаете нашу монашескую совесть, - на все эти вопрошения, положив руку на сердце и призвав Имя Господне во свидетельство, скажем вам: аще что и согрешихом, яко человеки, но чиста наша совесть в чистосердечности исповедания нами Божества Имени Божия! Чиста наша совесть в убежденности в том, что, воистину, согласно со Святыми Отцами мудрствуем мы об Имени Господа Иисуса Христа, и сия убежденность и легкость совести дает нам все сие дерзновение идти на столькие и еще большие бедствия ради Имени Господня и чистоты православия, которое ныне благодаря архиепископу Антонию и вам грозит в России померкнуть!.. Господи, вразуми Святителей Церковных во время опомниться и основательно разобрать вопрос, оставив в стороне всякие личные самолюбия… Вы спрашиваете: «Кто убедил вас в истинности вашего мудрования?» Прилагаю вам при сем моем открытом письме слова тех, кои убеждают нас в истинности веры в то, что воистину Имя Божие есть Сам Бог и Сама Божественная сила, неотделимая от существа Божия, от которого она исходит, как луч исходит от солнца. Обращаемся к вашей монашеской совести и вашими же словами говорим вам: «Честно ли рвать листки наши, или бросать не читая». Предостерегаем вас вашими же словами: «Страшно есть впасть в руце Бога Живаго»… Вспоминаем вам, Ваше Высокопреосвященство, что каждое слово сего вашего «Доброго слова» - будет положено на весы пред Всемирным Судиею, и взвешено до тонкости, и испытано будет: изошли ли слова нелицемерно из уст ваших или лицемерно, а если окажется последнее, то оправдать вам себя пред Богом не так будет легко, как оправдаться пред людьми… Забыв человеколюбие Божие, вы, желая выдернуть несколько стеблей плевелов, вырвали и выкинули вон с грядки целый посев!.. Тысячу монахов, которых ни кто иной, но Сама Матерь Божия собрала в Свой Удел, вы изгнали бесчеловечно жестокою рукою… О, Ваше Высокопреосвященство, не для нас страшен суд Божий, но для вас! Какой ответ дадите вы пред Владыкою и пред Матерью Его, вы, пастырь, не пощадивший стада? Какой ответ дадите вы Владыке, вы, домостроитель, и избивший рабов владыки?... В заключение вашего «доброго слова», вы, Ваше Высокопреосвященство, обращаетесь к нам с мольбою: «Не раздирайте ризы Христовой». Но позвольте спросить Ваше Высокопреосвященство, о ком изрек Сам Христос эти слова? Не об Арии ли? Но кто же из нас двух, осмелюсь спросить, более похож на Ария и ариан? Имяславцы или имяборцы? Имяславцы исповедуют неотделимость Имени Божия от Бога и исповедуют Божественное достоинство Имени Божия, а имяборцы отрицают неотделимость Имени Божия от Бога и отрицают Божественное достоинство и силу Имени Божия. Итак, в имяславцах нет абсолютно никакого сходства с арианами, а в имяборцах как будто бы есть, и немалое: ариане не считали возможным допустить называть Iисуса Христа Богомъ на том основании, что Богъ неприступен, невидим, непостижим, неименуем, а Христосъ был среди нас совершенный человек; имяборцы же, подобно арианам, не считают возможным признать Божество именуемого в людях Имени Божия и Имени Iисусъ, ибо всякое Имя Божие на языке человеческом есть совершенное слово человеческое и, следовательно, по мнению имяборцев, не может быть носилом Божества. Итак, Ваше Высокопреосвященство, не к нам, но скорее к вам относятся эти слова о раздирании Ризы Христовой. Смиренно прося простить мне некую резкость и прямоту моих выражений в сих воплях моих о правосудии к архипастырям Российского стада и к овцам - собратьям во Христе, к чему меня вынуждают не мои личные побуждения, но величайшая важность истины, я еще раз предлагаю вниманию Вашего Высокопреосвященства многочисленные Святоотеческие тексты, на которые опираемся мы, имяславцы [5]). Просим Ваше Высокопреосвященство сопоставить эти тексты с текстами имяборцев и, поставив себя пред лицем Божиим, сказать: ужели после всех этих свидетельств возможно сомневаться в том, что Церковь искони веровала в Имя Божие и во Имя Iисусово, как в Самого Бога и веровала, что они есть Божество, или как мы говорим Сам Бог и Божественная Сила. Конечно, сие не относим мы ни к имяначертанию, ни к имязвучию. Недостойный и грешный Иеросхимонах Антоний. 20 августа 1913 года д. Луцковка, Харьковской губ., Лебединского уезда». XIII. 1913 г. 16 августа, Открытое письмо Иеросхимонаха Антония (Булатовича) игумену Пантелеймоновского монастыря архимандриту Мисаилу [6]). «Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Мисаил. В вашей всеподданнейшей телеграмме вы изволили назвать всех изгнанных вами иноков обители: «сектантами и революционерами». Осмелюсь спросить, кто и что дали вам право так называть имяславцев в официальных сношениях? До сих пор, несмотря на наше разномыслие с Патриархом и Синодом по вопросу об Имени Божием, мы, имяславцы, не отлучены от Православной Церкви, и посему вам следовало, по крайней мере, погодить нас называть так до тех пор, пока мы будем официально так названы; но, по-видимому, ни Святейший Патриарх, ни Синод, которые вовсе не дышат тою еретической ненавистью, коею дышите вы и зараженные вами архиепископы Антоний и Никон, совсем не имеют намерения нас отлучать от Церкви и причислять к сектантам, но, наоборот, все чаще и чаще начинает высказываться мысль, что сей догматический спор может быть разрешен Всероссийским Собором. Итак, да падет же это имя «сектанты» на вашу собственную главу, как некогда имя «идолопоклонники», коим иконоборцы клеймили православных исповедников и почитателей святых икон, пало на их же главу, и мнившие себя около двух столетий православными: и цари, и архиереи, и ученые, и игумены, и всякие властные лица, яро преследовавшие мечем и огнем почитателей икон, ныне предаются ежегодно в Неделю Православия - анафеме! Сия участь грозит и вам, и всем имяборцам, ибо знайте, что вы находитесь под пятою анафемою против Варлаама и по учению вашему вы несомненно принадлежите к варлаамитам, хотя Синод сего и не признал, вследствие поверхностности сделанного им разбора. Во-вторых, кто же вам дал право называть нас «революционерами»? Это ли есть революционер, который под нестерпимой струей пожарных рукавов, направленных в лицо в упор, стоит с иконами и с портретами царствующего дома в руках, безоружно, неподвижно и вопиет ко Господу? Это ли революция - справедливое желание сменить негодного игумена ( простите, что я так вас называю) и выбрать другого, достойнейшего? Это ли революция - справедливое желание чтобы вместо бесконтрольного владения вами кассою, был бы установлен контроль и ключи от кассы были бы разделены? Слово революционер означает противника существующего государственного строя. Но таковыми по всей справедливости есте вы и единомысленные с вами, по крайней мере, это можно сказать о главарях вашей имяборческой партии, ибо всем на Афоне известна их антидинастическая проповедь в 1905 году. Теперь ваши главари заделались монархистами, что же касается до нас, то мы никогда ими быть не переставали и не перестанем! Итак, да падет и сие имя «революционер» на вашу собственную главу!.. наш великий Государь весьма премудро ответил на вашу безумную телеграмму: «Желаю Пантелеймоновскому монастырю мира, тишины и благочестия». Присоединяемся и мы самым искренним образом к сему благопожеланию, но, увы, оно не исполнимо, ибо вы отреклись от Имени Iисусова и посему не может в вас пребывать ни мир Христов, ни тишина добродетелей, ни благочестие веры. Где ваши старцы-подвижники? Все изгнаны! Где самые теплые, горящие верю христолюбцы? Все изгнаны! Все лучшие монахи от вас ушли и отрясли прах от ног своих, и сей прах будет свидетельствовать против вас в день судный, а также и кровь, безвинно пролитая вами! Итак, если угодно, продолжайте нас хулить и поносить и клеймить всякими поносными именами, вы больше от нас возражения не услышите, но только знайте, что: «оставляется дом ваш пуст», - дондеже не исповедуете Божества Имени Господня, и не речете: «Благословен Грядый во Имя Господне», и не исповедуете, что Именем Господним именует Себя - Сам Господь, наш благословенный Бог Иисус Христос, называемый по толкованию Максима Исповедника не только «Словом» Божиим, но и «Именем» Божиим. Продолжайте нас поносить, но только знайте, что этим вы нам венцы сплетаете, по реченному: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради, радуйтеся и веселитеся яко мзда ваша многа на небесех». Истинный сын Церкви и Отечества, причисленный вами к сектантам и революционерам, Иеросхимонах Антоний. 16 августа, 1913 года, д. Луцкова. Аминь!» Примечание автора. …Мы продолжаем развивать в последующих наших сочинениях, а именно, что: 1) Имя Божие и Имя Господа Iисуса Христа есть сущая (реальная) а не номинальная, Святыня, которая Свята объективно, а не только как священный символ - субъективно. Т. е. (святыня) сама в себе, а не только когда чтят Имя Божие ради напоминания о Боге, как-то хотят установить имяборцы, желающие приравнять Имя Господне к прочим священным символам. 2) Имя Божие есть Божественное откровение и в этом смысле оно есть его Божественное действие, которое и обладает Божественным достоинством и может именоваться как таковое - «Богом». 3) Молящийся должен относиться к Имени Господню, как к Самому Богу, ибо в молитве духом и истиною соприкасается к Нему, неименуемому по сущности Своей, но познаваемому в свойствах Имени Своего. 4) Имя Господне не есть бездейственный символ, как-то утверждают имяборцы, но Божественная сила, действующая и в чудесах и таинствах совместно с силою Духа Святого о благоволении Бога Отца. «Живу Азъ и присно живет Имя Мое» [7]). Желающие ближе познакомиться с богословскою стороною афонской распри, пусть прочитают наше последнее сочинение, которое печатается в Миссионерском Обозрении в № 5-6, 7-8, 9-10, и в книжке под заглавием: «Оправдание Веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Iисуса Христа».[8] Иеросхимонах Антоний. Конец. (От составителя: Сочиненние «Оправдание веры… здесь упомянутое можно прочитать в книге «Имяславие» К.Борща, Том. IV. М. 2015 г. Ч. 1. Стр. 15-204). От составителя Мои чувства при чтении книги Иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Моя борьба с имяборцами». Что я чувствовал при чтении «Моя борьба с имяборцами на Святой Горе»? Во - первых, чувствовал искренность и преданность истине автора даже при опровержении явных клевет на него его противников. И в этом смысле, описание автора можно назвать - исповедью имеющего страх Божий человека; Во-вторых, чувствовал его глубокую убежденность в исконность православной веры в Божественное достоинство, всемогущество и неотделимость Имени Божия от Именуемого Бога; В-третьих, чистосердечность автора в описании всех афонских событий, связанных с движением вокруг Святейшего Имени Божия, без каких-либо прикрас одной стороны и чернения другой, но все – в истинном свете; В-четвертых, автор, при раскрытии ложности и искаженности фактов его противниками, я сказал бы врагами, сохранил жалость и любовь по отношению к ним, чем воистину исполнил евангельскую заповедь о любви к врагам, и поэтому, могу с уверенностью констатировать, что у иеросхимонаха Атония – воистину христианская и героическая душа, любящая истину и ненавидящая ложь, и в то же время, проявляющая христианскую любовь к пленникам сатанинской лжи и диавольского обмана, в который попали его всечестные духовные братья, о чем он нелицемерно и непритворно печаловался и выражал свою скорбь. - Никаких из описанных положительных качеств души автора не замечается в пасквилях и сочинениях его противников-имяборцев, исполненных лжи и обмана. У них одни голословные суды, клеветы и неприкрытая злоба, ненависть и презрение, пронизывающие все страницы их лживых, ругательных и клеветнических описаний, переворачивающие события афонские с ног на голову, полное отсутствие ревности о сохранении чистоты веры Православной, подкупность, подхалимность, продажность и слепое послушание во имя ложного спокойствия и в ущерб истине Православия. И в этом смысле, можно сказать, отсутствие страха Божия. Описание Иеросхимонахом Антонием событий афонских за годы его проживания на Афоне, это ни что иное как богобоязненное исповедание им фактов произошедших на Афоне событий, - поэтому их можно назвать – фотоснимком. ( К.Б.) + Великому исповеднику Славы и Божества Имени Божия священномученику Iеросхимонаху Антонию (Булатовичу) Тропарь, глас 4: Ревностный обличителю имяборческаго отступления от Славы и Божества Имени Божия и от истинного Православия, провозвестниче царю земному кары Царя Небеснаго за грех Синода похулившаго Имя Господне, дивный пророче и усердный молитвенниче, подобный Илiи ревнителю Славы Имени Божия, истинный воин Царя Небеснаго из земнаго воина преобразивыйся, преславный Отче Антоние, - молися усердно о нас ко Господу, почитающих с любовию святую память твою, право славящих Имя Господне. ин Тропарь, глас 4: Почести земныя презрев Христа ради, благословенный Пастырем Земли Русской Iоанном Кронштадтским, его же ученик и послушник был еси, во обитель Святыя Горы Афонския вселился еси, и тамо в безмолвии предочистив сердце умносердечной молитвой Iисусовой, вразумлен еси к Имяславию книгою Iоанна Кронштадтскаго, возвестившаго Афонским инокам венцы мученическия; земный воин призванный быти воином Царя Небеснаго, ревностно подвизавыйся за Честь и Славу Имени Божия, похуленнаго ересиархами афонскими; списаньми твоими имяборчество архиереев посрамил еси, неутомимый подвижниче, отче Антоние. Сего ради Богъ дарова ти кончину мученика. Исповедниче и мучениче Христов, молися усердно о нас ко Господу, сохранити нам веру во Имя Господне и спастися душам нашим. Кондак, глас 8: Не по мнозе времене исполнишася пророчества отца наше Антония, царю Николаю второму реченная: сдвигнуся царский престол России, и прииде гнев Божий на страну нашу, отступницу, похуления ради Имени Божия. О страшнаго великаго наказания! Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобноисповедника отца нашего Антония и всех Святых. ин Кондак, глас 4: Мiр возненавидевый, Христа Iисуса возлюбивый, о жизни вечной зело ревновавый, истинное богословие от Бога приял еси, и богословец благодатный показался еси, преславный отче Антоние, молися у престола Бога во Святей Троице славимаго, Егоже Имя на земли исповедал и прославил еси, яко услышит Господь моления твоя о нас грешных, славящих Имя Бога, яко Благ и Человеколюбец. Величание. Величаем Тя, преподобномучениче отче Антоние, и чтем болезни и труды твоя, ими же трудился еси в благовести Имени Божия. [1] Напечатано было отдельной брошюркой; в ней «Беседы инока Досифея» принадлежат перу самого о. Досифея и есть точный и удостоверенный пересказ того, что с ним произошло, и что он слышал от старца Амвросия. [2]) Советы инокам не богословствовать. [3]) Было напечатано в «Дыме Отечества», № 35, 1913 г. [4] ) Приведенный текст: «Богъ не есть Имя - подложен, как выяснилось, когда прочли контекст, ибо в нем Св. Иустин утверждает, только, что слово - «Бог», не есть имя собственное, но нарицательное. Эти слова вырваны из фразы, которая всецело оправдывает мнения имяславцев и опровергает мнения имяборцев. Смотри: «Св. Мученик Иустин об Имени Божием», Издательство «Исповедник», стр. 27 и «Православная Церковь о почитании Имени Божия», стр. 126. На всем протяжении своих сочинений св. Иустин не только нигде не подтверждает мнений имяборцев, будто имя Божие есть номинальность, тварность и бездейственный в чудесах и таинствах символ, но, наоборот, самым категорическим образом утверждает, что: «Истина есть Богъ», называя «Богомъ» - все Божественные религиозно - нравственные истины, как лучи Божественного откровения. Противоположно мнениям имяборцев он настойчиво повторяет свидетельства о непобедимой и непостижимой силе Имени Iисусова, при чем утверждает, что Имя «Iисусъ» принадлежало Богу предвечно, ибо об этом Сам Господь засвидетельствовал переименовав в «Iисуса» сына Навина и назвав при этом имя сие «Моим». Он открывает, что силою этого Имени, которое было во главе брани, совместно с силою Креста, которое изображал Моисей в тылу, Амалик был побежден. Также непреложно свидетельствует он о действенности Имени Господня в таинствах, что решительно отрицают имяборцы. [5]) Тексты эти были переизданы в 1914 г. в книжке: «Православная Церковь о почитании Имени Божия и о Молитве Iисусовой» Желающие ближе познакомиться с богословскою стороною афонской распри, пусть прочтут наше последнее сочинение, которое печатается в «Миссионерском Обозрении» в №№ 5-6, 7-8, 9-10 и дальше, и выйдет вскоре отдельной книжкой под заглавием «Оправдание Веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Iисуса Христа». [6]) Напечатано было в «Дыме Отечества», № 35, 1913 г., по поводу следующего содержания телеграммы игумена Мисаила на имя обер-прокурора Сабаера: «Почтительнейше просим Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества нашу усерднейшую благодарность за освобождение нашего монастыря от грозившей ему со стороны революционеров и сектантов опасности разорения. Настоятель Русского монастыря Св. Пантелеймона, архимандрит Мисаил с братией». [7]) Числ. 14, 21. [8] Книга эта издана в 1917 году. Она помещена в книгу: «Имяславие». Т.4. 2014 г. в 1-й части. | |
Просмотров: 278 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |