Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 4:21 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имеславие 7 том

страница 01 - 10
2016-05-02, 2:31 AM

 

 

Слава имени Iисусъ Христову!

                                                          Слава Ему во веки!

                                                                    Аминь.

                                                                                                       

ИМЯСЛАВIЕ - ПУТЬ

 

 

В  ЦАРСТВО  НЕБЕСНОЕ.

ИМЯБОРЧЕСТВО – ПУТЬ В АД.

+

ОПРАВДАНIЕ  ВЕРЫ  ВО  ИМЯ  ГОСПОДА
БОГА  И  СПАСА  НАШЕГО
IИСУСА  ХРИСТА.

(1-е Iоан. 3,23)

 

«Пришел  к своим, и свои Его не приняли.

А тем, которые  приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божiими».

(Iоан. 1,11-12).

 

Верующiй в Него не судится, а неверующiй уже осужден, потому что не уверовал во Имя Единороднаго Сына Божiя…

 и гнев Божiй пребывает на нем (Iоан. 3,18,36).

 

Имяславiе. Том VII.

 

Составитель ин. Епафродит.

 

2016

 

Духовная Цензура:

       «Азъ Господь Богъ, сiе Мое есть Имя» (Ис. 42,8). «Я Господь, это – Мое Имя вечное» (Ис. 42,8; 63,12; Iер. 16,21;), «Отче! прославь Имя Твое. И пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Iн. 12,28). «Отче! Я исполнил дело, которое Ты поручил Мне… Я открыл Имя Твое человекам» (Iн. 17,1,4,6). Самъ Богъ Духомъ Святымъ благословляет: «Воздайте Господу славу Имени Его» (1 Пар. 16,29); «Пойте Имени Его» (Пс. 67,5); «Хвалите Имя Господне» (Пс. 134,1); поэтому, я «буду петь Имени Твоему» (2 Цар. 22,50; Пс. 9,3; Рим.15,9), «ибо нет другаго имени под небом которым надлежало бы нам спастись»! (Деян. 4,12). «Вечно ли будут хулить (имяборцы) Имя Твое? (Пс. 73,10)? «Господь Саваофъ Имя Ему» (Ис. 47,4; 48,2). – Вот непререкаемый Цензор имяслав указанный в Священной Библiи!

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ.

Имея обширное море свидетельств Духа Святаго из Святой Библiи  о Божестве, Силе и Славе Святейшего Имени Бога Творца Вселенной, о нераздельности Имени и Именуемого, христiанская совесть каждого истинно Православного христiанина, не позволяет согласиться с антихристовой логикой Россiйского Синода хулы на Святейшее Имя Бога (Откр. 13,6),, хотя бы он называл себя не только «Святейшим», но и пресвятейшим! Святейшее есть Имя Бога, которое есть основанiе  Православного Христiанства, - а Синод, с высоты престола Церкви Россiйской назвал Его «фикцией» вымыслом человеческим, а себя называл «святейшим». Имя Бога, Синод попытался низвергнуть с неба в небытiе, а себя, вместо Имени Бога, вознести на небо, и этим, неведомо для себя, исполнял древнюю мечту сатаны: «то что было вверху - будет внизу; а  что было внизу - будет вверху».

Настоящее издание является последовательным продолжением трехтомника «Имяславия» под редакцией «прот. Константина (Борща)».

                                                                                   +

Молитва ко Господу Iисусу Христу.

Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй  Единородный, Ты рекл еси: «Знаменiя же веровавшим  сiя последуют: Именемъ Моимъ бесы ижденут: языки возглаголют новы: змiя возмут: аще и что смертно испiют, невредит их: на недужныя руки возложат, и здрави будут».[1]

Милостивый Господи, Спасителю наш! Ты даровал еси исповедникам Имени Божiя оружiе непобедимое и помощь непреодолимую – Сладчайшее и Всемогущее Имя Твое «Iисусъ»! Веруем, Господи, Слову Твоему, и по заповеди Отца Твоего Небеснаго, веруем во Имя Твое Пресвятое:[2] даруй же нам, ради веры нашей, запечатлеть в душах и сердцах наших Твое обещанiе: Именемъ Твоимъ побеждать козни вражiи возстающiе на нас, и поражать врагов наших видимых и невидимых. Сподоби, Господи, нас грешных всегда пребывать в правой вере под кровом Всемогущего Твоего Имени: да славим и воспеваем Державное[3] Имя Твое, купно со Отцемъ Твоимъ, и Святымъ Духомъ, во веки, аминь.

  +

    ВНИМАНIЕ !

        1. В оглавленiи  4-го тома книги «Имяславiе» Издательство допустило ошибку в страницах, и поэтому, правильное оглавление помещено в следующем 5-м томе на стр. 961.

2. Исторiю Афонского погрома разных авторов, очень рекомендуем прочитать в книгах: «Имяславiе» т. I, с. 650-669; том. II, стр. 25-35; том. III, стр. 29-242; т. IV, с. 418-433).

                                                          +

Продолжается публикацiя печатных трудов по защите чести и славы Имени   Божiя Афонского и Россiйского исповедника Iеросхимонаха Антонiя (Булатовича).

                                                         +

О чудесном избранiи Богомъ о. Антонiя, земного воина - ставшего воином Царя Небесного, на защиту Имени Божiя

(Обязательно прочитайте в книге «Имяславiе » т. III, стр. 50-56).

Итак, печатается книга отца Антонiя .

(Выноски цитат под строки, выделенiя  слов и предложенiй, подстрочные примечанiя  и изобличенiя  ложных ссылок и искаженiй  имяборцами смысла ученiя  Святых Отцов об Имени Божiемъ, - сделаны  составителем).

 

ЧАСТЬ 1-я

 

Iеросхимонах Антонiй .

 

 

 

ПРАВОСЛАВНАЯ  ЦЕРКОВЬ

 

О

 

ПОЧИТАНIИ  ИМЕНИ  БОЖIЯ

 

И

 

О  МОЛИТВЕ  IИСУСОВОЙ.

 

-------

 

Изданiе  ИСПОВЕДНИК».

 

 

Типографiя П. П. Сойкина

 

Спб. Стремянная ул., № 12

 

1914.

 

 

 

 

«Со временем падет вера в Россiи . Блеск земной славы ослепит разум: слова истины будут в поношенiи , но за веру возстанут из народа неизвестны мiру и возстановят попранное».

                                             Пророчество Глинскаго

                                             пустынника Порфирiя.

«И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа (11,33). И разумные будут сiя ть как светила на тверди, и обратившiе многих к правде, как звезды, вовеки, навсегда.

                                (Из книги пророка Данiила 12,3).

                             

                                   ВМЕСТО  ПРЕДИСЛОВIЯ:

Исторiя Афонской смуты. (или: Афонскiй погром).

 

 

    Iеросхим. Антонiй (Булатович)

Приводя здесь краткое изложенiе исторiи движенiя среди афонских иноков, из-за вопроса об Имени Божiем, прежде всего свидетельствуем пред Лицем Всеведущего и Вездесущего Господа, что всё изложенное здесь есть истина, и какой-либо малейшей лжи тщательно старались не допустить. Далее: нигде ни на йоту не отступлено от точного изложенiя святоотеческого ученiя об Имени Божiем, но верую в Него так, как искони, от времён апостольских и до сего дня, учила св. Церковь, в лице своих великих учителей, мужей апостольских, святителей: Iоанна Златоустого, Василiя Великого, Афанасiя Великого, Кирилла Iерусалимского, Симеона Нового Богослова, Григорiя  Паламы, Феофилакта Болгарского, Тихона Задонского, и великого сонма прочих св. отцов и учителей Церкви, полное согласiе в сем вопросе которых свидетельствует  о том, что решенiе его внушено им Св. Духом, а не является плодом человеческой мудрости. И наоборот: нынешнее решенiе этого вопроса, при помощи одного только человеческого разсужденiя, без содействiя Св. Духа, привело мудрецов века сего к хуле на Имя Божiе, выразившееся в том, что Его приравняли к имени человеческому: Имя Божiе есть, будто бы, только имя, а не Самъ Богъ, и не Его свойство, названiе предмета, а не сам предмет, как гласит грамота, вопреки святоотеческому ученiю.

Споры об Имени Божiем на св. Горе начались более трёх лет тому назад. Главными противниками почитанiя Его были иноки, предавшiеся чтенiю еретика Фаррара, сочиненiй по спиритизму и оккультизму, газет и другой литературы, убивающей истинный дух монашества и православiя. К числу таких иноков принадлежат iеромонахи: Агафодор, Iоакинф, Алексей Киреевскiй, Феофан, Меркурiй, Питирим, и др.; монахи: Динасiй, Хрисанф,  Климент, Венiамин; архимандриты: Мисаил, Iероним; келлiоты-iеромонахи: Нифонт, Антонин, Петр, Георгiй, Венiамин, Авраамiй, Герасим, и пр. Все эти лица, усвоившiе неправославные мысли вышепоименованных западных еретиков, увлекли за собой многих доверчивых братiй и произвели на св. Горе тот страшный раскол, о котором ныне уже оповещён весь мир, и о котором пророчествовал преподобный Нил Мироточивый. Появилось это ученiе так: лет десять тому назад жила в Россiи некая прельщённая женщина Наталiя, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божiю Матерь, с Которою свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы, игумены, епитропы, духовники и прочiе, которые, для назиданiя, к великой святой ездили на пароходе, когда та проезжала мимо Афона в Iерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и пр. Узнавши о подобной хуле на Божiю Матерь, известный ныне (пустынник Кавказских гор) схим. Иларiон, жившiй раньше на Афоне, написал старцам, поддавшимся обману, увещательное посланiе, прося их не верить этой несчастной. Но письмо образумило только Наталiю и та, говорят, покаялась и по христiански скончалась. Что же касается иноков, то о них можно сказать: «не обличай злых, да не возненавидят тебя» (притч. Солом. гл.9, ст.8). Их самолюбiе, как они считают, было уязвлено, и они весьма оскорбились на о. Иларiона. Спустя несколько лет после этого о. Иларiон издал свою книгу «На горах Кавказа», где между прочим поместил и своё письмо против Натальи, которое и было одной из главных причин, вызвавших нынешнее движенiе на Афоне. Прежнiе почитатели Наталiи решили, во что бы то ни стало, добиться уничтоженiя книги, чтобы вместе с нею уничтожить и обличающее их письмо. Для этого они составили тайный собор из семи лиц и на нём придумали способ разделаться с ненавистным письмом, который ныне привели в исполненiе. Способ этот – «рецензiя» инока Хрисанфа, она была утверждена теми же лицами, которые ныне все оказались главарями имяборчества на св. Горе. Но иноки – простецы, особенно занимавшiеся умносердечной молитвой, с Божьей помощью скоро поняли хулу рецензiи и восстали против неё, всячески отрицаясь изложенной в ней хулы на Имя Божiе. А так как в числе вышеупомянутых семи лиц были некоторые интеллигентные знакомые архiепископу Антонiю волынскому (Храповицкому),  как например, Алексей Киреевскiй, Феофан, кандидат Казанской духовной академiи, и другiе, то они и относились к нему с этим вопросом, всячески клевеща на простецов. Архiепископ Антонiй их клевете всецело поверил и ныне сам её поддерживает и распространяет всеми мерами. Ученiе их «имяборцев» достаточно изложено в синодальной грамоте, в журнале «Русскiй инок» и других перiодических изданiях и брошюрах, почему мы не будем здесь касаться их. Вот, какое начало имеет имяборчество!

Здесь не будем повторять, почему вселенскiе патрiархи (Константинопольскiе) и некоторые русскiе епископы приняли сторону имяборцев, это требует большой осторожности и выдержки. Об этом, если Господь поможет, мы сообщим в подробном описанiи всех событiй сего вопроса. Но только решимся напомнить, что в иноческих ответах на грамоты и в открытом письме арх. Никону   имеется вполне правдивый ответ на это, где приведено свидетельство о политических вожделенiях   греков, со слов не только русских, но и некоторых греческих и других нацiй иноков.

В вопросе об Имени Божiем остались верными ученiю св. отец, главным образом, иноки домоседы, безвыездно жившiе на св. Горе и не имевшiе с миром общенiя даже через газеты, но исполнявшiе положенное правило, дополняя его чтенiем св. отец. Поэтому-то, имяборцы называют их «грубыми» и «необразованными мужиками-лапотниками», противопоставляя их легковесным чадам века сего «имяборцам», принявшим рассудочное ученiе об Имени Божiем, не требующее веры, но тождественное с ученiем о человеческом и всяком другом имени  и названiя. И так, когда Алексей Киреевскiй, Хрисанф Ильинскiй и другiе стали усиленно распространять не согласное с св. отцами ученiе, то Господь воздвиг ревнителей славы Своего Имени, которые решились положить души свои за неприкосновенность и чистоту церковного ученiя. Таким был о. Антонiй Булатович и с ним милостiю Божiею многiе другiе. В теченiе последнего года им удалось выяснить главнейшiе основы святоотеческого о сем предмете ученiя; но для систематического изложенiя его требуется не мало времени и труда. Во всё время иноческой работы имяборцы употребляли все усилiя, чтобы помешать им и заставить их прекратить изученiе св. отец. С этой целью они изгнали со скита о. Антонiя (Булатовича), а также и других иноков из разных обителей, оклеветав их и заставив искать убежище в пустынных кельях. Но Господь и там их не оставил, и Божiе дело  подвигалось вперёд; и за их терпенiе Господь даровал им обитель с обширной библiотекой, где работа более или менее  беспрепятственно продолжалась до самого iюля. Имяборцы прибегли ко всем возможным мерам, чтобы только опорочить их и святоотеческое ученiе в глазах, как греческих, так и русских властей и общества. Они добились того, что инокам запретили корреспонденцiю, прiём и получку грузов и лишили всех других прав человеческих. Для разбора всего происшедшего на Афоне не раз прiезжали туда представители разных ведомств Россiи. Но, странное дело!.. Невольно приходится особенно здесь упомянуть об одном удивительном факте такого рода, что почти все (кроме одного важного лица), производившiе расследованiе Афонских событiй или принимавшiе в них участiе, вначале обыкновенно относятся к ним и святоотеческому ученiю об имени Божiем весьма сочувственно и доброжелательно, не находят в них следов преступленiя, ни в ученiи ереси; но после некiих тайных переговоров с главарями имяборчества (властями Пантелеимонова монастыря), - быстро меняют к ним свое отношенiе: отказывают в подробном допросе и в расследованiи дела, раздувают их обыкновенные поступки в целые преступленiя, всячески обвиняя их, а имяборцев всеми возможными способами защищают    и покрывают. Такими мерами иноков привели к убежденiю, что искать им справедливости на земле невозможно.

Например, имяборцы особенно любят обвинять их в том: 1)будто они считают Богом звуки и буквы произносимого и изображаемого Имени Божiя; 2) будто они Имя Божiе считают Существом Божiим; 3) проповедуют  «пантеизм» (всебожiе). На подобные неосновательные обвиненiя иноки много раз письменно и словесно заявили протест в св. Синод и русским представителям на Афоне, но их не желают слушать, так как тогда, в ученiи об Имени Божiем, решительно не к чему будет придраться. Примириться же архiепископам и другим с тем, что «лапотники» правильнее их поняли дух святоотеческих писанiй – весьма не  легко… Не задолго до прiезда архiеп. Никона на св. Гору пантелеимоновскiе власти решили оклеветать в глазах греческих властей исповедников, чтобы подготовить почву для действiй архiеп. Никона, которого на Афон уже ожидали, как весьма решительного сторонника имяборцев. С этой целью из монастыря сообщили по телефону греческому полицмейстеру, будто там начался бунт, для усмиренiя которого просили прислать войско. Войска прибыли, но не нашли даже намёка на беспорядок, почему после трёх-четырёхдневного пребыванiя в монастыре хорошо удовлетворённые ушли, сильно удивляясь тому обстоятельству, что русскiй игумен так недобросовестно клевещет и предаёт своих собственных ни в чём не повинных духовных чад. Такой маневр со стороны игумена был повторён раза три – четыре; но всё же он ни к чему не привёл, так как не мог вызвать беспорядков со стороны исповедников, стремившихся исключительно к сохраненiю правой веры, без всяких иных побочных целей, чего никак не могли понять обезверившiеся, предавшiеся жизни века сего, имяборцы. Очень яркими доказательствами того, насколько справедливо вообще относятся к ним, является прiезд на Афон архiеп. Никона, с целью «искоренить со св. Горы ересь», как выражался архiепископ.

Исторiя прiезда архiепископа Никона и искорененiя им среди русских монахов «имяславчества» происходила в такой последовательности. 5 iюня 1913 года, часа за три до заката солнца, к обители св. великомученика Пантелеимона подошла канонерская лодка «Донец» и стала у бочки монастырского рейда. Тотчас с неё на шлюпке отчалила группа людей, в которой по прибытiи на берег оказались: архiеп. Никон, преподаватель Троицкiй, генеральный консул Шебунин, посольскiй секретарь Серафимов, секретарь консула Щербина, командир, гг. офицеры и взвод вооруженных ружьями со штыками матросов. Высадившись на берегу, они пришли к св. воротам обители, где владыку встретили:  игумен Мисаил и iеромонахи при двух iеродiаконах, как это установлено на св. Горе. Отсюда направились в соборный храм св. великомученика Пантелеимона, где владыка, после краткой литiи, сказал собравшейся братiи слово, в котором сообщил о цели своего прiезда на Афон и о том, что он непременно исполнит свою миссiю, т. е. искоренит со св. Горы «имяславцев». После этого владыка вышел из собора и направился в гостиную греческого корпуса, где заявил:

 «О! Они исповедники хвастают, что их три тысячи, да хотя бы их было тридцать тысяч, я всё равно не пощажу их; от этого православная церковь не умалится! Мы молодых поженим, а стариков разошлем по монастырям, а священнослужителей расстрижем!..» Здесь же владыка вручил игумену Мисаилу до 400 экземпляров своей брошюры «Великое искушенiе около Имени Божiя» для раздачи их братiи в обитель. Отсюда комиссiя вернулась на «Донец». А братiя, получивши от игумена брошюры архiеп. Никона и прочитав их, нашли на 53 странице, помещенную владыкой, возмутительную хулу на Господа нашего Iисуса Христа, от чего пришли в великое смущенiе и ужас! До сих пор на стороне имяборцев было несколько сот сторонников, не уяснивших себе сущности хулы на Имя Божiе, но, доверившись авторитету епископов,  отождествляли их  со св. церковью. Брошюра же архiеп. Никона окончательно отрезвила их, и они поняли, куда их влекли, и отшатнулись от имяборчества. Ныне остались на Афоне кроме, массонски настроенных иноков, одни безразличные к вопросу, но дорожащiе покоем, квартирой, столом и другими жизненными удобствами, которые представляют братiи обеспеченные Афонскiе обители. Но и эти оставшiеся признаются, что совесть гнетет их, а скорби и сомненiя лишили их прежнего душевного мира.

Приблизительно на третiй день после раздачи брошюры архiеп. Никона, её стали требовать обратно, не объясняя, по какой причине, но так как часть Богохульных брошюр была уничтожена негодующими ревнителями веры, а часть была передана в другiе скиты и келiи св. Горы для прочтенiя, то, чтобы поощрить иноков к возвращенiю ея, игуменом Мисаилом предлагалась за них плата от 50 к. до 1 рубля   за экземпляр. В то же время iером. Варахiя ездил на лодку «Донец» к архiеп. Никону, где капитан «Донца» просил его передать монахам, чтобы они не давали его матросам брошюры архiеп. Никона, а матросы говорили монахам, что приказано было собрать брошюры архiеп. Никона, связать их в связку и, привязать к ним большой камень, бросить в море. Брошюры архiеп. Никона также были уничтожены и в Одессе на пароходе iером. Питиримом, осматривавшим книги прибывших с Афона монахов. А когда прибыл в Одессу пароход «Чихачев» (Р.О.П. и Т.), то полицейскiе надзиратели спрашивали монахов, нет ли у них брошюры архiеп. Никона, которой они интересуются… Тогда же передавали матросы инокам, что архiеп. Никон повычеркнул Имена Божiи из акафистов, которые были у них, из-за этого матросы потеряли к нему всякое доверiе и уваженiе и называли его «Богохульником» (Архiепископ Никон это опровергает). Русскiе люди, соблазнившись и возмутившись этим, всячески его поносили.

6 iюня владыка весь день оставался на «Донце»; а выходил на берег только Шебунин, Серафимов, Щербина и все  офицеры «Донца». Прибыв в монастырь, они тот час стали принуждать братiю исповедников Имени Божiя к подписи под синодской грамотой. Когда же уполномоченный от братiи монахов Ириней отказался от подписи, то г. Шебунин последнего арестовал; но Ириней испросил у него дозволенiя сходить с конвоем   в келiю и взять там своё родительское благословенiе, на что и получил разрешенiе. Братiя, видя всё это, ударила в соборный колокол, собравшись, заявили Шебунину и офицерам так: «если вы арестовали нашего уполномоченного за то, что он не желает присоединиться к синодской грамоте, то мы заявляем, что мы все с этим новым постановленiем не согласны; в таком случае берите всех нас исповедников Имени Божiя»,- а исповедников в то время в обители насчитывалось 948 чел., имяборцев же с игуменом Мисаилом только около ста человек. Услышав это, г. Шебунин с офицерами прекратили подписку и удалился на «Донец». 9 iюня игумен Мисаил прочел в Покровском храме   синодальное постановленiе. По окончанiи чтенiя, монах Ириней спросил игумена, в присутствiи консула Шебунина: «можно ли без Бога спастись»? Помолчав немного, игумен ответил: «нет». Тогда монах Ириней добавил: «а что, батюшка, Имя Господа нашего Iисуса Христа, сладчайшiй Iисус, есть ли Бог, или нет?» На что игумен ответил: «имя Iисус – не Бог» и «Iисус не Бог» и эти слова повторялись неоднократно. Услышав такую хулу на Имя Сына Божiя, братiя со слезами на глазах разошлась по келiям и под тяжёлым впечатленiем происшедшего находилась до 11 iюля.

В теченiе сего времени владыка сидел на «Донце», а 11 iюня со всею комиссiей при взводе матросов прибыл в соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, где, окружив себя, стоя на амвоне, цепью солдат, взявшихся рука за руку, пустил в этот круг для объясненiя только одного монаха Иринея, уполномоченного братiей, а остальные монахи находились вне этого круга за цепью солдат, слушая Богонеуважительные изреченiя Никона, который, в присутствiи гг. офицеров и всей братiи, начал речь о том, что для церкви мир выше всего, посему нужно прекратить разногласiе об Имени Божiем. Братiя надеялась получить от слов архипастыря утешенiе, но вышло наоборот: не утешенiе получила братiя, а сугубую скорбь, ибо владыка говорил: «всякое Имя Божiе, которым Бог именуется - не есть Богъ - Iисусъ не Богъ и Господь не Богъ – вы скажете, что и Христос Богъ. И Слово не Богъ. И червяк имеет имя, значит, у вас будет и всякiй червяк - Богъ!» При этом г.Троицкiй вставил слова: «владыко, Христосъ - Истинный Богъ, так и на отпусте говорится». При этих словах г. Троицкого, владыка стал сильно стучать жезлом и закричал: «Слушайтесь меня все! Англiя и Францiя так признаёт, а только вы, афонцы, упорствуете, но и вы должны повиноваться нам, а кто будет уповать на Имя Божiе, все те будут в заблужденiи". Тогда один из иноков возразил ему: « В Апокалипсисе про последнее время, в 13-й главе сказано так: « вышел зверь из моря и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Имя Его, и жилище Его,. И живущих на небе», - и теперь мы убедились, что сiе пророчество св. ап. Iоанна Богослова сбылось в точности» - добавил сей инок. После этого арх. Никон сказал : «Самъ Iисусъ сказал: Отец мой более меня есть». На что ему возразили: «но Господь также сказал: «Азъ и Отецъ Мой едино есма». На что смущённый архiепископ ответил: «и я это хотел сказать».

После этих слов иноки спросили архiепископа: «что же, вы хотите нас жидами поделать, владыко? Если Iисус не Бог, то для чего же написаны: Акафист Спасителю, Св. Евангелiе и прочiе св. книги, где говорится, что Имя «Iисус» есть Сам Бог - и в церкви поётся: хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа». Архiепископ Никон ответил: «Евангелiе писали жиды, а «Хвалите Имя Господне» написано неправильно; а нужно петь: «хвалите Бога Господа, хвалите рабы Его». Потом, когда иноками задан был вопрос: «поэтому, нужно все книги перепечатать, где Имя Господне прославляется», арх. Никон сказал : «впоследствiи так и будет». После этого г. консул с наместником, iеромонахом Iоакинфом и прочими военными лицами стали ходить по кельям братiи, переписывать номера келiй, кто и где живет, делая это с той целью, чтобы потом легко было арестовать предназначенных для сего иноков. После сего начали принуждать к подписке под патрiаршей и синодской грамотами. Но так как эти грамоты не основаны на св. писанiи и преданiи, то иноки не согласились на эту подпись, почему члены комиссiи объявили им, что они присуждены к изгнанiю, а куда – неизвестно. Они ответили: «если Государь повелел нас изгнать отсюда, то он милостив и место указать, где нам можно жить». В полдень того же 11 iюня на пароходе (Р.О.П. и Т.) прибыла из Царьграда 6-я рота 50-го Белостокского полка и перешла на «Донец». Также в полдень 13 iюня, когда братiя согласно уставу монастырского отдыхала, рота и весь экипаж «Донца» высадились на берег и, атаковав св. Ворота, предварительно пропустили полроты внутрь монастыря, стали искать монаха Иринея, чтобы арестовать его и отправить на «Донец». Видя всё это и не желая выдать своего представителя, братiя собралась среди двора; а те, которые живут вне обители, подошли к св. Воротам и, презирая страх смерти направились между рядами вооруженных солдат во внутреннiй двор. Хотя в то время солдаты еще не били всех исповедников поголовно, однако, iеродiакону Iулiану штыковым ударом раскроили затылок и кровiю его обагрили св. Ворота и двор обители; другому монаху о. Константину, выбили зубы и также пролили кровь; схимон. Иринею прокололи штыком рясу, подрясник и рубашку, на вылет, попав в подмышку, но, Промыслом Божiим, штык не коснулся тела; монаху Георгiю вырвали часть бороды и сильно его избили, наконец, толкнули на стоявшего с ружьем греческого солдата, который  от неожиданности чуть было не проколол монаха Георгiя.

Собравшись после этого вместе братiя заявила гг. офицерам: «если вы хотите взять одного кого-либо из нас, то мы не выдадим его, а поэтому берите всех нас, мы все единомышленники». Тогда командир «Донца» заявил братiи: «мы вас брать не будем, а только расставим посты по монастырю», что сейчас же сделали. При этом он добавил, что на "Донце» получено анонимное письмо - о том, что исповедники хотят сжечь монастырь. Услышав сiю клевету, братiя подала  г. Шебунину заявленiе, в котором просили показать им это письмо, дабы по почерку можно было узнать автора и привлечь его к законной ответственности за провокацiю, но г. Шебунин в просьбе братiи отказал и ответил: «не ваше это дело». После этого г. Шебунин со всеми офицерами вторично стал привлекать всю братiю к подписи синодской грамотой. Здесь Серафимов и Щербина проявили свои действiя в таком направленiи. Одного спрашивают: «ты признаешь св. синод? Другого: «ты признаешь патрiарха?» третьего: «веруешь ли ты во св. Церковь?» и пр. Этими словами Серафимов и Щербина хотели уловить кого-либо из иноков в словах, так как узнали, что они всецело признают и повинуются вселенскому патрiарху, св. синоду и веруют во св. соборную и апостольскую, православно-кафолическую церковь, но только всячески отмещутся всех грамот и распоряженiй патрiарха и св. синода, направленных к уничтоженiю и хуле на Святейшее Имя Божiе. Поэтому всякого инока, давшего утвердительный ответ на один из сих вопросов, они заносили   в список имяборцев, несмотря на то, что сей инок был и есть исповедник и враг имяборчества, и несмотря на наш протест. Не малым соблазном для братiи служил г. Троицкiй, который в беседе с монахами Мартинiаном и Ваптосом выразился так: «Имя Господа Iисуса равно всякому человеческому имени», и что «Имя Господу нарекли люди», показуя этим, что Бог не имел имени, а сама тварь будто нарекла Творцу Имя.

Не лишним считаем упомянуть здесь о следующем факте. В монастырской ризнице находился шкаф со всеми документами монастыря за всё время его существованiя (более 900 дет). Игумену Мисаилу и комиссiи почему-то понадобилось захватить документы к себе. Ключи же от ризницы находились у iеромонаха Понтiя (исповедника), а у дверей ризницы с 13 iюня все время стоял часовой. Желая захватить монастырскiе документы, комиссiя прибегла к такой хитрости. 28 iюня накануне дня св. апостолов Петра и Павла, было объявлено братiи, что арх. Никон изъявил желанiе совершить бденiе, для чего потребовалось взять у ризничного саккос; и отец ризничный выдал облаченiе, взяв его в нижнем соборе. Видя, что план их расстроился, игумен решился прибегнуть к новой уловке: он во время бденiя заявил о. Понтiю, что этот саккос тяжел для владыки, - почему требуется принести более легкiй. Но братiя, предчувствуя что-то недоброе, заблаговременно взяли ключ у о. Понтiя, о чём о. Понтiй сообщил игумену. В виду этого Шебунин распорядился открыть ризницу при помощи слесаря. Около 10 час. веч. к дверям ризницы пришли игумен Мисаил, наместник Iоакинф, игуменскiй келейник, три пеших офицера, г. Серафимов и матрос-механик  с инструментами и отмычками (при этом заметим, что часовой был снят с поста у ризницы заблаговременно). Механик открыл дверь, а прибывшiе лица захватили все монастырскiе документы и, оставив дверь открытой, хотели уйти. В это время к ним подошел монах о. Димитрiан, который всё время следил за их действiями и сказал им: «что вы делаете? Вместо того, чтобы охранять монастырь, вы разоряете его, производите ночной грабеж, чтобы братiя не видела. Разве дня не было, что вы ночью ломаете замки?» При этих словах к о. Димитрiану подбежал г. Серафимов и сказал ему: «тут ничего нет». На это о. Димитрiан заметил: «как ничего нет, когда вы взломали замок и ограбили ризницу, а теперь говорите, что ничего нет». За это его тут же арестовали, и он семь дней, до самого отхода парохода «Херсон», находился под арестом, как революцiонер и еретик. Кстати скажем, что арх. Никон не служил на другой день, да, очевидно, и не собирался служить, и ключи понадобились не для саккоса. На третiй день после этого событiя Шебунин расклеил в монастыре объявленiя, в которых было сказано, что бунтующiе монахи 28 iюня, несмотря на присутствiе в монастыре солдат, взломали дверь в ризницу и  ограбили её, а также находившуюся в ней кассу. В виду этого монастырь был объявлен на военном положенiи, а в случае какого-либо сопротивленiя властями  предписывалось войскам  действовать оружiем. 1 iюля к Афону подошел пароход Добр. фл. «Херсон». В этот день Шебунин заявил исповедникам, что пароход пришел за ними, и чтобы все, не подписавшiеся под грамотой, собирались ехать. Тогда исповедники подали Шебунину заявленiе, в котором просили  непосредственного ходатайства перед Его Императорским Величеством    об оказанiи милости исповедникам: отвести место жительства всем вместе и выдать из монастырских сумм пособiе. При этом было указано, что с ними есть много стариков схимонахов, совершенно не способных ни к какому труду. Но на просьбу их Шебунин ничего не ответил. 3 iюля матросы, солдаты и весь экипаж в полной боевой аммуницiи, поставив у св. ворот пулемёты, собрались на дворе, а матросы спешно привинтили шланги к пожарным трубам. Видя всё это, братiя собралась к келiи своего уполномоченного, в просторном коридоре, в числе около пятисот человек, и стали совершать молитвенное правило (вечерню), так как церкви были заперты. Когда всё было приготовлено для поливки и к бою, к исповедникам подошел консул Шебунин со своей свитой, и командир «Донца» закричал на исповедников: «выходите, черти, добровольно; если же не выйдете, то увидите свиньи, что я с вами сделаю. Вот даю вам полчаса времени»… Раздалась команда, и на исповедников полилась из двух пожарных шлангов сильного напора холодная вода: из одного в упор по коридору, а из другого снизу. Лили долго и усердно целый час 5 минут, но иноки, защищая свои лица св. иконами и крестами, продолжали стоять неподвижно, хотя и тряслись от холода всем телом; при этом непрестанно взывали ко Господу: «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй нас! Пресвятая Богородице спаси нас! Святый Великомучениче Пантелеимоне моли Бога о нас! Вси святiи, молите Бога о нас!» Увидев, что исповедники с помощiю Божiею, терпеливо переносят холодное обливанiе, солдаты взяли железные багры, крючки, кочерги и подобныя им орудiя и стали ими разбивать, вырывая из рук исповедников св. иконы, кресты и Царскiе  портреты и бросая их в грязь и воду, топтали ногами. Затем стали этими же орудiями хватать иноков за голову, шею, ноги, одежду, валить их в ту же грязную воду и тем же способом тащить к себе, для отправки на пароход. Не довольствуясь этим, солдаты, под командованiем штабс-капитана Мунзова, пустили в дела приклады и даже штыки. Многiе очевидцы передают, что один солдат старался вырвать из рук его св. крест, а третiй – св. евангелiе; но в этот самый момент штык сорвался с винтовки и упал на землю, а о. Ириней свободно прошёл далее, не выпустив из руки св. крест; святое же евангелiе было солдатом вырвано и брошено в грязь. Что уже здесь произошло, всего нет возможности описать и передать: до ста человек впереди стоявших иноков было избито, смято, изранено… и все они валялись в грязи вместе с разбитыми св. иконами, крестами и Царскими портретами; по ним ходили солдаты и топтали всё ногами и поощрявшiе их имяборцы монахи: Никанор, Моисей и Тихон. Потом этих несчастных солдаты, под руководством тех же трёх имяборцев, тащили за волосы через весь коридор к просфорне и там бросали их вниз по лестнице, как дрова или камни, избивая их при этом прикладами, ногами и кулаками. В это же самое время часть солдат, со шт.-кап.Мунзовым, потеснив остальных исповедников в противоположный угол коридора, а затем поставив солдат около лестницы, ведущей во двор,  начали выгонять их всех по этой же лестнице на двор. Редкому здесь монаху удалось проскочить, чтобы не получить прикладом в спину, бок или голову. В числе избиваемых иноков находились также два iеромонаха о. Филарет и о. Николай, с надетыми эпитрахилями и с крестами в руках. Несмотря на их священный сан и старческiй возраст, с ними жестоко расправились: о.Филарета сильно избили. Присутствовавшiй при этом шт.-кап. Мунзов поносил избиваемаго солдатами священноинока самой скверной бранью.

Ещё большему истязанiю был подвергнут iеросхимонах Николай Иванов, который сам о себе пишет следующее: «В то время (3-го iюля), когда была в коридоре поливка из пожарных труб холодной водой братiи, я в полном монашеском облаченiи и в епитрахили, с иконой Божiей Матери в руках, во время ужасной поливки стоял впереди. Когда всех измочили, многих сбили с ног, и они в одежде с иконами и с крестами лежали на полу в воде, тогда набросились на меня два офицера 50-го Белостокскаго полка, один по фамилiи Мунзов, а другой неизвестен, которые моею эпитрахилью чуть было не задушили меня. Они, сорвав с меня эпитрахиль, рясу, схиму, их бросили на пол в воду и топтались по ним. Затем вырвали у меня из рук св. икону Божiей Матери и ею два раза сильно ударили меня по голове, потом стали бить меня иконою же по всему телу, я упал на пол в воду, они и лежащаго меня продолжали бить и, избив до полусмерти, бросили на пол в воду и саму св. икону Божiей Матери, разбивая её на мелкiя части, топтались по ней ногами, а солдаты, тут бывшiе, били меня прикладами и ногами; а потом те же два офицера и ещё два солдата, приподняв меня кверху, сильно ударили меня о каменный пол, я лишился чувств. Не могу определить времени моего бесчувствiя. Когда же я стал приходить в чувство и, открыв глаза, стал ощущать сильную боль тела от побоев, и так как я лежал в коридоре поперек, то по мне солдаты топтались ногами и чрез меня таскали в просфорню мертвых-убитых монахов (я заметил только двух). Здесь один солдат, схватив меня за ногу, потащил меня по полу к просфо где складывали убитых монахов; дотащив меня до просфорни, солдат, заметив, что я жив, бросил мою ногу и спросил меня: «Батюшка, ты живой!» Я ответил: «живой»! «Так вставай» - сказал мне солдат. «Не могу», - ответил я. В это время подошёл другой содат, они вдвоём приподняли меня и, поставив на ноги, сказали: «иди», но я не мог сам идти. Тогда они начали ругать меня скверными словами, и в то время один солдат сильно ударил меня прикладом ружья в плечи, я снова упал и лежал на полу без чувств. Когда же стал приходить в чувство, то я оказался сброшенным уже внизу во дворе, около библiотеки. Опомнившись немного, я с трудом поднялся на ноги и, неоднократно падавши, оттуда вышел сам, дошёл до переплётни и там, облокотившись о стол, отдыхал, дабы прiйти более в чувство. В это время увидел меня мон. Моисей (игуменскiй повар), возмущавшiй солдат на избiенiе монахов; у него была через плечо шашка офицера Мунзова. Монах Моисей, ругая меня скверными словами, подбежал ко мне, вынув из ножен шашку, и ею хотел меня зарубить, но подоспевшiй солдат, удержал руку убiйцы, оттолкнул его с криком: «Не смей это делать», и спас меня от смерти. Этот солдат взял меня под руку и повёл к другим солдатам, стоявшим в два ряда, около храма святителя Митрофана, и, передав им меня, сказал: «отведите его на низ». Два солдата взяли меня под руки и повели вниз по лестнице к храму Успенiя Божiей Матери. - На половине лестницы, оба солдата ударили меня прикладами и толкнули вниз, где сильно ударившись о каменную мостовую, лежал без чувств - не знаю, сколько время. Когда же несли меня 4 солдата из обители, то около св. ворот я мог открыть глаза и увидел стоявшего там консула Шебунина, который говорит солдатам: «несите его «черта» на пристань и отправьте на пароход «Херсон».

 

[1] Марк. 16,17).

[2] 1 Iоан. 3,23; Iоан. 1,12; Откр. 3,8; 19,13; Малах. 2,1-2.

[3] Св. ап. Эрма. Камень Веры. 250.

Категория: Имеславие 7 том | Добавил: borschks
Просмотров: 328 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar