Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 7 том |
2016-05-02, 1:09 AM | |
Пять слов в защиту Имени Божiя против новых арiан. Слово Первое О том, что ученiе о Имени Божiем принадлежит к числу основных догматов Церкви. Думается, что если кто-нибудь несколько столетiй назад взялся бы защищать и отстаивать честь Всемогущего Имени Божiя, то он бы вызвал не только всеобщее удивленiе, но, пожалуй, и смех. Ибо как возможно защищать То, что Само дано нам в защиту и огражденiе ? Однако ныне люди под предлогом просвещенiя настолько уклонились от истины, что дiаволу легко удалось ввести в их ложные мудрованiя хулу и на Всечестное и Достопокланяемое Имя Божiе. Причем эта хула поставлена им столь ловко и удачно, что многiе, особенно из «просвещенного» духовенства, окружая ее всяческим почетом, выдают за ученiе самой Церкви; а Вселенских и Великих Учителей и Святителей, которые с негодованiем отворачивались от этой дiавольской заразы, выставляют, как самых ревностных сторонников сей ереси. И в этом своем безумiи они дошли того, что ученiе святой Церкви о Имени Божiем извергли из числа ее спасительных догматов, утверждая, что таковое ученiе есть новшество. Действовали они тут столь умело, что смогли убедить и самих сторонников и поклонников Имени Божiя, так, что и те стали думать, что открыли нечто новое, еще только требующее церковного рассмотренiя и утвержденiя . Но Церковь Христова со дня своего основанiя не знает и не ведает новых догматов, ибо все они уже открыты нам в Святом и Священном Писанiи, утверждены Апостольскими посланiями и для большой наглядности изъяснены святыми Отцами. Поэтому клеветникам и хулителям уже не составило большого труда сказать далее, что всякое новшество в деле церковном есть - ересь. И такой хитрой манипуляцiей они ученiе святой Церкви поставили в разряд новшеств и ересей, а богохульное свое изобретенiе возвели в разряд ее непреложных догматов. И не видел свет большего нечестiя, ибо, как бы не обуревалась Православная Церковь, никогда она не заменяла слова Истины словами лжи, никогда не изменяла своих догматов, никогда не отказывалась от них. А о том, что ученiе Святой Православной Церкви о Имени Божiем всегда входило в число спасительных ее догматов, и говорить не стоило бы, однако, поскольку хулители не умолкают и изобретают новые клеветы и всячески отвергают правду, то мы, по мере своих скромных сил, скажем несколько слов в защиту Всесвятого Имени. И начнем мы свою речь именно со слова, в котором устами святых Отцов изложен сей догмат Церкви. Свт. Игнатiй Брянчанинов ясно говорит, что «ученiе о Божеской силе имени Iисусова имеет полное достоинство основного догмата Христiанской Веры и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов[1]». «В этом, - пишет он, — можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелiи от Iоанна, которую Господь имел со святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предшествовавшiй добровольному исшествiю Господа на место преданiя и на страданiя, спасительные для рода человеческого. Ученiе, произнесенное Господом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещанiя, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христiанством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной[2]... Аминь, аминь глаголю вам, сказал Он Апостолам, яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и прiимете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 16:23; 14:13,14; 16:24)[3]. Рассмотри все Священное Писанiе и увидишь, что в нем повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена сила его, спасительная для человеков[4]. И хотя многочисленные свидетельства Священного Писанiя возвещают нам величiе имени Божiя, но с особеннейшею определенностiю объяснил значенiе этого имени святой апостол Петр пред синедрiоном Iудейским, когда синедрiон допрашивал Апостола коею силою или коим именем даровано им исцеленiе хромому от рожденiя? Петр, исполнився Духа Свята, рече к ним: князи людстiи и старцы Израилевы, аще мы днесь истязуемы есмы о благодеянiи человека немощна, о чесом сей спасеся: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во имя Iисуса Христа Назорея, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав. Сей есть камень, укореный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о единем же инем спасенiя: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:7-12). Это свидетельство - свидетельство Святого Духа: уста, язык, голос Апостола были только орудiями Духа. И другой орган Святого Духа, Апостол языков, издает подобное провещанiе. Всяк, говорит он, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). Христос Iисус смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и да-рова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Iисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2:8-10)[5]. Будем помнить, что на Суде Божiем мы должны дать отчет за каждое праздное слово (Мф. 12:36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христiанской Веры. Ученiе о Божеской силе имени Iисусова имеет полное достоинство основного догмата и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствованiе против молитвы Iисусовой имеет весь характер умствованiя еретического[6]». Этих слов великого русского святителя с избытком должно было бы хватить, чтобы умолкли и заградились уста нечестивых, глаголющих на Имя Праведника гордыню и уничиженi м. Однако, как известно, кто вкусил духа еретического заблужденiя, тот редко останавливается в своем нечестiи, изобретая все новые и новые ухищренiя, и делает это не с иной какой целью, но лишь для того, чтобы удержать за собою зло. Ведь если бы они стремились к Истине, то достаточно им было бы отказаться от своего злоумствованiя и со свидетельством правого исповеданiя вернуться в ряды верных сынов Церкви. Но мы, наперед зная и ведая их развращенность, не откажемся привести и более сильные доводы в защиту Всесвятого Имени. Еретики говорят, что не было Соборного рассмотренiя этого вопроса, и нигде в догматах Церкви не запечатлено исповеданiе Имени Божiя . Говоря так, они клевещут на Отцов, и мы легко посрамим и эту их нечестивую ложь. Еще на Первом Вселенском Соборе поднимался вопрос о достоинстве и значенiи Имени Божiя, ибо арiане учили, что Господь получил Свое Имя еже паче всякого имени в награду. Так же говорили они, что Отец только тогда стал Отцем и получил имя Отца, когда родил (или сотворил, как говорили они) Сына, а до этого не имел Он Имени Отца, потому что не был Им по естеству. Подобно и Сын получил Свое Имя только тогда, когда был рожден (или сотворен), а до этого не имел вовсе Его, ибо и самого Его еще не было. Опровергая эту хульную арiанскую мысль (последователей которой мы видим ныне), Отцы мудро и справедливо ввели слово: единосущен, о которое, как о камень, разбились все волны еретического мудрованiя. Этим словом заградились уста нечестивых, ибо оно обозначает не что иное, как то, что Сын всегда присущ Отцу, и не было времени, когда Его не было. Вместе с тем Отцы говорили, что поскольку Отец всегда имел Сына, то всегда Он был и именовался Отцем; равно и Сын всегда был и всегда имел Свое Имя. «Посему Бог - всегда Отец, - сказали они, - и не впоследствiи привзошло это наименованiе: Отец, в каком случае можно было бы почитать Бога изменяемым. Ибо, если прекрасно Богу быть Отцем, то не всегда было в Нем прекрасное[7]». «Но пусть лучше любознательные изследуют дело, - говорит свт. Афанасiй Великiй , - чтобы, дознав, чего не знали прежде, омыть им нечестивый свой слух струями истины и догматами благочестiя [8]. Слово — всегда во Отце и Отец в Слове, как неразлучны сiянiе и свет, то, посему, Первый Вселенскiй Собор, представляя себе это, прекрасно написал: единосущен, чтобы низложить злонравiе еретиков и показать, что Слово - инаково с вещами сотворенными, и, написав это, тотчас присовокупил: а кто говорит, что Сын Божiй — из не-сущаго, или - есть тварь, или - изменяем, или - произведенiе, или - от иной сущности, тех предает анафеме святая и вселенская Церковь... Итак, если они (еретики) представляют в предлог новость реченiй, то пусть вникнут в ту мысль, с какою написал так Собор (единосущен), предавая анафеме то, что действительно анафематствовал Собор... И если кто думает, что Бог - сложен, так что в сущности Своей имеет что-то случайное, или внешнюю какую-то оболочку, и ею закрывается, или что окрест Его есть нечто восполняющее Его сущность, почему произнося слово Бог, или именуя Его Отцем, означаем не самую невидимую и непостижимую Его сущность, но что-то окрест ея: то пусть также поймут, что, разумея так, произносят две хулы; потому что вводят какого-то телеснаго Бога, и лживо проповедуют, что Господь есть Сын не самого Отца, но того, что окрест Его[9]... Если же, именуя Отца, или употребляя слово Бог, означаете вы не сущность и разумеете не самого Сущего, каков Он по сущности, но означаете этими словами что-либо иное окрест Его, или еще и худшее (что да не будет мною и выговорено); то не надлежит вам писать, что Сын от Отца, скорее же, что Сын от того, что окрест Отца... /если слова: Отец и Бог означают не самую сущность Сущаго, но нечто иное, как вымышляете вы это, то и тварь не есть созданiе самосущаго Бога[10]... Если же Бог есть нечто простое (как это и действительно); то явно, что, произнося Слово: Бог, и именуя его Отцем, не что-либо окрест Его именуем, но означаем самую Его сущность... Ибо, хотя и невозможно постигнуть, что такое сущность Божiя; однако же, при одном представленiи, что Бог есть, так как и Писанiе означает Его этими же наименованiями, и мы, желая означить не кого-либо иного, но Его самого, именуем Его Богом и Отцем, и Господом. Посему, когда говорят: Азъ есмъ сый (Исх. 3, 14), и: Азъ есмь Господь Богъ (Исх. 20, 2), и как скоро Писанiе где-либо говорит: Богъ, - разумеем мы не иное что, но означаемую тем самую непостижимую Его сущность[11] и разумеем не что иное, но самую простую, блаженную и непостижимую сущность Сущаго[12]... ... Так освящаемые, истинно мы всыновляемся, и произнося имя Отца, из сего имени познаем и Слово во Отце... Ибо пребывающiй в нас Дух Слова чрез нас именует Отца Его как бы нашим; такова - мысль Апостола, который говорит: посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопiюща: Авва Отче (Гал. 4, б)[13]... И если Он - совершеннее именованiй; то неблагочестно - совершеннейшее означать менее совершенным. Если же Он - ниже имен; то, конечно, есть причина наименованiю от совершеннейшаго; это же означает опять Его преспеянiе; а такая мысль - не менее прежней нечестива... Посему, если отрицаются от написанного в Писанiи; то, став с сего времени чуждыми самого имени христiан, в собственным смысле могут получить от всех наименованiе безбожных и христоборцев; потому что и сами себя так наименовали[14]. Итак, собравшiеся в Никеи Отцы, имея эту мысль, написали и такiя реченiя [15]... Вера, какую Собор исповедал письменно (Во единого Господа Iисуса Христа, Сына Божiя , единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша), есть вера вселенской Церкви. Ее защищая, блаженные Отцы написали так и осудили арiанскую ересь16... Однако же, знаю, что упорнейшiе из христоборцев, и это выслушав, не пожелают перемениться, но оставят это без вниманiя, ища опять новых предлогов, а после них станут выдумывать еще новые. По пророческому слову: аще пременит ефiоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя (Iерем. 13, 23), едвали и они, научившись нечестiю, пожелают мудрствовать благочестиво[16]. Кажется, что не знают они так же, или и знают, но претворяются незнающими, что и до Никейского Собора ненавистна была ересь сiя, когда полагали ей начало Артема, а прежде него сонмище Каiафы и тогдашних фарисеев. Но и всегда ненавистно, и не перестанет быть ненавистным, это христоборное сборище, потому что вожделенно имя Господне, и вся тварь преклоняет колена и исповедует, яко Господь Iисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2, И)[17]». И на этом полагаем закончить первое слово, обращенное нами против новых арiан - хулителей Имени Божiя, ибо сказано, что при устах двух или трех свидетелей станет тверд всяк глагол, а здесь мы имеем свидетельство 318 богоносных Отец, сошедшихся в Никеи и утвердивших Символ Православной Веры, в котором право исповедана и вера во единого Господа Iисуса Христа, Сына Божiя, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И если здесь со всею очевидностью говорится о том, что Iисус Христос был всегда, то как еретики осмеливаются утверждать, что было время, когда Сын Божiй не был Iисусом Христом, а стал им после. Ибо говорят они, что только по вочеловеченiи Он прiобрел Свое имя, а до этого не имел его. И это они говорят не с иною какою целью, а лишь с той, чтобы доказать, что Iисус Христос не есть Бог. Прямо, конечно, они этого не высказывают, ибо тогда всем станет сразу понятно их злочестiе. Поэтому еретики и говорят всегда прикровенно, хитрыми словесами отвергая божественность имени Божiя, замутняя веру, вводят понятiя тварь и произведенiе, созидаемый, изменяемый; не был, пока не рожден. И сiи новые арiане влекут своих последователей не куда-нибудь, но на встречу своему [1] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 1, с. 204-205. [2] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 5, с. 81-82. [3] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 1. с. 197 [4] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 1, с. 202. [5] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 1, с. 204-205. [6] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 1, с. 204-205. [7] Свт. Афанасiй Великiй. Творенiя . Т. 2. На арiан слово первое. С. 203, 202, 214. М. 1994. [8] Посланiе свт. Афанасiя о том, что Собор Никейскiй, усмотрев коварство Евсевiе вых приверженцев, определенiе свое против арiанской ереси изложил приличным образом и благочестно. Творенiя . Т. 1, с. 402. М. 1994. [9] Там же. С. 426.
[11] Посланiе свт. Афанасiя о том, что Собор Никейскiй усмотрев коварство Евсевiе вых приверженцев, определенiе свое против арiанской ереси изложил приличным образом и благочестно. Творенiя . Т. 1, с. 426- 429. М. 1994. [12] Свт. Афанасiй Великiй. Творенiя . Т. 3. Посланiе о Соборах. С. 139. М. 1994. [13] Там же. С. 442-443. [14] Там же. С. 419. [15] Там же. С. 432. [16] Там же. С. 443-444. [17] Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя . Т. 3. Посланiе о Соборах. С. 116. М. 1994. господину - антихристу, ибо ересь сiя по справедливости наименована многими святыми Отцами его предтечей. Отцу же нашему Небесному да будет слава во веки веков. Аминь. Слово Второе. О том, что Господь есть Iисус Христос. Раз уж мы начали разговор о Домостроительстве Божiем, то должны рассмотреть и вопрос: всегда ли был Христос, или Он возник в определенное время в определенном месте. Ибо еретики говорят, что Его не было до Его воплощенiя, и имя Свое Он получил впоследствiи, в восьмой день. Но это противно Православной вере, учащей в своем Символе, что Iисус Христос Сын Божiй рожден прежде всех век. Т.е. по Божеству Христос был всегда, а с воспрiятiем человеческой природы не претерпел какого-либо измененiя или приращенiя, но пребыл тем же совершенным и вездесущим Богом. «Поелику был Отец, - пишет свт. Афанасiй, - то всегда была в Нем и Истина, т.е. Сын, Который говорит о Себе: Азъ есть истина (Ин. 14, 6). Поелику была Ипостась, то, без сомненiя, тотчас надлежало быть Ея Образу и Начертанiю, потому что не вне написуется Образ Божiй; но Сам Бог - Родитель сего Образа[1]... И как Бог, соделываясь Богом защитителем и говоря: буду им Богом, не тогда наипаче соделывается и не тогда только начинает быть Богом, но чем всегда Он есть, тем, как скоро угодно Ему, бывает и для имеющих в том нужду: так и Христос, по естеству вечный Господь и Царь, не тогда, как посылается, наипаче соделывается Господом, и не в это время начинает быть Господом и Царем; но чем всегда Он есть, тем творится тогда и по плоти, и всех избавив, таким образом делается Господом живых и мертвых20». «Ибо, - говорит преп. Iоанн Дамаскин в Точном Изложенiи Православной Веры, — по благоволенiю Бога и Отца, единородный Сын, Слово Божiе, и Бог, сый в лоне Бога и Отца (Ин. 1, 18), единосущный Отцу и Святому Духу, предвечный, безначальный, Тот, Кто был в начале, был у Бога и Отца, и (Сам) был Богом, во образе Божiй сый (Флп. 2, 6), преклоняет небеса и сходит... неизреченным и непостижимым снисхожденiем... Два естества (во Христе) соединились между собой без превращенiя и измененiя, так что ни Божеское не лишилось свойственной Ему природы, ни человеческое - как не превратилось в Божеское естество, так и не перешло в небытiе, равным образом и из двух не составилось одного сложного естества... Мы исповедуем, что один и тот же (Христос) состоит из двух естеств - Божества и человечества, и в двух естествах, и что Он есть и именуется и совершенным Богом, и совершенным человеком. Имя же Христос мы принимаем за имя лица и понимаем его не односторонне, но как обозначенiе двух естеств... Поэтому должно знать, что имена Божества и человечества указывают на сущности или на естества... Так Христос, - имя, означающее то и другое естество в совокупности, — называется и Богом и человеком, и сотворенным и несотворенным, и подверженным страданiю и неподверженным... Поэтому мы можем говорить о Христе: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3, 36, 38); а также: человек этот не создан, не подвержен страданiю и неописуем»[2]. Из этого слова в очередной раз видно, что святые под именами всегда разумели самое естество, а не что-либо иное. И поскольку Имена Божiи всегда относились к Его естеству, то всегда они и были, и не было времени, когда их не было. «И Давид»[3], и Исаiя[4], - говорит свт. Григорiй Палама, - явили, что в отношенiи Божества у Господа нашего Iисуса Христа нет родословной; после них и Апостол подтвердил это[5]. Потому что как мог иметь родословную Сущiй в начале, и Сущiй у Бога, и Сущiй Божiе Слово и Сын, и не имеющiй Отца пришедшего в бытiе раньше Его, и Имеющiй имя - паче всякого имя и слова? — Нет же ничего старше - Божьего Имени; а это можно сказать относительно Отца и Сына и Духа Святаго: потому что оно (Имя Божiе ) — едино и не в чем не разнствует в понятiи Божественного естества»[6]. «Еретики же, - говорит свт. Афанасiй Александрiйскiй, - в защиту свою выставляют Божественные словеса и усиливаются толковать их по собственному своему разуменiю... Итак говорят, что Апостолом написано: темже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Iи сусове всяко колено поклонится небесныхъ и земныхъ и преис-поднихъ (Филип. 2, 9-10), и Давидом: сего ради помаза Тя Боже Богъ Твой елеем радости паче причастникъ Твоихъ (Пс. 44, 8). Потом прибавляют, как-будто сказывая что-то мудрое: если сего ради вознесен и прiял благодать, сего ради помазан; то получил награду за свое произволенiе ... Ибо, если в награду за свое произволенiе получил то, что имеет, и не имел бы этого, если бы не привел в действiе требуемаго; то, получив это за добродетель и усовершенiе, поэтому уже справедливо назван и Сыном и Богом... Посему, если в таком же смысле говорят о Спасителе; то окажется, что Он не истинный Бог, не истинный Сын, не подобен Отцу, и совершенно не имеет Бога Отцем Своим по самой сущности, имеет же только по данной ему благодати, а по сущности имеет Бога Творцем Своего бытiя, подобно как все твари. А если Он таков, как утверждают еретики; то откроется еще, что вначале не имел Он имени Сына, если только получил его в награду за свои дела и преспеянiе, и именно не за иное, но за то, какое показал, когда соделался человеком и принял зрак раба. Ибо тогда, как стал послушлив даже до смерти, сказуется о Нем, что Он превознесен и получил благодать, то есть имя, да о имени Iисусове поклонится всяко колено. Чем же был Он прежде, если теперь вознесен, теперь начал быть достопокланяемым, теперь назван Сыном, когда соделался человеком? Видно, что нимало не усовершил Он плоть, а паче Сам усовершен плотiю, если, по их зломысленному ученiю, тогда вознесен и наречен Сыном, когда стал человеком... Если, по словам еретиков, ныне Он усовершился; то почему же, упоминая о Своей еще прежде мира премирной славе, сам Сын сказал: прослави Мя Ты, Отче, славою, юже имехъ у Тебе прежде миръ не быстъ (Ин. 17, 5)? Если ныне вознесен, по их мненiю; то почему прежде сего преклони небеса и сниди, и еще: даде Вышнiй глас Свой (Пс. 17, 10.14)? Следовательно, если Сын и прежде сотворенiя мира имел славу, и был Господом славы и Вышним, и сошел с неба, и всегда был достопокланяем; то не усовершился Он сошедши, а паче Сам усовершил имеющих нужду в усовершенiи. А если снисшел для усовершенiя других; то не в награду прiя л именованiе Сына и Бога, а паче Сам всыновил нас Отцу, и обожил человеков, став Сам человеком... Да и какую благодать прiял Податель благодати? Или, как прiял достопокланяемое имя, Кому всегда поклонялись о имени Его. И прежде нежели делается человеком, святые призывают: Боже, во имя Твое спаси мя (Пс. 53, 3), и еще: сiи на калесницахъ, и сiи на конехъ: мы же во имя Господа нашего возвиличимся (Пс. 19, 6.8). Так покланялись Ему Патрiархи, да и об Ангелах написано: и да поклонятся Ему вси Ангели Божiи (Евр. 1, 6). Если же, как Давид воспевает в семьдесят первом псалме, имя Его пребывает прежде солнца и прежде луны в роды родов (Пс. 71, 5); то каким образом прiял то, что имел всегда, даже прежде нежели прiял это ныне?26 Поэтому, если вы, арiане, так мудрствуете о Сыне Божiем, а именно, что и Он таким же образом (как прочiе твари) произошел и получил бытiе ; то, по вашему ученiю, ничем не будет Он отличаться от других тварей по естеству, как скоро не имел Он бытiя, но получил оное, и за добродетель сообщена Ему при созданiи благодать имени[7]». Из этого рассужденiя святителя Афанасiя Великого, которое он излагал и на Первом Вселенском Соборе с одобренiя прочих святых Отцов, ясно, что Бог не принимает и не нарицается именами, а имеет их всегда. Ибо, как говорит он же, Свое Имя Бог всегда имеет по естеству; ибо сказано: Богъ бе Слово (Ин. 1, I)[8]. Так и имя Спаситель (Iисус) Бог не получил в восьмой день по Своем воплощенiи или в иное какое время, а всегда имел его, правильнее сказать, всегда был Им (Спасителем). Еретики же сами наветуют себе и своему вечному спасенiю, и по праву именуются они еретиками, ибо из еретических же писанiй , осужденных Церковью, заимствуют свои ложные мысли, и так прельщают ими неопытных. Но что самое поразительное и страшное в их нечестiи, что они выставляют своими сторонниками и приверженцами самих святых Отцов; и делают тех, которые всегда стояли на страже Православной веры, поборниками ереси. До этого не додумывались и прежнiе еретики, сохраняя в себе хотя бы нечто человеческое. А эти, потеряв всякiй стыд, творят невиданное доселе беззаконiе. Ибо говорят они: «Было, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет никакого имени»[9] И эту свою лукавую мысль они черпают из «неопубликованных» и «новооткрытых» текстов, фальшиво приписываемых преп. Исааку Сирину. А о том, что это не собственно писанiя святого, а еретическiе апокрифы, наглядно свидетельствуют и сами эти тексты, в коих осужденный Вселенскою Церковью нечестивый Феодор Мопсуэтскiй именуется не один раз и не два, а многажды - блаженнейшим. При этом часто приводятся его цитаты и мысли. В этих же апокрифах содержатся в изобилiи и ложные мысли Оригена, сводящiеся к тому, что Бог спасет всех, в том числе и демонов. А для пущей важности, чтобы свою ложь выставить за правду, фальсификаторы вставляют в эти злочестивые тексты и подлинные писанiя святого. И так, мешая истину со злом, как плохiе корчемники мешают вино с водою, выдают некiй новый смертоносный эликсир, который некоторые, приняв за лекарство и испив его, отравили себя и ум свой, и так наследовали вечную смерть. Подлинный же Исаак Сирин не иначе как называет Оригена (а с ним и всех его подражателей, в том числе Мопсуэстiйского) как «начальником зловредных ересей»[10]. И сiи есть истинные слова святого, какiе и мы по праву прилагаем к новым арiанам, хулителям Имени Божiя . Церковь же устами святых Отцов свидетельствует, что Имя Божiе - вечно. «Ибо если необходимо прекратиться самому имени Сына и Духа, - говорит свт. Афанасiй Великiй , - по удовлетворенiю потребности (в именах, все совершающееся уже будет одна игра; потому что являлось не в действительности, а только под именем. А с прекращенiем, по ученiю их, Имени Сына прекратится и благодать крещенiя; потому что дана ради Сына... а следовательно, и нас не будет, как и прежде не было...»[11] Господу нашему Iисусу Христу да будет слава во веки веков. Аминь. Слово Третiе. О том, зачем нужна еретикам хула на Имя Божiе . Что ж, выше мы в двух словах кратко изобрзили ученiе святой Церкви о имени Божiем: положив основанiе, еже есть Христос Сын Божiй, возвели и столпы, святыми Отцами на Соборах утвержденные; и далее, еще в нескольких словах изобразим, на сколько это нам будет возможно, премудрое строенiе Божiе. Но теперь нам хочется перевести свой взгляд на зданiе, которое строят еретики: чтобы, и нам, глядя на их сооруженiе, подлинно разуметь и их нечестивые мысли. Однако напрасно мы будем искать нечто стройное и благочестивое: отнюдь у сынов нечестiя не обретается что-либо достойное и превосходное. Все свое строенiе они базируют на том, что, находя нечто неудобовразумительное в писанiя х поклонников Имени Божiя, высмеивают их, и на этом своем смехе утверждаются и почiют. Другого основанiя у них нет; а им, если они действительно ревнители славы Божiей, следовало бы утверждаться на непреложном Слове Священного Писанiя. Но, увы, Писанiе не дает этим людям матерiала для фундамента, почему и стоит их строенiе на зыбком песке, как мы сказали, их собственного неразумного смеха[12]. Но печалит нас то, что для вящей убедительности они свое ветхое и перекошенное зданiе украшают словесами святых Отец, которые, как им мниться, единомудрствуют с ними и подтверждают их заблужденiе. Для этого они не прочь и приписать Отцам того, что они не говорили вовсе, или переиначить их, или перевести «по-своему». Но как неискусный жонглер все время роняет предметы, которые он держит в своих руках, так и эти лицедеи не в состоянiи вывести из Отцов чего-либо единого и целого, что могло бы, наконец, украсить и их зданiе, дать ему вид хоть какого-то благообразiя. И за отсутствiем настоящих и непреложных украшенiй, которые суть словеса Божiи, они прибегают к насилiю и погромам, ими тщатся упрочить свое, всеми ветрами колеблемое зданiе. Таково жалкое их строенiе, нами в немногих словах описанное. Однако раскроем и то, зачем эти безумные люди (а их иначе и нельзя наименовать, ибо, лишившись ума, восстают они на Бога) возводят сiю храмину невиданного доселе злочестiя . Как мы уже писали выше, святые Отцы на Первом Вселенском Соборе осудили арiеву ересь, отрожденiе которой и представляет из себя это богохульное ученiе. Ибо и арiане учили тому, что Сын будто бы получил имя в награду, и тому, что у Него некогда вовсе не было имени, и тому даже, что имя Его - тварно, ибо и Сам Он - тварь. «И Арiй ко всем прочим своим реченiям приложил и это, как из гноя извлеченное, реченiе, что ... Господь... только называется Словом, а не (есть Слово) по естеству; и не есть истинный Божiй Сын, Сыном же, как тварь, называется по усыновленiю»[13]. «... Бог не всегда был Отцем Сыну; когда пришел в бытiе и создан Сын, тогда и Бог стал именоваться Отцем Его; ... поэтому и Сын не в собственном смысле именуется Словом и Премудростiю...»[14]. «Бог не всегда был Отцем; не всегда был Сын... Христос не истинный Бог, но что Он, как и все другiе, именуется Богом по причастiю... Сам же Господь сей называется Словом по примышленiю, по причине словесных тварей... И как скоро пришел Он в бытiе, наименовал Его Бог Отец Словом, и Сыном, и Премудростью...»[15]. «Это и подобное этому утверждал Арiй, за что и объявлен еретиком; ... потому что сими ученiями вводится безбожiе, вернее сказать, противное Писанiям iудейство, за которым не далеко следует язычество. И кто имеет такой образ мыслей, того не должно уже называть и христiанином, ибо все это - противно Писанiям»[16]. «Отчего, как сказал святитель Афанасiй Великiй, впадающiе в арiеву ересь развращаются умом и безрасудствуют, имя Господа славы изменяют в подобiе образа тленна человека (Рим. 1, 23)[17]... и, как противоборцы, говорят, что Христос ... называется Богом по причастiю ... и по примышленiю, по причине словесных тварей[18]». И смысл этой арiанской ереси ни какой иной, как тот, чтобы доказать, что Iисус Христос - не Бог, но тварь. И если мы внимательно последим за ходом мыслей новых арiан, то увидим, что и они в своем безумiи стремятся к тому же: т.е. к тому, чтобы отвергнуть Божество Iисуса Христа. И на самом деле нет у них иной цели, ибо отецъ ихъ - дiаволъ. «Посему-то и Вселенскiй Собор говорящего это Арiя изринул из Церкви и, не терпя злочестiя, предал анафеме, и Арiево заблужденiе признано уже ересiю, заключающею в себе нечто большее иных ересей; потому и христоборным оно названо, и признано предтечею антихриста»[19]. Видите, как святые Отцы разумели смысл этой ереси, этой новой вавилонской башни? - Они прямо называли ее: предтечею антихриста, ибо не возможно ему придти прежде, нежели будет поругано ученiе Церкви о том, что Господь не только именуется Сыном и Словом Божiем (а арiане и их нынешнiе последователи именно то и доказывают, что это лишь имена), а является Им по естеству. «Было и до них много еретиков, - пишет свт. Александр Александрiйскiй, - которые простирая свою дерзость до крайних пределов, впадали в безумiе. Но эти (арiане), употребив все извороты своей речи на то только, чтобы отвергнуть Божество Слова, как ближайшiе предтечи антихриста, показали, что прежнiе еретики были еще куда лучше их. По этой причине мы отлучили арiан от Церкви и предали анафеме». Как видим древнiе еретики учили, что Бог ниже Своих Имен и имеет их лишь по благодати, а не по существу. А потому Отец не истинно есть Отец, и Сын не истинно есть Сын. Современные же iудействующiе наоборот Имя Божiе ставят в разряд тварей. И если мы проследим, куда ведет их зломыслiе, то увидим, что оно направлено к тому, чтобы нам стало безразлично, как именовать Бога. Ведь если Имя тварно и используется лишь для нашего удобства, то значит, мы вправе именовать Бога так, как нам это удобно. И выходит, что Бога можно назвать и Троицей, и аллахом, и буддой, (и да проститься мне это реченiе, которое все-таки должно сказать) и люцифером. Ибо какая разница, как называть Бога, если Он ничего общего не имеет со Своими Именами, а пользуется ими лишь по примышленiю? Но, да остановится это безумiе, по слову Самого Господа, Который неверных iудеев за то, что они наименовали Его вельзевулом, лишил прощенiя и в этом, и будущем веке (см. Мф. 12:23-37). А блаженного Петра за то, что он наименовал Его подобающим образом Христом Сыном Бога Живаго, сделал Камнем и основанiем Своей Церкви, которую не одолеют врата ада (см. Мф. 16:13-20). Видите, как велико значенiе Имени! Настолько, что только за одно правое мудрствованiе о Нем, тленный человек получает ключи Царства Небесного; и только за одно неправильное наименованiе приравнивается к хулителям Духа Святаго. А если скажут, что не за имя осудил или прославил Бог, а за то, что под ним разумелось, то пусть вместе с тем признают и важность имен и согласятся с тем, что они означают то, что именуют, а не что-либо иное. И если Имя Божiе - тварно, то, значит, нету и никаких Таинств в Православной Церкви, ибо все они совершаются Именем Господним; нету и Самой Церкви, и, самое главное, нету никакого Христiанского Бога. - Такова ведь мысль еретиков. Хула на Сына Божiя, а вместе с тем хула и на святое Имя Его названы святыми Отцами предтечею антихриста; ибо антихрист, доказав, что Имя Божiе ничего не значит, а является лишь простым звуком, которого могло бы и не быть, на место Имени Творца и Создателя водрузит свое собственное нечистое имя. Ибо, как говорит блаженный Феодорит: «До пришествiя Христова явится в мир облеченный в человеческое естество враг людей и противник Божiй, демон, похититель Божiя Имени»[20]. И исповедник святой Православной веры Сергей Нилус пишет: «... По Откровенiю дьявол возомнил о себе, что он подобен Всевышнему (Ис. 14:14). Каббалистическая тетраграмма ... посему и изображает дьявола тоже равносторонним треугольником, равным первому, но только обращенным вершиною вниз, а не вверх, обозначая тем самым противоположность сатаны — Богу. Получающаяся от взаимного пересеченiя новая фигура шестиконечной звезды должна обозначать замену имени Божiя (треугольника) именем новым, кто был последним, а стал всем... Кто этот последнiй, мы знаем теперь. Сатана имя ему»[21]. Так что цель, для которой еретики возводят свое мрачное строенiе, украшенное шестиконечными звездами, теперь вполне ясна любому. Цель сiя : поругавшись имени Божiю и отвергнув Бога, на святом месте Его водрузить мерзость запустенiя , сиречь имя антихристово, да иже аще не поклонится образу звериному, убiе ни будутъ. Да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто иматъ начертанiе, или имя зверя, или число имене его (Откр. 13:15,17). Но да не подумает никто, что антихрист и вправду сможет похитить Имя Божiе и нарещись Iисусом Христом Сыном и Словом Божiем. Нет, сего не дано ему, но то сотворит он, что люди, отвергнув спасительное Имя Божiе, поклоняться имени его. И мы не будем здесь допытываться и изыскивать это нечистейшее имя; довольно знать с нас и то, что ему за место сладчайшего Имени Iисусова воздадут божескiе почести. Ибо, как имя Христово для нас есть печать спасенiя , так и имя антихриста будет для поклонников его печатью погибели. Господу нашему Царю Небесному Утешителю, да будет слава во веки веков. Аминь. Слово Четвертое. О чудных свойствах имени Божiя , как о том поведали Отцы. Сказав немного о том, как нечестивцы украшают свое всепагубное зданiе, прибегнем и сами к достодолжным украшенiям, для чего возьмем подлинные Священного Писанiя и святых Отцов наших, и ими, как премудрым бисером, украсим дом Всесвятого Имени Божiя. Да «немы да будут устны льстивых, гпагопющiя на праведного и на великолепное имя его беззаконiе, гордынею своею, своим глубоким неведенiем и соединенным с ними уничиженiем чуда Божiя[22]». И «рассмотрев величiе имени Iисусова... мы воскликнем в духовной радости и удивленiи : Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны человеческими (Пс. 30:19,20). Сiи на колесницах, и сiи на конех - на плотском и суетном умствованiи своем, мы же, с простотою и верою младенцев, имя Господа Бога нашего призовем (Пс. 19:8)[23]». Свт. Игнатiй: Воспел предвидевшiй дальнее будущее Давид, праотец Iисуса по плоти, воспел величiе имени Iисуса, живописно изобразил действiе этого имени, борьбу при посредстве его с началами греха, силу его при освобожденiи молящегося им из плена страстей и бесов, благодатное торжество одержавших победу именем Iисуса. Послушаем, послушаем Боговдохновенного Давида! С необыкновенною ясностiю, описывая долженствующее совершиться чрез тысячу лет установленiе духовного царства Христова на земле, Царь-Пророк говорит, что владычество Богочеловека будет распростираться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя. Поклонятся Ему вси царiе земстiи, вси языцы поработают Ему. Честно имя Его перед ними. И помолятся о Нем выну, весь день благословят Его. Будет имя Его благословено во веки; прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его. Благословенно имя славы Его во век и в век века: и исполнится славы Его вся земля (Пс. 71:8,11,14,15,17,19)... Пред Ним - Господом и Искупителем нашим - припадут ефiопляне, бесы, и врази Его, падшiе духи, персть полижут (Пс. 71:9). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятая великолепiе Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (Пс. 8:2,3). Точно! величiе имени Iисуса превыше постиженiя разумных тварей земли и неба: постиженiе его непостижимо прiемлется младенческою простотою и верою[24]... Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, предвозвестил: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Iоил. 2,32). Слова Пророка повторяет святой апостол Павел (Рим. 10. 13): аще исповеси усты твоими, говорит он, Господа Iисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже из мертвых, спасешися (Рим. 10.9)[25]. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Сам Господь, яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и прiимете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 16:23; 14:13,14; 16:24). Свт. Игнатiй: Апостолы, как видим из книги Деянiй их и из Евангелiя, совершали великiе чудеса именем Господа Iисуса Христа: исцеляли недуги, не исцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых ими человеков[26]. Из Евангелiя, Деянiй и Посланiй Апостольских мы видим неограниченную веру во имя Господа Iисуса и неограниченное благоговенiе к этому имени святых Апостолов. Именем Господа Iисуса они совершали поразительнейшiе знаменiя .[27] Златоуст: Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Во что же уверовали? - Во имя Его[28]. Свт. Григорiй Палама: Бог верующим во имя Его даровал силу и власть быть чадами Божiи ми[29]. Свт. Игнатiй: Имя Господа Iисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу[30]. Имя Господа нашего Iисуса Христа Божественно; сила и действiе этого имени Божественны; они всемогущи и спасительны; они - превыше нашего понятiя, недоступны для него[31]. Великiй Варсанофiй: Как врач прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божiе, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается[32]. Свт. Игнатiй: Святой Давид исчисляет чудные действiя страшного и святаго имени (Пс. 110:9) Iисусова. Оно действует подобно принятому врачевству, образ действiя которого неизвестен больному и непостижим для него, а самое действiе очевидно по производимому исцеленiю[33]. Свт. Игнатiй: Имя Iисус, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божескiе свойства и силу[34]. Дмитрiй Ростовскiй: В этом имени открыты безвестная и тайная премудрости Божiей. Это имя, как солнце, озарило своим сiянiем мiр, по слову пророка: «Возсiя ет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды» (Мал. 4, 2)[35]. «Имя Сына Божiя, - сказал Ангел святому Эермiю, непосредственному ученику Апостолов, - велико и неизмеримо: оно держит весь мiр». Услышав это ученiе, Эрмiй спросил Ангела: «Если все творенiе держится Сыном Божiим, то поддерживает ли Он тех, которые призваны Им, носят имя Его и ходят в заповедях Его?» Ангел отвечал: «Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят имя Его. Он Сам служит для них основанiем, и с любовiю держит их, потому что они не стыдятся носить имя Его»[36]... Свт. Игнатiй: Во имя Господа Iисуса даруется оживленiе душе, умерщвленной грехом. Господь Iисус Христос - жизнь (см. Ин. 11:25), и имя Его -живое: оно оживотворяет вопiющих им к источнику жизни, Господу Iисусу Христу. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя правдою Твоею; не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем (Пс. 142:11;79:19)[37] [1] Свт. Афанасiй Великiй. Творенiя . Т. 2. На арiан слово первое. М. 1994. [2] Св. Iоанн Дамаскин. Точное изложенiе православной веры. Книга 3- Москва, 1992. [3] Пс. 119:4 [4] Ис. 53:8 [5] Евр. 7:3 [6] Свт. Григорiй Палама. Беседы. Том 3. С. 167. М. 1994. [7] Посланiе свт. Афанасiя о том, что Собор Никейскiй, усмотрев коварство Евсевiе вых приверженцев, определенiе свое против арiанской ереси изложил приличным образом и благочестно. Творенiя . Т. 1. С. 411. М. 1994. [8] Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя . Т. 3. о явленiи во плоти Бога Слова и против арiан. С. 262. М. 1994.. [9] Еп. Иларiон Алфеев. Священная Тайна Церкви С.112. Спб. 2007. (Iерарх имяборческо-экуменической антицеркви «МП»). – Изд.) [10] Преп. Исаак Сирин. Слова подвижническiе. Слово 55. С. 420. М. 2002. [11] Свт. Афанасiй Великiй. Творенiя . Т. 2. На арiан слово четвертое. С. 483. М. 1994. [12] «Имяславскому ученiю о почитанiи имени Божiя Синод не противопоставил какое-либо иное положительное ученiе , ограничившись осужденiе м имяславiя ». Еп. Иларiон Алфеев. Священная Тайна Церкви. С. 546. СПб. 2007. [13] Посланiе свт. Афанасiя о том, что Собор Никейскiй, усмотрев коварство Евсевiе вых приверженцев, определенiе свое против арiанскои ереси изложил приличным образом и благочестно. Творенiя . Т. 1. С. 406. М. 1994. [14] Посланiе свт. Афанасiя о том, что Собор Никейскiй, усмотрев коварство Евсевiе вых приверженцев, определенiе свое против арiанскои ереси изложил приличным образом и благочестно. Творенiя. Т.1. С. 406. М. 1994. [15] Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя. Т. 2. Окружное посланiе против арiан. С. 25-26. М. 1994. [16] Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя. Т. 2. Окружное посланiе против арiан. С. 27. М. 1994. [17] Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя. Т. 2. На арiан слово первое. С. 178. М. 1994. [18]Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя. Т. 2. Окружное посланiе против арiан. С. 27-28. М. 1994. [19] Свт. Афанасiй Великiй . Творенiя. Т. 2. На арiан слово первое. С. 184. М. 1994. [20] Краткое изложенiе Божественных догматов. Гл. 23 - «Христiанское Чтенiе». 1844. IV, С. 355. [21] Т. Грачева. Невидимая хазарiя. С. 195. Рязань. 2008. [22] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Том 2. С. 216 [23] Там же. [24] Свт Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 2. С. 222-223. [25] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Том 5. С. 81-82. [26] Свт. Игнатiй. Полное Собранi . М. 2001. Том 1. С. 198. [27] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Том 2. С. 218. [28] Iоанн Златоуст. Беседа на Посланiе к Римлянам 1,3. [29] Свт. Григорiй Палама, Беседы. Том 3. С. 175. М. 1994. [30] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 2. С. 83-84. [31] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе. М. 2001. Т. 1. С. 240. [32] Преп. Варсонофiй и Iоанн. Ответ 421. [33] Свт. Игнатiй. Полное Собранiе . М. 2001. Т. 2. С. 226. [34] Свт Игнатiй. Полное Собранi . Т. 2. С. 218. [35] Свт. Димитрiй Ростовскiй. Слово на Обрезанiе . М. 1904. [36] Подобiе 9, гл.14. Книга св. Эрмы особенно уважалась в первенствующей Церкви Христовой. Иногда присовокуплялась к Новому Завету и читалась при Богослуженiи . [37] Свт. Игнатiй . Полное Собранiе . М. 2001. Т. 2. С. 226. | |
Просмотров: 301 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |