Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 7 том |
2016-05-02, 2:10 AM | |
«Да и чем Онъ будет больше апостолов, если и Самъ творит чудеса чрез молитву? Притом и они все делали по молитве, а часто и без молитвы призывая Имя Iисуса».[1] «Как же Онъ прославился одинаково (со Отцемъ)? Все одинаково умирают за Него, как и за Отца, проповедуют Его, как и Отца, и как говорят, что все совершается Именем Отца, как и Именем Сына».[2] «Видишь, что молитва обращена здесь ко Христу? Онъ называется не только Богомъ, но и прямо Спасителемъ. Онъ есть и слава Имени Бога, т.-е. Отца, почему и Павел назвал Его сiянiем славы Отца». [3] «О Имени Господни собравшимся вам, сиречь, Самому Имени собравшему вы, о немъ же сберетеся».[4] «Пророк присовокупил: «Благословите Имя Его», будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице – Богъ».[5] «Берись за дело, прежде всего помолившись Богу. Хочешь ли что произнесть? Поставь это наперед. Потому что и мы в своих письмах вперед поставляем Имя Господа. Где Имя Господа, там все благополучно.[6] Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более Имя Христово…Дивно и велико Имя Его… Этому Имени нет ничего равнаго:[7] Оно всегда дивно: миро излiянное, говорится, Имя Твое» (Песн. Песн. 1,2). «И кто произнес его тот, вдруг исполнился благоуханiя. Никтоже может рещи Господа Iисуса, точiю Духом Святым (1 Кор. 12,3)… «Этим Именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран дiавол, отверзлись небеса. Но что я говорю – небеса? Этим Именем возрождены мы и если не оставляем его, то просiя ваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников.[8] Его должны мы держать как великiй дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его».[9] «Чтобы Имя Его прославлялось[10] через нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему…[11] Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века… Что говоришь ты? Разве Оно не благословенно, хотя бы ты и не молился».[12] «Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его, с любопытством изследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны изследовать сущность Его, но веровать во Имя Его,[13] так как оно творило и чудеса. Во Имя Iисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3,6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом».[14] «Для того и Имя (Iисусъ) принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое; потому что Самъ Богъ свыше посылает Имя чрез Ангела Iосифу. Ибо это не просто было имя, но сокровище безчисленных благ».[15] «Мы называемся после рожденiя, Iисусъ же называется прежде рожденiя, потому что Онъ был прежде даже не зачатся.[16] Iисусомъ же был назван, потому что имел дело Спасителя».[17] «И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Онъ, Творецъ, сообщил Свое названiе творенiю».[18] «Имя Богъ не больше Имени Господь и Имя Господь не меньше Имени Богъ».[19] «Христосъ может быть назван: – страстным и безстрастным: страстным по плоти, безстрастным по Божеству. То же самое, что о «Христе», – может быть сказано о «Сыне», об «Iисусе», о «Господе», так как все эти имена суть общiе и выражают собою оба естества».[20] «Свято и страшно Имя Его, т.-е, вполне достойно удивленiя. Если таково Имя Его, то не тем ли более Существо Его?»[21] «А как Имя Его Свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни: этим Именем апостолы исправили всю вселенную; Его употребив вместо оружiя, Давид поразил иноплеменника; Им совершено множество великих дел; Им мы совершаем священныя таинства.[22] Таким образом, представляя, сколько чудес совершает Имя Его и сколько благодеянiй, как Оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разуменiе , он говорит: «Свято и страшно Имя Его. Если же Оно Свято, то для прославленiя нужны и уста святые и чистые».[23] «Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть (ст. 3-й). Всякое Имя Божiе велико, потому что Имена Бога надобно понимать соответственно Его славе…[24] «Этому страшному и святому Имени пророк и повелевает исповедаться».[25] «Враги, как огонь, устремились… однако не могли сделать ничего. Оружiе непобедимое, помощь непреодолимая, Имя Божiе отразило всех их» (Т. 5. Кн. 1. СПб. 1899).[26] «Что значит: на Имя Его уповати будут? В то время одно Имя будет делать то, что делал Онъ Самъ. Когда ты призовешь Христа, и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его Имя?[27] «Есть у нас духовные заклинанiя: – Имя Господа нашего Iисуса Христа и сила Креста… Если же многiе, хотя и произносили это заклинанiе, но не исцелились, то это произошло от маловерiя их, а не от безсилiя произнесенного Имени; точно так многiе прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена… остановила долговременныя токи крови. Имя Iисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться».[28] «О Имени Твоем уничижим востающiя на ны… Довольно только призвать Имя Твое, и все совершится с отличным успехом».[29] «Тiара была образом власти. Была на тiаре золотая дощечка, на которой были начертаны письмена, обозначающiе Имя Божiе, что прежде всего показывает, что власть Божiя – Имя Божiе».[30] «При доброй надежде нам необходимо терпенiе; почему он (св. Давид псалмопевец) и говорит: терплю Имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими, или по Симмаху: потому что благо Имя Твое пред лицем преподобных Твоих.[31] Итак зная, что оно благо не с преуспевающими во зле и не с отверженными из среды живых[32], но вместе с преподобными Твоими, Я БУДУ ДЕРЖАТЬСЯ [1] Т. 8. СПб. С. 431. [2] Бес. на Ев. От Iоан.. Ч. 2. Бес. 81. С. 440, перев. С греч. При С.-Петерб. Дух. Акад. СПБ. 1862 г. По изд. СПБ. 1902. Т. 8. С. 544. [3] Толк. на пс. 78. Т. 5. С. 851. СПБ. В., 1899 г. [4] Бес. на 14 посл Ап. Пав. С. 692. Бес. 15. М. 1892. СПБ. Т. 10. С. 143. Изд. 1904 г. [5] Т. 5. СПб. 1899. С. 926. А имяборец «еп.» Иларiон (Алфеев), в своей книге «Священная тайна Церкви» учит, что Богъ неименуем! – Значит он еретик. – сост. [6] Разумеется, где имя Божiе прославляется имяславцами, там все благополучно; а где Имя Божiе имяборцами хулится, там все не благополучно, там «церковь лукавнующих» (Пс. 25,5) и «сборище сатаны» (Откр. 3,9). [7] Как учит и Св. Апостол Павел (2 Фес. 2,5-9). А имяборцы сравняли Имена Бога с простыми именами человеческими, и даже с вымыслом людей. [8] Имя Божие на Афоне в 1913 году родило исповедников и мучеников! [9] Т. 11. Кн. 1. С.435-436. СПБ. 1905 г. Здесь св. Златоуст показывает великую и могущественную силу против дiавола Имени Господня и спасительную силу и действiе в таинстве Крещенiя (1 Кор. 6,11), и кто ценит и держит Имя Божiе как великiй дар от Господа, тот сподобляется благ, обетованных любящим Бога. Этому Имени нет ничего равнаго, а имяборцы приравняли Имя Господа «Iисусъ» к простым человеческим именам, а Имя Божiе вообще назвали человеческим вымыслом, говоря, что Богъ не именуем, что у Него нет никакого Имени. [10] А у имяборцев, имяславческое Церковное прославленiе Имени Божiя, конудит сердце. На Афоне в 1913 тоду прославляющих Имя Господне монахов имяборцы избивали до смерти, и вот уже более 100 лет имяславцев и на дух не переносят имяборцы. [11] А имяборцы мурлычат, будто бы Имени Божия реально в мiре не существует. [12] Т. 5. СПб. 1899. С. 323. На псал. 113. Златоуст говорит, хотя Имя Господне само по себе достохвально по самому существу своему и благословенно, но мы, как христiане, обязаны хвалить и прославлять Его». - но не хулить по-имяборчески…- А имяборцы лгут, будто бы Имя Бога в бытiи не существует, что оно просто выдумано людьми, и что прославлять надо Бога без Его Имени… И так, у Бога Имя Божiе благословенно, хотя бы люди и не благословляли Его! [13] Как заповедал и Отец наш Небесный (1 Iн. 3,23). [14] Т. 9. СПБ. ДА. 1903. Бес. на посл. к Римл. 1,5. Здесь опять Златоуст говорит о чудодейственной силе Имени Господня, и напоминает, чтобы мы веровали (по заповеди Отца Небесного 1 Iоан. 3,23) во Имя Господне, и не перетолковывали прямые слова Господа, сказанные Имъ Самимъ и через Его Апостолов; и что Имя Господне непременно требует в себя веры от нас, потому что Оно непостижимо человеческим разумом. А имяборцы, «постигли», и утверждают, что Имена Богу приписали сами люди, что у Бога нет никаких Имен.-сост. [15] Изд. 7 М. 1899. С. 62. Бес.на Мф. Ч. 1. – Св. Златоуст учит, что Имя Господа «Iисусъ» возвещёно с небес Ангелом, и что это не простое имя людей, но Сокровище безчисленных благ, которым Именем Богъ-Отецъ наименовал своего Сына в Тройческом Совете. (Свт. Димитр. Рост. в Слове на Обрезанiе Господне). [16] Слышите имяборцы! Сынъ Божiй был наречен Именем Iисусъ Самимъ Богомъ Отцемъ еще прежде Боговоплощенiя в Предвечном Тройческом Совете! А вы говорите ересь, будто бы Сынъ Отчiй наречен Именем Iисусъ по Своем воплощенiи людьми. Да, во исполненiе закона еврейского Iисусъ наречен был в восьмой день по Обрезанiи этим Именем возвещенным Ангелом с небес: Архангел открыл тайну Имени Iисусъ в Благовещенiи Пресвятой Деве и Праведному Iосифу Обручнику, которое Имя Сынъ Божiй уже имел прежде воплощенiя Своего. Так учит Вселенскiй Учитель Святой Iоанн Златоуст. [17] Т. 2. СПБ. ДА. 1899. Изд. 2. Кн. 2. С. 876. [18] Т. 2. СПб. ДА. 1899. Изд. 2. Кн. 2. С. 862. Бес. на Пс. 81. А не люди придумали это Имя. Здесь Златоуст прямо учит, что Имя «Iисус» есть Имя Творца неба и земли, и что это Имя существовало прежде рожденiя Iисуса Христа от Девы Марiи , что Сынъ Божiй , по любви Своей, открыл это Имя своему творенiю, как Свое названiе . Где же тут место для суемудрiя имяборцев, будто бы Имя «Iисусъ» стало существовать с появленiе м Сына Божiя по плоти, и что это Имя придумали и нарекли Господу люди!- сост. [19] Т. 1. СПб. ДА. 1898. С. 536. Опять же, здесь св. Златоуст слова «Богъ» и «Господь» признает Именами Бога. Как и Самъ Богъ говорит: «Азъ Господь Богъ, сiе Мое есть Имя» (Ис. 42,8). А имяборцы в том числе и еп. Иларiон (Алфеев) учат, что Богъ неименуем и что слова: Богъ, Господь и проч. не есть Имена Бога, чем отвергают вышеприведенное учение Самого Бога. [20] Т. 3. С. 814. М. 1894. С. 814. Снова св. Златоуст перечисляет ИМЕНОВАНIЯ БОГА, Iисуса Христа, и говорит, что они (Имена Его) выражают собою оба естества: и Божеское и человеческое. А имяборцы мудрствуют, что Имена «Христосъ», «Господь», относятся к Божеству, а Имя «Iисусъ» только к человечеству Iисуса Христа, и что это Имя не Божественно, не спасительно, самое наименьшее имя, и не является Богомъ. Это отрицанiе имяборцами Божества. [21] Этим текстом имяборцы оправдывают свое имяборческое лжеученiе, говорят, что св. Златоуст якобы опровергает ученiе имяславцев о том, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Но ссылка их на этот тест Златоуста не оправдывает имяборчества. Потому что Самъ Богъ говорит: «Азъ Господь Богъ, сiе Мое есть Имя» (Ис. 42,8), и говорит: «Имя Мое Вечное», а не придуманное людьми (Исх. 3,15). Имяславческое исповеданiе обосновано на ученiи Самого Бога, Пророков, Апостолов и Святых Церкви Христовой, а не на своем уме. Хотя Именем Божiи м непостижимое Существо Сущего не познается, однако и Существо именуется Словом и Именем - Богъ (Iн. 1,1; Откр. 19,13); 1) Вот исповеданiе Церкви Христовой: «Есть богоприличное различiе существа и действiя Божiя; 2) Действiе Божiе не создано; 3) не созданное действiе не производит сложенiя в Боге; 4) Слово Богъ употребляется богословами для означенiя как существа, так и действiя Божiя. 5) Существо Божiе полагается (в наших умопредставленiя х) прежде действiя Божiя, как причина»; 6) Наконец, участвуцющiй в действiи Бога участвует (по нераздельности существа и действiя ) и в Его существе. (Анафематствованiя Константина Никольскаго. Спб., 1879 г. стр. 145; «Определенiе Влахернского Церковного Собора 1341 г. 11 iюня. Анафема». П. Паламарчук. Сретенскiй мон-рь, 1998. С. 152). [22] Имяборцы это отвергают. [23] Т. 5. СПб. ДА. 1899. С. 309. Бес. на псал. 110. Имяборческим Посланiе м своим Синод отвергает всё, что сказано здесь святым Златоустом, по ученiю которого, для прославленiя Имени Господня нужны уста чистые и святые, а уста имяборцев не чистые и хульные! Св. Златоуст именующих и прославляющих Имя Божiе называет – святыми. А каковыми же являются хулители Имени Бога? [24] Как выше уже было нами отмечено (Псал. 47,11). [25] Т. 5 СПб. 1899. Кн. 2. С. 938. Бес. на псал. 98. Здесь, во первых, Златоуст опять же исповедает ИМЕНОВАНIЯ Бога. А во вторых, если святой Пророк, или Самъ Богъ Духъ Святой через Пророка, повелевает исповедаться страшному и святому Имени, то как можно было бы исповедоваться Ему, если бы Оно не было Самъ Богъ? Об этом следует имяборцам серьезно размыслить… Ведь имяборцы не то что не хотят исповедываться Имени Божiю, но даже отвергают Его существованiе. [26] Смотрите, как святой Златоуст везде и всюду подчеркивает особенную силу Имени Божiя ! Для него единственное оружiе и средство спасенiя – Могущественное и Спасительное Имя Божiе , каковым исповедает Его Святая Церковь Христова. (Постная Трiодь. Нед 5-я Вел. поста, Самогласен утрени). – сост. [27] Т. 6. СПб. ДА. 1900. С. 246. Толков. на прор. Исаiю). Однако, имяборцы отвергают веру во Имя Божiе. Слова Святого Златоуста перекликаются с заповедью Отца Небесного веровать во Имя Сына Его Iисуса Христа (1 Ин. 3,23; Iоан. 1,12). [28] Т. 9. С. 579. Св. Iоанн Златоуст порицает имяборческое неверие в силу Имени Iисусова, обличая их маловерие, лучше же сказать полное неверие. [29] Т. 5. Кн. 2. СПб. 1899. С. 174. Вот как! В Ветхом Завете Имя Божiе писалось на золотой дощечке. Какое было благоговенiе к Имени Божiю у Ветхозаветных «христiан»! А Новозаветные лжехристiане пишут Имя Божiе на простых бумажках, топчут Его ногами, выносят бумаги с Именами Бога, Богородицы, Ангелов и Святых в общественный туалет… Причем, не где-нибудь в безбожном заведенiи, а в епархiальном управленiи и в приходах церковных. Какое страшное кощунство и духовный вандализм у современных архiе реев и христiан! Да разве это христiане? Язычники и то имели благоговенiе к именам своих богов. А лже-архiе реи и лжехристiане оскверняют и хулят Имена Бога, Богородицы, Ангелов и всех Святых. Будущiй лжепатрiарх сергiанской антицеркви архiе пископ Сергiй Страгородскiй , будучи членом Синода в 1913 году в своем кабинете доказывая, что Имя Божiе не Богъ, написал Имя Господа Iисусъ на бумаге, бросил её на пол и топтал Имя Божiе своими ногами. А в 1993 году с Екатеринодарской епархiи «митроп.» Исидора Кириченко вынесли в туалеты для оскверненiя всю картотеку храмов епархiи (около 200 шт.) с Именами Бога, Богородицы, Архангелов, Ангелов, Святителей, Мучеников, Преподобных, и священники использовали их вместо туалетной бумаги и бросали в туалетную мерзость. А для того чтобы оправдать этот вандализм, 22 iюня 2000 г. (какая знаменательная дата – день нападенiя Гитлера на Россiю!) Исидор собрал благочинных на епархiальный совет (синедрiон) и письменно похулил Имя Божiе, как разлагающееся и исчезающее впрах вместе со звуком голоса, и открыл имяборческую травлю против Православного исповеданiя Имени Божiя в своих епархiальных газетах. [30] Т. 6. Кн. 1. С. 707. Слышите имяборцы? А вы отвергая бытiе Имени Божiя, отвергаете власть Божiю. Какiе же вы христiане? Отступники вы! [31] Что значит «терпеть Имя Божiе»? Значит терпеть поношенiя и безчестiя от ибяборцев и безбожников за асповеданiе Имени Божiя, как терпели Афонские исповедники в 1913 году при избиенiи их повеленiем Синода. Пред лицем преподобных, и пред лицем имяславцев Имя Божiе благо, а пред лицем имяборцев Имя Божiе – фикцiя, вымысел людей. [32] и не с имяборцами - хулителями Имени Божiя . «Где Имя Сына Божiя похулено, там оно уже не приносит пользы призывающим Его, говорит св. Iоанн Златоуст: (Т. 1. 1898. С. 640; Возраженiе Соприкiю); Никакой пользы нет имяборцам от призыванiя Имени Божiя. Богъ не принимает кощунственные их молитвы. Вот почему в св. Библiи, которую имяборцы целиком отвергли, Господь изрек праведный и грозный Суд хулителям Его Святейшего Имени: «Вы священницы, презирающiе Имя Мое… Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не приму от рук ваших. Зане от восток солнца и до Запад Имя Мое прославися во языцех и на всяком месте фимiам приносится Имени Моему, и жертва чиста, зане велiе Имя Мое во языцех. Зане Царь велiй Азъ есмь… И Имя Мое светло во языцех» (Малах. 1,10-14). «И ныне заповедь Моя сiя к вам, священницы: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати Славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и прокляну благословенiе ваше, и оклену е: и разорю благословенiе ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша» (2,1-2). ИМЕНИ ТВОЕГО, твердо уповая никогда не лишиться милости». (Толков. на псал. 75. Т. 5. Спб. 1899. С. 672). Святаго Апостола Эрмы. «XVIII. Одиннадцатая гора, на которой деревья полны всяких плодов, означает верующих, которые пострадали за Имя Сына Божiя, пострадали с любовiю, - и от всего сердца своего предали свои души». Я спросил: «почему же, господин, все деревья имеют плоды, но на некоторых плоды менее прiя тны?» «Слушай, говорится, пострадавшiе за Имя Господне почтены у Бога, и всем им отпущены грехи, потому что пострадали за Имя Сына Божiя». («Писанiя Мужей Апостольских. Пастырь Эрмы», кн. 3-я, стр. 241,242. СПБ. 1895). «Имя Сына Божiя велико, и неизреченно и неизмеримо, оно держит весь мiр». («Пастырь св. Эрма. Подобiе 9, гл. 14).
СВИДЕТЕЛЬСТВА О ИМЕНИ «IИСУСЪ» СВ. МУЧЕНИКА IУСТИНА ФИЛОСОФА. Тексты взяты нами из книги: «Сочиненiя Святаго Iустина философа и мученика». Перевод Преображенскаго. Москва 1892 г. I. Имя Iисусъ есть предвечное Имя Сына Божiя. - «В книге Исхода Моисей таинственно возвестил, как мы также знаем, что имя Самого Бога, которое, по его словам, не было открыто ни Аврааму, ни Iакову, было Iисусъ. Сказано так: И сказал Господь Моисею: скажи этому народу: вот Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, чтобы он охранял тебя в пути, чтобы ввел тебя в землю, Мною приготовленную для тебя. Внимай ему и слушайся Его, не возставай против Него, ибо Он не простит тебя; потому что Имя Мое на Нем (Исх. 20,22 и 23,20-21). Итак, кто ввел отцов ваших в землю? Вникните, наконец, что это был муж, названный именем – Iисусъ, а прежде именовавшiй ся Авсiем. Если вы обратите на это вниманiе, то поймете: что Имя Того, который говорил Моисею: «Имя Мое на нем» - было «Iисусъ» - (Стр. 255-256). - «Iисусъ, как я несколько раз говорил прежде, того самаго, который назывался Авсiе м и был послан с Халевом для обозренiя в землю Ханаанскую, Моисей назвал Iисусомъ. Ты не ищешь причины, почему он это сделал, не сомневаешься, не разспрашиваешь; потому от тебя скрыт Христосъ; и читая, ты не понимаешь, и даже теперь, когда слышишь, что Iисусъ есть Христосъ наш, ты не разсуждаешь, что это Имя дано Ему не напрасно и не случайно… Почему у сына Навина отеческое имя «Авсiй» изменено на имя - «Iисусъ», ты не изследуешь?» (Стр. 313). „Богъ наперед даровал вам таинства, прежде их времен, а вы всегда оказывались к Нему неблагодарными,—и чрез образ распростертых рук Моисея, и чрез того, который, будучи переименован Iисусом, воевал с Амаликом: это событiе Богъ повелел записать в книгу и вложить в уши ваши Имя Iисуса... Богъ объявляет, что чрез Iисуса распятаго, Котораго все деянiя предуказывались в этих символах, будут погублены демоны, которые будут бояться Его Имени" (с. 343—344). - «После того, как вам отдана была земля с такою силою, что вы видели, как по повеленiю этого мужа, названнаго Именем Iисусъ, остановилось солнце и не заходило почти тридцать часов, и видели все другiе чудеса, бывшiя для вас в свое время; из них об одном я считаю нужным теперь упомянуть: ибо оно ведет к тому, чтобы вы из него познали Iисуса, Котораго мы признаем Христомъ, Сыномъ Божiимъ... Так знайте... когда враги Азотяне похитили скинiю свиденiя и были поражены страшною и неизлечимою язвою, то решились возложить ее на колесницу, запряженную коровами, недавно отелившимися, пытаясь узнать, силою ли Божiею они были поражены за скинiю, и угодно ли Богу, чтобы она была возвращена туда, откуда взята. И когда они сделали это, то коровы, никем не управляемые, пришли не на то место, откуда была похищена скинiя, но на поле одного человека, называемого Авсiе м, соименнаго тому мужу, который был переименован именем Iисуса, как сказано прежде, и который ввел людей в землю и разделил ее между ними. Когда коровы пришли на это поле, то остановились. Чрез это также вам показывается, что они руководимы были могущественным Именем, подобно тому, как прежде народ, оставшiй ся от вышедших из Египта, был введен в землю тем, который получил Имя Iисуса, а прежде этого назывался Авсiе м" ( с. 344—345). - „Желал бы я узнать от вас, какая мысль в Имени Израиль?.... Имя Израиль значит: человек, побеждающiй силу; ибо—„и с р а" значит: „человек п о б е ж д а ю щ и й", а -„и л" „с и л а". Что Христосъ, сделавшись человеком, совершит это, было предсказано таинством борьбы, в которой Iаков боролся с Тем, Кто только явился, как служитель воли Отца, а на самом деле Богъ, Сынъ, рожденный прежде всех творенiй ... Его Имя изначала было Израиль: в это-то имя Онъ переименовал блаженного Iакова, благословляя его своим Именем, и тем указывал на то, что все, прибегающiе чрез Него к Отцу, суть благословенный Израиль" (с. 334—335). - «Хотя в народе вашем был священник Iисусъ; но не его самого пророк видел в своём откровенiи , также как и дiавола и ангела Господня он видел не собственными глазами, будучи в естественном состоянiи , но видел их в исступленiи во время бывшаго ему откровенiя. Но теперь я говорю: как, по прежде сказанному мною, Сы н Н а в и н а с о в е р ш и л п о с р е д с т в о м И м е н и I и с у с а с и л ы и д е л а, п р е д в о з в е щ а в ш и е т о, ч т о и м е л с о в е р ш и т ь Г о с п о д ь н а ш: такъ и теперь докажу, что откровенiе , бывшее в Вавилоне при священнике Iисусе в народе вашем, было предсказанiе м того, что имело быть, совершено нашим Священникомъ, Богомъ и Христомъ Сыномъ Отца всего" (с.316-317). II. Имя Iисуса Христа есть Божественная сила. - «Я уже сказал, что о двух пришествiя х Христа символически было предсказано еще во времена Моисея... И опять тоже самое таинство было предвозвещено и представлено тем, что сделали Моисей и Iисусъ. Ибо один из них с распростертыми руками, которые были поддерживаемы, оставался на холме до самаго вечера, это не иное что изображало, как крест; а другой, п е р е и м е н о в а н н ы й I и с у с о м ъ, п р е д в о д и т е л ь с т в о в а л в с р а ж е н и и, и И з р а и л ь п о б е ж д а л. Можно думать, что это сделано было обоими святыми мужами и пророками Божiими, потому что один и з н и х н е м о г п р е д с т а в и т ь в м е с т е два таинства, - я р а з у м е ю о б р а з к р е с т а и о б р а з н а и м е н о в а н и я; и б о э т а с и л а е с т ь, б ы л а и б у д е т с в о й с т в е н н а т о л ь к о Т о м у О д н о м у, К о т о р о г о д а ж е И м е н и б о и т с я в с я к о е н а ч а л ь с т в о, ч у в с т в у я м у ч е н и е, п о т о м у ч т о б у д е т р а з р у ш е н о И м ъ. Итак, сими словами непреложно свидетельствует св. Iустин, что с и л а И м е н и I и с у с ъ, и с и л а К р е с т а с у т ь н е п о с т и ж и м ы е б о ж е с т в е н н ы е с и л ы, сиречь, сама энергiя Божества, которая в Господе пребывает, и Богъ в ней пребывает, как сказано: „есть, была и будет свойственна".(с. 310). - „Чрез образ протяженiя рук Моисея и названiя сына Навина именем Iисуса Амалик был побеждаем, а Израиль побеждал" (с. 284). - „Ибо первый1 дал им временное наследiе, потому что он был не Христосъ Богъ, ни Сынъ Божiй: а Iисусъ Христосъ после святаго воскресенiя даст нам вечное владенiе. Первый о с т а н о в и л с о л н ц е, б у д у ч и н а п е р ё д п е р е и м е н о в а н И м е н е м I и с у с а и п о л у ч и в ш и с и л у о т Д у х а Е г о" (с. 314). В славянском переводе сiе место полнее и читается так: „Оный будучи переименован Именем Iисуса, и прiя в от Духа Его крепость, остановил солнце: Сему же, нас ради страдавшу на Кресте, солнце затмилось" (с. 177). „Когда народ (израильскiй ) воевал с Амаликом и Сынъ Навина, н а з в а н н ы й I и с у с о м ъ, у п р а в л я л с р а ж е н и е м, то сам Моисей молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны2: Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомленiя . Ибо если он что-нибудь опускал из этого знаменiя, представлявшего Крест, то как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положенiи, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный и м е л с и л у о т К р е с т а. Н е п о т о м у н а р о д о д е р ж и в а л п о б е д у, ч т о М о и с е й т а к м о л и л с я н о п о т о м у, ч т о в т о в р е м я, к а к И м я I и с у с а б ы л о в о г л а в е б и т в ы, Самъ Онъ делал знаменiе Креста." В доказательство того, что не силою молитвы Моисея, а именно силою Имени Iисусова совместного с знаменiем Креста был побежден Амалик, св. мученик Iустин присовокупляет: „Ибо кто из вас не знает, что молитва весьма умилостивляет Бога, которая совершается с плачем и слезами, с поверженiе м на землю и с коленопреклоненiе м? (Но Моисей не сопровождал своей молитвы ни коленопреклоненiе м, ни слезами, но ограничивался лишь сим знаменiе м Креста3. Таким именно образом ни он сам, ни другой кто, сидя на камне (во время битвы с Амаликом) не приносил молитв". (Итак, следовательно, победа над Амаликом всецело обязана силе Имени Iисусова, выраженнаго во Имени предводителя народа израильскаго Iисуса Навина и в знаменiи Креста, которое образно выражает ту же истину спасенiя людей Богомъ, что и Имя Iисусъ) (с. 282—283). - Ибо всякiй демон п о б е ж д а е т с я и п о к о р я е т с я ч р е з з а к л и н а н и е И м е н е м э т о г о С а м о г о Сына Б о ж i я... Но если вы будете заклинать каким-нибудь именем людей, бывших у вас, царей или святых, пророков или патрiархов, т о н и к а к о й д е м о н в а м н е п о к о р и т с я; а если кто из вас будет заклинать „Богомъ Авраама и Богомъ Исаака и Богомъ Iакова, то он, может быть, покорится". (Таким образом этими словами св. Iустин ясно свидетельствует о превосходной заклинательной силе Имени Божiя „Iисусъ" пред всеми другими именами Божiими). (с. 272). - И теперь мы, верующiе в Распятаго при Понтiи Пилате Iисуса Господа нашего, заклинаем всех демонов и злых духов (то есть заклинаем их Именем Iисусовымъ) и держим их в нашей власти" (с. 258). III. Имя Iисусъ было и проповедью Апостольской. - Богъ, говоря об этом Христе чрез Давида не сказал: „чрез семя Его благословятся народы", но: чрез Него Самого: Имя Его во век выше солнца взойдет, и все народы благословятся чрез Него"... Богъ прежде попустил поклоняться солнцу, однако нельзя найти ни одного человека, который бы решился умереть за веру в солнце; но можно видеть людей из всякаго народа, которые за Имя Iисуса решались и решаются претерпеть все, чтобы неотрещися от Него. Ибо слово Его истины и премудрости горит и светится более сил солнца и проходит глубины сердца и ума... Поэтому Писанiе говорит: «Выше солнца взойдет Имя Его"', и еще Захарiя говорит: „Восток Имя Ему"... И демоны повинуются Имени Его, и все начальства и царства трепещут Имени Его, более всех умерших: то неужели во время славного Своего пришествiя Онъ не поразит всех ненавидящих Его? (с. 326—327). „Мы, которые чрез Имя Iисуса, как один человек уверовали в Творца всего Бога, Именем Первороднаго Сына Его совлечены от нечистых одежд, т. е. грехов, и, будучи искушены словом призыванiя Его, составляем истинный первосвященническiй род Божiй, как и Самъ Богъ свидетельствует, говоря, что на всяком месте среди народов приносятся Ему жертвы прiя тные и чистые. Но Богъ не принимает жертв ни от кого, кроме священников Своихъ. Итак, Богъ наперед свидетельствовал, что Ему прiятны все жертвы во Имя Его, которые повелел совершать Iисусъ Христосъ, то есть которые на всяком месте земли приносятся христiанами в Евхаристiи Хлеба и Чаши. А жертвы, приносимые вами и чрез тех ваших священников, Онъ отвергает, говоря: «и не буду принимать жертв ваших из рук ваших, потому что от востока солнечного до запада Имя Мое прославлено (между народами, на всяком месте Имени Моему приносится фимiам и жертва чистая, потому что Имя Мое прославляется между народами, говорит Господь, а вы его оскверняете)... Его-то Имя ваши архiе реи и учители вашего народа старалися осквернить и расхулить по всей земли. Но Богъ эти нечистые одежды, возложенные вами на всех тех, которые от Имени Iисуса сделались х р и с т и а н а м и, открыто снимет с нас, когда всех воскресит... Совершенно нет ни одного народа... между которыми не были бы приносимы молитвы и благодаренiя Отцу и Творцу всего Именем Распятаго Iисуса" (с. 319—321). - «Онъ говорил, что нас будут убивать и ненавидеть за Имя Его, и что многiе лжепророки и лжехристы придут под его Именемъ и прельстят многих. (Стр. 268). IV. Именемъ Iисуса Христа освящаются таинства и зиждется церковь. ..Итак, Богъ наперед свидетельствовал, что Ему прiятны все жертвы во Имя Его, которые, повелел совершать Iисусъ Христосъ, т. е. которые на всяком месте земли приносятся христанами в Евхаристiи Хлеба и Чаши" (с. 319). Х р и с т и а н е „от Имени Iисуса сделались христiанами" (с. 320). „Нет ни одного народа... между которыми не были бы приносимы молитвы и благодаренiя Отцу и Творцу всего Именем распятаго Iисуса" (с. 321). „Поэтому, как тогда Богъ удержал Свой гнев ради тех семи тысяч, так и теперь Онъ не нанёс и не наносит суда Своего, ибо знает, что некоторые ежедневно делаются учениками во Имя Христа Его и оставляют путь заблужденiя, и каждый из них получает дары по достоинству, просвещаясь чрез Имя этого Христа. Один получает дух разума, другой — совета, третiй - силы, иной врачеванiя , иной предведенiя, иной ученiя, а иной — страха Божiя" (с. 193-194). „Итак, если Богъ предвозвестил, что Онъ установит Новый Завет и при том такой, Который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что Именем этого самаго распятаго Iисуса Христа люди обратились к Богу от идолослуженiя и другого беззаконiя, и до смерти пребывают в своем исповеданiи и сохраняют благочестiе; то все могут понять из самых этих действiй и из сопровождающих их чудес, что Онъ есть Новый Законъ и Новый Заветъ и упованiе тех, которые из всех народов ожидали благодеянiй от Бога" (с. 151). Крещаемые — „возрождаются таким образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Iисуса Христа, и Духа Святого". …„Так как мы не знаем перваго своего рожденiя ... и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то чтобы нам не оставаться чадами необходимости и неведенiя , но чадами свободы и знанiя , получить нам отпущенiе прежних грехов, в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах Имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно Имя произносит тот, кто ведет прiемлющего о м о в е н и е к купели, потому что никто не может сказать Имя неизреченного Бога;[1] если же кто и осмелился бы сказать, что Оно есть, тот показал бы ужасное б е з у м и е. А омовенiе это называется просвещенiем, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при Имени Iисуса Христа, распятого при П о н т и е Пилате, и при Имени Духа Святаго, Который чрез пророков предвозвестил все относящееся к Iисусу, омывается просвещаемый" (с. 92—93). V. Истина есть Богъ. „Истина же есть Богъ, Отецъ всего, Который есть совершенный умъ. Сынъ Его Слово пришел к нам во плоти, показуя Себя и Отца, и дал нам в Себе Самомъ воскресенiе из мертвых и после того жизнь вечную. Это — Iисусъ Христосъ, Спаситель наш и Господь; в Нем-то заключается доказательство и достоверность Его Самого и всего" (с. 470). „Слово истины свободно и самовластно: оно не хочет подлежать испытанiю посредством доводов, не допускает пред слушателями изследованiя путем доказательств. Ибо его благородство и достоверность требует, чтобы верили тому, кто послал его. Слово же истины посылается от Бога; посему и свобода его не надменна. Возвещаемое свободно, оно справедливо хочет, чтобы не требовали доказательств предлагаемаго ученiя , потому что и нет иных доказательств, помимо с а м о й и с т и н ы, к о т о р а я е с т ь Б о г ъ" (с. 469). VI. Прилепляйся ко Имени Iисусову аще хощеши спастись.[2] „Надобно п р и л е п и т ь с я к и с т и н н о м у и н е и з м е н н о м у И м е н и е д и н а г о Б о г а, которое проповедуется не моим только голосом, но и теми, которые вводят вас в первоначальное образованiе, дабы праздно проведши время этой жизни, не отдать нам Судiи отчета, не только как не ведающим небесной славы, но и как неблагодарным" (с. 463-464). Святаго Афанасiя Великаго. «Слово Божiе называет себя Премудростiю, Силою, десницею, мышцею и другими таковыми же именами, и если по человеколюбiю входит в единенiе с нами, облекаясь в наш начаток и с нами срастворяясь, то следует, что одно и то же Слово по справедливости прiяло на Себя и прочiя наименованiя … Посему под Именем Христа разумеем и то, и другое вместе, то-есть, Божiе Слово, соединенное в Марiи с Тем, Кто от Марiи». (Часть я, стр. 490-491). Троицко-Серг. Лавра 1902 г., изд. 2-е). «Почему вы, обещавшiе ся прежде исповедывать единосущiе, в страданiе вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество?».[3] «Боже, во Имя Твое спаси мя – просит, чтоб спас его не иным чем, но Именем Своим… Сим самым Именем даруй мне спасенiе». «О Имени Его возрадуются – потому что Его Именем (Iисусовымъ) и Его силою творили они (апостолы) все, что ни сотворено ими дивнаго». – «Возвестите в Сiоне Имя Господне. – Причиною снисшествiя было и то, чтобы Церковь научилась песнословить Имя Его».[4] - «Да исповедятся Имени Твоему Великому, яко страшно и свято есть. – Велико это Имя Его, «Iисусъ, потому что толкуется оно «Спасенiе людей».[5] Велико также это Имя, еже паче всякаго имени, Которому всякое колено поклонится, и всяк язык исповесть, яко Господь Iисусъ Христосъ. «Яко страшно и свято есть». – Оно страшно для народов, непрiемлющих Царства Его, свято же для верующих в Него».[6] «И благословенно Имя славы Его. – Посему всем должно песнословить Его.[7] Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступнаго, однакожь познали спасительное Имя Его».[8] «Защитит тя Имя Бога Iаковля…защитит тя Самое Имя» (пс. 19). – «Тако воспою Имени Твоему во веки». – Так, а не иначе славословля, человек не престанет во век воздавать Господу молитвы. Ибо верные не престают ежедневно совершать Божественныя Тайны (60). – «Избавлю и покрыю и, яко позна Имя Мое». – Сподоблю их спасенiя Моего. А спасенiе наше Iисусъ Христосъ» (90). – «Чашу спасенiя прiиму и Имя Господне призову» - какой же обет дал Онъ кроме сего? – Чашу Господню прiяв, призвать Имя Господне». (115). «Благословен Грядый во Имя Господне». – Произнося Его Имя отражает тем видимых и невидимых врагов». (117). – «Имени ради Твоего потерпех Тя, Господи». – Содержит в себе молитву мучеников… не ради нужды, но ради Самого досточтимаго Имени». – страдавших. (128).[9] 1 То есть Iисус Навин 2 Во образ креста 3 В скобках здесь и ниже – слова пояснительныя от редакцiи [1] То-есть, у Которого нет собственного имени, кроме нарицательного – Богъ, и др.. – сост.., [2] А имяборцы прилепились к имяборческому Синоду, профеСОРу Троицкому и Максу Мюллеру. [3] Часть 3-я, стр. 352, изд. 2-е, Св.-Троиц. Л. 1903 г. А имяборцы отделили от Бога нераздельно Имя и отвергли самое неизреченное Его Божество. [4] А имяборцы отвергли спасительность Имени Iисусова, песнословиiе Церковью Христовой Имени Божiя, назывют идолослуженiем, а Имена Божiи, называют – идолами. (В книге синодального докладчика об именах и имябожниках. СПБ. 1914 г. С. 20-203). [5] А имяборцы Имя Iисусъ называют не Великим, а ничего не значущим обыкновенным именем людей. [6] Ч. 1, толк. на пс. 53,88,101,98. Имя Iисусъ Христово Великое, страшное и святое только для имяславцев. А для не верующих имяборцев Имя Божiе не великое, не страшное и не святое, для них святы и велики отступники имяборцы Синод, Троицкiй, да протестант Макс Мюлдлер. [7] А имяборцы прославляющих Имя Божiе имяславцев, называют еретиками имябожниками. [8] Творенiя . Часть 4, с. 274. Спасительность вообще Имени Божiя , и Имени Iисусъ в частности, имяборцы отвергают. – сост. [9] Какое сильно обличительное слово Св. Афанасiя в адрес имяборцев, которые отвергают именуемость Бога, не признают спасительным Имя Господа «Iисусъ, отвергают Его Божество, признают Его равным всем человеческим именам, отвергают Его достопоклоняемость и чудодейственность, прославленiе и песнословiе Церковью Имени Iисуса Христа и вообще Имени Божiя , называют идолослуженiе м, говоря: надо славить Бога, а не Имя Его; Имена Бога, почитаемые и прославляемые имяславцами, имяборцы называют идолами. О том, что Имя Господа Iисуса нераздельно от Него Самого, доказывает св. Афанасiй Великiй : «Почему вы, обещавшiе ся прежде исповедывать единосущiе, в страданiе вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество?» (Ч. 3. С. 352. Изд. 2. Св.-Троицк. Л. 1903). Св. Афанасiй , патрiарх Александрiй скiй учит: «Если кто хочет спастись, прежде всего, надлежит ему содержать кафолическую (вселенскую) веру. А если кто ее не соблюдает здравою и неукоризненною, тот без всякого сомненiя погибнет на веки» (Св. Афанасiй Великiй . Творенiя . Т. IV М. Изд. Свято-Преображенского Валаамского монастыря. М. 1994. С. 477; см. его Символ Веры в начале учебной Псалтири). «Афанасiй Святый в слове к Антiоху сице глаголет: преклоняя колене о Имени Iисусове и преклоняя колене Христу, – оба знаменуют и почитают Искупленiе Крест бо орудiе спасенiя, Iисусъ же нарицанiе спасенiя. «Имя Iисусъ являет Спасителя, древо или Знаменiе Креста – Того же Спасителя и спасенiе бывшее возвещает» (Камень веры, 250. Св. Афанс. Вел. Т. 4. М. 1894; Пс. 53,88; 101,98; Св. Iоан. Злат. Т. 11. СПб.. 1905. Бес. 9-я. Толк. На посл. Колос.). И так, поклоняющiй ся Имени Iисусову, почитает и поклоняется Искупленiю и Самому Iисусу Христу. Отрицающiе Божество Имени Iисусова, имяборцы, отрицают Искупленiе и Искупителя Господа нашего Iисуса Христа. Все пстрадавшiе за Господа, терпели мученiя Имени Его ради. – сост. | |
Просмотров: 293 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |