Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 7 том |
2016-05-02, 2:06 AM | |
Сiе дражайшее Имя Iисусъ, о коль есть сладко сердцу, любящему Христа Iисуса. О коль вожделенно имущему Его. Iисусъ бо есть весь желанiе, весь сладость. Сiе пресвятое Имя Iисусъ, о коль любезно рабу и узнику Iисусову в любовь Его пленену. Во уме Iисусъ, на языке Iисусъ: Iисусъ веруется сердцу в правду, Iисусъ исповедуется усты во спасенiе . Аще ходящу, аще седящу, аще что делающу, Iисусъ пред очима: не судих (рече Апостол) ведети что в вас, точiю Iисуса: Iисусъ бо прилепляющемуся к Нему, есть просвещенiе ума, красота души, здравiе телу, веселiе сердцу, помощник в скорбех, радость в печалех, врачевство в болезни, во всех бедах отрада, и спасенiя надежда, и Самъ Той любителю Своему мзда и воздаянiе… Облобызаем убо Тя любезно, о, сладчайшее Имя Iисусово! Поклоняемся усердно пресвятому Имени Твоему. О, пресладкiй и всещедрый Iисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Iисусе Спасе, припадаем ко излiянней во обрезанiи крови Младенче незлобиве и Господи совершенне, молим же премногую Твою благость, того ради пресвятаго Имени Твоего, и тоя ради дражайшiя Твоея, изливаемыя крове, еще же и пренепорочныя Твоея ради Матере нетленно Тя родшiя излей на нас богатую Твою милость. Услади сердце наше Самимъ Тобою, Iисусе. Защити и огради нас всюду Именем Твоим, Iисусе. Знаменай и печатлей нас рабов Твоих тем Именем, Iисусе, да и в будущiй век Твои обрящемся и со Ангелы пречестное и великолепное Имя Твое, Iисусе, славити и воспевати будем во веки, аминь.[8] «Что убо беззаконно творим Егда Христов Образъ человековидный на иконе пишем и поклоняемся Ему; едали и кресту, от коея либо вещи сотворенному кланяющеся веществу кланятися мнимся: но и сосуды освященные, от нас почитаемые. Ни едине совести нашей зазор творят: понеже известны есмы, яко та призыванiем Имени Христова освящаются».[9] «Наводя же то, хулит Самую Пресвятую Троицу, в Ея же Имя мы тремя персты знаменаемся глаголюще: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. А он, Отца и Сына, и Святаго Духа. [10] «Царское Имя «Iисусъ», ибо на небе и на земле царствующее».[11] Митрополит Григорiй . О благословенiи именесловном говорит, что оно приличествует: «Ибо Господь наш Iисусъ Христосъ всегда представлял все получаемые от Него блага, зависящими как бы только от Его Имени… Апостолы… все свои особенные дела совершали Его Именемъ… Посему православные, когда просят себе благословенiя у святителя… просят себе благословенiя Именемъ Господнимъ».[12] Епископ Михаилъ. В толкованiи Св. Евангелiя Iоанна на слова: «Я открыл Имя Твое» (Iн. 17,6) – говорит: «Имя – вместо Лица, Его свойств и действiй; открыл И м я Б о г а – тоже, что открыл С а м о г о Б о г а».[13] Святаго Тихона Задонскаго. «Великое Имя Божiе заключаетъ въ себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемыя, но Ему единому собственныя, как-то: единосущiе, присносущiе, всемогущество, благость, премудрость, вездесущiе, всеведенiе, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сiи собственныя свойства открываетъ намъ Духъ Святый въ слове Своемъ».[14] «Имя Божiе само въ Себе как свято, так славно и препрославленно есть… Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, какъ и Самъ Богъ»[15] «Имя Божiе со всякимъ почтенiемъ, страхомъ и благоговенiемъ поминай, и то въ техъ случаяхъ, когда надобно поминать, понеже Имя Божiе свято и страшно есть, и поминающiе Его съ непочтенiемъ тяжко грешатъ». «Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, какъ Самому Богу.[16] Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради ни умножитися, ни умалитися въ себе не можетъ».[17] «Богъ есть Духъ, и что ни есть въ Бозе, – духовное есть, и есть Самъ Богъ»[18] Св. Аввы Исаiя . «Имя Его честное, творящее милость, бывшее для святых образом во всем, сильно (есть) заступиться за немощь нашу и, по нищете нашей, простить нам грехи наши, чтобы и мы обрели милость со всеми достойными ея. Аминь».
ОПРЕДЕЛЕНIЕ КАТЕХИЗИСА, СОБОРА И ТОЛКОВАНIЯ НОВЕЙШИХ УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ. Свидетельства катехизиса. Iисусъ значит: Спаситель, как изъяснил Архангел, говоря Iосифу: «родит же Сына, и наречеши Имя Ему Iисусъ; Той бо спасет люди Своя от грех ихъ» (Мф. 1,21). Посему справедливо заключить должно, что Имя Сiе не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческiй от вечнаго рабства демонскаго.[19] «Имя Божiе Свято Само в Себе» (см. Отче наш).[20]. Вода в крещенiи освящается – призыванiем Имени Iисуса Христа и знаменiем Креста». «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, ихже никтоже от Него отлучити может».[21] «Сiе есть Имя Iисусъ, ему же поклоняется и припадает всякое колено небесных, земных и преисподних. Сiе есть Имя Iисусъ, его же аще кто призовет без сомненiя духом и истиною, спасен будет. Сiе есть Имя Iисусъ, его же подобает всем верным присно иметь в сердце и в устах, во всех делах своих, по апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите словом или делом, вся во Имя Господа Iисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавленiе прiяти, и вся враги наша противныя победити».[22] Виктора Успенскаго. «Мы прежде всего должны просить, чтобы святилось Имя Его. Но ужели Имя Божiе не свято, братiе, когда мы должны просить, да святится Имя Его? Не Его ли Пресвятое Имя выну славят на небеси Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, Святъ, Святъ, Святъ Господь Богъ Саваофъ (Ис. 6,3)? Да и мы првославные, не то же ли воспеваем по благости Божiе й на земле?».[23] Без сомненiя Имя Божiе Свято Само в себе: свято Имя Его, говорит Слово Божiе (Лук. 1,49), или лучше – Имя Божiе есть сама святость. Не только само в себе свято Имя Божiе; Имъ даже и освящается все то, на что мы призываем оное. От него прiе млют освященiе все таинства нашей Православной Церкви и обряды; Им утверждается верность наших клятв и обещанiй; Имя Божiе мв полагаем в основанiе каждаго добраго дела. Так свято и пресвято Имя Божiе! Но мы должны просить Отца Небеснаго, чтобы Имя Его, вечно святое и пресвятое само в себе, святилось в нас, или, что то же, прославлялось нами. Как же Имя Божiе святится в нас? Оно святится в нас тогда, когда мы произносим его в Евангелiи, что Онъ – Богъ, и что вся Темъ быша (Ев. Iоан. 1,1).[24] Паисiя Величковскаго. «Пресладкое Имя Iисусово с памятiю Бога ту суща, всеисполненне живущаго во Iисусе, подвижет ум в молитву».[25] Протоiерея Гр. Дьяченко. «Благоговеем пред Именемъ Божiимъ, Которое есть благословенно (Пс. 71,19), хвально и прославлено (Пс. 112,3). Которым благословляется и освящается все (Пс. 71,17), о Котором радуются Ангелы Божiи, все Праведники, силою Котораго и мы, грешные, спасаемся». (Деян. 4,12).[26] О. Катанскаго. «То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Iисуса Христа и Духъ Бога нашего».[27] Анафема против еретика Варлаама, считавшаго Фаворскiй и озаряющiй подвижников свет тварным. Тем, которые мудрствуют и говорят, что Имя Богъ выражает только Существо Божественное, и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованiю Святых, что Именем Богъ обозначаются равным образом и Божественныя действiя, - анафема.[28] [1] Т. 5.. Ч. 2. С. 134. Казань, 1905 г. [2] Розыск. Св. Димитр. Рост. Изд. Кiе во-Печерской лавры, 1866 г. Лист 138, обор. 139. Это пророчество уже сбылось в 1913г. во время избiенiя на Афоне имяборческим Синодом исповедников за Имя Господне. Имяборчество нынешнее, это повторенiе имяборчества бывшего, и есть знак последних времен. [3] Это означает, как говорит Св. Iоанн Златоуст: «Где Имя Сына Божiя похулено, там оно уже не приносит пользы призывающим, его - т. е. имяборцам. Они будут призывать Имя Божiе, («будут искать Имени»), но не получат от него благоволенiя . (Ср. Iоан. Злат. т. 1. Изд. 1898. С. 640. Возраженiе Соприкiю). [4] Творен. Св. Ипполита, Еп. Римск. Вып. 2. 77 изд. Казанск. Дух. Акад., 1899 г. Мы увидили уже, что после общецерковного похуленiя Синодом Имени Божiя , явились слуги и предтечи антихриста. [5] Том 1. С. 129. Спб. Дух. Акад. 1907 г. А имяборцы на Старом Афоне в 1913 году составили акт о недостопоклоняемости Имени «Iисусъ» Христова и заставляли имяславцев подписывать его, но имяславцы отвергли их богохульный акт. Ученiе о достопоклоняемости Имени Господня, прослеживается в исповеданiи Св. Церкви Христовой и в Творенiя х Святых Отец, приводимых нами имяславцами. [6] Толк. на мол. Отче наш. С. 15. М. 1853 г. Здесь ясно сказано, что Имя Господа Iисуса Христа, есть Имя Бога-Отца, и наоборот, Имя Бога-Отца есть Единородный Сынъ. А имяборцы лгут, будто бы нигде в Писанiях не сказано, что Имя Божiе есть – Самъ Богъ. Переучившiеся имяборцы, отвергая Божество Имени Божiя, называющiе Его «фикцiей»-вымыслом человеческим, этим самым отвергают и хулят Бога-Отца и Единороднаго Сына Божiя, Который является Именем Бога-Отца. [7] Ч. 2. С. 108. См. 62-е слово на греческом. Какое неопровержимое обличенiе имяборцам отвергающим Божество именованiй Бога! Имена Божiи, по ученiю Св. Симеона Нового Богослова, не только именуют Бога, но и есть то самое, что именуют. Все Имена вкупе есть «Единое Имя» Бога (Захар. 14,9). Слово Божiе, оно же - Имя Божiе (Откр. 19,13), живо и действенно (Евр. 4,12) и есть Богъ. А имяборцы, ничто же сумняшеся, похулили Имя Бога (Откр. 13,6).
[8] Кн. жит. Св.. за Январь, 1-го дня, листы 3-5. Изд. 1888. Москва. [9] Св. Димит. Ростов. «Розыск о брынской вере». Ч. 2. Гл. 14. Лист 109. Изд. Кiе в, 1866 г. [10] «Розыск о раскольнической брынской вере». Кiе во-Печер. Лавра. 1866 г. Лист 257. В этом слове ясно сказано, что имяборцы, хулящiе Имя Божiе, хулят Пресвятую Троицу. [11] «Розыск о раскольнич. Брынской вере». Кiе во-Печер. Лав. 1866. Ч. 3,-2. А имяборцы Имя Iисусово с небес низвергли в прах - в небытiе. Какая глупость имяборцев! Св. Димитрiй Ростовскiй в слове на Обрезаиiе Господне исповедует Величiе, Достопоклоняемость, Спасительность и Предвечность Сладчайшего Имени Iисусъ. А имяборцы дышат на Него злобой сатанинской и сравнивают Его со всеми именами человеческими, топчут ногами, выбрасывают в туалеты, и говорят, будто бы Имя Божiе разлагается в прах и исчезает вместе с звуком голоса. Этим самым, имяборцы отвергают Царство на Небе Сладчайшего Имени Iисусъ и отвергают вечное Ангельское славословiе Имени Божiя . В имяборческих храмах антицеркви «МП» лицемерiо поют: «Хвалите Имя Господне», но только устами, а сердцем хулят веру во Имя Божiе (Откр. 13,6), заповеданную Отцемъ Небеснымъ (1 Iоан. 3,23), Iисусомъ Христомъ и Святыми Апостолами (Мф. 6,9; Лк. 11,2; Iоан. 1,12; 1228 14,13,14,26; 15,16,21; 16,21,24,26; 17,6,11,26; Матф. 28,19; Откр. 19,13). [12] Истор. Древн. И Ист. Прав. Христ. Цер. Ч. 2, 109. Итак, от Имени Божiего зависят все блага, подаваемые нам от Бога. [13] А имяборцы лгут, будто бы нигде не сказано о том, что Имя Божiе есть – Самъ Богъ. – Сост. [14] Т. 3. Гл. 2. С. 65. Изд. 3. М. 1875 [15] Т. 7. С. 167. Изд. 3. СПб. 1826 [16] Творен. Т. 5. Троицкое слово № 8. 1910. III–28. Читали ли имяборцы, эти слова Св. Тихона? Если читали, то они отвергают или перетолковывают на свой имяборческий лад. [17] Тамъ же. С. 65. А имяборцы говорят: надо славить Бога, а не Имя Его. Имяборцы отвергают вечное прославленiе на небе Ангелами и Святыми Имени Божiя. Кто же они, после этого? [18] 2 ч. 257. 1899. А в Боге Вечные именуемые титулом Богъ вечные Свойства и Совершенства. [19] Кн. Испов. Каф. и Апост. Цер. Вост. 47-48. Кiе в, 1838. На Афоне два монаха, протвозаконно были наречены именем Iисусъ. Имяборцы, насмехаясь над имяславцами говорили: вы признаете имя Iисуса Богомъ? Значит, по вашему, и эти монахи Iисусы - тоже боги? [20] Больш. Катех. Лист 4. Ч. 3. С. 136. Изд. 1874 г. [21] Больш. Катех. 258. Изд. 1878 г. А имяборцы отделяют неотделимое от Бога Имя Божiе и лишают его Божества и реального бытiя. А сами клевещут будто бы имяславцы обоготворяют отдельное от Бога Имя Божiе и возводят его в четвертую ипостась. Но клеветническая хула их, на главу их, да снидет! [22] Больш. Катех. Изд. 1874. л. 4. Здесь тоже проповедуется достопоклоняемость и Спасительность Имени Iисусова. [23] Поучен. О мол. Госп, стр. 20. Моск. Универ. Тимогр. 1858 г. Здесь исповедуется Церковью Ангельское и человеков Имяславiе.. [24] Ч. 3. Изд. 3. С. 172. М. 1891 г. При молитве с призыванiем Имени Iисусова, необходима глубокая вера в присутствiе Бога во Имени Iисусове. . [25] Жит. и пис. П.В.. С. 116. Изд. 3 Козельской Опт. Пуст. М. 1802 г. [26] Взято из книги «Катезиз. Поуч. Гр. Дьяченко. М. С. 819. Одни только имяборцы журятся и негодуют, когда верные проповедуют это Божественное ученiе. [27] Догмат. Уч. О семи церк. Таинствах. С. 99. СПБ. 1877 г. Можно себе представить, как канудит имяборцев это догматическое Церковное ученiе о Спасительности Имени Господа нашего Iисуса Христа. [28] Кн. «Анафематствованiе» К.Никольскаго. С. 149. Изд. СПБ. 1879 г. Готовая анафема имяборцам, отвергающим действiе Божiе в Божiем Имени. Евфимiя Зигабена. Блажен муж Емуже Имя Господне упованiе его. Спаситель, говорит, тот, кто имеет упованiе на одно Имя Господа, иначе на одного Господа, а не на что-либо другое, как тот же Давид говорит и в другом псалме: Блажен муж, который уповает на Господа (Пс. 33,9). У каждаго христiанина упованiе и спасенiе есть Имя Христово, как это показали на деле пред мучителями святые мученики, которые открыто исповедали, что Имя Христа и храстiанство составляет для них славу и богатство и надежду.[1] Иринея, Архiепископа Псковскаго. «Ни ярость адскаго князя, ни усилiя целаго мiра не могли истребить и помрачить Имени Его».[2] «Защитит Тя Имя Бога Iаковля». «Имя Божiе полагается здесь за Самого Бога, и то не без причины. Ибо как самое существо Божiе нам непостижимо, а только открыта сила Его и благодать: для того праведно уповаем на Имя Его, от призыванiя котораго рождается надежда».[3] Филарета, Архiепископа Черниговскаго (Гумилевскаго). «Что сказано о Боге в собственном смысле, то и есть Богъ, и что Онъ есть по природе, то и сказано в собственном смысле». Имена и качества Божiи, показанныя в откровенiи, не произведенiя мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущiя ».[4] «В таинстве елеосвященiя » не могут участвовать: все неверующiе во Имя Христово».[5] «Боже, Именем Твоимъ спаси меня и силою Твоею суди меня» (Пс. 53,3). «Не только Израиль, но язычники всех стран и народов благословляют Имя распятаго Iисуса, как Спасителя от гнева Божiя . Искупительная смерть Iисуса, необходимая для примиренiя Божества с виновным человечеством. Открыла для человечества небо и низвела на землю воды благодати Духа Святаго, а вслед за тем тысячи и миллiоны почли за счастье, за блаженство именовать себя исповедниками Голгофскаго Страдальца».[6] «Имя Божiе есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать ее».[7] Филарета, Митрополита Московскаго. «Еммануилъ» - значит – «Спаситель»; Iисусъ» - есть – «Съ нами Богъ». С нами Богъ во Iисусе по воплощенiи . С нами Богъ во Iисусе по искупленiи ; без Iисуса с нами был грех, который мы наследовали от Адама. С нами Богъ во Iисусе по дару Святаго Духа. С нами Богъ чрез Iисуса, в нашем уме и познанiи . С нами Богъ чрез Iисуса, в нашем сердце и чувстве. С нами Богъ чрез Iисуса во всякой нашей жизни и делах (Гал. 2,20 и Фил. 2,13). С нами Богъ чрез Iисуса, если только пожелаем того во всех обстоянiя х и приключенiя х жизни нашей. О Имени Господа нашего Iисуса Христа с нами Богъ, христiане и во всем, только и мы да не перестанем быть с Богомъ – Аминь».[8] «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне (2 Тим. 2,19). Великое для нас благополучiе на земли, великая надежда на блаженства на небеси, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти все дело спасительнаго посольства Своего с неба на землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земного поприща, Онъ взывет в молитве к Отцу Своему небесному: дело совершил, еже дал еси мне, да сотворю. Какое дело? – Азъ прославих Тя на земли; или иначе: явих Имя Твое человеком, их же дал еси мне от мiра». (Iоан. 17,4-6). «Из сего почти можно заключить, что те, которым явлено Имя Отца Небеснаго, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божiи . Никтоже, свидетельствует боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ». (1 Кор. 12,3)[9] Каллиста Катафигiота. «Всех желанiй край есть Божественное с душой и паче ума соединенiе : и Божественнаго ради соединенiя нуждно есть еже умом действовати, сиречь зрети (т. е. созерцать умом Бога). Таково и Божественное есть (деланiе умной молитвы), отчего и Имя Богъ к сему определися. Но убо еже зрети, абiе на мысль Бога восходить. Везде бо и во всех аки некiя лучи влагает Богъ в зретелен ум, и ум зретелен прямоположно имать Бога».[10] Епископа Игнатiя (Брянчанинова). «Ангел Божiй сказал Св. Ап. Ероме: «Имя Сына Божiя велико и неизмеримо: оно держит весь мiр».[11] «Имя Господа Iисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу». [12] Отца Iоанна Кронштадтскаго. «Имя Божiе есть Самъ Богъ»[13] «Господь при безконечности Своей, есть такое простое Существо, что Онъ весь бывает в одном Имени Троица, или в Имени Господь, в Имени Iисусъ Христосъ»[14] «В каждом слове – Богъ – Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, со всяким смиренiе м, осмотрительностiю, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцемъ и Духомъ» «Моя жизнь во Христе[15]. «Я читаю Евангелiе: тут не я говорю, а Самъ Господь; Онъ Самъ в этих словах, ведь Онъ Духъ, Премудрость или безконечная Ипостастная Мысль»[16] «Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, а сам (о.Iоанн) смотрю на Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином, - смотришь: тотчас и легко сделается, и убежит враг от вседержавнаго, приснопоклоняемого Имени, как дым исчезнет»[17] Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божiе , Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Iисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все Существо Господа» («Моя жизнь во Христе»)[18]. «В Имени Iисусъ Христосъ, весь Христосъ – душа и тело Его соединенныя с Божествомъ»[19] «Господь есть препростое Существо, препростый Духъ, то Онъ в одном слове, в одной мысли – весь всецело, и в то же время везде – во всей твари. Потому призови только Имя Господне, ты призовешь Господа – Спасителя верующих и спасешься»[20] «Онъ (Богъ) весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Онъ весь в каждом слове, как Святый Огонь, проникает каждое слово: – каждый сам может это испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовiю. Но особенно, Онъ весь в принадлежащих Ему Именахъ».[21] «Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает вездесущiй и вся исполняющiй, единый и нераздельный Господь. Потому и говорится: «Не прiе мли Имени Господа Бога твоего всуе», что в одном Имени Самъ Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая».[22] «Богъ-Отецъ в разуме и сердце нашем действует чрез Слово Свое Ипостасное (в слове нашем выражающееся Духомъ Святымъ,[23] в Ипостасномъ Слове почивающем) и чрез наше слово упованiя, кротости, любви, исхдящее из уст наших, во мгновенiе совершает однажды на всегда от сложенiя мiра предопределенныя чудесныя дела, нашего во Христе возрожденiя, освященiя, укрепленiя, духовнаго питанiя, врачеванiя, хотя приготовительные обряды к этим действiя м бывают и очень продолжительные, ибо Богъ есть простое, всемогущее Существо. Например, претворенiе Хлеба и Вина в Тело и Кровь Христову совершается тот час же по произнесенiи слов: «Сотвори убо Хлебъ сей честное Тело Христа Твоего; а еже в чаше сей – четную Кровь Христа Твоего, преложив Духомъ Твоимъ Святымъ», после этих последних слов и благословенiя крестообразно рукою во мгновенiе хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, но не прежде, ибо Божественное всемогущество ожидает содействующаго Ему слова священника (1 Корин., 3-9). Богу бо есть споспешник». Крестное при этом благословенiе Именем Господним означает то, что тайна совершается Духомъ Святымъ. «О Имени Iисуса Христа и ради Iисуса Христа, ради Его ходатайства, благоволенiем Бога-Отца».[24] «Имя Господа есть Самъ Господь - Духъ везде сый и вся исполняяй»[25] «Великiе Имена: Пресвятая Троица, или Отецъ, или Сынъ и Святый Духъ, призванные с живою, сердечною верою и благоговенiем, или воображенныя в душе, – суть Самъ Богъ и низводят в нашу душу Самого Бога в Трехъ Лицахъ».[26] «Когда же при чтенiи молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Онъ тут, в самых словах молитвы, только сокрушенным и смиренным сердцем: и Господь перейдет из них и в твое сердце. В словах молитвы дышет Духъ Божiй . Надобно только научиться искусству переводить Его из них в свою душу» (Богопознанiе и самопознанiе . Изд. Журн. Спб. Дух. Вестн. 1900. С. 115). «Дивная сила Имени Господня и Креста Животворящаго! Страсть ли какая есть в сердце, тяжелое ли, непонятное томленiе - сделай из пальцев правой руки спасительное имя Господа Iисуса, ударяя им по чреву, и страсть или томленiе сейчас же пройдёт (Богопознанiе и Самопознанiе . С. 59, изд. «Журн. Спб. Дух. Вестника. 1900 г.). «Когда запрещаешь дiаволу именем Господа нашего Iисуса Христа, То это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдуострый. Равно, если просишь чего у Отца небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Iисуса Христа, то Отецъ небесный, о имени Своего возлюбленного Сына все подает тебе в Духе Святомъ, если ты творишь заповеди Его, а в таинствах, и вовсе, не взирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божiе, там оно созидает силы: ибо самое имя Божiе есть сила».[27] «Только будь я внимателен к себе, да содержи в уме непрестанно Имя Господа Iисуса Христа с верою и любовiю, и он (лукавый) безсилен сделать мне какой-либо вред».[28] «Я так немощен, что Именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него – мертв душевно, безпокоюсь, стесняюсь сердцем».[29] «Господи! Имя Тебе – Светъ, просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе – Любовь, не отвергни меня, заблуждающаго человека» Имя Тебе – Сила, подкрепи меня, изнемогающаго и падающаго! Имя Тебе – Миръ, умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость, не преставай миловать меня!».[30] По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, свое присутствiе и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знаменiю, например, в таинстве причащенiя Онъ Самъ весь вселяется в тело и кровь; в покаянiи — действует через видимое лицо священника; в крещенiи — чрез воду; в миропомазанiи — чрез миро; в священстве — чрез архiе рея; в браке — чрез священника. И венцы венчает Самъ; в елеосвященiи — чрез елей, привязывает Свое присутствiе к Храму, к иконам, к кресту, к крестному знаменiю, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков,[31] к святой воде, к освященным хлебам, пшенице, вину, но придет время, когда тело и кровь Его, равно и все другiе видимые знаки, для нас не будут нужны, и мы будем истее Его причащатися в невечернем дне царствiя Его, а теперь — все чрез телесное[32] и чрез образы и знаменiя».[33] «С сердечным ли благоговенiем и любовiю ты произносишь всегда Имя, еже паче всякаго имени, пресвятое, пресладкое, великое и превеличайшее, чудное, страшное, пред Коим благоговеют неисчетныя ангельскiя воинства, сильныя крепостiю…».[34] Священник Стратилатов: «Да святится Имя Твое» - Да, братiе , святить Имя Божiе – это есть первая обязанность человека. К этому побуждает нас как самое Имя, так и та сила, которая заключается в нем. Самое Имя – Имя Божiе есть не другое что, как Самъ Богъ. Что есть Богъ, то есть – и Имя Его, что есть Имя Божiе, то есть – Онъ Самъ. «Азъ Господь Богъ, - говорит Онъ, - сiе есть Имя Мое». (Ис. 42,8; 52,5-6; Пс. 67,5; 82,19). – Следовательно мы, славя и почитая Имя Божiе, славим и почитаем Самого Бога. Сила же Имени Божiя так велика и спасительна для человека, что он может по силе сего Имени сделать все. Может даже отражать сильнейших и опаснейших врагов своих – демонов: Именемъ Моимъ бесы ижденут», - сказал Самъ Спаситель. Вот какова сила Имени Божiя. После сего не святить Имя Божiе не есть ли дело худое и богопротивное, и человек, который не святит его, не есть ли Богоотступник, сын противника дiавола и наследник огня геенского» (Собранiе Церковных поученiй для Простого Народа. Свящ. Стратилатова. Книга сiя удостоена премiи Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. Поученiе 31. С. 102) Филарета Архiе пископа Черниговскаго. «Когда питомцы ветхаго завета спрашивали о Имени Божiе м: то им указано было на Имя Iеговы, как на Имя страшное, недоступное для мысли и языка людей. Одинъ Сынъ Божiй мог сделать доступным для людей Имя Божества, как по Своей естественной близости к Богу Отцу, так и по любви к людям Онъ открыл Имя Божiе , как Имя вечной любви по отношенiю к людям и как Имя Трiе динаго в самом себе».[35] Толковая псалтирь. «Вознесем Имя Его вкупе… Имя Его, т.-е. славу, силу и величiе прославим пред людьми вкупе». [36] «Блажен муж, ему же есть Имя Господне упованiе его… Имя Господне означает здесь или призыванiе Имени Божiя, или силу и власть Божiю, или просто Самого Бога» (… 39,5. Л. 201 обор.).[37] «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите Имя Господне»… «Всем расположенiем сердца хвалите Имя Его, то-есть, безконечную силу и славу Его». (Ч. III, Пс. 112,1. Л. 76 об.).[38] «Взыщут Имене Твоего, то-есть. Взыщут Тебе Творца своего (часто бо Имя полагается за лице); или: призовут Имя Твое; или: взыщут Славы Твоея».[39] «Онъ (Богъ) другого воздаянiя не требует от нас за вся благая, подаемая нам, кроме прославленiя Имени Своего».[40] (Псал. 98, стих 3). «Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. Да благодарят, говорит, все народы великому Имени Твоему, Господь; где Именем называет Имя Божества; дал, говорит, Ему (т.-е. воспринятому Имъ человечеству) Имя выше всякаго имени, только да благодарят, говорит, Имени Твоему, не делаясь пытливыми касательно Божества Твоего, по Феодориту, или касательно способа вочеловеченiя Твоего: потому что страшно для врагов твоих Имя Твое, как изгоняющее и наказующее их, и свято для них и знающих оное, как освящающее и очищающее их. Или разумеет Имя Iисусово, потому что сiе Имя велико, как страшное, и, как мы сказали, святое и спасительное».[41] Толковая псалтирь. П р и м е ч а н и е: Слова Божественнаго Кирилла: «Велико Имя Iисусъ, ибо оно значит спасенiе народа; велико так же высокое Имя Божества, то-есть, слава. Ибо Творец всего не может быть уподобен никакой твари, напротив того, по несравненным своим преимуществам Онъ превыше всего, и в природе нет ничего подобнаго Ему». Афанасiя: «Имя Господне страшно в отношенiи к гневающимся народам и не принимающим царства Его, и свято для верующих в Него».[42] (Толковая псалтирь Евфимiя Зигабена, греческаго философа и монаха, изъясненная по свято-отеческим толкованiя м, перевод с греческаго, стр. 772, изданiе 2, Кiе во-Печерская лавра. Кiев. 1898 г.). «Да святится Имя Твое» «Имя Божiе всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства; Им запечатлевается верность наших клятв и обещанiй; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям».[43] _______
Вот те непреложныя свидетельства Священнаго Писанiя , выясняющiя сущность Имени Божiя . На ряде страниц прошли перед взором читателя свидетельства Пророков, Евангелистов, Апостолов, Отцов Церкви, Iерархов и Священнослужителей Православной Церкви. Выписки эти могли бы быть продолжены на много страниц, но думается, что уже по приведенному можно составить понятiе о том, которая из двух спорящих за Имя Госпдне сторон ближе по духу к ученiю Православной Церкви: правы ли имяборцы, отрицающiе Божество Имени Господня, отрицающiе действенность его в Таинствах, или правы имяславцы, исповедающiе Божество и Силу Имени Господня. На многочисленныя наши цитаты, выясняющiя сущность Имени Божiя , «имяборцами», в виде опроверженiя , выпущен листок, заключающiй в себе не более 27 текстов свидетельств Отцев Церкви. Тексты этого листка приводим ниже, предоставив читателю убедиться в неосновательности и всей шаткости доводов «имяборцев», силящихся умалить Божественность Имени «Iисусъ» и поколебать тем самым святыя основы нашей Православной Веры. [1] Толковая псалт. Кiев, типограф. Кiе во-Печ. Успен. Лав. 1898 г. Изд. 2. С. 313. [2] Тол. На псалт., псал. 44,18. Ч. 1. Изд. 1806 г. лист 232, обор. Срав. Иринея Псовск. А в наши последнiе времена Имя Божiе попытались помрачить имяборцы. Но хула имяборцев на главу их, да снидет! . [3] Толк. на пс. 19,2. Изд. 9. Ч. 1 Мооск. Син. Тип. !903 г. Слышите, имяборцы? А вы лжете, будто нигде не сказано о том, что Имя Божiе есть – Богъ. [4] Правосл. Догм. Богосл.. Ч. 1. СПБ. 1882 г. О свойст. Сущн. Бож. III, стр. 37. А вы, имяборцы лжете, будто имена Божiи не Богооткровенны, а вымышленные самими людьми. [5] Правосл. Догм. Богосл. Ч. 2. С. 201. Изд. 3. 1882 г. Не верующих имяборцев во Имя Божiе и во Имя Христово, совершаемые таинства – не действительные. [6] Беседа на страд. Госп. наш. I. Х. Часть 1, С. 54. СПБ. Изд. 3. 1884 г. Как видим, постоянное ученiе Самого Господа, Святых Пророков и, Апостолов, Святых Божiих и Отцов Церкви о Спасительности Имени Божiя и Имени Iисусова –это аксiома, непреложная Божественная Истина. [7] Бесед. 25 на текст: «Явих Имя Твое человеком». Изд. 3. Ч. 11884 г. С. 187. Познайте, имяборцы, эту Божественную непреложную Истину, что Имя Божiе есть «сущность Божества» доступная человеческому разуму. [8] Том 2. С. 179. То есть, в Имени Господа Iисуса, Самъ Господь Iисусъ, как учит Св. Iоанн Кронштадтский и другие Святые Отцы. [9] Прибавленiя к творенiя м Святых Отцев в русском переводе, издаваемым при Моск. Дух. Акад.. Ч. 1. С. 82. М.. 1813 г. Слово на Благовещенiе. Ну кто не назовет Имяславцем святителя Филарета Митрополита Московского? Воистину он истинный Имяславец! Последуйте ему вы, имяборцы, и отступите от своей имяборческой неправды, если хотите спастись. Верующие во Имя Отца Небесного имяславцы – суть Божiи, говорит Святитель. [10] Слав. Доброт. Т. 4. Л. 107. То есть, в Имени Божiем ум «зретелен» молитвенника, созерцает Бога. [11] Аскет. Опыты. Т. 2. С. 237. Изд. 3. СПД. 1905 г. А имяборцы измерили это «Неизмеримое Великое Имя» и заключили, что оно есть самое наименьшее из всех Имен Божiих, и есть простое человеческое имя, а не Богъ. [12] Аскет. Опыты. Т.2. С.193. СПБ. 1905 г. Имяборцы отрицают Божественную Силу Имени Iисусова. [13] «Моя жизнь во Христе». Изд. 2. СПб. 1893. Вып 5. С. 30. А имяборцы лгут, будто бы нигде у Святых Отцов не сказано, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. [14] «Моя жизнь во Христе». Т. 5. Изд. 2. СПб. 1894. Ч. 2. С. 422. Это ученiе Святаго – впику злочестивому лжеученiю имяборцев. [15] Т. 5. Изд. 2. СПб. 1894. Ч. 2. С. 144. А имяборцы топчут ногами Слова-Имена Божiи, хулят и выбрасывают их в сартиры епархiи и приходов. [16] Там же. С. 351. Имяборцы не признают Бога в словах и Именах Божiихъ, не признают Божественными Глаголы Божiи Евангельскiе за Слова Бога, а называют их простыми словами Апостолов о том что они видели и слышали общаясь с Iисусомъ Христомъ. [17] Том 5-6-й. с. 128. Ч. 2. Изд. 2. СПБ.. 1894 г. Достопоклоняемость Имени Бога имяборцы отвергают. [18] Т. 2. Изд. 5. М. 1899. С. 129. Это богословiе Св. Iоанна Кронштадтского, имяборцы признают еретическим. [19] «Моя жизнь во Христе». Вып. 5. Изд. СПБ. 1893. С. 30. Имяборцы это отвергают. [20] «Моя жизнь во Христе». Изд. 2. СПб. 1893. Вып. 5. С. 30. Имяборцы пертолковыввают это по своему. [21] «Моя жизнь во Христе». Т. 1.М. 1891. С. 129. Имяборцы признаюь это ересью. [22] Там же. С. 194. Имяборцы признают это ересью имябожiя. [23] Имяборцы, Имя Божiе произнесенное нашим голосом нашим словом признают разлагающимся в прах и исчезающим в небытiе вместе с звуком голоса произнесшим Имя Божiе. Но слепые духовно, они не понимают, что Имя Божiе созерцается и беззвучно, в умной молитве; и ни в каком случае Имя Божiе не исчезает из бытiя, но исходя из уст наших совершает дивные дела и чудеса, как об этом возвестил Св. Iоанн Крнштадтскiй на основанiи слов Iисуса Христа: «Именем Моим бесы ижденут» и т. д. (Мрк. 16,17). [24] Моя жизнь во Христе, протоiерея о.Iоанна Кронштадтскаго. Т. 2. С. 58. М. !892. Изд. 3). [25] Там же. С. 7. Как же Духъ Святый Имени Господа может исчезнуть в небытiе? Исзезнут хулители Имени Божiя имяборцы, а Предвечное Имя Божiе не исчезнет во веки! [26] «Мысли христiанина. С. 46-47. Cлышите имяборцы? Имя Божiе призванное или воображенное в душе суть Самъ Богъ! А вы говорите на Имя Бога неправду, что оно, по вашему имяборческому суеверiю, исчезает в небытiе. Сомкните лживые ваши уста! [27] Когда в Писанiях святых, как и у о. Iоанна, говорится или пишется «самое Имя» Божiе, то это не в смысле раздельности Имени от Именуемого, а наоборот, в смысле, нераздельнсти Имени от Именуемого. Поэтому чествованiе Имени Божiя, есть чествованiе Именуемого Бога. [28] Моя жиз. Во Хр. Вып. 4. Изд. 2. Спб. 1893. С. 20. [29] «Моя жизнь во Христе. Вып. 3. Изд. 2. С. 5. СПБ. 1893 г. Значит, имяборцы, похулившие Имя Божие – мертвы душевно, ибо хула на Имя Бога это хула на Духа Святаго, которого не имеют в себе Его хулители. [30] «Моя жизнь во Христе. Вып. 4. Изд. 2. С. 7. СПБ. 1893 г. Здесь Отец Iоанн ясно выразил некоторые из свойств Имен Божiихъ. [31] Слышите имяборцы? Богъ (так сказать) привязывает Себя Духомъ Свомъ к нашему слову выражаемому Его Божественное Имя, которое есть Духъ Святый! А вы безбожно низлагаете Имя Божiе в небытiе вместе с исчезающим звука нашего голоса. Какiе же вы неразумные! Кто вас научил такому бесословiю? Макс Мюлллер? Или Денница-сатана? Или они вместе? [32] Которыми, - «телесными» являются и наши членораздельные слова именуемые Имя Божiе. [33] «Моя жизнь во Христе. Вып. 4. Изд. 2. С. 30-31. СПБ. 1893 г. Здесь о. Iоанн причисляет к вещественным предметам нашими словами выражаемое Имя Божiе внешнее, тварное, состоящее из человеческих букв и членораздельных звуков, но не нераздельное Духовное Имя. Он говорит, что в жизни вечной не будет ничего вещественного из того что было им перечислено. Надо сказать, что не будет и нынешних человеческих букв, возможно и членораздельных звуков, которые станут небесными, духовными. Но Имя Божiе именуемое и прославляемое ныне человеческими хваленiями на земле, прославляется на небесах Ангельскими хваленiями на ангельском языке, и будет прославляться, во веки веков. Цель творенiя мiра: «Всякое дыханiе, да хвалит Господа» (Пс. 150,6). Но, тем не менее, Господь привязывает Свое присутствiе и к членораздельному внешнему земному Своему Имени, нами изображаемому, как к словесной иконе Своего Божества. И поэтому произносимое и изображаемое словесно, или написанное Имя Божiе Свято, как святы крест, и чудотворные иконы. А «в существенном и ипостасном пребыванiии Имя Божiе есть Самъ Богъ». Афонскiй исповедник и изгнанник с Афона за Имя Божiе схимонах Георгiй (Макаровскiй – 1872-1964) говорил, что «Дорогой Батюшка Iоанн Кронштадтскiй в своих книгах около 150 раз исповедал Имя Божiе Богомъ. А имяборцы ложь говорят, что Отец Iоанн нигде не писал, что Имя Божiе есть Богъ, и что нигде об этом не сказано и у Святых Отцов. [34] Живое слово мудрости духовной о. Iоанна Кронштадтск. СПБ. 1911 г. Какое обличенiе Дорогого Батюшки в этих словах имяборцам, хулящим «Имя еже паче всякаго имени»! [35] Филарета Архiеп. Чернигов. Беседа о страстях Христовых. С. 187. А имяборцы мурлычат, будто бы Богъ безымянный, что у Него нет Имени, и что Имена Богу приписали сами люди. [36] Псал 33,4. Ч. 1. Л. 155 обор.. М. 1876 г. Имяборцы, хулящiе Имя Божiе, хулят свойства Бога: Славу, Силу и Величiе Бога. [37] Блаженны имяславцы, уповающiе на Имя Господне. [38] А имяборцы всем расположенiем сердца хулят Имя Божiе - «безконечную силу и славу Его». – Сост. [39] Москва. Сл. печ. Ч. 2. Л. 143. Изд. 1876 г. месяц Декабрь. Хула имяборцами Имени Божiя, относится к хуле на Лице Божiе. [40] Толк. пс. 68, стр. 342, слав. пер. М. 1876 г. Какая радость и сладость для имяславцев славить Имя Господне! И какая скрытая горесть имяборцам, хулящим Имя Божiе. [41] Толк. пс. 68, стр. 342, слав. пер. М. 1876 г. Безконечная проповедь Спасительности великого и страшнаго Имени Iисусова. [42] Какое радостное утешение имяславцам, верующим в Святое Имя Божие! [43] Это до-имяборческое ученiе об Имени Божiем архiеп. Никона в издаваемых им в Троице-Сергiевой Лавре «Троицких Листках» (Троицк. Лист. Т. 5. С. 137. Изд. Св.-Троицк. Л. 1896-1899. Троицк. лист. № 835). В 1913 году это православное ученiе свое Никон перечеркнул и отрекся от него в своем синодальном докладе и в Посланiи Синода от 18 Мая 1913 г. в Ц.В. № 20. «Его известная позицiя была связана с порученной ему особой миссiей по усмиренiю «афонской смуты», в результате которой, с помощью военной силы со Святой Горы в 1913г. в Россiю было вывезено 485 монахов из Пантелеимонова монастыря и 185 иноков Андреевского скита (а впоследствiи еще около тысячи имяславцев были вынуждены, из-за имяборчества на Афоне, покинуть Св. Гору), в чем он не раз вынужден был оправдываться на страницах публикуемых в «Троицком слове» в «Моих дневниках». Однако первоначально (до того как разгорелись афонскiе споры) он занимал вполне имяславческую позицiю (см.: О. Павел Флоренскiй. Архiепископ Никон – распространитель «ереси». /Матерiалы к спору о почитанiи Имени Божiя. Изд. 2. М. 1913. С. 101-104). (Свете тихiй . М. Паломник. 1996. С. 475-476). | |
Просмотров: 293 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |