Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имеславие 7 том |
2016-05-02, 2:03 AM | |
Часть II. ТЕКСТЫ «ИМЯБОРЦЕВ» И ВОЗРАЖЕНIЯ НА НИХЪ. Л и с т о к ъ КАКЪ УЧИТЪ СВ. ЦЕРКОВЬ ОБЪ ИМЕНАХЪ БОЖIИХЪ.*)[1] I. Имя и предмет, им обозначаемый, не одно и то же. 1) Иное – предмет, по своей природе подлежащiй названiю, и иное названiе , обозначающее предмет. Бытiе – не одно и то же с именованiем. (св. Григорiй Нисскiй. Опроверженiе Евномiя, кн. 12, ч. 6, стр. 373; 328). 2) Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности. (Там же. стр. 495). 3) Слова суть как бы тени предметов. (Там же, стр. 325). 4) Наименованiя не из самаго естества проистекают, но прилагаются к предметам нашей мыслiю. (Там же, стр. 315; 323). 5) Употребленiе слов и имен после сотворенiя людей. (Там же, стр. 329). 6) Богъ есть создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка. (Там же, стр. 373). 7) Имена означают только сущности, а сами не суть сущности (Св. Василiй Великiй . Опроверженiе на защитительную речь нечест. Евномiя. М. 1857, ч. 3, стр. 153). 8) У Бога нет ни голоса, ни вида, но Онъ выше образов и звуков. (Св. Iоанн Златоуст. Толкван. На Евангелiе от Iоанна, т. VIII, стр. 268). 9) Выраженiе : рече (Богъ) нисколько не указывает на голос и речь Божiю, но на волю Божiю. (Св. Григорiй Нисскiй , ч.VI, стр. 356). 10) «Глаголы, яже глаголю вам, дух суть… сказал: дух, вместо того, чтобы сказать – духовные». (Св. Iоанн Златоуст, т. VIII, 310). 11) Слова Христовы, телесно произнесенныя, не есть сущность Духа Святаго. (Св. Григорiй Палама, 2 слово против латинян. У Игумена Модеста, стр. 42). II. Имена Божiи явились после созданiя человека, нужны только нам, а не Богу, и сами по себе не Богъ. 1) Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоенiя понятiя о Сущемъ, т.-е. о Боге. (Св. Григорiй Нисскiй .VI, 331). 2) Усвояемыя Богу имена недавни сравнительно с Самимъ Богомъ, ибо Богъ не есть реченiе и не в голосе и звуке имеет бытiе . (Там же, стр. 324). 3) Всякiй ум и слово безконечно далеки от Бога, чтобы быть Ему подобными. (Св. Дiонисiй Ареопагит. О небесной iе рархiи , стр. 9). 4) А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо Его. (Св. Iоанн Златоуст. В толк. на 110 псалом). 5) Не Богъ еще то, что мы представляем себе под понятiе м Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово. (Св. Григорiй Богослов. Творенiя . Москва, 1844, ч. 3, стр. 21). 6) Мы не знаем имени, которое бы обнимало Божеское естество. А слово, посредством имени объясняющее Божественное существо, подобно тому, кто собственною дланiю думает обнять все море. (Св. Григорiй Нисскiй , VI, 92; 332). 7) Богъ не есть имя. (Св. Iустин мученик, апологiя II, 6, М. 1864, стр. 120). 8) Богъ – не имя. (Св. Iоанн Дамаскин. О мученiи Св. Вавилы). III. Iисусъ есть имя Сына Божiя во плоти, принятое Имъ по воплощенiи . 1) Iисусомъ назван для того, чтобы под именем Iисусъ скрыть от дiавола Его Божество. (Св. Iоанн Златоуст VII, 18). 2) Господь назван Iисусомъ Христом потому, что облекся в плоть. Iисусъ – имя Его по плоти (Там же, II, 891). 3) Господь принял названiе Христа не до воплощенiя , как лжеумствуют некоторые… Слово тогда получило названiе Iисуса Христа, когда оно стало плотiю. (Св. Iоанн Дамаскин. Точное изложенiе православн. Веры. М. 1855, кн. IV, гл 6, стр. 228-230). 4) Iисусъ Христосъ – имя Сына Божiя, а не всей Св. Троицы. (Св. Димитрiй Ростовскiй . Творен. Изд. Сойкина, СПБ., 1910 г. стр. 78). IV. Имена Божiи должно почитать наравне с св. крестом и иконами, а не как Самого Бога.[2] 1) Что имя Iисуса Христа Распятаго, с верою произнесенное движенiе м уст, то же самое есть и знаменiе креста, с верою сделанное движенiем руки или другим каким образом представленное. (Пространный христiанскiй катехизис. О крещенiи . М. 1840 г., стр. 82). 2) Имя Божiе называется святым, конечно, не потому, что в самых слогах имеет некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божiе. (Св. Василiй Великiй в толкованiи на псалом 32). 3) Иконное изображенiе указуется евангельскими повествованiями, евангельское повествованiе указуется иконными изображенiя ми. Чествовати их не истинным богопочтенiем, еже подобает Единому Божескому естеству, но… честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. (Определенiе VII Вселенскаго собора). 4) Вечная память верующим, возвещающим и благовествующим… что одинаковую приносит пользу как посредством слова возвещенiе, так и посредством икон истины утвержденiе. Как очи зрящих освящаются честными иконами, так и уста освящаются словами. (Определенiе Константинопольскаго Собора 842 года, читавшееся в неделю православiя. Синодик в неделю православiя . Одесса, 1893 г., стр. 6-7). _________ Комментарiй схим. Антонiя (Булатовича) по поводк имяборческого листка. Таковы те святоотеческiе тексты, которые имяборцы приводят в опроверженiе нашей веры во Имя Божiе и во Имя Iисусово, как в Божество и Божественную силу. Пусть каждый читатель сопоставит эти свидетельства с теми свидетельствами, которыя мы привели в пользу исповедуемаго нами Имени Божiя , и пусть каждый сам увидит, сколь слабы и неосновательны ссылки имяборцев на святых отцев. Как видим, многiя из свидетельств, указываемых имяборцами, приведены и имяславцами в защиту Божестьва Имени Божiя , некоторые же тексты имяборцами умышленно извращены, ибо если их привести полностью, то словами своими святые отцы, наоборот, удостоверяют Божество Имени Божiя в тех самых текстах, которые привели имяборцы. Так, например, в отделе 4-м имяборческаго листка приводится следующiй текст Василiя Великаго: «Имя Божiе называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах имеют некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божiе» (Св. Василiй Великiй в толкованiи на псалом 32). Из этих слов святаго Василiя Великаго имяборцы выводят заключенiе, будто св. Василiй Великiй утверждает, что Имя Божiе не имеет в себе никакой освящающей силы и потому должно быть почитаемо наравне со святыми иконами. Но на самом деле не только из этих слов св. Василiя Великаго не следует ничего подобнаго, но и сам текст умышленно сокращен и полностiю читается так: «Имя Божiе называется святым, конечно, не потому что в самых словах имеет некую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божiе и всякое понятiе о том, что преимущественно в Боге усматривается (Часть I, 233, изд. 3-е, Москва). Итак, как видите, св. Василiй именует святым не только всякое свойство Божiе, но и всякое понятiе о Боге, но сiе самое утверждаем и мы, что Имя Божiе есть истина о Боге и есть Божественное Откровенiе, и посему – Богъ, ибо всякое Богооткровенное понятiе о Боге есть действiе Божества, есть свято само в себе и есть Богъ. Между прочим, и мы не думаем говорить, будто слоги и буквы произносимаго Имени Божiя суть Богъ, но п о н я т i е о Б о г е именуем Богомъ, ибо оное таинственно открывает уму человеческому Самъ Богъ во Имени Своемъ. В отделе 3 парагр. 4 приведены слова св. Димитрiя Ростовскаго: «Iисусъ Христосъ – имя Сына Божiя, но не всей Святой Троицы» (Твор. Св. Димитрiя Ростовскаго, 78). Основываясь на этих словах имяборцы думают уверить неопытнаго читателя, будто св. Димитрiй Ростовскiй отрицает предвечное существованiе имени «Iисусъ», но увы, приходится только подивиться такому невежеству, или злостному коварству имяборцев. Предлагаем прочесть слова святаго Димитрiя Ростовскаго, приведенныя в сей книжке на стр. 102, и убедиться, что св. Димитрiй Ростовскiй говорит совершенно обратное, а именно, что Имя Iисусово прежде всех век в Тройческом Совете было предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавленiе. Впрочем, и мы нигде не говорим, что имя Iисусъ» есть собственное имя Св. Троицы, но веруем, что как поклоняясь Сыну, мы в то же время поклоняемся и Отцу, и Св. Духу во единстве Тройческаго Существа, так и призывая Отца, или Сына, или Духа Святаго, мы призываем негласно по неотделимости Существа и всю Святую Троицу, иначе у нас было бы три Бога, а не Единый неслитно соединенный во единстве Существа Богъ. В доказательство того, что Имя Божiе не есть ни Божество, ни Божественная Сила, имяборцы приводят ряд текстов, доказывающих, что имя и предметы им обозначаемые не одно и то же, но и имяславцы нигде не говорят, что имя и предмет одно и тоже. Предмет есть некое вещество, а имя его есть идея; но между невещественным Богомъ и откровенною истиною о Нем нет такого разъединенiя, как между веществом и понятiем о нем. Истина о Боге, открываемая достойным во Имени Божiе м есть дыханiе Духа Божiя, есть Глагол Слова, неотделимый от Самого Бога и в коем и весь Богъ. Насколько обманно указывают имяборцы на свидетельства святых отцов в доказательство того, что Имя Божiе не есть ни Божество, ни Божественная Сила предлагаем удостовериться, сличив слова: 1) св Златоуста с теми словами Златоуста, которыя приводят имяборцы в свою пользу в своем листке. 2) Слова Григорiя Нисскаго, приведенныя в имяборческом листке, предлагаем сличить с его же словами, приведенныя нами. Там, как видите, св. Григорiй Нисскiй говорит против наших нынешних имяборцев: «Кто Имя Сына придает твари, то да будет он причислен к идолослужителям». 3) Слова св. Василiя Великаго, приводимыя в имяборческом листке предлагаем сличить с словами сего святаго, приведенными нами и убедиться, как далек св. Василiй Великiй от того, чтобы быть единомысленным с имяборцами, отрицающими Божественное достонство и силу Имени Божiя и Имени Iисусова. Со всеми приведенными имяборцами текстами Святых Отцев мы совершенно согласны, но с толкованiем, которое придают им имяборцы, мы совершенно не согласны, ибо, как видим, все эти тексты прямаго отношенiя к разбираемому вопросу или не имеют, или умышленно извращены. Такое умышленное извращенiе слов Святаго особенно ярко явствует из мошенническаго извращенiя слов святаго мученика Iустина. В листке приводятся слова св. Iустина: «Богъ не есть Имя, и сiе с целью доказать, будто Имя Божiе несть Богъ, ни Божественная Сила. Но оказывается, что имяборцы вырвали из фразы только ея первыя слова и придали им совершенно иной смысл. На эти именно слова святаго мученика Iiустина особенно опирались и в своих речах, и в своих сочиненiях и архiе пископ Никон, и Г. Троицкiй, и до сих пор эти слова усердно приводятся имяборцами в своих имяборческих листках, которыми афонскiя обители ныне наполнили Россiю. Поэтому, и обман их требует особаго изобличенiя. Итак, откроем же ту страницу, на которую указывают имяборцы в творенiя х мученика Iустина и прочтем, что там написано? А там написано следующее: «Богъ не есть имя, но мысль, насажденная в человеческую природу о чем-то неизъяснимом». Итак, что же? Ужели св. Iустин говорит, что Богъ есть – мысль о непостижимом? Ужели св. Iустин, отрицая Божество Имени Божiя, признает Божество мысли о непостижимом? И почему же о сем умолчали имяборцы? Нет, совсем не о том свидетельствует св. Iустин, а только говорит, что слово Богъ не есть собственное Имя Божiе, а есть Его нарицательное имя, а затем дальше говорит, что единственное из всех Имен Божiи х, которое может почитаться именем собственным есть имя «Iисусъ», то-есть говорит именно то, что отрицают имяборцы и на этой же странице говорит, что сiе имя «Iисусъ» обладает превосходною сравнительно со всеми прочими именами Божiи ми силою и служит доказательством Божества самого Носителя онаго Сына Божiя Iисуса. Все же сiе св. Iустин говорит по поводу того, что язычники называли христiан безбожниками за то, что у христiан Святая Троица не имеет собственнаго имени, а только нарицательное «Богъ» или «Троица», или «Отецъ» и т. п., а у языческих богов всякiй богъ имел свое собственное имя: Юпитер, Марс, Аполлон и проч. Поэтому-то и говорит св. Iустин, что слово «Богъ» - не есть собственное имя и у истиннаго Бога собственнаго имени и быть не может, ибо нет такого существа, которое могло бы дать Богу собственное имя, но у Сына есть собственное имя «Iисусъ», которое Ему дал Отецъ, и сiе имя есть имя превосходящее всякое существованiе в мiре собственное имя. Вот его слова: «Богъ не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу, о чем-то неизъяснимом. Но Iисусъ имеет имя и значенiе и человека, Спасителя; ибо Онъ и сделался человеком, как я уже сказал, и родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушенiя демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит пред вашими глазами. Ибо многiе из наших, из христiан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мiре и в вашем городе, заклиная Именем Iисуса Христа, Распятаго при Понтiе Пилате. Между тем, как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями, и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками». (стр. 111). Предлагаем прочитать выдаржки из св. мученика Iустина и убедиться, с какой определенностiю он свидетельствует, как о предвечности Имени «Iисусъ», так и о силе сего Имени, и о действенности Его в таинствах, и о Божестве всякой Истины Божiе й, то-есть удостоверяет именно все то, что отвергают ныне имяборцы. Как всегда бывало в церковной исторiи во время прежде бывших догматических споров, одна из сторон защищала истину, а другая сторона, не будучи в силах возражать против истины, старалась извратить смысл слов противников своих и навязать им то, что они не говорили и всячески оклеветать их. Точь в точь то же самое повторяется и теперь. Когда в начале Фиваидскiе пустынники возмутились хулой iером. Алексея Киреевскаго на Имя Господа Iисуса, который пытался убедить пустынников, что имя Iисусъ» - есть простое ничего не значущее человеческое имя, то пустынники на основанiи слов о. Iоанна Кронштадтскаго исповедали, что Имя Господне есть – Самъ Богъ. Тогда о.Алексей и сторонники его стали обвинять пустынников в том, что они поклоняются Имени Iисусъ как идолу, то есть самым буквам и звукам, и вслед за тем эта же клевета была напечатана в Колоколе в виде корреспонденцiи с Афона (в феврале 1912 г.), причем сообщалось о новой ереси на Афоне, которая состоит в том, что пустынники обожествляют самое имя – «Iисусъ».[3] Когда вслед за тем эта клевета была совершенно опровергнута, тогда имяборцы изобрели другое обвиненiе. В жалобе поданной игуменом Iеронимом в Ватопедскiй монастырь на братiю Андреевскаго Скита, о. Iероним заявил, будто братiя сливает Имя Божiе с Самимъ Богомъ. На основанiи этой жалобы афонскiй Кинот, не допросив противной стороны, отлучил весь Андреевскiй Скит от церковнаго общенiя . Но вскоре и эта клевета отпала, ибо из всех сочиненiй имяславцев, ясно было видно, что это обвиненiе есть гнусная ложь. Тогда имяславцев оклеветали в «пантеизме». Обвинили: во всебожiи, в перевоплощенiи Бога во имя Его, в почитанiи имени Божiя за сущность Его, наконец, в злоупотребленiи именем «Iисусъ» - как магическим средством, в отождествленiи идеи, по которой именуется Богъ - с Богомъ. Но и все эти обвиненiя вскоре должны были быть оставлены по явной вымышленности их. Наконец, в конце концов архiе пископ Никон и г.Троицкiй обвинили имяславцев в – евномiанстве. В своем – «Добром слове к имяславцам» - арх. Никон говорит, что тоже самое, что говорят имяславцы, говорил некогда еретик Евномiй и был обличен Св. Григорiе м Нисским. Также и г.Троицкiй написал целую книгу «Об именах Божiи х» - в коей в предисловiи говорит: «ученiе (Евномiя ) в существенных пунктах сходно с имябожничеством» (стр. 4). – «Сходно между ученiе м об именах Божiи х древняго еретка Евномiя и современных имябожников настолько велико, что последних можно назвать н о в ы м и е в н о м и а н а м и» (стр. 49). – Эта клевета весьма может смутить неопытнаго человека. Кто из светских людей знает, что именно говорил Евномiй и за что он был осужден? Поэтому считаем долгом разобрать и эту последнюю клевету, от которой между прочим г. Трицкiй уже успел отказаться, ибо в своем возраженiи на статью профессора Булгакова он говорит следующiя слова: «Вполне прав г. Булгаков, что в ученiи о почитанiи Имен Божiи х н и к а к о г о с х о д с т в а между евномiанством и имябожiе м нет» (см. журнал «Итоги Жизни» № 17 стр. 7). Однако все-таки, что же собственно учил еретик Евномiй ? – Он, во-первых, учил, что Iисусъ Христосъ – не Богъ, не единосущен Отцу. Итак, если он Самого Iисуса Христа не считал за Бога, то мог ли он Богомъ называть Имя – «Iисусъ»? Имяславцы же исповедуют Божество Имени Божiя и Имени Iисуса Христа в том смысле, что Имя Божiе есть таинственная Божiя сила и Божiя истина и Божiе откровенiе . Как видите, уже из этих одних слов видно, что посколько имяславцы благоговеют пред Божествомъ Сына Божiя, почитая Божество Его, присутствующее и во Имени Его, постольку же Евномiй не благоговел пред Сыномъ Божiи мъ Iисусомъ Христомъ, не почитал Его за Бога, а следовательно и тем более не мог благоговеть и пред Именем Iисуса Христа. Но может быть Евномiй благоговел пред прочими именами Божiи ми, как пред самимъ Богомъ? Нет, ибо он считал все имена Божiи – «постижимыми» - считал, что тайна благочестiя заключается лишь в – «п о з н а н и и» - имен Божiихъ, а не в исповеданiи их. Похоже ли следовательно ученiе Евномiя об именах Божiи хъ на ученiе имяславцев? – очевидно нет, ибо имяславцы исповедуют словами Златоуста, что Имя Господа Iисуса Христа – непостижимо и само требует в себя веры», исповедуют вместе со Св. Григорiем Нисским, что тайна благочестiя состоит в – «и с п о в е д а н и и» - Именъ Божiихъ. Евномiй считал, что всякое познанiе о Боге подается разуменiем имен Божiи хъ, мы же признаем, что созерцанiе Бога во Имени Его подается нам не силою нашего разума но Божественным Откровенiе м Истины, действующим во Имени Божiе м. Итак, как видите совершенно ничего общаго нет между имяславiем и евномiанством и попытка оклеветать нас в этом со стороны г.Троицкаго оказалась совершенно тщетною. Но почему в возраженiя х Св. Григорiя Нисскаго г.Троицкiй нашел подходящiй матерiал для обоснованiя своей клеветы? – Евномiй хотел доказать, что Сынъ Божiй Iисусъ Христосъ не может быть единосущным Отцу. Для этого он прибег к следующей философiи : всякая сущность имеет принадлежащее ей неотъемлемо – имя. Разность сущностей приводит к разности имен, которыя прежде века принадлежать сущности. Богъ Отецъ как сущность имеет и прежде века принадлежащее имя сей сущности – «нерожденный» - Сынъ же имеет прежде века имя сущности Своей – «рожденный» - поэтому, поскольку разнятся имена Отца и Сына, постольку разнатся и сущности их и Сынъ поэтому выходит не единосущен Отцу. Имена эти суть Богооткровенны, поэтому и сомневаться в том, что они тождественны именуемым самим сущностям нельзя. Богъ для того и открыл эти имена людям, чтобы люди из них познали сущность Его. – Таково вкратце ученiе Евномiя. Против него возражал Св. Григорiй Нисскiй , что хотя имена Божiи и Богооткровенны, но Богъ для именованiя Своего пользовался понятiя ми (идеями) человеческими. Эти слова т. е. понятiя, буквы и звуки, которыми человечество именует Бога не принадлежали прежде века Существу Божiю, но эти слова, то есть звуковое имя и идея, по которой Богъ именуется, были образованы людьми по сотворенiи их. Вот этой-то частiю возраженiй Св. Григорiя и воспользовался г. Троицкiй против имяславцев, умышленно извратив смысл Св. Григорiя . Имяславцы говорят, что Имя Божiе предвечно, ибо предвечны все свойства Божiи по коим Богъ именуется, а Евномiй говорит, что всякое слово человеческое, которое употребляется для именованiя Бога – предвечно. Поэтому Св. Григорiй справедливо возражал, что имена Божiи, т. е. слова, которыми именуется Богъ на разных человеческих языках не предвечны, но при этом, Св. Григорiй никогда не думал утверждать, будто истина о Боге – не Богъ и будто свойства Божiи , которые открываются в Именахъ Божiихъ – не предвечны, и будто Имя Iисуса Христа не есть Божественная сила; и будто Богъ не присутствует во Имени Своемъ, и будто не Именемъ Божiи мъ совершаются Св. Таинства. Напротив, как мы видели из приведенных слов Св. Григорiя Нисскаго (см. стр. 86).[4] Св. Григорiй совершенно определенно утверждает все это. Итак, как видите, и последнюю клевету на имяславiе постигла одинаковая участь, с прежде ея бывшими имяборческими клеветами. Но не только отпала клевета, но, если разсмотреть внимательно слова г.Троицкаго, то придется убедиться, что обвиненiя в Евномiанстве должно пасть на собственную главу его. Действительно, что понимает г.Троицкiй под понятiем – Имена Божiи? – Как видно из маленькой брошюры г.Троицкого – Новая позицiя о. Антонiя Булатовича, - он ограничивает понятiе о Имени Божiе м тем, что Имя Божiе состоит лишь из звуков и идеи. – «Теперь мы спросим:[5] что же есть в имени помимо звуков? Помимо звуков имени есть лишь мысль о том предмете, который имя означает… Что получится, если человеческая идея о Боге будет выражена в звуках? Конечно, такая выраженная в звуках мысль о Боге, будет именем Божiимъ, одним из Его наименованiй . Но если имя состоит лишь из и д е и и б у к в, и если ни идея человеческая, ни буквы – ни Богъ, то, очевидно, и имя не будет Богомъ». (см. стр. 2). – Итак, как видите, никакого сомненiя нет в том, что г.Троицкiй понимает Имя Божiе , как буквы и идею – и только. Но возможно ли с этим согласиться? Возьмем и разберем имя – «Отецъ». Оно состоит из звуков двух слогов и идеи или понятiя выражающаго отечество. Но это понятiе одинаково применяется и к людям, и к животным и, наконец, к Богу. Если бы имя состояло только из звуков и употребляемой для именованiя идеи, то тогда как можно было бы отличить имя отца какой-либо твари от Имени Отца Небеснаго? Очевидно, что кроме идеи отечества в Имени Божiе мъ Отецъ присутствует еще некая таинственная и неуловимая для человеческих слов Истина. Эта Истина иногда при призыванiи Имени Отца Небеснаго весьма зрится сердечным окомъ, иногда же совсем скрывается от него. Однако, во всяком Имени Божiе м таится всегда этот лучъ Истины, открывающiй свойства Его достойным. Поэтому, как в речи человеческой, в сказанных различными людьми тех же самых словах присутствует дух этих людей, который придает этим словам весьма многоразличный смысл, так тем более в словах Божiихъ и во Именах Божiихъ присутствует Духъ Божiй, открывающiй Истину Божiю. Подобно тому, как в речи человека присутствует дух говорящаго всегда одинаково, хотя бы одними понимался, а другими не понимался, так и в каждом слове Божiем всегда присутствует Духъ и Истина Его, хотя бы людьми понимались или не понимались. Вот эту-то самую Истину Божiю, которою Богъ присутствует в Именах Своихъ, мы и именуем Богомъ и в этом смысле о всяком Имени Божiе мъ мы имеем право сказать, - Богъ. Но г.Троицкiй не считает эту истину составляющей сущность всякаго Имени Божiя, но считает, что всякое Имя Божiе есть лишь звук и тварная идея, звуком выражаемая. Но все тварные идеи – п о с т и ж и м ы, - значит г. Троицкiй и Имена Божiи – почитает – постижимыми. Но если так, то не ясно ли, что (именно) он единомыслен с Евномiем, а не имяславцы, которые требуют веры во Имя Божiе как в Самаго Бога и исповендуют – н е п о с т и ж и м о с т ь Имени Божiя, как Самаго Бога. Сознавшись в неосновательности своего обвиненiя имяславiя в евномiанстве, г.Троицкiй тем не менее не унимается, но ищет в нас сходство с магометанством и раввинизмом, а именно в том, что мы, как и они признаем Имя Божiе за Божественную силу. Также и архiе пископ Никон не имея больше в чем нас обвинять, бросает в нас обвиненiе в жидовстве… - за веру в святоотеческое ученiе о Имени Божiе м, свидетельствуемое, как мы видели в сей книге, столькими Святыми Отцами… Но, к счастью, последнее решенiе суда Московской Синодальной Конторы до некоторой степени положит конец всем этим имяборческим клеветам. Разобрав ученiе имяславцев, Московскiй духовный суд под председательством митрополита Макарiя не нашел в словах имяславцев ни раввинизма, ни обоженiя тварнаго имени, но хотя и нашел некоторыя неточности в богословских выраженiях имяславцев, что весьма естественно у лиц, не получивших спецiальнаго богословскаго образованiя, но в существенной части их ученiя о Божестве и Божественной Силе Имени Божiя и Имени Iисуса Христа суд нашел, что то же самое высказывалось и Святыми Отцами, потому и не счел возможным осудить имяславцев и отлучить их от Церкви, ни оставить за ними оскорбительное названiе «имябожники».[6] ______________
О МОЛИТВЕ IИСУСОВОЙ.[7] Истинная, живая христiанская вера, как душа с телом, всегда соединяется с пламенной молитвой к Господу, а вместе с тем и с живою верою в силу молитвеннаго призыванiя Имени Божiя. Без веры во Имя Божiе, без исповеданiя, что с Именем Божiи мъ соприсутствует Самъ Богъ обещавшiй испонять всякое прошенiе ради призываемаго Имени Своего, - без этой веры невозможно стать искусным молитвенником, невозможно привести свою душу в сыновнiя чувства к Богу и познать Iисуса, живущаго в себе. О сем свидетельствует Апостол и Евангелист Iоанн Богослов в самом начале благовествованiя своег: «Елицы же прiя ша Его, даде им область чадом Божiимъ быти, верующим во Имя Его. (Iоан. 1,12). «Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единороднаго Сына Божiя » (Беседа с Никодимом. Iоан. 3,18). В посланiи же своем Апостол Iоанн Богословъ свидетельствует, что вера во Имя Iисусово есть «заповедь, Самимъ Христомъ данная: «И сiя есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Iисуса Христа и любим друг друга». (1 Iоан. 3,23). В конце же Евангелiя своего говорит: «Сiя же писана быша да веруете, яко Iисусъ есть Христосъ Сынъ Божiй и да верующе живота имате во Имя Его». (Iоан. 20,31). Когда же даны были сказанныя две заповеди: веры во Имя Iисусово и любви друг к другу? – прочтите внимательно беседу Христову с учениками после Тайной Вечери, и вы увидите, что обе эти заповеди были даны именно тогда, и о них многократно повторяет в беседе Христосъ. О взаимной любви сказано явно: «Сiя есть заповедь Моя, да любите друг друга» (Iоан. 15,11). Вслед же за этим говорит: «егоже аще просите от Отца во Имя Мое, даст вам» (- ,16). И в продолженiе беседы Своей, Господь неоднократно повторяет ученикам эти две последнiя Его заповеди: любить друг друга, пребывать в Немъ и любви Его, веруя во Имя Его. Но возвратимся к первому приведенному тексту. Здесь сказано, что «прiя вшим Его», то-есть познавшим Iисуса Христа и уверовавшим, что Онъ есть Господь и Сынъ Божiй, - «даде область чадом Божiи мъ быти»; далее читаем: «верующим во Имя Его». К чему же эта приставка, почему необходимо еще и уверовать во Имя Его, чтобы стать чадом Божiимъ? – Потому что одной веры во Христа недостаточно – чтобы пребывать с Нимъ во всегдашнем молитвенном общенiи, ибо изнеможет и память и воображенiе, и не возможет сосредоточиться ум, если не придет на помощь молитвенное призванiе Имени Божiя с верою в то, что с Именем – и Самъ Призываемый. Итак, чтобы укрепить нашу уверенность в близость Его к нам – дал нам Господь Имя Свое для всегдашняго молитвеннаго призыванiя. Конечно, можно пребывати в Боге памятованiем слов Его, дел Его, страстей Его и иными способами, но при всем этом призыванiе Имени Госплня есть главный способ, чтобы сопребывать с Господомъ и ощущать Его в сердце своем.. Сколь важно исповеданiе Имени Божiя для человека, видно из слов Господа в Его первосвященнической молитве: «Явих Имя Твое человеком». «Отче Святый, соблюди их во Имя Твое». «И сказах им Имя Твое и скажу, да любы, ею же мя возлюбил еси, в них будет и Азъ в ниъ». (Iоан. 17,6,12,26). Не явно ли из этих слов, что одной из целей воплощеннаго домостроительства было открыть людям Имя Св. Троицы и Имя Iисуса Христа. И опять спрошу вас: почему так важно человеку знать Имя Божiе ? – и опять отвечу: потому что Имя Божiе не есть одно простое наименованiе, но в молитвенном призыванiи Имени Божiя скрыта Божественная благодатная сила. Обратим вниманiе на слова Господа в последнем тексте «и скажу». Онъ уже открыл Апостолам Отца, Себя и Святаго Духа; что же еще обещает сказывать? – обещает сказывать не только им, но и каждому из нас, призывающему с верою Имя Его, обещает вселенiем Своимъ в нас низводить в сердца наши всю Святую Троицу, открывая наши умныя очи для Божественныхъ тайн-созерцанiй, именно тех из нас, кого признает достойными его. Итак, слова эти опять подтверждают первый текст: «елицы же прiя ша Его, даде им область чадом Божiим быти, верующим во Имя Его». Но, может быть, кто скажет, что тексты эти нельзя понимать дословно, что слово «имя» надо понимать в смысле переносном? Однако, из апостольской практики ясно, что св. апостолы дословно приняли заповедь о вере во Имя Господне. Так, когда они возвратились из первой проповеди, то с восторгом сообщили Господу о чудесах, совершенных ими чрез призыванiе Имени Его: «Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем». (Лук. 10,17). Эти слова показывают, что, отправляя на проповедь, Господь дал апостолам заповедь целить призыванiем Имени Своего, хотя об этом прямо и не сказано*)[8] Несомненно, дав апостолам заповедь исцелять болящих и изгонять бесов, Христосъ Самъ указал им и способ, коим это следовало делать. Отсюда понятен восторг учеников, когда они воочiю убедились, сколь велико Имя их Учителя. Поэтому же самому апостол Петр исцелил хромого у дверей церковных не чем иным, как призыванiем Имени Iисусова: «Рече же Петр: сребра и злата несть у меня, но еже имам, сiе ти даю: во Имя Iисуса Христа Назорея востани и ходи». Когда же сбежался народ и дивился чуду, то Петр сказал: «Что чудитеся?.. О вере Имени Его, сего, «егоже видите и знаете, утверди Имя Его: и вера, яже Его ради даде ему всю целость». (Деян. 3,6-16). Когда же Петра и Iоанна повлекли на судилище за совершенiе чуда, то Петр исповедал веру во Имя Iисусово следующими словами: «Разумно буди всем вам и всем людям Израилевым, яко во Имя Iисуса Христа Назорея, Его же вы распясте, Его же Богъ воскреси от мертвых, о Семъ (т.-е. Имени), сей стоит пред вами здрав… Несть бо инаго Имени под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися». (Деян. 4,10-12). И св. Апостол Павел ясно подтверждает необходимость соединять с верою во Христа еще и веру во Имя Его: «Близъ ти глагол есть во устех твоих и в сердце твоем» - то-есть в устех молитва, или молитвенно призываемое Имя «Сиречь глагол веры, его же проповедуем». (Рим. 10,8). Что же значит глагол? Значит – слово, но какое? – которое мы проповедуем, т.-е. Господа Iисуса, воскресшаго из мертвых. Поэтому вслед за сими словами и говорится: «Яко, аще исповеси усты своими Господа Iисуса и веруеши в сердце твоем, яко Богъ того воздвиже из мертвых, спасешися». ( - 9,10). Итак, необходимо при вере в воплощенное домостроительство нашего спасенiя веровать и во спасительное Имя Спасителя и призывать Его. Наконец, взгляните на икону Спасителя. Не Имя ли Его изображают персты Его? О необходимости благоговейной веры в молитвенное призыванiе Имени Iисусова ясно говорят также все молитвословiя, обряды и установленiя церковныя, ибо всюду здесь упоминается сладчайшее Имя Христово, и всюду возносится хвала и поклоненiе сему Пречестному и Великолепному Имени. Что иное, как не вера во Имя Божiе, понуждало и понуждает Церковь возносить ко Господу следующiя молитвенныя слова: «Возвесели сердца наши, во еже боятися Имени Твоего Святаго. (Светильничная молитва 1-я). Иные скажут: «это оборот речи такой». Неправда, ибо в таком употребленiи оборота речи никакой нужды нет:: не будь тут смысла дословнаго, было бы сказано иначе, например: всели в сердца наша страх Твой Святый. Но в той молитве мы именно просим вселить в нас радостный страх пред Именем Божiи мъ или живую веру в Него. Эта же, приведенная нами, молитва завершается словами: «Несть подобен Тебе в бозехъ Господи, силен в милости и благъ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающiя на Имя Святое Твое». Приводим еще слова 4-й светильничной молитвы: «Исполни уста наша хваленiя Твоего, еже подати величествiе Имени Твоему святому». Или вот прошенiе молитвы 7-й: «Да и на ложах наших умиляющеся поминаем в нощи Имя Твое». – «Посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Имя Твое Святое». (Вечерн. Мол. Iоанна Златоуста). «Благодарим Тя… вложившаго во уста наша слово хваленiя, еже покланятися и призывати Имя Твое Святое». (Мол. 1-я на шестопс.). «Да спасени душею и телом всегда пребывающе, с дерзновенiе м славим чудное и благословенное Имя Твое». (4-я). «Благодарим Тя, яко поставил еси нас в поклоненiе Честнаго Имени Твоего» (6-я). «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое Имя Твое» (2-я). Когда же оканчивается литургiя , то Церковь поет трижды: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века!» Неужели и это имеет смысл переносный? Какая в сем нужда, когда можно было бы и прямо петь, например, так: Господь Богъ наш буди благословен от ныне и до века? Но Церковь, оканчивая литургiю, и воспевая Имя Божiе , делает так потому, что Таинство евхаристiи совершалось чрез призыванiе Имени Божiя . Церковь не имеет обыкновенiя праздно употреблять слова и путать понятiя , всегда отличаясь точностiю во всех своих выраженiях. Итак, сами молитвословiя Церкви ясно свидетельствуют о вере ея во Имя Божiе. Точно так же и Святые Отцы и столпы Церковные многократно свидетельствуют о сем в своих писанiя х. Предлагаем здесь и авторитетные слова великаго молитвенника земли русской, отца Iоанна Кронштадтскаго: «Когда ты про себя говоришь или произносишь Имя Божiе или Господа Саваофа, или Iисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость безконечная, премудрость безпредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божiи мъ, верою и любовiю прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божiя употреблять Имя Божiе всуе, потому что Имя Его есть Онъ Самъ – единый Богъ в трехъ Лицахъ; простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время не заключаемое, то-есть неограничиваемое им и ничем сущим… Великiя Имена: Пресвятая Троица, или Отецъ, Сынъ и Святый Духъ, призванныя с живою сердечною верою и благоговенiе м, или воображенныя в душе – суть Самъ Богъ и низводят в душу Самаго Бога в трех Лицахъ». («Мысли Христiанина», стр. 46).[9] В приведенных словах высокочтимый о. Iоанн ясно говорит о том, что Существо Божiе лишь отражается в Имени Божiемъ, изображается Имъ, но отнюдь не объемлется, не ограничивается и не поглощается сим Именемъ ( - «в едином слове заключающееся и в то же время незаключаемое). Следовательно, лица, упрекающiя таких молитвенников в обожествленiи самаго имени, самих букв, ошибаются. Вспомним иконоборцев, укоряющих православных, что они поклоняются дереву и краскам. Никто из нас, благоговейно почитающих Имя Божiе , не приравнивает имени по сущности с Богомъ,[10] но мы веруем, что в призываемом нами Имени таинственно присутствует Самъ Богъ, и поэтому оно сильно спасать нас и творить чудеса. В этом смысле мы и называем Имя Божiе – Самимъ Богомъ. Мы не обожаем само Имя,[11] но выражаем свою веру в соприсутствованiе с ним Бога. Богъ открыл Имя Свое людям, чтобы облегчить им молитвенное сношенiе с Собой. Богъ непостижим, неизследим, необъемлем умом человеческим, ни ангельским. Сколь было бы трудно для человека молиться Богу, если бы Самъ Богъ не упростил сего до крайности, дав человеку для призыванiя Имя Свое? «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». (Пс. 49,14). «Близ ти глагол, в сердци твоем». (Рим. 10,8). Подивись же, человек, чудному домостроительству Божiю в дарованiи нам такого, всем доступнаго, средства Богообщенiя, в призыванiи Имени Его, и возблагоговей пред Именем Божiи мъ. Подивись близости к тебе Самого Бога – ты призвал Его по Имени Его, - и се Онъ Самъ во Имени Своемъ! Какое дивное по простоте даровано Богом средство для молитвеннаго соединенiя человека с своим Творцомъ, для доступа к Неприступному! Нет нужды ни во времени, ни в месте, ни в особых талантах, ни в искусстве, ни в возрасте, ни в силе, ни в познанiя х, ни в книгах; призови лишь с верою Имя, Которое легко может узнать и младенец, - и вот ты можешь обрести Бога, по мере веры твоей, чистоты призыванiя твоего, при руководстве церковнаго преданiя. Посему-то и при постриге монашеском постригаемый дает обет непрестанно молиться молитвою Iисусовою, говоря: «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй , помилуй мя». В знак сего он получает для ношенiя на руке четки (см. чин постриженiя ).[12] Когда св. Игнатiй Богоносец предстал пред царем Траяном, тот спросил его: «Почему зовут тебя Богоносцем?» Игнатiй отвечал: «Носящiй Христа Бога в сердце своем Богоносец есть». Траян спросил: «Разве ты носишь Христа в сердце твоем?» Отвечал Святой: «Воистину ношу». Затем, по растерзанiи его львами, когда неверные увидели, что сердце священномученика осталось нетронутым, то, вспомнив его слова, полюбопытствовали разрезать его пополам, и что увидели? – увидели Имя «Iисусъ», золотыми буквами начертанное. (Четь-Мин. 20 янв.). Из сказаннаго ясно видно, какой первостепенной важности краеугольный камень церковный есть Имя Господне. Как для православной жизни человека и для деланiя добродетелей основанiем служит слово Господне, так для духовно-молитвенной деятельности основанiем служит – Имя Господне и вера в Него как в Самого Господа. И действительно, не на вере ли во Имя Господне, как в Самого Бога, основаны Св. Таинства?[13] Не призыванiе ли и исповеданiе Имени Господня лежит в основанiи всего священнослуженiя? Не на вере ли во Имя Господне основано умно-сердечное сокровенное деланiе – молитва Iисусова? Послушайте, как о сей молитве Iисусовой учат Св. Отцы. О молитве Iисусовой св. Симеон Солунскiй говорит так: «Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Самъ Спаситель («Отче наш»), а после нея спасительное призыванiе Господа нашего Iисуса Христа Сына Божiя (т. е. молитва Iисусова), в наученiи нас которому потрудились многiе преподобные Отцы наши, и между ними златословесный отец наш Iоанн, в трех словах изложившiй ученiе о сей Божественной молитве; затем Богоносный Лествичник, Дiадохъ и другiе многiе . Они говорили о ней достойно жившаго в них Духа Божiя , так как м о л и т в а с и я в Д у х е С в я т о м ъ и з р е к а е т с я, как говорит св. Павел: «Никто же может рещи Господа Iисуса, точiю Духомъ Святымъ» (1 Кор. 12,3). И тот, кто изрекает, от Бога есть, как говорит св. Iоанн: «Всяк духъ, иже исповедует Iисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть» (1 Iоан. 4,2) – Сiя божественная молитва, с о с т о я щ а я в п р и з ы в а н i и Спасителя, есть следующая: Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя. Она есть и молитва, и обет, и исповеданiе веры, Духа Святаго и Божественных даров п о д а т е л ь н и ц а (слышите, что призыванiе Имени есть п о д а т е л ь н и ц а, а не п о с р е д с т в у ю щ а я с и л а), сердца очищенiе, бесов изгнанiе, I и с у с а Х р и с т а вселенiе, духовных разуменiй и Божественныхъ помыслов источник, грехов отпущенiе, душъ и телесъ врачевательница, Божественнаго просвещенiя подательница, милости Божiе й кладязь, откровенiе тайн Божiи хъ ходатаица, единая спасительница, я к о И м я I и с у с а Х р и с т а С ы н а Б о ж и я, на нас названное, в себе н о с я щ а я. «Н е с т ь и н а г о и м е н е п о д н е б е с е м, о н е м ж е п о д о б а е т с п а с т и с я н а м ъ» (Деян. 4,12), - как говорит апостол. Призыванiе сiе есть и молитва, потому что сим испрашиваем мы милости Божiей, - и обет, потому что в немъ мы себя сами предаем Христу чрез п р и з ы в а н и е Е г о, и и с п о в е д а н и е, потому что, исповедав так Господа Iисуса, Петр ублажен Имъ (Мф. 16,17), и сердца очищенiе, потому что Богъ зрит, и призывает, и очищает того, кто таким образом з р и т Б о г а (видишь, что призыванiе Имени Iисусова есть с о з е р ц а н и е С а м о г о Б о г а); и бесов изгнанiе, потому что Именем Iисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются; и вселенiе Христа, потому что Х р и с т о с ъ в н а с е с т ь памятованiемъ о Н е м ъ, и п а м я т о в а н и е м с и м ъ в с е л я е т с я в н а с ъ. Она исполняет веселiя, как говорит св. Давид: «Помянух Бога и возвеселихся» (пс. 76,4), и духовных разуменiй и помыслов источник, потому что во Христе все сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2,3); и Онъ подает их тем, в коих вселяется; и Божественнаго просвещенiя подательница, потому что Христосъ есть истинный Светъ (1 Iн. 5,20), и призывающим Его сообщает просвещенiе и благодать, как Пророк взывал: «Буди светлость Господа Бога нашего на нас» (пс. 89,17), и как Господь обетовал: «ходяй по Мне имать Свет животный» (Iн. 8,12); и милости Божiе й кладезь, потому что милостив Господь и ущедряет всех призывающих Его (пс. 85,5); и «творит скорое отмщенiе вопiющим к Нему» (Лк. 18,7-8); и откровенiя смиренным таин Божiихъ ходатаица, как рыбарю Петру истина о Христе явлена была от Отца Небеснаго (Мф. 16,17), и как Павел – «восхищен был в рай до третьего неба и слышал неизреченныя глаголы» (2 Кор. 12,4); и единая спасительница, потому что «нет ни о едином же ином спасенiя » (Дн. 4,11), кроме Господа, к коему взываем, ибо Сей – «Единый есть Спасъ мiра Христосъ» (Iн. 4,42). Почему последнее, хотя и нехотя, «всяк язык исповесть, яко Господь Iисусъ Христосъ в славу Бога Отца» (Фил. 2,11). Такое исповеданiе есть знак веры нашей и свидетельство, что мы от Бога. Ибо всяк духъ, «иже исповедует Iисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть, а не исповедующiй сего «от Бога несть», а есть «антихристов» (1 Iн. 4,3). Почему в с е м в е р у ю щ и м н а д л е ж и т И м я с и е н е п р е с т а н н о и с п о в е д ы в а т ь и для проповеданiя веры, и для засвидетельствованiя любви нашей к Господу нашему Iисусу Христу, от Котораго ничто никогда не должно нас разлучать; и ради б л а г о д а т и о т ъ И м е н и с е г о о т п у щ е н и я г р е х о в, уврачеванiя души, освященiя и просвещенiя , и п р е ж д е в с е г о с п а с е н и я. Божественный Евангелист говорит: «Сiя писана быша, да веруете, яко Iисусъ есть Сынъ Божiй ». Се вера! – «и да верующе живот имате во И м я Е г о» (Iн. 20,31) – Се спасенiе и жизнь! (т. е. Имя Его). С и е п р и з ы в а н и е всякiй благочестивый всегда да возглашает, как молитву, и умом своим, и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, - и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великiй покой и радость, как опытно знают это имеющiе о сем заботливое попеченiе (т. е. старающiе ся безпрестанно призывать Имя Господне), - и монашествующiе , и мiряне» (Симеон Солунск. Добротол. Т. 5. 481-483). *[1] Этот листок был составлен архiеп. Никоном и г. Троицким в 1912 г.. Листок этот во множестве распространяется по всей Россiи афонскими обителями. (О. Антонiй). [2] Даже если было бы и так, как сказано в этом заголовке, значит, когда член Синода Архiеп. Сергiй (Страгородскiй) в 1913 году топтавшiй своими ногами в своем кабинете написанное им на бумажке Имя Господа «Iисусъ», он топтал Икону Имени Господа. И когда из епархiи архiерея Исидора (Кириченко) в 1993 году были вынесены в туалеты Святейшiе Имена Бога, Богородицы, Ангелов и всех Святых в картотеках всех храмов епархiи для оскверненiя священниками посещавшими туалеты, былы осквернены и поруганы Иконы Бога, Богородицы, Ангелов и всех Святых, и архiерей не поскорбел об этом духовном вандализме когда ему доложено было об этом, но наоборот, он оправдался на епархiальном совете (новом синедрiоне) офицiально зафиксировал, что Имена Божiи – ничто, не Божественны и не святы, и благословил переиздать богохульную книгу професСОРА С.Троицкового для руководства своей паствы, в которой Троицкiй Имена Бога называет идолами, а почитанiе Имени Божiего – идолослуженiем.. Однако, по ученiю приводимых здесь Святых, Имя Божiе и Имя Господа Iисусъ является Божеством и Богомъ. [3] Разумеется, не отделенное от Именуемого Iисуса, это Имя и есть Самъ Iисусъ. – Сост. [4] В подлинной этой книге о.Антонiя . – Сост. [5] Говорит С.Троицкiй . – сост. [6] К великому прискорбiю, Суд Московской Синодальной Конторы послужил для имяславцев своеобразной ловушкой. Дело в том, что, в виду похуленiя Имени Божiя Церковной властью, Iеросхим. Антонiй (Булатович) от имени исповедников Имени Божiя прежде суда над ними подал Заявленiе об отложенiи их от Синода впредь, до отверженiя имяборчества Синода и до прославленiя Синодом Имени Божiя. Царь Николай II-й настоял, чтобы Синод оправдал имяславцев. Тогда Синод назначил для имяславцев Суд Московской Синодальной Конторы, на котором ученiе имяславцев было оправдано. Часть имяславцев вошла в общенiе с синодальной церковью, а о.Антонiй в 1914 г. ушел в Армiю, где священнодействовал на передовых позицiях в войне с немцами. В 1917 г. вернувшись с армiи и узнав, что Синод не отменил свое имяборческое ученiе, а имяславцы были притесняемы по епархiям как еретики, и что патр. Тихон стоит на позицiи синодального ученiя против Имени Божiя, поэтому о. Антонiй снова подал Заявленiе об отложенiи имяславцев от патр. Тихона и от патрiаршего Синода, ради сохраненiя в чистоте православной веры. – Сост. [7] И о том, что Имя Божiе есть Самъ Богъ, Имя Iисуса, есть Самъ Iисусъ Христосъ. – Сост. *) [8] Пред возшествiем Своимъ на небо Господь ясно сказал ученикам: «Знаменiя же веровавшим сiя последуют: Именем Моимъ бесы изденут» (Марк. 16,17). [9] А имяборцы лгут, будто бы нигде у Святых Отцов не сказано, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. - Сост. [10] Очевидно, здесь надо понимать: к сущности Бога. - сост [11] Надо понимать, - «само» слово как внешнее имя, – т.е. самые буквы имени. – Сост. [12] Однако, св. Апостол Павел заповедует: «Непрестанно молитесь» (1Фесс. 5,17; Ефес.6,18; ) не одним только монахам, но вообще всем христiанам для общенiя с Богомъ и для побежденiя козней вражiих на пути спасенiя. А так как «непрестанно молиться» лучше всего можно краткой незабываемой молитвой Iисусовой, то многiе спасающiеся мiряне очень возлюбили молитву Iисусову и стараются по возможности молиться этой Божественной молитвой. – Сост. [13] Это церковное ученiе о том, что Таинства Церковные совершаются Именем Божiим, подтвержденное многими Святыми Отцами, - имяборцы отвергают. – сост. | |
Просмотров: 295 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |