Приветствую Вас Гость!
Среда, 2025-01-01, 3:52 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 10 том

страница 361 - 369
2018-01-30, 9:30 PM

 

Глава 77.

Емельянов Н. Е. (РАН, ПСТБИ, Москва)

ОЦЕНКА СТАТИСТИКИ ГОНЕНIЙ НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ

ЦЕРКОВЬ В XX ВЕКЕ[6]

«Ежегодная богословская КОНФЕРЕНЦIЯ православного свято-тихоновского богословского института. Матерiалы. 1997г.

При построенiи статистических оценок сразу же встает вопрос, на каком матерiале будут построены исследованiя.

1. Источники информацiи.

На кафедре Информатики ПСТБИ накоплены и введены в базу данных све­денiя о 6000 (сейчас в конце 1997 г. более 9000 имен. — Н. Е.) новомучениках и исповедниках Русской Православной Церкви. Эти сведенiя получены нами из разных источников:

– матерiалы Комиссiи по реабилитацiи священнослужителей, которая была создана при Патрiархiи и работала ряд лет. В основном это письма родственников в Патрiархiю с просьбой реабилитировать того или иного пострадавшего священ­ника. Сейчас матерiалы Комиссiи переданы по благословенiю Святейшего Патрiарха Алексiя ПСТБИ для изученiя и изданiя (около 1500 имен);

– письма родственников пострадавших. Мы регулярно публикуем объявле­нiя в газетах (центральных и периферiйных), в наших изданiях, выступаем по радiо с просьбой сообщать нам сведенiя о пострадавших (около 500 имен);

– публикацiи матерiалов о новомучениках, например, в книгах, в перiо­дике (около 1000);

– наконец, главный источник — архив КГБ. Здесь одно дело может при­нести сведенiя о десятках и сотнях пострадавших (так по Белозерскому делу N 95221/32149 от 02.10.1937 расстреляно ровно 100 человек). А также расстрельные списки, которые сейчас публикуются по областям (более 3000 имен).

К сословiю духовенства относилось в конце XIX века 630.000 человек (см. Энциклопедическiй словарь "Россiя", Брокгауз и Ефрон, СПб, 1898. С. 86). В брошюре "Крестный путь Церкви в Россiи" (изд-во "Посев", 1988) говорится о 320.000 пострадавших священнослужителях. По разнообразным оценкам, по­страдало несколько сот тысяч человек (от 500.000 до миллiона), практически все священники и монахи, которые служили в церквях и монастырях Россiи в канун революцiи, и посвященные в 1917–1950-ые годы. Кроме епископов, священников и монахов пострадали старосты, регенты, псаломщики и многiе мiряне, таким образом, можно говорить о том, что у нас собраны сведенiя о приблизительно 1/100 части пострадавших.

Здесь мне хочется поделиться одним страшным наблюденiем: наших новомучеников, наших подвижников, благодаря которым мы живы и жива наша Церковь — мы не помним! До сих пор опубликованы лишь сотни имен! Напри­мер, в книге протопресвитера М. Польского, которая очень тщательно собира­лась, названо всего 200 имен.

2. Построенiе графика репрессiй (статистики гоненiй).

Построим график: по одной оси — годы: от 1917 до 1951, по другой — ко­личества репрессiй по годам, зафиксированные в базе данных, умноженные на коэффицiент, равный отношенiю общего числа репрессiй к числу репрессiй, введенному в базу данных (6000). Получаем график общего числа репрессiй по годам. Коэффицiент, на который нужно умножать число репрессiй по годам, фиксированное в базе данных, может уточняться в процессе уточненiя общего числа репрессiй. Мы при построенiи графика выбрали коэффицiент 100.

Если бы у нас были сведенiя о всех пострадавших, мы смогли бы точно на­рисовать по годам количество репрессiй и изучить этот процесс. Но мы никогда его не нарисуем, потому что, очевидно, что мы никогда не вспомним все эти сот­ни тысяч имен. Мы имеем сведенiя только о 1/100 части репрессiй. Вопрос правомерности изученiя процесса по этой выборке сводится к вопросу "представительности" (как говорят математики) этой выборки: насколько эта выборка равномерна и случайна? В виду разнообразiя источников информацiи, эта выборка представляется достаточно представительной. (Есть математическiе методы проверки представительности выборки, на которых здесь нет возможно­сти остановиться, хотя они интересны и убедительны.)

3. Основные церковные событiя и перiоды гоненiй.

Ни на один год большевистскiе власти не оставляют Церковь своим жесто­ким вниманiем:

1918—20 — ограбленiе Церкви, начиная с 20.01.1918 (Декрет об отделенiи Церк­ви от государства; изъяты все капиталы, земли, зданiя (включая храмы)); 1919-20 — вскрытiе мощей; первая волна гоненiй — унесла 9000 расстрелов. Общее число репрес­сiй 11.000. Почти все столкновенiя, все аресты заканчивались расстрелами.

1921—23 — изъятiе церковных ценностей, начало 1922 г. — секретное письмо Ленина и указанiе Троцкому тайно возглавить гоненiя; 23.02.1922 – декрет ВЦИК об изъятiи церковных ценностей; 09.05.1922 — суд над св. Патрiархом Ти­хоном; iюнь 1922 — Петроградскiй суд над св. митрополитом Венiамином; вторая волна репрессiй — 10.000 репрессiй, расстреляно около 2000 человек, т. е. каждый пятый, в отличiе от 1918 г., когда убивали 8 из 9 задержанных. Большевики изо­бражают справедливость, устраивают показательные суды.

1922—25 насажденiе при поддержке КГБ обновленчества — стремленiе сло­мать Церковь изнутри: iюнь, 1922 — меморандум трех архiереев (митр. Сергiя, Евдокима и Серафима) в поддержку обновленцев; 16.06.23 — заявленiе св. Патрiарха Тихона ("я отныне Соввласти не враг"); 25.06.23 — освобожденiе св. Патрiар­ха Тихона; 7.04.25 — смерть св. Патрiарха Тихона. В теченiе этого перiода гоне­нiй относительно мало.

1925—28 — давленiе КГБ на воспреемников св. Патрiарха Тихона: храмы об­новленцев стоят пустые, народ не признал их; очевидно, приходит сознанiе, что бессмысленно пытаться изнутри ломать Церковь. Поэтому гоненiя усиливаются и приближаются к началу 20-х годов. Хотя в iюне 1927 г. появляется "Декларацiя" митр. Сергiя, видно, что она не влiяет на жестокость гоненiй: они продолжаются. 1928 год – гоненiе усиливается. 1929-31 -– коллективизацiя, начало 1929 – письмо Л. Кагановича о том, что Церковь единственная легальная контрреволюцiонная сила; 08.03.-29 — постановленiе ВЦИК о религiозных объединенiях. Третья волна гоненiй во много раз сильнее (50.000 арестов и 5000 казней), хотя казней в процентном отношенiи совершается гораздо меньше (1/10).

1932—36 безбожная пятилетка; 12.1936 — сталинская конституцiя; 1937 – перепись населенiя показала: верующiе 1/3 городского населенiя и 2/3 сельского. После этого начинается страшный 1937 г.

1937—38 — страшные годы: стремленiе уничтожить всех верующих, право­славных, обновленцев, григорiанцев и др. Четвертая волна гоненiй — 200.000 ре­прессiй и 100.000 казней. Расстрелян каждый второй.

1939—40 — гоненiя близки к масштабам 1922 г. (1800 казней в год).

1941—42 — по казням вдвое страшнее 1922 г. (3700 казней).

1943—46 — число репрессiй резко сокращается. В 1947 г. и 1950 г. опять всплески.

4. Некоторые закономерности

1) Все страданiя, которые испытывает русскiй народ, разделяет и Церковь:

  • уничтоженiе дворянства и офицерства 191719;
  • уничтоженiе крестьянства (раскулачиванiе) 192932;
  • уничтоженiе интеллигенцiи 193738.

Геноцид русского народа — это, в первую очередь, геноцид Православiя.

2) Чем объяснить провалы в линiях графика гоненiй: в 1934, 1936, 1938 годах? Это замена шефов КГБ!

Гоненiя явно ослабевают во время смены власти в КГБ. Новые правители уничтожают предыдущих. И это ослабляет гоненiя. Как только новый прави­тель набирает силы, гоненiя становятся еще более страшными. Шефы КГБ, ко­нечно, пешки, но их смена — смена курса партiи.

  1. На середину правленiя шефов КГБ приходится пик гоненiй: Дзержинскiй (1917-26)—пик 1918г .и 1922г. (изъятiе ценностей, Троцкiй руководитель этого пика 1922 года); Менжинскiй (1926-34) пик 1930г. (раскулачиванiе); Ягода (1934—36) — пятилетка "Союза воинствующих безбож­ников"; Ежов (1936-38) -- пик 1937 г.; Берiя (1938-53) -- гоненiе 1940 г. (более сильное, чем в 1918). И только война останавливает рост гоненiй.
  2. Человеку с техническим образованiем график с возрастающими ампли­
    тудами репрессiй напоминает поведенiе самовозбуждающихся систем, которые, как правило, заканчивают свое существованiе саморазрушенiем. Война 1941 г. остановила этот процесс.

5. Заключенiе.

Сейчас в базе данных около 6000 имен и 1000 фотографiй. Каждый (верующiй или неверующiй), кто знакомится с этой базой данных, не может остаться равнодушным. Какое великое противостоянiе оказала Русская Право­славная Церковь тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада об­рушились на нее! Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не издевался в Россiи, оказались великими героями. Какiе поразитель­ные красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, самопожертвова­нiем прошли они свой жизненный путь.

6000 имен новомучеников и исповедников россiйских, это много или мало? Приведем для сравненiя число всех святых, почитаемых Русской Православной Церковью: 2500 имен; из них русских святых — 450. Таким образом, если бу­дут прославлены великiе русскiе подвижники XX века, то Православная Цер­ковь станет в основном Церковью новомучеников россiйских. (166-172).

Емельянов Н. Е. (РАН, ПСТБИ, Москва)

  • 78.

ОБ ОДНОЙ НЕНАПИСАННОЙ СТРАНИЦЕ РУССКОЙ ИСТОРIИ XX ВЕКА (Краткая выдержка)

Жестокое гоненiе на Русскую Православную Церковь началось сразу после большевистского переворота в октябре 1917 года. Епископов, священников и монашествующих расстреливали, бросали в тюрьмы, ссылали. Точное число жертв антицерковных репрессiй не известно, пострадало от 500.000 до миллiо­на человек.

Сейчас в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте подго­товлена к изданiю книга "За Христа пострадавшiе: Гоненiя на Русскую Право­славную Церковь, 1917-1956: Бiографическiй справочник" В нее вошли крат­кiе житiйные справки о 9000 пострадавших. Это, во-первых, все лица духовно­го званiя, осужденные по так называемым "церковным делам", а так же епи­скопы, священники и другiе священнослужители, которые хотя и были осуж­дены по уголовным статьям или за "контрреволюцiонную деятельность", но по­страдали, безусловно, за веру. Известно ведь указанiе Ленина - "расстрелять как можно больше священников, и не делать из них мучеников". То есть любы­ми способами приписывать им уголовные или политическiе преступленiя.

Главным источником сведенiй о репрессированных стали архивы КГБ и другiе хранилища документов. Сведенiя, полученные нами от родственников пострадавших составили только 1/10 часть (уже много лет минуло с тех тяже­лых событiй, многiе скончались, другiе до сих пор остерегаются рассказывать о своих близких, но эта часть особенно ценная, так как в архивах, как прави­ло, нет сколько-нибудь подробных сведенiй о женах репрессированных священ­ников, об их детях — родных и духовных, многiе тысячи которых тоже постра­дали за веру.

График репрессiй, построенный на основе нашей базы данных о новомучениках, на котором представлено количество расстрелов и ссылок священнослу­жителей (по годам — с 1917 по 1956), показывает следующее. В первые два года после большевистского переворота почти все репрессiи заканчивались расстре­лами. В 20-е и вплоть до 1936 г. расстрелов сравнительно мало, зато огромное количество церковных людей власти отправляют в ссылку. В 1937-1938 гг. око­ло половины репрессированных священников было расстреляно, а остальные брошены в страшные гулаговскiе лагеря.

Глава 79.

Так были-ли в СССР гоненiя за веру?

Истина свидетельствует, что гоненiя в СССР были, и притом, гоненiя длительные и ужаснейшiе, небывалые в исторiи Церкви. Советская антихристова власть уничтожила от пятисот тысяч до миллiона человек за веру, – как свидетельствует статистика Тихоновского Института.

А лжемученик Тихон и Iуда Сергiй Страгородскiй всему мiру объявляли, что в СССР не было и нет гоненiя за веру. Они покрывали и защищали антихриста. И этим самым лишились христiанского званiя. Ибо они заменили истину Божiю ложью (Рим. 1,25). Всякая ложь не от истины (1 Iоан. 2,21). Кто говорит ложь, не спасется, погибнет (Прит. 19,5,9). Кто говорит ложь во Имя Господне, тот не должен жить (Захар. 13,3). Проклят лживый (Мал. 1,14). Всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21,8). А кто их защищает, те защищают их ложь, отец которойдьявол (Iоан. 8,44). Где пребывает ложь, там не может пребывать Дух Истинный, то есть, Благодать Божiя. И это есть верный признак безблаголатности тихоно-сергiанской церкви.

Глава 80.

Поиски истинного пастыря. 1963 г. А может быть Тихон истинный патриарх?..

Долго с моим духовным старцем схим.Георгiем (Макаровским) искали мы истинного православного пастыря, и не нашли. А однажды, в 1963 году, у меня была такая мысль: а может быть патрiарх Тихон истинный? И хотелось мне увидаться в Сибири, в гор. Тогучине с iеросхимонахом Симом. За него слышно было от монахини Людмилы Величковской что он, якобы, имяславец. Старец Георгiй благословил нам с м. Людмилой поехать к нему. Перед отъездом, ночью вижу сон: Плаваю я с кем-то в лодке по морю. Волны чуть-чуть колышат морскую поверхность. Вода прозрачная. Вдруг, вижу, вблизи моей лодки над водой торчат вверх чья-то рука и нога. И я вскрикнул: тонет кто-то! и своим туловищем я потяулся через борт лодки и протянул свои руки, чтобы спасти казавшагося мне утопающего человека. Но в этот момент в прозрачной воде заколыхалось огромное какое-то страшное чудовище, – а это под водой плавал огромный человекообразный люцифер–сатана, страшный, пристрашный; он задвигался мерзким своим существом, очевидно, желая пожрать меня. О, Боже! Какой страх тогда и непрiятное мерзкое ощущенiе было на душе по пробужденiи моем от сна, и я взмолился: «Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, спаси и помилуй мя! Пресвятая Богородице, спаси мя грешного! Все Святые Божiи, молите Бога о мне грешном

Поездка наша в Сибирь к iеросхимонаху Симу оказалась безрезультатная. Он оказался не имяславцем, а тихоновцем. И мы прiехали домой ни с чем. (К..Б. Лето 1963 г.)

Глава 81.

«Тихона чтит весь мiр»…

В «Задоньи» проживал катакомбный архимандрит Петр (Шахматьев), почитатель патрiарха Тихона. В 1961 году, при посещенiи его, он мне сказал: «патрiарха Тихона чтит весь м». А в 2007 году имяславец Филипп в Усть-Джегуте поведал мне, что в последнее время своей жизни архим. Петр Шахматьев был уже не тихоновец.

В «Цветнике Духовном» сказано: «Не тот славен, кого мiр славит, но тот, кого Богъ прославит» (М. 1882. Изд. 2. Ч. II. С. 76).

А Тихона не Богъ прославил, а имяборческо-отступническая, Сергiано-экуменическая советская антицерковь. Поклонники и защитники патрiарха Тихона, писатели бравируют тем, что он проклял и предал анафеме безбожную советскую власть, а сами же публикуют покаянное заявленiе Тихона к той самой безбожной антихристовой власти перед которой он покаялся за то что проклял и предал ее анафеме, и за то, что писал воззванiя к чадам своей церкви и к духовенству против декрета Ленина об изъятiи церковных ценностей. И таким образом писатели заморачивают мозги людей, выдавая Тихона за священномученика, через то что он некоторое время содержался под ломашним арестом. Какая великая заслуга!.. А скольких он загнал в тюрьмы и под расстрел своим воззванiем духовенству против декрета Ленина об изъятии церковных ценностей – многiе тысячи. И об этом писатели защитники Тихона молчат… А публичного покаянiя за свои виновности перед Богом и перед народом Тихон не принес, зато покаялся перед антихристом. Не за эту ли заслугу его канонизировала антицерковь МП!.. Кто прославляет Тихона, тот прославляет безбожную советскую власть, потому что он прославлял и защищал ее, а от Царя и от Царства Дома Романовых позорно отрекся.

Глава 82.

Патрiарх Тихон «святой», а не прозрел

лицемерное покаянiе Сергiя.

Митрополит Сергiй обновленец, лидер обновленческого волчьего собора 1923 года, принес патрiарху Тихону притворное покаянiе. Когда все тихоновскiе архiереи были против сослуженiя Сергiя с Тихоном, Тихон благословил Сергiю сослужить с ним. Старец Нектарiй выразился так: «Он (Сергiй) покаялся, но яд в нем остался». (Глобализм и религiя антихриста. СПб. 2008. Изд. 2. С. 30).

Итак, тихоновщины надо остерегаться, как антихристовщины. К этому как раз приводится нижепубликуемое письмо исповедника Афонского.

Глава 83.

О некоторых главарях имяславiя вошедших в общенiе с имяборной Россiйской церковью, и тем положивших соблазн для немощной братiи.

(Письмо Афонского исповедника схимонаха о. Георгiя (Макаровского).

Схимонах о. Ириней (Цуриков) был во главе афонских исповедников-имяславцев. Родом из Сибири, Алтайского края. Из Афона вывезен был с первым пароходом. Жил в Москве и около Москвы вместе с архимандритом Андреевского на Афоне скита о. Давидом, стоявшим на стороне Имяславiя, который славился как молитвенник, но в Имяславiи он не был укреплен, и не был начитан.

Когда Константинопольскiй имяборный патрiарх Iоаким III, осудившiй ученiе книги «На горах Кавказа» о молитве Iисусовой и о вере во Имя Господа нашего Iисуса Христа[7] потребовал к себе для объясненiя Андреевского Скита Архимандрита Давида, он явившись к нему, по обычаю сделал земной поклон, а восклонившись, стоя на коленах, протянул руки к сидящему в креслах патрiарху у которого в рукаве рясы в углубленiи находилась маленькая собачка, подаренная патрiарху сановитой англичанкой. Эта собаченка звонко залаяла на архимандрита так, что от неожиданности и испуга он упал на пол. А патрiарх, взявшись за живот, весело расхохотался.

По возвращенiи Архимандрита от патрiарха на Афон, за то, что о. Давид поклонился патрiарху имяборцу и взял у него «собачье» благословенiе, собором православных исповедников-имяславцев ему был назначен канон – епитимiя. Он покаялся и остался на месте. Это было еще до погрома Афонских обителей и до изгнанiя имяславцев со св. Горы.

Отец Ириней, как местоблюститель архим. Давида, прiезжал на Туапсинскiй собор, вызванный старцем Софронiем[8], и рассказывал, что архим. Давид служил на Пасху с патрiархом Тихоном по поводу такого случая: у патрiарха были на прiеме многiе имяславцы высокопросвещенные богословы, профессоры. Подошел к патрiарху и схим. Ириней (Цуриков), стал перед ним на колени и громко сказал: «Владыко святый, за что Вы меня прокляли, снимите с меня несправедливую анафему, наложенную Синодом и Вами поддерживаемую. Патрiарх замялся. Тогда о. Ириней очень сильным голосом-баритоном говорит: «Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: когда, убивши многих христiан в Iерусалиме, в том числе и св. архидiакона Стефана юноша Савл, имевшiй большую ревность к отеческому преданiю, взял распоряженiе от Iерусалимских первосвященников и пошел в Дамаск для преследованiя и убiенiя христiан, то на пути вдруг облистал его, паче солнца сiяющiй свет и он услышал голос: Савл! Савл! Почто Мя гониши? Трудно Тебе идти против рожна». Савл упал на землю и сказал: кто Ты, Господи? – Я Iисусъ Которого ты гонишь». Что мне повелишь делать? Иди в Дамаск, найдешь Апостола Ананiю, и он скажет тебе что делать».

Скажите Святейшiй Патрiарх, – слышанное Савлом Слово и Имя Iисусъ – Богъ, или тварь? Патрiарх ответил: Да, Богъ. Ириней: Так за что же Вы нас анафематствовали?

Тогда патрiарх благословил о. Иринея и пригласил о. архимандрита Давида служить вместе с собою на Пасху в сослуженiи с другими iеромонахами-имяславцами.

Когда же имяборные архiереи начали упрекать патрiарха за то, что вчера имяславцев проклинал, а сегодня сослужил с ними, то через некотоое время он своим циркуляром опять запретил служенiе имяславцам.

Затем о. Ириней разсказывал, что архим. Давид разрешал ему молиться на Пасху в имяборных храмах, и о том, что, смущенным профессорам-имяславцам, остерегавшимся сообщенiя с имяборцами, о. Давид говорил: сообщайтесь! Этот грех я принимаю на себя. – Мы решительно отвергли такое лицемерiе и двоедушiе.

Также и при посещенiи некоего московского архимандрита, поселившегося в лесу за Иверским монастырем, близ Туапсе, когда мы втроем подошли к его домику, он в это время служил литургiю. Мы сели на завалянку ожидать окончанiя службы. Окончив, он вышел и поднес нам на блюде три просфоры. Отец Ириней и за ним о. Павел (Григорович) взяли просфоры, а я от просфоры отказался, считая ее не православною. Архимандрит сказал: почему вы осудили меня как еретика, вы не знаете что у меня на сердце. Сказано: преступит человек и сердце глубоко, только один Духъ знает, что на сердце человека». Я ответил: вот Этот Духъ Святый, глаголющiй в Слове Божьем и испытующiй тайные сердечные помышленiя – есть Слово Божiе, или Имя Божiе и Самъ Богъ, а патрiарх Тихон подтвердил нечестивое ученiе Синода именующее это Слово-Имя Божiе, магiей и фикцiей (пустяком).

Профессор Флоренскiй, подписавшiй воззванiе к Россiйской iерархiи, писал мне, что Синод не отвергает Искупителя и не хулит Его, а только Имя Iисусъ. Грех Синода не в хуле на Iисуса, а в непониманiи значенiя Имени Божiя.

Мы считаем, что в начале, когда еще трудно было разобраться в этом сложном вопросе, это понятiе может быть, имело бы место, а в 1924 году, когда это мне писал Флоренскiй, уже можно было вполне разобраться, что Имя и Именуемый – нераздельны.

А если так, то тогда и некiй именующiй себя христiанином прав, что его дети в страстную седмицу напились до пьяна и ругались в Бога, а на Пасху молились и причащались в церкви. И когда их отец стал укорять нашего имяславца за то, что дочери его, и он сам, не были на Пасху в церкви, то имяславец заметил: ни я, ни мои дочери не будут молиться с богохульниками; а отец пьяных сыновей богохульников наивно возразил: мои дети хулили только за глаза, а в глаза они Богу молились. Имяславец резко ответил: с такими лицемерами ни я, ни мои дочери, и ни один искренно верующiй не будет и не должен вместе молиться.

Тот же профессор Флоренскiй в начале своей объемистой книге: «Столп и утвержденiе Истины» пишет: «имяславцы ломятся в открытую дверь». Но после беседы с о.Антонiем

Булатовичем написал в конце книги замечательный афоризм: «Имя Iисусъ – мистическая Церковь», в том смысле, что Имя Iисусъ призванное в уме и сердце (и не обязательно в устах) есть «два или три во Имя Мое, там и Я посреди их», сказал Господь (Мф. 18,20); и наоборот: если миллiоны называющих себя христiанами, тысячи священников и сотни архiереев, а в сердце их, в уме и устах нет Iисуса в Имени Его, то это церковь лукавнующих (Пс. 25,5), или сборище сатанино (Откр 3,9).

Неповрежденность искренней веры требует неусыпного стражаБожественной ревности. Поэтому, преподавая основную Заповедь о вере «Азъ есмь Господь Богъ твой» Господь присовокупил как футляр для драгоценного бисера вспомогательную заповедь о Божественной ревности: «да не будут тебе бози инiи, разве Мене» (Исх. 20,2-3). Божественная ревность это соль, если она обуяет, то выбрасывается и попирается ногами (Мф. 5,13; Мар. 9,50). Соль предохраняет дорогое, но удоборазлагаемое вещество от разложенiя и гнiенiя. Она же уподобляется Господом огню, когда Он говорит: «Я пришел и принес на землю не мир, но меч и разделенiе» (Мф. 10,34-35). Об этой же Божественной ревности Господь говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Луки 12,49).

Этот меч, огонь, соль, это разделенiе кротчайшiй Ефрем Сирин называет красотою церкви и свидетельством ея жизненности, а отсутствiе этого меча – мертвечиной.

Имяборчество Господь попускает пред кончиною века, для того чтобы всех живущих на земле, именующих себя христiанами испытать на наличiе у них искренности в вере во Имя Божiе. Для того чтобы сохранить слово терпенiя (Откр. 3,10) необходимо исповедать хулимое имяборцами Имя Божiе испытующее сердца и утробы (Евр. 4,12-13); но для этого требуется Божественная ревность о сохраненiи православной веры во всей чистоте; требуется исполненiе заповеди Господней (Откр. 3,11): «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего», «Изыдите из среды их, (т. е. еретиков-имяборцев) и нечистоте их не прикасайтесь….» (2 Кор. 6,17). Не исполнив этих заповедей, никто не устоит и не сохранит веру в чистоте. Это показали на опыте многiе из бывших ревнителей имяславiя, но поддавшiеся соблазну молитвенного общенiя с еретиками имяборцами и тем потерявшiе венцы исповедническiе. Они и других завели в замешательство. Необходима твердость в исповедничестве, и – несообщенiе.

На основанiи Слова Божiя св. Iоанн Златоуст предостерегает верующих: «Берегитесь! Время нынешнее лукаво, они избирает себе таких же и слуг. Не удивляйтесь, если и пастыри оказываются волками: ибо именно в беседе с епископами и пресвитерами Апостол Павел говорит: «От вас самих возстанут мужiе, глаголющiе развращенная (Деян. 20,30). Не вдавайтесь же в обман ни к кому, хотя бы кто имел снаружи вид ангела, будучи внутри дьяволом, потому что Спаситель говорит: блюдите, да никто же вас прельстит (Мф. 24,4). Снова повторяю то же самое и я: берегитесь от соблазна, откуда бы он ни исходил, от чужих ли, или своих и кто бы ни был, кто говорит развращенная, епископ ли, пресвитер ли, дiакон ли, или чтец, из тех кто приходит к вам в одеждах овчих, внутрь же есть волцы хищные (Мф. 7,15); которые имеют вид благочестiя, силы же его отвергшiися. Не вдавайтесь же возлюбленные в заблужденiя, но как приняли Господа нашего Iисуса Христа, в Нем пребывайте, и Богъ мира будет с вами» (Св. Iоанн Златоуст. Изд. Сойкина, 1914. Т. II.. С. 548).

«Лучше дать себе язык урезать, нежели молчать и не защищать истинной веры, когда покушаются извратить ее» (Житiе св. Никифора, 8 iюня).

 

[1] Кара за похуленiе Имени Божiя Синодом, Патрiархом и духовенством, начиная с 1913 года. «Первой жертвой большевиков пал митр. Владимир (Богоявленскiй), бывшiй во время осужденiя имяславцев первенствующим iерархом в Синоде. Отец Антонiй по этому поводу писал: "Имеяй уши слышати да слышит о той страшной каре, которой подвергся митрополит Владимир, больше всех ответственный за все Афонское дело, как первопастырь, санкцiонировавшiй все преступнейшiе действiя арх. Никона на Афоне, согласившiйся с совершенно неправославными мненiями арх. Антонiя и упорно до самого последнего времени противившiйся тому, чтобы Афонское дело было авторитетно пересмотрено и разобрано" (цит. по: Священник Павел Флоренскiй. Переписка... С. 230). «Совершенно очевидно, что страшные страданiя и гоненiя, постигшiе Русскую Церковь были единственным выходом, во избежанiе вечной гибели всех пастырей и верующих как еретиков: было сокрушено все, чтобы спаслись хотя бы некоторые; и многiе, вероятно, кровью омыли прежде бывшiе грехи; примеров таких много в исторiи Церкви; хотя бы мученики Аморейскiе, которые почти все занимали до мученичества высокiе посты при дворе императора-иконоборца Феофила и, следовательно, вряд ли могли так или иначе избежать соучастiя в ереси; однако когда им было предложено совсем отречься от Христа и принять ислам, они отказались и были убиты». (Татьяна Сенина. Ч. 1. Прим.68. О каре Божiей на Россiю и на весь мир за похуленiе Имени Божiя см. в Интернете: «Имяславiе или имябожiе».Татьяна Сенина.Ч. 2).

[2] Ответы митр. Сергiя (Страгородского) на пресс-конференцiи с представителями советской печати о положенiи Православной Церкви в СССР 15 февраля 1930 г. //РПЦ и коммунистическое государство. С. 261-262.

[3] Письмо от 4 ноября 1927 г. архiеп. Иларiона к Н.Н. по поводу Декларяцiи митр. Сергiя (Страгородского) //РПЦ и коммунистическое государство. С.237-238.

[4] Дело по обвиненiю «схiархимандрита» Холмогорова М.М. и др. (Протокол допроса архiепископа Феодора (Поздеевского) от 25.07.1937 г.) Л. 213 // Архив ФСБ по Владимирской обл., арх. №П.8151.

[5] Там же.

[6] Доклад был прочитан на VI богословской ежегодной конференцiи в январе 1997 г.

[7] 1 Iон. 3,23; Iоан. 1,12; 3,18; Марк. 16,17; Мф. 28,19; 1 Кор. 6,11; Откр. 3,8,10

[8] Старец Софронiй выходец Оптиной Пустыни, являлся духовным старцем Свято-Иверского женского Скита близ Туапсе в дер. Георгiевке. Он противился Имяславiю и был имяборцем. За это его перестали поминать бывшiе его чада имяславцы схим. Георгiй и другiе. Софронiй пожаловался на них архим. Давиду жившему под С.-Петербургом и потребовал Туапсинскiй собор Кавказских пустынников, на котором Софронiй вынужден был покаяться за свои имяборческiе высказыванiя. – сост.

Категория: Имяславие 10 том | Добавил: borschks
Просмотров: 220 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0