Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 10 том |
2018-01-31, 9:33 PM | |
О поминовении еретика. «Ты говоришь мне, что боишься сказать своему пресвитеру, чтобы он не поминал ересеначальника; что теперь сказать тебе на это? Я не оправдываю; если общение чрез одно поминовение производит нечистоту, то помиающий не может быть православным». (С.323). Пастыри ложные. «Многоплачевный Иеремия в одном месте своих пророчеств говорит: обуяша пастыри и Господа не взыскаша (Иерем. 10,21); а здесь нечто более тяжкое и крайне безнравственное; ибо тех, которые стараются искать Его и держатся закона Его, предали анафеме, как чуждых Ему». (С.324). Ученик смело должен говорить истину. «В настоящее время, когда Христос преследуется чрез Его икону, не только тот, кто имеет преимущество, по званию и сведениям, должен подвизаться, беседуя и наставляя в православном учении, но и занимающий место ученика обязан смело говорить истину и свободно отверзать уста. Это – слова не меня грешнаго, но божественнаго Златоуста, затем и других отцов» (С. 326). «В настоящее время гонения за Христа в Его образе не только выдающиеся по своему положению или знаниям должны подвизаться, проповедуя и уча слово православия, но и состоящие В ЧИСЛЕ УЧЕНИКОВ ДОЛЖНЫ ДЕРЗНОВЕННО ИСПОВЕДЫВАТЬ ИСТИНУ и свободно заявлять о ней. Это не мои, грешника, слова, а божественнаго Златоуста, а также и других отцов». (С. 808). О подписках. «А какой соблазн и искушение, или лучше, унижение произвели они собственноручною подписью, об этом нужно ли говорить? Ибо если молчание есть отчасти согласие, то утверждение этого согласия подписью пред целою церковию как позорно?» (С.327). «А если господа игумены, задержанные царем, не поступили по указанному (т.е.открыто не заявили об истине), хотя по своей степени и знаниям они превышают всех игуменов этой страны, а, наоборот, УМОЛЧАЛИ И, НЕ ОГРАНИЧИВШИСЬ ЭТИМ, ХОТЯ И ЭТО ПРЕСТУПНО, – ДАЛИ ЕЩЕ И ПОДПИСКУ не собираться вместе И НЕ УЧИТЬ, ТО ЭТО ЕСТЬ ПРЕДАНИЕ ИСТИНЫ, отречение от предстоятельства, разрешение послушников и братьев по чину. На запрещение иудеев УЧИТЬ О ИМЕНИ ХРИСТА апостолы так ответили: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите (Деян. 4,19); и еще: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5,29). Вот как и в каком смысле им следовало говорить, чтобы через них прославился Бог, чтобы назидать православных, чтобы утвердить монастыри, укрепить томящихся в ссылках. Но что-ж! Богу мы предпочитаем монастыри и страданиям за добро – земное благополучие. Где это: глаголах пред цари и не стыдяхся (Пс. 118,46)? Где (слова): се устнам моим не возбраних: Господи, ты разумел еси (Пс. 39,10)? Где слава и сила нашего чина? Когда император Анастасий начал здесь совершать нечестия, как горячо блаженные Савва и Феодосий сопротивлялись ему, защищая веру, с одной стороны, тем, что злочестивых в церкви предали анафеме, с другой – послали царю письмо с протестом (и с заявлением), что всякой перемене в установлениях они предпочитают смерть! Как передают, господа игумены говорят: кто мы такие? Во-первых, они – христиане, которые теперь, конечно, должны говорить; во-вторых, – монахи, которые должны быть совершенно неподкупными, как не связанные с миром и свободные от него: наконец, они игумены, которые должны от других отгонять соблазн, ни едино ни в чем же дающе претыкание, да служение безпорочно будет (2 Кр. 6,4), говорит апостол. А они СВОЕЮ СОБСТВЕННОРУЧНОЙ ПОДПИСЬЮ ПРИЧИНИЛИ ИМЕННО ТАКОЕ ПРЕТКНОВЕНИЕ и соблазн, а еще более – унижение. Нужно ли и говорить об этом? Ведь если МОЛЧАНИЕ ЕСТЬ ОТЧАСТИ СОГЛАСИЕ, ТО КАК ТЯЖЕЛО, КОГДА ПОДПИСКОЙ РАСПРОСТРАНЯЮТ ЕГО НА ВСЮ ЦЕРКОВЬ? Говорят, что кто тайно священнодействует, доставляет торжество тому, что он скрывает, и что все патриции, не говоря о прочих, православны. Но Христос что говорит? – Всяк убо, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех (Мф. 10,32), как и наоборот, в случае отречения. Все равно даже если бы они подпиской обязались только не собираться вместе. Как они исполнят слова Христовы: грядущаго ко мне не изжену вон (Iоан. 6,37)? Итак, они письменно обязались повиноваться царю, вопреки Христу». (С. 809). Подписка лишает священства. Пресвитеру Феофилакту. «Письмо, честнейший, открывает твои добродетели: своим надписанием (оно обнаруживает) твое смирение, своим содержанием – силу. Доказательством величайшаго твоего благочестия, священный муж, служит то, что ты соприсутствовал мученикам, разделяя их рвение и подвиги, что ты собственными руками похоронил святого Фаддея. МНЕ БОЛЬНО ЗА ТЕБЯ ПО ПОВОДУ НЕЧЕСТИВОЙ ПОДПИСКИ. Но не горюй. Она уже тает и, по мере твоего раскаяния, испарится. Переноси горе и время СВЯЗАНИЯ СВЯЩЕНСТВА, доколе Христос не возсияет весну православия, когда прославишься за дела, совершаемыя теперь тобою ради Христа, разумеется с получением (соответствующей) степени». (С. 753). Общающиеся с еретиками – враги Богу. «Ибо Златоуст великим и громким голосом объявил врагами Божиими не только еретиков, но и вступающих в общение с ними» (С. 283). Причащение от еретика отчуждает от Бога и предает диаволу. «…если он уклоняется от причащения по причине ереси, то это необходимо. Ибо причащение от еретика, или явно осужденнаго по жизни, отчуждает от Бога и предает диаволу» (С.323). Причастие еретическое – яд. «Чаду Игнатию. «Приобщение из рук еретиков – есть яд, а не простой хлеб, не телу только вредит, а чернит и омрачает душу. А чтобы бросать его, хотя бы и тайно, о том возможно говорить не мне, а действующим из страха, к которым приложимо следующее выражение: – и от князь мнози вероваша в него, но фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнании будут; возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Божию (Iоан. 12,42-43)». (С. 780). Общение с еретиками – яд змеиный для души. «Такое заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам, ОБЩЕНИЯ С КОТОРЫМИ БУДЕМ ИЗБЕГАТЬ, БРАТИЯ, КАК ЯДА ЗМЕИНОГО, заражающаго НЕ ТЕЛО, как говорит в одном месте Григорий Богослов, НО ГЛУБИНЫ ДУШИ». (С. 333). «Общение с еретиками есть не общий хлеб, но яд, повреждающий не тело, но очерняющий и омрачающий душу; но и отвергать его тайно – об этом не мне говорить, а тем, которые делают это по страху. О них можно сказать следующее: от князь мнози вероваша в него, но фарисей ради не исповедаху, да не изсонмищ изгнании будут: возлюбиша бо паче славу человеческую, неже славу Божию (Iоан. 12,42-43) (С. 366). Общение с ересью – отделение от Христа. «Сохраняйте же самих себя, прошу вас, от душепагубной ереси, общение с которою есть отделение от Христа; вместе с тем соблюдайте и жизнь свою светлою, как цепь золотую и не сплетающуюся с другими, чтобы украшаясь тем и другим, вы могли со светлыми лампадами войти в брачный чертог Господа, для наслаждения вечными благами» (С. 416). Хиротония еретиков – недействительная. «Разве вы не знаете, что говорит тот же отец (св.Василий великий) в другом письме? «Не признаю епископов и не причислю к иереям Христовым того, кто оскверненными руками к разорению веры возведен в начальники»[1]. Таковы ныне те, которые не по неведению, но по властолюбию вторгаются на епископские престолы, добровольно выдавая истину и взамен получая председательство в нечестии» (С. 343). Покаяние принявших хиротонию еретическую. «Пока тот удерживает епископство, хотя и не священнодействует, он не должен участвовать во святыне. ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ (требует) ОСТАВИТЬ ЕПИСКОПСТВО И УДАЛИТЬСЯ, как и сделали некоторые; от них безвредно и принимать что-нибудь, с ними позволительно и вкушать пищу» (С. 485). Отказ от хиротонии еретической. «Мы обрадовались, что он хотя поздно отказался от епископства, решившись быть как бы отверженным, и наложили на него надлежащую епитимию, как мы делали с поступавшими подобно ему. Бог есть Бог кающихся. Это именно и требовалось в действительное доказательство раскаяния и от нас и других, от которых зависело врачевание, – отказ падшаго от епископства и отлучение от священнослужения с епитимиею до времени мира.. Если же этот муж признал нужным поступить так, то кто мы, чтобы отвергать приходящаго и чрез то делаться врагами Богу?». (С. 579). Принятие пищи от еретиков есть общение с ними. Св. царь Давид поет: елей грешнаго да не намастит главы моея (Пс. 111,5); и святой Афанасий повелевает нам не иметь никакого общения с еретиками и даже с теми, которые сообщаются с нечестивыми. Как же не общение – сидеть в таком месте и от таких принимать угощение? Это не так; и даже, если бы кто не сидел там, но оттуда получал пищу, то самое подаяние и принятие ея произвело бы общение. Ибо апостол говорит: весте и вы, филипписиагне, яко, егда изыдох от Македонии, ни едина ми церковь общевася в слово даяния и приятия, точию вы едини: яко и в Солунь и единою и дващи в требование мое посласте ми (Филип. 4,15-16). Если же принятие раз и два свет мiра назвал общением, то кто из благоразумных не станет избегать постояннаго принятия, как противнаго свету?» (Преп Феодор Студит. Т. 2. С. 484). Ревнуя поревнуй Господу в православии, ибо нынешние гонители отрекаются от Него в (лице) Его иконы. Избегай всякаго общения с ними, как яда змеинаго. Христос да будет тебе помощник во всем». (С. 731). Церковь из трех православных. «Поэтому напоминаю, как наименьший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не произошел вопль содомский, не будем жалеть дольняго, чтобы нам не потерять горняго, не будем подавать соблазна церкви Божией, которая может состоять и из троих православных, по определению святых, чтобы нам не быть осужденными судом Господним». (С. 284). Храмы имяборцев – простые домы. «Храм, оскверненный еретиками, не есть святой храм Божий, НО ОБЫКНОВЕННЫЙ ДОМ, как говорит Василий великий, так как бывший при нем ангел, присущий каждой церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом. Послушай, как и сам Он говорит: беззаконник, жряй ми тельца, яко убиваяй пса (Ис. 66,3). (С. 440). «Что за польза, если мы сами, сделавшиеся и называющиеся храмом Божиим, стали непотребными, а бездушные домы постарались сохранить?» (С. 469). Удержание монастырей предательством. «Что пользы на несколько дней удержать за собою монастырь, славу, мирския удовольствия и вместе с еретиками подвергнуться вечному позору?» (С. 723). «А так как теперь особенно требуется сохранение православия, то блюди себя, чадо, совершенно устраняясь от общения с еретиками. Будь готов ко всякой печали и притеснению за Христа, за Котораго всюду идет война гонения. Мужественно выдерживай нападения врагов веры, не падай, не предавай истины, чтобы не предать Христа. Если нужно будет подвергнуться гонению, прими его с радостию, ибо хорошо быть скитальцем вместе со Христом. Если обстоятельства потребуют и дальнейших подвигов, дай тело свое на бичевание и кровь во свидетельство Христа». (С. 741-742). «Написать тебе, добродетельнейший человек, побудило меня доброе известие о тебе, честнейший, дошедшее до моего слуха. Какое же? – А то, что, кроме других своих добродетелей, которыми ты обладаешь по милости Божией, ты соблюдаешь незлобивость, сохраняя православную веру, как сокровище, в тайне честной своей души и удаляясь от общения с еретиками. Я принес Богу великое благодарение по тому поводу, что мiряне, наравне с монахами, стараются благоугодить Господу, обегая бездну ереси. Действительно, брат, это бездна и сеть диавола. ОБЩЕНИЕ С ЕРЕТИКАМИ попавшаго в эту сеть ОТЛУЧАЕТ ОТ ХРИСТА и отводит далеко от стада Господня. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ СВЕТА И ТЬМЫ, ТАКОВО ЖЕ И ПРАВОСЛАВНАГО ПРИЧАЩЕНИЯ ОТ ЕРЕТИЧЕСКАГО ОБЩЕНИЯ. Первое просвещает, второе – омрачает; одно соединяет со Христом, ДРУГОЕ – с ДИАВОЛОМ; одно оживляет душу, другое – убивает. Хорошо делаешь, что стремишься к источнику жизни, а не черпаешь ИЗ СМЕРТОНОСНОЙ ЧАШИ НЕЧЕСТИЯ, КОНЕЦ КОТОРАГО – ВЕЧНАЯ ГИБЕЛЬ. Считаю тебя вполне блаженным. Но смотри, как ты начал, так и окончи свою жизнь силой Христа, ибо Он примет тебя в Свое царство и в славу ради благаго конца. Брат единоверный, молись и о нас грешных». (С. 742-743). Молитвы и службы еретиков недействительные. «Молитвы за богослужением принадлежат православному. К чему же это поведет, если они происходят (применяются) у еретиков? Ведь они (еретики) мыслят не так же, как их (молитв) составитель, и не веруют по смыслу самых слов.[2] Ведь каждое тайнодействие учит, что Христос соделался истинным человеком, а они, хотя на словах и признают, но на деле отрицают это, утверждая, что Он неизобразим, подобно тому, как если бы кто говорил: «Верую в Отца и Сына и Святаго Духа», – а мыслил бы, что Отец и Сын и Святый Дух суть одна vпостась, трояко именуемая. Это – догмат безумнаго Савелия. Что же? Неужели мы скажем, что такой верует в Троицу? Ни в каком случае, хотя бы он это и утверждал. Точно также и в данном случае, он верует не так, как говорит, хотя тайнодействие и православно. Но хотя бы и тот и другой исповедал, он скорее оскорбляет и издевается над литургией, ибо и волхвы и обаятели прибегают к божественным песням в отношении к бесноватым.» (С. 780). Крещение мiрянином. «Если нет православнаго совершителя крещения, для некрещеннаго лучше креститься от монаха, а если нет и монаха, то от мiрянина при произнесении слов: крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа, чем умереть непросвещенным. И это крещение действительно. С.780). Ересью открывается истина. «Мудрствующие же стараются превратить народ Божий во ино благовествование, еже несть ино (Гал. 1,6,7), предлагая ложныя писания, говоря из своего чрева, а не из уст Господних. Ибо обыкновенно всегда к пшенице примешиваются плевелы и к истине прибавляется ложь. Ибо как и открылась бы истина, не встречая противоречия? Но и аще мы, говорит апостол, или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. 1,8-9) (С. 334). «И как открылись бы избранные сосуды, если бы не было соблазнов, по попущению от Бога, являющаго, каковы производящие их, которые суть как бы плевелы, соблюдаемыя для сожжения в вечном огне, и испытывающаго терпящих искушения, которые подобно солнцу возсияют в царстве небесном?» (С. 426). «Пресвитеру обличенному в общении с еретиками, особенно если он и подписался, непозволительно священнодействовать до времени православнаго собора,[3] на котором подобныя дела будут разсмотрены и обсуждены, а разве только в случае нужды крестить, выносить мертваго, преподавать одеяние монаху, освящать Богоявленскую воду, читать Евангелие на утрени и преподавать святыя тайны, уже совершенныя невиновным пресвитером; и это, как я сказал, в случае нужды; ибо ему непозволительно делать и вышесказаннаго, если найдется священник, не имевший общения с еретиками». (С. 607-608). Призыв к покаянию за общение с еретиками. Чаду Лукиану. «Адам, где еси (Быт. 3,9). Это Божий глас не только к нашему праотцу, но и к каждому из тех, кто отпал от божественных заповедей. Так, где же ты, чадо и брат? От какой славы мы уклонились, покрывшись покровом позора? И я, усматривая в твоем поражении собственное падение, стенаю и плачу над тобою! Увы мне, чему ты подвергся! Что стало с тобою! Но возстань, ибо Бог – Бог кающихся. Обратись к этому первому и последнему лекарству покаяния, – исповедай пред всеми свое беззаконие, чтобы Господь простил тебе (грех) общения с нечестием. Достаточно указать на это, ибо думаю, что ты в сокрушении и очень огорчен. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет (Пс. 33,19).» (С. 756). Надежда на собор «РПЦ МП» – ложная. «О, искушение! И чего ты хотел? Чтобы состоялся собор, говорил ты, и устранена причина (т.е. ересь). А кто же (будет) заседать и отлучать? Не видишь ли, что ты говоришь несообразности?» (С. 763) Кто исповедник? Похвалы исповедничеству. «Ибо всякий, кто противодействует (ереси), есть исповедник». (С. 359). «Что теперь о нас? – Радость и веселие потому, что мы удостоились подвизаться в мучениях за Христа, за слово Божие отданы на заключения и бедствия, подверглись ранам и поруганиям ради Христа, за нас бичеваннаго и опозореннаго, наконец и распятаго. Кто не восхвалит Бога? Кто не прославит? Радуется восток, веселится запад, торжествует вся церковь в четырех концах мира. Что я говорю о земном мiре? Само небо исполнилось сияния, потому что не только наш верховный святитель, иерархи и священники, игумены и ученики, но и монахини с игуменьями вступили в подвиг мученичества. Не стану говорить о тех, кто в пустынях, вертепах и пропастях земных в бегстве от гонения за Христа терпит горести, лишения, страдания. С полным правом, возлюбленные и желанныя мои братия, радость и венец мой, я радуюсь и сорадуюсь вам. И вы также радуйтесь и сорадуйтесь мне. Вот слова блаженнаго Павла, приложимыя к этому времени: сия же вся писана быша в научение наше (1 Кор. 10,11). Он умоляет нас быть его последователями». (С. 810) Кто антихристы. «Иконоборцы справедливо могут быть названы антихристами, как говорит Богослов и евангелист: и ныне антихристи мнози (1 Iоан. 2,18) (С. 373). А тем более, интихристами являются имяборцы, хулящiе Имя Бога. – Сост. Падений разных виды при гонении. «Некоторые пали по собственной воле, без принуждения; другие вследствие бичевания; иные вследствие угрозы и только ея одной; иные без угрозы и мучений, по одному только страху; иные из опасения лишиться собственности; а некоторые по неведению. Этих обращающихся как принимать?» (С. 405). Падения не попущением Бога, а за наше безбожие. «Если же мы падаем, – это да не приходит нам даже и на мысль, – то не по Божию попущению, а по нашему разслабленному безсилию, безсердечию и безбожию. Бог даровал подвижнику силы на державу лукаваго, желая ему выйти победителем, а он из малодушия повергнув оружие терпения, погиб. Это подтверждает апостол, говоря: верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, еже возмощи вам понести (1 Кор. 10,13). «Здесь, братия, нужно терпение, здесь даруются богосплетенные венцы за добрую веру. Не постыдимся свидетельствовать о Господе нашем. Не отстанем от Фаддея, новопризваннаго мученика, и других, вместе с ним исповедавших и вслед за ним отшедших, которых вы, конечно, знаете по именам. И ныне Церковь Божия обливается кровью мучеников, орошается также и горестями подвизающихся и разнообразно притесняемых. Заключенный, уединенный, стесненный, отлученный от лицезрения всех, лишенный необходимаго, алчущий, жаждущий, не видящий луча солнечнаго – все они проливают свою кровь, по вся дни умирая, как возглашает Павел (1 Кор. 15,31), и весь день умервщляемые, как воспевает Давид (Пс. 43,23). Но аще с ним (Христом) умрохом, то с ним и оживем, аще терпим, с ним и воцаримся (2 Тим. 2,11-12). В прежния времена благодать избрала всех, кои были избраны в число мучеников Христовых. Веками появляются мученики. Но Христос сказал: нужда бо есть приити соблазнам (Мф. 18,7), дабы избранные возсияли, как солнце, а плевелы выступили, как мрак. О, братья, в этом роде, лукавом и развращенном, будем, как светила, сияющия во тьме ереси, ибо Христос избрал нас в торжество Свое, во славу православия, дабы, как для нас древния, так и мы для последующих поколений оказались утверждением и примером и в день пришествия Христа ликовали. Наше мученичество более явно, чем мученичество древних. Ведь дело идет не о природах или волях во Христе, или о спорных вопросах в этом роде, отрицание которых, будучи чисто отвлеченным, не дает осязательных последствий. Ныне же предмет спора или нечестия не только отвлечен, но и очевиден, ибо наши противники не только говорят и превратно учат, что Христос, Богородица и все святые неизобразимы, но и уничтожают их изображения, называя божественныя образы заблуждением и погибелью для души. О, иудейское и языческое противоречивое нечестие! Вообще, явление, о котором идет речь, есть не что иное, как один из измененных видов иудейства или язычества. Iудей или язычник говорит христианину: отрекись от Христа и Марии. То же самое говорит и иконоборец, ибо икона Христа и Богородицы носит то же имя: Христос и Богородица.[4] Таким образом, говорящий об отречении от иконы, открыто требует отречения от того, чья это икона. Это слова не мои, ничтожнаго. Послушай, что Бог всяческих говорит Моисею: сотвориши два херувима (Исх. 25,18), то есть повелел ему сделать изображения херувимов. Если бы имелась в виду природа херувимов, то едва ли можно было приказать представить их. И опять говорит: сотвори себе змию медяну (Числ 21,8). И здесь также повелевает сделать образ змия. Но таково по природе соотношение первообразнаго и производнаго, что производное, т. е. образ, называется именем первообраза. При отрицании одного, отрицается и другое, ибо они существуют во взаимной связи. (как и Имена и Именуемые – во взаимной связи. – Сост.). Существует ангел, поэтому существует и изображение ангела; существует змий, поэтому есть и изображение змия. – то же должно думать и относительно всего действительного. В одних случаях они называются образами того, что изображают, а в других, в силу соотношения, называются именем первообраза, а не изображением его. Об этом говорит и священный апостол превыше же его херувимы славы, осеняющии олтарь (Евр. 9,5), именем первообраза означая образы. Выслушай и Василия Великаго: «да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах Христос». Он не сказал, да напишется образ Подвигоположника в борьбах Христос, но – Христос. Послушай и Григория Нисскаго: «вот и Исаак»; – он назвал Исааком образ Исаака. Послушай и Златоуста: «вот ангел в образе». Он не сказал: видел образ ангела на иконе, но ангела. В образе является первообраз, как в образе Креста – животворящий Крест, поскольку в почитании одно от другого не различаются. Поэтому изображение носит имя первообраза, ибо и образ Креста называется Крестом. Так же мы в праве говорить и в приложении к царю, ко всякому человеку и всякому виду существующаго. Божественный Василий говорит, что царем называется изображение царя и Петром – изображение Петра. Я скажу и нечто высшее: и человек есть бог, как образ Божий. В таком же смысле и Василий назвал Христом образ Христов, ибо он, повторяю, сказал: да будет изображен на картине не образ Христа, а Христос. Если противники не согласны с этим, тем они отвергают божественныя слова; во-вторых, на деле, хотя не на словах, отрицают, что Христос вочеловечился, ибо если Он стал человеком, то, конечно, и изображается; ведь первое свойство человека это – изобразимость; а если Он неизобразим, то и не человек, а безплотен и следовательно еще Христос не пришел, как пустословят иудеи. Таким же образом они исключают и изображение Богородицы и всех святых, как будто она – не Матерь Божия и они – не слуги Христовы. Златословесный говорит: «твои дела для меня яснее твоих слов». Итак, вытекает, что иконоборцы поистине иудействуют, а страдающий за иконы страдает за и ради Христа, Богородицы и всех святых. Подвизающийся и возстающий за них есть истинный мученик и исповедник Христов и против этого нельзя ничего возразить. Мученики суть Маккавеи, не согласившиеся нарушить закон вкушением свиного мяса; мученик Предтеча – за истину обличения. Мученик один отказавшийся дать овол на построение капища, другой – исполнить другое приказание. Нужно ли распространяться? Не отсюда ли вытекает, что подвизающийся за Христа не есть мученик, как говорят некотрые несчастные? – Наоборот, он – истинный мученик, ни в чем не уступающий пострадавшим от язычников или иудеев. Свидетель на небе верный (Апок. 1,5). Вообще, если отрицающий образ Креста распространяет отрицание и на Крест, тем более отвергающий икону Христову распространяет отрицание на Христа. Таким же образом, кто страдает и за Крест и за его образ есть в полном смысле мученик; и страдающий за икону – в большем смысле, ибо крест есть знак, а икона – вид Христа. Прошу вас, святые мои братия, причастники божественнаго звания, во-первых, поминайте меня, смиреннаго, молясь, чтобы я на деле доказал то, о чем говорю, и не был побежден от нападений невидимых и видимых. Затем, будьте осторожны по отношению к себе в предстоящем подвиге. Да не возгорится в вас пламя помышлений из-за недостаточности разумения смысла событий, с глубокою мудростью руководимых Промышлением, почему они и недоступны человеческому разуму. Да не случится с вами то, о чем поете (в псплмах): мои же в мале не подвижастеся нозе, в мале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Пс. 72,2). Лучше внимайте словам Господа: потерпи мене в день воскресения моего (Соф. 3,8); претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22).» (С. 810-813). Намерение Богъ принимает за самое дело. Преп. Феодор Студит: «Так должна быть расположена к Нему (к страдавшему за нас Господу) каждая душа, – потому что ради нея только, как и ради всякой, были эти страдания, – иметь любовь, быть преданною и готовою равным образом терпеть страдания. А если и не случится потерпеть их, то и намерение принимается за самое дело, по щедротам благаго Бога». (С. 429). «Ибо не за окончание дел, но за расположение к ним, похвальное, или не таковое, обычно назначает Бог воздаяния делающим» (С. 263). «Христосъ подвергается гонению; и надобно надеяться и быть уверенным, что каждый ИСТИННО ВЕРУЮЩИЙ ПЕРЕНЕСЕТ ВСЯКОЕ МУЧЕНИЕ СО ХРИСТОМ И ПРИ ПОМОЩИ ХРИСТА. Таковы наши известия. Да услышат кротцыи и возвеселятся (Пс. 33,3). (С. 430-431). «В эти дни, когда не только женщины твоего образа (игумении) и постриженицы, но ПОЧТИ ВСЕ МОНАХИ И ИГУМЕНЫ Византии увлечены (в ересь), ты с другими четырьмя или больше предпочла страдать за Христа, НО НЕ ВСТУПАТЬ С ЕРЕТИКАМИ В ОБЩЕНИЕ, ОТЛУЧАЮЩЕЕ ОТ ХРИСТА. ИБО ВСЯКИЙ ВСТУПАЮЩИЙ В НЕГО ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ ХРИСТА, ПОДОБНО ИУДЕ, и становится соучастником предавших Христа на распятие. Ведь уничижающие и отвергающие икону Христа и равным образом Богородицы и каждого из святых суть (также) гонители и распинатели Христа. Смотри раба Христова, не посрами Призвавшего тебя к исповеданию Его. Ты – семя святых, не говорю о плотском (твоем происхождении), ибо и оно таково (свято), но разумею первомученицу Феклу, Февронию, Евгению, Матрону и (им) подобных. Я упомянул о Матроне, ибо в ея времена (свирепствовала) ересь и, так как многия из монахинь решительно отказывались от общения (с нею), как и вы теперь, то проклятые еретики в припадке несдержаннаго безумия, насильно руками раскрывали им уста и вливали свое причастие. Но то, что (делается чужою) рукой, не (делается) добровольно. Так и тебе предстоит много соблазнов за Христа. Но мы ни в каком случае не склонимся. Христос наш помощник, хотя бы нас искушали даже до крови. Ради Господа, молись о нас, чтобы и мы, грешные, не отпали от Христа» (С. 748). (Но разве ересь имяборческая отвергающая Бога в Имени Его, менее значительная, чем ересь иконоборческая? Нет! Она страшнее и пагубнее иконоборчества. Если отвергавшие иконы Христа, Богородицы и святых, отвергали Христа, Богородицу и святых, то тем паче отвергающие реальное бытие Имен Бога, Богородицы и Святых, отвергают Их Самих. И потому общение с имяборцами, отлучает и от Бога, и от Богородицы, и от всех святых, и соединяет с диаволом. Поэтому, ни под каким благовидным предлогом не следует оправдывать имяборчество и имяборцев, какими бы святыми они ни казались. И общения с ними как яда змеиного тем более необходимо избегать, отравляющего и душу и тело и ввергающего в огонь вечный. Все, что сказано преп. Феодором Студитом в отношении к иконоборцам, в полной, и еще в большей мере относится и к имяборцам! – Сост.) Врата ада, т. е. все попытки антихриста и ереси не одолеют истинную веру. «Свидетельствуюсь пред Богом и людьми: они (еретики) отторгли сами себя от тела Христова, от верховнаго престола, на котором Христос положил ключи веры, которой не преодолели от века и не преодолеют до скончания ВРАТА АДОВЫ, т.е. уста еретиков, по обетованию Неложнаго. (Мф. 16,18).( С. 419) Церковь из трех православных. «Поэтому напоминаю, как наименьший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не произошел вопль содомский, не будем жалеть дольняго, чтобы нам не потерять горняго, не будем подавать соблазна церкви Божией, которая может состоять и из троих православных, по определению святых, чтобы нам не быть осужденными судом Господним». (С. 284). Храмы еретиков (и имяборцев) – простые домы. «Храм, оскверненный еретиками, не есть святой храм Божий, НО ОБЫКНОВЕННЫЙ ДОМ, как говорит Василий великий, так как бывший при нем ангел, присущий каждой церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом. Послушай, как и сам Он говорит: беззаконник, жряй ми тельца, яко убиваяй пса (Ис. 66,3). (С. 440). «Что за польза, если мы сами, сделавшиеся и называющиеся храмом Божиим, стали непотребными, а бездушные домы постарались сохранить?» (С. 469). Удержание монастырей предательством. «Что пользы на несколько дней удержать за собою монастырь, славу, мирския удовольствия и вместе с еретиками подвергнуться вечному позору?» (С. 723). Божба и клятва – запрещены. «Отнюдь не должно божиться и в клятвах произносить устами преславное имя Божие; ибо клянущемуся невозможно спастись. Должно быть чистым от Каиновой зависти, пагубной клеветы, богопротивной ненависти, злословия подвергающаго лишению царства небеснаго, почитать царя и родителей, любить жену, как самаго себя, и не знать другого ложа блудничнаго, за что постигает гнев Божий; ибо блудником и прелюбодеем судит Бог (Евр. 13,4); воспитывать детей свято и представлять им собою пример благоразумия, и прочее, чего требуют заповеди для спасения души». (С. 485). При гонении не предавать веры до смерти. «Так как теперь жестокое гонение, то прошу вас не предавать веры и благочестия и, в случае нападения, отнюдь не увлекаться еретиками каким бы то ни было образом. Терпите мужественно, считая все второстепенным, не только монастыри и все находящееся в монастырях, хотя бы то безмерно обильное, но и собственныя тела свои, избрав благое бегство и увенчаваясь блаженством гонения, преславным и предивным» (С. 493). [1] Письмо 257; в русск. перев. Твор. Т. VII, стр. 236-241. М. 1892. [2] Например, в молитве «Отче наш» еретики имяборцы тоже читают: «да святится Имя Твое», а самой верой своей хулят Имя Божие и называют Имяславие ересью, а Имя Божие – реально несуществующим вымыслом человеческим – т.е.фикцией. [3] Но «надежда на собор «РПЦ МП» – ложная. «О, искушение! И чего ты хотел? Чтобы состоялся собор, говорил ты, и устранена причина (т.е. ересь). А кто же (будет) заседать и отлучать? Не видишь ли, что ты говоришь несообразности?» (С. 763)
[4] Как ясно в словах этих преп. Феодора Студита сказанных об иконоборцах, слова его также относятся и к имяборческому отступлению, которое вполне можно сравнить с иудейством и язычеством. Ибо имяборцы как и иконоборцы говорят, что они в Христа, и в Богородицу веруют, а их образа иконоборцы хулят; также и имяборцы говорят что они в Христа и в Богородицу веруют, а Имена их хулят отвергая в них Самих Именуемых Бога, Христа и Богородицу; и называют Имена Бога идолами для славящих Их имяславцев, а самое прославление Церковью Имен Бога и Богородицы называют идолослужением. (в книге синодального докладчика проф. С.Троицкого: Св. Григорий Нисский от именах и имябожники», стр. 201-203). Как иконоборцы хулящие иконы, хулят Тех чьи образа изображены на иконах, говорит преп. Феодор Студит. Тем более, имяборцы, хулящие Имена Тех, кто носит эти Имена, хулят Самих Именуемых Бога и Богородицу.– Сост. | |
Просмотров: 221 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |