Приветствую Вас Гость!
Среда, 2025-01-01, 3:25 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 11 том

страница 367 - 377
2018-07-23, 10:15 PM

После краткой беседы с свящ. С. Овчинниковым в епархиальной приёмной больше я ни с кем об Имени Божием не разговаривал. Хотя об этом не только мне, а всей Церкви следовало бы «убеждать» всех православных христиан, что подобное учение есть страшное кощунство и хула на Господа.

Теперь, Владыка, внимательно, не горячась, подумайте: в чьём учении заключается «пагубность» - в святоотеческом-ли, которое отстаивают исповедники Имени Божия, или в учении имяборчества, которое отстаиваете Вы вместе с своими «советчиками»?

О моих аргументах в защиту чести и Славы Имени Божия со ссылкой на то, что Церковь канонизировала многих имяславцев: всю Царскую Семью, Великую Княгиню Елизавету Феодоровну, Митрополита Московского Макария (Парвицкого) (который в 1914 году являясь председателем суда Московской Синодальной Конторы, вместе с другими архиереями, оправдали исповедание афонских имяславцев признав его православным, соответствующим учению святых отцов), изгнанника афонского преп. Кукшу (Величко), преп. Феодосия Кавказского (Кашина), профессора Богословия почётного члена МДА Михаила Новосёлова (епископа Марка катакомбной Церкви), который отверг учение Послания Синода об Имени Божием, как еретическое и, написал подробный разбор синодского послания и выявил в нём все ереси и заблуждения и, в качестве обличения самовластия Синода в составлении трёх догматических выводов его послания издал листок: «Папизм в Православной Церкви» (1913 г. сентябрь) Вы, Владыка, выражаетесь так: «мы слышим слова наивной и упрямой полемики, вроде тех, что Православная Церковь канонизировала же некоторых «имяславцев», например, Великую Княгиню Елизавету Феодоровну». Хотя для всех очевидно, что церковь прославляла её как мученицу, а не как имяславку». Ну хорошо, вел. Княгиню Елизавету Феодоровну, Вы пишете, «для всех очевидно, что церковь прославляла её как мученицу, а не как имяславку». А митрополит Макарий (Парвицкий), а Феодосий Кавказский, а Кукша (Величко)? Они ведь не мученики! Но они, ведь защитники имяславия, а Кукша изгнанник с Афона за Имя Господне!

Тогда, Владыка, разрешите у Вас спросить: разве церковь прославляет всех подряд, из тех, которые приняли насильственную смерть – и еретиков, и коммунистов и иудеев, казнённых в войну, независимо от их вероисповедания? Разве не чистота веры Православной, за которую они пострадали, является основным критерием их святости, а затем уже подвиги благочестия, или мученическая смерть? Разве Вам неведомо то, что согласно канонов церковных, незаконно умученные, - то есть в ереси или в неверии, - не венчаются венцом мученическим? Сколько было умученных иноверцев и, даже безбожников. Однако же церковь не канонизирует их всех подряд! А если вышеперечисленные «имяславцы» канонизированы, - значит, они не еретики, а православные, дважды исповедники: исповедники и защитники Имени Божия, и мученики за веру Православную. Не могла же церковь причислять к святым умученных еретиков? А Вы, ведь, так и называете их (имяславцев, не похуливших Имя Божие) еретиками, проповедующими лжеучение. Ваш аргумент, что Великую Княгиню Елизавету Феодоровну (а значит, и всех вышеперечисленных) Церковь прославляла как мучеников, а не как имяславцев, простите, не укладывается в рамки церковной каноничности и разумной логики. Священноначалие РПЦ не могло не знать, что канонизируемые вышеназванные личности являлись не только сторонниками, но и защитниками «имяславия» и имяславцев. А Вы, Владыко, с вашими советниками так резко выступили против Святейшего Имени Божия, которое они исповедывали, исповедников которого они защищали, и против моего недостоинства, за Божество, честь и Славу Имени Господа переносящего напасть от Вашего Высокопреосвященства. Недоумеваю: чем я Вам не угодил? Отсюда и можно усмотреть, чья полемика является не только наивной и упрямой, но прямо антиканоничной. Я исхожу из реальных фактов, а не из соображения своего разума. А факты вещь упрямая, неопровержимая. Притом, Вы упомянули лишь о великомученице Елизавете Феодоровне, а об остальных прославленных «имяславцах» умолчали. Что же о них Вы можете сказать?

Вы мне пишете: «Все обращённые в Ваш адрес, увещания в пагубности подобного направления мыслей Вы воспринимаете как «приговор до суда». Тогда нипишите пожалуйста, в каких мыслях моих Вы усматриваете «пагубность»?

Да, на «епархиальном совете» а вернее суде, происходившем в знаменательную дату: в день нападения Гитлера на Россию, 22-го июня, я не слышал никакого «совета» и никакого «увещания». Мне был произнесён приговор, заключающийся в ошельмовании моего недостоинства как «имябожника еретика» с Вашим повелением прекратить «имяславческую деятельность», под угрозой «распрощаться» со мной», деятельность, которую я не проводил, и в которой за 26 лет священства моего никто не может меня уличить. И осудили меня, как еретика, прежде церковно-канонического пересмотра Послания Св. Синода от 18 Мая 1913 года, послужившего во вред и к расколу в вере православной Российской паствы. Ну, ладно, Ваши действия можно было бы отчасти оправдывать тем, что сами Вы в этом вопросе, как и говорили мне лично, не компетентны, а попали под влияние молодых, также не компетентных в этом вопросе но горячих молодых судей, дерзновенно взявших на себя власть вершить суд над «Святыми Имяславцами»; тем, что Ваш епархиальный суд надо мной проходил до августовского архиерейского собора РПЦ, на котором, как бы в противовес Вашим ошибочным действиям и заблуждению, по неведению… в этом вопросе, были дополнительно канонизированы Высочайшие Особы государственной и церковной значимости – Имяславцы. Причём, на этой канонизации было и Ваше участие. Но теперь, после архиерейского собора, прославившего святых Имяславцев, дальнейшее Ваше, Владыко, настаивание на прежних Ваших позициях, в которые вовлекли Вас Ваши молодые неопытные советчики-судьи – будет уже противоборством истине.

«Святейший» Синод был уличён в неправоте Царственным Мучеником Николаем II-м, по рекомендации которого суд Московской Синодальной Конторы под председательством члена Синода Митрополита Московского Макария (Парвицкого), в составе нескольких других архиереев в 1914 г. всецело оправдал имяславцев, как православных исповедников святоотеческого учения об Имени Божием и снял с них все незаконные запрещения Синода.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна была возмущена услышав лично от архиеп. Антония (Храповицкого) что он запретил изданную ею прекрасную душеспасительную книгу старца Илариона «На горах Кавказа», совсем не читая её.

А Вам, Владыка, зачем то понадобилось проигнорировать и волю Царственного Мученика, и усердие Великомученицы Елизаветы Феодоровны по изданию ею книги «На горах Кавказа», и решение суда Московской Синодальной Конторы под председательством Святого Макария Митрополита Московского по оправданию имяславцев, и совершить волю Вашего докладчика свящ. С. Овчинникова, хулителя Имени Божия, через которого враг спасения внушил Вам запретить в Вашей епархии распространение прекрасной книги «На горах Кавказа», и напечатанием в епархиальной газете хулы на Имя Божие и проповеди имяборческой ереси, внести разделение в среду верующих в вопросе: или почитания, или хуления Святейшего Имени Божия.

На епархиальном совете 22-го июня был разговор среди «советчиков» о том, чтобы не выносить этот вопрос в среду простых верующих, ничего не понимающих в этом вопросе, во избежание всяких брожений.

Однако Вы, Владыка в епархиальной газете не одну страницу наполнили печатью по этому вопросу в отрицательном рационалистическом имяборном духе.

Но Архиерейский Собор РПЦ в августе 2000 года прославлением имяславцев дал основание представления этого вопроса в духе совершенно противоположном Вашим действиям. Представляется, что после Собора Ваше отношение к имяславию и имяславцам должно было бы измениться в положительную сторону и поэтому, совесть должна подсказать Вам, что за неправые действия Ваши с свящ. С. Овчинниковым, неким Шахбазяном и Мариной Черкашиной за страшное и кощунственное похуление Имени Божия, Вы должны перед Господом принесть покаяние. Должны написать в епархиальной газете опровержение прежних имяборных статей и отменить запрещение книги «На горах Кавказа» чтобы Великомученица Елизавета Фёдоровна и все канонизированные имяславцы не прогневалась на Вас…

Да, решать догматический вопрос о Святейшем Имени Божием – не во власти Синода или Патриарха частным образом, а во власти Церковной, которою является Вселенский, или хотя бы Поместный Церковный Собор.

Собору 1917-1918 гг. Господь не дал решить догматически вопрос об Имени Божием, потому что архиепископы Антоний (Храповицкий, будущий церковный раскольник сущий в крестоборческой ереси) и Никон (Рождественский), эти два имяборческих ересиарха из состава Синода, подготовили и докладчика Собору по этому вопросу Василия Зеленцова – хулителя Имени Божия, который всё подготавливал к тому, чтобы на Соборе осудить имяславие и изгнать из лона Церкви имяславцев; каждый доклад, каждый документ он снабжал своим комментарием в имяборческом злопыхательном духе против имяславия. Поэтому, Собор мог не прославить, а также как и Синод похулить Имя Божие. И слава Богу, что Собор до его разгона революционным правительством не успел рассмотреть этот вопрос! Что нужно было сделать Собору по этому вопросу? Главное – оправдать невинно оклеветанных Синодом афонских исповедников. Эта миссия, по милости Божией, была выполнена повелением Царя-Мученика, волею святого Макария Митрополита Московского в составе других архиереев на суде Московской Синодальной Конторы, а также Собором Киевских иерархов под председательством митрополита Флавиана.

Так как я отвечаю на Ваше письмо, написанное Вами в духе ещё до архиерейского собора, то я и отвечаю по содержанию тех наветов Ваших на моё недостоинство, ещё не зная теперешнего Вашего мнения.

Зачем нужно было Вам, Владыка, воскрешать несправедливый суд и осуждение Синодом защитников истины, которых Сам Господь оправдал через Своих святых избранников? Неужели мало той пролитой на Афоне крови при избиении монахов-исповедников архиепископом Никоном? Неужели мало христианской народной крови пролитой в России в годину испытания, что наглядно явилось признаком гнева Божия – не за прославление, конечно, афонскими исповедниками, а за похуление афонцами имяборцами Имени Божия?

Вы, Владыко, пишете: «вы оставляете за собой право проповедовать в широких массах верующих людей это учение, несмотря на то, что вопрос ещё не решён».

Два полярных учения не могут быть правильными. Одно из них непременно ложное, либо ошибочное. Поскольку на «Малом соборе» Московской Синодальной Конторы архиереев по повелению Царя Мученика Святым Макарием (Парвицким) исповедание имяславцев было оправдано и признано святоотеческим, значит оно и является истинным, православным; а противоположное ему учение Синода в трёх им самим составленных догматах является ложным, ошибочным, - то почему же нельзя предостерегать чад церковных от ложного учения Синода и направлять их к святоотеческому учению, которое проповедовали исповедники афонские? Только лишь потому, что ваше противление защищаемой исповедниками афонскими истине, обличает Вас, и всех имяборных архиереев, отстаивающих точку зрения Синода в вопросе об Имени Божием, чего Вы все имяборцы боитесь, как огня.

Имяславческий вопрос уже давно решён на основании учения святых отцов и оправдан Самим Господом. Поэтому, по слову св. Иоанна Кронштадтского, не грех распространять славу Имени Божия, а обязанность каждого истинно православного христианина. И Сам Бог Дух Святой устами пророков призывает: «Принесите Господеви Славу и честь, принесите Господу Славу Имени Его (Пс. 28, 1-2; 95, 7-8; 113, 9;). «Славьте Имя Господа»! (Иса.24, 15). «Хвалите Имя Господне(Пс. 134,1-3). А Вы говорите: замолчите! Затыкаете верующим уста, чтобы они не хвалили, а хулили Имя Бога. Не о таких ли христианах, говорит Дух Святый: «Люди безумные хулят Имя Твое» (Пс. 73,10-18). Не проповедуйте Славу Имени Божия. Но да не будет этого! «Повем Имя Твое братии моей, посреди Церкви воспою Тя»! (Пс. 21, 23; Евр. 2, 12). Преп. Ефрем Сирин учит, «чтобы мы всякую ночь, и во всякое время воспевали Святое Имя Господне» (Ч. 4. Изд. 3. М. 1882. с. 404). «Блажен, говорит он, кто немолчно славословит Имя Твое за благодеяния Твои» (с. 487). Разве Вы не слышите, Владыко, на великом славословии слова: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю Имя Твое святое во веки»? А за Божественной Литургией разве Вы не читаете возглас и не молитесь об оглашенных: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков»? Разве Вы Владыченька не молитесь за Литургией и не просите у Господа, словами: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков»? А хор подтверждает: «Аминь!», то есть, истинно так? Но если, по Вашему учению Имя Божие разлагается и исчезает вместе со звуком голоса, то как же тогда можно его славить и воспевать во веки веков? И зачем тогда Церковь призывает чад своих «на всякий день восхвалять Имя Божие во веки? Нет, Владыченька, Вы ошибаетесь, если не сказать грубо заблуждаетесь вместе с своими советчиками младобогословами и «богословствующей» женщиной Мариной Черкашиной!.. Послушайте, что говорит преп. Ефрем Сирин: «Посему, братия мои, страшный предлежит подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходить в боязнь и не оставаться в бездействии, когда змий будет начертывать печать свою вместо креста Спасителева. Ибо для того, без сомнения, употребляет таковый способ, чтобы Имя Господа и Спасителя даже и неименуемо было в то время; делает же сие безсильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего» (Книга об Антихристе. Изд. 2. М. 1895. с. 66; «Творения: т. 7. ч. 2. с. 379. слово 29).

Согласно учению не имяборной, а Православной Церкви, «Кто не святит, не прославляет Имя Божие, тот есть антихрист». Так учил Святейший Синод до 1913 года (Собрание Церковных Поучений». Свящ. Стратилатов. Изд. 3. 1890. Поучение 31. с. 102. Книга сия удостоена премии Святейшего Синода). А что можно сказать о тех, кто не только не прославляет Имя Божие, но ещё же и хулит, и запрещает другим прославлять Имя Господа? Ответ ясен.

Имяборческая атака тёмных антицерковных сил против святейшего Имени Господня, имяборческое учение об Имени Божием требует соборного решительного осуждения.

Что касается «широких масс верующих людей», которым «проповедовать я оставляю за собой право», то прошу указать мне конкретно на эти «широкие массы верующих людей» и опросить их: проповедовал ли я им нечто об имяславии? Хотя проповедовать об этом по своему христианскому и священническому званию есть священный долг каждого истинного пастыря Церкви Христовой, которого, к стыду моему, я не выполняю и каюсь именно в этом моём слабодушии.

Журнал «Начала» - Религиозно-Философский, никто не может и не должен его запрещать. В нём хронология афонских событий, перечень философских изданий. Люди, особенно православные, не должны быть аборигенами или Иванами непомнящими своего родства, незнающими страниц истории своей Русской Православной Церкви. Тем более, что уже после всецелого оправдания Святыми Ново-Угодниками имяславцев, кому-то неймётся, кого-то раздражает этот факт оправдания и они издают имяборческие вопли и издают панегирики, переиздают явно раскольнического характера первую имяборную литературу, исполненную лжи и клеветы на исповедников чистого православия. По этому пути пошла до августовского архиерейского собора и Екатеринодарская епархия, ещё неизвестно: с ведома-ли высшего церковного священноначалия.

«Завозу большой партии журнала «Начала» я не способствовал». Никакого завоза большой партии журнала «Начала» в православную библиотеку г. Краснодара вообще никто не осуществлял. А 24 экземпляра отданные в библиотеку для просвещения наших батюшек (миряне философией не интересуются) я считал, вменится мне в благодарность. Но оказывается, эти журналы стали поперёк горла имяборцам-клеветникам, потому что журнал объективный и освещает только правду. А читать, ведь, можно всякую, даже еретическую, иноверческую литературу для большей эрудиции и для опыта священникам-проповедникам в борьбе с ересью и лжеучением. Никто не давал в епархии регламентации в выборе для чтения литературы. Весьма сомнительно, что эти 24 экземпляра «Начала» достигнут «пределов» нашей Краснодарской епархии. Наоборот, надо бы благодарить тех, кто заботится о просвещении духовенства церковно-исторической литературой для объективного понимания спорного вопроса об Имени Божием. По всей России безпрепятственно распродаётся этот журнал. И только лишь в Краснодарской епархии его запрещают иметь библиотеке. Спрашивается: на каком основании?

Моя брошюра написана по Вашему, Владыка, благословению. Если же она оказалась для Вас неугодной, Вы, как глава епархии, запретили издавать её тиражом «для широких масс верующих», и эти остальные экземпляры лежат, никто их не читает, так что можете не переживать.

О «природе Имени Божия» написал Ваш «философ» докладчик свящ. С. Овчинников. Не желаете ли Вы, Владыка, опубликовать его бесословие о «разлагаемости и исчезаемости Имени Божьего? От которого все благочестивые православные христиане, думаю, откачнулись бы, как от страшного кощунства на Самого Господа. Ибо не непрасно сказано в 3-й заповеди: «Не произноси Имени Господа Бога твоего всуе».

«Имяславческий» взгляд на Имя Божие назвали Святоотеческим и новые Российские святые, которые отменили антиканоничное синодальное осуждение имяславцев, все синодальные запрещения. Поэтому всем последующим поколениям иерархии следовало бы покоряться воле Божией, оправдавшей имяславцев через Богом прославленных Высочайших и высокочтимых Особ – Имяславцев, а не игнорировать её.

Далее Вы, Владыка, пишете: «в июньском номере газеты «Голос Истины» предназначенной для обширного круга православных читателей в статье «Христиане ли мы?» Вы снова проповедуете имяславческие идеи, заявляя (!) буквально следующее: «Имя Господа Iисуса Христа есть Сам Господь Iисус Христос. У простого человека и имя его простое, означающее его самого. А у Бога Имя Его – Божественное, а потому и есть Сам Бог: во-первых, по неотъемлемости Имени от Именуемого, во-вторых, как Слово Божие, и в третьих, как действие энергии Божией, как свойство Божие и истина о Боге Богооткровенная. Бог спасает, значит, Он – Спаситель, и Спасительное Имя Его Iисус есть Сам Бог». И это после того, как Вас вызывали на епархиальный совет для объяснений по данному вопросу!»

В поучении о молитве мною дано поучение об Имени Божием не из моей головы выдуманное, а на основании учения святых отцов, для более успешного действия молитвы. Писал я его не как желание проводить «имяславческие идеи» но желая показать молящимся правильное настроение при молитве и правильный взгляд на Имя Божие при молитве.

Слава Богу что Вы, Владыка, святоотеческое учение об Имени Божием назвали «имяславческими идеями»! Так оно и есть. Это лишний раз оправдывает положение исповедников православного почитания Имени Божия, которые только лишь повторяют слова святых отцов. Потому и относят о. Иоанна Кронштадтского к имяславцам, что он учит: «Имя Божие есть Сам Бог», «Имя Господа, Сам Господь» и т. д. Именно его наставлением я и воспользовался в своём поучении о молитве. Но Вы над этим святоотеческим поучением, написали свою резолюцию: «Читал с прискорбием». Поэтому привожу подлинные изречения святых о молитве.

Св. Симеон Солунский: «Сия божественная молитва: «Господи, Iисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святаго и Божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание, Iисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевательница, Божественного просвещения подательница, милости Божия кладязь, откровения тайн Божиих ходатаица, единая спасительница, яко Имя Iисуса Христа Сына Божия, на нас названное, в себе носящая. «И несть инаго имене под небесем, о нем же подобает спастися нам» (Дн. 4, 12); Именем Iисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются; и вселение Христа, потому что Христос в нас есть памятованием о Нем, и памятованием сим вселяется в нас… Почему всем верующим надлежит Имя сие непрестанно исповедовать и для проповедования веры, и для засвидетельствования любви нашей к Господу нашему Iисусу Христу, от Которого ничто никогда не должно нас разлучать; и ради благодати от Имени сего отпущения грехов, уврачевания души, освящения и просвещения, и прежде всего ради спасения. Божественный Евангелист говорит: «Сия писана быша, да веруете, яко Iисус есть Сын Божий». Се вера! – «и да верующе живот имате во Имя Его» (Ин. 20, 31). – Се спасение и жизнь! (то есть Имя Его). Сие призвание всякий благочестивый всегда да возглашает, как молитву, и умом своим, и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, - всегда да понуждает себя к тому, и обретёт великий покой и радость, как опытно знают это имеющие о сем заботливое попечение (т. е. старающиеся безпрестанно призывать Имя Господне), - и монашествующие, и миряне» (Добротол. Т. 5. 481-483).

Св. Иоанн Златоуст говорит: Имя Iисусово всемогуще и в силах нас очистить, но мы сами виноваты в том, что призывание Его остаётся без пользы для нас, ибо мы не уготовляем сердца нашего к тому, чтобы оно могло достойно восприять Имя Господне и с ним Самого Господа: «Сделай сердце твое только достойным такого прикосновения, и Господь первый притечёт к тебе… А как скоро Христос извлечёт звуки из души нашей (т. е. когда очищенное сердце издаст чудную мелодию Iисусовой молитвы), то несомненно снизойдёт на нас Дух, и мы будем лучше неба, имея не солнце и луну отпечатлёнными на теле нашем, но Самого Владыку солнца, луны и ангелов в нас поселившегося и шествующего». «Есть у нас духовные заклинания – Имя Господа нашего Iисуса Христа и сила Креста Если же многие, хотя и произносили это заклинание, но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от безсилия произнесённого Имени; точно также многие прикасались к Iисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, а к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Iисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем Им украшаться, Им ограждаться» (Творен. Т. 9. 579).

  • Симеон Новый Богослов, изложив святоотеческое учение о молитве Iисусовой присовокупляет: «и тогда бывает брань - с великим шумом злые демоны возстают (на того, кто начал заниматься молитвою Iисусовою) и посредством страстей производят мятеж и бурю в сердце, но Именем Iисуса Христа всё сие потребляется и разливается, как воск на огне». (Ч.2,190).

О том, сколь великое значение в молитве Iисусовой имеет именно призывание Имени Господня, которое так уничижают имяборцы, свв.. Игнатий и Каллист Ксанфопулы свидетельствуют следующее: «Начало всякого боголюбезного действования есть с верою призывание спасительного Имени Господа нашего Iисуса Христа, так как Он Сам заявил, - «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). «С верою призванием Имени Господа нашего Iисуса Христа твёрдо надеемся мы получить милость и жизнь истинную в Нём сокровенную, кои, при частом возглашении внутрь сердца Имени Господа нашего Iисуса Христа, источаются из него (т. е. из Имени Его), - как из некоего Божественного источника приснотекущего…» «Когда настало спасительное Его страдание (Он говорил Своим) ученикам: «Аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет» (Ин. 16, 23). - Опять по воскресении говорил Он им: «Знамения верующим сия последуют: Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы» и пр. (Мр. 16, 17).

– Согласно с этим возвещает и наперсник Иоанн Евангелист: «Многа же и ина знамения сотвори Iисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книзе сей. Сия же писана быша, да веруете, яко Iисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во Имя Его» (Ин. 20, 30-31).

– И св. Павел апостол: «О Имене Iисусове всяко колено поклонится небесных земных и преисподних» и пр. (Фил. 2, 10). – И в Апостольских Деяниях написано: «Тогда Петр, исполнишася Духа Свята, рече: разумно буди всем вам и всем людем Израилевым, яко во Имя Iисуса Назорея, Его же вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав», и немного спустя: «и несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам» (Дн. 4,8-12). «Очень премудро славные руководители и наставники наши… научают преимущественно пред всяким другим деланием Господу молиться…, непрестанным имея делом и занятием призывание всесвятого и сладчайшего Имени Его, всегда нося Его в уме, в сердце и в устах и всячески понуждая себя в Нем и с Ним и дышать, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить, и всё вообще, что ни делаем, так делать. Сие убо страшное для всякой твари и досточтимое Имя паче всякаго имени…».

Св. Иоанн Златоуст: «Да Имя Господа Iисуса, сходя вглубь сердца, смирит держащего тамошние пажити змия, душу же спасет и оживотворит. Непрестанно убо пребудь с Именем Господа Iисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце». «Не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое всегда храните с памятованием Господа нашего Iисуса Христа, пока Имя Господа вкоренится внутрь сердца, и оно ни о чём другом помышлять не станет, да возвеличится Христос в вас».

Говорит также и Лествичник: «Память Iисусова да срастворится с дыханием твоим, и тогда познаешь ты пользу безмолвия» (Сл. 27, 61). «Бей супостатов Iисусовым Именем, ибо против них нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле» (Сл. 21, 7).

«…. Так составилась, как триплетённая, нерасторжимая ветвь, Боготворная молитва наша» (т. е. Iисусова молитва. – Авт.) (Видишь как св. Отец именует призывание Имени Iисусова Боготворным, ибо Имя Его и есть Сам Он, Бог Iисус Христос, имеющий власть делать и людей по благодати богами! «Молитва Iисусова происходит от апостольских времён, и есть святое апостольское предание) (Добротол. Т. 5. 337, 341, 365, 367, 399-404).

Св. Григорий Синаит: «Молитва есть Бог, действуяй вся во всех, за еже едину быти Отца и Сына и Св. Духа Действу, действующу вся о Христе Iисусе» (Сл. Доброт.Ч. 1. 99).

Святые Исихий и Григорий Синаит учат: «Непрестанно взывай умно и душевно: Господи Iисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного…, держи неисходно ум в сердце, взывай к Господу Iисусу и скоро прогонишь помыслы и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именем сим» (Добротол. Т. 5. 236, 246, 247).

Св. Паисий Величковский: «Постарайся обрести Iисуса Христа… в сердце твоем… Мы все ищем Iисуса Христа по разным местам, не ведая того, что Он всегда внутри нас находится»… «Всемогущий Бог да озарит сердце твое и укажет тебе место, где обитает Iисус Христос»…(Жит. и Писан. Паис. Величк., изд. 1892. с. 272). «Спастися о ином несть возможно, точию о Iмени Господа нашего Iисуса Христа»…(с. 164).

Св. Игнатий Брянчанинов: «…Iисус Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собою предмет неограниченный, - Бога, заимствующее из Него неограниченное Божеское достоинство, Божеские свойства» (Аскетич. Опыты. Т. 2. с. 234). «Имя Сына Божия и величие Его Имени «Iисус» превыше постижения разумной твари земли и неба: постижение его непостижимо и приемлется младенческою простотою и верою» (с. 240).

«Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвой ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Iисуса» (с. 241).

«Исповемся Имени Твоему, о милости Твоей и истине Твоей: яко возвеличил еси над всеми Имя Твое святое» (Пс. 137, 1-3).Св. Давид исчисляет чудные действия страшного и святого Имени IисусоваРади Имени Iисусова, употребляемого молящимся, нисходит ему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов… «Помози нам Боже Спасителю наш, славы ради Имени Твоего. Господи, избави ны и очисти грехи наши, Имени ради Твоего»! (Пс.128, 9). Ради Имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом опять молится Давид: «Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих» (Пс. 53, 3-4). Силою Имени Iисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным; мыслям и чувствованиям богоугодным» (с. 241, 243). «Во Имя Господа Iисуса даруется оживление душе, умервщленной грехом. Господь Iисус Христос – жизнь, и Имя Его живое: оно же оживотворяет вопиющих им к Источнику Жизни, Господу Iисусу Христу. «Имени ради Твоего живиши мя правдою Твоею» - «не отступим от Тебе: оживиши ны, и Имя Твое призовем». Когда силою и действием Имени Iисусова услышана будет молитва, когда отражены будут и отступят от него враги, тогда сподобится он отпущения грехов… Тогда последует подаяние, во Имя Господа, благодатных даров, духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности. «Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящимся Имени Твоего» (с. 243).

«Се лежит сей на падение и возстание многих во Израиле, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2, 31). Между познавшими и не познавшими Его… Но «немы да будут устны льстивыя» , - глаголющия на Праведнаго и на великолепное Имя Его «беззаконие», гордынею своею, своим глубоким неведением и соединённым с ними уничижением чуда Божия» (с. 233-234).

Таково свидетельство о Имени Iисусовом великого подвижника последних времён. Как видно из последних его слов, ему тоже довелось переносить немалое гонение ради исповедуемого им Божества Имени Iисус Христова. Одним из противников его святоотеческого исповедания был даже и Вышенский затворник епископ Феофан, которому по богатству ума не давалось сокровище простоты сердечной, а ею только и познаётся Бог по Имени «Iисус».

Св. Иоанн Кронштадтский: «Знаю я свою духовную нищету… Именем Христовым только и живу и успокоеваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без него мёртв душевно!» (Моя жиз. Во Христе. Т. 1. с. 6)

Подобно сему учит и святитель Иннокентий, Архиеп. Херсонский и Таврический: «Человек, без Имени Iисусова, есть мёртвая розга, годная только на сожжение».

Таково непреложное учение Православной Церкви о том, что молитва деется о Имени Божием. Таково и непреложное основание молитвы умно-сердечной IисусовойИмя Iисусово, благодаря которому эта молитва «Iисусовою» и называется. Из всего Добротолюбия здесь приведены только некоторые выдержки, но и они ясно доказывают первостепенную важность Iисусовой молитвы для христианина вообще, и для монаха в особенности и, во-вторых доказывают, что основание, на котором зиждется Iисусова молитва – есть вера во Имя Iисуса Христа, как в Самого Бога; вера в то, что Сам Iисус в сердце твоем в призываемом Его Имени таинственно пребывает. Веруя так, молящийся в силах будет испытать – яко прилепши к самому тому Божественному действу, якоже вопити часто: «Iисусе мой! Iисусе мой!» (Каллист Патриарх. Слав. Добротолюб. Т. 4. л. 141). «Положить другого основания для моления «Именем Iисуса», кроме положенного, невозможно, оно есть Сам Господь наш Iисус Христос, Богочеловек» (Аскетич. Опыты Игнат. Брянч. Т. 2. с. 310). «Имя Господа нашего Iисуса Христа содержит в себе особенную Божественную Силу» (Там же, с. 193).

А вот новое имяборное учение Синода о молитве и о безсилии Имени Божия: «Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некоей навсегда как бы заключённой в нем или к нему прикреплённой Божественной силы, которая бы действовала уже механически, а так, что Господь, видя веру нашу (Мф. 9, 2) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо» (Церк. Вед. № 20, от 18 мая 1913. с. 286).

Здесь докладчики обнаружили стремление извратить истинный смысл святоотеческого учения об Имени Божием и вставить некую безсмыслицу, которую выдают за «догмат».

Они говорят, что Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, - но не само собою, а Господь своею благодатью. Но зачем подобное призывание Имени Божьего всуе, если оно безсильно?

Если, как выше они сказали, Имя Божие есть лишь одно название, т. е. мысленный условный знак, то как такое «ничто» может творить чудеса. Конечно, придуманное человеками имя не может творить чудеса, почему они и добавляют, что не Имя Божие творит чудеса, а благодать Божия посылаемая от Бога.

Таким образом, этот второй пункт грамоты имеет такой смысл: Имя Божие может творить чудеса, но не оно творит чудеса, а Господь Своею благодатью. – Они отделили Имя Божие от Бога и не знают куда его девать (для Екатеринодарской епархии «Имя Божие разлагается и исчезает в небытие…). И мы слышали, как они во главе с еп. Никоном во всём обвиняют евреев в том, что евреи ввели это ненужное слово: «Имя Божие», которое Никон обещал совершенно удалить из Библии и Церковного Богослужения. Своё обещание уже начал приводить в исполнение, он вычеркнул Имя «Iисус» из акафистов, бывших у матросов парахода, на котором они следовали на Афон для экзекуции над монахами-исповедниками».

Сравните теперь, Владыка, поучение о молитве в моей газете «Голос Истины», которое Вы очернили, как недопустимое, и даже запретили церковную газету через него; и Ваше с С.ергием Овчинниковым учение об Имени Божием и, положа руку на сердце, скажите: чьё учение ближе подходит к изложенному выше учению святых отцов, - моё, или Ваше?

По Вашей вере, Имя Божие разлагается и исчезает в небытие. Теперь же, приведу учение святых отцов непосредственно о Божестве Имени Божия, если Вы сомневаетесь в моём поучении.

Блаженный Феофилакт Болгарский: «…Имя Iисуса есть Бог, равно как Имя Отца, и Имя Святаго Духа» (Толк. на Деян. 2, 38. Казань.1905. с. 52).

Св. Тихон Задонский: «Отдавай убо всякое почтение Имени Божьему, как Самому Богу» (Твор. Т. 5. Троицк. Слово, № 8. 1910. III-28).

«Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может» (с. 65).

«Бог есть Дух, и что ни есть в Бозе, - духовное есть, и есть Сам Бог» (2 ч. 257. 1899).

Епископ Михаил в толковании Св. Ев. Иоанна на слова: «Я открыл Имя Твое» (Ин. 17, 6) – говорит: «Имя вместо Лица, Его свойств и действий; открыл Имя Богатоже, что открыл Самого Бога».

Св. Исихий Иерусалимский: «Да соединим Имя Iисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет, те же тма, и ово (Имя Iисус) есть Бог и Владыка, те же (т. е. помыслы) раби бесом» (Слав. Доброт. Ч. 2. гл. 170. Мск. Изд. 4. 1840).

Свящ. О. Стратилатов: «…Имя Божие есть не другое что, как Сам Бог. Что есть Бог, то есть – и Имя Его, что есть Имя Божие, - то есть Он Сам. «Аз Господь Бог, - говорит Он, - сие есть Имя Мое» (Ис. 52, 5-6; 42, 8; Пс. 67, 5; 82,13). – Следовательно мы, славя и почитая Имя Божие, славим и почитаем Самого Бога» (Собран. Церковн. Поучен. Свящ. Стратилатова. Книга сия удостоена премии Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. с. 102).

В поучении своём о молитве я писал, что у простого человека, и имя его простое, означающее его самого. А Имя Божие – Божественное, и потому есть Сам Бог. И вот этому основание - Св. Симеон Новый Богослов: «Когда речь идёт о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Бог» (конец 62-го слова. с. 107 – 108).

Св. Иоанн Кронштадтский: «Имя Божие есть Сам Бог» (Моя жизнь во Христе. Вып. 5. Изд. 2. Спб 1893. с. 30).

«Имя Господа есть Сам Господь-Дух везде сый и вся исполняяй» (с. 7).

В своём поучении я также писал, что в Имени Божием - Сам Бог. Вот этому основание - «В Имени Iисус Христос, весь Христос – душа и тело Его сеодинённые с Божеством» (Моя жиз. во Христе, вып. 5. Изд.2. Спб. 1893. с. 30). «Он (Бог) весь в принадлежащих Ему Именах» (Т. 1. Мск. 1891. с. 129).

Потому и говорится: «Не приемли Имени Господа Бога твоего всуе», что в одном Имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая» (с. 194).

«Когда ты про себя говоришь или произносишь Имя Божие или Господа Саваофа, или Iисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа; в нем Его благость безконечная, премудрость безпредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому что Имя Его есть Он Сам – единый Бог в трёх Лицах; простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им, и ничем сущим… Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе - суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах» (Мысли Христианина. с. 46 – 47)

В приведённых словах высокочтимый пастырь св. Иоанн Кронштадтский ясно учит о том, что Существо Божие лишь отражается в Имени Божием, изображается Им, но отнюдь не объемлется, не ограничивается и не поглощается сим Именем ( - «в едином слове заключающееся и в то же время незаключаемое»). Следовательно, лица, упрекающие молитвенников в обожествлении самого Имени, ошибаются. Вспомним иконоборцев, укорявших православных, что они поклоняются дереву и краскам. Никто из нас, благоговейно почитающих Имя Божие, не приравнивает имени с самим существом Бога, но мы веруем, что в призываемом нами Имени Божием таинственно присутствует Сам Бог, и поэтому оно сильно спасать нас и творить чудеса. В этом смысле мы исповедуем Имя Божие – Самим Богом. Мы не обожаем самих букв Имени. Точно так же, как не обожаем вещество иконы: дерево и краски), но веруем в соприсутствие в произносимом Имени Божьем Самого Бога. (Когда зрим на икону, например, Спасителя, то говорим: Это Сам Бог Iисус Христос; точно также, когда произносим Имя Божие, то мысль наша сосприкасается Самому Именуемому Богу, и сознаём, и говорим, что Имя Божие есть Сам Бог (не вещество написанного или произносимого Имени (чернила, краски, буквы), а То, с чем соприкасается наша мысль, То, Что именует и являет призываемое Имя). Бог открыл Себя людям, и открыл им Имя Свое для молитвенного их общение с Собой. Бог непостижим, неизследим, необъемлем умом человеческим, ни ангельским. Сколь было бы трудно для человека молиться Богу, если бы Сам Бог не упростил сего до крайности; Он дал человеку для призывания к Нему, Имя Свое? «Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49,14). «Близ ти глагол, в сердце твоем» (Рим. 10, 8).

Подивись же, человек, чудному домостроительству Божию в даровании нам такого, всем доступного, средства Богообщения, в призывании Имени Его, и возблагоговей пред Именем Божиим. Подивись близости к тебе Самого Богаты призвал Его по Имени Его, - и се Он Сам во Имени Своем! Какое дивное в простоте даровано Богом средство для молитвенного соединения человека с своим Творцом, для доступа к Неприступному! Нет нужды ни во времени, ни в месте, ни в особых талантах, ни в искусстве, ни в возрасте, ни в силе, ни в познаниях, ни в книгах; призови лишь с верою Имя, Которое легко может узнать и младенец, - и вот ты можешь обрести Бога, по мере веры твоей, чистоты призывания твоего, при руководстве церковного предания. Посему-то и при постриге монашеском постригаемый даёт обет непрестанно молиться молитвою Iисусовою, говоря: «Господи Iисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». В знак сего он получает для ношения на руке чётки (см. чин пострижения).

«Когда св. Игнатий Богоносец предстал пред царём Траяном, тот спросил его: «Почему зовут тебя БогоносцемИгнатий отвечал: «Носящий Христа в сердце своем Богоносец есть». Траян спросил: «Разве ты носишь Христа в сердце твоем?» Отвечал Сятой: «Воистину ношу». Затем, по растерзании его львами, когда неверные увидели, что сердце священномученика осталось нетронутым, то, вспомнив его слова, полюбопытствовали разрезать его пополам, и что увидели? – увидели Имя «Iисус», золотыми буквами начертанное (Четьи-Минеи, 20 янв.).

Разве это не доказательство того, что носящий в сердце своем Сладчайшее Имя «Iисус», в этом Имени носит Самого Христа, что в Имени Божием присутствует непостижимо Сам Бог? И если св. Иоанн Кронштадтский учит, если ты призовёшь с верою Имя Божие, то в этом Имени ты будешь иметь всё существо Господа, то мы не погрешаем, когда говорим, что через усердное и с верою частое призывание Имени Божия Бог вселяется в сердце молящегося Своею энергиею, Своим действием, Своими совершенствами, Своею благодатию, а у о. Иоанна – всем Своим Существом

О Божестве Имени Божия, как Слова Божия св. Иоанн Кронштадтский учит: Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах, ведь Он Дух, Премудрость или безконечная Ипостасная Мысль» (Моя жизнь во Христе Т. 5. ч. 2. изд. 2. Спб. 1894. с. 351)

Св. Макарий Египетский: «Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир». (Творен. св. Тр. Лав. Изд. 4. 1904. с. 293). «Он (Бог) называет закон Своими словесами: ибо изрёк его глас Божий, как я сейчас сказал, т. е. Сын» (Там же).

Категория: Имяславие 11 том | Добавил: borschks
Просмотров: 234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0