Приветствую Вас Гость!
Среда, 2025-01-01, 2:44 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 11 том

страница 377 - 385
2018-07-23, 10:13 PM

Если бы было верно, как учит свящ. Сергий Овчинников, что «Имя Божие разлагается и исчезает вместе с звуком голоса» (произносящего Имя Божие. - Авт..), то с прекращением звука голоса Бога, изрекшего «Закон Своими словесами» прекратился бы и исчез в небытие самый Закон Божий. Но он, однако, не исчез и существует вечно. Так и Имя Божие однажды открытое и произнесённое Богом не исчезает вместе с прекращением голоса произносящего его, но вечно пребывает, как вечный Сам Бог, открывший Своё Имя.

Св. Симеон Новый Богослов: «Слова человеческие – текучи и пусты, слово же Божие живо, непреложно и действенно, Бог истинный» (Ч. 2. с.108. 62 слово на греч.). И Сам Господь говорит: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть Дух и Жизнь» (Ин. 6, 63). Слова Божии суть жизнеподательны. Об этом в Св. Писании сказано: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих» (Втор. 8, 3). Как видим, всякое Слово Божие даёт человеку жизнь: а есть ли что-нибудь другое в мире, кроме Бога, что бы могло давать жизнь? – Конечно нет. Следовательно, верно, что всякое Слово Божие, как и Имя Его – есть Бог. «Живо слово Божие и действенно» (Евр. 4, 12). – «Слово Твое живи мя» (Пс. 118, 50).

Так кому же нужно бороться против сей истины и отрицать в Имени Божием достоинство Слова Божия, кроме как имяборцам? Разве Имя Божие не есть Слово Божие? И в Откровении сказано: «Имя Ему – Слово Божие» (19,13). Обратите внимание: глава и стих составляют 1913-й год, когда Синодом было похулено Имя и Слово Божие. И это не случайно! Так устрояет премудрость Божия во славу Своего Имени. Воистину Имя Божие и как Слово Божие - есть Бог, о чём и написано в моём поучении в статье: «Христиане ли мы?»

А что оно (т. е. Имя Iисусово) чудно по существу своему это несомненно», учит св. Иоанн Златоуст (Т. 5. Спб. 1899. с. 92).

Великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский учит: «В каждом слове – Бог-Слово, простое существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцем и Духом» (Моя жиз. во Хр. Т. 5. ч. 2. Изд. 2. Спб. 1894. с. 144). А не писать Имя-Слово Божие на седалище и садиться на него, не писать его на камне и бросать с усмешкой в море, не писать его на бумаге и топтать ногами, - всё это на Афоне делали имяборцы, а последнее кощунство совершил член Синода архиеп. Сергий (Страгородский) в своём кабинете.

Что касается моего поучения о молитве, то к вышеприведённому из Добротолюбия учению о молитве, прибавлю слово св. Иоанна Кронштадтского: «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа» (Его же. Т. 2. Изд. 5. М. 1899. с. 129). Какие же Вам ещё нужны доказательства? Или Вы не верите Святым Отцам? Или Вы учению Св. Церкви и святым отцам предпочитаете учение имяборного Синода? Тогда кем же Вы являетесь?

О Божестве Имени Божия, означающем свойства Божии.

Св. Тихон Задонский – «Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его (Божии) свойства, никакой твари несообщаемые, но Ему единому собственные, как-то: единосущие, присносущее, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо, и проч. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в Слове Своем» (Т. 3. Изд. 3. Мск. 1875. с. 65. гл. 2).

Св. Василий Великий: «Имя же Божие называется святым, конечно, не потому, что в самых слогах имеет некоторую освящающую силу, (Эта освящающая сила, однако, не отвергается здесь. – Авт.), но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие и всякое понятие о том, что преимущественно в Боге усматривается» (ч. 1. изд. 3. М. 1891. с. 233).

В своём поучении о молитве я писал, что Имя Божие неотделимо от Бога. Вот этому основание:

Учение православного Катехизиса: «Преславными и различными именами нарещися может Бог, их же никтоже от Него отлучити не может» (Изд. 1878. Лист 256).

Св. Афанасий Великий: «Почему вы, обещавшиеся прежде исповедывать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество» (Ч. 3. Изд. 2. Свят.-Троицк. Лав. 1903. с. 352).

В своём поучении я писал, что Имя Господа «Iисус» не выдуманное, и не людьми наречённое, но Богооткровенное, предвечное и наречённое Самим Богом. Вот этому доказательство:

Св. Иоанн Златоуст: «Мы называемся после рождения, Iисус же называется прежде рождения, потому что Он был прежде даже не зачатся. Iисусом же был назван, потому что имел дело Спасителя» (Т. 2. Кн. 2. изд. 2. Спб. Д. А. с. 876).

«Для того и Имя (Iисус) принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое: потому что Сам Бог Свыше посылает Имя чрез Ангела Иосифу. Ибо это не просто было имя, но сокровище безчисленных благ» (Его же. Беседы на Ев. Мф. ч. 1. Изд. 7. М. 1899. с. 62).

Св. Кирилл Иерусалимский: «Един, есть Господь Iисус Христос, Имя, чудное не прямо предвозглашенное пророками. Ибо Исаия пророк говорит: Се Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду (Ис. 62, 11). Словом же Спаситель переводится еврейское Слово Iисус. Ибо пророчественная благодать, провидя, что Иудеи будут убийцами Господа прикрыла именование, чтобы, предузнав ясно, не приступили тот час к злоумышлению. Iисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришёл не по своей власти, но послан Божиею силою» (Слова огласительные. 10 сл. Изд. 185. с. 144).

Все эти выражения: «Сам Бог свыше посылает Имя»; «явственно наименовал Ангел»; «Iисус же называется прежде рождения»; и «чин наречения Имени Богомладенцу Iисусу в восьмой день по рождении» означают совершенно не то, что предполагают люди, т. е. не одиозный чин наречения Имени Богу людьми с наречением имени простым людям; ибо людям простым нарекают и имена простые, а Богочеловеку не люди нарекли Имя Iисус; сообразуясь с обрядом наречения имени, его наименовали Iисусом как бы люди, но реально Он еще до людского наречения был уже Iисусом, и это Имя в Благовещении Пресвятой Деве, и во сне Иосифу Обручнику было не «наречено», а открыто как предвечное Имя Сына Божия и будущего Сына Девы. Поэтому все те выражения, о которых только что было сказано, означают не «наречение», а открытие, Богооткровенного Имени Спасителя Iисус.

Господь наш Iисус Христос Глава Церкви Небесной – Торжествующей, и земной – воинствующей. Поэтому Он является Главой Своей Церкви земной воинствующей не только после Своего воплощения, но и до воплощения Своего Он уже являлся главой Ея. Потому что «у Бога не сущая, яко же сущая» (Рим. 4,17). А это означает то, что Он и до Своего воплощения был Iисусом-Спасителем и Искупителем. «Ты, Господи, - Отец наш, от века Имя Твое: Искупитель наш» (Ис. 63,16). Поэтому, свят. Димитрий Ростовский, Св. муч. Иустин Философ и другие Святые Отцы Церкви называют Имя Iисус Предвечным Именем Сына Божия. Хотя тела нашего земного Он ещё не имел, но Iисусом, Богом-Спасителем и Искупителем Он был от вечности, что и засвидетельствовал вышеприведенный св. пророк Исаия. Этим Словом-Именем-Искупитель, переводится с еврейского Имя Iисус, Ему же Имя Слово Божие (Откр. 19,13).. И прочь хула имяборцев утверждающих, что начало бытия Имени Iисус неразрывно связано с началом бытия Iисуса по воплощении.

Св. Димитрий Ростовский учит: «Сие Имя Спасительное Iисус, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано, и даже до селе хранимо, на наше избавление, ныне-же аки безценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено… Сие Имя аки солнце мир облиста… Аки миро благовонное вселенную облагоуха…» (Четьи-Минеи. Январь. 1-го дня. Слово на Обрезан. Господне).

Выражения св. Димитрия: «написано», «хранимо» условные, на самом деле означающие предвечность Имени Iисус, и предвечное Его назначение Тройческим Советом делу Искупления и спасения мира.

О предвечности Имени Сына Божия «Iисус» свидетельствует также св. мученик Иустин философ. В беседе с иудеанином Трифоном св. Иустин приводит следующие слова Св. Писания: «Рече же Господь Моисею: вонми себе и послушай его и не ослушайся Его; не обинется бо тебе: Имя Мое есть на Нем» (Исх. 23, 20-27), говорит, что Имя Самого Бога было «Iисус» (Кн. «Беседа Св. муч. Иустина с Трифоном». с. 24. с. 120. Киев. 1866). (А также, см. Сочин. Св. Иустина философа и мученика. Перев. Преображенского. МСК. 1892. с. 255-256; 313; 343-345; 348; 304; 336; 332; 334-335; 316-317).

Имя Божие и Имя Господа Iисус – Богооткровенное, о чём Сам Бог свидетельствует как в Ветхом, так и в Новом Завете. Об этом я уже приводил слова святых: Иоанна Златоустого, Димитрия Ростовского, мученика Иустина Философа и др. Не трудно мне привести и другие доказательства.

Господь в обращении Своем к Отцу Небесному говорит: «Явих Имя Твое человеком, их же дал еси Мне от мира» (Ин. 17, 6,26).

«Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя» (Ис. 42, 8). Господь свидетельствует и о вечности Своего Имени: «Живу Аз и присно живет Имя Мое» (Числ. 14, 21). «От века Имя Твое – Искупитель наш» (Ис. 63, 16). «Прежде солнца пребывает Имя Его» (Пс. 71, 17).

Св. Иоанн Златоуст: «Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть». Всякое Имя Божие велико, потому что Имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Если например, Он называется Владыкою, то не в том смысле, в каком это название употребляется у нас; если именуется Царём, то царское достоинство в Нём должно представлять иначе. Впрочем, велико то Имя, которым Он Сам Себя назвал, когда на слова Моисея: се аз пойду к сынам Израилевым, и реку к ним: Господь Бог евреев посла мя к вам; и аще вопросят мя: что Имя Ему? Что реку к ним? Отвечал ему: речеши сынам Израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3, 13-14). Этому страшному и святому Имени пророк и повелевает исповедаться» (Т. 5. Кн. 2. Бес. На Пс. 98. Спб. 1899. с. 938).

«И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Своё название творению» (там же. с. 862. на Пс. 81).

Блаженный Иероним: «Слова: Миро излиянное Имя Твое – пророчественная тайна, лишь только пришло в мир Имя Iисуса, как уже проповедуется миро излиянное» (Ч. 6. Киев. 1880 с. 144).

Вот почему я писал в своём поучении, что Имя Божие есть Бог и как Богооткровенная истина о Боге. Что подтверждает и св. мученик Иустин Философ: (Источн. См. выше, с. 470; 469; 455; 449). И св. Симеон Новый Богослов учит, что «истина Божия паче ума и слова человеческого, - Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый» (Ч. 2. с. 108. см. 62 слово на греческом).

Лактанций: «Верховная истина, не иное что есть, как Сам Бог» (О ложной религии. Кн. 1. Предисловие).

Написал я в своём поучении, что Имя Божие есть Бог и как действие энергии Божией. Учение о том, что действие Божие есть Бог, с особенной полнотой и ясностью развил Св. Симеон Новый Богослов в конце 62-го слова. Он, между прочим, говорит: «Бог есть Свет… и то, что от Бога, Свет есть… Глас Его – Свет, и проч., а также: Христос, Иисус, Спаситель… Свет».

Св. Кирилл Александрийский: «Блаженный Ангел дал Ему Имя по действенности» (Ч. 7-8. т. 56. с. 70). Все свойства Имен Божиих есть и действия Божии. Например: свойство Имени Iисус-Искупитель – спасать; а спасение есть действие Божие. Так и о других Именах. А по учению церковному, действию Божию принадлежит титул – Бог.

Даже профессор С. Троицкий (в синодальном докладе в одном месте) написал: Имя Iисус, понимаемое в смысле откровения Божия о спасении человечества…. Есть сила Божественная или действие Божие, действие Святаго Духа, неотделимое от Него, так же и творение чудес.

Имя Бога и как откровение Божие, есть действие Божие, ибо как говорит св. Григорий Палама, только посредством действия Божия, неотделимого от существа Его, существо Его сообщается людям» (См. его доклад в Церк. Вед. № 20. 1913. с. 908).

«Имя Божие, понимаемое в смысле откровения Божия и притом по его объективной стороне, т. е. в смысле открывания истин человеку есть вечная неотделимая от Бога энергия Божия, воспринимаемая людьми лишь настолько, насколько допускает их тварность, ограниченность и нравственное достоинство.

К употребляемому в таком смысле слову Имя, приложимо наименование Божество.

Имя как энергию Божию можно называть Богом лишь в несобственном смысле в смысле противоположности твари» (Его-же. Церк. Вед. № 20. 1913. с. 906-907).

Св. Григорий Палама говорит, что Действия Божии неслитны с Существом Божиим, но и неотделимы от Него, как неотделимы солнечные лучи от солнца, и что имя «Бог» прилично не только Существу Божию, но и Ипостасям Его и Действиям Его (См. книгу игумена Модеста «Св. Григорий Палама», с. 124, 125).

Согласно Определению Церковного Собора (11 июня, 1341 г.)

  1. Есть богоприличное различие существа и действия Божия;
  2. Действие Божие не создано;
  3. Не созданное действие не производит сложения в Боге;
  4. Слово Бог употребляется богословами для означения как существа, так и действия Божия;
  5. Существо Божие полагается (в наших умопредставлениях) прежде действия Божия, как причина;
  6. Наконец, участвующий в действии Бога участвует (по нераздельности существа и действия) и в Его существе.

(Игумен Модест – Св. Григорий Палама. с. 124 - 125. Конст. Никольский Анафематствования. Спб. 1879. с.145).

Анафема против еретика Варлаама, считавшего Фаворский и озаряющий подвижников свет тварным.

Тем, которые мудрствуют и говорят, что Имя Бог выражает только Существо Божественное и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию Святых, что Именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия, - анафема!» (К. Никольский. Кн. Анафематствование». с. 149. Изд. Спб. 1879).

Анафема 3-го Вселенского собора.

«Те же, кои каждое естество Господа именуют отдельным именем, т. е. Iисусом – человеческое, а Христом – Божеское, - подпали под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, которая гласит: «Кто выражения, находящиеся в писаниях Евангельских и Апостольских, сказанные о Христе либо священными писателями, либо Им Самим о Себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божия разумеваемому, а другие, как Богоприличные одному только Слову, Сущему от Бога Отца: тот да будет - анафема!» (Правосл. Догматич. Богослов. Митроп. Макария. Т. 2. изд. 1883. с. 84).

О спасительности Имени Божия.

По-сколько имяборцы не признают Имя Божие реально существующим, то как они могут признавать спасительность Имени Божия «Iисус». По учению их Имя Божие разлагается и исчезает вместе с звуком голоса. Значит, исчезает вместе с спасительными свойствами и действиями, и имяборцы остаются вне своего спасения… А между тем, Св. Церковь признаёт реальность бытия Имени Божия и исповедует его единственным средством как Богообщения, так и спасения. Так, например, говорит св. апостол Петр в Деяниях святых апостолов (4, 10-12); так говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 23; Ин. 3, 18 и 36; 1, 12); так учит Св. Церковь: «Имя» «Iисус» - «Спаситель». «То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Iисуса Христа и Дух Бога нашего» (Догматич. Учение о семи церковных Таинствах. Катанского. с. 99. Спб. 1877). «Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18 и 36), (см. 14, 13; 16, 23; Малах. 1,-11-14; 2,-1,7,8,9; Пс. 71, 17; 85, 9; Прор. Ис. 24, 15; 49, 1; 64, 2. и др.).

Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его» (Ин. 1, 12). «Да веруете, яко Iисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во Имя Его» (Ин. 20, 31). «Несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12).

Филарет Архиепископ Черниговский: «В таинстве «елеосвящения» не могут участвовать: все не верующие во Имя Христово» (Правосл. Догматич. Богосл. Ч. 2. Изд. 3. 1882. с. 201). «Боже: Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня» (Пс. 53, 3).

«Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему Имя, еже паче всякого имене, да о Имени Iисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних»(Флпс. 2, 5-9).

Св. Варсонофий Великий: «И молися Святому Имени Божию, глаголя сие: Господи Iисусе Христе, помилуй мя» (Ответ на 443 вопр. с. 3820).

Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы: «Несомненно и без раздумывания веруй, что и Воскресение и Жизнь, и всё что ни есть спасительного, Сам есть Богочеловек Iисус Спаситель, как и Сам Он сказал: Аз есмь Воскресение и Живот» (Доброт. Т. 5. гл. 18).

Св. Церковь молится: «Iисусе, Спасительное Имя, помилуй мя» (В понед. 5-й седм. Вел.поста. Утренняя Стиховна).

«Имя Его окружающее всю землю и пустыню» (3-я парем. на Вознес.).

Евфимия Зигабена: «Блажен муж емуже Имя Господне упование его. Счастлив, говорит тот, кто имеет упование на одно Имя Господа, иначе, на одного Господа, а не на что либо другое, как тот же Давид говорит и в другом псалме: Блажен муж, который уповает на Господа (Пс. 33, 9). У каждого христианина упование и спасение есть Имя Христово, как это показали на деле пред мучителями святые мученики, которые открыто исповедали, что Имя Христа и христианства составляет для них славу и богатство и надежду» (Толковая псалт. Киев. Типогр. Киево. Печ.Усп. Лав.1898. Изд. 2. с. 313).

Св. Иоанн Златоуст: «Что значит: на Имя Его уповати будут? В то время только одно Имя будет делать то, что делал Он Сам. Когда ты призовёшь Христа и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его Имя? (Толк. на прор. Иса. т. 6. Спб. Дух. Акад. 1900. с. 246).

«Исповедаться пророк повелевает Ему как Богу, а хвалить велит Имя Его, каковым является Спаситель» (Т. 5. кн. 2. бес. на Пс. 99. Спб. Дух. Акад 1899. с. 943).

«Благодарим Тя, яко поставил еси нас в поклонение честного Имени Твоего» (6-я мол.); «Благо есть исповедатися Господеви, и пети Имени Твоему Вышний» (Пс. 91, 2).

Св. Ефрема Сирина: «Да возблагодарим Тебя, и помолимся Имени Твоему» (Ч. 4. с. 366). «Блажен, кто немолчно славословит Имя Твое за благодеяния Твои» (с. 487. Изд. 3. М. 1882). «Чтобы всякую ночь и во всякое время воспевали они Святое Имя Его» (с. 404).

Филарета Архиепископа Черниговского (Гумилевского):

«Имя Господа Iисуса так велико, так важно пред Отцем Небесным, что за любовь к сему Имени Отец Небесный готов всё сделать для верующих» (Беседа о страданиях Госп. Наш. Иис. Хр. ч. 1. Изд. 1. с. 173).

«Что сказано о Боге в собственном смысле, то и есть Бог, и что Он есть по природе, то и сказано в собственном смысле». «Имена и качества Божии, показанные в откровении, не произведения мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущие» (Православное догматическое богословие. ч.1. Спб. 1882. О свойств. Сущн. Бож. III. с. 37).

Св.Василий Великий: «Сие-то давно уже заглушенное заблуждение возобновляют ныне изобретатели этой без именной ереси, (и нынешние имяборцы) отметающие Ипостаси и отрицающие именование Сына Божия, о которых, если они не перестанут говорить на Бога неправду, надобно плакать, как об отрекающихся от Христа» (т. 7. Изд. 1892. с. 85).

Исповедание кафолической и апостольской Церкви, Восточной.

«Iисус – значит: Спаситель, как изъяснил Архангел, говоря Иосифу: родит же сына, и наречеши Имя Ему Iисус; той бо спасет люди своя от грех их» (Мф. 1, 21).

Посему справедливо заключить должно, что Имя Сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего Iисуса и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского» (Кн.: «Исповедание Каф. и Апост. Церк. Вост. с. 47-48. Киев. 1838).

Здесь приведены изречения: Самого Господа, Пророков, Святых Отцов и учение Кафолической Православной Церкви об Имени Божием, с которым в прямой разрез, кощунственно и богохульно учит имяборчество, и Ваш, Владыка, докладчик и советчик Свящ. Сергий Овчинников. Мне очень Вас жалко, что Вы согласились и приняли его кощунственное лжеучение. Здесь приведены не «выдёргивания», как мудрствует он об имяславцах, а ясное, прямое, реальное, в законченных фразах и контекстах учение. И Вам, Владыка, если отбросить предубеждённость, не так уж трудно разобраться и определить, где истинное учение о Всесвятейшем Имени Божием: в приведённом здесь учении Кафолической Православной Церкви, - или в учении самочинных «богословов-догматистов» наподобие С. Овчинникова, В. Зеленцова, К. Шахбазяна, М. Черкашиной, П. Андриевского и им подобных лжеучителей.

Вы скажете, что опять я «провожу имяславческие идеи в широкие массы…» Но я пишу об этом только Вам, предприняв немалый труд при моём слабом здоровье, чтобы на основании приведённых здесь данных Вы отшатнулись от имяборной ереси и примкнули к Святым Отцам «имяславцам», и к имяславцам причисленным к лику святых. А от Вас уже будет зависеть участь паствы Вами окормляемой. Имяславие проповедовало истину от Святых Отцов и Св. Церкви, от Священного и святого Писания. И хотя до Афонского имяборчества термина «Имяславие» в Церкви, как такового не существовало, однако, Имяславие творилось во все века существования земного и небесного мира: на небе Святыми Небожителями, а на земле право верующими в Господа земными жителями. .А имяборчество, последуя первому на Небе имяборцу бывшему архангелу Деннице захотевшему стать богом, и за свою гордость свалившемуся с неба в преисподнюю ада, также как и Денница свою обязанность Имяславия отвергло, прямо и косвенно обосновывает свою ересь на учении лжеименного разума рационалистическо-номиналистического мудрования, на философии мудрецов века сего, немецкого философа протестанта Макса Мюллюра и других адских знаменитостей, на учении которых обосновал Синод свое богохульное Послание похулившее Имя Бога, и свое богохульство в нем на весь мир опубликовал как за за учение Вселенской Церкви.

Когда я это пишу, то защищаю правое и спасительное церковное учение. Это моё личное право. Если и после этого Вы останетесь в прежнем своём имяборном заблуждении и неверии во Имя Божие, то это Ваше право; а моё личное право, которое является и долгом моей религиозной совести, никто, в том числе и Вы, не вправе отнимать у меня и навязывать антиправославное и антисвятоотеческое имяборное лжеучение, равно как и я не вправе кому-либо навязывать истинное Православное исповедание веры во Имя Божие (1 Ин. 3, 23; Ин. 1, 12; 3,18 и 36).

А Вы, Владыка, эту мою самозащиту, и защиту в запрещённой Вами моей брошюре Царственных Мучеников, Святителей и Преподобных Имяславцев, а также святоотеческое поучение о молитве в церковной газете «Голос Истины» именуете «проведением в широкие массы» и в «обширном круге читателей «Голоса Истины» имяславческих идей». И это несмотря на то, что Вам не однажды было мною доведено до сведения что брошюра не распространёна, а «обширный круг читателей «Голоса Истины» ограничивался количеством газет 1000 экземпляров для читателей станицы, как православных, так и неверующих. Притом, помещенное в газете учение о молитве – строго православное, как здесь вполне доказано «Добротолюбием» и выдержками из писаний Святых Отцов. А поэтому, если Вам, Владыка, дороже вероисповедная истина, а не безразличие к ней, то Вы не должны были запрещать православное святоотеческое учение, которое именуете «имяславческими идеями» и снимать своё благословение с церковной газеты строго православного стиля. Слава Богу, что Вы именуете приводимое мною святоотеческое учение «имяславческими» а не имяборческими «идеями».

Учить Вас, Владыка, я не собирался, а самозащита от несправедливых нареканий в вере, от абсурдного обвинения в ереси – это моё исповедническое право. Никто не может отнять его у меня. Существует в Церковной практике термин: «частное мнение». На этом основании будем проявлять веротерпимость, оставаясь при своих убеждениях, до соборного разрешения этого вопроса по существу.

В книге: «Свете тихий» (Русское православие ХХ века. М. 1996. «Жизнь и труды еп. Арсения Серпуховского (Жадановского) Том 1-й) повествуется, что один русский епископ прочитав пророчество преподобного Серафима Саровского: «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить «учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня» (Журнал «Душеполезное Чтение» за 1912 г. ч. 2. с. 242-243), - Из-за «резкого» пророчества преподобного об архиереях земли русской, тот епископ подверг сомнению святость преподобного Серафима…

Откуда мы знаем, что это пророчество уже не исполнилось в ХХ-м веке? Мы ещё знаем пророчество преп. Ефрема Сирина и св. Иоанна Златоуста о том, что первое духовенство поклонится антихристу и подведёт народ поклониться ему. Святые: Ипполит Римский, Димитрий Ростовский, Феофилакт Болгарский, Григорий Нисский и другие, а также, духовные старцы русских обителей предсказывали, что главной целью предтеч антихраста, уготовляющих его пришествие, будет стремление похулить Вседержавное Имя Божие, которое опаляет демонов и разрушает царство антихриста, которого враг трепещет и трясется нетерпя взирать на силу его, и что похуление Имени Божия будет знамением скорого воцарения антихриста. Св. Иоанн Златоуст в беседе о лжепророках и предтечах антихриста, в беседе с епископами и пресвитерами буквально повторяя Апостольское предсказание, говорит: от вас самих востанут мужи глаголющие развращенная. – Откуда снизошла хула на Имя Божие в начале прошлого века? – Не от духовенства ли? – От архиереев членов Святейшего Синода. Поэтому я не верю человеческой философии «по преданию века сего» двух архиереев и свящ. С. Овчинникова, - верю Словам Господа, Пророков, Апостолов, Святых, догматическому учению Св. Православно-Кафолической Церкви.

Блаженный Феофилакт Болгарский учит: «Правая вера от Писания, есть и те, которые веруют не яко же Писание рече, и Своим изволениям последоваша, тии вси еретицы» (Благовестник. На Ев. Ин. Зач. 27. л. 125)

Св. Игнатий Богоносец: «Всяк глаголяй кроме повеленных, аще и достоверен будет, аще и постит, аще девствует, аще знамения творит, аще и пророчествует; волк да мнится в овчей кожи, овцам погибель содевающий» (Игнат. Богонос. посл. Лист 57 обор.).

Кто Святое Писание перетолковывает по своему, якобы Богословскому, разуму и этим искажает прямой и дословный смысл, ясно и определённо благодатию Святого Духа изложенный, подпадает анафеме, т. е. отлучению от Церкви.

Голос Церковного Собора

Не право изъясняющим богомудрые изречения Святых учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определённо благодатию Святаго Духа изложеннаго – анафема! (Анафематствование в 1-ю нед. Вел. Поста К. Никольский. 1879 г. 7 ефесск. 3 – 9. с. 8).

Блаженного Феофилакта: «Тех, которые считают Имя Христа Сына Божия «Iисус» человеческим, подобным всем другим именам, какими называются люди, Блаженный Феофилакт Болгарский называет братьями богоубийц – в таких словах».

«Имя «Iисус», братья богоубийц принимают за имя человека» (Толк. на Деян. 2, 32).

Вот так, дорогой Владыченька. Не надо судить тех, которых Сам Господь оправдал через Своих Новомучеников, Святителей и преподобных, кого Церковь причислила к лику Святых! А что Вы их действительно осуждаете, видно из того, что клеймите «еретиками» «имябожниками» их последователей.

Ни Вы, ни три члена Синода не являетесь папами римскими, чтобы присваивать себе титул непогрешимости в вере. Непогрешимых людей нет. Один Бог без греха. Люди не застрахованы от ошибок даже в вере. Я не учу Вас, Владыка, а советую: помолитесь усердно, и подумайте, какое хульное и кощунственное учение о разлагательстве и исчезновении Имени Божия Вы приняли от свящ. С. Овчинникова и отстаиваете его, как православное, а истинно православное учение Святых и Св. Церкви называете ересью и лжеучением. Кем же после этого, Вы являетесь? Подумайте внимательно об этом!

История Церкви свидетельствует, что иногда даже патриархи впадали в ересь со всем, почти, духовенством, а простые христиане, мужики, женщины, пастухи, отроки и даже младенцы провозглашали и отстаивали истину. Так что если и есть нечто дерзкое в нашей с Вами переписке, то защита истины низшими, перед высшими, почти всегда кажется для высших дерзостью. Как и тому епископу показалось дерзостью против архиереев пророчество преподобного Серафима… так, что он даже за сомневался в его святости. Поступок Святителя Николая Чудотворца, когда на Никейском Соборе он заушил кулаком еретика Ария, внешне, даже для православных епископов членов Собора показался дерзким. Но Господь и Пресвятая Богородица оправдали его поступок. Так что, следует отличать дерзость, от ревности. Св. пророк Моисей в Божественном негодовании бросил скрижаль с заповедями, когда увидел идолопоклонство евреев, и скрижаль разбилась. Это не дерзость, а ревность. Однако не буду оправдываться, я человек грешный, несовершенный, и в защите истины мог проявить резкость по отношению к Вашему Высокопреосвященству. Что Вам показалось дерзким и резким в моём отношении к Вам, и действительно является таким, за все мои слабости и несовершенства прошу у Вас, Владыка, прощения: простите, простите, простите ради Господа! – Но за защиту истины в почитании Имени Божия я прощения не прошу. За истинное исповедание прощения не просят.

И последнее. Первым пунктом Вашего «решения» Вы запрещаете мне то, чего я не проводил, и не провожу, т. е. проповедовать в какой-либо форме (с амвона, со страниц газет и т. д.) ненавистное Вам, по оклеветанию имяборному «имябожническое» (святоотеческое) учение о природе Имени Божия. Повторяю: ни с амвона, ни со страниц газет учение об Имени Божием, как «имяславие» не проводил и не провожу. Об Афонских событиях и о разделении среди верующих в вере во Имя Божие никому не рассказывал. А святоотеческие поучения о Божественной силе Имени Божия Господа нашего Iисуса Христа, не касаясь «имяславия» и «имябрчества» как таковых, которыми наполнены писания святых отцов, как Вы видели в учении «Добротолюбия», и прославлением Имени Божия наполнены все православные церковные Богослужения, запретить мне никто не имеет права. Можете присылать своего осведомителя, пусть он будет докладывать Вам темы наших проповедей.

На приходской газете выше статьи: «Христиане ли мы» над словами прославления Имени Божия Вы поставили свою резолюцию: «Читал с прискорбием». Эту Вашу резолюцию я прочитал с большим недоумением, с тем же недоумением встречено и снятие с газеты Вашего благословения. Прочитав предложенное Вам здесь учение о молитве из «Добротолюбия» Вы, очевидно, убедились, что поспешили снять свое благословение с газеты церковной, так как моё поучение строго православное и основано на учении Святых Отцов, в нём ни слова нет об «имяславии» и об «имяборчестве». За свой авторитет Вы можете быть спокойны, я ни перед кем Вас не компрометировал. А полемика, она и есть полемика. Я достаточно объяснился перед Вами. Думаю, что Вы меня вполне поняли, что я никакой не сектант и не внутренний враг Церкви, каковым представил меня перед Вами младо-богослов-докладчик свящ. С. Овчинников; за 26 лет моего священства Вы вполне могли в этом убедиться. Думаю, на этом должна и прекратиться наша переписка по этому вопросу.

Суд надо мною Вы совершили 22-го июня, а матерьял в газету с соблазнительным для Вас святоотеческим учением о молитве и об Имени Божием был подан в редакцию в середине месяца, т. е. до суда. Так что Ваше слово «снова» совершенно излишне. Если бы суд состоялся прежде подачи матерьяла в редакцию, неправильно Вами понятый, я воздержался бы подавать его во избежание вашего соблазна чтобы не раздражать Вас.

«Уму-разуму» я грешный Вас не учу. А ответ о моём уповании, по заповеди апостольской, я должен был дать всякому, а тем более Вам, несправедливо обвинившему меня в ереси и лжеучении. Ибо если бы имяславие – святоотеческое учение об Имени Божием было ересью и лжеучением, то Господь не прославил бы Высочайших Государственных и церковных Особ-Имяславцев за их «ересь» и «лжеучение».

Насчёт исповеди. Мне, Владыко, непонятно: в чём, по этому вопросу, конкретно, я должен пройти исповедь.

После августовского (2000 г.) архиерейского юбилейного Собора РПЦ МП на котором дополнительно канонизированы знаменитые исповедники-борцы против имяборчества: Царская Семья, Митрополит Московский Макарий (Парвицкий), почётный член МДА профессор богословия Михаил Александрович Новосёлов, обличивший ереси в Послании Синода и написавший знаменитый «Разбор Послания Святейшего Синода» - думается, Владыко, Вы пересмотрите своё отношение и перемените свои взгляды на великое дело защиты афонскими исповедниками Божества Святейшего Имени Божия. О чём и молю усердно Господа Бога: да просветит Он Всемилостивый очи сердечные всех, по каким-то причинам вовлечённых в борьбу против Славы Имени Божия. Аминь.

Простите меня великого грешника за всё, что не касается моего святоотеческого исповедания веры во Имя Божие.

Смиренный послушник Вашего Высокопреосвященства

Недостойнейший протоиерей Константин Борщ. 20 октября 2000 г.

Категория: Имяславие 11 том | Добавил: borschks
Просмотров: 235 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0