Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 12 том |
2018-08-05, 8:49 PM | |
Глава 4. Старец Патрикий (Новых) и его Буковский женский скит не оправдывали выступление выступленцев. Старец Патрикий (Белых), и вся его Буковская женская община относительно выступленцев были настроены отрицательно. Они считали «выступление» делом политическим. В документах выдаваемых советской властью они не видели никакой опасности. Однако, как выше было уже описано, что старец Патрикий (монах Белых), игумения монахиня Мариам (Макаровская) и некоторые другие сестры обители были расстреляны за отказ устроить красный уголок с красным флагом в своей обители внешне преобразованной в енную артель по изготовлению государству перломутровых пуговиц, а 10 сестер обители отбывали 10 лет Соловков, одна из которых, сестра игуменьи Мариам, там скончалась от чахотки. Некоторые из отцов «выступленцев» вернувшиеся из ссылки переменили свой взгляд на паспорта и взяли их, и даже были пенсионерами. Вот так время и события изменяет взгляд людей. Приведем позицию одного схимонаха, после ссылки относительно паспортов. Глава 5. Иная позиция относительно паспортов. Схимонах Георгий (Макаровский), сводный брат (по усыновлению) игуменьи Мариам (Макаровской), так оправдывал взятие паспорта: 1). Их (т.е. советский) документ, удостоверяет нашу личность, нашу фамилию, имя, отчество, возраст, национальность. На этом документе их лозунг-реклама, знаки. Наша подпись удостоверяет тот факт, что указанные в паспорте наши данные не подложные. Но ни в коем случае нашу подпись нельзя относить к подтверждению их лозунгов. Тем более нельзя нашу подпись относить к отречению от христианства. То, что их реклама означает строительство социализма и коммунизма, это безспорно; но мы, как плененные ими, подчиняемся воли Божией, отдавшей нас им в плен за беззакония наши. 2). О достоинстве нашего исповедания и звания здесь речи нет. «Кто взял документ и умолчал о своем звании христианском, тот отступник» – это безсмысленная натяжка (необоснованный самонаговор). Молчим (потому), чтобы не бросать бисера пред свиньями, тем более, что они не спрашивают и не порицают (наше христианское звание) при выдаче документа, и при взятии нами паспорта. Преп. Максим Исповедник приведен совершенно не к месту. Так же, не кстати, и текст «Сердцем веруется в правду, устами же исповедуется во спасение» (Рим. 10,9-10). При выдаче нам паспорта у нас не спрашивают о вероисповедании. Если бы спрашивали, а мы по страху отказывались от веры, тогда бы и к нам относились эти слова св.Максима Исповедника. 3). Мы по св. Крещении сограждане святым, а по паспорту должны воздавать подать Кесарю Кесарево. Только и всего… Св. Ап. Павел также называл себя римским гражданином и даже твердо защищал свое гражданство, несмотря на то, что римская власть явно считалась антихристова (Деян. 16,37-39; 22,25-26). Знаки их говорят об ихней характеристике. О признании их и поклонении им, здесь и речи нет. 4). Принявший документ усвоил их знак – это ложь и клевета. (А может быть это сказано отцом Георгием слишком грубовато… Ведь «Заявление к Советской власти» подписал тогда и сам «схимонах Георгий». Может быть теперешний его смягченный взгляд на взятие документа и на самое их выступление является неустойкой?.. Одно может оправдать теперешний взгляд отца Георгия, - это вторая половина изречения святого Исидора Пелусиота: «…Но если незаконная власть укрепилась на долго, то мы должны ей повиноваться в гражданских законах, что не касается нашей Святой Православной веры» и воздавать дань Кесарево Кесарю...- Сост.). Глава 6. Взгляд ученицы схимонаха Макария (Зенина). Под этой отпиской схимонаха Георгия сделала свою надпись ученица (письмоводительница) схимонаха Макария (Зенина) Татьяна Фурман, бывшая учительница: «Я грешная, при помощи Божией, не согласна с этим словом о. Георгия, а стою всецело на стороне о. Макария, столпа православной веры, до конца своих дней не взявшего этот грязный документ. Награда очень велика всем не взявшим это. Это точно, и преточно. А о. Георгий себя оправдывает». Глава 7. Ответ послушника схимонаха Георгия (Макаровского) ученице схимонаха Макария. + Слава Имени Iисус Христову! Дорогая о Господе Татьяна Андреевна! Вы снова взялись за проповедь того, в чем сами не уверены, и чего сами не исполняете. А ведь святые Отцы сначала исполнили, а потом научили… Боюсь, не на скользком ли Вы пути?! Чего сам не можешь исполнить, можно ли то требовать от других?.. Не будет ли это фарисейством? Не скажет ли и нам с Вами Господь, как сказал древним фарисеям: возлагают на других бремена тяжкие, а сами не хотят и пальцем двинуть (Ср. Лк. 11,46). Это, во-первых. А во-вторых, ваше состояние здоровья не говорит ли о том, что вам нельзя браться за проповедь идеи о. Макария? Ведь вопрос такой глубокий и, можно сказать, как меч обоюдоострый, для решения которого, вероятно, слишком мало было лиц для его разрешения (о.Макарий, о.Георгий, о. Климент) и может еще двое-трое. То, что Вы прислали о грязных документах, у нас имеется уже давно. Оно составлено, как справедливо отметил и о. Георгий, на сплошных натяжках и без единого подтверждения Св. Писанием. Последнюю идею о. Георгия о грязных тряпках (документах) Вы вероятно имеете. Другого мнения мы не имеем, и согласны в этом с о. Георгием. Высоко летать я гр. уже брался, да низко падал, и теперь этого боюсь. В правилах Святых Соборов сказано, что лучше пусть останутся грехи не наказанными, чем наказывать незаконно. А вы с о. Макарием осудили имеющих тряпку, как язычников. Не жестокий ли это суд прежде Суда? Св. Иоанн Златоуст учит: «Ин суд человеческий, и ин суд Божий». А св. Григорий Богослов учит: «В делах сомнительных, должно препобеждать человеколюбие. От человеколюбия не будет вреда». Хотя мое личное мнение весьма жалкое и безавторитетно, однако изложу его, как я понимаю. В основном, как уже выше я сказал, мы согласны с о. Георгием, ибо он был умерен и держался золотой середины. 1). Итак, наплевать нужно на все призывы какие есть на знаках, мы свою роспись ставили не в знак согласия с ними, но для образца нашей подписи, и в подтверждение, что данные о нас помещенные с наших слов на паспортах – правильные. Представляется, что тот, кто сочинял первый пункт о паспортах, очень и очень много наклеветал сам на себя и ближних своих. Господь судит по цели и намерениям делающего. 2). Если бы тем, что в паспорте не указано наше христианское звание, отнималось у христиан их исповедание и они делались бы отступниками от Христа, то, во-первых, невидимые злобные духи уже не удручали бы так в невидимой брани взявших паспорт христиан; ибо для чего еще им бороть их, когда они уже их верная добыча? Один прозорливый старец, кажется Макарий Великий, входя в городские ворота увидел на стене сидящих бесов, от нечего делать они болтали ногами. Старец спросил, почему они не идут в город искушать людей. Бесы ответили, что в городе они уже всех уловили в ересь и там им нечего больше делать. А взятие паспорта тем более приравнивается к отступлению, к отречению от Христа и Веры Православной и, тем не менее, бесы продолжают искушать взявших паспорт. Во-вторых, мы знаем два или три отречения. 1). Явное. 2). Косвенное. 3). Самым делом, или грехами. Если бы в паспорте было написано: владелец неверующий такой-то, и наша подпись. Это было бы явное отречение. Или, если бы при получении паспорта был спрошен: веруешь ли во Христа? Ответил бы: «Нет». Это было бы явное отречение. К косвенному отречению можно отнести, например, на вопрошение: «Признаешь законною советскую власть? Ответ: «признаю»; или, если было бы перед подписью написано: «Подпись владельца паспорта в усвоении всего, что в нем написано и изображено», и роспись владельца. – Это являлось бы косвенным отречением и уловкой вражией. А грехами отрекаются от Бога равно, как имеющие, так и не имеющие паспорт. Однако же враг борет ко греху равно, имеющих паспорт, как и не имеющих. Отсюда видится, что имеющий паспорт, не является через это только одно верной добычей диавола, если он избегает грехов и живет благочестиво. И наоборот, отказ от паспорта не является панацеей от грехов, и не имеющий паспорт может стать добычей врага, если живет нерадиво, грешит, или имеет высокое о себе мнение через то, что он не имеет паспорт. А во-вторых, и антихрист уже не притеснял бы за веру имеющих паспорт, как уже своих поклонников. А мы ведь видим, что гонимы и преследуемы за Господа Бога и те и другие, хотя, может быть, в разной мере. Умолчал о своем звании христианском тот, кто был спрошен, и не исповедал. А кто молчал не будучи спрошен, тот не отвергает то, во что он верует. Дело в том, что каждое государство, какие бы не были правители, верующие или неверующие, по своему гражданскому закону должны вести учет населения и иметь статистические данные, иметь всех жителей на учете, чтобы не было вольно-шатающихся нарушающих общественный порядок (а о верующих они, конечно, могут думать совсем другое, например: заговор о свержении власти, и т. д. Короче говоря, у каждого государства есть право на самосохранение. Ну и конечно попущение Божие на то, чтобы все были на учете и под надзором властей… Те же знаки которые стоят в паспорте и на денежных купюрах, и на почтовых бланках, где мы ставим свои подписи, и на конвертах – это государственные эмблемы, так что – неужели и здесь расписываются в усвоении этих знаков, даже и без росписи пользующиеся денежными купюрами и монетами? Умолчит об истине так же и тот, кто молча слушает хулу на Бога. Слова преп. Максима Исповедника. Во времена преп. Максима Исповедника посланники Вселенских патриархов: Константинопольского, Антиохийского, Иерусалимского и Александрийского предлагали св. Максиму только однажды причаститься с ними, а учить, как он хочет. На это он отвечал: если и весь мiр будет причащаться у них, я не причащусь, пока не проклянете ересь вашу монофелитскую. Поэтому он и сказал, что молчанием предается Бог. Что касается непременно до души и Веры Православной, было бы грешно молчать, и это было бы вменено ему в согласие с ересью. А документы – чисто гражданское дело, относящееся до Кесаревой части и никакого отречения от Бога принявший паспорт не произносит, и знаки их христианин взявший паспорт не усвояет, подобно как заполняя переводный бланк вы не отрекаетесь от Бога и не усвояете его знаки, ставя на нем свою подпись, и не находите нужным при заполнении бланков на которых ставите свою подпись указывать ваше христианское звание, или писать свои возражения против знаков на этих бланках. По крайней мере, такое можно иметь мнение о паспортах, на данной их стадии, т.е. при советской власти. Св. Григорий Богослов учит: «Кто признает Духа Святаго Богом, тот божествен и светел умом. А кто даже и именует Богом, тот если делает сие пред людьми благоразумными, высок; а если пред людьми низкими, неосмотрителен; потому что бисер доверяет грязи, громовый звук – слабому слуху, солнечный луч – больным глазам, твердую пищу – вкушающим одно молоко (Т. 1. С. 579). И Господь заповедал не бросать бисера пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими И, обратившись, не растерзали нас» (Мф. 7,6). Когда поведут за Имя Господне и спросят о нашем звании, вот тогда уже грешно будет молчать, и не исповедать Имя Божие. А пока у нас не спрашивают, то мы, и не думаем сами набиваться, чтобы не быть виновными в метании бисера пред свиньями, в бросании под ноги псам Слова Божия. Господь сказал: «Когда вас поведут за Имя Мое» (Мф. 10,18-20). Вот тогда-то и надо будет исповедать. И тут, Сам Господь обещает говорить устами исповедников. Господь не заповедал самим выступать пред мучителями, а наоборот, при гонении повелел переходить из одного города в другой (Мф. 10,23). Так же и в словах: «Кто исповедает Мя пред родом сим» (Мф. 10,32) не слышится повеления самим выступать… Но когда поведут за Имя Его, тогда уже не должно стыдиться, но надо исповедать Его. А до того времени надо совершенствоваться и укреплят ься духом и молиться о укреплении в вере. А иначе, слова св. Максима Исповедника о молчаливом отречении относятся тогда и до не имеющих паспорт, ибо Имя Господне всюду хулится, а они молчат и не защищают истины, потому что по пословице «на чужой роток не накинешь платок». А если некоторые и защищают, то только на бумаге, а не на деле. 3). Почему же св. Апостол Павел настойчиво защищал свое римское гражданство и свое гражданское право, свою принадлежность к римскому государству, в то время как римская власть была крайне безбожная и богоборная и проливала реки христианской крови, осуждая христиан на лютейшие муки, растерзание зверей и т. д. По ея приказанию проливалось море христианской крови от Самого Господа Iисуса Христа, святых Апостолов, множества великих Святых, в течение почти четырех веков, но, тем не менее, св. Ап. Павел несколько раз отстаивал свое римское гражданство (Деян.2,28; 16,37-39; 22,25)? – Значит, по вере, мы сограждане Святым, принадлежим к небесному гражданству, если только достойны христианского звания… Ибо одно звание не спасает и не делает согражданами Святых. А по земному, по Кесаревой части, мы принадлежим к той стране, к тому гражданству, в которой живем, к которой имеем свое гражданское подданство, как бы она ни называлась, ибо мы не ангелы, чтобы витать в воздухе или на небе и не были причастными к земле, но люди, имеющие от Самого Господа повеление подчиняться всяким властям, в том, что не против веры христианской. 4). Можно только удивляться, как это автор допустил себе дерзновение, написать от своего ума страшный суд, равнозначный отступлению, за подчинение безбожной власти в земных порядках, в Кесаревой части. Если вы сошлетесь на о. Георгия, что и он участник этого приговора прежде Суда Божия, то мы от него слышали совсем другое, т. е. наиболее умеренное объяснение паспорта. Он признавался, что сначала они погорячились и взяли слишком высоко и необдуманно (и можно сказать – не совсем основательно). И это им можно было допустить в период дикого гонения на верующих от безбожников, а во-вторых, по недостатку рассудительности. Отец Георгий говорил, что так было и во время гонения римского императора Декия: в начале священномученик Киприан издал очень строгие правила о несообщении с язычниками, а потом смягчил их. Дело в том, что надо остерегаться того, чтобы не впасть в ересь «чистых». В старое время были такие еретики, которые думали, что уже последнее время и антихрист уже пришел, поэтому они отвергали паспорта, не брали денег, считая то и другое печатью антихриста, но жили однако за спиною тех кто имел паспорта и деньги принимал. И такие ереси бывали не однажды. Так же и то: если паспорт есть тьма, зачем же мешать к ней свет, то есть звание христианское? Христиане носят на себе Имя Христа. И вот это Имя Христово, выходит, надо писать рядом с печатью антихриста? Но это – недостойно и даже, можно сказать, богохульно. «Ибо какое общение света со тьмой» (2 Кор. 6,14-18). Но скоро, кажется, дадут такие паспорта, в которых все будет известно… Вот тогда-то многие их не возьмут, хотя там и будет кроме всех данных указано и звание христианское… Весьма удивлен, что Вы Татьяна Андреевна, якобы проповедуете идею о. Макария, сочувствуете ей. Читал я ваше письмо в Соленое. Вы, якобы боритесь за звание христианское. Простите, и пришло на мысль: не есть ли это медь звенящая и кимвал бряцающий? Ибо что дает одно звание без дел? Св. Ап. Павел говорит: «если я отдам и тело на всесожжение, а любви не имею, то я – медь звенящая и кимвал бряцающий» (1 Кор. 13,1). А в духе ли любви признание всех христиан отступниками от Бога за один паспорт? Св. Иоанн Златоуст говорит: «Я хочу показать и доказать вам, что не все именующиеся христианами, суть христиане на самом деле, – что в отношении ко многим это наименование – пустой звук, вводящий лишь других в заблуждение. По наименованию христиан много, а на деле – очень мало: иные по виду – как будто ученики Христовы, а по житию – предатели; на словах благочестивы и милостивы, а на деле немилостивы и немилосердны; по названию – христиане, а по убеждениям язычники, ибо кротчайший Давид предрек: «смесишася во языцех, и навыкоша делом их» (Пс.105,35). Ибо как девица, пока сохраняет свое девство, правильно и естественно именуется девою и, действительно есть дева; но если кто-либо обольстит и растлит ее, и она утратит свое девство, – тогда она более уже не дева; так и именуемый христианином: если он преступив завет, попрал свои обеты, отверг слово евангельское и живет по-язычески, – тогда, как уже сказано, ему безполезно и называться христианином» (Том 2. С. 547). Св. Димитрий Ростовский говорит: не знаю кого окаевати требе: пастырей или пасомых? Пастыри не сеют слово Божие, а пасомые не хотят слушать и принимать…» Не вем и я грешный, кого обвинять и кого оправдывать за паспорта: о. Георгия ли, за то что он сознал свою прежнюю пылкость и горячность оправдать; о. Макария ли обвинять за то что он этого не осознал и лишает других звания христианского, а сам был вместе с Вами (а у Вас и паспорт), да и не только с Вами, но был в общении и с другими, имевшими паспорт. Но так как я (а так же и Вы) не уполномочены быть судьями, не будем никого судить, Сам Всеправедный Судия наш рассудит праведно это дело в Последний день. Должен Вам сказать, что у нас Вы не найдете сторонников идеи о. Макария. Если у м. Любови нет паспорта, то она не превозносит себя за это высоко, не гордится «званием» и не осуждает имеющих его, и не сочувствует идеи о. Макария о паспортах. Пока этот вопрос не будет разрешен на основании Св. Писания, до тех пор мы не имеем права судить ни ту, ни другую сторону. И на сегодняшний день вопрос о паспортах остается пока открытым. Скудоумию моему представляется, что Вам Т.А. не следует вновь возбуждать вопрос и возрождать идею о. Макария. Ведь мы с Вами еще не совершенные. Мы не можем снести равнодушно чуть-чуть обидного слова или не ласкового взгляда. А выдержать, могущие быть за отказ от паспорта, искушения может лишь тот, кто научился с терпением и великодушно сносить не только справедливые обличения и укоризны, но даже напраслины, и незаслуженные оскорбления. А если бы мы были уже совершенны, то Господь призвал бы нас на воплощение в жизнь идеи о. Макария, если бы она была от Бога, и мы, не осуждая никого, и не лишая звания христианского верных, не называя их отступниками, но лишь осуждали самих себя за свои грехи, и признавали себя хуже всех, и всех лучше себя, и не трубили бы на одних только словах о своем звании христианском, но оправдали бы это звание самым делом. Это было бы доходнее проповеди одними только словами. Но смею сказать, что мы с Вами еще не совершенны. А если желаете в этом убедиться, можете провериться по заповедям блаженств, описанных в 5 главе от Матфея. И как видно из слов св. Ап.Петра, звание и избрание свое должно делать твердым не мечтанием и высокопарением, но стяжанием христианских добродетелей (См. 2 Пет. 1,5-10). И кого усмотрит Господь с очищенным сердцем, того призовет на сей подвиг, то есть против паспорта, если это угодно будет Богу. Св. Ап. Павел говорит: «будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе (Рим. 12,16). Татьяна Андреевна, а сколько Вы платили за паспорт до денежных реформ? Пусть не двадцать и не сорок, но ведь и не тридцать же копеек. А если даже теперь и тридцать копеек, то одно и тоже ли это с тридцатью Иудиными сребрениками? Ведь копейки не серебро, а медяки. Вот Вам и снова натяжка… На толковании Апостольских посланий (Изд. 4. СПб. 1893. С. 169-170) мы, Татьяна Андреевна, пока, и остановимся, пока Господь не пошлет нам доказательства из других источников. Мы должны рассуждать: в чем можно и нужно повиноваться всякой власти, в Кесаревой части, а в чем нельзя, т. е. в том, что противно нашей Вере и голосу христианской совести, например, участвовать в демонстрациях, голосовать, рукоплескать на митингах и собраниях, общаться с имяборцами, дружить с безбожниками и еретиками, и пр. (2 Кор. 6,14-18; 2 Иоан. 1,10-11). Написав все это, я не утверждаю, что паспорт совершенно чист и невинен, но у нас больше убеждения в том, что он относится к Кесаревой части. А если взятие паспорта есть уже отказ от звания христианского и принятие печати антихриста, тогда зачем предтечи и слуги антихриста строют для верующих другие козни и ловушки? Сказанное здесь, относится к советским доперестроечным паспортам. Из письма схим. Георгия некоей монахине Евдокии, проводившей в 50-60 годах идею о. Макария о паспортах: «Они ссылаются на покойного о. Макария, моего друга, с которым я был в ссылке где, от старцев благословлено было освободить меня от работы и содержать меня только для ответов вопрошающим, каковую заповедь от отцов он и сохранял во время ссылки, доставляя все потребное и переписывая мои письма». «На бывшем в 1927 году соборе Медовеевских пустынников-имяславцев было решено снисходить к тем, кто по немощи пользуется документом, считая это неизбежным злом, и только тех не принимать на молитву, кто имея их оправдывает это. А все остальные выдумки о. Макария не оправдываются никакими святоотеческими писаниями, но все это голословные собственные выдумки, потому он и не может подкрепить их словами святых угодников». «В деле веры никак нельзя следовать не обоснованным на Св. Писании мнениям, это запрещено соборами. О. Макарий буквально мне сказал: возьми документ, тебе можно сделать исключение ради проповеди и посещения брата изнемогающаго в ссылке, а потом отдаш обратно. Но так как проповедь не прекращалась, то и возвратить его не пришлось. А теперь, когда мне пошел девятый десяток лет, я могу и без него обойтись. И нисколько против этого не возражаю». (Из письма о. Георгия 28.3.1959 г.). Гр. и нед. р.Б. Констанин. | |
Просмотров: 198 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |