Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 12 том |
2018-08-05, 8:30 PM | |
Глава 33. Забытый путь опытного Богопознания. Бог есть Высочайшее Совершеннейшее Существо. Он есть Дух невещественный {Iоан.4,24) и Свет неприступный {Iоан. 1 гл.) Бог есть Дух вечный, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменный, вседовольный, всеблаженный, всесовершенный. Бог - Един, но Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый. Глубочайшая и непостижимая умами человеческими и ангельскими тайна Троичности, в доступной, для нашего ограниченного ума степени, открывается в рассмотрении творений Божиих (Римл. 1,20), например, в рассмотрении безсмертной Богоподобной души человека, в рассмотрении солнца, и их действий. В солнце мы различаем самое ядро, или солнечный круг, исходящие от него лучи света и проистекающую от него же теплоту. Подобно сему от Бога Отца как от Первопричины рождается Бог Сын и исходит Святой Дух. И как свет и теплоту от солнца, так и Одно от Другого нельзя в Троице отделить, но можно различать. Ещё яснее Таинство Троичности Бога в Едином Существе и Едином Божестве открывается в рассмотрении богоподобной души человека, действующей через владычествующий ум. Ум безстрастно рождает мысль или внутреннее слово, которое выявляется вне души, посредством дыхания или членораздельных звуков, произносимых или написанных. Так Отец рождает Сына, Который называется и есть Собезначальное Отцу и Духови Слово, ибо изъявляет Отца (Iоан. 1,18). Но это Слово не может быть понимаемо без просвещающего действия Духа Святого, как учит св. Апостол Павел: "Никто не может назвать Iисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Подобно тому, как силою дыхания внутреннее наше слово облекается в звуки нашего голоса и бывает слышимо и понимаемо другими. А великий Богослов преп. Iоанн Дамаскин учит: У Отца нет другого Слова, другой мысли, другого желания, кроме Сына". Что касается доказательства бытия Божия, т. е, доказательства той истины, что Бог действительно есть, то эта истина есть достояние веры, а не знания. Она есть дар Божий, употребление которого подчинено свободе нашего произволения (Св. Васил. Вел). Св. Апостол Павел об этом так учит: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, или уверенность в ожидаемом будущем, как в настоящем, и невидимом как в видимом... "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаёт" (Евр. 11,6). В рассмотрении же творений Бог познаётся из того, что всё создано так прекрасно, разумно и стройно, в изумительном порядке совершает своё назначение одно, завися и подчиняясь другому и управляясь другим. Можно ли допустить, что такой прекрасный мир не имеет своего Творца и не управляется своим Промыслителем?! Природа движется и развивается по данным ей законам, и всё в природе закономерно (научная диалектика тоже это признаёт), а где законы, там есть и Законодатель. Так кто же Он? Господь. Однажды в океане был разбит корабль, и на его обломках волнами прибило к берегу необитаемого на вид острова двух пассажиров этого корабля. Когда они вышли на сушу и прошли порядочно по острову, не находя никаких признаков человеческого обитания, |то вдруг увидели какое-то сооружение, которое оказалось прекрасной статуей на красивом пьедестале. Приблизившись к ней, они начали спорить друг с другом. Один стал утверждать, что если есть такое художественное изваяние, то должен быть теперь или раньше был какой-либо художник, сделавший эту статую. А другой оспаривал это, говоря, что это дело самой природы. Первый возражал, тем более что пьедестал статуи был совершенно из другой породы камня отличный и непохожий на ту породу, из которой была сделана статуя. Но второй продолжал упорно возражать, говоря, что будто бы ветер мог поставить камень для пьедестала, потом на него бросить другой камень, а дожди и ветры могли обточить фигуру. Понятно, что эти доводы были слишком наивны. Но если хорошую статую не могут сделать без художника, то не тем ли паче без Зиждителя не могли появиться и разумно управляться такие стройные мiры?» Это вполне убедительно и достоверно подтверждает ту истину, что есть непостижимое, вечное, всесовершеннейшее Существо, т. е. Бог.
Чистота же сердечная есть освобождение, исцеление, очищение сердца от возгнездившегося в нём диавола и злых дел его, т.е. от всех страстей, проистекающих от мiра, плоти и диавола. Эти страсти вошли в душу и сердце человека одновременно с отпадением его от Бога после прародительского греха. До этого человек, созданный по образу и подобию Божию, был венцом творений Божиих и в своей богоподобной душе отражал, как в чистых зеркальных водах многоразличные совершенства Божии, между которыми преобладала Божественная любовь, которая изливалась в непрестанном влечении и устремлении всех душевных и телесных сил к Богу, в непрерывном общении с Которым он почерпал свет жизни (Iоан, 8,12). Преподобный Макарий Египетский пишет, что пищей, питием, отрадой, утешением, покровом и одеждой первозданных было Слово, Оно же Имя Божие (которое во главе Слова Божия). «Помянух Бога и возвеселихся». «Коль сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим» (Пс. 118,103). Тогда Господь обитал в их сердцах, как написано: «Вселюеь в них и буду ходить в них, и буду их Богом и они будут Моим народом...» (Лев. 26,12). Св. Апостол Павел учит: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17). И Сам Господь говорит: «Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину и Истина сделает вас свободными» (Ср. Ис.61,1; Римл. 6,14). Далее Господь говорит: «Моё учение - не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю» (Iоан. 7,16-17). Здесь подтверждается та истина, что совершенно познать Бога и учение Его можно только самым делом, исполняя волю, т.е. закон Его, а не одним поверхностным изучением Его закона, как говорит и св. Апостол Iаков: «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас же забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании» (Iак. 1,21-25). Для того чтобы разрушить дела диавола, явился Сын Божий (Ср. 1 Iоан. 3,8), и дал нам Свои животворные заповеди (ср. Iоан. 6,63), т.е. Своё оживотворяющее учение, которое сосредоточено на всеобдержащей заповеди о вере во Имя Iисусово, как свидетельствует св. Евангелист Iоанн Богослов (1 Iоан. 3,23) и подтверждает в Евангелии своём (Iоан.1,12; 3,18; 20,31) и св. Апостолы: Петр (Деян. 4,10-12) и Павел (1 Кор. 6,11; Филипп 2,9-10; Откр. 3,10). Вера же во Имя Iисусово прежде всего есть сердечное убеждение в том, что именуемый Богочеловек Iисусъ Христосъ действительно соответствует наименованию - Iисусъ. Это же Именование означает Искупление или Спасение от грехов, их вдохновителя диавола и последствия вечной смерти, как истолковал сам Архангел, открывший это Имя праведному Iосифу (ср. Матф. 1,21). Или как подтверждает значение этого Имени св. Апостол Павел (Филиппе. 2,5-9). Затем, по согласному со всеми св. Отцами, толковниками свящ. Писания, учению Вышенского затворника Епископа Феофана, вера во Имя Iисусово означает не только сухое рассудочное убеждение, но и глубокое сердечное настроение - перерождение, выражаемое в таких словах: «Я погубил себя грехом и спасаюсь силой Господа моего Iисуса Христа, за меня распеншагося и Своею благодатию меня оживотворившего». Это нравственное настроение у св. Апостола Павла называется верой сердечной, или верой, действующей любовию (Галат, 5,6). Искренняя же любовь всегда имеет стражем и неизменным спутником своим охраняющую её ревность, а без неё она не больше как лицемерное фарисейство и притворство (Филипис. 3,6-8). Действия этой веры описаны у св. Апостола Павла : «...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Iисусе...», и далее говорит об уничижении, смирении и самоотверженной, полагающей душу за грешников любви Христовой, которою совершено Искупление, за что даровано и плоти Сына Божия Имя Iисусъ - Искупление и Искупителя знаменующее. Итак, наилучший и плодотворнейший способ проверить, найти, убедиться в бытии невидимого, непостижимого нашим ограниченным тварным умом Бога - это усердно и внимательно изучать, благоразумно, честно и добросовестно исполнять, осуществлять в своей жизни Его животворное учение, животворные заповеди; короче: вселить верою в сердце Самого Христа призыванием Его благодатеподательного Имени (ср.Iоан.14,26; 1 Кор. 6,11; Ефес. 1,-5,8). Всё это заключается в сердечном исповедании Имени Iисусова. Поэтому для честного критика есть легчайший и достовернейший способ проверить Божественность учения Христова и убедиться самым ощутительным способом как в бытии Бога, так и в Божестве Господа нашего Iисуса Христа. Может быть, и другие захотят испытать этот способ богопознания? А если боятся, пусть поступают по Заповедям Христовым:
Чтобы видеть Всесвятейшего Бога, Которого трепещут Херувимы и Серафимы, надо упреподобиться Ему хоть чуть-чуть. Всякое животное ищет сродное себе. Так и человек. Например, некурящему тошно в обществе курильщиков, а курящему нестерпимо с некурящими, ему нужен табачный чад, который его радует, и он не замечает, не тяготится тем, что отдался в плен постыдной страсти табакокурения. И этот раб-табакокур хочет сообщиться со Всесовершеннейшим Существом - Богом, когда ему с порядочными людьми скучно, потому что они не сосут табачную соску. Нет! «в злохудожную, подверженную страстям душу не внидет премудрость» (Прем. 1, 4-5). Только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а вонючее табаком, злобой, завистью или ненавистью, миролюбием это сердце чуждо Бога и должно покаяться». Пишу это из сожаления к заблудшим. Всемилостивый и Всеправедный Господь, искупивший нас, окаянных, Пречистой Кровию и Крестными мучительными страданиями Сына Своего, возвратил нам жизнь вечную, смертию смерть поправ, и сущим во гробе Жизнь даровал, сделал нас сынами и дщерями Божиими. А мы опять идём к сатане, Его врагу и нашему мучителю, и смеем раскрывать свои уста для ропота, почему Бог нас наказывает... Хотя бы потому, почему добрый отец наказывает распутного сына. А нам наше распутство невидно. Мы о нём не думаем, нам некогда... Это называется грех и страсть окамененного нечувствия, об избавлении от которого надо проливать слёзы, умоляя Господа просветить наши очи сердечные, да не умрем в смерть. Больной телесно чувствует свою болезнь и спешит к врачу. А больной нечувствием и не думает пойти к врачу духовному, а потому он близок к смерти. И чем больше заболевает, тем меньше думает об уврачевании. Нужна посторонняя помощь, или какой нибудь жизненный удар, несчастие, болезнь телесная и т.д. Чаще читайте и вникайте в Заповеди Христовы в 5-й главе от Матфея. «Блажени нищий духом... Нога болит, трудно писать. Простите, гр. схм. Георгий. 17.09.60 г.(До сих пор в разделе IХ были письма: Староафонский исповедник Имени Божия схимонах Георгий (Макаровский). | |
Просмотров: 216 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |