Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-12-29, 7:36 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 12 том

страница 206 - 209
2018-08-05, 8:30 PM

Глава 33.

Забытый путь опытного Богопознания.

Бог есть Высочайшее Совершеннейшее Существо. Он есть Дух невещественный {Iоан.4,24) и Свет неприступный {Iоан. 1 гл.)

Бог есть Дух вечный, всеведущий, всемогущий, вез­десущий, неизменный, вседовольный, всеблаженный, всесовершенный.

Бог - Един, но Троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый.

Глубочайшая и непостижимая умами человечес­кими и ангельскими тайна Троичности, в доступной, для нашего ограниченного ума степени, открывается в рассмотрении творений Божиих (Римл. 1,20), напри­мер, в рассмотрении безсмертной Богоподобной души человека, в рассмотрении солнца, и их действий.

В солнце мы различаем самое ядро, или солнеч­ный круг, исходящие от него лучи света и проистека­ющую от него же теплоту.

Подобно сему от Бога Отца как от Первопричины рождается Бог Сын и исходит Святой Дух. И как свет и теплоту от солнца, так и Одно от Другого нельзя в Троице отделить, но можно различать.

Ещё яснее Таинство Троичности Бога в Едином Существе и Едином Божестве открывается в рассмот­рении богоподобной души человека, действующей через владычествующий ум. Ум безстрастно рождает мысль или внутреннее слово, которое выявляется вне души, посредством дыхания или членораздельных зву­ков, произносимых или написанных.

Так Отец рождает Сына, Который называется и есть Собезначальное Отцу и Духови Слово, ибо изъявляет Отца (Iоан. 1,18). Но это Слово не может быть понимаемо без про­свещающего действия Духа Святого, как учит св. Апо­стол Павел: "Никто не может назвать Iисуса Госпо­дом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Подобно тому, как силою дыхания внутреннее наше слово облекается в звуки нашего голоса и бывает слышимо и понимаемо другими.

А великий Богослов преп. Iоанн Дамаскин учит: У Отца нет другого Слова, другой мысли, другого желания, кроме Сына".

Что касается доказательства бытия Божия, т. е, доказательства той истины, что Бог действительно есть, то эта истина есть достояние веры, а не знания. Она есть дар Божий, употребление которого подчинено свободе нашего произволения (Св. Васил. Вел). Св. Апостол Павел об этом так учит: "Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, или уверенность в ожидаемом будущем, как в настоящем, и невидимом как в видимом... "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздаёт" (Евр. 11,6). В рассмотрении же творений Бог познаётся из того, что всё создано так прекрасно, разумно и стройно, в изумительном порядке совершает своё назначение одно, завися и подчиняясь другому и управляясь дру­гим. Можно ли допустить, что такой прекрасный мир не имеет своего Творца и не управляется своим Промыслителем?!

Природа движется и развивается по данным ей законам, и всё в природе закономерно (научная диалектика тоже это признаёт), а где законы, там есть и Законодатель. Так кто же Он? Господь.

Однажды в океане был разбит корабль, и на его обломках волнами прибило к берегу необитаемого на вид острова двух пассажиров этого корабля. Когда они вышли на сушу и прошли порядочно по острову, не находя никаких признаков человеческого обитания, |то вдруг увидели какое-то сооружение, которое ока­залось прекрасной статуей на красивом пьедестале.

Приблизившись к ней, они начали спорить друг с другом. Один стал утверждать, что если есть такое художественное изваяние, то должен быть теперь или раньше был какой-либо художник, сделавший эту статую. А другой оспаривал это, говоря, что это дело самой природы. Первый возражал, тем более что пьедестал статуи был совершенно из другой породы камня отличный и непохожий на ту породу, из которой была сделана статуя. Но второй продолжал упорно возражать, говоря, что будто бы ветер мог поставить камень для пьедестала, потом на него бросить другой камень, а дожди и ветры могли обточить фигуру.

Понятно, что эти доводы были слишком наивны. Но если хорошую статую не могут сделать без художника, то не тем ли паче без Зиждителя не могли появиться и разумно управляться такие стройные мiры?» Это вполне убедительно и достоверно подтверждает ту истину, что есть непостижимое, вечное, всесовершеннейшее Существо, т. е. Бог.

  • так как Бог есть всесовершеннейшее Существо, есть Высочайшее Благо, то ясно, что познать такое Высочайшее Существо, это Высшее Благо могут лишь сродные, т.е. высоконравственные, приближающиеся к Благости разумные существа. Та как Бог есть высочайшее абсолютное Добро, то Его познать могут лишь только добрейшие твари. А потому Господь даёт пзнать Себя только добрейшим, высоконравственнейшим разумным тварям. Иначе говоря, Он воссияет светом Богоразумия только в чистых сердцах, отражаясь в них, как солнце в чистых водах, и бывая недоступным для нечистых сердец, как отражается солнце в водах мутных и грязных. И Господь Iисус Христос учит:"Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят" (Матф. 5 гл.).

Чистота же сердечная есть освобождение, ис­целение, очищение сердца от возгнездившегося в нём диавола и злых дел его, т.е. от всех страс­тей, проистекающих от мiра, плоти и диавола. Эти страсти вошли в душу и сердце человека одно­временно с отпадением его от Бога после прародительского греха. До этого человек, созданный по образу и подобию Божию, был венцом творений Божиих и в своей богоподобной душе отражал, как в чистых зер­кальных водах многоразличные совершенства Божии, между которыми преобладала Божествен­ная любовь, которая изливалась в непрестанном влечении и устремлении всех душевных и теле­сных сил к Богу, в непрерывном общении с Кото­рым он почерпал свет жизни (Iоан, 8,12).

Преподобный Макарий Египетский пишет, что пищей, питием, отрадой, утешением, покровом и одеждой первозданных было Слово, Оно же Имя Божие (которое во главе Слова Божия). «Помянух Бога и возвеселихся». «Коль сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим» (Пс. 118,103). Тогда Господь обитал в их сердцах, как написано: «Вселюеь в них и буду ходить в них, и буду их Богом и они будут Моим народом...» (Лев. 26,12).

Св. Апостол Павел учит: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17). И Сам Господь гово­рит: «Если пребудете в Слове Моем, то вы истин­но Мои ученики, и познаете истину и Истина сде­лает вас свободными» (Ср. Ис.61,1; Римл. 6,14).

Далее Господь говорит: «Моё учение - не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю» (Iоан. 7,16-17). Здесь под­тверждается та истина, что совершенно познать Бога и учение Его можно только самым делом, исполняя волю, т.е. закон Его, а не одним поверх­ностным изучением Его закона, как говорит и св. Апостол Iаков: «Посему, отложив всякую нечис­тоту и остаток злобы, в кротости примите насаж­даемое слово, могущее спасти ваши души. Будь­те же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает сло­во и не исполняет, тот подобен человеку, рассмат­ривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл и тотчас же забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совер­шенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, бу­дучи не слушателем забывчивым, но исполните­лем дела, блажен будет в своём действовании» (Iак. 1,21-25).

Для того чтобы разрушить дела диавола, явил­ся Сын Божий (Ср. 1 Iоан. 3,8), и дал нам Свои животворные заповеди (ср. Iоан. 6,63), т.е. Своё оживотворяющее учение, которое сосредоточено на всеобдержащей заповеди о вере во Имя Iису­сово, как свидетельствует св. Евангелист Iоанн Богослов (1 Iоан. 3,23) и подтверждает в Еван­гелии своём (Iоан.1,12; 3,18; 20,31) и св. Апос­толы: Петр (Деян. 4,10-12) и Павел (1 Кор. 6,11; Филипп 2,9-10; Откр. 3,10). Вера же во Имя Iисусово прежде всего есть сердечное убежде­ние в том, что именуемый Богочеловек Iисусъ Хри­стосъ действительно соответствует наименованию - Iисусъ. Это же Именование означает Искупле­ние или Спасение от грехов, их вдохновителя ди­авола и последствия вечной смерти, как истолко­вал сам Архангел, открывший это Имя праведно­му Iосифу (ср. Матф. 1,21). Или как подтверж­дает значение этого Имени св. Апостол Павел (Филиппе. 2,5-9).

Затем, по согласному со всеми св. Отцами, тол­ковниками свящ. Писания, учению Вышенского затворника Епископа Феофана, вера во Имя Iису­сово означает не только сухое рассудочное убеж­дение, но и глубокое сердечное настроение - пе­рерождение, выражаемое в таких словах: «Я по­губил себя грехом и спасаюсь силой Господа моего Iисуса Христа, за меня распеншагося и Своею благодатию меня оживотворившего».

Это нравственное настроение у св. Апостола Павла называется верой сердечной, или верой, действующей любовию (Галат, 5,6). Искренняя же любовь всегда имеет стражем и неизменным спутником своим охраняющую её ревность, а без неё она не больше как лицемерное фарисейство и притворство (Филипис. 3,6-8).

Действия этой веры описаны у св. Апостола Павла : «...в вас должны быть те же чув­ствования, какие и во Христе Iисусе...», и да­лее говорит об уничижении, смирении и само­отверженной, полагающей душу за грешников любви Христовой, которою совершено Искуп­ление, за что даровано и плоти Сына Божия Имя Iисусъ - Искупление и Искупителя знаме­нующее.

Итак, наилучший и плодотворнейший спо­соб проверить, найти, убедиться в бытии неви­димого, непостижимого нашим ограниченным тварным умом Бога - это усердно и вниматель­но изучать, благоразумно, честно и добросове­стно исполнять, осуществлять в своей жизни Его животворное учение, животворные запове­ди; короче: вселить верою в сердце Самого Христа призыванием Его благодатеподательного Имени (ср.Iоан.14,26; 1 Кор. 6,11; Ефес. 1,-5,8).

Всё это заключается в сердечном испове­дании Имени Iисусова. Поэтому для честного критика есть легчайший и достовернейший спо­соб проверить Божественность учения Христо­ва и убедиться самым ощутительным спосо­бом как в бытии Бога, так и в Божестве Госпо­да нашего Iисуса Христа.

Может быть, и другие захотят испытать этот способ богопознания? А если боятся, пусть по­ступают по Заповедям Христовым:

  1. Познают свою греховную нравственную нищету.
  2. Искренно жалеют о том и плачут.
  3. Пусть смирятся и будут кроткими.
  4. Пусть не унывают и продолжают это.
  5. А теперь они и «Бога узрят».

Чтобы видеть Всесвятейшего Бога, Которо­го трепещут Херувимы и Серафимы, надо упреподобиться Ему хоть чуть-чуть. Всякое жи­вотное ищет сродное себе. Так и человек. На­пример, некурящему тошно в обществе куриль­щиков, а курящему нестерпимо с некурящими, ему нужен табачный чад, который его радует, и он не замечает, не тяготится тем, что отдался в плен постыдной страсти табакокурения. И этот раб-табакокур хочет сообщиться со Всесовершеннейшим Существом - Богом, когда ему с порядочными людьми скучно, потому что они не сосут табачную соску. Нет! «в злохудожную, подверженную страстям душу не внидет пре­мудрость» (Прем. 1, 4-5). Только сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит, а вонючее табаком, злобой, завистью или ненавистью, ми­ролюбием это сердце чуждо Бога и должно по­каяться».

Пишу это из сожаления к заблудшим. Все­милостивый и Всеправедный Господь, искупив­ший нас, окаянных, Пречистой Кровию и Крест­ными мучительными страданиями Сына Своего, возвратил нам жизнь вечную, смертию смерть поправ, и сущим во гробе Жизнь даровал, сде­лал нас сынами и дщерями Божиими. А мы опять идём к сатане, Его врагу и нашему мучи­телю, и смеем раскрывать свои уста для ропо­та, почему Бог нас наказывает... Хотя бы пото­му, почему добрый отец наказывает распутно­го сына. А нам наше распутство невидно. Мы о нём не думаем, нам некогда... Это называется грех и страсть окамененного нечувствия, об из­бавлении от которого надо проливать слёзы, умоляя Господа просветить наши очи сердеч­ные, да не умрем в смерть. Больной телесно чувствует свою болезнь и спешит к врачу. А больной нечувствием и не думает пойти к врачу духовному, а потому он близок к смерти. И чем больше заболевает, тем меньше думает об уврачевании. Нужна посторонняя помощь, или какой нибудь жизненный удар, несчастие, бо­лезнь телесная и т.д. Чаще читайте и вникайте в Заповеди Христовы в 5-й главе от Матфея. «Блажени нищий духом... Нога болит, трудно писать. Простите, гр. схм. Георгий. 17.09.60 г.(До сих пор в разделе IХ были письма: Староафонский исповедник Имени Божия схимонах Георгий (Макаровский).

Категория: Имяславие 12 том | Добавил: borschks
Просмотров: 216 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0