Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-12-29, 9:00 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 12 том

страница 287 - 293
2018-08-05, 8:05 PM

Явленiе старца Иларiона после кончины ученице его.

26). Однажды явился мне старец во сне и рассказывал о своей кончине. Присутствовавшiй во время его исхода iеромонах Паисiй и другiе были удивлены, что, испуская последнiе воздыханiя Старец с улыбкою манил кого-то к себе руками. Я начала расспрашивать его о сем и он объяснил, что в это время у нас стояли три Ангела; меня убрали и перенесли в крайнюю, где осталось мое тело и один Ангел, а два Ангела взяли мою душу и понесли ко Господу, где я и поклонился Ему. Затем присоединились к оставшемуся при теле Ангелу еще один Ангел и Матерь Божiя, которые вместе с душою моей, присутствовали до выноса тела, потом проводили до могилки, где и пребывали до св. Пасхи, а потом меня паки повели ко Господу. – А видели ли вы мытарства? спросила я. –“Нет, я их не видел, молитва как свеча шла впереди, а я за нею и так я достиг и поклонился Господу.”

Однажды я спала. Подошел ко мне Старец и говорит: “Пойдем я тебя везде повожу”. Я начала отказываться: мне, говорю, некогда, я сейчас должна работать. Он отвечал: ”Это все сделает Елена, а ты должна идти”. У меня явилось сомненiе, что может быть это не старец, а искушенiе, и лишь только я сiе подумала, как он меня перекрестил и страх оставил меня. Я успокоилась, и только хотела встать, чтобы идти, но он предупредил меня: ”Подожди я сам тебя возьму”. И он начал что-то делать около рта. Я почувствовала только, что ноги и все члены мои вытянулись, и из меня что-то вышло. Я испугалась и вдруг вижу, что все вокруг меня в каком-то новом измененном виде: вся природа, комната, весь дом, и я сама, а около моей пастели хлопочет сестра Елена, как около мертвой. Затем внезапно разверзлась земля и я, испугавшись, хотела убежать, но он удержал меня, и мы начали спускаться в какую-то пропасть, или мрачное подземелье, как бы по ступенькам. Там в бездне что-то страшное, я спросила: ”Что это?” Старец ответил: это тебе надо непременно молиться, а то и ты туда попадешь”. Вижу, какiе-то люди страшно кричат и в отчаянiи поднимают руки. Один из них бросился ко мне и бросил мне в лицо какую-то бумагу, но старец дунул на него и он исчез. Вижу, два врага ведут маленькую душу и бросили ее в огонь. Я сильно испугалась, а старец говорит: ”держись крепче” и я схватилась за его руки. Потом увидела массу врагов по левую сторону, я опять испугалась, это они собрались идти на страсти искушать людей.

27). Матушка Авраамiя (Голикова), по слухам узнавшая о старце Георгiи (Макаровском), в начале 1960-х годов прiехала из гор (пос. Псемена5) к старцу схимонаху Георгiю (Макаровскому) в гор. Кропоткин, и в моем присутствiи рассказывала про чудеса о. Иларiона. (См. п. 10). Еще она рассказала следующее:

Отец Иларiон во время гоненiя на него проживал в «Темных буках». Он простудился и долго болел водянкой. Буковским сестрам о. Иларiон говорил, что, благодаря молитвы Iисусовой, Господь поддерживает его и облегчает ему болезнь.

Матушка Херувима7 взяла о.Иларiона к себе в келью и ухаживала за ним до самой его кончины, последовавшей 1-го марта 1916 года.

Часовня над могилкой о. Иларiона была построена при матушке Руфине, хотя при своей жизни о. Иларiон запрещал что-либо строить над его могилкой, кроме могильной плиты с надписью, так как он предвидел гоненiе на него и по кончине от имяборцев, и безбожную революционную власть, котолрая не оставит в покое часовню, если она будет построена.. Предвиденiе Старца оправдалось.

1-е обретенiе мощей старца схимонаха Иларiона.

(Сведенiя о могилке о. Иларiона, полученные по моему запросу от инокини Любови из х.Псемена что возле Курджинова, в письме от 26 Января 1966 г.)

28). «…Видела я гр. матушку Митрофанiю, спрашивала за о. Иларiона. Она мне кое-что рассказала о нем, а главное, что ее близкая знакомая жила при могилке старца Иларiона и видела, когда вынимали его св. мощи. Старшая общины м. Херувима, вопреки завещанiю старца «не трогать его останков», тайно взяла их и принесла в гор. Новороссiйск к знакомым, после чего внезапно упала и вскоре скончалась. А где схоронены св. мощи старца никто точно не знает. Как жалко».

29). Из второго письма той же матушки Любови (Гавришевой):

«В 1917 г., через год после кончины о. Иларiона, матушка Нина была в «Темных буках». Из Новороссiйска прiехал епископ, и хотел убрать из под престола его останки. Но когда открыли могилку увидели, что тело его предалось тленiю, только правая рука и сердце были нетленны, от его сердца истекало благоуханное миро, аромат исходившiй от его останков, наполнил всю пустыньку. Увидав такое чудо и услыхав такое благоуханiе от святых мощей старца Иларiона епископ осрамился. Тогда он приказал захоронить мощи святого старца не под престолом, а под часовней. Там была и бывшая начальница (обители) матушка Херувима, она (тайно) взяла эти останки и куда их дела неизвестно, это знают только жители ст. Славянской. По-разному говорят. Но Господь об этом знает. Некоторые считают, что м. Херувима сделала это по своей воле, за что была наказана. Но и это нам неизвестно».

30). Из третьего письма от 17 iюля 2005 года той же м. Любови (Гавришевой, ныне инокини Акилины, из ст. Саратовской, Горячеключевского р–на): «…На ваш вопрос об о. Иларiоне. Я хорошо помню, м. Руфь моя духовная мать, когда туда прiехала (т. е. в пустыньку о. Иларiона, она там целый год жила (ее хотели украсть азiаты), и пр ней прiехал один епископ из Москвы, чтобы удалить из под престола мощи о.Иларiона. Когда открыли гроб о. Иларiона, тело его оказалось нетленным. От тела исходило сильное благоуханiе, и епископ, говорила м. Руфь, посрамился как пес, и.приказал вынуть гроб с мощами старца и положить под стенкой (часовни).

(Эти три письма м. Любови (Гавришевой) хранятся у пишущего эти строки.

Исходя из данных версiй о св. мощах старца Иларiона очевидно, что Сам Господь скрыл их от кощунства и поруганiя имяборцев и нечестивых безбожников на времена безбожiя и богоотступства. Но и этих сведенiй вполне достаточно для того чтобы почитать о. Иларiона как святого исповедника истины.

Из приведенных выше сведенiй получается разночтенiе. Конечно, такая неточность вполне объяснима. Эти сведенiя устно передавались разными лицами. А при устных пересказах образуются неточности. Так произошло и в данном случае.

Неточность женской формулировки привела нас в тупик. Например,:

«Старец был похоронен под престолом». «Могилка о. Иларiона была под часовней». «Епископ приказал захоронить останки о. Иларiона под стенкой часовни». Это – двусмысленные понятiя:

«под часовней» – могла быть могилка снаружи часовни, как и под селом, под городом…

«Похоронен в часовне под престолом», – можно подумать, что часовня была построена прежде кончины старца Иларiона.

«Под стенкой часовни» – внутри или снаружи часовни?.. Одни вопросы.

Раздел ХIII.

Чудеса милосердiя Божiя в пользу почитанiя праведности

старца Иларiона.

2002-й год

Две экспедиции в поисках урочища «Темные Буки».

1-я паломническая экспедиция в поисках могилки о. Илариона 1-2 июля 2002 года.

Состав нашей паломнической группы из семи человек: – число символичное – не подобранное, а промыслительно совпавшее: Константин Борщ, Роман Борщ, Георгий Савостин (майор запаса), Андрей Матузков, Николай Касьянов, Андрей Колтович и Евгений Гайдуков.

Испросивши благословение у Господа и Пресвятой Богородицы, 1 и 2 июля 2002 года мы провели первую паломническую экспедицию.

Мы не знали даже места расположения урочища «Темные буки», а тем более, не знали места пустыньки о. Илариона и места его захоронения. Но, как говорится: «Язык до Киева доведет». Господь посылал нам, последовательно, людей, которые указывали нам путь в «Темные буки». А когда мы блуждали, не зная куда идти, Господь послал к нам лесника, как раз того участка, где расположена пустынька о. Илариона в «Темных Буках», который провел нас к назначенному месту. Но об этом после. А сейчас по порядку.

Сначала в поселке «Горном» Крымского района мы побывали у источника преподобного Феодосия Кавказского. Напились водички святого источника, приложились в часовне к святыне и за молитвы о. Феодосия отправились в поисках урочища «Темные буки», которое по некоторым данным находится, если идти по горам и лесам, на расстоянии восьми километров от источника о. Феодосия. Но кто нас туда проведет? У кого не спросим, как туда дойти, никто не говорит, все направляют нас к настоятелю пустыньки о.Феодосия иеромонаху Филарету. Без его благословения никто не решается рассказывать, как можно найти могилку о. Илариона. Строго запрещено и засекречено! А если кто чуть-чуть и скажет, то просит не выдавать его о. Филарету. Возможно, митрополит Исидор приказал о. Филарету никому не указывать место могилки исповедника, блаженного Илариона Кавказского, который подвизался сначала на Старом Афоне, и около сорока лет в пустынях Кавказа. Запрещено, потому что о. Иларион обличал имяборческую ересь, официально принятую Святейшим Синодом в 1913 году и закрепленную за Российской Церковью. Но и не надо! Господь указал нам станицу «Молдованскую» откуда мы должны взять направление в «Темные буки». Когда мы вышли на поляну, усеянную лесным разноцветьем, навстречу нам ехал на тракторе лесник Владимир Голубничий, житель станицы Гладковской. Мы его остановили и спросили: как можно найти урочище «Темные буки». Он сказал: «подождите здесь, скоро должен ехать лесовоз, водитель которого направит вас в урочище «Темные буки» к могилкам у разрушенной часовни, а я точно не могу вам сказать, так как был там больше пяти лет назад и уже забыл то место». Экономя время, мы не стали ожидать лесовоза и поехали дальше. Наконец, мы выехали на другую большую поляну. В левом углу этой поляны поставили свою машину и вошли в лес. Идем вверх над руслом сухой речки. Но странно было бы найти нам искомое там, где мы никогда не бывали. И, конечно же, мы пошли в противоположном направлении, так как остановились не на той стороне поляны, но об этом мы узнаем позже. А сейчас наша группа разделилась: молодые крепкие здоровьем пошли лесом в гору быстрее, а мы скоро утомились и остановились в ожидании результата от них. Ужасно беспокоили нас назойливые комары, от которых мы не успевали отмахиваться. Накрапывал дождь, поэтому комары были очень злые. Не дождавшись наших «разведчиков» мы поспешили от ливневого дождя к своей машине. Большая часть нашей группы ушла на такое расстояние, что, окликая их, не слышно было ответа. Нас настиг сильный дождь с градом у самой машины, и немного промокшие успели сесть в машину. Вскоре, с другой стороны, пришли наши разведчики, промокшие под дождем. Хотя они забрели и не туда, зато встретили там лесовоза, водитель которого сказал им, что в горы и в лес надо было входить с другой стороны поляны, и дал направление, куда надо идти. По грязи с буксованием колес мы подъехали к другому краю сенокосной поляны и остановились. Перед нами раскинулась красивая панорама горного ущелья и лесов, среди которых виднелась покрытая дымкой лощина, по которой предстояло нам идти. Конечно, эту лощину, издали похожую на огромный овраг, хорошо было видно лишь с поляны, а когда мы окунулись в лес, не стало видно той лощины, и мы шли, не зная куда На поляне где мы остановились оставили свою машину и с грузом пошли в поход в лес. А груз у нас был не малый – железный могильный крест, песок, цемент, вода, лопата, провизия и проч. Промокшие под дождем, сначала мы прошли поляной покрытой высотой до пояса густыми зарослями разноцветья, полной грудью вдыхая благоухающий аромат цветов и воздуха с горного леса. Дождь, хотя и прекратился, но одежда на нас была намокшая, а в обуви хлюпала вода. Густая цветущая растительность освежала нас душистой влагой. Мы с удовольствием вдыхали душистый аромат цветов и лесного воздуха восхищаясь очаровательной панорамой гор, покрытых лесом. Красота и благоухание Божьей природы придавали нам силу и бодрость. Когда мы вошли в лес и перешли речку по мостику из бревна, то шли над речкой вправо, против течения по лесным зарослям молодняка и бурьяна в рост человека. Пройдя некоторое расстояние, увидели просеку возвышающуюся от речки в гору, и решили по ней подниматься. Крепкие из нас шли быстрее, а мы слабые отстали, и остановились, чтобы не разбрелись и не затерялись в лесу по разным направлениям. Передние пошли на разведку. А мы трое остались ожидать результат. Прошло полтора часа. Мы усомнились, что долго их нет, а день клонился к вечеру. Если мы задержимся до темноты, то, как же в темноте будем возвращаться по лесным зарослям к своей машине на ночлег? Тогда и мы решили подниматься по просеке в гору. Мы вошли с просеки в лес и начали окликать вперед ушедших. Кричали во весь голос. Но «ни гласа, ни послушания»… Идем дальше, чтобы нас было слышнее. Наконец слышим вдалеке глухой ответ. Стали перекликаться. Наконец мы встретились. Но разведчики нас не обрадовали, могилку в лесу они не нашли. Да и как можно было найти ее в горах, в глухом лесу, без проводника, где нет никаких указателей?

Собрались все вместе, и с тем же грузом пошли обратно на ночлег к своей машине. Не легко было с грузом проделать обратный путь по лесным зарослям молодняка и по густо заросшей поляне. Но мы не унывали. Ревность и желание найти и поклониться останкам праведника о. Илариона утоляла нашу усталость. Вот мы и пришли к своему домику – машине. Разожгли костер, стали сушиться. Слышим: «трах-трах-трах» – это через поляну по стерне прямо к нам движется трактор. Тот самый тракторист: Голубничий Владимир Дмитриевич – лесник, который еще днем встречался нам далеко от этого места, когда мы ехали сюда. Он оказался добрым человеком и для нас поистине посланником Божиим, чтобы содействовать нам. Подошел он к нам со словами: «Привет, православные! А я думаю, поеду, посмотрю, а то направил вас, а сам думаю, нашли вы то место, или нет». Трактор еще «трахкает», а Георгий Васильевич говорит: «Не ангела ли своего Господь послал нам»…Кто-то подсмеялся: «На тракторе?»… Действительно, этот человек мог показаться нам ангелом, потому что явился нам помочь в трудный момент. Мы на куче соломы раскинули ужин, лесник перекусил вместе с нами. Затем он сказал, утром пришлет нам проводника, а если никого не найдет, то расспросит место могилки и сам приедет провести нас к ней. Обсушив одежду у костра и прочитав под открытым небом, на благоухающей поляне молитвы на сон грядущим, мы уснули. Утром, восстав от сна и читая молитвы, слышим «трах-трах-трах» - это едет сам Владимир лесник. Только уже не через поляну, а с другой стороны, с горы по просеки выше речки под над которой мы вчера шли.. Вдруг, трактор затих. Мы подумали, наверное, закончилась солярка. Но через некоторое время со стороны горного леса перед нами появляется вчерашний пеший лесник-тракторист Владимир. Он прибыл к нам для того, чтобы исполнить вчерашнее обещание и провести нас к могилке. Подкрепившись завтраком и загрузившись, мы пошли за нашим благодетелем-проводником к трактору. На этот раз он оставил свой трактор-вездеход по ту сторону речки. Поэтому, перейдя речку и пройдя вверх до трактора, я сел в кабину рядом с трактористом, а двое с грузом примостились сзади кабины на прицепе, а остальные шли пешком, и мы по просеке двинулись в гору. Наконец, свернули в урочище «Темные буки». Проехали сколько было возможно по крутому скользкому спуску, и остановились. От трактора 200 метров прошли пешком и увидели следующую картину данного места, именуемого «Пустынькой отца Илариона».

На полу-полянке, уже заросшей несколькими деревьями возрастом по 50-60 лет и молодым кустарником, видны следы бывшей часовни. Да, раньше была здесь сооружена из горного камня часовня. Теперь, по периметру бывшей часовни от стен остались руины. Внутри бывшей часовни в «горнем месте…» выросли два дерева: ясень и граб, а за руинами стен бывшей часовни выросли еще несколько деревьев. Этим деревьям примерно по 60 лет. Сам лес уже не похож на «Темные буки». По рассказу лесника, в начале 20-го века буковые деревья были в два-три обхвата, которым было по 200-300 лет. Тогда действительно в буках было темно, не было просвета в макушках деревьев. А теперешним деревьям, среди которых бук, дуб ясень, граб, карагач не более как по 60-70 лет, изредка сохранились и карликовые деревья-старички, которым больше ста лет. Среди макушек деревьев теперь просветы, поэтому в теперешнем урочище «Темные буки», не совсем уж темно, а просто как в лесу. Когда повеет ветерком, слышится аромат горных цветов и растений. Вообще место благодатное. Когда в поселке Горном у старушки мы расспрашивали про это место, она не могла скрыть своего восхищения и сказала: «Ой, какая там благодать на могилке!»

Снаружи в метрах пяти от часовни перед восточной стеной выложена из горного камня низенькая, высотой сантиметров в двадцать оградка, внутри оградки – могилка, состоящая из трех фрагментов бывшей бетонной могильной плиты, разбитой гробокопателями; остальных частей плиты не было. Впереди стоял пень от сгнившего дубового креста.

Справа на расстоянии 4-х метров стоит массивный дубовый крест с одной длинной перекладиной, хорошо сохранившийся, но ветхий, потресканный, а холмика могилы почти нет. А справа от этого креста чуть заметный маленький холмик – могилка без креста. Всего три могилки.

По словам лесника, это место до 1985 года было ухоженное посетителями. Значит, приходили сюда почитатели этого святого места. Мы отслужили панихиду о усопшем схимонахе Иларионе, «и иже с ним захороненных».

Судя по тому, что на первой могилке три фрагмента могильной плиты и что вокруг могилки выложена каменная оградка, хотя и совсем низенькая, мы предположили, что, это и есть захоронение о. Илариона, после выноса его останков из под престола часовни по приказу злого епископа имяборца.

На второй день нашего паломничества 2-го июля мы с Божией помощью успели облагообразить сие место. Вырубили молодой кустарник, очистили всю поляну от слоя сухого листа.

Забетонировали привезенный нами железный крест на могилке предпологаемого места захоронения о. Илариона. Выложили из камня холмик. Отслужили панихиду и, попрощавшись с о. Иларионом и иже с ним отправились в обратный путь. Остаток от сгнившего дубового креста и земельки с этой могилки мы взяли с собой в надежде, что это могилка о. Илариона. Первоначально могила о. Илариона была внутри будущей часовни, а через год по приказу епископа имяборца он был захоронен «под стеной часовни» (можно было подумать под стеной часовни - снаружи). Уходя с пустыньки мы планировали совершить сюда второе паломничество, для того чтобы добиться окончательных результатов в поисках могилки о.Илариона, для истории.

 

2-я паломническая экспедиция в «Темные Буки»

8-10 июля 2002 года..

Второе обретение мощей старца Илариона

9-го июля 2002 года.

8-10 июля 2002 года состоялось второе наше паломничество той же группой, но уже из шести человек, не было А.Колтовича, который был на работе. У нас было сильное желание обрести точное место захоронения о. Илариона. Перед отъездом сообщили леснику о дне нашего визита и приехали к нему в станицу Гладковскую, от которой до пустыньки о.Илариона девять км.. Он занят был по службе и послал проводить нас к могилкам своего сына Ивана и зятя Сергея. Они с трактором проводили нас, по новому маршруту, до самых могилок.

Итак, прежде я был убежден, что могилка, которая в каменной низенькой оградке, на которой в первую нашу экспедицию мы установили ажурный железный крест, является первым местом перезахоронения о. Илариона, потому что выражение «под стеной часовни», мы понимали ошибочно. Так например, и выражения: «под городом», «под деревней», «под горой», «под стеной» надо понимать относительно, а не буквально.

Теперь же у меня появилось другое предположение, а именно такое, что вторая могила хотя и не имела холмика или плиты, но зато на ней сохранился дубовый массивный крест, значит именно эта могила была ухоженая, а холмик мог смыться дождями. А также и по той версии, что останки о. Илариона по приказанию епископа имяборца были перезахоронены в другое место, я и предположил, что место с крестом это и есть могилка о. Илариона после его перезахоронения. И решили произвести раскопку могилы, чтобы убедиться в наличии останков у могилы под дубовым крестом.

На ночлег под 9-е июля мы раскинули палатку и разделили ночь на всех, поочередно, для неусыпаемой молитвы. Каждый член нашей группы в свое дежурство тянул четочки. Первую: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помиллуй нас грешных»; вторую: «Владычице наша Пресвятая Богородице Дево, спаси нас грешных»; третью: «Упокой, Господи, душу раба Твоего схимонаха Илариона». Также читали: «Святые царственные мученики Николае, Александра со чады вашими, молите Бога о нас грешных»; «Блаженный старче Иларионе, моли Бога о нас грешных»; «Преподобне отче Феодосие Кавказский, моли Бога о нас грешных».

Утром 9-го июля, когда я проснулся в моих ушах стояло мелодичное неземное Ангельское пение припева икоса акафиста Благовещению Пресвятой Богородице: «Радуйся Невесто Неневестная», это чудесное пение звучало во время моего сна до самого пробуждения моего. – И в тот же день нас посетила благая весть – мы, чудом Божиим, обрели св. мощи о. Илариона. В 4 часа 30 минут на лесной природе перед могилкой у дубового креста я читал утренние молитвы, и во время молитвы было ощутимо присутствие передо мною о. Илариона, он как бы предстоял во весь рост, лицом ко мне.

С Божиим благословением мы приступили к раскопке могилы у дубового креста. Когда дотронулись до останков, дальнейшую раскопку прекратили, ибо кто может нас убедить в том, что это останки именно о. Илариона? И так, мы убедились, что у креста есть захоронение,– это знать было нам необходимо.

После этого мне пришла ложная мысль:[2] если место первого захоронения о. Илариона в 1916 году было снаружи часовни, перед горней стеной, на которую могилу в первое паломничество мы установили железный крест, и он был оттуда перезахоронен, то останоков в той могиле уже не должно быть, могила должна быть пустая, а место в могиле под дубовым крестом, где есть останки, значит это и есть могила о. Илариона, куда он был презахоронен по приказанию епископа имяборца.[3] И мы решили убедиться в этом раскопкой предполагаемого «первого» места захоронения старца. А раскопанную могилу у дубового креста, убедившись что могила не пустая, вновь засыпали, сделав холмик.

Короче, произошла какая-то заморочка в голове. Ведь по имеющимся сведениям, епископ приказал удалить останки о.Илариона именно из под престола. Значит, о. Иларион никак не мог быть первоначально захоронен вне часовни. Но эта «заморочка» пошла нам на пользу.

Когда начали раскапывать, могилу в каменной «оградке» к нашему удивлению обнаружилось, что раньше могила была кем-то раскопана. Могильная плита, которая почитателями усопшего была установлена сверху могилы, была разбита на части, а при обратной засыпке гробокопатели побросали в яму три самых больших фрагмента разбитой плиты на разных уровнях. Так что при нашей раскопке каждую часть плиты поднимали из ямы наверх три человека и с большим усилием. По словам лесника, грабители и в лесах раскапывали могилы.

Но мы были весьма удивлены, когда и в этой могиле обнаружились останки захоронения. Но чьи они? Мы сильно обрадовались тому, что стали обнаруживаться монашеские принадлежности: фрагменты кожаного пояса с пряжкой, нижняя часть деревянного ручного креста, т. е. ручка с резного креста; затем обнаружился деревянный резной крестик от анолава из двух фрагментов без правого крылышка. Обнаружился фрагмент Евангелия. Затем стали обнаруживаться фрагменты разноцветных тканей из нескольких слоев; и это навело нас на мысль: схимник хоронится в монашеском одеянии черного цвета, а не в цветном, а что же это за ткань: розовая, фиолетовая, зеленая, черная? И появилось мнение, что вряд ли это могила схимонаха Илариона. Но чья же? Вдруг, мы обнаружили на одной паре ниже локтевых костей надетый на руку иерейский цветной поручень с нашитым крестом. В одной оконечности этих парных костей, что с поручем, до сих пор не истлевший участок плоти. На костях другой руки поручня не оказалось, возможно он истлел или взят гробокопателями. Обнаружив поручень священнослужителя на руке, мы, с одной стороны, приуныли, ибо теперь уже ясно, что это захоронение не о. Илариона. Но чье же? И где тогда о. Иларион? Ведь если версия о том, что м. Херувима увезла останки старца Илариона в Новороссийск правдоподобная, то где же тогда была первоначальная его могилка? Наконец, кто же этот иеромонах, который был захоронен в этой могиле перед горней стеной часовни? Выходит, что и первую могилку мы раскапывали неудачно. Теперь нам стало ясно, что две передние могилки не содержат останков старца Илариона. Но после мы убедимся, что все это сделано нами не напрасно, но по воле промысла Божия. И вот почему. Во первых, мы убедились, что место у дубового креста и место в каменной низенькой оградке – не пустые, а с захоронением.

Во вторых: по имеющимся данным известно, что перед кончиной о. Илариона его причащал иеромонах Паисий, а по другим данным, полученным нами с о. Георгием (Макаровским) в начале 1960-х годов от иеромонаха Кирилла, о. Илариона отпевал и служил панихиды по нем иеромонах Паисий Драндовского подворья г.Новороссийска. Вполне возможно, что после кончины о. Илариона на этом месте, перед часовней, мог быть похоронен иеромонах Паисий. И эта могилка была раньше ухоженая, так как вокруг нее была выложена каменная низенькая оградка, а на могиле профессионально была сооружена бетонная плита, которую грабители не имея возможности сдвинуть её, разбили на части. Поэтому, с другой стороны, обретение мощей иеромонаха было для нас радостным. Захороненный иеромонах был, очевидно, маленького росточка, так как череп его был малорослого человека. Первую могилу (что у дубового креста) мы раскапывали также не напрасно. Если бы мы ее не раскопали, то, раскопавши могилу иеромонаха и убедившись, что в ней останки не о. Илариона, мы могли бы подумать, что останки о. Илариона именно в могиле у дубового креста. И все равно приступили бы к ее раскопке.

 

5 Ставропольского края, находящегося в двух верстах от Курджинова. - Сост.

7 Впоследствiи игуменiя образовавшейся при могилке о. Иларiона женской общины

[2] Но эта ложная мысль, непонятно откуда она взялась, послужила нам на пользу.

[3] Как мне могла прийти такая мысль, если исторически известно, что, Синод приказал удалить мощи о.Илариона из под престола внутри часовни, в которой служились панихиды??? Но, как говорится, не бывает худа без добра…

Категория: Имяславие 12 том | Добавил: borschks
Просмотров: 209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0