Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:58 PM | |
Глава 35. ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИМЯБОРЧЕСТВА – ГОРДОСТЬ И САМОЛЮБИЕ, НИЗРИНУВШИЕ ИМЯБОРЦЕВ В БЕЗДНУ ОТСТУПЛЕНИЯ. Имяборцы любят считать причиною Афонского спора об Имени Божiемъ книгу старца Иларiона «На горах Кавказа», а вот что говорит автор «Церковь и время» Д.А.Горбунов: «Одной из причин непрiятiя книги называют помещенное здесь письмо о. Иларiона с обличенiем афонских старцев, которые приняли за истинные ежедневные явленiя Божiей Матери некоей Наталiи. Старцы ездили «для назиданiя к великой святой», оказывали ей всевозможное вниманiе и поддержку (и поклоненiе, и принимали от нее благословенiе, – iером. Паисiй). Впоследствiи Наталiя принесла покаянiе, а прежнiе почитатели прельщенной женщины составили тайный заговор с целью остановить распространенiе свидетельства их духовной близорукости. Рецензiя инока Хрисанфа стала первым шагом в указанном направленiи». («Церковь и время». № 3 (12) 2000 г. с.214). Хула Хрисанфа Минаева и Алексея Киреевского афонски монахов и его споборников членов Святейшего Синода, архиепископов: Никона, Антония, Сергия и послужила образованию иноческого афонского ополчения и началом брани за Имя Господне, а совсем не книга «На горах Кавказа» и не учение о. Иоанна Кронштадтского «Имя Божие есть Сам Бог», на которое ссылался и о. Иларион, и афонские монахи, и о. Антоний (Булатович), которое многократно повторяемое о. Иоанном Кронштадтским, собственно и послужило фундаментом Апологии веры во Имя Божие. Кратко говоря, хульная рецензии Хрисанфова на книгу «На горах Кавказа», восстание рецензента против учения о. Иоанна Кронштадтского и других Святых отцов о том, что Имя Божие есть Сам Бог, явилось кардинальной причиной раздора между афонскими монахами, причиной всей афонской эпопеи. Упоминаемый автор под «имябожием» разумеет ревностную защиту чести и славы Имени Божия афонскими исповедниками, и в числе их главного апологета «Имяславия» иеросхимонаха Антония (Булатовича), - но их защиту он понимает по-имяборчески, заразившись клеветническими наветами афонских имяборцев. Не было бы на Афоне нигилиста Хрисанфа, которому место приличествовало не на Афоне среди монахов, а на далёком Севере, не написал бы он свою еретическую рецензию, и не возникло бы на Св. Горе «междоусобицы» среди православных монахов, не возникло бы никакой проблемы с почитанием Имени Божия; не возникла бы на Афоне страшная имяборческая ересь, и, как противодействие ей, не контрастировало бы «имяславие», которое спонтанно существовало в Церкви Христовой во все века, а с появлением имяборческой хулы на Имя Божие на Афоне, Имяславие для нашего назидания, чётко выделилось в Церкви Новозаветной. Итак, с появлением сатанинской хулы на Имя Господне и на Сладчайшее Имя Господа нашего Iисуса Христа, как новое движение апостольского духа чётко проявилось «Имяславие» ХХ-го века, которое оформилось в «Союз Архангела Михаила» исповедников Имени Божия» для защиты Имени Божия от похуления имяборцами, ложно именующихся православными (Отк.З, 1), для защиты православной веры во Имя Божие (Ин. 1,12; 1 Ин. 3,23; 5,13; Ин. 3,18 и 36). А что касается скорби о.Илариона, то он скорбел не о том что якобы его книга породила разномыслие в умах по вопросу об Имени Божием, как говорят имяборцы, а о том, что архиимяборцы похулили Святейшее Имя Бога и своим авторитетом втянули в эту ересь за малым исключением все российское духовенство, всю русскую церковь. Он считал, что похуление Имени Божия является посаждением на престоле церкви российской духа антихристова и предсказывал скорое явление и восседание в храме Божием на престоле самого антихриста, о чем предсказывал св. апостол Павел (2 Фесс. 2,4). Также считал о.Иларион, что его книга сделала свое предназначенное Богом дело, она разграничила, вернее, отличила истинно православных исповедников от имяборцев, хулителей Имени Божия, ложно именующих себя православными. Свою книгу о. Иларион написал по просьбе его духовных учеников, в научение о молитве Iисусовой. Его книга послужила стимулом для возгревания ревности и поднятия упавшего в монашестве и христианстве в целом духа молитвенного и духа христианского, для возрождения Святоотеческой традиции делания молитвы Iисусовой. Сначала он по смирению отказывался писать книгу, но по усиленной просьбе учеников его и по откровению ему от Пресвятой Богородицы он получил вдохновение и желание написать эту душеполезную книгу. 1-е издание книги «На горах Кавказа», проверенной и допущенной к изданию духовным цензором профессором Боголюбским, вышло в Баталпашинске в 1907 г. 2-е издание, финансированное Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, вышло в Баталпашинске в 1910 г. 3-е издание с разрешения автора, на свои средства выпустила Киево-Печерская Лавра, тиражом десять тысяч экземпляров, в 1912 г. 4-е издание вышло в СПб в 1998 г. 5-е издание вышло в СПб. в 2002 г. .Эта книга была весьма популярна среди православных христиан всех сословий. Ее с духовным наслаждением и упоением читали и читают желающие научиться непрестанной молитве Iисусовой, особенно монашествующие, для которых эта книга стала настольною и самой любимою книгою. Отец Иларион около четырех лет подвизался на Старом Афоне. Его бывшие друзья и товарищи по поступлению в обители афонские, ставшие уже начальниками, достойно оценили эту книгу своего друга, и радовались за высокое дарование ему от Бога, за его духовное совершенство. Но враг рода человеческого не потерпел Божественной силы и славы Всемогущего Имени Бога, прославляемого в книге схимонаха Илариона; он внезапно, через свои орудия, воздвиг хулу на Святейшее Имя Божие в ней прославляемое, и открыл гонение на самую книгу, и ее автора, и особенно на Сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа, Которое является основанием молитвы и основанием нашего спасения, которое не может совершиться без заповеданной Отцем Небесным веры во Имя Сына Его Iисуса Христа (1 Ин. 3,23), ибо первоверховный Апостол Петр поведал, что кроме Имени Iисусова нет иного имени под небом, Которым подобает нам спастись» (Деян. 4,12). И вот, по слову св. Иоанна Лествичника это сильнейшее оружие против демонов – Сладчайшее Имя Господа IИСУС сатана постарался выкрасть у нынешних теплохладных христиан и лишить их единственного средства спасения. А произошло это вот как: «Споры об Имени Божием на св. Горе начались более трёх лет тому назад. Главными противниками почитания Его были иноки, предавшиеся чтению еретика Фаррара, сочинений по спиритизму и оккультизму, газет и другой литературы, убивающей истинный дух монашества и православия. К числу таких иноков принадлежат иеромонахи: Агафодор, Иоакинф, Алексей Кереевский, Феофан, Меркурий, Питирим, и др.; монахи: Динасий, Хрисанф, Климент, Вениамин; архимандриты: Мисаил, Иероним; келлиоты-иеромонахи: Нифонт, Антонин, Петр, Георгий, Вениамин, Авраамий, Герасим, и пр. Все эти лица, усвоившие неправославные мысли вышепоименованных западных еретиков, увлекли за собой многих доверчивых братий и произвели на св. Горе тот страшный раскол, о котором ныне уже оповещён весь мир, и о котором пророчествовал преподобный Нил Мироточивый. Появилось это учение так: лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталия, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которою свободно, о чём ей вздумается, беседует. Её рассказам поверили некоторые должностные святогорцы, игумены, епитропы, духовники и прочие, которые, для назидания, к великой святой ездили на пароходе, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и пр. Узнавши о подобной хуле на Божию Матерь, известный ныне (пустынник Кавказских гор) схим. Иларион, живший раньше на Афоне, написал старцам, поддавшимся обману, увещательное послание, прося их не верить этой несчастной. Но письмо образумило только Наталию и та, говорят, покаялась, и по христиански скончалась. Что же касается иноков, о них можно сказать: «не обличай злых, да не возненавидят тебя» (притч. Солом. гл.9, ст.8). Их самолюбие, как они считают, было уязвлено, и они весьма оскорбились на о. Илариона. Спустя несколько лет после этого о. Иларион издал свою книгу «На горах Кавказа», где между прочим поместил и своё письмо против Натальи, которое и было одной из главных причин, вызвавших нынешнее движение на Афоне. Прежние почитатели Наталии решили, во что бы то ни стало, добиться уничтожения книги, чтобы вместе с нею уничтожить и обличающее их письмо. Для этого они составили тайный собор из семи лиц и на нём придумали способ разделаться с ненавистным письмом, который ныне привели в исполнение. Способ этот – «рецензия» инока Хрисанфа, она была утверждена теми же лицами, которые ныне все оказались главарями имяборчества на св. Горе. Но иноки – простецы, особенно занимавшиеся умносердечной молитвой, с Божьей помощью скоро поняли хулу рецензии и восстали против неё, всячески отрицаясь изложенной в ней хулы на Имя Божие. А так как в числе вышеупомянутых семи лиц были некоторые интеллигентные знакомые архиепископу Антонию волынскому (Храповицкому), как например, Алексей Киреевский, Феофан, кандидат Казанской духовной академии, и другие, то они и относились к нему с этим вопросом, всячески клевеща на простецов. Архиепископ Антоний их клевете всецело поверил и ныне сам её поддерживает и распространяет всеми мерами. Учение их «имяборцев» достаточно изложено в синодальной грамоте, в журнале «Русский инок» и других периодических изданиях и брошюрах, почему мы не будем здесь касаться их. Вот, какое начало имеет имяборчество! («Правосланая церковь о почитании Имени Божия и о молитве Iисусовой. Изд. «Исповедник». СПб. 1914. С. 4-5. См. К.Борщ: «Имяславие. Т. 1. М. 2003. Ч. 4. Гл. 12. «Афонский погром». С.650-652.). Об этом немного подробнее: «В Петербурге некая женщина Наталья прославилась прозорливством. Нашлось у нее много почитателей – всякого рода простецов. Говорила она каждому якобы от лица Божией Матери, являвшейся ей во всякое время, когда захочет Наталья. В те же дни, когда о. Иларион готовил книгу свою к выпуску вторым изданием, Наталья объявила своим почитателям, что имеет желание отправиться во св. Град Иерусалим на поклонение Живоносному Гробу Господню. Из среды почитателей нашлись желающие сопутствовать ей. Доехав до Одессы, где надлежало пробыть около двух недель для выправки документов на выезд за границу, Наталья остановилась на подворье Пантелеимоновского монастыря св. Горы Афонской. Канцелярия подворья брала на себя обязательства и все хлопоты на выезд за границу всякого паломника, следующего ко Святым местам Востока. Наталья по слухам и раньше, была известна братству подворья, и даже самой обители Афона, а во время гощения в Одессе братия так превознесла ее, что, отправляя ее на пароход, поусердствовали сообщить по телеграфу в саму обитель, что знаменитая прозорливица изволила ехать в Иерусалим на таком пароходе, который заходит ко св. Горе Афонской, и предложили им осчастливить себя беседой с такой великой женой, которой всегда соприсутствует Божия Матерь, от лица которой она дает ответы всем приходящим к ней за советом. К берегу св. Горы Афонской пароходы не пристают и пароходной пристани во всей окружности Афона нет, но к прибывшему пароходу подходят лодки, посредством которых производится разгрузка и погрузка водного транспорта. Паломники мужчины, прибывшие на Святой Афон, благоговейно и радостно переправляются лодками на берег Святого Жребия Божией Матери, а женщины только посмотрят с пароходной палубы на дивную красоту земного рая – пустынного Афона, но вступать на него им не положено... Если закон о не входе жен на Св. Гору нарушить нельзя, то сама Пантелеймоновская обитель, извещенная из Одессы телеграфом, оказала честь паломнице- прозорливице, явившись к ней на пароход в лице старшей братии: о. Наместника, о. Духовника, о. Благочинного, о. Казначея и других старцев и братии. Прозорливица на пароходной палубе принимала их, сидя на своем путевом ящике, а старцы подходили и смиренно кланялись ей, некоторые даже лобызали ее руку. Давая каждому ответы, Наталья прежде обращала взор свой в сторону на видимое ей одной лице Божией Матери и от лица Ее открывала духовное состояние каждого. Например, об одном говорит: “Матерь Божия сказала: “Это раб мой”, а о другом: “Матерь Божия на тебя смотрит косо”, и тому подобное. Этой церемонией остались довольны обе стороны: и почтенные старцы убеленные сединами, и, конечно же, сама виновница небывалого события знаменитая прозорливица Наталья, для сопровождения которой заботливые отцы соблаговолили послать от себя опытного проводника-инока во Святой Град Иерусалим. Все это чиноначалие и старцы Пантелеимоновского монастыря являлись ближайшими друзьями и товарищами автора книги “На горах Кавказа” о. Илариона и одногодки ему по поступлению в обитель. Любя его братски и почитая как подвижника, особенно после выпущенной им книги, они всегда имели с ним самое близкое общение перепиской, как друзья и духовные собеседники. И на этот раз они не могли удержаться, чтобы не поделиться с ним небывалым событием и величайшим счастьем, что их посетила такая высокая прозорливица, которой всегда соприсутствует Сама Матерь Божия, и описали ему все до мельчайшей подробности, что им показалось в этой жене чудесного. Получив это сообщение, о. Иларион скорбел о духовной слепоте своих старо-афонских старцев, товарищей. Он обратился к своим духовно-опытным в распознавании духа Божия и духа лестча старцам пустынникам и предложил на их рассмотрение письменное сообщение со св. Горы Афонской. Старцы-подвижники всем собором признали в жене Наталии бесовскую прелесть и что ей в святотатственном образе Матери Божией приседит диавол. Без обличения и вразумления оставить было нельзя, ибо этот соблазн лег тяжким грехом на всю обитель св. Пантелеимона. О.Иларион был вынужден написать своим товарищам вразумительное письмо, чтобы они признали свое заблуждение, глубокое падение и принесли искреннее покаяние перед Богом и Пресвятой Богородицей, величие и честь Которой святотатственно перенесли на диавола, и ему воздали поклонение. Письмо кавказского пустынника принесло добрый плод. Рассмотрев подробно всю действительность, при свете такого вразумительного письма друга и брата своего, виновники признали свой тяжкий грех и горько раскаивались, а о. Илариону, вразумившему их, были весьма признательны и благодарны. Но падение Пантелеймоновской братии являлось для всех насельников Св. Горы Афонской искушением потрясающим, и опаснейшим для всех верующих, ибо ему было положено начало в столице России и пронеслось оно с запада на восток. Наталья прославилась в Петербурге, откуда в сопровождении обольщенной ею толпы прибыла в Одессу, где толпа увеличилась, а на пароходе, как известно, едет не одна сотня пассажиров. По образу толпы Натальиной, они тоже умилялись дьявольским обманом. А тут такая честь и слава тому же идолу на св. Горе Афонской! В святом же граде Иерусалиме со всего христианского мира стекаются сотни тысяч верующих. Не осталась в стороне и знаменитая прозорливица, окруженная толпой поклонников, в сопровождении прикомандированного Афонскими старцами монаха – свидетеля братства славной обители святого Пантелеимона, (почему о. Иларион и дает начало письма в книге “На горах Кавказа” к своим товарищам: “Слово, привезенное из города Иерусалима”.. Понятна благочестивая ревность старца пустынника Кавказского Илариона о поругании Божественной славы Честнейшей Херувимов Царицы неба и земли. Принимая во внимание силу духовной опасности, он не мог ограничиться обличением одних только виновников – своих легкомысленных товарищей. От увлечения подобными обольщениями и от падения в самую прелесть бесовскую необходимо было предостеречь всех христиан. Эта опасность со стороны рыкающего адского льва, хотящего поглотить души человеческие, всегда угрожает нам. Ради этого о. Иларион свое внушительное письмо решил поместить в своей книге с другими письмами, которыми он пользовал в духовном руководстве своих учеников и собеседников. Но поместил так мудро и искусно, что, сохранив подлинность письма, не обнаружил ни одного лица из своих друзей, не наименовал и самую виновницу Наталью и даже об Афоне не упомянул где произошло поклонение дьяволу. Мы же, обнаруживаем в своем рассказе это ради того, чтобы выявить преступление и преступников возмутивших св. Гору Афонскую и всю Святую Церковь Христову восстанием на славу имени Божия, воспаливших богохульную ересь, изрыгнувших хулу на имя Божие и навлекших кару Божию на всю вселенную, Святую же Гору Афонскую превративших в “мерзость и запустение”. Сохранив во втором издании своей книги тот же порядок писем к своим собеседникам, каков был и в первом издании, письмо к своим товарищам – старцам обители св. Пантелеимона, о. Иларион поместил в самом конце книги, после писем к духовным собеседникам. Приводим его дословно: “На твое любезное письмо отвечаю по силе своего разумения, как мне видится дело. Слово, принесенное к вам из Иерусалима, о некоей мирской женщине, по словам которой, будто бы, непосредственно, во всякое время беседующей с Божией Матерью, по рассуждению Кавказских пустынников, оказывается ложным и несостоятельным, а что всего важнее делает вас и всех поверивших сему сказанию виновными пред Божией Матерью в недолжных понятиях, касательно величия и славы, неотъемлемо соединенных с лицом Преблагословенной Девы Богоматери воистину Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Разсудите сами и разсмотрите тщательно всю историю христианства от самых времен Христа Спасителя, до наших дней – было ли когда-нибудь, что либо подобное, о чем дерзает говорить оная женщина N, поставляя себя на такую близость к Божией Матери, коей еще не был удостоен ни один из людей. Известно, что св. Апостолы занимают в Церкви после Богоматери самое высшее место; но, смотрите, – какие их отношения к Преблагословенной Деве Царице неба и земли. Вот они, по сказанию церковной истории, собраны от конец земли на честное погребение Всепречистой, будучи облаками по воздуху восхищены каждый от своего места. И с каким священным богоприличием и духовным восторгом, с какими неизреченными чувствами небесного благоговения сопровождают Богоприемное тело Пренепорочной Отроковицы! На Ню же, говорят, взирати не можем. И Той, достойныя чести воздати не мощно; старейшия же небесныя силы прекрасно пред гробом предъидяху, и невидимо вопияху Превысшим небесным чиноначалием: “Возьмите врата князи ваша и сию премирно подымите, яко Матерь присносущного Света! Тоя бо, преизящное, превосходит всяк ум!” Видите, какая страшная и неисповедимая слава по достоянию, сопровождает Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, что сами Апостолы не могут не только с Нею беседовать, но даже и взирать на Нее, по причине неприступной славы. А сия женщина N дерзает говорить о себе, что беседует с Божией Матерью, когда только захочет, будто с обыкновенным человеком, как мы разговариваем с другими. Таковой близости к Преблагословенной Святыне, видим, не был сподобляем ни один из смертных. Принимая за правду таковое нелепое свидетельство о себе женщины, все вы, поверившие ей, становитесь виновными пред Божией Матерью в том, что не имеете должных понятий о Ее преестественной славе и неприступном величии. | |
Просмотров: 206 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |