Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:50 PM | |
Суждения Булгакова относительно сути афонского спора можно назвать достаточно взвешенными. В самом ученiи об имени Божiем Булгаков видит «попытку Богословски осмыслить религiозные переживанiя, бывающiе у подвижников при молитве, в особенности молитве Iисусовой, непрестанно повторяемой сначала в уме, а потом в сердце». Речь в споре между имяславцами и их противниками идет, по мненiю Булгакова, «о теорiи молитвы: как понимать реальную действенность молитвы, в которой призыванiю имени Божия, стало быть, и Самому имени Божiю принадлежит основное значенiе?» 27. Булгаков считает, что афонскiе имяславцы «все-таки прегрешили чрезмерным и преждевременным догматизированiем своего ученiя и, в частности, своей (и вообще едва ли удачной) формулы, что "имя Божiе есть Бог"»[1]. Он отмечает, что «даже и истинное мненiе, если оно становится средством церковного разделеня и создает волю к нему, может получить оттенок еретическiй» 28.[2] В то же время главными виновниками смуты Булгаков считает именно противников имяславя, которым Синод, заранее устранив возможность общецерковного обсужденiя ученiя об имени Божiем, поручил составленiе докладов. Почему, спрашивает Булгаков, подготовка докладов была поручена лишь трем лицам — «универсальному» архiепископу Антонiю, архiепископу Никону, «возведенному вдруг в ранг первоклассного Богослова и с семинарской важностью поучающему невежественных иноков», и «доселе неведомому преподавателю духовного училища г. Троицкаму»? Почему только этот гуттаперчевый Богослов <...> оказался единственным представителем мiрян при обсужденiи этого первостепенной важности вопроса, почему не были опрошены духовные академiи, видные представители православного пастырства и мiрян, вообще почему не был соблюден хоть внешнiй «декорум» соборности, на это не может быть удовлетворительного ответа. Вопрос решался канцелярски-келейным путем, 29 (и кнутом). «Гуттаперчевый Богослов», задетый за живое, не замедлил ответить. Он обвинил Булгакова в «примененiи к событiю, имевшему место в Православной Церкви, совершенно чуждого православiю критерiя», а именно, католического ученiя о догматическом развитiи. Булгаков и другiе последователи Вл. Соловьева, по мненiю Троицкого, жили в напряженном «ожиданiи появленя нового догмата, который бы подтвердил ipsо factо своего существованiя их ученiе о догматическом развитiи», и потому встали на сторону имяславцев 30. Троицкiй намекает и на марксистское прошлое Булгакова, в годы первой русской революцiи резко критиковавшего государственную власть: «В нем забродили старые дрожжи, и он мечет громы и молнiи против церковной власти с такой же страстностью, с какой некогда метал он их против "ненавистного правительства"»31. Отвечая на замечанiе Булгакова о расхожденiи между Троицким и Посланiем Синода в вопросе о том, является ли имя Божiе энергiей Божiей, Троицкiй говорит, что оно является таковой лишь «в смысле открыванiя истин человеку», а «в смысле наименованшя, разуметь ли под ним звуки имен или идею, ими выражаемую», оно не есть энергiя Божiя. «Что полного совпаденiя между докладами, составлявшимися независимо друг от друга, нет, это, конечно, было неизбежно, — пишет Троицкiй, — так как индивидуальность авторов должна была сказаться[3], но ведь полного совпаденя нет и между Евангелями».32.[4] Среди авторов, выступавших в печати в защиту имяславцев, следует упомянуть А. В. Карташева (будущего обер-прокурора Синода и министра исповеданiй при Временном правительстве). «Наконец, долгожданный доклад а[рхiепископа] Никона опубликован в "Церковных ведомостях" и "Колоколе", — писал Карташев. — Это — не донесенiе победителя, а оправданiе провинившегося, ибо недовольство афонским усмиренiем, можно сказать, всеобщее. И при построенiи доклада это не принято в расчет. Но какая это внутренне безсильная самозащита!» По мненiю Карташева, Никон явил себя как сторонник насилия в религiозных вопросах и постарался «создать из афонцев мнимо-опасных политиков». Действiя Никона на Афоне сравниваются с действiями инквизицiи в Среднiе века. И «напрасны дипломатическiе усилiя Никона! Ему не оправдаться пред современным религiозным сознанiем, отрицающим насилiе в вере безусловно и всегда, без всяких исключенiй». Статья Карташева заканчивается жесткой критикой церковной iерархiи, чья «инквизиторская позицiя» свидетельствует, по мненiю автора, «об ее внутренней неправде и смутном сознанiи своего религiозного конца» 33 . Следует также упомянуть статью В. П. Мещерского, посвященную «подвигам» архiепископа Никона на Афоне. Разгром афонских имяславцев Мещерскiй сравнивает с «варфоломеевской ночью»: Должен признаться, что, чем глубже я вдумываюсь в эпизод военной экзекуцiи с архiепископом Никоном во главе, предпринятой будто бы по повеленiю Св. Синода в Афонском монастыре на чужой земле, подчиненном Константинопольскому Патрiархату, — тем страшнее мне представляется это небывалое в исторiи мiра событiе <...> как страшная угроза, вещающая всей Россiи, что, если возможен был факт, то значит, мы, пожалуй, не очень далеки от подобiя Варфоломеевской ночи[5]. С этой точки зрения афонское событiе представляется каким-то ужасным кошмаром, духовно давящим всякого, кто любит и чтит свою православную Церковь. В этом событiи столько поражающего прежде всего неуваженiем к православной Церкви, затем, какою-то безпредельною необдуманностью, каким-то отданiем посланного Св. Синодом высшего iерарха нашей Церкви всецело порыву ненависти, охватившей все его существо, каким-то непостижимым нарушенiем основных принципов и международного права, и церковного права, что, повторяю, прямо становится страшно. Взирая на этот воинственный приступ Святейшего Синода, с точки зрения международного права, очевидно, нельзя пренебрегать его важностью, как угрожающего прецедента, и оправдать соображенiем, что архiепископ Никон пошел на монахов Афонской горы так храбро потому, что эта обитель на земле государства, в данную минуту безсильного, и потому, что нарушил каноническое право константинопольского патрiархата, тоже безсильного <...> Носители на груди креста, а в сердце злобы на брата, напоминают наших политических сыщиков, которые наивно удивляются, что, чем более они действуют с неукротимой ненавистью, требуя за нее награды, тем более они творят ненавидящих, и тем безсильнее их работа 34. В ноябре 1913 года с критикой в адрес Синода выступил М. А. Новоселов 35. Свою статью он посвятил разбору Послания Синода от 18 мая 1913 года. «Не становясь на сторону того или иного учения»[6], Новоселов высказывал мысль о том, что в Своем Посланiи Синод принимает на себя «безусловно превышающую его полномочия задачу авторитетного введения нового догматического определенiя». «Новшество», которое вводит Синод, по мненiю Новоселова, «искажает православiе в духе папизма», ибо по православному ученiю хранителем истины является народ Божiй, а не церковное руководство. «Наше церковное сознанiе не позволяет нам признать определенiе Синода имеющим догматическую обязательность», — заключает Новоселов 36. Споры вокруг почитания имени Божия не оставляли равнодушным и священника Павла Флоренского. Однако, в отличiе от Бердяева, Булгакова и Новоселова, Флоренскiй воздерживался от открытого вступления в печатную полемику, предпочитая либо публиковать свои мысли под псевдонимом, либо писать об имяславiи «в стол». Только более восьмидесяти лет спустя после описываемых событiй матерiалы, посвященные Флоренским имеславской проблематике, стали, наконец, достоянiем широкой публики. Среди них основную часть занимают статьи и доклады, написанные в 20-е годы, т. е. уже после того, как имеславскiй спор почти полностью перетек из практической в теоретическую плоскость. Что же касается матерiалов, датированных 1913—1915 годами, то они, на наш взгляд, дают достаточно основанiй утверждать, что, при всем Своем интересе к «имяславiю как философской предпосылке 37, — интересу, который он сохранит навсегда, — Флоренскiй в те годы был настроен критически не только по отношенiю к противникам имяславiя, но и по отношенiю к его сторонникам. Среди противников имяславiя главным объектом критики Флоренского стал архiепископ Никон (Рождественскiй). В статье «Архiепископ Никон — распространитель "ереси"», опубликованной под Именемъ М. А. Новоселова 38, Флоренскiй доказывает, что в 1911 году архiепископ Никон в журнале «Троицкое слово» публиковал произведеня, содержавшiе те самые взгляды, которые в 1913 году были объявлены Богохульными и еретическими39. Однако с наибольшей резкостью Флоренскiй критиковал Никона в комментарiях к статье последнего «Великое искушенiе вокруг святейшего Имени Божия», написанных по просьбе М. А. Новоселова 40 и не предназначенных для публикацiи. В этих комментарях Флоренскiй подверг детальному разбору аргументы Никона против имеславского учения об имени Божiем и обвинил Никона в «семинарско-фарисейском высокомерiи», рацiонализме, самоуверенности, позитивизме, «открытом примкнутiи к школе англiйского сенсуализма», кощунстве, пантеизме и пр.41 Опровергая мысль Никона о том, что сила Божя только тогда проявляется при произнесенiи имени Божiя, когда оно произносится «с должным благоговенiем и верою», Флоренскiй, в частности, пишет: Называя Бога, мы всегда и во всяком случае так или иначе подходим к Нему Самому, а не только движем языком или переживаем чисто субъективные психическiе процессы. Но, приближаясь к Нему Самому, мы приближаемся в разных случаях по-разному; в одних — на спасенiе себя, в других — «в суд и во осужденiе». Тем-то и страшно Богохульство, кощунство, лицемерiе, легкомыслiе и т. д., где не благоговейно произносится Имя, что это произношенiе не есть лишь физическiй или психическiй процесс, а, вместе с тем, и онтологическiй процесс прiобщенiя Божiей энергiи, которая не может не быть действенной и, следовательно, или спасает, или опаляет. Если же опираться не на силу Имени, Самого в себе, а на наши «должное благоговенiе и веру», то придется впасть в чистейшiй субъективизм <...> Епископ Никон, кажется, думает, что можно безнаказанно трепать по семинарской риторике и священные тексты, и священные имена <...> Никон — чистейшее отродье семинарщины, возводящее дурные семинарскiе грехи в догмат и <...> орiентирующее свои догматическiе построеня на до сих пор не оставленных им замашках духовной школы. Способ его рассуждения таков: так как мы все треплем Имя и в проповедях и всюду, без «должного благоговенiя» и без веры, то, следовательно, это не плохо. И, значит, это Имя, раз оно позволяет себя трепать, есть само по себе ничто – звук пустой <...> 42. 27 Там же. С. 41. [1] Очень и очень сомнительно, чтобы ревностный защитник имяславiя С.Н. Булгаков считал преждевременной и погрешимой формулу имяславцев: «Имя Божiе есть Самъ Богъ». Как же так? Дорогой Батюшка Iоаннъ Кронштадтскiй, по словам схимонаха Георгiя (Макаровского) в своих книжных изданiях около 150 раз повторяет эту формулу, – почему же при его жизни никто не выступал решительно против этого ученiя его? А после его кончины стали эту формулу оспаривать. И кто же оспаривал? Читатель из наших трудов уже хорошо узнал противников ученiя этого светильника Церкви Христовой о. Iоанна Кронштадтского, характеристика которых не лестная и не весьма красит их. Вот эту-то формулу и поместил о. Иларiон в своей книге «На горах Кавказа», которая была издана еще при жизни о.Iоанна Кронштадтского, который не мог не знать об этой книге и ее содержанiи. Отец Iоанн – пророк и прозорливый. Он провидел имяборчество почти за 30 лет, и потому озвучил на весь мiр, что «Имя Божiе есть Самъ Богъ» для руководства Афонским монахам исповедникам, которым, в письме к своему послушнику о.Антонiю (Булатовичу) на Афон написал пророческiе слова: «Афонским инокам – венцы мученическiе». Автограф этого пророчества о. Антонiй поместил в своей книге: «Моя мысль во Христе». И так, упомянутая формула «Имя Божiе есть Самъ Богъ» это формула Святого о.Iоанна Кронштадтского, а не афонских имяславцев, которые стали исповедниками и защитниками этой формулы от похуленiя ее афонскими ересiархами иноком (Хрисанфом), Алексеем (Киреевским) и синодалом архiеп. Антонiем (Храповицким). Неужели обо всем этом мог не знать С.Н.Булгаков? В защиту имяславiя С.Н.Булгаков написал целую книгу: «Философiя имени», и издал ее в эмиграцiи, в Париже. И мы по праву относим его к имяславцам. Правда, его противники кладут на него пятно за его идею о Софiи, но это его частное мненiе и к имяславiю, в его чистом виде, как изображает и исповедует его о. Антонiй (Булатович), это его частное мненiе о Софiи не относится и никакой связи с истинным имяславiем не имеет. За свою формулу бороться перед своей близкой кончиной, у слабого и больного о.Iоанна уже не было сил, за него борятся все его литературные изданiя в которых оправдывается и отстаивается эта не только его собственная, но обще-Святоотеческая формула, только им яснее всех выраженная. 28 Там же. С. 43. [2] А борьба преподобных Максима Исповедника и Феодора Студита против ересей, разве не предполагала разделенiя церковного? Однако же они отделились от офицiальной еретической церкви. Но отделились от нее не ради самого разделенiя церковного, а ради сохраненiя веры в чистоте и ради сохраненiя себя от сообщенiя с еретиками? Поэтому, представляется сомнительным мненiе приписываемое еп. Иларiоном (Алфеевым) С.Н. Булгакову, что если даже у имяславцев вера и истинная, но если стоянiе за нее грозит разделенiем, то она имеет еретическiй оттенок. Тогда выходит, что и бороться не следует за чистоту православной веры, а плыть по теченiю, куда ересь понесет; если еретики имеют власть в офицiальной церкви, а исповедничество истины грозит церковным разделенiем, тогда выходит не следует отстаивать истину, а должно соглашаться с еретиками, ради мира церковного? … Но тогда не было бы в Церкви Христовой святых мучеников и исповедников. Сужденiе еп. Иларiона или Булгакова в корне неправославно, в угоду Синода. 29 Там же. С. 44 30 Троицкiй С. Защитники имябожников. — Прибавленiя к Церковным ведомостям №5, 1914. С. 274. 31 Троицкiй С. Защитники имябожников. — Прибавленiя к Церковным ведомостям №6, 1914. С. 338. [3] Это при условiи, еслиб у авторов было расхожденiе не в ученiи об Имени Божiем, а в разном подходе к единообразному ученiю, или расхожденiе в текстологiи, при соблюденiи единообразiя в главном обсуждаемом вопросе. Но в том-то и дело, что в ученiи о Божестве у них полное расхожденiе: лебедь, рак, да щука… Об этом расхожденiи в своих критических разборах Посланiя Синода об Имени Божiем отмечает не один только прфессор С.Н.Булгаков, но и заслуженный ординарный профессор, почетный член МДА М.Д.Муретов, почетный член МДА М.А.Новоселов (Новомученик), В.Ф.Эрн, и другiе знаменитости философiи и Богословiя, о чем С.Троицкiй красноречиво замалчивает, боясь тяжеловесной критики самообличающего лжеученiя докладчиков. 32 Там же. С. 340. [4] Очень смелая, если не дерзкая, не состоятельная ссылка С.Троицкого по поводу якобы «несовпаденiя Евангелiй»! У святых евангелистов нет расхожденiя между собой в ученiи о Божестве Господа Iисуса Христа. А у докладчиков имеется между собой расхожденiе в ученiи об Имени Божiем. Какой несуразный, если не сказать кощунственный, пример привел ученый професСОР. 33 Карташев А. Оправданiя. —Русское слово, 29.08.1913 (№ 199) [5] Трепетно читать эти пророческiеi слова Мещерского! Не есть ли это пророчество о надвигающейся «Варфоломеевской ночи» коммунизма – грозного наказанiя Божiя на Россiю и обезбоженую iерархiю и духовенство россiйской церковной организацiи, как воздаянiе (Ис.35,4) за злобожное ученiе и инквизиторскiе действiя слепейшего Синода, предсказанное отмщенiе Божiе за храм (Iер.51,11) – Церковь Россiйскую, оскверненную имяборческой хулой на Святейшее Имя Господне?! Не совершил ли Господь отмщенiе врагам Своего Имени (Суд. 11,36), «отмщенiе за пролитую кровь» (Пс. 78,10) исповедников Афонских в 1913 году? «Мне отмщенiе Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12,19; Втор.32,33). 34 Цит. по: Обзор печати. — Русская молва, 29.07.1913 (№ 225). 35 Осужденiе имяславiя Синодом 18 мая 1913 года М.А.Новоселов воспринял крайне болезненно, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. См., в частности: Флоренскiй Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С.105—106,113—114 и др. Реакцiя других членов новоселовского кружка на это осужденiе была в целом негативной, хотя члены кружка расходились друг с другом в своем подходе к имяславiю. Подробности см. в переписке членов кружка, опубликованной в: Взыскующiе града. Хроника частной жизни русских религiозных философов в письмах и дневниках. Составленiе, подготовка текста, вступительная статья и комментарiи В. Кейдана. М., 1997 (см., в особенности, с.516—525,532—537,542—544, 547—557, 563—564). [6] Это совершенная неправда еп. Иларiона!: М.А.Новоселов ревностнейшiй защитник и сторонник имяславiя, критик Синодального имяборческого посланiя, исповедник Божества Имени Божiя. А еп. Иларiон представляет его здесь как нейтрального по отношенiю к спору об Имени Божiемъ. Достаточно убедиться в этом можно прочитав его статью: «Отклик мiрянина на Посланiе Свят. Синода» в книге Редакцiи «Колокол»: «В поисках правды», Петроград, 1916, стр. 29. В этой статье, как говорится, М.А.Новоселов «по косточкам» разобрал Посланiе Синода и в пух и в прах разбивает его лжеученiе об Имени Божiем. 36Новоселов М.А. По поводу посланiя Св.Синода.— Голос Москвы, 21.11.1913 (№ 269). 37 Так называется статья Флоренского, написанная в 1922 году. См.: Флоренскiй Павел, священник. Сочиненiя в четырех томах. Т. 3 (1). С. 252—287 . 38 Голос Москвы, 17.07.1913 (№ 164). Об авторстве Флоренского см. примечанiя игумена Андроника (Трубачева) в: Флоренскiй Павел, священник. Сочиненiя в четырех томах. Т. 3 (1). С. 573—574. 39 Цит. по: Флоренскiй Павел, священник. Сочиненiя в четырех томах. Т. 3 (1). С. 350. 40См. письмо Новоселова Флоренскому от 15 iюня 1913г. в кн.: Флоренскiй Павел, священник. Переписка с М.А. Новоселовым. С. 115. 41 См.: Флоренскiй Павел, священник. Сочиненiя в четырех томах. Т. 3 (1).С. 299—333 42 Там же. С. 311 | |
Просмотров: 244 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |