Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2025-01-04, 1:14 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 13 том

том 13 страница 444 - 447
2018-12-15, 7:49 PM

Столь негативная оценка Никона не мешает Флоренскому весьма критически относиться и к его Богословским противникам, в частности, к iеросхимонаху Антонiю (Булатовичу). Если еще ранней весной 1913 года Флоренскiй писал восторженное предисловiе к «Апологiи» Була­товича, то уже в мае того же года, за несколько дней до осужденiя имяславия в Посланiи Синода, Флоренскiй с горечью говорит в частном письме: «Мне невыносимо больно, что Имяславiе — древняя священ­ная тайна Церкви — вынесено на торжище и брошено в руки тех, кому не должно касаться сего <...> Ошколить таинственную нить, которой вя­жутся жемчужины всех догматов, — это значит лишить ее жизни» 43. В «ошколиванiи» имяславiя Флоренскiй винит не только «имяборцев», но и самих имяславцев, включая М. А. Новоселова и iеросхимонаха Ан­тония (Булатовича). Последнiй, по мненiю Флоренского, «желая оправ­дать себя перед теми, перед коими надлежало хранить молчанiе», начал «рацiонализацiю» имеславского учения, пытаясь «приспособить уче­нiе об Имени к интеллигентскому пониманiю» 44 .[1]

Отношенiе Флоренского к творчеству о. Антонiя (Булатовича) со временем становится еще более критичным. В августе 1914 года Булатович посылает Флоренскому для корректуры свою книгу «Моя мысль во Христе», однако вместо корректуры получает весьма суровый при­говор, в котором «гусарское Богословiе»[2] Булатовича оценивается однозначно негативно45.

Переписка Флоренского с архiепископом Антонiем (Храповицким) проливает дополнительный свет на отношенiе Флоренского к имяславцам в разгар имеславских споров. Несмотря на то что архiепископ Антонiй был главным противником имяславiя, Флоренскiй всегда сохранял с ним дружественные отношенiя46. Более того, в своих письмах маститому iерарху он, хотя и позволял себе не согла­шаться с отдельными его позицями, однако «имябожничество» напря­мую не защищал и даже наоборот дистанцировался от него:

Никакого имябожничества я не признаю, имябожником себя не считаю и, если таковые есть, от них отрекаюсь. Моя позицiя ско­рее отрицательная, чем положительная: я никак не могу согласить­ся с Вашими, например, статьями по этому вопросу. Охотно допус­каю, что, м. б., и противная сторона во многом ошибается, и единственно, чего я хотел бы и на чем успокоился, — это на авто­ритетном признанiи, что в затронутых вопросах есть что-то важное, но доселе не разработанное и требующее к себе большо­го внимания 47.

Таким образом, в разгар имеславских споров Флоренскiй занимал двойственную позицiю[3], с одной стороны, негласно поддерживая имяславцев и резко (но не публично) критикуя их противников, с другой — стараясь сохранять добрые отношения с противниками имяславiя и от­межевываясь от действiй имяславцев. Более же всего Флоренскiй был раздосадован самимъ фактом возникновения спора вокруг предме­та, который он считал не подлежащим публичному обсужденiю. Он предпочитал Богословское осмысленiе «священной тайны Церкви» в тишине своей кельи участiю в открытой полемике с «имяборчеством». Результатом этого келейного труда станут несколько важных работ, написанных Флоренским в 20-е годы и внесших существен­ный вклад в развитiе философской базы имяславiя 48.

В Московской духовной академiи, где Флоренскiй в те годы пре­подавал, к имяславiю относились по-разному[4]. С одной стороны, неко­торые профессора — такiе как сам Флоренскiй, М. Д. Муретов, а также ректор духовной академiи епископ Феодор (Поздеевскiй)49 — сочувст­вовали имяславiю[5]. С другой стороны, немалое число преподавате­лей были противниками этого ученiя.

Приведенные в настоящем разделе выдержки из статей по имяславiю, появившихся в 1913 году, показывают, насколько неоднозначной была реакцiя на это явленiе в кругах русской церковной и околоцер­ковной интеллигенцiи. В негативной оценке методов, использованных для разгрома имяславiя на Афоне, сходились, как мы уже говорили, очень многiе авторы — от крайне либерально, до крайне консерватив­но настроенных. Что же касается оценки самого имяславiя как Богословской системы, то здесь мы наблюдаем очень широкiй разброс мненiй — от открытой поддержки имяславiя Новоселовым[6] и не­гласной[7] Флоренским до резкого отрицанiя его Пантелеймоном (Успен­ским). В оценке имяславiя расходились даже те, кто являлись едино­мышленниками по многим другим вопросам.

Какова была реакцiя на афонскiе событiя в русских монастырях? Дошедшiе до нас свидетельства достаточно противоречивы и не позволяют полностью воссоздать картину. С одной стороны, мы узнаем, что 10 iюня 1913 года насельники Оптиной пустыни служи­ли благодарственный молебен по поводу осужденiя Синодом книги «На горах Кавказа», угрожавшей «заразить многих своей ересью»; после молебна вся братя монастыря подписалась под Посланiем Синода 50. В начале iюля газеты сообщают о сожженiи на Валааме книги схимонаха Иларiона «На горах Кавказа», ранее присланной ту­да самимъ Иларiоном и имевшей там успех 51. С другой стороны, мы имеем немало свидетельств о том, что значительная часть русско­го монашества поддерживала имяславцев, хотя эта поддержка после осужденiя имяславiя Синодом носила молчаливый характер52. Ав­густом 1913 года датируются газетные сведенiя о сочувствiи братiи Жировицкого монастыря имеславским идеям и о том, что это вызы­вает безпокойство в Святейшем Синоде53. О сочувствiи монахов Кiево-Печерской Лавры имеславским идеям свидетельствует как тот факт, что именно этой Лаврой было в 1912 году осуществлено третье изданiе книги «На горах Кавказа», так и появленiе в 1913 году бро­шюры насельника этой Лавры iеросхимонаха Алексiя «Божественно ли Имя Iисусъ54; эта брошюра была запрещена Синодом55. Наконец, известно, что настоятель Глинской пустыни архимандрит Исаакiй (в схиме Исайя) после изгнанiя имяславцев с Афона охот­но принимал их в пустыни и построил им келлiи в скиту во имя свя­тых и праведных Богоотец Iоакима и Анны, чтобы они могли жить в уединенiи 56.

Все это говорит о том, что отношенiе русского иночества к афон­ским спорам было неоднозначным. Некоторые монашествующiе со­лидаризировались с имеславским ученiем об имени Божiем. Многiе согласились с осужденiем имяславiя Синодом просто из послушания высшей церковной власти. Другiе испытывали растерянность, не зная, на чью сторону встать. Наконец, значительное число монашествующих пред­почитало оставаться в стороне от споров, продолжая призывать имя Iисусово, но воздерживаясь от теоретического обоснованiя значе­нiя этого имени.

Говоря об отношенiи к имяславiю в среде русского монашества, следует отметить, что это отношенiе менялось благодаря присутствiю имяславцев в россiйских монастырях[8]. Характерна в этом смысле ис­торiя изгнанного с Афона имяславца схiигумена Кукши, ныне про­славленного Церковью в лике святых. После прибытiя в Россiю он вместе с некоторыми другими афонскими имяславцами, по благосло­венiю митрополита Кiевского Флавiана, был принят в число насель­ников Кiево-Печерской Лавры (в 1913 году). Поначалу лаврскiе монахи относились к имяславцам враждебно и недоверчиво. Первое время афонцы, силь­но тосковавшiе по Святой Горе, особенно часто ходили в кiевскiе пе­щеры для молитвы; лаврскiе монахи говорили: «Вон, афонскiе воры пошли, надо следить, чтобы они не покрали деньги из кружек». Но по­степенно афонцев полюбили и стали смотреть на них как на «изгнан­ников правды ради» 57 .

Особый интерес представляют свидетельства об отношенiи к афон­ским спорам тех подвижников из среды монашествующих, которые ны­не прославлены в лике святых. Одним из таковых был монах Силуан Афонскiй.[9]

Другим выдающимся подвижником того времени был оптинскiй старец Варсонофiй. Как мы помним, он принял деятельное участiе в изданiи книги схимонаха Иларiона «На горах Кавказа», порекомендо­вав ее Великой Княгине Елизавете Федоровне. В 1909—1910 годах ста­рец Варсонофiй регулярно читал эту книгу и давал на прочтенiе своим духовным чадам58. В 1911 году старец Варсонофiй продолжал читать книгу схимонаха Иларiона Своим духовным чадам, отмечая, что «все написанное в его книге заслуживает полного доверия, как осознан­ное на опыте»59. Однако в iюне 1912 года, после начала споров вокруг книги, старец Варсонофiй написал одной из своих духовных дочерей: «Оказывается, есть там неправильности. Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе, именуемом <...> (это еретическо-имяборческое мненiе, отрицающее божественную энергiю Слова и Имени Божия. Христосъ пребывает в Слове-Имени Своем энергiей Своего Божества. – Сост.). Оказывается, предисловiе этой книги все бы выкинуть надо, но Сама по себе книга хорошая» 60 (Такое мог сказать старец Варсонофiй под нажимом Церковной власти – Синода. – Сост.). Преподобный Варсонофiй не дожил до апогея афонских споров и офицiального осуждения имяславцев Синодом: он умер 1 апреля 1913 года. Среди сохранившихся наставленiй старца некоторые посвящены молитве Iисусовой. Вот одно из них: «Постоянно имейте при себе Iисусову молитву <...> Имя Iисусово разрушает все дiавольскiе приражения. Они не могут противиться силе имени Христова. Все козни дiавольскiе разлетаются в прах. Почему это так и как это происходит, мы не знаем. Знаем только, что это действительно так». (Стр. 577-604). (Старец знал почему, но сказать правду – боялся Синода.– Сост.).

 

[1] При чем тут интеллигентское пониманiе, если о.Антонiй обосновывал веру во Имя Божiе не на рацiоналистическом пониманiи, а на Священном Писанiи и ученiи Святых Отец? Представляется, что при угрожающей обстановке со стороны властного Синода в адрес защитников о.Антонiя, и в первую очередь ревностных защитников имяславiя, Флоренскiй как бы дистанцировался от о. Антонiя, ради своего житейско-семейного благополучiя. Иначе, зачем понадобилось ему делать резкiй поворот от о. Антонiя, Апологiю которого снабдил генiальнымъ предисловiем? Получается, что Флоренскiй стал в средней, между Никоном и Антонiем позицiи. А что касается «вынесенiя имяславiя на торжище», то нам известно, что во все времена догматических споров возникавших в среде церковной, оспариваемые предметы обсуждались не только и не столько в кулуарах, как в свободном обсужденiи везде и всюду, где только было возможнымъ. И в спорах рождалась истина. А запрет обсужденiя и затыканiе уст укрепляло позицiи ереси. – Сост.

[2] Это, пожалуй, можно назвать оскорбительным ругательством Флоренского в адрес иницiативы о. Антонiя в защиту православного почитанiя Имени Божiя.- Сост.

45 Об этом свидетельствует письмо Булатовича Флоренскому от 19 августа 1914 г.: «Ждал, ждал исправленiй и, наконец, получил (…) сообщенiе, что мое гусарское Богословiе забраковано и исправить его невозможно. Вы не советуете его печатать, но оно уже сверстано и набрано, и должно выйти в свет, потому что, хотя кое-где, и пишу не пером, а рублю топором (…), но все-таки, вы не откажете этому труду в том, что в нем немало Истинных и светлых Лучей Истины». Цит. По: Флоренскiй Павел, священник. Переписка с М.А.Новоселовым. С. 133.

46О взаимоотношенiях между Флоренским и Храповицким см.: Шоломова С. «Остаюсь Ваш доброжелатель и Богомолец…» К исторiи взаимоотношенiй священника Павла Флоренского и митрополита Антонiя (Храповицкого). Письма архiеп. Антонiя (Храповицкого). Письма священника Павла Флоренского. – ЖМП № 6, 1998. С. 67- 80.

47Письмо священника Павла Флоренского архiепископу Антонiю (Храповицкому) от 29 декабря 1915г. Цит. по: Флоренскiй Павел, священник .Сочиненiя в четырех томах. Том 3 (1). С. 351

[3] Играть в двойную позицiю: и нашим и вашим – это дело не честное, и похоже на приспособленчество, сохраненiе своего служебного положенiя. Через его двойную роль в этом вопросе о.Антонiй (Булатович) разошелся с Флоренским и последнiй, некоторыми, как тогдашними, так и теперешними защитниками имяславiя не оправдывается. Если имяславiе есть истина, – а Флоренскiй за имяславiем признавал ее, – то в защите истины требуется твердость, не допускающая двоедушiя. Перебезчики на войне, перебегавшiе то к врагам, то к своим, то обратно к врагам – авторитетом у командованiя не пользовались. Двоедушiе жены Лотовой превратило ее в соляный столб. Двоедушiе – свидетельствует о нетвердости своего убежденiя. Впрочем, в то время, и в его положенiи некоторая двойственная позицiя Флоренского, возможно, и играла какую-то положительную роль в деле имяславiя. Поэтому, я не сторонник осужденiя П.Флоренского, и отдаю ему должное предпочтенiе за его положительный вклад в дело имяславiя. Однако, я не согласен с его манерой рубить свысока, с-плеча искреннiе благочестивые труды iеросхимонаха Антонiя (Булатовича) по защите Имени Божiя, как например в его книге «Моя мысль во Христе». Уже одно пророчество о.Iоанна Крошштадтского «Афонским инокам – венцы мученическiе», приводимое в этой книге, должно возбуждать благочестивый страх и трепетное благоговенiе перед тем глобальным вопросом нашего спасения – перед защитой Славы и Божества Имени Божiя, которому всецело посвятил себя о. Антонiй, вразумленный к имяславiю книгой о. Iоанна Кронштадтского и Благодатiю откровения Свыше.

48 Эти матерiалы будут разсмотрены нами в Главе XI.

[4] К имяславiю относились по разному не только в МДА, во всей Россiйской церкви и в Россiи, и даже во всем мiре. Точно так как и к Православiю, и к Новому Завету, и к Господу Iисусу Христу во все времена во всем мiре относились по-разному. Но это нисколько не ослабляет истинности Имяславiя, Православiя и самой личности Iисуса Христа, как Богочеловека, кто бы, и как бы, к ним не относился. – К.Б.

49 Епископ (впоследствiи архiепископ) Феодор был ректором академiи с 1909 по 1917 год.

[5] Слишком слабо о них сказано. Что касается П.Флоренского и М.Д. Муретова, то они не только сочувствовали имяславiю, но всецело были на его стороне, как свидетельствует о себе почтенный заслуженный ординаторный профессор М.Д. Муретов член МДА: «И я лично весь на этой стороне», – т. е. на стороне имяславiя. («Колокол». В поисках правды. Петроград, 1916. С. 25). А о том, что Флоренскiй на стороне имяславIя, свидетельствуют все его труды по этой теме. Возьмем к примеру, хотя бы написанное им предисловiе к Апологiи о. Антонiя (Булатовича), в котором он выступает ярким защитником имяславия.– К.Б.

[6] Почему «поддержки», если М.А.Новоселов всецело был на стороне имяславiя, ревностным его защитником, обличителем ересей Посланiя Синода, из ученых он был самым ревностным имяславцем, и никому не удастся затушевать, или омрачить его подвиг по защите имяславiя! .

[7] Почему «негласной»? А снабденiе Апологiи о.Антоня (Булатовича) предисловiем о.Павла Флоренского – разве это не гласная поддержка о. Павлом идеи Имяславия? – К.Б.

50 Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. М., 1992. Т. 2. .531—532.

51 Биржевые ведомости, 9.07.1913 (№ 13 638); Вести с Валаама (По поводу кни­ги «На горах Кавказа»). — Русскiй инок, № 14, 1913. С. 894.

52Андроник (Трубачев), игумен. Афонскiй спор об имени Божiем и его последующая судьба. — Православное Богословiе на пороге третьего тысячелетия. Богословская конференцiя. М., 2000. С. 263.

53 Дело афонских монахов. — Биржевые ведомости, 25.08.1913 (№ 13 713).

54 См.: Алексiй, iеросхимонах. Божественно ли Имя Iисусъ? Голос из кельи старца Кiево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о Божественности имени Божiя. Кiев, 1913.

55 Имяславцы. – Русскiе ведомости. 14.08.1913 (№ 187)

56 Чесноков Александр, священник. Глинская пустынь и ее старцы. Троице-Сергiева Лавра. 1994. С. 145.

[8] Это, возможно, был единственный случай с схиигуменом Кукшей, изгнанником с Афона, который был имяславец, которого «РПЦ МП» причислила к лику Святых. Но как же он был святым, если служил в имяборческой отступнической церкви… которая хулит Имя Божие и Имяславие. – Сост.

57 Житiе преподобного Кукши Нового. Житомiр, 1995. С. 12—13.

[9] В отношении к вопросу об Имени Божию разгоревшемуся в 1913 г. на Афоне, монах Силуан был в стороне и остался с имяборцами, значит не был имяславцем. – Сост.

58 См.: Никон (Беляев), iеромонах. Дневник последнего духовника Оптиной пус­тыни. СПб., 1994. С. 132, 138, 144, 146—147, 160, 163, 165—166.

59 Беседа от 19 iюня 1911 г. Цит. по: Беседы старца Варсонофiя Оптинского с
духовными детьми. Воспоминанiя духовных детей о старце Варсонофiй. М.—Рига, 1995. С. 39.

60 Цит. по: Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. Т. 2. С. 533.

Категория: Имяславие 13 том | Добавил: borschks
Просмотров: 220 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0