Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2025-01-04, 1:39 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 13 том

том 13 страница 447 - 451
2018-12-15, 7:46 PM

Глава 3.

Заключенiе

«СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ»

(Епископ Иларiон (Алфеев). Том 2. СПб. 2002. С. 196-198)

Разсмотрев основные источники по исторiи и проблематике имеславских споров, мы можем теперь сделать некоторые выводы Богословского и церковно-исторического характера. Подчеркнем еще раз, что окончательная оценка имяславiя и окончательная формулировка ученiя об имени Божiем и об имени Iисусовомъ может быть дана только после того, как свои выводы сделает высшая церковная власть на основе соответствующей экспертизы в рамках Синодальной Богословской Комиссiи[1]. Поэтому нижеследующiе выводы будут иметь сугубо предварительный характер. Не сомневаемся в том, что эти выводы не удовлетворят ни горячих сторонников имяславiя, ни его рьяных противников поскольку тщательный анализ исторiи и проблематики имеславских споров привел нас к критической оценке позицiй обеих сторон.

Глава 4.

«Выводы Богословскiе» (Т. 2. С. 196-198).

(Критические опротестования – Составителя К.Б.)

Нам представляется, что имеславскiе споры отнюдь не были вызваны простым недоразуменiем, недопониманiем, неточностью отдельных формулировок. В ходе споров выявились два принципiально разных подхода к природе имени вообще. Один разсматривает имя как нечто неразрывно связанное с предметом, неотделимое от предмета, выражаю­щее сущность предмета. Другой видит в имени лишь добавленный к предмету опознавательный знак, перемена которого никак не вляет на сущность предмета * Первое представленiе характерно для Библiи, для античной философiи (оно встречается, в частности, в платоновском («Кратиле»), для православного Богослуженiя, для восточно-христiанской аскетической традицiи (в особенности, для практики Iисусовой молитвы), для некоторых учителей Церкви (например, Оригена) и для некоторых русских Богословов (в особенности, Филарета Московского и Iоанна Кронштадтского). Второй подход также отражен в античной филосо фiи (в частности, у Аристотеля) и у большинства восточных Отецъ Церкви (в частности, у Великих Каппадокiйцев).

Темы имени Божiя, имен Божiих и имени Iисусова по-разному раскрывались отдельными восточно-христiанскими авторами. Тем не менее, определенный консенсус наблюдается у многих Отецъ Восточной Церкви по следующим пунктам:

(Примечанiе: в конце, каждого пункта мы даем краткiй комментарiй – наше согласiе или протест против выводов; а в конце, также, по пунктам, даем комментарiй более расширенный. – сост. К.Б.).

1. Имя Божiе не тождественно и не совечно Богу. Оно не является неотъемлемой принадлежностью Божественнай сущности. Бы­ло, когда у Бога не было имени, и будет, когда у Него не будет ни­какого имени. Имя Божiе есть средство общенiя между Богом и человеком.

(– Это – имяборческiй вывод Синода, на основанiи которого следует отрицанiе Синодом Божественной энергiи, чудодействующей, освящающей и спасающей силы Имени Божiя неотделимой от Бога. Именно так Синод признает Имя Божiе – средством общенiя человека с Богом, или «посредствующей силой», или символом обозначающим Бога.

О вечности Своего Имени говорит Самъ Господь: «Мое… Имя вечное»[2]. «живу Азъ и присно живетъ Имя Мое»[3]. Разве этими словами не сказал Господь что Имя Бога совечно Ему как неотъемлемое от Него Божество? Истинно Господь утверждает это! Поэтому 1-й вывод заведомо еретическiй, имяборческiй, игнорирующiй свидетельство Самого Бога, если признавать Священное Писанiе Богооткровенным, а не простой книгой. А Священное Писание точно – Богооткровенное! А Синод, вопреки Самому Богу, отверг бытiе Имени Божiя и признавал Имя Божiе за фикцiю, вымысел человеческiй. Если будет время, когда у Бога не будет никакого Имени, то какое же «средство» общеня с Богом будет у Ангелов и Святых в вечности? Ибо, и слово Бог, по учению Святых Отец тоже есть Имя. Непосредственное общенiе с Существом Бога ? Но на Него не смеют Ангелы взирать, и покрывая крилами лица свои вопiют: Свят, Свят, Свят Господь Богъ Саваоф, полны суть небеса и земля величества и славы Твоея!.. Или на небе не будет никакого общения Ангелов и человеков с Богомъ?.. Не об этой ли «без именной ереси» упоминает Св. Василiй Великiй?[4] У Бога нет времени. У Него одна – вечность. Земное прославленiе Имени Божiя, это по сути вечное славословiе Имени Божiя Ангелами и Святыми человеками на небе. Это подтверждается исповеданiем святой Кафолической Церкви Христовой: «Дивное Имя Твое, Iисусе, Спасе наш, Ангелы поют на небези, и мы грешные на земли бренными устами воспеваем, Егоже ради помилуй нас». «Превеликое Имя Твое, Спасе, на небези одесную Отца сидящу Ти почитается»[5]. Разумеется, что Ангелы прославляют Имя Божiе не на человеческом, а на ангельском языке, возможно даже безмолвно, но не безмолвно; но и безмолвное славословие, и безмолвная молитва не деются без Имени Бога .. Существует церковное сознанiе, что Имя Божiе никогда не канет в небытiе, не перестанет существовать, что оно вечно прославляется и будет вечно прославляться Ангелами и Святыми на небе во веки веков. Другого исповедания Церковь Христова и православные христiане не знают. И не следует придумывать новую веру в угоду имяборчеству, учащему, что на небе не будет Имени Божiя. Если на небе не будет Имени Божия, тогда, значит, и Бога не будет. К сему приводит имяборческiй рацiонализм отрицающiй вечность Имени Божiя..– Сост. К.Б.).

2. Богъ неименуем. Никакое имя не может объять собою и адекват­но выразить божественную сущность. Все имена Божiи указы­вают на те или иные свойства Бога, но ни одно из них не может дать полного и всестороннего представления о Боге .

(Здесь продолженiе синодского ученiя о том, что Имена Божiи не являются энергiей Божiей; Имена Божии не Богооткровенны; Имена Божии не есть Богооткровенная истина; Имена Бога, как Слово Божiе не есть Божество, они лишь указывают на различные свойства Бога. О том, что ни одно из Имен Бога не может дать полного и всестороннего представления о Боге имяславцы это прекрасно понимают и не отвергают и веруют согласно с этим. Но правильнее было бы сказать, – ни одно из Имен Бога не может обнять собою непостижимую Божiю сущность. Но имяславцы исповедуют, что, Богъ неименуем по сущности, но именуем по энергям и свойствам Божества. В каждой воскресной службе в песнопенiи: «Воскресенiе Христово видевше…» и в церковных ирмосах св. Церковь исповедует: - «…Ты бо еси Богъ наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем»[6], – Значит, Богъ именуем! «По Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли», т.е. каково Имя Божiе, таков и Самъ Богъ[7]. 2-й пункт к спорному вопросу никак не относится, имяславцы никогда не называли Имя Божiей сущности и не говорили, что Имя Божiе выражает и есть самая Сущность Бога. Такую клевету злоумышленно возводили на них сами имяборцы).

3. Имена Божiи заимствованы из различных действiй Бога по отношенiю к тварному мiру и потому являются собственно именами энергiй Божiих. Энергiи Божiи совечны Богу и неот­делимы от божественнай сущности. Имена Божiи, напротив, не совечны Богу .

(Отрицанiе совечности Имен Богу, это противоречiе Свидетельству Самого Бога, и потому есть отрицанiе Самого Бога в Его Богооткровеннном Священном Писанiи. Если Энергiи совечны Богу, – а Имена Божiи – от божественных свойств и действiй (энергiй), – а потому и совечны Самому Богу, – у Бога нет времени, у Него одна Вечность. В 3-м пункте совечность Богу энгергiй Его признается, а совечность Богу энергiй в Именах Божiих – отрицается. Но это уже ересь. Здесь признается только то, что Имена Бога лишь заимствованы от различных энергiй Божiих, а сами не являются энергiей Божества. Таково и ученiе Синода. А раз Имена Бога не есть энергiя, то на таком ложном основанiи отрицается Божество, чудодейственная и спасающая сила Имени Бога свидетельствуемая Iисусом Христом: «Именем Моим бесы ижденут…» (Марк. 16,17) и Святыми Отцами. Но неужели автор не ведает о том, что Самъ Господь возвещает совечность Себе Своего Имени: «Живу Азъ, и присно живет Имя Мое»[8]. Что значит «присно»? Значит – всегда, без начала, и без конца. Богъ Самъ Себя ИМЕНУЕТ: «Аз Господь Богъ, сiе Мое есть Имя»[9]; «Мое Имя вечное»[10]. Значит, Имя Божiе по внутреннему содержанiю его, (а не буквы и звуки имени) есть совечная Богу энергiя Его, и хотя неслитная, но и неотделимая от существа Его, и потому Имя Бога совечно Богу как совечна Ему Божественная Его энергiя. Отрицать эту истину значит отрицать Священную Библiю, но это уже есть протестантскiй рацiонализм, отвергающiй в частности и Священное Писанiе Нового Завета, в котором, Самъ Господь Iисусъ Христосъ открыл Божество Своего Имени и тождественность его с Собою. Кончая свою земную проповедь, незадолго до исполненiя Своей Искупительной миссiи Iисус Христос в молитве к Отцу Небесному докладывает о исполнении Имъ Своей миссии на земле такими словами: «Отче! прославь Имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю»,[11] «Отче… Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытiя мiра», «Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… Отче святый! Соблюди их во Имя Твое»; и вторично свидетельствует: «Я открыл им Имя Твое»[12]. Говоря о тождественности с Собою Имени Своего Господь дает апостолам Своим заповедь: «Истинно, истинно говорю вам, о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна»[13]. И напоминает им о гоненiи на них за Имя Его: «Помните слово, которое Я сказал вам… будут гнать вас. Но все то сделают вам за Имя Мое, потому что не знают пославшего Меня»[14]. «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякiй, убивающiй вас, будет думать, что он тем служит Богу»[15]. – Не ясно ли отсюда, что духовная слепота покрыла россiйское духовенство, ведущее борьбу против Славы Имени Бога и против исповедников, которых гнали и убивали за Имя Господне в 1913 году и думали, что тем самым служат Богу… Каким же образом, имея такiе неопровержимые свидетельства Священного Писанiя о Божестве Имени Господня, еп. Иларiон отвергает Божество и совечность Богу Его Имени? Приходится признать: воистину, за похуленiе Имени Божiя почти все духовенство находится под Духомъ обольщения погибающих»[16].

 

[1] Впереди приводилось уже достаточно основанiй того, что формулировать догматичски спорный вероисповедный вопрос не вправе никакая власть, никакое лицо, хотя бы и высшее в Поместной церкви, что такая власть принадлежит или Церковному Собору, или этот вопрос дожжен решиться на основе Священного и святоотеческого Писанiй. Но по епископу Иларiону снова «окончательная формулировка ученiя об имени Божiем» предоставляется «высшей церковной власти» на основе соответствующей экспертизы в рамках (опять же) «Синодальной Богословской Комиссiи». Однажды, в 1913 году, мы уже имели горькiй опыт определенiя ученiя об Имени Божiем «ысшей церковной властью» – Святейшим Синодом. И теперь эта миссiя возлагается также не на Церковный Собор, и не на ученiе Святой Церкви Христовой, – а на высшую «церковную власть»; только уже на основанiи трех бывших синодальных докладчиков 1913 года, а на основе (некоей) «экспертизы» «Синодальной Богословской Комиссiи», которую можно сравнить с тремя синодальными докладчиками предоставившими Св. Синоду свои доклады, на основанiи которых и были вынесены Богохульные выводы против Святейшего Имени Божiя и составлены три лжедогмата. Из такой подачи информацiи епископа Иларiона предощущается повторенiе злоупотребленiем властью Высшего Церковного Управленiя, выводы которого, или формулировка ученiя об Имени Божiем которого явятся не действiем Святаго Духа, действовавшего на Святых Церковных Соборах, а действiем «Высшей Церковной Власти». И тогда последует безапелляцiонное осужденiе Святоотеческого ученiя об Имени Божiем, т.е. имяславiя, и утвержденiе имяборчества. К.Б.

* Ж. Данiелу называет описанные два типа пониманiя имени соответственно мистическим» и «научным». См.: Dаniеloи J. Еunоmе 1’аriеn еt 1’eхеgеsе пeоpIatоnicienne du СгаtуIе.-Rеvuе des etudes grecques 69. Раris,1956. Р.414-416.

[2] Исх.3,15

[3] Числ.14,21

[4] Т. 7. Изд. 1892. С. 85

[5] Канон Акафиста Iисусу Сладчайшему

[6] Ис. 8,13

[7] Пс. 47,11

[8] Числ 14,21.

[9] Ис. 42,8

[10] Исх. 3,15

[11] Ин.12,28

[12] Ин.17,4; 6; 26

[13] Ин. 16,23-24

[14] Ин. 15,20-21

[15] Ин. 16,2

[16] 2 Сол 2,10

Категория: Имяславие 13 том | Добавил: borschks
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0