Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2025-01-04, 1:42 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 13 том

том 13 страница 451 - 456
2018-12-15, 7:44 PM

4. Имена Божiи существуют для человека и на человеческом язы­ке. Даже когда Самъ Богъ называет Себя теми или иными именами, Он пользуется именами, которые существуют на языке человека.

(И что же из этого? Можно ли из-за этого отвергать Божество Имени возвещенного Богом человеку на человеческом наречiи? Если бы мы были Ангелы, то на ангельском языке открыл бы нам Господь Имена Свои. А посколку мы человеки, Он открыл нам Свои Имена на человеческом языке. Воплотившiйся Богъ, между людьми говорил человеческой речью. Но не следует из этого заключать, что слова Его были – не Божественные, не являлись Его Энергией, а составляли лишь простое человеческое творчество и не являются вечной энергiей Его Божества, неотделимой от Его Сущности? Не следует утверждать, что Имена Бога существуют только для человека, а Богу они не нужны. Кто может знать об этой тайне Божией совершенно и непогрешимо? Бог печется о Славе Своего Имени, скорбит, когда Имя Его хулится. «И ныне что зде есте? Сiя глаголет Господь: яко взяшася людiе Мои туне (по русски: народ Мой взят даром), властители их неистовствуют, говорит Господь, вас ради присно (по-русски: постоянно, всякiй день) имя Мое хулится (по русски: безславится) во языцех. Сего ради познают людiе Мои имя Мое в той день, яко Аз есмь Самъ глаголяй, ту есмь»[1]. В примененiи к имяборческому времени, это может означать: Ради синодской хулы на Имя Господне, Божiи люди имяславцы познали Имя Божiе что в Имени Господнем Бог пребывает - «Сам глаголяй», т.е. Сам говорящiй об Имени Своем Господь - «ту есмь» в Имени Своем. И слова Апостола Павла: «ибо ради вас, как написано, имя Божiе хулится у язычников»[2] со ссылкой[3] также применимы к разбираемой нами теме; у Iезекiиля тоже жалуется Господь: «обезславили Святое Имя Мое». Все печали Господа о безславiи и безчестiи Его Имени ветхозаветными хулителями, можно вполне применить и к новозаветным имяборцам; для нашей темы неважна причина ветхозаветного безславiя, важна сама суть безславiя Имени Господа, которая применима и к разбираемой нами теме. Если имя Божiе хулится духовенством, то как не хулить его язычникам и безбожникам? Об этом же печалится Дух Святый через пророка Давида: «Доколе, Боже, поносит враг, раздражит противный имя Твое до конца? (по русски: вечно ли будет хулить противник им Твое?)[4]; «враг поноси Господеви, и людiе безумнiи раздражиша имя Твое» (по русски: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое) [5]. О безславiи Имени Своего духовенством Господь как бы жалуется через пророка Малахiю: «Сын чтит отца, и раб господина своего; если Я – Отец, то где почтенiе ко Мне? И если Я Господь, то где благоговенiе предо Мною? Говорит Господь Саваоф вам, священники, безславящiе имя Мое»[6]. И изрекает Господь суд Свой хулителям Имени Своего. «Итак для вас, священники, эта заповедь: если вы не послушаетесь и не примете к сердцу, чтобы воздавать славу Имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятiе и прокляну ваши благословенiя, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца» [7]. Зная об этом, можно ли утверждать, что Богу не нужны Его Имена? - Это опасный имяборческiй рацiонализм, продукт неверiя, следствiе отсутствия искренней сердечной веры, действующей любовью[8].

5. У каждого из имен Божiих есть внешняя оболочка (буквы и звуки) и есть внутреннее содержанiе. Внешняя оболочка может меняться в зависимости от языка, контекста, способа произне­сенiя и написанiя, но внутреннее содержанiе остается неиз­менным.

(А в этом пункте еп. Иларiон признает внутреннее содержанiе Имен (!). С этим согласны и имяславцы. Но этими словами еп. Иларiон сам себе противоречит. То внутреннее содержанiе Имени Божiя, которое он здесь признает, как раз и является нетварной Божественнай энергiей, неотделiмой от Бога, и есть Богъ; то он это отвергает, в предыдущем пункте, и в 6 пункте.

6. Бог присутствует во всяком Своем имени. Его присутствiе ощу­щается человеком, когда он произносит имя Божiе с верою и благоговенiем, и остается неощутимым, когда имя Божiе произносится всуе.

(С этим согласны и имяславцы. Но как можно совместить понятiя: «Имя Божiе – как средство общенiя человека с Богомъ; и: «во всяком Своем имени присутствует Богъ»? Это два парадоксальные аспекта. Но именно, по присутствiю Бога в Его Святейшем Имени, св. Iоанн Кронштадтскiй и другiе Святые Отцы, исповедуют Имя Божiе Самимъ Богом по присутствию в имени энергии Его Божества, которое по по постановлению Церковного Собора 1341 года 11 июня, имеет титут Бог. .. Так в чем же дело? На этом святоотеческом исповеданiи и следует остановиться. Эту формулу и надо утвердить. И больше ничего не надо выдумывать, скатываясь в имяборческiй рацiонализм» - Не следует изобретать велосипед!)

7. Всякое имя Божiе достопоклоняемо, наряду с другими священными символами, такими как икона и крест. Достопоклоняемой является не внешняя оболочка имени, а его внутреннее содержанiе. Почитая имя Божiе, человек воздает славу Богу: честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу.

(Здесь еп. Иларiон вновь ошибается. Имя Божiе, или Имена Бога приравниваться к иконам могут только по внешней их стороне, т. е. написанные имена – есть словесные иконы, но им тоже должно воздавать поклоненiе наравне с Святыми иконами. Хуленiе и безчестiе написанного Имени Божiя вменяется хулителю в иконоборчество. Честь образа (иконы) переходит на Первообраз; и честь написанному Имени Бога вменяется в честь Образа Саиого Бога. Почитанiе же Имени Божия «в Его существенном и ипостасном пребыванiи»,[9] по внутреннему его содержанiю, есть непосредственное почитанiе Самого Бога как в Его Божественных Энергиях, так и в Его Существе. Относительно же достопоклоняемости Имени Божiя, можно сказать, что это поклоненiе двоякого рода, а именно: поклоненiе как иконе, т. е. (написанному Имени), и поклоненiе как Самому Богу по внутреннему содержанiю Имени, по неотъемлемой связи его с сущностью Бога, как энергiи Божества. Такое Богопочтенiе Имени заповедует св. Тихон Задонскiй: «Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, как Самому Богу»[10]. «Слава бо Имени Божия вечна, безконечна, и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может»[11]. Достопоклоняемость именъ Пресвятой Троицы исповедует вселенская Церковь Христова в церковных и келейных молитвах, оканчивающихся этим поклоненiем. И так, написанному Имени Бога мы поклоняемся как иконе; а произносимому нашим сознанiем, не обязательно голосом, в молитве, или в Богословiи почитанiе Имени Божiю воздаем, как Самому Богу. Однако, ни в Священном Писанiи, ни у Святых, нигде не сказано, что Имя Божiе достопоклоняемо наряду с другими священными символами; наоборот, первоверховный ап. Павел говорит, «Имя Iисусово паче всякого имене (а значит и паче всяких символов) и Ему поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних» [12]. О поклоненiи же прочим символам, кроме как иконе и Кресту, нигде в Писанiи ничего не сказано. Кстати, если Имени Божiю, по Апостолу, поклоняются небесные небожители, значит Имя Божiе существует на небе, значит Имя Божiе вечное, как говорит Сам Господь,[13] и как исповедуют Святые Отцы Церкви, и значит, Имя Божiе есть Самъ Богъ;[14] ибо не могут же Ангелы поклоняться тому, что не является Богом, т. е. пустоте!).

8. В имени Божiем нет какой-либо своей собственной, автономно или магически действующей силы. Через Имена Божiи действует Самъ Богъ.

(Имяславцы это не опровергают. Они чужды всякой магической веры. Это Синод клеветнически приписал имяславцам «магическое суеверiе» и «безсмысленное Богохульство» на основанiи клеветы, якобы они почитают Имя Божiе в отдельности от Самого Бога как какое то особое божество и особую божественную силу. Но имяславцы, наоборот, все время стояли и стоят за неотделимость Имени Божiя от Самого Бога; и за эту, по Катехизису чисто Православную веру во Имя Божiе, отдавали на Афоне свои жизни. В Своем «Разборе Послания Святейшего Синода об Имени Божiем», в котором разборе весьма ощутима глубина благочестiя, сердечной веры, корректности автора, оригинальность сочиненiя, философ Владимiр Эрн основательно доказал, что именно Синод повинен в «магическом суеверiи» и «безссмысленном богохульстве», потому что по его ученiю, Имя Божiе, реально не существующее, молитвенник во время молитвы должен признавать как бы Богом, отождествлять Имя Божiе с Самимъ Богом до нераздельности, а после молитвы должен сознавать, что Имени Божiя реально не суествует и вычеркивать Имя Божiе из своего сознаня. Именно в этом и заключается магическое суеверiе Синода – обоготворять то, чего не существует, что на самом деле есть фикця, вымысел человеческий. По ученiю синодального Посланя от 18 мая 1913 года выходит, что во время молитвы надо искусственно из ничего создать себе идола, признать его за Бога и поклоняться ему как бы богу. Такая вера Синода воистину есть идолопоклонство, магическое суеверiе и безсмысленное богохульство).

9. В молитве имя Божiе неотделимо от Самого Бога .

(А после молитвы – отделимо? Недоговорка автора означает, что он склонен, как и синодалы, имя Божiе вне молитвы отделять от Самого Бога и лишать его бытiя. В таких вопросах не место недоговоркам; здесь нужна четкая ясность и правда до конца).

10. Имя «Iисусъ» относится к человеческой природе воплотившегося Слова, но может указывать также на Его божественную природу. Как и всякое имя Божiе, оно является достопоклоняемым. (Стр.196-198).

(И так, по выводу автора, имя «Iисусъ» «может» указывать и на божественную природу Бога-Слова. А может и не указывать?.. Где автор нашел доказательство своей ереси будто бы Имя Iисус относится лишь к человеческой природе Бога Слова? Разумеется, в богохульсте имяборном синодалов и профес-СОРА С.Троицкого. Здесь автор играет в двойственную позицию. Причем, свои выводы он ничем не обосновывает, ни Священным, ни Святоотеческим Писанiем, потому что у них нет такой ереси, но основывает лишь на своем имяборческом плотском суемудрии.. Он, очевидно, не осмелился досказать, что Имя Господа «Iисусъ» – простое человеческое, не предвечное имя, равное всякому тварному имени и названiю людей какое лжеучение имяборного Синода. Все выводы еп.Илариона предлагаемые или подготовленные для Богословской комиссии, для вынесения определенной формулировки веры во Имя Божiе построены абсолютно на соображении своего ума, а не на Священном и Святом Писаниях.

Глава 5.

Взгляд составителя на «Богословскiе выводы» «епископа» Иларiона. Попытка Илариона соединить ложь с истиной, «Христа с Велиаром» (2 Кор. 6,14-18).

(На правах свободной дискуссiи попытаемся изложить не самоизобретенное,

а православное пониманiе Имени Божiя, на основанiи

Святых Отецъ и догматического Богословiя Православной Церкви).

Во первых отметим, что в своей конструкции различных вариантов предлагаемых на разсмотрениiе Богословской комиссiи высшего священноначалiя РПЦ МП еп. Иларiон аппелирует не к Богооткровенному Священному Писанию и разуму Святых Отец, а предлагает разные готовые варианты «соображенiя разума» кривотолковников, в основном имяборческих. Остается комиссии только кинуть жеребьевку и остановиться на выпавшем одном их «многих вариантов» плотского рационалистического разуменiя, для которого Богооткровенное ученiе недоступно и непонятно, ибо нет в наличности в наши времена, особенно в среде архиереев экуменистов вероотступников Богомудрых и Богопросвещенных Святителей и Отцов Церкви.

И так, даем комментарiй на каждый пункт «Выводов» епископа Иларiона.

1). Рассуждая об Имени Божiем, прежде всего необходимо определиться: что имеется в виду под понятiем «Богъ»: существо, или свойства и действiе Бога ? Именемъ «Богъ» означается равно, как существо, так и Его свойства, действя и совершенства. Титул «Богъ» принадлежит как существу, так и действиям Существа (Постановление Церковного Собора 1341г.11iюня), причем, действiе, именуемое Богом не составляет «сложения в Боге». В виду того, что действiе, как энергiя Бога, неотделимо от существа, говорится, и есть Самъ Богъ. Хотя имяборцы утверждают, что Энергiю Бога нельзя называть Богом, а только Божеством. Но у духовных писателей и Святых Отецъ Богъ именуется также и «Божеством», а Божество именуется, также, и «Богомъ». В наших трудах по имяславiю мы уже достаточно это показали. Божество это общее названiе как естества или сущности Бога, так и энергiи, свойств и всех именуемых и неименуемых совершенств сущности Божества, т.е. всего – что в Боге.

По ученiю Святых Отецъ слово Божiе, Священное Писанiе есть Откровенiе Божества, и есть «живой глагол Божiй», именуемый действiем или энергiей Божества, действiем Самого Бога . Св. Макарiй Египетскiй, преп. Симеон Новый Богослов, св. Iоанн Кронштадтскiй, другiе Святые Отцы Церкви учат, что слово Божiе есть вечный живой глагол Божiй, «в каждом слове – Богъ Слово», «Слово Божие, есть Бог, а слово мiра, есть мiр»[15]. А Имя Божiе есть заглавiе всего слова Божя и есть цель Божественного Откровенiя, Богооткровенная Истина о Боге, и потому есть Богъ. В этом мы должны следовать ученiю св. Iоанна Кронштадтского и другим Святымъ Отцам, а не руководиться имяборческими постулатами и протестантским рацiонализмом.

Мы не знаем, что разумел под Именемъ Божiим о. Iоанн Кронштадтскiй, Существо, или Энергiю Божества, знаем только что он настойчиво утверждал: «Имя Божiе есть Самъ Богъ», «Имя Господа Самъ Господь Духъ везде сый и вся исполняяй», «в Имени Iисусъ Христосъ весь Христосъ, душа и тело Его, соединенные с Божеством», и проч. На этом основанiи хочется сказать: для истинного молитвенника Имя Божiе действительно есть Богъ; а для Богослова Имя Божiе, как слово Божiе и как Богооткровенная истина о Боге, есть Энергiя Божества, и есть Богъ в Своих энергiях. Поэтому, без всякого сомненiя, следует исповедывать как о. Iоанн Кронштадтскiй и другiе Святые Отцы: Имя Божiе есть Самъ Богъ.

Сомнительным для православного сознания и непрiемлемым представляется ученiе еп. Иларiона (Алфеева) о том, что будет время, когда у Бога не будет никакого Имени. Спрашивается, куда же денутся открытые Самимъ Богом «вечные»[16] Его Божественные Имена, «именуемые» и прославляемые на небе Ангелами, а на земле в храмах Божiих?[17]; куда денутся Имена: Iисусъ, Спаситель, Искупитель, Христосъ, Богъ? Неужели они канут в небытие и в забвенiе? Неужели из Книги Жизни изгладится дело Искупления и спасения мiра? Неужели изгладится из памяти «Имя Новое»[18], исчезнут в небытiе записанные в Книгу Жизни имена Святых?[19]. Не является ли это антицерковное имяборное ученiе подготовкой народов к отверженiю веры народов в небесный Рай и в Ад, чтобы вместе с Именемъ отвергнуть Именуемого? – Имяборчество есть косвенное отреченiе от Бога. Здесь нужна великая осторожность! Согласно православному Богослуженiю и молитвословиям Имя Божiе, именуемое и прославляемое на земле, это вечное прославление Имени Бога на небе Ангельскими хваленiями на ангельском языке, и будет прославляться во веки веков! О вечности Имени Бога говорят и Святые:

Св. Филарет, митрополит Московскiй: «Да вечно Святое в Самом Себе, Имя Его святится и в нас. Да с благодатною силою произносим Его устами; да с верностiю изрекаем его делами; да свет наш просветится пред человеки, и они в нас и с нами прославят Отца нашего, Иже на небесех[20].

Св. Тихон Задонскiй: «В пространном Катехизисе говорится: «Хотя и были другiе Iисусы, но они были прообразы Истинного Iисуса, иже плоть человечу прiемшему и бысть роду человечу истинный Богъ Избавитель. Сiе есть Имя Iисусъ, Ему же поклоняются и припадают всяко колено небесных и земных, и преисподних[21]. Сiе есть Имя Iисусъ, Егоже подобает всем верным присно имети в сердце и во устах. Тем божественным Именемъ имамы избавленiе пряти и вся враги наша победити. Имя Божiе как светло, так и славно есть Само в себе, и не требует прославленiя: но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, или безчеститься и хулиться, когда не так Его исповедуем, как откровенно, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божiим прилично, якоже Апостол приводит из пророков о Iудеях: «Имя Божiе вами хулится во языцех».[22] Не видишь Его на земли, но видишь и слышишь Его Евангелiе, которое обещает кающимся отпущенiе грехов, видишь служителей Его, которые имеют власть, Именемъ Его объявляют тебе тоежде отпущенiе. Само имяIисусъ радость и утешенiе подает нам, которое значит Спасителя, спасающего люди Своя от грех их[23]. Страшное и с глубоким смiренiем от самих ангел почитаемое Имя Бога, при воспоминанiи Которого трепетать и главу с сердцем преклонять должно! Но безстрашное сердце того не разсуждает, и языком злым, как подлой (это и говорить страшно) вещи касается. Монарха земнаго, человека, имя почитается от своих подданных, как и должно, и с почтенiем в нужных случаях поминается, а Имя Божiе, великое и пребожественное, от христiан и такого почтенiя не имеет. Странное и жалости достойное дело! Так сатана ослепляет бедного человека[24] «Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, как Самому Богу . Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может»[25]. В Боге ничего нет временного, в Нем все – вечное.

Епископ Сильвестр учит: «Св. Писанiе (а не люди!) усвояет Богу разумные наименован, то этим оно хочет обозначить не что иное, как Самого Бога, или Его существо, или, произнося эти наименования, разумеем, не что иное, как Самого Бога с Его Существом»[26].

О вечности, Богооткровенности и несотверенности людьми, Своего Имени свидетельствует Самъ Господь Богъ: «Сiе Мое есть Имя вечное»[27]. «Но живу Аз и присно живет Имя Мое»[28]. «Благословен еси Боже Отец наших, и благословенно Имя Твое Святое и славное во веки»[29]. «Благословен Господь Богъ Израилев, творяй чудеса Един и благословенно Имя Славы Его во век и в век века»[30]. «Прежде солнца пребывает Имя Его»[31]. «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века[32].

 

[1] Ис. 52,5

[2] Рим. 2,24

[3] на Ис. 52,5 и Езек. 36,20

[4] Пс.73,10

[5] Там же, ст. 18

[6] Мал. 1,6

[7] Мал. 2,1-2

[8] Гал. 5,6

[9] Выражение в ковычках – Преп. Максима Исповедника

[10] Творен.Т. 5. 1910. Троицкае слово № 8. III-28

[11] Там же. С. 65

[12] Флпс. 2,9

[13] Числ. 14,21

[14] Ис. 42,8

[15] Св. Макарий Великий.

[16] Исх. 3,15; Числ 14,21

[17] 2 Езд.4,63; Воскресная песнь: «Воскресенiе Христово видевше», некоторые церковные ирмоса в Ирмологiи.

[18] Откр. 3,12

[19] См. Откр.3,5

[20] Мф. 5,16. Слова и 2-я Бес. 360: «Слова и Речи». Ч.3. М.1845; «Имяславiе».Изд.«Исповедник».СПб.1914.с. 136.

[21] Выходит, что будет время, когда прекратится ангельское славословiе и поклоненiе Имени, еже паче всякого имене (Флпс. 2,5-9).

[22] Рим.2, 24; Ис. 52, 5

[23] Мф. 1,21

[24] Св. Тихона Задонского. Т.2.с.210,304,344). (Забытые страницы Русского Имяславiя. А.М.Хитров.2002.с.31-32).

[25] Твор. Т. 5. Троицк. Слово № 8. 1910. III – 28, 65.

[26] Оп. Прав. Догм. Богосл. Т.2. С. 29; Забыт. Стран. Русск. имеславiя. А.М. Хитров. 2002 г.С. 29-30.

[27] Исх. 3,15.

[28] Числ 14,21.

[29] Товит 8,5.

[30] Пс. 71,18-19

[31] Пс. 71,17

[32] Пс. 112,2

Категория: Имяславие 13 том | Добавил: borschks
Просмотров: 228 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0