Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2025-01-04, 1:20 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 13 том

том 13 страница 456 - 461
2018-12-15, 7:42 PM

«От века (т. е. от вечности) Имя Твое – Искупитель наш»[1]. Словом Искупитель переводится с еврейского – «Iисусъ». «Имя вечное дам им»[2]. «Азъ Господь Богъ, сiе Мое есть Имя, славы Моея иному не дам»[3]. «Открыет бо ся Сын Мой Iисусъ с теми, иже с Ним суть: и насладятся, иже оставлени суть в летех четырех стех. И будет по летех сих, и умрет Сын Мой Христосъ»[4]. Богъ-Сынъ просит Бога-Отца: «Отче, прослави Имя Твое! И прiиде с небесе глас: «И прославих, и паки прославлю»[5]. Значит, Имя Божiе от вечности существует! Неужели имяборцы точнее, чем Богъ, свидетельствуют о Его Имени?

Для номинального еретика Хрисанфа Имя Спасителя «Iисусъ» – номинально. А для Святителя Филарета архiепископа Черниговского (Гумилевского) «Имя Господа Iисуса так велико, так важно пред Отцемъ Небеснымъ, что за любовь к сему Имени Отецъ Небесный готов все сделать для верующих»[6].

св. Iоанн Златоустый учит: «Для того и Имя (Iисусъ) принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое; потому что Самъ Богъ свыше посылает Имя чрез Ангела Iосифу. Ибо это не просто было имя, но сокровище безчисленных благ»[7] «Мы называемся после рождения, Iисусъ же называется прежде рождения, потому что Онъ был прежде даже не зачатся. Iисусомъ же был назван, потому что имел дело Спасителя»[8]. «И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Онъ, Творецъ, сообщил Свое названiе творенiю»[9].

Св. Кирилл Iерусалимскiй учит: «Iисусомъ же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божiею Силою»[10]. Спросить бы у Илариона Алфеева: а сила Божия, разве это не Бог?..

Филарет, архiеписков Черниговскiй (Гумилевскiй): «Что сказано о Боге в собственном смысле, то и есть Богъ, и что Онъ есть по природе, то и сказано в собственном смысле». (А произнесение Имени Божия, разве это не сказание о Боге в собственном смысле? – Сост.).«Имена и качества Божiи, показанные в откровенiи, не произведения мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущiе» (Православное догматическое Богословiе)[11].

И так, мы достаточно обосновали вечность бытiя Имени Бож. Следовательно, вывод имяборного еп. Иларiона о том, что будет время, когда не будет Имени Бога – еретическiй, готовый аргумент для ложной формулировки ученiя об Имени Божiем Высшей церковной властью. То есть, заблаговременное оправданiе имяборчества.

2). Св. Церковь в Воскресном песнопенiи Утрени и Пасхальных часов исповедует: «Воскресенiе Христово видевше, поклонимся Святому Господу Iисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресенiе Твое поем и славим: Ты бо еси Богъ наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем…»[12].

«Твой мiр даждь нам, Сыне Божiй, иного бо, разве Тебе, Бога не знаем, Имя Твое именуем, яко Богъ живых и мертвых еси»[13].

«Господи Боже наш, мiр даждь нам: Господи Боже наш, стяжи ны: Господи, разве Тебе иного не вемы, Имя Твое именуем»[14].

А вот как учит Св. Афанасiй Великiй: «Боже, во Имя Твое спаси мя» – просит, чтоб спас его не иным чем, но Именемъ Своим… Сим Самым Именемъ даруй мне спасенiе». «О Имени Его возрадуются» – потому что Его Именемъ (Iисусовымъ) и Его силою творили они (апостолы) все, что ни сотворено ими дивного». – Возвестите в Сiоне Имя Господне». – причиною снисшествия было и то, чтобы Церковь научилась песнословить Имя Его». «И благословенно Имя славы Его. – Посему всем должно песнословить Его. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступнаго, однакож познали спасительное Имя Его»[15].

А если, как говорит еп. Иларiон, Богъ неименуем, тогда выходит, что Церковь произносила, и поныне произносит «ересь» именуя Бога, когда прославляет Имя Божiе; выходит и Самъ Господь Богъ, открывшiй Свои Имена, говорит «ересь»? Кто же говорит правду: Самъ Богъ и Его Св. Церковь, или нынешнiе суесловы имяборцы? Далее, хотя Имена и не могут «дать всестороннее представленiе о Боге», каков Он в существе Своем, тем не менее, Имена именуют Бога по Его свойствам и действиям открываемым и являемым мiру. Именемъ Своим Богъ открывает и являет Себя человеку по мере его достоинства. Никто не пытается иметь полное представленiе о Боге. Но когда мы именуем Его, или призываем, то именуем и призываем не часть Бога, – потому что в Нем нет деленiя, – а все Его Существо, как учит Св. Иоанн Кронштадтский и другие Святые Отцы. И откликается на наше произношенiе или призыванiе не часть Бога, и не одно какое либо свойство Его, а весь Богъ со всеми Его свойствами и совершенствами. Вот почему св. Григорiй Нисскiй учит: «Когда Святое Писанiе скажет одно которое-либо Имя, (Божiе) этим одним безмолвно произносится весь список Имен»[16], или иначе, – весь Богъ со всеми Своими Именами свойств, действий и совершенств. Поэтому и в молитве, и в Богословствованiи Имена Божiи есть Самъ Богъ – во всех варiантах: и как действiе Бога, и как свойства Бога, и как Богооткровенная истина о Боге, и как Слово Божiе живой глагол Божiй, и наконец – как именованiе Бога. И по той причине что Имя Божiе в Боге, и Богъ в Имени Своем мы исповедуем: «Имя Божiе есть Самъ Богъ».

Да, есть у некоторых Святых изреченiе, что «Богъ неименуем»? – Но надо правильно понимать, в каком смысле, и в каком контексте так сказано. А сказано это в том смысле, что Существо Бога не имеет собственного имени, как например Вторая Ипостась Сын Божiй имеет собственное имя – Iисусъ. Значит, Богъ-Сынъ – именуем! Именуемо и Существо Бога, но не собственными, а нарицательными Именеми в Троице славимыхъ, – именуемо по различiю Ипостасей, по энергиям, свойствам и различным совершенствам Его. Самъ Господь говорит, что Онъ ИМЕНУЕМ: «Аз Господь Богъ, сiе Мое есть Имя»[17]. И притом, Имя Вечное[18]. И через ближайшего к Новому Завету пророка Малахiю говорит, что у Него есть Имя[19]. И весь Ветхiй Завет свидетельствует о бытiи Имени Божiя. Только имяборцы, новые учители, отвергшiе Священное Писанiе, отвергли и бытiе Имени Божiя в Боге. Св. Симеон Новый Богослов учит, что Богъ именуется; «Богъ есть Свет и Свет безпредельный, и что в Боге – Свет есть… Также и то, что от Бога – Свет есть… Христосъ, Iисусъ, Спаситель и Царь всего – Свет есть… Господь – Свет… Утешитель – Свет… Будучи Светом неприступным и предвечным, каковый Свет – имеет и многiе Имена, и именуется всем тем, что мы сказали (выше), и иным еще большим; и не только именуется тем Самым, что я сказал, но и действительно производит то Самое… Хотя и о нас говорится многое подобное (т.е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богомъ словами и именами) но о нас говорится как о людях, а о Нем как о Боге … Богъ именуется Отцем, – отцами называются и люди… Слова человеческiе – текучи и пусты, слово же Божiе живо, непреложно и действенно, Богъ истинный. Равным образом и истина Божiя паче ума и слова человеческаго, – Богъ безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый»[20]. Слышите имяборцы: истина Божия есть Бог. А разве Богооткровенное Слово-Имя (Откр. 19,13) Божие не есть истина? Почему же вы лишаете эту Истину Бохию титула Бог? Что такое Свет, упоминаемый св. Симеоном? Свет в Боге можно назвать энергiей или действiем, и свойством Бога. А действiе, и свойство Бога – есть Божество, Которое имеет титул Бог. И так, св. Симеон именует Бога Светом, а значит, Божествомъ – и Самого Бога, и то, что от Бога, т. е. свойства и действiя, или – энергiю существа. О том что Богъ действительно ИМЕНУЕТСЯ, свидетельствует Само Слово Божiе, как говорит св. Афанасiй Великiй: «Слово Божiе называет себя Премудростiю, Силою, Десницею, Мышцею и другими таковыми же именами» [21]. О том что БОГЪ ИМЕНУЕМ учит и св. Григорiй Нисскiй: «И тысячами других Имен, означающих высоту и Боголепiе, СВЯТОЕ ПИСАНIЕ (а не имяборцы!) УМЕЛО НАИМЕНОВАТЬ БОГА. Почему в точности дознаем из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен»[22]. Епископ Михаил: «в толкованiи Св. Евангелiя Iоанна на слова: «Я открыл Имя Твое» (Ин. 17,6) – говорит: «Имявместо Лица, Его свойств и действiй; открыл Имя Бога – тоже, что открыл Самого Бога».

И так, во 2-м пункте еп. Иларiон учит, что Богъ неименуем. А мы привели свидетельство Самого Бога, исповеданiе св. Кафолической Церкви и Святых Отец о том что Богъ именуемъ. Кому же мы должны верить: Самому Господу, Святымъ и св. Церкви, – или имяборцам экуменистам?

еп. Иларiон в угоду имяборчеству боится форму ученiя об Имени Божiем выражать словами: «Имя Божiе есть Самъ Богъ». А св. Iоанн Кронштадтскiй, свят. Тихон Задонский, св. Симеон Новый Богослов, другие Святые не боясь утверждали, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Эту форму ученiя св. Iоанна Кронштадтского и других Святых мы уже многократно приводили. То же Самое, что исповедывал св. о. Iоанн, исповедуют и другiе Святые Отцы Учители Церкви; например, преп. Симеон Новый Богослов учит: «Когда речь идет о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Богъ»[23]. Богъ именуется также и Словом Божiим: «Имя Ему – Слово Божiе»[24]. Св. Макарiй учит: «Слово Божiе есть Богъ, а слово мiра есть мiр»[25]. Что такое Слово Божiе? Слово Божiе, – не в смысле Ипостасного Слова, – есть энергiя Бога, или Божество нераздельное от Бога и есть Самъ Богъ, по нераздельности энергiи от Самого существа. Поэтому, Имя, и как Слово Божiе, также есть - Богъ.

Имяборцы ложно утверждают, будто бы никто из Святых не учил, что Имя Божiе есть Самъ Богъ, и лгут, будто бы имяславцы в подтвержденiе такого ученiя не привели ни одного доказательства из Святых Отецъ. Но мы их уже много раз приводили, а здесь привели немногiе, но достаточно и сих, для изобличения имяборческого наговора и их лжеученiя. Желающiе узнать больше, могут найти их в наших трудах. Кстати, противоположное Имяславiю ученiе сам Святейшiй Синод до 1900 года именовал антихристовым. Вот какое ученiе о Божестве и тождественности Имени Божия с Самимъ Богомъ он премировал автора денежной премiей:

«Да святится Имя Твое»! – Да, братiе, святить Имя Божiе – это есть первая обязанность человека. К этому побуждает нас как самое Имя, так и та сила, которая заключается в нем. Самое Имя – Имя Божiе есть не другое что, как Самъ Богъ. Что есть Богъ, то есть – и Имя Его, что есть Имя Божiе, то есть – Онъ Самъ. Азъ Господь Богъ, – говорит Онъ, – сiе есть Имя Мое». – Следовательно мы, славя и почитая Имя Божiе, славим и почитаем Самого Бога . сила же Имени Божiя так велика и спасительна для человеков, что он может по силе сего Имени сделать все. Может даже отражать сильнейших и опаснейших врагов своих – демонов: «Именемъ Моим бесы ижденут», – сказал Самъ Спаситель. Вот какова сила Имени Божiя. После сего не святить Имя Божiе не есть ли дело худое и Богопротивное, и человек, который не святит его, не есть ли Богоотступник, сын противника дiавола и наследник огня геенского»[26].

Св. Тихон Задонскiй учит: «Великое Имя Божiе заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари несообщаемыя, но Ему единому собственныя, как-то: единосущiе, присносущiе, всемогущество, благость, премудрость, вездесущiе, всеведенiе, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сiи собственныя свойства открывает нам Духъ Святый в слове Своемъ»[27]. Но кто может заключать в себе эти и другiе Божественные свойства, если не Самъ Богъ? Не следует ли отсюда, что Великое Имя Божiе – есть Самъ Богъ? Но мы уже достаточно привели церковных доказательств о Божестве Имени Божiя?! Их можно приводить безконечно.

На Афоне архiеп. Никон провозглашал инокам новое ученiе, он объявил: «Хвалите Имя Господне» Церковь поет неправильно, а надо петь: хвалите Бога Господа» – А вот что пишет св. Димитрiй Ростовскiй, обличая еретика: «Наводя же то, хулит Самую Пресвятую Троицу, в Ея же Имя мы треми персты знаменаемся глаголюще: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. А он, Отца и Сына, и Святаго Духа».[28] Значит, отрицанiе прославленiя и исповеданiя Имени Бога, это ересь, в которую втянули всю россiйскую церковь три синодальных архiерея: Никон, Антонiй, и Сергий. А теперь пытается узаконить эту ересь догматической формулировкой и еп. Иларiон (Алфеев).

И так, какую бы новую форму ученiя об Имени Божiем Богословская комиссия, или высшая церковная власть нынешней имяборческой экуменической церкви ни установила, имяславцы от Свято-Отеческой формулы никогда не отрекутся и не пойдут на поводу у современных «примирителей», в том числе и Илариона Алыеева, стремящихся соединить ложь с истиной, верных с неверными, Свет со тьмой, Зристас Велиаром, храмы Божiи с идолами[29]верующих во Имя Божие (Ин. 1,12; 1 Кор. 6,23) с не верующими, которые уже осужлены и гнев Божий пребывает на нмх (Мал. 2,1-2; Ин. 3,18,36)..

3). Автор хочет лишить Имена Божiи энергiи Божества. А мы, напротив, Имена Божiи признаем энергiей, действiем Бога, – как слово Божiе, как Богооткровенную Истину о Боге и о спасенiи мiра, и потому признаем их Божество, – не самих по себе (внешних) Имен, а как неотделимую от Бога энергiю Слова-Имени (Откр. 19,13). Потому и в православном Катехизисе сказано: «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити не может»[30] И св. Афанасiй Великiй исповедует «нераздельность» Имени от Именуемого Бога говоря: «Почему вы, обещавшiеся прежде исповедывать единосущiе, в страданiе вовлекаете нераздельное Имя, самое неделимое естество, самое неизреченное Божестве» [31]. Св. Максим Исповедник учит: «Имя Бога и Отца есть Единородный Сын»[32]. Значит, кто отвергает бытiе Имени Божiя, тот отвергает Божество и бытiе Единородного Сына Божiя. Св. Iоанн Дамаскин учит: У Отца нет другого желанiя, другой мысли, кроме Сына; вся деятельность Отца – в Сыне». – Iисусъ Христосъ молился: «Отче, прослави Имя Твое!»[33] – это Он молился о прославленiи Своего Имени, т. е. Самого Себя. Этим самым Онъ ясно выразил, что Имя Его есть Онъ Самъ, что Имя Божiе, (во всех варiантах), есть Самъ Богъ; Энергiя Божества в Именах Божiих, как в вечном живом глаголе Божiем совечна Богу, и в этом смысле Имя, как энергiя, совечно Богу, о чем свидетельствует Самъ Господь[34]. Кто хочет это оспорить, пусть приведет доказательства.

4). На каком бы языке не открывал Богъ Свои Имена, это не меняет сущности Божества Имен. Богъ облек Себя в плоть человеческую еврейского рода, и от этого Онъ не перестает быть воплотившимся Богомъ для всех других племен и народов. На земле Имена Божiи выражаются на языке человеческом, а на небе Имя Божiе прославляется на языке ангельском. Но суть дела от этого не меняется. Люди, и ангелы, прославляя Имя Божiе на разных языках, прославляют Самого Бога, облекшагося в Свои Имена, на человеческом и ангельском языках.

  • Игнатiй Брянчанинов: «Еже аще что просите, – сказал Он апостолам, от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне».[35] «Ангел Божiй сказал Ап. Ерме: «Имя Сына Божiя велико и неизмеримо: оно держит весь мiр». «Имя Сына Божiя и величiе Его Имени Iисусъ превыше постиженя разумной твари земли и неба: постиженiе его непостижимо и прiемлется младенческою простотою и верою». «Только нищiй духомъ, непрестанно прилепляющiйся молитвой ко Господу по причине непрестанного ощущенiя нищеты своей, способен раскрыть в себе величiе Имени Iисуса»[36]. – А нынешнiе «всезнающiе богословы» рацiоналистическим путем, в гордости своего ума, пытаются постичь и истолковать непостижимое Имя, которое непостижимым и требующим в Себя веры исповедует также и св. Iоанн Златоуст[37].

5). О буквах и звуках Имени. Св. Игнатiй Брянчанинов говорит:

«Слово Божiе, будучи Богомъ и возседая одесную Отца, преклоняет небеса, облекается в звуки нашего голоса, начертывается нашими буквами и вращаясь среди нас действует как наше слово, но будучи Духъ и Животъ[38] входит в умы и сердца и освящает преклоняющихся пред Ним»[39]. «Господь Iисусъ Христосъ – Жизнь, и Имя Его живое»[40]. – Из-за того, что Богъ-Слово облекся в звуки нашего голоса и начертывается нашими буквами, Онъ не перестал быть Темъ, Кем Онъ был, – Богомъ-Словомъ. Поэтому, считаем, не правы те, которые говорят, что посколько Имя Божiе пишется нашими буквами и произносится нашим голосом – не есть Богъ, а есть творчество человеческой способности. Да, – по внешней его стороне, – писать и произносить – это творческая способность; но в существе своего внутреннего содержанiя Имя Божiе есть Богъ. Да и самое произношенiе Имени Божiя голосом, или умом действуется Духомъ Святымъ[41]. Кстати, о. Iоанн Кронштадтскiй говорит, что Богъ присутствует и в звуках произносимого Имени Бож. «По нашей телесности, говорит Батюшка, Господь привязывает, так сказать, Свое присутствiе и Себя Самого к вещественности», напр., в та­инствах. Привязывает Свое присутствiе к храму, к образам, к кресту, крестному знаменiю, к имени Своему, состоящему из чле­нораздельных звуков...»[42]. Отец Антонiй (Булатович) писал: «Именачертанiя и имезвучiя не подобает почитать ни святымъ само по себе, ни имеющим самосущую освящающую силу, ни почитать их Божеством или Энергiей Божества, ибо именачертанiе и имезвучiе, а также случайная мысль о Боге суть произведенiе деятельности человеческой. Но они суть Святы, поелику именуют Бога; Самая же, истина о Боге, в коей простирается ум и сердце человеческое призывая Бога, и которая таится в именах и в глаголах Божiих, хотя не всегда и не всяким может быть воспрiемлема, – есть всегда Божество, Святое Само в Себе, и есть Сила освя­щающая, когда то соблагоизволяет Богъ[43].

 

[1] Ис. 63,16.

[2] Ис. 56,5.

[3] Ис. 42,8; Исх. 3,15

[4] 3 Езд. 7,28.

[5] Ин. 12,28.

[6] Бес. о страдан. Господа нашего Iисуса Христа. Ч. 1, изд. 1, с. 173.

[7] Изд. 7, М. 1899, Без. на Матф. Ч. 1, с. 62.

[8] Его же: Т. 2, кн. 2, изд. 2, Спб Дух. Акад., 1899.

[9] Там же, с. 862, бес. на Пс. 81.

[10] Изд. 1855. Слова Огласительные. 10 сл.. С. 144.

[11] СПб. 1882. Ч. 1. С. 37.

[12] 2 Езд. 4,63.

[13] Ирмос, глас 1, песнь 5.

[14] В среду 4 седм. по Пасце утра. Пес. 5.

[15] Твереня. Ч. 4. С. 274.

[16] Творен. М. 1861. Ч. 2. С.412.

[17] Ис. 42,8.

[18] Исх. 3,15.

[19] Малах. 2,2.

  1. Творен. Ч. 2. С. 108. См. сл. 62 на греческом.

[21] Ч. 2. ТСЛ. Изд. 2-е. 1902. С.490-491.

[22] М. 1861. Ч. 2. С. 412

[23] Конец 62 слова, стр. 107-108.

[24] Откр. 19,13 (1913-й год!).

[25] Изд. ТСЛ 4-е. 1904. С. 293.

[26] Собранiе Церковных Поученiй для Простого Народа. Свящ. Стратилатова. Книга ся удостоена премiи Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. Поученiе 31. С. 102.

[27] Т. 3. Изд. 3. М. 1875. С. 65. Гл. 2

[28] Розыск о раскольнич. Брынской вере». Кiево-Печер. Лавра. !866. Л. 257

[29] 2 Кор. 6,14-18; 2 Ин. 1,10-11.

[30] Большой Катехизис. Изд. 1878. С. 258.

[31] См.: Изд. 2. Ч. 3. 1903. С. 352.

[32] М. 1853. С.15. На мол. «Отче наш».

[33] Iоан. 12,28

[34] Ис. 42,8; Исх. 3,15.

[35] Ин. 14,13-14.

[36] Аскетическiе опыты. Т. 2. Изд. 3. Спб. 1905. С. 234,237,240,241

[37] См.: Т.9. СПб. ДА. 1903. Без. на Римл. I

[38] Ин. 6,63,

[39] Игнат. Брянч. Том 4

[40] Его же: Аскет. опыты. Т. 2. Изд. 3. Спб. 1905. С. 243.

[41] Ср. 1 Кор. 12, 3.

[42] См. у митроп. Венiамина Федченкова: Св. Iоанн Кронштадтскiй. Имяславiе. С. 695.

[43] Iеросхим. Антонiй (Булатович). «Православная Церковь о почитанiи Имени Божiя и о молитве Iисусовой». Изд. «Исповедник». СПб. 1914. С. 171.

Категория: Имяславие 13 том | Добавил: borschks
Просмотров: 231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0