Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:21 PM | |
6). «Богъ присутствует во всяком Своем имени», – говорит еп. Иларiон, – как и есть на самом деле. – Но присутствует ли Онъ всем Своимъ существомъ, или только Божественной Своей энергiей? Св. Iоанн Кронштадтскiй убеждает и уверяет что всем существомъ. Можно ли с этим согласиться? Можно. Когда мы призываем в молитве, (или в Богословiи произносим Имя) Бога, то именуем не часть Бога, не какое-то одно свойство, или одну какую-то энергiю Божiю, но именуем всего Бога. «Богъ в Имени Своемъ всемъ Своимъ существомъ»; – так учит св. Iоанн Кронштадтскiй. Ведь и нас когда зовут по имени, то не часть нашего существа отзывается, а все существо, которое заключается в нашей душе. Так же точно когда мы призываем Господа, то не какая то часть Его, а весь Онъ отзывается в Своемъ Имени. Такая аналогiя не претит нам веровать, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Имя Божiе, как слово Божiе, как Богооткровенная Истина о Боге, есть неотделимая от Божественной сущности энергiя, есть Божество и есть Богъ; потому что Богъ именуется и Божеством, а Божество именуется и Богом[1]. 7). Имя Божiе достопоклоняемо не только по внутренней, но и по внешней его стороне. Написанное Имя Божiе есть словесная икона Бога. Как в иконе мы воздаем поклоненiе образу, а честь образа восходит к первообразу, так и написанному образу Имени Божiю воздаем поклоненiе как словесной иконе, а честь воздаваемая словесной иконе Имени Божя, – т. е. внешнему словесному Имени Божiю, – переходит на внутреннее его содержанiе, т. е. на Самого Бога . «Внешнему» и «внутреннему» Имени Божiю поклоненiе воздается – нераздельное. Представляется неразумным, воздавая поклоненiе внутреннему Имени Божiю, лишать поклоненiя внешнее имя, ибо «честь образа, переходит на первообразное»[2]. Доска обветшавшей иконы со стертым ликом, является освященною, совесть не позволяет выбросить ее на дрова как простую доску. А разве написанное Имя Божiе меньшего достоинства, чем та доска, чтобы не считать его освященным? Вещество написанного Имени освящается именуемым Богом, как и вещество древесной иконы. Далее, у множества Святых Отец, в Катехизисе, и в догматическом Богословiи сказано, что Именемъ Божiим освящаются таинства церковные. Так учил и архiеп. Никон до 1900 года[3]. Но нигде не сказано, что таинства церковные освящаются иконой или крестом без Имени Божiя. Поэтому автор не прав говоря, что Имя Божiе равного достоинства с иконами и крестом. По внешнему его изображенiю – да. А по внутреннему, вот что говорит св. Макарiй Египетскiй: «Слово Божiе (Оно же – Имя Божiе, – К.Б) есть Бог, а слово мiра есть мiр»[4]. По св. Симеону Новому Богослову: «Слово Божiе живо и непреодолимо и действенно, Богъ истинный. Равным образом и истина Божiя паче ума и слова человеческого – Богъ безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый»[5]. «Когда речь идет о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Богъ»[6]. По св. Феофилакту Болгарскому «Божiе Имя есть вещь наисвященнейшая в мiре. Им совершаются наши спасительные Таинства, им печатлеется верность наших клятв и обещанiй, Его полагаем в основу начинанiй наших»[7]. И так, ошибается еп. Иларiон говоря: «Достопоклоняемой является не внешняя оболочка имени, а его внутреннее содержанiе». Такое убежденiе дает право имяборцам написанное на бумаге Имя Божiе топтать ногами, садиться на него и выбрасывать в урну или в отхожее место напотребу, что и было обнаружено в туалетах епархiи, управляющим которой архiерей-имяборец Исидор Кириченко. Мы уже сказали, что внешнее Имя состоящее из букв и звуков освящается ради внутреннего содержанiя именованiя Бога. А всякая святость достойна поклонения. По ученiю св. Церкви не Имя Божiе освящается иконой, но сама икона освящается надписанiем того Имени чей образ написан, а без надписания имени, икона считается не действительной. Это говорит о святости даже внешнего надписания Имени. И так, достопоклоняемым является не только внутреннее содержание Имени, но и внешнее вещественное его выраженiе –, наравне с святыми иконами. Об этом прекрасно рассуждает Преп. Феодор Студит. «Вопрос еретика: Следует ли, говорит, поклоняться надписи или только изображенiю, названiе которого написано? И, во всяком случае, – одному из них, а не двум? И чему именно? Ответ: Этот вопрос подобен тому, как если бы кто спросил, следует ли поклоняться Евангелiю или наименованiю (написанному) на нем, образу Креста или тому, что на нем написано? Я прибавил бы относительно людей, (следует ли почитать) известного человека или – его имя, например, Павла и Петра, и каждого из отдельных предметов одного и того же рода. Разве это не неразумно, чтобы не сказать – смешно? И что из видимого глазами лишено имени? И каким образом может быть отделено то, что названо (известным Именемъ), от своего собственного наименования, чтобы одному из них мы воздавали поклоненiе, а другое лишали (поклоненiя)? Эти вещи предполагают друг друга: имя есть имя того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя: в них единство поклоненiя нераздельно»[8]. Так что следует поклоняться также и написанному (внешнему) Имени Божiю и благоговеть перед ним, как перед словесной иконой. 8). В этом пункте еп. Иларiон пишет: «Через Имена Божiи действует Самъ Богъ». Но именно такое заключенiе дает повод к имяборческому отрицанiю Божества Имен Бога. Ведь если Имя Божiе есть только нечто посредствующее между молящимся и Богом, а не есть Самъ Богъ (в различных, ранее упомянутых нами варiантах), и через это посредствующее имя, как простую кличку или названiе Богъ действует, тогда можно сказать, что реально Богъ действует не только через Свое Имя, но и в – спасительных и карательных целях Онъ действует и через другiе тварные посредства – одушевленные и неодушевленные, через разных людей, и даже через безбожников; и на этом основанiи имяборцам легко утверждать, что как все эти посредства не есть Богъ, так и посредствующiе имена Его не есть Богъ; именно на таком ложном основанiи еретики утверждают свое имяборчество, отрицая Божество Имени Божiя. Но можно ли, – по Писанiю Вечное, Божественное, Всемогущее, Достопоклоняемое, Великолепое, Спасительное Имя Бога нашего сравнивать с прочими тварными предметами? Такое заключенiе автора близкое к синодскому лжеученiю, что Имя Божiе не есть Богъ, не есть Божество, не есть Божественная сила (энергiя) Бога, но есть нечто только посредствующее для удобства нашего обращенiя в молитве к Богу, а после молитвы, равно как и в Богословiи Имя Божiе есть только фикцшя, вымысел человеческiй. Имяславцы стояли и стоят на той позицiи, что Имя Божiе, по св. Афанасiю Великому, нераздельно от именуемого Бога [9]. По Катехизису: «Преславными и различными именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити может»[10]. Но имяборцы отделяют Имя Божiе от Именуемого и лишают его Божественнаго достоинства. Разумеется, отделенное от Существа Имя Божiе, Само по себе не могло бы иметь освящающей силы и Божественности, если бы и можно было его отделить. Но имяславцы чужды такого изуверства. А имяборцы до последнего времени злоумышленно приписывают имяславцам, будто бы они отдельное от Бога имя обожествляют. Что касается «магического суеверiя» приписываемого Синодом имяславiю, то его обвиненiе падает на его же главу. И вот почему. Синод Имя Божiе уподобляет реально не существующим а только лишь умопредставляемым, подобно мередiану или экватору в географiи. Таким образом Имя Божiе Синод приравнял к фикцiи, к вымыслу человеческому. Когда человек молится, то эту «фикцiю» вымышленное Имя Божiе он должен отождествлять с Богомъ до нераздельности, иначе, обоготворять; а после молитвы паки должен сознавать что Имени Божiя реально не существует… Таким образом, синодальным посланiем проповедуется магическое суеверiе, идолопоклонство и Богохульство[11]. 9). В этом пункте, еп. Иларiон также как и Синод пишет: «В молитве имя Божiе неотделимо от Самого Бога». Остальное автор просто не договаривает: отождествляет ли он Имя с Именуемым? Или после молитвы признает имя Божiе реально несуществующим, как учат имяборцы, будто бы имя Божiе разлагается и исчезает вместе со звуком голоса? Если уж беремся рассуждать и Богословствовать и делать заключительные выводы, то в выводах должна быть полная ясность а не двойственность выражения и недоговорки. Если, как говорит автор, «в молитве имя Божiе неотделимо от Бога», то значит оно и никогда неотделимо. А если вне молитвы оно отделимо, то это уже ересь и проповедуется «магическое отождествленiе» несуществующего с существующим. Только человек не всегда это осознает; это познать, как учит св. Игнатiй Брянчанинов, может только истинно молящiйся, нищiй духомъ христiанин. Как возможно нераздельное от Бога во время молитвы Имя, отделить от Него после молитвы? Что это за кудесничество и актерство? Нам представляется, что в этом пункте автор действует по пословице: «и нашим, и вашим», – немного Богу и немного лукавому, немного имяславiю, и немного имяборчеству, – для примiреня двух сторон. Но так не годится. Здесь требуется: или, или. Или веровать по святоотечески в нераздельность Имени, – и тогда его никогда нельзя разъединять; или глумиться по имяборчески и утверждать, что реально имени Божiя не существует, и тогда его никогда нельзя соединять с именуемым Богом, – но в этом случае и заключается имяборческая ересь. Синод предлагает нечто среднее – магически отождествлять в молитве реально несуществующее Имя с Самимъ Богомъ до нераздельности, и обратное отделенiе Имени после молитвы и лишенiе его бытiя. Но это есть магизм, изуверство и идолопоклонство! 10). А что означает вывод еп. Иларiона: «Имя «Iисусъ» может указывать также и на Его божественную природу»? – А может и не указывать?.. Имяборцы на Афоне говорили что «Iисусъ», без сопутствующего слова «Христосъ», не есть Богъ, потому что Iисусов было много; и говорили, что Iисусъ Христосъ – Богъ, а Iисусъ – не Богъ, и твердили: «Христосъ воскрес, а не Iисусъ»! Три старца: схимонах Пахомiй, Савва и Виталiй даже предприняли паломничество по св. Горе, с целью изобличения «новой ереси», забыв, несчастные, слова Евангелия и церковной песни: : «Воскрес Iисусъ от гроба, якоже прорече». В церкви обители Благовещенiя иконописец-исповедник на трех арках написал – «Iисусъ Бог». Эта надпись долго смущала имяборцев, и они со всей Горы собирались посмотреть на нее. Читая надпись, они вздыхали, крестились и говорили: «теперь у них и Iисусъ Богъ! Вот нашли себе нового Бога – Iисуса!». Собор келлiотскiй вместе с пантелеимоновскими и Ильинскими имяборцами настойчиво требовали уничтожить «еретическую» надпись, но старец Парфенiй не обращал вниманiя на подобные требованiя. Но чуть только уехал арх. Никон с Троицким, келлiоты все же потребовали у о. Парфенiя уничтожить «еретическую надпись»[12]. Имяборцы относили Имя Iисусъ только к человеческому естеству Богочеловека. А Св. Iоанн Златоуст учит: «То же Самое, что о «Христе», – может быть сказано о «Сыне», об «Iисусе», о «Господе», так как все эти имена суть общiе и выражают собою оба естества»[13]. Он же со ссылкой говорит: «Афанасiй Святый в слове к Антiоху сице глаголет: преклоняя колене о Имене Iисусове и преклоняя колене Христу, – оба знаменуют и почитают Искупленiе. Имя Iисусъ являет Спасителя»[14] Св. Никифор Константинопольскiй учит: «Христосъ и Богъ наш, соделавшись человеком, принял Имя, которое обозначает одинаково и то и другое из соединенных естеств, как освятившее Божество, так и освященное человечество, так что под одним словом познается и двоица соединенных естеств и ипостасное из них соединенiе единого Лица»[15]. Те, кои каждое естество Господа именуют отдельным Именемъ (как имяборцы на Афоне, - К.Б.), т. е. Iисусомъ – человеческое, а Христомъ – Божеское, – подпали под 4-ю анафему 3-го Вселенского Собора, которая гласит: «Кто выраженiя, находящiеся в писанiях Евангельских и Апостольских, сказанные о Христе либо священными писателями, либо Им Самимъ о Себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божiя разумеваемому, а другiе, как Богоприличные одному только Слову, Сущему от Бога Отца; тот да будет Анафема»[16] Глава 6. Отзыв составителя на Ответ Автора «Священной тайны Церкви» на его вопросы о природе Имени Божiя (Т. 2. С.198-199)
(Примечанiе составителя: наши замечания на ответы см. в подстрочных сносках). 1. Можно ли утверждать что «имя Божiе есть Самъ Богъ»?[17] Нельзя, если связку «есть» разсматривать в смысле отождествленiя[18] и если под данным утвержденiем понимать, что Богъ и имя Божiе — одно и тоже;[19] если считать Бога именуемым[20]; если считать, что сущность Божiя может быть адекватно выражена при помощи того или иного имени Божiя[21]. Можно, если это утвержденiе понимать в том смысле, что в имени Божiем присутствует Самъ Богъ[22]. В виду того что данное утвержденiе открыто к различного рода [1] См. здесь, часть 5, гл. 86. [2] Св. Василiй Великiй. [3] Троицк. Лист. Т. 5. 1896-1899. С. 137. [4] Изд. 4. 1904. С. 293. [5] Ч. 2. С. 108. См. 62 слово на греческом. [6] Там же. Конец 62 слова. С. 107-108. [7] М. 1845. Ч. 3. Без. на Мф. 5, 16. 360. [8] Том 1. СПб. Д,А. 1907. С. 129. [9] Изд.2. Ч. 3. 1903. С. 352. [10] Изд. 1878. Л. 256. [11] Подробно об этом см: «Разбор Посланiя Святейшего Синода». Вл. Эрн. РФБ. 1917. [12] Исторiя афонской смуты в книге iеросх. Антонiя (Булатовича): Правосл. Церк. о почит. Имени Божiя и о мол. Iисусовой. Вместо предисловiя. С.26. [13] Т. 3. С.814. [14] Камень Веры. 250 [15] Твор. Свв. Отц. Т. 65. МДА. 1904. Ч. 1. С. 270. [16] Митроп. Макарiй. Правосл. Догматич. Богосл.. Т. 2. Изд. 1883. С. 84. [17] Наш протест. Можно. Но с оговоркой: «в определенном смысле», т. е. «Имя Божiе, в определенном смысле, есть Самъ Богъ» – 1) по нераздельности Бога от Своего Имени; 2) если признавать что Имя и слово Божiе есть Богооткровенная Истина, а не номинальность, не простые слова о Боге; 3) если не отвергать, что Имя Божiе (оно же слово Божiе) – живо и действенно и, следовательно, есть действiе, энергiя Божiя; 4) если не отвергать, что Имя – Слово Божiе (Откр. 19,13) есть живой глагол Божiй и, следовательно, нераздельная от Бога энергiя Его и Божество; 5) если не отвергать ученiе Священного Писанiя, Святой Церкви и Святых Отецъ о том, что Имя Божiе есть Самъ Богъ; 6) если не отвергать ученiе Священного Писанiя, св. Церкви и Святых Отецъ о том, что Имя Божiе вечное, как вечен Самъ Богъ. 7) если не игнорировать ученiе об Имени Божiем Самого Бога, Пророков, Апостолов, Святых Отецъ и св. Церкви Христовой, как она учила до возникновенiя на Афоне имяборческой ереси. Из-за рацiоналического неверiя имяборцев Священному и Святоотеческому Писанiям, свидетельствующим о Божестве Имени Божiя, не следует идя на поводу у них, отвергать церковную форму ученiя: «Имя Божiе есть Самъ Богъ». Никто до двух афонских монахов-рацiоналистов не смел в теченiи 5005 лет Ветхозаветных, и в теченiи 19 веков Новозаветных отвергать Божество Имени Божiя, опротестовывать ученiе Святых Отец, св.Iоанна Кронштадтского и ученiе св. Церкви о том, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Неужели ради двух афонских бунтарей против славы и Божества Имени Божiя, и ради двух-трех синодальных архiереев-рацiоналистов, вся Церковь Христова должна опрокинуть собственное ученiе и принять лжеученiе неверов рацiоналистов? Удачно выражена оговорка iеросхимонаха Антонiя (Булатовича): «Повторяю, именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богомъ и Самимъ Богомъ, я чужд как почитанiя Имени Божiя за сущность Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое-то особое божество, так и обоженiя самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге» (Исповеданiе веры афонских иноков, поданное в Св. Синод 18 Марта 1914 г.). Этой формулой о. Антонiй отбивался от имяборческой клеветы в обожествленiи букв, т.е. внешних тварных элементов Имени. Из-за того что имяборцы отвергают Божество и бытiе Имени Божiя, мы не должны отказываться от Святоотеческой формулы: «Имя Божiе есть Богъ». Ведь эта истина не перестает быть Истиной. Равно как из-за того что iудеи не признают Божество Iисуса Христа, мы не можем отказаться от истины, что Iисусъ – Богъ. Православная Вера в Iисуса, как в Бога, тоже дала повод к «различным ошибочным толкованiям» еретиков и безбожников… Однако ради них Православiе не делает никакой уступки в ущерб истине. Православное ученiе об Имени Божiем св. Iоанн Кронштадтскiй яснее всех Святых Отецъ выразил в точной непогрешимой формуле. Если имяборцы хотят быть истинно православными, они должны верою принять эту формулу. Эта Святоотеческая Формула о. Iоанна не перестанет быть Церковной, равно как Iисусъ Христосъ не перестает быть Богом от того, что многiе в Него не верят. Не следует подстраивать Святоотеческую истину и смысл слов об Имени Божiем о. Iоанна под имяборческое мышленiе, т. е. идти на компромисс, или на поводу у имяборцев, как бы ради их мыслительной немощи. Святой Отец Iоанн Кронштадтскiй не отделял Имя Божiе от Самого Бога не только в молитве, но и всегда. Стоит только без предвзятости прислушаться к его напоминанiям о слове Божiем, и об Имени Божiем. Поэтому и заповедь Господня «не произносить Имя Божiе всуе» относится на все времена, а не только на время молитвы. В противном случае автор роднится с лжеученiем Синода, и потому может быть принята имяборческая ложная формула. [18] Когда Православный Катехизис, приводимое нами догматическое Богословiе, а это начит, св. Церковь, и Святые отцы учат о «нераздельности» Имени Божiя от именуемого Бога – это: разве не отождествленiе имени с Именуемым? А отрицанiе Божества Имени Божiя – разве не отделенiе Имени от Именуемого Бога и признанiе Имени за нечто кроме Бога, – за фикцiю, – за имя умопредставляемое, но реально не существующее. Разделенiе Имени Божiя от Именуемого Бога – это скатыванiе в имяборчество Синода. [19] А разве ученiе св. Церкви Христовой о нераздельности Имени от Именуемого это ученiе о двух разных предметах? Почему мы должны признавать: Имя Божiе это – одно, а Именуемый – это другое? Почему мы должны бояться отождествленiя Имени с Именуемымъ? Потому что против этого восстали имяборцы? Но жиды восстали против Божества Iисуса Христа, – что-ж, из-за этого мы должны отрекаться от ученiя о едином Божестве Второй Ипостаси в двух естествах – Божеском и человеческом? Что за боязнь отождествленiя Имени с Именуемым? Ведь мы не отождествляем Имя с Существом Бога, но отождествляем с Его Божеством, которое есть Богъ по Его энергям и совершенствам. Мы не учим, что Имя Божiе открывает нам непостижимое Существо, но веруем, что призывая Имя Божiе мы призываем Самого Бога нераздельного от Своего Имени, – а как – это Ему Самому ведомо, а нам, по св.Iоанну Златоусту ничего из этого нельзя постигнуть разумом. (Т. 9. СПб. ДА. 1903. Бес. на посл. к Римл. 1,5). Поэтому мы, должны бояться разделенiя нераздельного, по св. Афанасiю Великому, Имени от Именуемого Господа (Изд. 2. СТЛ. 1903. Ч. 3. С. 352). [20] На основанiи ученiя Святых Отец, Самого Господа и ученiя св. Церкви мы уже доказали, что Богъ не по существу, а по энергiям, именуем. Неужели мы должны в угоду имяборчеству отречься от этой Православной теоремы? Кем же тогда мы будем являться, если не отступниками и отречниками от Святой Церкви Христовой? О том что Богъ именуем, приведем другiе доказательства. Св. Амвросiй Медiоланскiй: «Далее указывают на то, что Он сказал: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Но при этом не принимают в соображенiе того, что Он предпослал этому, сказав: во Имя. Он указал на три Лица, но привел одно Имя Троицы». «Итак, един Богъ, едино Имя, едино Божество, едино величiе». (Изд. Каз. ДА 1901. С. 189.). Св. Iоанн Дамаскин: «О каждой Ипостаси Имя Богъ глаголется, вопреки же Имени Божества о Ипостаси рещи не можем» (Изд. 1785. Л. 92 об.). Кстати, здесь, кроме именованiя Бога, Ипостаси называются Божеством. Значит, Существо именуется и Богом, и Божеством, вопреки суемудрiю имяборцев, будто бы титул «Богъ» принадлежит только Существу, а энергiя Бога именуется только Божеством. [21] Об этом можно было и не говорить, потому что никто из имяславцев не утверждал ересь, будто бы при помощи Имени можно адекватно выразить сущность Божiю. [22] Но имяборцы могут сказать: вездесущiй Богъ присутствует на всяком месте во всякое время, но из этого нельзя же заключать, что всякое место где Богъ присутствует, есть Самъ Богъ… Это будет уже пантеизм. При отрицанiи нераздельности, – а значит в известном смысле и тождественности, которая вытекает от нераздельности, – признанiе одного только присутствiя Бога в Имени Его, не может послужить достаточным аргументом против имяборчества о том что Имя Божiе в определенном смысле есть Самъ Богъ. И притом, такое признанiе может наводить на мысль, что Богъ может присутствовать, а может и не присутствовать в Своем Имени. По этому признанiю имяборчество признает присутствiе, или нераздельность Бога в Его Имени лишь только тогда, когда молящiйся молится, и молится истинной внимательной а не рассеянной молитвой. А во все остальное время Богъ в Своем Имени не присутствует, да и вообще Имени Божiя реально не существует. Такое и есть еретическое имяборческое ученiе, отрицающее нераздельность Имени от Именуемого независимое ни от каких временных условiй, приводящее к отрицанiю бытiя Имени Божiя, а тем более к отрицанiю его Божества. | |
Просмотров: 240 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |