Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:17 PM | |
ошибочным толкованiям, оно никак не может считаться догматической формулой, адекватно выражающей суть православного ученiя об имени Божiем:[1] оно указывает лишь на то, что в молитве имя Божiе не отделяется от Самого Бога (в этом смысле оно употреблялось и Святымъ Iоанном Кронштадтским)[2]. Поэтому при изложенiи догматического ученiя об имени Божiем данную формулу следует избегать, заменяя менее уязвимыми, такими как: в имени Божiем присутствует Самъ Богъ; в имени Божiем почивает Бог.[3] 2. Можно ли утверждать, что «имя Божiе есть энергiя Божия»?[4] Нельзя, если термин «энергiя» употреблять в паламитском смысле, имея в виду совечную Богу и неотъемлемую от Его естества энергiю, присущую Ему в независимости от бытiя тварного мiра[5]. Нам представляются наименее уязвимыми следующiе формулировки: в имени Божiем действует Богъ; в имени Божiем присутствует энергiя Божiя. 3. Является ли имя Божiе достопоклоняемым? Да, при условiи, что поклоненiе воздается не внешней оболочке имени, но Самому Носителю имени, т. е. Богу [6]. 4. Можно ли говорить об особой силе, присущей имени Божiю? Можно, если под этой силой понимать силу Божiю, действующую через имя Божiе. Нельзя, если буквам и звукам имени Божiя придавать магическiй смысл, если утверждать, что имя Божiе в Самой своей внешней оболочке обладает особой силой, отдельной от силы Божiей[7]. 5. Есть ли основания утверждать, что имя Божiе выше, чем икона крест и другiе священные символы?[8] Достаточных основанiй для такого утверждения в патристической традицiи мы не находим. Однако в ветхозаветном культе имя Божiе занимает более важное место, чем икона в христiанской Церкви: икона является изделiем рук человеческих, тогда как священное имя Яхве воспринимается как открытое людям Самимъ Богом. В практике молитвы Iисусовой произнесенiе имени Iисуса Христа также имеет большее значенiе, чем икона. Впрочем, вряд ли имя Божiе, крест и икону уместно выстраивать в какую бы то ни было iерархiю[9] [1] Жиды «ошибочно толкуют» о личности Господа нашего Iисуса Христа. Из-за них мы не отрекаемся от догмата о Его Божестве. Почему же мы должны идти на поводу у имяборцев неожидов, и должны отрекаться от Божества Имени Божiя и от формулы, фактически давно принятой св. Церковью о том, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Отречься от этой формулы, значит отречься от Православiя и от своего спасенiя, как и уступка жидам привела бы к отреченiю от догмата о Богочеловечестве Iисуса Христа. Не напрасно Господь воздвиг Пророка в лице св. Iоанна Кронштадтского, который пророчески, яснее всех Святых Отец, за 30 лет до имяборчества утвердительно огласил на весь мiр эту формулу ученiя об Имени Божiем, отречься от которой внушает еп. Иларiон. Св. Iоанн Кронштадтскiй предсказал венцы мученическiе инокам афонским, которые пострадали за эту самую формулу отца Iоанна, т. е. за Божество Имени Божiя. [2] Это неправда! Отец Iоанн Кронштадтскiй учил о неотделимости Имени от Именуемого Бога не только при молитве, но и всегда веровать в эту нераздельность. Уча о нераздельности Имени от Бога, он приводил пример нераздельности даже имени человеческого от самого человека, – не во время же молитвы человеку? Он приводил в пример нераздельность имени Богородицы – от Самой Богородицы; имени Ангела – от Ангела; имени Святаго – от Святаго; зачем же понадобилось еп. Иларiону писать неправду и влагать в уста о.Iоанна то, чему он не учил? Вообще о нераздельности Имени от Именуемого Бога всегда, а не только во время молитвы, учит вся Православная Церковь Христова. Мы это уже показали основательно. [3] Наше мненiе несогласное с такой догматической формулировкой мы уже высказали. См. позади в наших сносках. В любом случае, даже при такой формулировке, какую предлагает еп.Иларiон, приложившiе печать имяборчества на свое сердце имяборцы все равно будут возражать. Так стоит ли отказываться от принятой уже давно Кафолической Церковью через Богооткровенiе Священного Писанiя и выраженную Святыми Отцами православной формулы: «Имя Божiе есть Самъ Богъ», по неотделимости Имени от Именуемого? – Можно пояснить: Богъ именуется по энергiям и совершенствам Божiего естества. [4] Наш протест: Можно, если не отвергать, что Имя Божiе есть слово Божiе, слово Священного Писанiя, живой глагол Божiй, Богооткровенная Истина о Боге и об Искупленiи и спасенiи мiра. Не только можно, но и должно: (Ин. 6,63; Евр. 4,12; 1 Пет. 1,23; 2 Кор. 10,4; Ефес. 6,17; Откр. 1,16; 19,13). Св. Iоанн Кронштадтскiй учит: «Евангелiе вечное, этот глагол Божiй, коим все сотворено». «Ко всякому слову (разумеется Свящ. Писаня. – К.Б.) имей такое вниманiе и уваженiе, какое имеешь к живому-человеку, и твердо веруй, что слово Божiе живо и действенно, как живое существо, и, по причине своей духовной тонкости, проходит до разделенiя души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышленям и мыслям сердечным (Евр.4, 12). Слово Божiе есть Самъ Богъ», – ведь не в молитве же только, а всегда, вообще. А разве Имя Божiе не Слово Божiе? «Имя Ему – Слово Божiе» (Откр. 19,13). Митрополит Венiамин (Федченков): — «Слово Божiе есть Самъ Богъ»; здесь о. Iоанн под «словом» разумеет не Второе Лицо Св. Троицы, а Писанiе. «Слова, — говорит он в том же изреченiи, — живые бисеры». Это же выраженiе буквально есть у Св. Iоанна Златоуста; при этом нужно понимать его и в наименованiи Сына Божiя, и в примененiи к Св. Писанiю...». Если Слово Божiе есть Самъ Богъ, то почему же уязвляет имяборцев формула о. Iоанна: «Имя Божiе есть Самъ Богъ»? Ведь Слово Божiе есть Богъ не в молитве только, а всегда есть вечный живой глагол Божiй. Таково же и Святейшее Имя Его! Так же учит и о. Антонiй (Булатович) в книге: «Моя мысль во Христе» С. 5: на основанiи Евангелiя и Посланiй апостольских показывает, что "Слово Божiе живо и действенно" и есть энергiя Божiя и Самъ Богъ, и что Апостолы, проповедуя Слово Божiе, относились к нему не как просто к "словам о Боге " (как то утверждали имяборцы; в Посланiи Синода (ЦВ, 282) об этом говорится: "слов, исходящих из уст человеческих, хотя бы и о Боге, нельзя приравнивать к словам, исходящим из уст Божiих"), а как к Самому Богу, который пребывает в Евангелiи энергiей Своей. Вот, например, слова апостола Петра: "Порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога и пребывающа во веки... Глагол же Господень пребывает во веки. Се же есть глагол, благовествованный в вас" (1 Пет. 1:23,25). Значит, слова Господа, и благовествованiе Евангелiя Апостолами есть живой глагол Бога Духа Святаго. И в символе Православной веры после исповеданiя Бога-Отца и Бога-Сына, св. Церковь исповедует в 8-м члене и Третье Лице Пресвятой Троицы: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, глаголавшаго пророки»; – т. е. через Пророков, Апостолов и Святых Отец, вернее, их устами говорил Богъ Духъ Святой. Энергiя Божества совечна Богу и не входит в зависимость от земного времени и пространства. У Бога нет ничего временного, у Него все вечное. «Живу Азъ и присно живет Имя Мое», говорит Господь (Числ. 14,21). «От века Имя Твое – Искупитель наш» (Ис. 63,16), т. е. от вечности, потому как у Бога нет времени, Онъ, Сущiй – не во времени, а в вечности. Формулировка: «В Имени Божiем присутствует Богъ» мало соответствует вопросу, так как Богъ вездесущiй и все Собою наполняет. Еще неудачней формулировка: «В Имени Божiем почивает Богъ»… Повторяем: Богъ присутствует везде. Но не в этом затронутый вопрос. Не все есть энергiя Божества. Мы далеки от пантеизма. Но Имя Божiе, именно, по всем выше указанным данным, есть Самъ Богъ. Слово Божiе есть Богъ, а слово мiра есть мiр» (Преп. Макарiй Египетскiй). Формулировку о. Iоанна менять не следует. [5] Еще раз повторим, в Боге нет ничего временного, Богъ вечный, и все, что в Боге – вечное. Можно ли делить Божiю энергiю на вечную, и. не вечную? Ведь это уже будет сущая нелепость. Например, Предвечный совет Пресвятой Троицы о сотворенiи мiра, – что значит «Предвечный»? Не грамотный в Богословiи может подумать, что, так как этот Совет Пресвятой Троицы происходил перед самым земным веком, непосредственно перед сотворенiем твари, поэтому он не является вечным и совечным Богу. А по ученiю Святых Отецъ слова вечный, предвечный, превечный – синонимы и означают одну вечность. Богъ именуется и вечным, и превечным, и предвечным. Докажем это исповеданiем св. Церкви Христовой. «Ибо без семене раждаеши Превечнаго Бога, от Отца рожденнаго» (Постн.Трiодь. Нед. мясопуст. Кан. пес.5) «Невместимаго Бога, во утробе Твоей Дево Пречистая носившая, прежде век от Отца нетленно возсявшаго». (Утреня Субб. 1-й вел. поста. 2-й седален). «Из Безначальнаго Отца рожденнаго прежде век Бога, и в последняя от Богородицы в плоть облекшася, яко совершенна человека, и Бога истинна, пойте, благословите, и превозносите во вся веки». (Утреня в Среду ваiй. Пес. 8. Ирмос). Невежа в Богословiи может подумать, раз Сынъ Божiй «Предвечный» и рожден от Отца, значит Онъ не совечный Ему… «Рождшееся Слово от Отца прежде всех век, в естество человеческое облекшася Христа проповедал еси славне…». (Служ. 25 апр. Св. ап. и евагел. Марку. Пес. 8). «Девствуеши рождши паче слова, прежде всех век родившагося от безначальна Отца нетленно: сего ради Чистая Тебе ублажаем». (Утреня, Нед 4 по Пасце. О расслабленном. Пес. 7). «Послан бысть Гаврiил к Деве Марiи, и возвести Ей неизглаголанную радость: яко безсеменно зачнет, и не истлеет. Родиши бо Сына, предвечнаго Бога » (Служ. 25 марта Благовещенiю. Сед. по полiелеи). «Слово Божiе на землю ныне сниде, ангел предста, вопя Деве: радуйся, благословенная, яже печатiю едина сохраншися, во утробе прiемши предвечнаго Слова и Господа: да от прелести спасет, яко Богъ, род человеческiй». (Там же. Сед. по 3 песни). «Ум предвечный, Свет составивый вторый, Гаврiил тебе причастiями божественными, просвещающаго всю вселенную: и юже от века открывающаго нам божественную и великую воистину тайну, во утробе Воплощаемаго Девичестей, суща безтелеснаго, и бывша человека, во еже спасти человека». (Служ. 13 iюля Собору Арх. Гаврiила. На Госп. воззв.). По понятiю еп. Иларiона, разделяющего энергiю Бога на совечную и не совечную Богу, иной может составить себе еретическое понятiе и о том, что раз «Ум предвечный», и «Свет составивый», значит и Ум и Свет не совечны Богу в Его Существе… [6] Имя Божiе является достопоклоняемым и по внешней и по внутренней его стороне, без всяких условiй. Икона – дело рук человеческих достопоклоняема потому, что на ней изображен образ с надписанiем имени. Имя Божiе написанное – есть словесная икона. Вещественная ее сторона – буквы и звуки освящаются внутренним содержанiем имени, и потому эта словесная икона освящена и достопоклоняема. Честь внешнему Имени – словесной иконе переносится на содержанiе внутреннего Имени, т. е. к Богу. Потому и нельзя разбрасывать куда попало бумажки с словом и Именемъ Божiим, что вменяется в кощунство. Но многiе это правило не соблюдают, и этим погрешают. А по смыслу 3-го пункта автора, раз внешняя оболочка Имени не Свята и не достопоклоняема, значит ее можно выбрасывать куда попало. Это пахнет имяборчеством. Имяборцы даже поминальные литургiйные и панихидные записки с крестиками, и именами Бога, Богородицы и Святых после службы выбрасывают в нужник (…). С душевной горечью обнаруживалось это в некоторых приходах, и даже в Епархiальном заведенiи (…). Св. Iоанн Златоуст: «Воспойте Господеви песнь нову, пойте же Имени Его возсявшему Боголепно из чрева неискусобрачныя» (Минея общая. Служба преподобным). Посему мы не заблуждаемся восклицая: Благословен грядый во Имя Господне». Мы знаем Имя, фарисеи, это Имя освободило нас от Египта, дало возможность прейти Чермное море и жить в пустыне, и поселило нас на земле текущей медом и млеком (Числ. 13,28; Исх. 3,8; Втор. 1,25), и научило пророка взывать: да познают, яко Имя Тебе Господь, Ты Един Вышнiй по всей земли. ПРIИДИ и ПРИПАДИ и исповеждься Пресвятому Его Имени: вкуси и увеждь, яко благ Господь, пой Имени Его. Да усладится Его Пресвятое Имя, пресладкое, яко добро Господа моего Iисуса, да уранена Имъ будет душа моя, да уязвлено будет мое сердце; да ничтоже имам любезнейшее во всем житiи моем паче Твоего Пресвятаго Имени». Св. Iоанн Карпафiйскiй: «Когда же мы призываем Имя Господа нашего Iисуса Христа, то совесть наша тот час очищается, и нет никакой разницы между нами и пророками и другими Святыми» (Слав. Доброт. Ч. 4. Слово утешительное к Индiйским инокам. Л. 19). [7] Слава Богу, имяславцы чужды убежденiя, будто бы Имя Божiе, по выраженiю автора, «в самой своей внешней оболочке обладает особой силой отдельной от силы Божiей», хотя имяборцы клеветнически и приписывают имяславцам такое лжеверiе. Св. Игнатiй Брянчанинов: «Имя Господа Iисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу» (Т. 2. Суб. 1905. Изд. 3. С.193). Вот эта-то Божественная сила и есть энергiя Божества и Богъ, а не отдельная от Бога какая-то сила. «И Слово – Имя» (Св. Игнат. Брянч. Т. 4. С. 327). А если Слово Божiе есть Богъ, то и Имя Божiе, как слово Божiе, есть Богъ. Поскольку еп. Иларiон отвергает энергiю, а следовательно и Божество Имени Божiя, постольку он отвергает и Божественную силу Имени Божiя. У него наличествуют такiе понятiя: «в Имени присутствует Богъ»; сила заключается не в Имени, а «Богъ действует через Имя». Он боится сказать, что Имя Божiе, как энергiя есть Божество и Богъ и есть Божественная сила. Если признать энергiю Имени, то неминуемо должно признать и его Божественную силу, ибо Самъ Господь сказал: «Именемъ Моим бесы ижденут», и проч. (Мрк. 16,17). Святые отцы, и вышеприведенный св.Игнатiй Брянчанинов свидетельствуют об особенной Божественной силе Имени Iисуса Христа. Приведем еще некоторые доказательства о Божественной силе Имени Божiя. Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен ( Притч. 18,11); «Обышедше обыдоша мя, и Именемъ Господним противляхся им». (Пс. 11?,11). Из церковных служб: «Прiял еси Апостоле, на демоны непобедимую власть и силу, о Имени Христове, начала тмы отгоняти» (Служ. 11 iюня св. апост. Варнаве. На Госп. воззв). «Наги и просты во языки послал еси Твоя ученики, вместо оружiя Твое Имя носяще Святое, и лестную брань Христе, верою разрушиша». (Служ. 30 iюня. Канон Свв. Апп. Петру и Павлу. Пес. 3). «Прiял еси Апостоле над демоны непобедимую власть и силу, и о Имени Христове начала тмы отгонити». (Служ. 19 iюня св. ап. Iуды брата Господня. На стиховне). Преп. Iоанн Лествичник: «Бей супостатов Именемъ Iисусовымъ, крепче этого оружiя не обрящешь ни на небе, ни на земле» (Лествица. 21,7). Св. Iоанн Златоуст: «Имя Господа нашего Iисуса Христа, сходя в глубину сердца, смиряет дракона, владеющаго помыслами, а душу спасает и животворит. Посему непрестанно сохраняйте в сердце Имя Господа Iисуса, чтобы сердце поглотило Господа, и Господь – сердце, и таким образом два стали едино» (Т. 9. Кн. 2. СПб. ДА. 1903. С. 965). Если Это Имя спасает и животворит, значит, Оно живое, значит Оно действует, и значит оно есть ДЕЙСТВIЕ БОЖIЕ! «Где Имя Господа, там все благополучно… Тем Именемъ обращена вселенная, разрушено тиранство, попран дiавол, отверзлись небеса. Но что я говорю – небеса? Этим Именемъ возрождены мы и если не оставляем его, то просяваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великiй дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его» (Т. 11. СПб. 1905. кн. 1. С. 435-436). Здесь св. Златоуст показывает великую и могущественную силу Имени Господня против дiавола, спасительную силу и действiе Имени в таинстве Крещенiя, и кто ценит Имя Божiе как великiй дар от Господа, тот сподобляется благ, обетованных любящим Бога . «Враги, как огонь, устремились… однако не могли сделать ничего. Оружiе непобедимое, помощь непреодолимая, Имя Божiе отразило всех их» (Т. 5. Кн. 1. СПб. 1899). Смотрите, как святой Златоуст везде и всюду подчеркивает особенную силу Имени Божiя! Везде и всюду для него единственное оружiе и средство спасенiя – Могущественное и Спасительное Имя Божiе. Св. Феофилакт Болгарскiй: «Имя Божiе прогоняет демонов» (Толков на посл. к Колос. СПб. С. 756). О том что Имя Iисуса Христа есть Божественная сила (энергiя Бога ), можно прочитать в книге: «Сочиненiя Святаго Iустина философа и мученика». Перевод Преображенского. М.1892.С.310,284,314,177,282,283,272,258). [8] Можно это утверждать. Св. Апостол Павел: «…Но омыстеся, но оправдастеся… Именемъ Господа нашего Iисуса Христа и Духомъ Бога нашего» (1 Кор. 6,11). Св. Iоанн Златоуст: «Где Имя Господа, там все благополучно. Этим Именемъ возрождены мы (т. е. в таинстве крещенiя. – К.Б.) и если не оставляем его, то просяваем. Оно рождает и мучеников и исповедников. Его должны мы держать, как великiй дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его» (Т. 11. Кн.1. Спб. 1905. С. 435-436). «Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его, с любопытством Изследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы, наконец, уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны Изследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чудеса. Во Имя Iисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3,6). Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом» (Т. 9. СПб ДА. 1903. На посл. Римл. 1). «А как Имя Его Свято и Страшно»? Его страшатся бесы, боятся болезни; этим Именемъ апостолы исправили всю вселенную; Его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; Им совершено множество великих дел; ИМ МЫ СОВЕРШАЕМ СВЯЩЕННЫЕ ТАИНСТВА. Таким образом представляя, сколько чудес совершает Имя Его и сколько благодеянiй, как Оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разуменiе, он говорит: «Свято и страшно Имя Его». Если же Оно Свято, то для прославленiя нужны и уста святые и чистые» (Т. 5. Спб ДА. 1899. С.309. На пс. 110). И, конечно же, не имяборческiе уста. «Все совершается Именемъ Отца, так и Именемъ Сына» (На Ев. Iоан. Без. 81. С. 440. перев. с греч. при Спб. ДА. 1862). Св. Амвросiй Медiоланскiй: «Но, говоришь ты, в крещенiи де благодать таинственная действует. В покаянiи же что, - не тоже ли Божiе Имя действует»? (О покаянiи. Кн. 1. Кiево-Печ. Лавра. 1824. Л. 12 обор.). Свидетельства Катехизиса: «Имя Божiе Свято Само в Себе». «Вода в крещенiи освящается «призыванiем Имени Iисуса Христа и знаменiем Креста». «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити может» (Больш. Катех. Изд. 1878. 258). Виктора Успенского: «Имя Божiе есть Сама святость. Не только само в себе свято Имя Божiе; Им даже и освящается все то, на что мы призываем оное. От него прiемлют освященiе все таинства нашей Православной Церкви и обряды» ( Ч. 3. Изд. 3. М. 1891. С. 172. На Ев. Iоан.1,1). «Само в себе» и «Сама святость», – сказано в том смысле, что Имя Божiе не есть только буквы и звуки, но – энергия Божества. «Именемъ Моим бесы ижденут» и пр. (Мр.16,17). Протоiер. Г. Дьяченко: «Благоговеем пред Именемъ Божiим, Которое есть благословенно (Пс. 71,19), хвально и прославлено (Пс. 112,3). Которым благословляется и освящается все (Пс. 71,17), о Котором радуются Ангелы Божiи, и все Праведники, силою Которого и мы, грешные, спасаемся» (Деян. 4,12) («Катехизич. Поучен. Гр. Дьяченко». М. С. 819). Филарет, Архiепископ Черниговскiй: «В таинстве «елеосвященiя» (следовательно и во всех таинствах. – К.Б.) не могут участвовать: все неверующiе во Имя Христово» (Правосл. Догмат. Богосл. Ч.1. СПб. 1882. С.37). Архiеп. Никон до его имяборчества: «Да святится Имя Твое». «Имя Божiе всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства; Им запечатлевается верность наших клятв и обещанiй; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям» (Троицк. Лист. Т. 5. Изд. Св.-Троицк. Л. 1896 – 1899. С. 137). Но ничего подобного нигде не говорится об иконах и других символах. А об Имени Божiем сказано такое, и еще большее, потому что св. Феофилакт Болгарскiй учит: «Божiе Имя есть предмет наисвященнейшiй в мiре. Им совершаются наши спасительные Таинства, им печатлеется верность наших клятв и обещанiй, Его полагаем в основу начинанiй наших» (М. 1845. Ч. 3. Без. на Мф. 5, 16. 360). Эти доказательства безконечные, но достаточно и приведенных. Считаем, что констатацiя автора об Имени Божiем в 5-м пункте – не состоятельная, имяборческая. [9] Это личное мненiе автора ошибочное. Мы привели достаточно основанiй для того чтобы веровать, что «Имя Божiе есть предмет наисвященнейшiй в мiре». Опротестованiе этого положенiя идет в разрез с патристическо-церковной традицiей почитанiя Имени Божiя. | |
Просмотров: 216 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |