Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:16 PM | |
Глава 7. Оценка автором «Священной тайны» ученiя имяславiя (Т. 2. С. 199-205). Наш взгляд на его оценку. Какова должна быть оценка ученiя имяславцев в свете библейской, литургической и патристической традицiй? На наш взгляд, в ученiи имяславцев была верная интуицiя, основанная на многовековом опыте молитвенного почитанiя имени Божия в Восточной Церкви — прежде всего, на практике молитвы Iисусовой. Пониманiе имени Божiя у них в целом соответствовало Библiи, литургическому опыту и по существу не противоречило восточно-христiанской патристической традицiи, хотя в отдельных пунктах от него отклонялось. Главной проблемой имяславцев в разгар споров, т. е. в 1912—1914 годах, было отсутствiе в их стане Богословов, способных найти точное и Богословски выверенное выраженiе их молитвенного опыта. Ко многим имеславским сочинениям того перiода можно отнести оценку, данную Е. Н. Трубецким «Апологiи» iеросхимонаха Антония (Булатовича): «Читаю книгу Булатовича и все более чувствую, до какой степени там суть не в Богословiи, которое у них слабое и неумелое, а в жизни, которая глубока, возвышенна и совершенно не умещается в этом Богословiи. Подойти поближе к этой жизни, — вот где тепло и радостно»41. Если разсматривать спор между имяславцами и их противниками как полемику о природе церковного Преданiя, то мы бы сказали, что имяславцы стояли на стороне изначального Преданiя Церкви, хотя и не всегда могли адекватно и точно выразить его.[1] Наиболее уязвимым местом Богословского учения имяславцев, если вообще можно говорить об их ученiи как о конкретной системе,[2] была, на наш взгляд, теорiя связи между Именемъ и предметом, выраженная схимонахом Иларiоном в ответе на рецензiю инока Хрисанфа («теорiя стакана»), а на более высоком научном уровне прозвучавшая у «высокопросвещенных россiйских Богословов», в частности, у М. Д. Муретова. Еще одним уязвимым местом было апрiорное пониманiе имени Божiя как энергiи Божiей: такой взгляд более всего характерен для iеросхимонаха Антонiя (Булатовича). Во времена имеславских споров ученiе Григория Паламы о сущности и энергiях Божiих не было достаточно широко известно ни в Русской Церкви, ни в среде греческих Богословов, давших свою оценку имяславiю. Отождествленiе имени Божiя с совечной Богу и неотъемлемой от сущности Бога энергiей Божiей, на наш взгляд, является ошибочным[3]. Основные деятели имеславского движения, такiе как iеросхимонах Антонiй (Булатович), опровергали обвиненiя в том, что они обожествляли звуки и буквы имени Божiя и что они придавали имени Божiю особую магическую силу. В то же время ученые имяславцы, в частности, Флоренскiй и Лосев, разрабатывали тему магической природы слова и имени. С точки зренiя святоотеческого Преданiя всякiй магизм представляется ошибочным и непрiемлемым[4]. Ученiе имяславцев о действiи имени Божiя в таинствах Церкви кажется нам односторонним. Так, преложенiе хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы на Евхаристiи происходит не только благодаря произнесенiю над ними имени Божiя (Нет ли в имеславском пониманiи действия имени Божiя в Евхаристiи имплицитного влянiя латинского ученiя о «тайносовершителъной формуле», широко распространенного в русском Богословiи XIX—начала XX веков?), но и благодаря многим другим факторам, в частности, наличiю рукоположенного священника.[5] (Наличiе священника, как посредника в совершенiи таинства – это сам собою разумеющiйся фактор и его не отрицают ни Святые отцы, ни имяславцы которые веруют, что Таинства совершаются Именемъ Божiим. Поэтому, Святые Отцы и учители Церкви говоря о действiи Имени Божiя в совершенiи церковных таинств, об этом не упоминают, но ставят акцент на Имя Божiе. Что касается подозренiя Трубецкого (а м.б. и еп.Иларiона) о влiянiи латинского ученя на «тайносовершительную формулу», то это подозренiе ничем не оправдано. Он упоминает о влянiи латинства распространенного в русском Богословiи XIX – XX вв. А мы исповеданiе о действiи Имени Божiя в таинствах церковных, берем не из латинского ученiя, а из ученiя Святых Отец, по хронологiи не совпадающих с временем, указанным автором. Например: св. апостол Павел, св. Iоанн Златоуст, св. Амвросiй Медiоланскiй, св. Феофилакт Болгарскiй, Филарет митроп. Московскiй и многiе др. Так что латинское ученiе никак не могло влiять на упомянутых и не упомянутых Святых Отец, которые еще до латинства учили о том, что таинства церковные совершаются Именемъ Божiим. Уж не хочет ли автор обосновать латинство на Святых Православной Церкви!?.. Что касается влянiя латинства и протестанства на православiе, то такiе Богословы как М.Д.Муретов, Владимир Эрн отмечали латинскую теорiю (ученiе!) молитвы именно в синодальном посланiи к Афонским монахам от 18.05.1913 г.). «Что касается выраженiя Святаго Iоанна Кронштадтского «имя Божiе есть Самъ Богъ», то его пониманiе было у имяславцев, как кажется, вполне православным: они не отождествляли Бога с именемъ Божiим (ученые имяславцы уточняли, что «Имя Божiе есть Самъ Богъ, но Богъ не есть имя»), не считали сущность Божiю именуемой. Однако настойчивость, с каковой некоторые имяславцы употребляли эту формулу в качестве едва ли не догматического выраженiя ученiя об имени Божiем, следует признать неоправданной.[6] Столь же неоправданной была претензiя некоторых имяславцев на то, что их ученiе об имени Божiем выражает «новый догмат», открытый ими и требующiй соответствующего признанiя[7]. Следует указать не только на отсутствiе единого пониманiя имяславiя различными представителями этого теченiя, но и на тот факт, что у основных Богословов этого направленiя была своя динамика развитiя. Так например, если в книге схимонаха Иларiона «На горах Кавказа» содержится вполне традицiонное ученiе о молитве Iисусовой и теоретическiе выкладки о природе имени вообще сведены к минимуму, то в более поздних произведенiях он излагает теорiю связи между Именемъ и предметом, не соответствующую тому пониманiю, которое мы находим, например, у Григорiя Нисского или Григорiя Паламы[8]. У iеросхимонаха Антонiя (Булатовича), напротив, наблюдается движенiе от более резких, почти «имябожнических»[9] формулировок в его статьях 1912 года к более умеренным и сбалансированным формулировкам, содержащимся в книге «Моя мысль во Христе» (что является, на наш взгляд, следствiем критики в его адрес со стороны С. В. Троицкого). У протоiерея Сергiя Булгакова наблюдается постепенное движенiе от осторожной поддержки имяславия в 1913 году до полного принятия основных постулатов имеславского учения в 1920-х годах, когда он писал свою «Философiю Имени». Говоря конкретно об основных произведеншях имяславцев, мы бы выделили прежде всего книгу схимонаха Иларiона «На горах Кавказа» как заслуживающую в целом положительной церковной оценки. Эта книга является весьма удачным выраженiем православного учения о молитве Iисусовой и может быть рекомендована всем, кто вступает на путь или идет по пути «умного деланiя». Однако нам представляется, что прежде чем предлагать эту книгу в качестве руководства к действiю для современного читателя, ее следовало бы отредактировать — как в смысле стиля, орфографiи, языка, так и в смысле отдельных Богословскихъ мненiй, не вполне точно выраженных автором книги. Мы считаем непрiемлемым разсмотренiе книги «На горах Кавказа» в качестве манифеста имяславiя и изданiе ее в качестве апологiи этого движенiя. (В этом смысле представляется неудачным 4-е изданiе книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998), снабженное пространной церковно-исторической и Богословской апологiей имяславiя без какой-либо критической оценки действiй имяславцев или отдельных пунктов их ученiя). Наиболее значимой представляется 1-я часть этой книги, содержащая собственно ученiе о молитве Iисусовой; 2-я часть кажется нам малоинтересной (в этом мы согласны с А. Ф. Лосевым)[10]. Что же касается ответа схимонаха Иларiона на рецензiю инока Хрисанфа, то в нем достаточно спорных пунктов, чтобы не считать его заслуживающим церковного признанiя[11]. Произведенiя iеросхимонаха Антония (Булатовича) представляются нам имеющими определенный церковно-историческiй интерес. Однако к этим произведениям необходим серьезный научно-Богословскiй комментарiй ввиду того, что их автор не отделяет свои частные Богословскiе воззрения от общецерковного учения,[12] а иногда излагает прямо ошибочные мненiя. В целом произведенiя iеросхимонаха Антоня не могут, на наш взгляд, быть признаны вполне адекватным выраженiем православного ученiя об имени Божiем и имени Iисусовомъ. Труды Флоренского и Лосева об имени Божiем заслуживают отдельных исследованiй ввиду Богатства содержащегося в них философского и Богословского матерiала. Богословскiе позицiи обоих авторов должны, по нашему мненiю, быть подвергнуты тщательному анализу в свете патристической традицiи. В книге протоiерея Сергiя Булгакова «Философя Имени», в особенности, в той главе этой книги, что посвящена имени Божiю, мы видим весьма совершенное выраженiе имеславского ученiя об имени Божiем. В этой книге имяславiе, как мы говорили выше, освобождается от 41 Письмо Е. Н. Трубецкого М. К. Морозовой от 3.04.1913. Цит. по: Взыскующiе града. Сост. В. И. Кейдан. С. 518. (Авт.). [1] По мненiю еп. Иларiона имяславцы стояли на стороне Истины, но якобы не могли свое стоянiе обосновать Богословски… И в этом ли заключается их беда и вина? – Зато стоявшiе на стороне лжи имяборцы смогли свое стоянiе обосновать лже-Богословски, – и в этом ли их правота?.. [2] В конкретной системе ученiя об Имени Божiем стояли Сам. Господь Богъ, Пророки, Апостолы, Святые Отцы, и в целом Святая Православная Церковь Христова, ученiя которых держались и на котором обосновывались в своем пониманiи Имени Божiя имяславцы. Имяборцы же в своем лжеученiи обосновывались на Максе Мюллере, на клевете на Имя Божiе и на имяславцев. Вот в чем суть разницы между имяславцами и имяборцами. [3] А на наш взгляд – правильным. Только надо внимательно и без предвзятости прочитать творенiя о. Антонiя (Булатовича). Выше мы уже показали, почему Имя Божiе следует признавать энергiей Божества: а) потому что Имя Божiе – Слово Божiе, вечный живой глагол Божiй, который есть действiе Божества; Имя Ему – Слово Божiе (Откр. 19,13); И Слово – Имя (св. Игнат. Брянч.); б) Имя Божiе в патристической традицiи признано – действующим: изгоняет и поражает демонов, исцеляет болезни телесные и душевные, спасает, держит весь мiр (небесный Держай), имеет особенную Божественную силу (значит – энергiю Божiю), действует в церковных таинствах, – и поэтому ясно, что Имя Божiе – действiе, энергiя Божiя; в) Евангелiе, Священное Писанiе – вечный живой глагол Божiй. Имя Божiе, – живое, и есть – главное слово Божiе в Священном Писанiи, а слово Божiе – есть Богъ, потому и Имя Божiе, как слово Божiе – есть Богъ в Своей энергiи; г) Имя Божiе есть Богооткровенная Истина о Боге, а Истина, по св. мученику Iустину Философу и другим Святымъ – есть Богъ. И так, по всем указанным и не указанным здесь данным Имя Божiе есть неотделимая от Бога и неодолимая никаким злом в мiре энергiя Божества, и потому есть Самъ Богъ. [4] Философскiе предпосылки П.Флоренского и А.Лосева о магiи слова являются частным их мненiем ничего общего с чистым имяславiем не имеющим; имяславiе основано не на Флоренских и Лосевых, а на Слове Божiем, патристической традицiи, аскетiическом опыте и писанiи Святых Отец, а также подвижников нашего времени. Поэтому не следует частные философскiе теорiи упомянутых философов отождествлять с имяславiем. [5] Приводимый еп. Иларионом Е.Н.Трубецкой признавая многiе факторы действующiе при совершенiи таинств, привел лишь один фактор – наличiе рукоположенного священника. Совершенно ни к чему. Ибо никто из многих Святых Отец учащих о том, что таинства церковные совершаются Именем Божiим, в том числе и никто из имяславцев, не учили, что они совершаются Именем Божiим и без священника. Имяславцы были чужды подобной ереси. А имяборцы выдумали горькую насмешку: если таинства совершаются Именем Божiим, то их может совершать каждый имяславец не священник призвав Имя Божiе. Однако никто из многих Святых Отецъ не назвал никаких иных факторов в совершенiи Таинств, кроме призыванiя Имени Божiя, которым совершаются Таинства. Разумеется, в истнном Православiи и православным священником. В признанiи этого основного фактора Трубецкой имяславцев обвиняет. А имяборцы отвергают этот основной фактор и признают действующим фактором в таинствах только наличiе священника. Трубецкой готов приписать Святым Отцам «имплицитное влянiе латинского ученiя о «тайносовершителъной формуле», широко распространенного в русском Богословiи XIX—начала XX веков?» – О том, что таинства церковные совершаются Именем Божiем, учат не только богословы ХIХ века, но и мнигiе Святые Отцы начиная с времен Апостольских, и самих Апостолов (1 Кор. 6,11) и Самого Господа (Мф. 28,19). [6] Если эта формула о. Iоанна по мненiю автора правильная, почему же нельзя ее принять христiанину в своем исповеданiи, и почему повторяемая имяславцами она неоправданная? (Здесь самопротиворечiе автора), – потому что имяборцы эту формулу отвергают? Но жиды протестуют против формулы: «Iисусъ Христосъ есть истинный Богъ» – следует ли нам перед ними сдавать свои позицiи и выражать эту формулу в угодной для них редакцiи, например, что Iисусъ Христосъ был простой человек, а не Богъ…? Под конец времен Господь послал нам провозвестника Божества Своего Имени. Отношенiем христiан к Имени Своему Богъ испытал вселенную на наличiе искренней сердечной веры во Имя Господа нашего Iисуса Христа. (Ин. 1.12; 3,18; 1 Ин. 3,23; 1 Кор. 6,11). Этот провозвестник Божiй и новый тайнозритель св. Iоанн Кронштадтскiй напомнил всему мiру правильную исповедническую формулу веры во Имя Божiе, которую продолжают отстаивать последователи истинно православного ученiя об Имени Божiем. Эта формула, возвещенная Духомъ Святымъ через уста светильника Церкви Христовой Св. Iоанна Кронштадтского должна быть утверждена догматически без всяких измененiй, разве только с некоторым поясненiем, но не в имяборческом духе.. Мы не должны ее отвергать, а наоборот, вопреки архiимяборцу Деннице-Сатане, и всем нападкам противников Имени Божiя, должны принять всем сердцем, чтобы быть готовыми за нее умереть, сохранить «слово терпенiя Божiя и не отречься от Имени Его», к чему и призывает Господь последних христiан через Тайнозрителя св. Iоанна Богослова (Откр. 3,8; 10). [7] Вряд-ли можно согласиться с тем, что имяславцы говорили о том, что они «открыли новый догмат» об Имени Божiем. Они, скорее всего веровали, что ученiе об Имени Божiем веками исповедывалось Церковью, как сама собою разумеющаяся истина, основанная на Священном Писании и на Святых Отцах, и сама собою понятная, и потому эта истина церковная при возникшем споре о природе Имени Божiя может почитаться догматом, если не последует формальной формулировки от Вселенского Собора Кафолической, но не экуменической Церкви. В самом деле, ведь много веков эта истина проповедывалась Церковью: в Священном Писанiи, в ученiи Самого Господа Бога, Пророков, Апостолов, Святых Отецъ, в ученiи Самой Церкви, и потому, как бы оформившаяся в догмат, около сорока лет проповедовалась всему мiру ее провозвестником, пророком св. Iоанном Кронштадтским. И никто, кроме одного епископа Феофана (Говорова), не возставал против нее. Но и еп. Феофан согласился с этим православным ученiем. А после кончины о. Iоанна, когда его формулу об Имени Божiем о. Иларiон поместил в своей книге «На горах Кавказа», тогда, прежнiе афонскiе друзья его, ставшiе начальниками двух русских афонских монастырей, ранее обличенные о. Иларiоном за поклоненiе прельщенной Натальи как святой прозорливице, будто бы ежедневно беседовавшей с Божiей Матерью, они, задетые самолюбiем, возстали против о.Иларiона, и помещенную в его книге формулу о.Iоанна Кронштадтского «Имя Божiе есть Самъ Богъ» назвали ересью, а книгу – еретической. Кучку афонских заговорщиков против Имени БожIя и против книги о.Иларiона поддержал архiеп. Антонiй (Храповицкiй); последнiй былъ чужд умного молитвенного деланiя и духовного опыта подвижников-аскетов; эта кучка бунтарей-заговорщиков воздвигла бурю гоненiя на книгу и на великого подвижника молитвы старца Иларiона; и что прискорбнее всего, безстрашно воздвигла гоненiе на Державное Имя Самого Бога . [8] Почему в данном вопросе нужно акцентироваться на одного св. Григорiя Нисского, как это делают имяборцы, а многих других Святых обходить? Впрочем и у св. Григорiя Нисского есть вполне имеславческiе позицiи. Кроме того писанiя об Имени Божiем Григорiя Нисского имяборцами применяется почему-то не по существу; он больше говорит о неименуемости существа Бога, как не имеющего собственного имени, а не о неименуемости Богооткровенными Самимъ Богом в Священном Писанiи открытими именами нарицательными, о чем и учил св. Григорiй Нисскiй. [9] Следует напомнить, что в поятiе имяборческого термина «имябожiе» входит обожествленiе внешнего имени – букв и звуков, как признанiе особого кроме Бога Божества. Отец Антонiй (Булатович), как и вообще имяславiе, далеки от такого изуверства чтобы приписывать Существу Бога собственные Имена. Поэтому, неправ был Синод, приписавшiй имяславцам наименованiе «имябожников», и погрешает автор приписавшiй о. Антонiю (Булатовичу) «почти имябожничество». А «имяславiе» – это православное исповеданiе Имени Божiя основанное на ученiи многих Святых Отец, в том числе, св. Iоанна Кронштадтского, которое отстаивали о. Антонiй и все имяславцы. [10] Это личное мненiе автора и Лосева. Нам же, как и большинству читателей, книга представляется очень интересной и весьма назадательной во всех ее частях. Если в книге сего автора я не нахожу ничего, например, еретического, а книга в общем мне почему-то не нравится, или малоинтересна, зачем свое личное мненiе я должен внушать всем, даже печатным словом. Думаю в этом неправы и не корректны как автор, так и А.Ф.Лосев. У каждого свое мненiе, свой вкус и свое воспрятiе и каждый сам должен для себя определять: интересна, или не интересна та или иная книга, в том числе и книга еп.Иларiона. Об этом можно делиться с кем-либо частно, но не публиковать свой вкус для всех. Через это в душе не хорошiй осадок об авторе, равно как и о самом Лосеве любителях критиковать все подряд,. [11] Свой личный вкус или мненiе это – не «церковное признанiе». Церковное, или не церковное оно может быть названо только после честной сверки с мненiем и писанiем Святых Отецъ и Священного Писанiя; и если то или другое мненiе будет удостоверено этим непогрешимым критерiем истины, только тогда его можно признать церковным или не церковным. Автор преждевременно объявляет ответ о. Иларiона на Хрисанфову хульную рецензiю не заслуживающим церковного признанiя. Не слишком ли это нечестно и нечисто? Ответ схимонаха Иларiона на хульную рецензiю Хрисанфову является правильным, соответствующим духу Православiя, и притом на удивление весьма сдержанным и корректным. А для еп. Иларiона заслуживающей церковного признанiя очевидно является хульная рецензiя Хрисанфа. И понятно почему: автор выявил свое желание затемнить Имяславiе, и обелить имяборчество власть имущих, с которыми он не желает конфликтовать, и хочет жить в мире с неправдой. [12] Что имеет в виду автор под «общецерковным ученiем» об Имени Божiем? Ведь догмата, как такового, Вселенскiе Соборы об Имени Божiем не утверждали, истина об Имени Божiем изложена в разрозненных высказываниях Катехизиса, Святых Отецъ и в первую очередь Святых Апостолов и Самого Господа через Пророков, и в лице Самого Господа Iисуса Христа, которые истинны не очень-то нуждаются в догматизацiи, что и является основанiем, на котором стоит ученiе об Имени Божiем св. Iоанна Кронштадтского, Иларiона Кавказского и Афонских исповедников названных имяславцами; а если эта истина если нуждается в догматизацiи для маловеров, то именно она и должна быть утверждена на Вселенском Соборе. Из разрозненных высказыванiй Святых Отецъ о. Iоанн Кронштадтскiй, как сосуд Божiей благодати, сконцентрировал, подвел общiй итог и выразил точное определенiе, вполне православную формулу ученiя об Имени Божiем, выверенное его личным духовным опытом, удостоверенное неопровержимым критерiем истины, которое испытал в своей духовной жизни также и схимонах Иларiон и уже смело, ничтоже сумняшеся, повторяет формулу отца Iоанна Кронштадтского. При отсутствiи формального вселенского догмата это всесторонне выверенное и испытанное ученiе, по справедливости и должно быть признано церковным ученiем (если хотите, догматом), без всякой перетасовки и отрицательной критики, без перетолковыванiя на имяборческiй лад. Iеросхимонах Антонiй (Булатович) ничего от себя не прибавляя отстаивал выверенное и сформулированное этими двумя светильниками Православное ученiе Церкви Христовой об Имени Божiем. Его критики не внесут правды в этот, можно сказать, уже решенный вопрос. | |
Просмотров: 242 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |