Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:14 PM | |
«имябожнического» привкуса[1]. Однако книга эта несет на себе отпечаток общего Богословского виденiя протоiерея Сергiя Булгакова, одного из самыхъ оригинальных мыслителей XX столетiя. Требуется дополнительная исследовательская работа, которая позволила бы отделить в книге Булгакова строго православное ученiе от его личных Богословскихъ мненiй. (В чем же видит еп. Иларiон «строго Православное учение об Имени Божием»? Если оно имеется в Православной Церкви, то почему же синодалы и прочие имяборцы не следуют ему, а выдумывают новое учение противоположное Православному? И для чего тогда ставить вопрос о догматизации, если таковое «строго православное» учение об Имени Божием» существует в Церкви? В том то и дело, что имяборчество в угоду духу времени, а вернее, сатане, отвергло исконное «строго Православное учение об Имени Божием» и вообще Имя Божие лишили бытия.– Сост.) Наиболее точным, емким и наименее уязвимым в Богословском отношенiи нам представляется тот варiант имеславского ученiя об имени Божiем и имени Iисусовомъ, который содержится в книге архимандрита Софроня (Сахарова) «О молитве»[2]. Перейдем к оценке сочиненiй противников имяславiя. Нам представляется, что противники имяславiя не сумели противопоставить имеславскому ученiю об имени Божiем сколько-нибудь законченную Богословскую доктрину. Они сумели лишь собрать значительное число разрозненных аргументов, которые им так и не удалось свести в систему[3]. Между противниками имяславiя наблюдались расхожденiя даже по ключевым пунктам ученiя об имени Божiем (в частности, по вопросу о том, является ли имя Божiе достопоклояемым, является ли оно энергiей Божiей). Сосредоточившись на критике имяславiя, его противники не уделили достаточного вниманiя положительной формулировке ученiя об имени Божiем, для чего, впрочем, у них не было достаточных Богословскихъ ресурсов. Вопрос об имени Божiем вообще не был разсмотрен ими по существу. Критика противников имяславiя в адрес имяславцев была очень часто основана не на произведенiях имяславцев, а на тех выводах, которые якобы могут следовать из их произведенiй. (Критика имяборцев основывалась на их собственной клевете, на клеветнически приписываемых имяславiю убеждениях. Как не хочется автору признать это! – Сост.). Так например, имяславцев обвиняли в том, что они считали сущность Божiю именуемой, тогда как они говорили о ее неименуемости; их обвиняли в том, что они обожествляют звуки и буквы имени «Iисусъ», придавая им магическое значенiе, тогда как они отрицали за собой подобное пониманiе; их обвиняли в том, что они «сливают» имя Божiе с Богом, тогда как они отличали Бога от имени Божiя. Наконец, целый ряд обвиненiй в адрес имяславцев следует отнести к числу демагогических[4]— это обвинения в хлыстовстве, в «свальном грехе», в следованiи ереси Евномiя, ученiю Филона, мусульманству, лютеранству, каббале и т. д. (Все имяборческiе обвиненя имяславцев – это беснованiе отчаявшихся имяборцев. – Сост..). Подлинные произведения имяславцев часто вообще не читались их критиками. Так например, халкинскiе Богословы, давшiе свой отзыв на книгу схимонаха Иларiона «На горах Кавказа» и на «Апологiю» Булатовича, не читали эти книги; архiепископ Антонiй (Храповицкiй) также не читал книгу «На горах Кавказа». Кроме того, произведенiя схимонаха Иларiона и iеросхимонаха Антонiя (Булатовича), как правило, разсматривали вкупе, тогда как они принадлежали двум разным авторам и существенно отличались по Богословскому содержанiю. В ученiи имяславцев, безусловно, были слабые места, однако критика их ученiя часто касалась совсем не этих слабых мест, а тех пунктов, которые в действительности не противоречили православному ученiю. Так например, значительные усилiя были потрачены критиками имяславiя на доказательство того, что энергiю Божiю можно называть «Божеством», однако нельзя называть «Богом». В православном же ученiи, выраженном, в частности, святителем Григорiем Паламой, такого различiя нет: и термин «Божество», и термин «Богъ» применяются к энергiи Божiей. Вообще ученiе о сущности и энергiях Божiих противниками имяславiя по-настоящему понято не было. (И здесь автор не прав. Доказательство имяборцев того, что Богом может называться только Существо, а энергiя только Божеством – это являлось не самоцелью имяборцев, а как повод к тому, чтобы отрицать формулу о. Iоанна Кронштадтского: «Имя Божiе есть Самъ Богъ. Потому что имяборцы настаивали на том, что если и допустить что Имя Божiе есть энергiя, то и тогда оно не Богъ, а только лишь Божество. Эту имяборческую концепцiю автор пропускает. – Сост.). Ошибкой противников имяславiя является, на наш взгляд, стремленiе объяснить молитвенный опыт христiанина как смену психологических переживанiй, не выводящих человека за пределы его собственного сознанiя. Такой подход, намеченный уже в статье священника Хрисанфа Григоровича и затем развитый у архiепископа Никона, Троицкого и в Посланiи Синода от 18 мая 1913 года, был непрiемлем по существу для афонских имяславцев, видевших в молитве прежде всего опыт реальной встречи с Богом, присутствующим в Своем имени. Безусловно слабым местом противников имяславiя было их стремленiе обосновать свою позицiю при помощи «логики» и «здравого смысла». Позитивизм и номинализм, который они противопоставили ученiю имяславцев, не может расцениваться как подлинно православная церковная позицiя, каковая должна быть основана только на Преданiи Церкви. Церковное же Преданiе было учтено противниками имяславiя далеко не в полном объеме. (Что касается почитания Имени Божия, то Библейская традиция и церковное Предание имяборцами были отвергнуты полностью. – Сост.). Патристическая традицiя была ими разсмотрена выборочно (упор делался главным образом на полемику Великих Каппадокiйцев с Евномiем, не имевшую, на наш взгляд, прямого отношения к проблематике имеславских споров), библейская традицiя — частично и односторонне, литургическая традицiя практически вообще не принималась в расчет, а традицiонное восточно-христiанское пониманiе молитвы Iисусовой также не было учтено в полной мере. Если говорить конкретно о сочиненiях противников имяславия, то наиболее несправедливыми, жесткими и скандальными представляются нам публикацiи на эту тему архiепископа Антоня (Храповицкого). В сочиненiях архiепископа Никона (Рождественского), менее агрессивных по тону, тоже немало слабых мест, на которые мы указали в свое время. Наиболее сбалансированной, во многих пунктах близкой к имяславiю, мы считаем позицiю С. В. Троицкого, выраженную им в докладе Святейшему Синоду. В последующих своих публикацiях, однако, Троицкiй допускал гораздо более резкiе и менее взвешенные высказыванiя, что значительно снижает его значенiе как критика имеславской позицiи. (С.Троицкий не критик, а отщепенец от Православной веры вообще. – Сост.). В целом можно говорить о том, что адекватную Богословскую оценку имяславiе не получило ни в трудах архiепископа Антоня (Храповицкого), архiепископа Никона (Рождественского) и С. В. Троицкого, ни в Посланiи Синода от 18 мая 1913 года. Этим была вызвана необходимость вернуться к данному вопросу всего несколько лет спустя после публикацiи Посланiя, на Поместном Соборе 1917-1918 годов[5]. Этим же вызвана необходимость всестороннего обсужденiя данной темы на современном этапе. В заключенiе настоящего раздела приведем письмо В. Н. Лосского, посвященное интересующей нас теме. Это письмо цитирует митрополит Венiамин (Федченков) в своем докладе об имяславiи, направленном на имя митрополита Сергiя (Страгородского) в 1938 году. На наш взгляд, в письме Лосского дана вполне справедливая и сбалансированная оценка имяславiю: «Вы ждете от меня ответа по поводу имяславiя. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на ваш вопрос, вернее, — наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема). Вопрос (догматическiй) об Имени Божiем, о словесно-мысленном выраженiи («символе») Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала «торжеством Православия», так и теперь православное ученiе об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими ученiе Святаго Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная «антропология», ученiе об уме и сердце, о «внутреннем человеке» и прочее) — должно привести к Новому Торжеству Православия, к явленiю новых благодатных сил и святости. Вопрос об «имеславстве» стоит где-то в глубине церковного сознания. Ответа он еще не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но «имеславскiе споры» наметили два тока в Русском Богословiи, сознательно или безсознательно определившихся по отношенiю к «имеславству». Один ток — враждебный имяславцам, отрицающiй самый вопрос о почитанiи Имени: это только «иконоборцы», рацiоналисты, видящiе в религiи только волевые отношенiя и слепые к природе (Божественной благодати); таков Митрополит Антонiй [Храповицкiй], как самый яркiй пример. Другiе теченiя, — не всегда прямо и открыто примыкающiе к имяславiю, — представляют, тем не менее, крайнее, «имябожное» его выраженiе, где самая звуковая матерiя, так сказать «плоть» имени уже становится Божественной по природе, некоей естественной силой (все равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную «нетварностъ» доски и краски икон). (Этот тезис об «имябожiи» затронут Лосским В.Н. по причине настойчивой клеветы имяборцев на имяславiе, будто бы оно обожествляет «плоть» т. е. внешнее Имя в звуках и буквах), но реально имяславiе от такой ереси – свободно. Такое «теченiе с крайним имябожiем» Лосскiй усматривает у Флоренского, Булгакова и Лосева, с которыми о.Антонiй (Булатович) разошелся. – Сост.). Этот последнiй ток — в широком смысле — развертывается как софiанство, где смешивается Богъ и тварь. И то, и другое ложно.[6] Путь к Православному разуменiю имеславства лежит через осторожную, еще слишком бледную формулу архiепископа Феофана (Полтавского): «В Имени Божiем почiет Божество» (Божественная энергiя). Когда будет ясная формула, исполненная духовного опыта и «очевидная» духовно — многiе вопросы сами собой отпадут, и многiе сложности представятся детски простыми55. [7] Глава 8. Выводы Церковно-Историческiе (Т.2. С.206-215). Отклик Составителя. Перейдем к выводам церковно-исторического характера. Прежде всего необходимо дать каноническую оценку действiям имяславцев в 1910-х годах. Какова бы ни была Богословская оценка имеславских споров и на чью сторону ни стал бы сегодня исследователь, представляется весьма очевидным тот факт, что с канонической точки зренiя многiе действiя имяславцев в 1910-х годах являются непрiемлемыми. Это, прежде всего, относится к «бунту»[8], устроенному имяславцами во главе с iеросхимонахом Антонiем (Булатовичем)[9] в Андреевском скиту: именно с этого бунта началась та цепь насильственных действiй, которая привела к изгнанiю имяславцев с Афона[10]. Канонически неоправданной является позицiя Булатовича и его соратников после возвращенiя в Россiю, в частности, их неподчиненiе церковной власти и неоднократное «отложенiе от духовного общенiя» с нею[11]. Позицiя сознательного противленiя церковной iерархiи в конце концов — уже после революцiи 1917 года — завела имяславцев в экклезiологическiй тупик, лишив их спасительной ограды Церкви и превратив в секту[12] [1] А что автор может назвать в имяславiи «имябожничеством»? Мы уже говорили что «имябожiем» имяборцы называют обожествленiе букв и звуков, т. е. внешнего Имени. Но истинное имяславiе это исключает и никогда не обожествляло буквы и звуки, что ясно выражено во всех поданных имяславцами в Св. Синод исповеданiях веры во Имя Божiе, в которых четко говорится: «Повторяю, что именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богомъ и Самимъ Богомъ, я чужд как почитанiя Имени Божiя за сущность Его, так и почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обоженiя самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге» (Имяславiе. Изд. «Исповедник». СПб. 1914. С. 164. «Исповеданiе поданное в Св. Синод 18 марта, 1914). Такiе же оговорки посылались в Синод начиная с 1912 года. Так почему же автор выражается: «В этой книге, т.е. С.Булгакова: «Философiя Имени», имяславiе освобождается от «имябожнического привкуса»? Разве и автор вместе с имяборцами видит в имяславiи «имябожiе» в смысле обожествленiя букв и звуков внешнего имени? Тогда в его разборе отсутствует объективность, а присутствует предвзятость. Очень жаль. Получается по пословице: «наскочила коса на камень», или: «ты имяборцам – стриженное, а они тебе – кошенное». Сколько ни твердят имяславцы с самого начала Афонского спора что они буквы и звуки Имени не обожествляют, а имяборцы как как глухiе аспиды не слышат это. И твердят свое, а о правде и слушать не хотят. И так, по автору выходит, что книга С.Булгакова освободила Имяславiе от «привкуса имябожiя». Но это неправда, и еще раз неправда! Книга Булгакова «Философiя имени» написана к 1920 году, а вышла в 1942 г, а имяславцы с самого начала спора, с 1912 года заверяли Синод о том, что они звуки и буквы (внешнiе элементы) Имени Божiя не обожествляют. Где же правда автора? Автор подражает имяборцам в клевете на имяславие. [2] Книга этого автора имяславцам не знакомая. [3] Выходит, что автор «объективист» болеет за то, что имяборцы ничего толком противопоставить против имяславiя так и не смогли. В этом ли объективность автора? [4] Это не только демагогiя имяборцев, – но замаскированная демагогiей злобная, Богоненавистническая клевета; это выраженiе не только полемической слабости, несостоятельности, но и явное противоборство истине, доказательство неспрведливости в самом начале затеи позорного заговора Афонских старцев-заговорщиков против книги старца Иларiона. Общеизвестно, что в неправде, клевете и кощунстве – нет Бога; нужно ли доказывать что и в лживом имяборстве – нет Бога, и что имяборчество воздвигнуто не от Бога, а от сатаны-дiавола. [5] Если и была вызвана необходимость разсмотренiя церковной властью этого вопроса на Соборе 1917-1918 гг., то не с целью безгрешного решенiя вопроса об Имени Божiем, а стремленiем отдельных, экстремистски настроенных к имяславiю лиц – закончить этот вопрос утвержденiем синодальной позицiи и окончательным осужденiем имяславiя и мяславцев; это весьма контрастно выглядит в деятельности на Соборе враждебно настроенного к имяславiю секретаря подотдела по имеславческому вопросу Василiя Зеленцова, которого синодальные архiимяборцы члены Собора назначили и активно подтрунивали к резкому осужденiю имяславцев на Соборе. Это подтвердилось тем, что хотя Собор этот вопрос так и не обсуждал, но обновленная церковная власть – патрiарх Тихон и патрiаршiй Синод – осудили имяславiе как имябожiе, а имяславцев, как «имябожников» отлучив их от россiйской, ставшей уже имяборческой церкви. [6] Если софiанство развертывает «этот последнiй ток» то мы имяславцы, в т.ч. iеросхимонах Антонiй (Булатович) – от него свободны. Настоящее святоотеческое имяславiе, отстаиваемое исповедниками афонскими, ничего общего с теорiей софiанства не имеет. 55 Письмо В. Лосского митрополиту Сергiю (Страгородскому) от 6/19.01.1937. Цит. по: Иларiон, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 929—930 (Авт.). [7] Нам представляется, что формула «Имя Божiе есть Самъ Богъ» с возможной расшифровкой в каком именно смысле, вполне уже «исполнена духовного опыта» такими высокими личностями как св. Iоанн Кронштадтскiй и схимонах Иларiон Кавказскiй, и решать тут больше нечего, они уже все решили на основанiи Святоотеческого ученiя; уже не приходится ожидать высших духовных лиц, а целый собор низших лиц может решить этот вопрос с примесью рацiонализма в пользу имяборчества. (Пример – 336 архiереев (весь собор!) на иконоборческом соборе подписались под иконоборческой ересью). Поэтому можно вполне считать, что «многiе вопросы сами собой уже отпали, и многiе сложности уже представляются нам детски простыми»… которые в начале Афонских споров были непонятными, а синодалами были истолкованы превратно. [8] Бунт якобы устроили имяславцы – это по точке зренiя – синодальной и по клевете имяборцевъ афонскихъ. А фактически бунт устроили сами имяборцы, как против православного ученiя об Имени Божiем, так и против монастырского устава о праве переизбранiя игумена монастыря большинством голосов. В чем же по нашему усмотренiю является справедливость? Мы упоминали уже случай поклоненiя афонских начальников прельщенной Наталье как святой прозорливице, и о помещенiи во второе изданiи книги На горах Кавказа письма старца Иларiона, которое прежде вразумило впавших в прелесть афонских начальников. До выпуска этой книги вторым изданiем – никакой распри на Афоне об Имени Божiем не было. А когда начальство монашеское увидело в книге ранее вразумившее их письмо о. Иларiона, они озлобились на о. Иларiона и решили уничтожить его книгу вместе с вразумившим их письмом, чтобы никто его не читал, и чтобы никто не узнал о том что они поклонялись Наталье сущей в бесовской прелести. Но для того чтобы книгу осудить, нужна была весская причина, потому что книгу все полюбили и читали ее с пользой для души. Найти такую причину старцы поручили ученому монаху Хрисанфу, который такую причину скоро нашел в ученiи о. Iоанна Кронштадтского: «Имя Божiе есть Самъ Богъ», «В Имени Iисусъ Христосъ весь Христосъ…» и проч. Признав это ученiе еретическим Хрисанф, объявил об этом своим старцам. Старцы, прежнiе дiаволопоклонники в Натальной прелести, одобрили найденную Хрисанфом причину и объявили книгу Иларiонову еретическою, а ученiе о. Iоанна Кроштадтского – ересью. Это весьма оскорбило аскетов-молитвенников, которые не могли согласиться с хулой на Имя Божiе, на книгу и на ученiе о. Iоанна Кронштадтского. С этого момента между монахами произошло разделенiе на имяславцев и имяборцев. Последних в Андреевском скиту была малая часть. Игумен Iероним сначала был на имяславческой стороне, а когда старцы-начальники пригрозили ему, он перешел на сторону имяборцев. По существующему многовековому афонскому уставу, большинством голосов монахи имеют право на самостоятельное переизбранiе своего игумена. Андреевцы (монахи Свято-Андреевского скита) избрали игуменом ктитора обители архимандрита Давида (Мухранова). Остальное было нами уже сказано в нашей книге, не будем повторяться. Вот это, законное по монастырскому уставу переизбранiе игумена, старцы имяборцы и сам игумен Iероним, который не хотел покинуть свое игуменство, назвали «бунтом» и объявили об этом во все концы, в т. ч. в Константинопольскую Патрiархiю и в Россiйскiй Синод. В Синоде, бывшiй ректор СПб ДА архiепископ Антонiй (Храповицкiй) сошелся с бывшим своим студентом Академiи Алексеем Киреевским в ученiи об Имени Божiем в номиналистическом духе, и они вместе, воздвигли бурю гоненiй против Святейшего Имени Божiя и против исповедников. Да будет ведомо всему мiру о том, что бунт на Афоне против Имени Божiя, и против ученiя о.Iоанна Кронштадтского, и против книги «На горах Кавказа», и против исповедников – воздвигли сами имяборцы по действiю Денницы сатаны, которому они поклонялись в образе прельщенной Натальи. Нам вменилось бы в великiй грех, если бы мы не открыли всему мiру истинную исторiю возникновенiя имяборчества на Святой Горе. Исповедники православного почитанiя Имени Божiя, естественно не могли молиться вместе с хулителями Имени Бога, поэтому, вместо еретика игумена Iеронима они, большинством голосов, избрали ктитора обители архимандрита Давида имяславца, и перестали молиться вместе с имяборцами, согласно Второй половины 15-го правила Двукратного Константинопольского Собора. Если это признать за «бунт» имяславцев, как выражается еп.Иларiон, тогда надо признать бунтарями и преп. Максима Исповедника, и преп. Феодора Студита, прекративших молитвенное общенiе с патриархами еретиками офицiальных церквей прежде соборного осужденiя ереси.
[10] Имяславцев изгнала с Афона злоба и ложь имяборцев. Они были изгнаны «правды ради» за Имя Господне. [11] Неужели автор не ведает о том, что первое заявленiе об отложенiи от общенiя с Синодом, а не вообще с церковной iерархiей, о. Антонiй взял обратно, после того, как имяславцы были оправданы на Московском суде Синодальной конторы. А по возвращенiи с фронта, – где священнодействовал, – узнав, что Синод не изменил своего ложного ученiя об Имени Божiем, и по прежнему называет имяславiе лжеученiем, и узнав, что патрiарх Тихон отменил некоторое послабленiе данное Синодом афонским монахам, и, также называет имяславiе лжеученiем и возобновил прежнiе запретительные санкцiи Синода по отношенiю к имяславцамъ, о.Антонiй снова подал заявленiе об отложенiи от общенiя с Патрiархом впредь, до прославленiя Имени Божiя. [12] Автор несправедливо приписывает имяславцам «позицiю противленiя церковной iерархiи». Таковой позицiи у имяславцев не было, но было каконическое отложенiе от молитвенного общенiя с имяборческой iерархiей ради сохраненiя в чистоте православной веры, за которую они пострадали и были изгнаны с Афона. На «позицiи противленiя церковной iерархiи» не убоялся стоять до смерти преп. Максим Исповедник, порвавшiй евхаристическое общенiе не с одним, а с тремя патрiархами, павшими в ересь. Неужели и позицiя Святаго исповедника Максима привела в тупик и к секте? А куда привело имяборчество Россiйскую iерархiю? – Сначала в переход из Христовой Церкви в советскую церковную организацiю, а потом в экуменическое апокалиптическое сборище (Отк. 3,9) и в церковь лукавнующих (Пс. 25,5). Разве мы ошибаемся говоря это? Ревнители чистоты Православiя поступили согласно второй половины 15-го правила Двукратного Константинопольского Собора, и согласно апостольским, святоотеческим и соборным правилам о несообщенiи в молитвах с еретиками. А сейчас iерархiя сообщается с еретиками все мастей отвергнув все апостольскiе, святоотеческiе правила и соборные постановленiя. Упоминая о «неоднократных» отложенiях имяславцев от духовного общенiя с церковной властью, автор говорит неправду. После первого «отложенiя» имяславцы снова вошли в общенiе с церковной властью когда были оправданы Митроп. Макарiем на суде Московской Синодальной конторы. А когда новая церковная власть снова осудила имяславiе и имяславцев, тогда они снова отложились от общенiя с нею. Так что считается, отложились они один раз, – первое «отложенiе» не должно приниматься в счет. То и поразительно и достойно глубогого осознанiя, что вторичная «борьба против имяславiя на Соборе после революцiи началась под знаменем антимонархизма, поднятым В.Зеленцовым, осудившим Государя Императора, и с отлученiя и изгнанiя из Собора яркого монархиста Святаго митрополита Макарiя (Невского»). А теперь, те, кто изгнал св. Старца Макарiя с его должности за его монархическiе убежденiя, и за его покровительство имяславцам, лицемерно причислили его к лику Святых. Причислили к Святымъ также и антимонархиста Василiя Зеленцова, яростнейшего имяборца хулителя Имени Божiя и гонителя имяславцев, изведавшего также и прелести обновленческого раскола своим пребыванiем в обновленчестве. | |
Просмотров: 222 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |