Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 7:03 PM | |
*** Мы глубоко убеждены в том, что споры вокруг почитания имени Божiя, развернувшiеся на Афоне и в Россiи в 1910-х годах, заслуживают самого серьезного вниманiя современных Богословов, мiрян, иноков, клириков и архiереев. Точка в этих спорах еще не поставлена, и окончательное соборное сужденiе по существу вопроса еще не вынесено. Промежуток в 90 лет, который отделяет нас от имеславских споров, позволяет нам по-Новому увидеть многое из того, что оказалось сокрытым и от имяславцев, и от их противников, ослепленных полемикой и оказавшихся неспособными к подлинному дiалогу. Временная дистанцiя дает возможность более всеобъемлющего виденiя проблемы как в ее Богословском, так и в ее церковпо-историческом преломленiи[1]. Почему необходимо вернугься к оценке имеславских споров именно сейчас? Потому что только сейчас, когда Русская Православная Церковь получила долгожданную свободу, когда в ней возрождаются монастыри и духовные школы, когда появляются силы, способные к подлинному Богословскому творчеству, она может дать адекватную оценку тем событiям и заново разсмотреть вопрос, волновавшiй умы монахов, iерархов, религiозной интеллигенцiи и церковной общественности, — о почитанiи имени Божiя. В начале XX века в русском Богословiи не было той философской базы, которая позволяла бы решить вопрос о почитанiи имени Божiя в подлинно православном духе[2]. В настоящее время эта база имеется. Труды Флоренского, Лосева, Булгакова, архимандрита Софронiя (Сахарова) и других Богословов и философов XX века открывают совершенно новую перспективу для исследования данной темы и позволяют разсмотреть всю проблематику имеславских споров на иной глубине. Временная дистанция в 80—90 лет позволяет дать и более адекватную оценку личностям, оказавшимся по разную сторону баррикад в имеславских спорах. Укажем хотя бы на то, что многiе из тех, кто сочувствовал имяславiю, ныне канонизированы Русской Церковью: это и митрополит Московскiй Макарiй (Невскiй), и Государь Император Николай Александрович, и Государыня Императрица Александра Федоровна, и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, и М. А. Новоселов, и преподобный Кукша Новый, и преподобный Варсонофiй Оптинскiй. Многiе защитники имяславiя, в числе которых был и священник Павел Флоренскiй, после революцiи 1917 года закончили свою жизнь мучениками. Причислен к лику святых и Iоанн Кронштадтскiй, в чьих писанiях впервые прозвучала «имеславская формула» — «имя Божiе есть Самъ Богъ». Напротив, главный противник имяславия митрополит Антонiй (Храповицкiй) вошел в исторiю отнюдь не с ореолом исповедничества и святости: вынужденный покинуть Россiю, он возглавил раскол и умер вне общенiя с канонической Церковью. На склоне лет митрополит Антонiй проповедовал еретическое ученiе об Искупленiи, совершившемся якобы не через крестные страданiя и смерть Спасителя, а через Его нравственные мученiя в Гефсиманском саду Разумеется, ни канонизацiя отдельных лиц, сочувствовавших имяславiю, ни отпаденiе в раскол отдельных противников этого учения еще не говорят о правильности самого ученiя. Тем не менее нам представляется знаменательным, что судьба упомянутых лиц сложилась именно так, а не иначе, и что по крайней мере некоторые из сторонников почитанiя имени Божiя ныне предстоят Престолу Божiю вместе с сонмом Новомучеников и Исповедников Россiйских. Какiе конкретные действiя необходимо предпринять в связи с вопросом о почитанiи имени Божiя? Необходимо, как нам представляется, чтобы спецiальная комиссiя (рабочая группа), созданная в рамках Синодальной Богословской Комиссiи Русской Православной Церкви для исследованiя данного вопроса, дала церковную и Богословскую оценку книге схимонаха Иларiона «На горах Кавказа», с которой начались имеславскiе споры[3]. Комиссiя должна была бы критически разсмотреть труды iеросхимонаха Антонiя (Булатовича) и других представителей движенiя имяславцев и вынести по ним свое сужденiе. Необходимо разсмотреть деятельность и Богословскiе труды митрополита Антония (Храповицкого) и других противников имяславiя, в том числе архiепископа Никона (Рождественского) и С. В. Троицкого, а также Посланiе Святейшего Синода от 18 мая 1913 года и прочiе деянiя Синода по вопросу об имяславiи. Церковная оценка должна быть дана трудам священника Павла Флоренского, протоiерея Сергя Булгакова и А. Ф. Лосева, посвященным теме почитанiя имени Божiя. Наконец, требуется систематизацiя православного ученiя об имени Божiем на основе Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, литургического Преданiя Православной Церкви, сочиненiй Отецъ Церкви и православных Богословов нового времени, таких как святой праведный Iоанн Кронштадтскiй. По тщательном изученiи всего матерiала, связанного с имеславскими спорами и с ученiем об имени Божiем, данная спецiальная комиссiя могла бы представить свои выводы Богословской Комиссiи Русской Православной Церкви, после чего Синодом было бы принято, а Архiерейским или Поместным Собором утверждено постановленiе, содержащее офицiальную церковную позицiю по вопросу о почитанiи имени Божiя. Таким образом — пусть и с большим запозданiем — будет восстановлена справедливость в деле имяславцев и сформулировано церковное ученiе о почитанiи имени Божiя. «Священная тайна Церкви» будет, наконец, осмыслена — настолько, насколько вообще возможно осмысленiе тайны, выходящей далеко за пределы человеческого сознаня. Глава 9. Взгляд составителя на «Заключенiе» автора «Священной тайны церкви». Нам представляется, что по предложенiю форм к решенiю проблемы имеславческих споров у автора рацiоналистическiй подход с экуменическим акцентом. Он усматривает необходимым прибегнуть обеим спорящим сторонам к консенсусу, который должен их примирить, для чего должны пойти на взаимные уступки, и на почве взаимного компромисса решить эту проблему. Точь в точь как идеологи экуменизма предполагают при посредстве взаимных компромиссов достичь объединения различных религiозных конфессiй, реформировав их в единую мировую религiю. Но не следует забывать, что не всякiй мир, не всякое примиренiе бывает от Бога и во славу Имени Его. Есть мир, который от сатаны. К такому миру стремятся нынешнiе глобалисты, идеологи всеобщего примиренiя. Достиженiе такого мира будет означать конец мiра. «Ибо когда будут говорить «мир и безопасность»; тогда внезапно постигнет пагуба»[4]. Господь сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ея, и невестку с свекровью ея»[5]. Сосуд благодати св. Апостол Павел говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общенiе праведности с беззаконiем? Что общего у света со тьмою? Какое согласiе между Христомъ и Велiаром? Или какое соучастiе верного с неверным? Какая совместность храма Божiя с идолами? Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Богъ: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом[6]. И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас[7]. И буду вам Отцем и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель[8]. Это сказано последователям Iисуса Христа истинным Православным Христiанам. А нынешнiе церковные руководители игнорируя правила Апостольскiе и Вселенских Святых Соборов вступили в экуменическое сборище, под девизом мира и объединенiя. Они выдвигают такой аргумент: «то, что нас объединяет больше того, что разъединяет», и молятся со всеми еретиками мiра. Но, «Лучше война похвальная, нежели мир, отделяющiй от Бога» – учит древнiй учитель Церкви»[9]. Россiйскiй Златоуст Св. Димитрiй Ростовскiй учит: «Блажени миротворцы…» кто братiю свою несогласiем и враждою между собою разделенную в мир и согласiе и к любви приводит; но кто советует мир закону Божiю противный, таковый миротворец окаянный, а не блаженный»[10]. А Св. Григорiй Богослов говорит: «Да не подумают, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласiе и самое пагубное единомыслiе; но должно любить добрый мир, имеющiй добрую цель и соединяющiй с Богомъ. Когда идет дело о явном нечестiи, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требованiе времени и властителей и вообще на все, нежели прiобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшней – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем ученiя веры и истины»[11]. Значит, наши епископы экуменисты и священноначалiе РПЦ МП стремящiеся к Богопротивному миру с еретиками, хотят соединить несоединимое, соединить Христа с Велiаром, свет со тьмой, верного с неверными, храмы Божiи с идолами; ради Богопротивного мира молящiеся вместе с ними они, по слову Святаго Димитрiя, – как творящiе «мир закону Божiю противный, – окаянные, а не блаженные миротворцы», а по слову св. Григорiя Богослова – предатели истины. Разве может быть Богъ там, где Онъ отвергается в Его заповедях и постановленiях? «РПЦ МП» своим пребыванiем в экуменическом сборище, тем самым свидетельствует о том, что она безблагодатная, что она духовно мертва (Откр.3, 1). Все это сказано потому, что автор «Заключенiя» видит разрешенiе проблемы имеславских споров в «компромиссной терминологiи, которая удовлетворила бы обе стороны». Выходит, что надо сдать святотеческiе имеславческiе позицiи, ради того чтобы угодить имяборчеству, вернее, сатане… Это означает: в бочку меда подбавить ложку дегтя… Мед, разумеется имяславiе, а деготь – имяборчество. Но, спрашивается: пошли ли на компромисс с иконоборцами почитатели святых икон в спорные времена? Подмешали они в мед иконопочитанiя немного дегтя, чтобы угодить иконоборцам и достичь с ними мира? Никак нет! Имяславiе тоже не нуждается ни в чем имяборческом: в котором все противно истинному Православiю, – как, например, отрицанiе имяборцами Божества энергiи Божiей; недопустимость именования энергiи Божества Богом; непризнанiе слова Божiя «вечным живым глаголом Божiим»; их теорiя молитвы, при которой надо принудить себя обожествлять реально несуществующее (по лжеучению имяборцев) Имя Божiе с Самимъ Богомъ до нераздельности, а после молитвы признавать его «фикцiей» и отправлять в небытiе; похуленiе Имени Iисусъ – Христова, признанiе Его номинальным, простым человеческим Именемъ; сравненiе имяславiя с евномiанством, пантеизмом, хлыстовщиной, мусульманством, iудаизмом, талмудизмом, идолопоклонством; клевета на св. Григорiя Паламу будто бы он никогда не называл энергiи Божiей Богомъ; похуленiе заповеданной Отцем Небесным веры во Имя Божiе Iисусъ[12] богохульными ругательными словами – «магическим суеверiем» и «безсмысленным богохульством»[13], и прочiи хулы и лжеученiя имяборческiе. Нам представляется, что истина заключается не в примиренiи добра со злои, не в компромиссном Богословiи угодном двум противоположным сторонам, а в самой Истине, которую имяславцы – св. Iоанн Кронштадтскiй, Иларiон Кавказскiй, iеросхимонах Антонiй (Булатович) обреди в Священном Писанiи, в святоотеческом преданiи, в ученiи церковных проповедников и в аскетическом опыте умносердечного деланiя Iисусовой молитвы. Почему надо приходить именно к консенсусу? Разве истина заключается в компромиссном примиренiи, а не в единой безкомпромиссной Истине? Истина в словах Господа, Пророков, Апостолов, Святых Отец, устами которых глаголал Дух Святый; устами не тех «святых» мучителей которых на канонизировала «РПЦ МП», которые убивали исповедников за Имя Божiе, – но тех Святых, которые прославились чудесами и прозорливостью еще до имяборческого отступленiя. Таких, например, как преп. Симеон Новый Богослов, святители Тихон Задонскiй, Димитрiй Ростовскiй, преподобные Серафим Саровскiй, Iоанн Кронштадтскiй, и другiе Святые учители церкви. Автор рекомендует поручить установленiе вероисповедной истины почитанiя Имени Божiя «Богословской комиссiи» и власти церковной. Но исторiя уже имеет горькiй опыт установленiя «истины» властью церковной «Святейшим» Синодом, который установил не истину, а ложь, и заставлял принимать свою ложь безкомпромисло штыками, прикладами и пожарной кишкой, который назвал Имя Божiе фикцiей, вымычлом человеческим и отверг бытие Имени Бога – установил такую «истину», от которой уже более ста лет нет мира и покоя ни в церкви, ни во всем мiре. Великiй и Священный вопрос почитанiя Имени Божiя доверять власти церковной, священному синоду и Богословской комиссiи по горькому историческому опыту – ни в коем случае нельзя. Мы имеем пример монополизацiи «истины» церковной властью в прошлом. Нынешнiй Священный Синод и Богословская Комисся «РПЦ МП» осквернили себя экуменической мiровой всеересью, да и грех Синода в похуленiи Имени Божiя, и грех сергянского сотрудничества с Богоборческой властью, почиет на них до сих пор не осознанные, и нераскаянные ими. Поступится-ли нынешняя власть церковная действiями патрiарха Тихона (Белавина), который подтвердил хулы Синода на Имя Божiе, не осудил его варварскiе действiя против афонских исповедников, но утвердил их, поступится ли и предательскими действями п. Сергiя (Страгородского), и своим вероотступническим экуменизмом? Думаем, что не поступится. Поэтому, как сам автор не в Святом Духе, а рацiоналистическим путем предрешает вопрос об Имени Божiем, так и нынешняя власть церковная вместе с своими синодом и Богословской комиссiей порешают этот вопрос не в Духе Святом, не во славу Имени Божiя, а в защиту Синода, п. Тихона, Сергiя и во славу своего «церковного и патрiаршего авторитета», по готовой концепсии решения спорного вопроса об Имени Божием подготовленной автором… . В наше предантихристово время, никто не достоен решать этот вопрос Священной Тайны Церковной. Этот вопрос давно уже разрешен Самимъ Богом, Который Своим Именемъ испытал вселенную[14]. Для Своих верных последователей, для руководства им в дремучих спорах об Имени Божiем, Господь послал Своего Светильника веры и благочестiя – Святаго Iоанна Кронштадтского, который действiем благодати Святаго Духа напомнил всему мiру истинное Богодухновенное ученiе, – как должны верные последователи Христу христiане почитать Святейшее Имя Божiе, никто из нынешних смертных не может сравниться по жизни и благодати с этим Великим Исповедником Божества Имени Божiя – ни вся вкупе церковная власть, ни Богословская комиссiя, опошленные хулой на Имя Божие и вероотступническим экуменизмом.. Поэтому не консенсус надо искать, а надо отложить непокорство и неверiе, и принять Божiе церковное ученiе о Его Святейшем Имени, истинное учение о котором напомнил нам святой Iоанн Кронштадтскiй как истинное Богодухновенное исповеданное Святых Отец. Закончим наш критическiй обзор словами двух известных высокопросвещенных авторов: «Вот что должен чувствовать, не только каждый член Синода, но и самый последнiй и малый член Христовой Церкви: это размеры вопроса и страх перед неисследимым богатством мудрости, скрытым в Имени Божiем. Один сонм мучеников, принявших смерть и венцы за Имя Христово, настойчиво говорит самому невежественному и самому последнему члену Церкви, что вопрос об Имени Христовом есть нечто безконечно святое, безконечно близкое всякой христiанской душе, нечто в самом первоначальном смысле родное и материнское в наших верованiях, и уж если здесь что-нибудь "предадим" и уступим врагу, — то потом не спасут нас никакiе благiе усилiя воли. Здесь земля поистине свята, так свята, что каждому верующему надлежит испытать от приближенiя к ней величайшiй трепет и, конечно, с готовностью скидывать с себя обувь, в которой мы привыкли ходить по грешной земле и на которой слишком густо ложится придорожная пыль. Если бы члены Синода прониклись этим простым христiанским чувством к Имени Христову, они должны были бы прежде всего почувствовать величайшую ответственность своего положенiя. Спор об Имени Божiем, возгоревшiйся на Афоне, стал фактом столь крупного и волнующего размера, что нельзя было уже ни скрыться от него самимъ, ни скрыть его от всего православного мiра. Нужно было так или иначе определить свое отношенiе к нему и выбрать ту или иную внутреннюю позицiю. (А не решать этот вопрос обоюдными компромиссами. – Сост.). Говоря "по простому", тут нечего было и решать. В горных пустынях Кавказа воспели "новую песнь" Имени Божiю. На старом Афоне тысячеголовым подвижническим хором продолжали священное славословiе. Казалось бы, самым простым и легким было: присоединиться к светлому духовному торжеству и своим авторитетом внести порядок и строй в новое движенiе Духа, прiобщивши к нему весь православный мiр. Но Синод "по простому" и легко войти в новое движенiе не сумел»[15]. «И я лично весь на этой стороне. Рецензент Русского Инока и апологет о. Иларiона говорят не одно и то же, а совсем противоположное. И апологет далеко не невежественен и неразвит формально, – напротив, полное невежество и непониманiе дела на стороне рецензента[16]. Вам известны, конечно, продолжительные и ожесточенные споры средневековья между номиналистами и реалистами, когда делались и попытки к их примiренiю, – но не неудачныя, ибо оне стояли на совершенно предмету чуждой почве схоластики и рацiонализма. В Церкви Восточной споры Варлаамитов и Паламитов также не решили вопроса научно и догматически, а только канонически, на поместных соборах. Но тут нужен не канон, а догмат, коего пока нет. Мне суждена жизнь в эпоху подъема волны матерiалистическо-рацiоналистическо-номиналистической. Но есть признаки начинающегося возрожденiя идеализма-реализма-мистицизма[17]. Притом предстоит всероссiйскiй собор. В виду всего этого вопрос, поднятый афонитами, я считаю весьма своевременным для всеобщего обсужденiя. Он может дать повод к перенесенiю спора об имени Iисусъ в общедогматическiя области и вызвать попытки, если не к решенiю, то хотя к уясненiю исконнаго спора». «глумящiеся над Именемъ Iисусъ, в душе-ли, устно-ли, на записках и т.д. – все равно, – ведь знают, что выражает имя и к кому оно относится, – следовательно, необходимо глумятся и над Самимъ Спасителем. Да и не могут не знать, и никакими софизмами нельзя очистить этого глумленiя – только покаянiем. Поэтому-то хула на Духа не прощается, и за всякое, даже праздное, слово человек даст ответ. И никто говорящiй в Духе Святом, не говорит: анафема Iисусъ (вообще Iисусъ, без всяких определенiй, – ибо с момента, как LogoV sarx egeneto есть только один истинно-Iисусъ – Спаситель Богочеловекъ), и никто не может сказать: Господь Iисусъ, только Духомъ Святымъ. Глумились над защитниками имени Iисусъ и молитвы Iисусовой, конечно, по недомыслiю, а вернее – по отсутствiю истинно-христiанскаго чувства, которое всегда может указывать истинным христiанам верный путь во всех соблазнах и недоуменiях, – что и видим в монахах-простецах» [18]. [1] Эти слова автора нам представляются просто демагогiей. Автор никак не может осознать ту истину, что без подвижников умносердечного деланiя, чуждых всякой прелести, никто не сможет безгрешно разрешить вопрос почитанiя Имени Божiя. Его уже разрешили: Отец Iоанн Кронштадтскiй, Отец Иларiон Кавказскiй, iеросхимонах Антонiй (Булатович) на основанiи Святых Отец, Священного Писанiя, Откровенiя Бога через пророков и Апостолов, и через их духовный опыт; и кто дерзнет решать этот вопрос вопреки уже сформулированному тремя подвижниками веры и благочестiя, тот совершит тяжкiй грех и понесет наказанiе от Бога. Сейчас этот вопрос решать некому, да и нет особенной нужды. Он уже решен. Его надо только принять верою, со смиренiем и нищетою духа, как учит св. Игнатiй Брянчанинов. Надо принять уже готовое, Богооткровенное ученiе от поименованных источников и Лиц, или во всяком случае формулировать его ни в коем случае не вопреки основному смыслу их ученiя. А от ереси имяборческой следует отречься и предать ее анафеме, и только тогда можно будет праздновать Торжество Православiя. [2] А вышеуказанные лица, и к ним добавим профессоров М .Д. Муретова, М .А. Новоселова (Новомученика), Архiепископа Феофана Полтавского (Быстрова), Митрополита Венiамина Федченкова апологета имеславческого ученiя о. Iоанна Кронштадтского, В.Лосского и других, – разве они не являлись в ХХ веке наличными Богословскими силами, способными безгрешно, по православному решить этот вопрос? И разве они не решили его? Или автор может уличить их в неправославных мыслях об Имени Божiем? Или нынешних обмирщенных Богословов он считает достойнейшими и способнейшими решать огромнейшей глубины вопрос? Не заблуждается ли автор, наш критик? [3] Споры на Афоне начались не из-за книги «На горах Кавказа», а из-за возстанiя бунтарей – афонских дiаволопоклонников, поклонившихся дiаволу в Натальиной прелести, возставших против ученiя о. Iоанна Кронштадтского в этой книге, с целью уничтожить ее как еретическую из-за личной непрязни к о.Иларiону по указанной выше причине. Против ученiя о. Iоанна в этой книге выступил первый ересiарх Хрисанф (Минаев). Надо давать правдивую, а не извращенную имяборцами оценку причины возникновенiя Афонских споров. [4] 1 Сол. 5,3; Лк. 21,35 [5] Мф.10,34 [6] Лев. 26,12. [7] Ис. 52,11. [8] Iерем. 3,19; Осiи 1,11; 2 Кор. 6,14-18. [9] Патрiарх Александрiйскiй. С. 78 [10] Творен. Кiев. Ч. 5. 1881 г. [11] ИНН и печать антихриста. М. 2000, с.22 [12] 1 Ин. 3,23. [13] Ц.В. № 20 от 18 мая 1913 г. [14] Откр. 3,10. [15] Влад. Эрн. Разбор Посланiя Святейшего Синода. М. 1917. Изд. РФБ. С. 5. [16] Здесь говорится о рецензенте Хрисанфе, хульную рецензiю которого на книгу о. Иларiона поместил архiеп. Антонiй волынскiй в «Русском иноке». – К.Б.. [17] Эти признаки профессор М.Д.Муретов видел в имеславческом движенiи духа. – К.Б. [18] Выписка из письма Заслуженного ординарного профессора, почетного члена МДА М.Д.Муретова к епископу Феодору Поздееву на его запрос о мненiи М.Д.Муретова по данному вопросу. «В поисках Правды». Изд. «Колокол». Петрогр. 1916. С. 25-27. | |
Просмотров: 224 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |