Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 13 том |
2018-12-15, 6:40 PM | |
Глава 5. 8). Исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной. Православный Катехизис: когда Имя Божие хулится, и когда прославляется. «Имя Божие «Iисусъ», значит Спаситель, как изъяснил Архангел, говоря Иосифу: «родит же Сына, и наречеши имя Ему Iисусъ; Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф.1,21). Посему справедливо заключить должно, что Имя Сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского (Книга: «Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Киев, 1838, с. 47 - 48). А ересиархи афонские два монаха Хрисанф (Минаев) и Алексей (Киреевский) указывая на двух монахов афонских, противозаконно наречённых именем Иисус, с ехидством говорили имяславцам: «По вашему, и эти два монаха – тоже боги»? - Какое кощунственное заблуждение имяборцев! Для них, оказывается, закон не писан. Но продолжим свидетельства Катехизиса: «Вода в крещении освящается – «призыванием Имени Iисуса Христа и знамением Креста». «Преславными и различными именами может нарекаться Богъ, их же никто от Него отлучити может» (Больш. Катех. Изд. 1878. л. 258). «Сие есть имя Iисусъ, ему же поклоняется и припадает всякое колено небесных, земных и преисподних. Сие есть имя Iисусъ, его же аще кто призовет без сомнения духом и истиною, спасен будет. Сие есть имя Иисусъ, его же подобает всем верным присно имети в сердце и во устах, во всех делех своих, по апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Iисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти, и вся враги наша противные победити» (Больш. Катех. 1874. л. 4). Но совершенно противное Православному Катехизису учение афонских имяборцев и Св. Синода в его Послании от 18 мая, 1913 г. (См. Ц.В. № 20, стр. 277 – 286, и в «Прибавлении» к этому номеру Ц.В. с. 853 - 909). В Пространном Катехизисе говорится: «Хотя и были другие Иисусы, но они были прообразы истинного Iисуса, иже плоть человечу приемшему и бысть роду человечу истинный Богъ Избавитель. Сие есть Имя Iисусъ, Ему же поклоняются и припадают всяко колено небесных, и земных, и преисподних. Сие есть имя Iисусъ, Егоже подобает всем верным присно имети в сердце и во устех. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти и враги наша победити. Имя Божие как светло так и славно есть Само в себе, и не требует прославления: но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, и живём так, как рабы, Его именем нарицающихся и Его за Господа своего признающим, должно или безчеститься и хулиться, когда не так Его исповедуем, как откровенно, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божиим прилично, якоже Апостол приводит из пророков о Иудеях: «Имя Божие вами хулится во языцех» (Рим. 2, 24; Ис. 52,5). Не видишь Его на земли, но видишь и слышишь Его Евангелие, которое даёт кающимся отпущение грехов, видишь служителей Его, которые имеют власть, именем Его объявляют тебе тоежде отпущение. Самое имя – Iисусъ радость и утешение подает, которое означает Спасителя, спасающего люди Своя от грех их (Мф. 1, 21). Страшное и с глубоким смирением от самих ангел почитаемое Имя Бога, при воспоминании Которого трепетать и главу с сердцем преклонять должно! Но безстрашное сердце того не рассуждает, и языком злым, как подлой (это и говорить страшно) вещи касается. Монарха земного, человека, имя почитается от своих подданных, как и должно, и с почтением в нужных случаях поминается, а Имя Божие, великое и пребожественное, от христиан и такого почтения не имеет. Странное и жалости достойное дело! Так сатана ослепляет бедного человека!» (Св. Тихона Задонского. Т. 2, с. 210, 304, 344). Глава 6. Значение Катехизиса. «…учение самой Церкви, изложенное в учебной книге для всех верующих, в КАТЕХИЗИСЕ, который представляет собою точное исповедание веры, неизменное, непреложное, не подлежащее никакой критике частных людей, какие бы это ни были ученые богословы. Вот что значит Катехизис». (Архиеп. Никон. «Мои дневники». Вып. 4. Серг. Посад. 1914. С. 113). На самом же деле Синод и Никон отвергли учение Православного Катехизиса и похулили прославляемое в нем Имя Иисуса Христа и вообще Имя Божие.
Догмат Имени Божия, основной догмат христианской веры. (Свт. Игнатий Брянчанинов). 9). 1. Учение о Божеской силе имени Iисусова имеет полное достоинство основного догмата Христианской Веры и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов (Т.1, с. 204-205). В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна, которую Господь имел со святыми Апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предшествовавший добровольному исшествию Господа на место предания и на страдания, спасительные для рода человеческого. Учение, произнесенное Господом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещания, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной (Т. 5, с. 81-82). Явление имени Того, Кто превыше всякого имени, есть совершеннейшее познание Того, Кто превыше всякого познания (Т. 5, с. 64)24.
6. Имя Господа Iисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу (Т. 2, с.83-84); сила и действие этого имени Божественны; они всемогущи и спасительны; они - превыше нашего понятия, недоступны для него (Т. 1, с. 240). Величие имени Iисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба (Т. 2, с. 223). Сын, несмотря на принятие Им человечества, пребывает превысшим постижения всех разумных тварей. Превыше постижения их - и Его всесвятое имя (Т. 2, с. 235).
9. Диаволу ненавистно Имя Господа Iисуса Христа, как сокрушающее всю его силу; он трепещет (от) этого всесильного Имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтоб они отвергли оружие пламенное, страшное для их врага, - спасительное для них самих (Т. 7, с. 227). Сатана восстал коварно против всесвятого и великолепного имени Господа нашего Iисуса Христа, употребляет в свое орудие слепоту и неведение человеческие, оклеветал имя еже паче всякого имене (Т. 1, с. 200). 10. Проповедовать учение, противное тому учению, которое проповедано Евангелием о имени Божием есть произвольное отлучение себя от благодати Божией, по свидетельству Апостола. (Т. 1, с. 200). Невежественное богохульное умствование против молитвы Iисусовой имеет весь характер умствования еретического (Т. 1, с. 205). Будем помнить, что на Суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово (Мф. 12:36); тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат. (т. е. догмат об Имени Бога). Глава 8. Догмат о Имени Божием установлен на Церковном Соборе. 1). Догмат об Имени Божием также установлен и Церковным Собором в 1341 г., который Действию Божию от Имени Бога утвердил титул Божества, или Бога. Определение Влахернского Церковного Собора 1341 г. 11-го Июня. 1) Есть богоприличное различiе существа и действiя; 2). Действiе Божiе не создано; 3). Не созданное действiе не производит сложенiя в Боге; 4). Слово Богъ употребляется богословами для означенiя как существа, так и действiя Божия; 5). Существо Божие полагается (в наших умопредставленiях) прежде действiя Божiя, как причина; 6). Наконец, участвующiй в действiи Бога участвует (по нераздельности существа и действiя) и в Его существе. (Игумен Модест – св. Григорiй Палама. С. 124-125. Анафематствованiя. Конст. Никольск. СПб. 1879. С. 145). Глава 9. Догмат о Имени Бога - это догиат о Боге. 12). Догмат об Имени Бога. это – догмат о Боге, – и наоборот: догмат о Боге, это - догмат об Имени Божиемъ. Истинный Богъ, Владыка Неба и Земли, Творец видимого и невидимого мiра, не имеющий ни начала, и Ему же не будет конца, – был, есть и будет, независимо от человеческого мышления. Истинный Богъ есть предмет нашей веры и почитания. Поэтому СЛАВИМОЕ И ДОСТОПОКЛАНЯЕМОЕ ИМЯ ТРИЕДИНОГО БОГА Отца и Сына и Святаго Духа, есть – основной догмат Христианства. Имя Бога, кто бы и как бы (благочестиво) Его не наименовал, оно, по учению Православного Катехизиса – нераздельно от Бога. Поэтому, почитание или безчестие Имени Бога, относится к Существу Его. Почитание и прославление Имени Божия, это - почитание и прославление Самого Бога. Уничижение и хула Имени Божия, есть хула на Самого Бога. В «догматическом богословии» говорится: «То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Iисуса Христа и Духъ Бога нашего» (Догматч. Учен. О семи церковн. Таинствах. О.Катанского. СПб. 1877 г. С. 99). И премудрый Филарет митрополит Московский (Дроздов) учит: «Имя Божие есть предмет священнейший в мiре. Им освящаются наши спасительные церковные Таинства». Сия непостижимая Сила есть Слово Божие;[3] посему заповедано нам хранить Имя Божие с благоговением и употреблять с бережливостью: да не приимеши Имене Господа Бога твоего всуе (Втор. 5,11). Посему, признавая себя недостойными хранителями сего Небеснаго сокровища, мы молим Отца Небеснаго: Да вечно Святое в Самом Себе, Имя Его святится и в нас. Да с благодатною силою[4] произносим Его устами; да с верностию изрекаем его делами; да свет наш просветится пред человеки, и они в нас и с нами прославят Отца нашего, иже на небесех (Мф. 5,16. Слова и 2 Беседа, 360: Слова и Речи, ч. 3. М. 1845 г.) 13). Догмат об Имени Божием признавал и о.Иларион Кавказский. Отец Иларион в предсмертном завещании своем написал: «Книга сия («На горах Кавказа») по приказанию членов св. Синода предана сожжению как вещь нестерпимая, пагубная и зловредная для рода человеческого, единственно потому, что в ней Имя Сына Божия - Спасителя мiра “Iисусъ” названо Богомъ. Не видя в себе никакой помощи и защиты от предержащей духовной власти, упорно пребывающей в сем нестерпимом для религиознаго чувства злохулении, я уже и не надеюсь иметь оную от кого либо на земле, потому что сильная и неограниченная власть Синода страхом вяжет уста и руки всем, кто бы мог быть защитником сего верования. Хотя многие ревнители о славе Имени Божия пишут весьма основательное и дельное в пользу и защиту сего догмата, но их голос, ка “Глас вопиющаго в пустыне” не имеет внимания, потому что они не имеют такой власти как Синод, подавляющий своею неограниченною силою сознание и умы благонамеренных людей, особенно духовнаго ведомства, непосредственно подлежащаго его власти. Вследствии этого, я, судя о сей своей книге, неправедно сожжённой, но написанной именно Божиею помощию сознательно слышанной мною при ея составлении, переношу на праведный Суд Божий, идеже несть лицеприятия, и являю крайнюю обиду свою Самому Господу Iисусу Христу, Всесвятейшее и спасительное Имя Котораго унижено, поставлено в “ничто” как не имеющее будто бы никакой действительности, а бездушный знак. И что будто бы безсмысленно и богохульно называть Имя Божие - Богом”. Отец Антоний Булатович в своем «возражении на Послание Синода» писал: Мы не признаем, что будто о. Иларион выдумал новый догмат о том, что Имя Божие есть Богъ, но считаем, что этот догмат существовал искони, чему служит доказательством слова Блаж. Феофилакта Болгарского, учившего об этом: "Если бы Имя Отца было не Бог"…[5] (см. в ответе на Халки стр. 23, а также слова о. Иоанна Кронштадтского давно написавшего, что Имя Божие есть Богъ, и проч.). Отец Иларион или независимо от Св. Отцов, благодатию Святого Духа, повторил прежде известное Св. Церкви учение об этом, которого он сам почему-либо не встретил у Св. Отцов или зная, что точно формулированного догмата об Имени Божием в Церкви не существует, назвал сей догмат вновь открытым,[6] (но непридуманным), но в сущности он (догмат) высказан уже давно. (Правосл. Ц. о почит. Имени Б. и о молитве Иисусовой. СПб. 1914. Изд. «Исповедник». С. 103). Глава 10. Отрицание догмата об Имени Божiем, это отрицанiе всех догиатов. 14). По словам проф. свящ. П. Флоренского, ученiе об Имени Божiем – "таинственная нить", которой "вяжутся жемчужины всех догматов", тот "нерв Церкви, в который сходятся все прочiе нервы", тот "догмат, в отрицанiи которого содержится отрицанiе всех догматов", та святыня, которая "лежит в основе всех святынь церковных". (См. у В.И.Постоваловой, в конце 4-го тома «Имяславие», инока Епафродита. М. 2014 г., стр. 1182, и здесь, чуть выше). Глава 11. Догмат об Имени Божiем, основной догмат. Св. Григорий Нисский. 15). Св. Григорiй Нисскiй учит: «Тайна благочестiя состоит, собственно, в исповеданiи Имен Божiихъ, – разумею Отца, и Сына и Святаго Духа». – Евномiй же (и нынешние имяборцы) – «пренебрегает Божественными Именами, при призыванiи которых силою Божественного рожденiя посылается благодать приступающим с верою» [7]. – «Как не видите», – восклицает св. Григорiй, – «что это – гонитель веры, вызывающiй доверяющих ему к отклоненiю от христiанства? Ибо если ИСПОВЕДАНIЕ СВЯЩЕННЫХ И ДОСТОПОКЛАНЯЕМЫХ ИМЕН СВЯТОЙ ТРОИЦЫ БЕЗПОЛЕЗНО, то не явно ли он проповедует людям не иное что, как то, чтобы они Таинство христiанское почитали вздором, посмеивались над ДОСТОЧТИМОСТЬЮ ИМЕН БОЖIИХ, обычаи церковные признавали и все тайнодействiя каким-то пустословiем и глупостью? Они не обращают ли в повод к смеху ЧЕСТВОВАНIЕ ИМЕН, НА КОТОРЫХ УТВЕРЖДАЕТСЯ НАША ВЕРА? Итак, что такое они, как не преступники против спасительных догматов, потому что на деле отвергают веру, осуждают обряды, ПРЕЗИРАЮТ ИСПОВЕДАНIЕ ИМЕН, ни во что вменяют освященiе таинственными знаками».[8] Видите, Свт. Григорий Нисский учит, что в похулении Имени Божия заключается отвержение всех спасительныхъ догматов, ибо на чествовании Имен Бога утверждается наша - православная вера. И еще он учит: «Кто Имя Сына (Имя Божие) придает твари, да будет они причислен к идолослужителям».[9] Синодалы в своих лжедогматах учат, что Имя Господа «Iисусъ» - простое человеческое имя, равное всем человеческим именам. А св. Феофилакт Архиепископ Болгарский учит: «Имя «Iисусъ» братья богоубийц принимают за имя человека».[10] 16). В наиболее радикальной форме тезис о центральном характере ученiя об Имени Божiем в догматическом аспекте разсматривался проф. А.Ф. Лосевым. Имяславiе, в пониманiи А.Ф. Лосева, проясняет и обосновывает православную догматику в целом. Сказать, что "Имя не Богъ" (т.е. отвергнуть основное исповедание имяславiя), означает для Лосева разрушить "устои" Православiя (один из них, или даже сразу все). Признав, что Имя есть только звук, а не Самъ Богъ, нельзя оставаться православным. (там же). - Итак, существует ли в Церкви Христовой догмат о почитании Имени Божия? Или не существует? Имяборцы говорят, что такого догмата в церкви нет, и ожидают, пока экуменический волчий собор вынесет догмат не о почитании, а утвердит в очередной раз синодальную имяборческую хулу на Имя Бога. Считать, что догмата о почитании Имени Бога нет, одинаково признавать, что нет догмата о признании и почитании Бога. И правильно говорят имяборцы; потому что они находятся не в Церкви Христовой, но в сатанинском экуменическом сборище (Откр. 3,9); и у них действительно нет догмата о почитании Имени Бога. Если даже имяборческий антимонархический волчий собор 1917-1918 гг. не признал и не утвердил существующий от века догмат о почитании Имени Бога, то какого догмата можно ожидать от волчьего экуменического собора богоотступников! Но в истинной Православной Церкви Христовой сверх-догмат о почитании Имени Бога уже давно провозглашен Богомъ-Отцемъ, Богомъ-Сыномъ, Богомъ Духомъ-Святымъ через Святых Пророков, Апостолов, Церковь Христову и всехъ Святых Божиих! Аминь. [1] «Собрание Церковных Поучений. Свящ. Стратилатова. Книга сия удостоена премии Святейшего Синода. Изд 2. 1890. Поучение 31, стр. 102). [2] Выписки Озерского. М. 1887. С. 13. Апостол толковый 1784 г. [3] Святитель отождествляет Имя Божие, с Словом Божиим, - и достойно, согласно с Откровением 19,13: «Имя Ему – Слово Божие». [4] Как говорит св. Ап. Павел: «Никто не может назвать Iисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12,3). [5] Полный текст: «Если бы Имя Отца было не Богъ, и Имя Сына - не Богъ, и Имя Святаго Духа не Богъ, то следовало бы сказать: во Имя Бога Iисуса Христа, или даже просто только – в Сына. Но он (Петр) говорит: во Имя Iисуса Христа, - зная, что Имя Iисуса есть Богъ, равно как и Имя Отца и Имя Святаго Духа» (Толков. св. Феофилакта Болгарского, на Деян. св. Ап. 2,38, стр. 52. Казань. 1905. [6] Слово «открытым» здесь означает – напомненным, или забытом, но повторенным. – Сост. [7] Ч. 6. М. 1864. с. 232-4. [8] Там же. [9] Твор. Ч. 5. М. 1863. С. 488. [10] Толков. Деян. 13,22 | |
Просмотров: 237 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |