Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 6:28 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 1 том

Часть 3 страницы 1 - 10
2016-03-27, 11:41 PM

 

 

 

Часть 3.

Апология веры во имя Божие

 

 

 
 

 

 

 

Иеросхимонах Антоний Булатович

 

 

 

 

 
  Апология веры

 

           

 

 

       
    во Имя Божие
 
  и во имя Иисус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Издание «Религиозно-философской Библиотеки»

 

            Печатня А.И. Снегиревой  Москва

 

                       1913.

 

 

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

Стр.

                От Редакции.

VI

 

 

  1. Общий взгляд на ересь имеборствующих.

 

Древнее почитание Имени Божия

1

Современное имеборчество

1

Анафемы, коим подлежат имеборствующие.

2

Что есть Энергия Божия?

3

Св.Писание отождествляет Веру в Господа Иисуса Христа и веру в Имя Его.

4

Имеборцы приписывают чудеса не силе Божия Имени, а силе человеческой веры.

4

Учение имеборцев необходимо приводить к арианству.

5

Дальнейшие следствия имеборчества.

5

В имеборчестве содержится и несторианство.

6

Четвероякая заповедь Спасителя.

6

Таинства.

7

Благословение.

8

Тлетворные последствия имеборчества для веры в таинства.

8

Вред , причиняемый имеборчеством подвижничеству.

9

Ложность имеборческого учения об умной молитве.

  10

Имеборчество-знамение последних времен.

11

Необходимость настоящей работы.

11

 

 

  1. Свидетельства Священного Писания и Святых Отец о том, что Имя Божие

 

есть воистину Сам Бог.

 

Утверждения имеборцев.

12

Сущность Божия неименуема, но энергия Его может быть именуема.

12

Истина о Боге есть энергия Его и, следовательно, Бог.

13

Неименуемая сущность Божия именуется наименованием энергий Божиих.

13

Различие наименований человеческих и наименований Божиих.

14

Имя Божие обладает свойствами Божиими.

14

Имя Божие есть Истина Живая.

15

Имя Божие - Сын Божий.

16

Что значит наименование Сына Божия «печатью»?

17

Постепенность откровения Богом имен Своих твари.

18

Возрождение крещаемого совершается силою Имени Божия.

18

Прочие таинства совершаются тоже силою Имени Божия.

19

Неименуемый Бог именуется Сыном.

19

Имя Божие неотделимо от Бога.

20

Свидетельство св. Тихона Задонского о Божественности Имени Божия.

21

Свидетельство о том же предмете о. Иоанна Кронштадтского.

21

В каких смыслах должно утверждать Божественноть Имени Божия?

22

 

 

  1. Имя Божие есть сама Божественная сила, но не сила посредствующая.

 

Действенность Имени Божия.

23

Возражения имеборцев.

24

Учение об Имени Божием, как силе посредствующей, ведет к лютеранскому субъективизму.

 

25

 

 

  1. Всякая молитва о Имени Божием деется.

 

Имеборцы не считают Имя Божие необходимым для молитвы.

26

Но даже для беседы с человеком требуется имя его, как выражение его свойства.

26

Тем более требуется знание Имени Божия, как истины о свойствах Бога, для беседы с ним.

 

27

Смысл заповеди о молитве «Духом и Истиною».

27

Движение ума в молитве.

28

Богодвижная молитва есть Бог.

29

Попытка имеборцев подтвердить свое мнение о возможности молитвы без Имени.

29

Свидетельство о.Иоанна Кронштадтского о том, что вера, требующаяся для молитвы, уже предполагает убеждение в нераздельности Имени и Именуемого.

 

30

 

 

V.        Исповедание Имени Иисусова в Иисусовой молитве есть Сам Господь Иисус Христос.

 

Св. Симеон Солунский.

31

Св. Иоанн Златоуст.

32

Св. Симеон Новый Богослов.

Игнатий  и  Каллист

33

33

Св. Григорий Синаит.

35

Преп. Никифор Афонский.

36

Паисий Величковский.

36

Бл. Василий.

37

Богородица – делательница созерцания молитвы.

38

Борьба, которую выдержал Паисий Величковский за молитву Иисусову.

39

Еп. Игнатий Брянчанинов.

41

Преп. Серафим Саровский.

42

О. Иоанн Кронштадтский.

43

Заключение.

43

 

 

  1. О значении и о Божественном достоинстве Имени Иисус.

 

Имеборцы считают Имя «Иисус» меньшим всякого имени и приравнивают его к именам других Иисусов.

Смешивать имена не должно

 

44

44

Свидетельство о сем Православного Катихизиса.

44

Тоже – Иоанна Златоуста.

45

Кирилл Иерусалимский.

45

Имя Иисус предвечно.

45

Имя Божие и имена человеческие совершенно различны.

46

Три основных свойства имен человеческих.

46

Имя Иисус.

47

Истинность Имени Божия.

48

Имя Иисус есть Богооткровенная Истина о Боге.

50

 

 

  1. Имя «Иисус» есть Имя Богоипостасное и есть Имя паче всякого имени.

 

Имеборцы отрицают Богоипостасность Имени Иисус.

53

Животворящая сила Имени.

53

Имеборцы напрасно упрекают защитников Имени в слиянии Имени с Богом.

53

Напрасен упрек в двубожии.

54

Имя Иисус относится не только к человеческому естеству  Богочеловека.

54

Единство имен, свойств и существа Божиих.

55

Свидетельство о сем св. Афанасия Великого.

56

Свидетельство о сем и Еп. Феофана Затворника.

58

Свидетельство св. Григория Нисского.

58

Еще свидетельство св. Афанасия Великого.

58

В каком смысле имя Иисус названо именем паче всякого имени.

59

Разъяснение сего у свв. Отцов.

59

Имя Иисус содержит в себе все прочие наименования И.Х.

60

Имя Иисус дает молящимся наибольшее дерзновение.

61

           

 

VIII.   Разбор Акафиста и Умилительного Канона ко Сладчайшему Иисусу.   

62

  1. Свидетельство из Псалтири о Имени Божием.

 

Видов умного делания несколько.

64

Но сила всех их одна – Имя Божие.

64

Сила богослужения – в призывании Имени, а суть его – в поклонении Имени.

64

Мощь Имени Божия, прославившаяся в чуде св. Сильвестра.

65

Силу Псалтири составляет Имя Божие.

65

Свидетельство о сем свв. Отцов.

65

Свидетельства Псалтири о Имени Божием и толкования их у св. Афанасия и у бл.Феодорита.

 

66

 

 

  1. Свидетельство о Имени Божиим из Библии.

 

Почитание Имени в Ветхом и Новом Завете.

75

Значение основных Имен Божиих в Библии.

75

Последовательность откровения Божиих Имен.

76

Урим и Туммим.

78

Слава Божия и Имя Божие

78

Ангел Иеговы и Имя Божие.

79

Тайнодейственность Имени в Ветхом Завете.

80

Пронаречение Имени Иисус у пророков.

81

Ковчег Завета и Имя Божие.

82

 

 

  1. Понятие «Имя Божие» и «Сам Бог» в Богослужении совмещаются.

 

Божественное почитание Имени Божия в Богослужении перенято Новозаветной Церковью от Ветхозаветной.

 

83

Совмещение понятий: Имя Божие и Бог в Богослужении.

83

Имя Св. Троицы и Имя Иисуса Христа совершают крещение.

83

Сам Господь Иисус Христос положил исповедание и призывание Имени Своего в основу Божественных Таинств и Богослужения.

 

84

Призывание «Отца и Сына и Святого Духа» и «Господа Иисуса Христа» равносильно.

84

Начальные благословения Именем Божием всякого Богослужения.

84

Молитва «Царю Небесный» есть исповедание Имени Духа Святого.

84

Трисвятое есть исповедание Имени: «Святый».

85

«Господи помилуй»,,, «Отче наш».

85

Прославление Имени Божия соответственно богослужебным кругам.

85

Разбор вечерни.

85

Конечное благословение Именем Божием после вечерни и часов.

86

Призывание Имени Божия на повечерии.

87

Отождествление Имени Божия с Богом в молитвах на сон грядущим.

88

Исповедание достопоклоняемости Имени Божия в утренних молитвах.

88

Полунощница и молитва св. мучен. Евстратия, в коей он отождествляет

прославление Имени Божия с прославлением Самого Бога.

 

88

Отождествление понятий Имя Божие и Бог в словах последования утрени.

89

Шестопсалмие

89

Великая ектения.

90

«Бог Господь и явися нам» есть исповедание Имени Иисусова.

91

Тропари и псалмы.

91

Возглас на малой ектении.

91

Канон.

91

Хвалитные псалмы предизображают поклонение Богу и Имени Иисусове

всякого колена небесных и земных, и преисподних.

 

91

Великое славословие есть самое поклонение Богу новозаветной Церкви

о Имени Иисусове.

 

 92

Поскольку Богослужение утреннее началось с призывания и исповедания Имени Божия, постольку оно этим же оканчивается, т.е. исповеданием  Имени Господня и благословением иерейским  Именем Господним.

 

 

92

Словесная жертва Богу есть исповедание Имени Его.

92

Икона Христова есть образное исповедание Имени Его.

93

Крестная Сила есть Сила Имени Иисусова.

93

Исповедание и призывание Имени Господня Церковью есть соприсутствие

в Церкви Самого Господа.

 

93

Все богослужебные книги преисполнены поклонения Имени Божиему и Имени Иисусову.

 

93

 

 

  1. Божественная литургия есть поклонение Богу о Имени Иисусове.

 

Служение, не воздаваемое твари, воздается Имени Божиему.

94

Входные молитвы и проскомидия.

94

Литургия оглашенных.

96

«Премудрость».

97

Литургия верных.

98

 

 

XIII.   Заключение.

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О т   Р е д а к  ц и и.

 

            Ознаменованный величайшим напряжением политических сил Европы, 1912 год знаменателен и духовным подъемом. Правда, в широких кругах эти религиозные течения известны весьма недостаточно, однако по существу они бесконечно значительнее, чем судьба всех Балканских государств, вместе взятых. И, вспоминая об этом изумительно богатом последствиями годом, отныне и навеки будет волноваться верующее сердце, отныне и навеки будет влечься к нему созерцательный ум.

            Подобно волне землетрясения, по всей вселенской церкви, от Юга и до Севера, от Востока и до Запада прошло негодование, когда несколько легкомысленных и подпорченных рационализмом монахов дерзнули посягнуть на тот нерв Церкви, в который сходятся все прочие нервы, - на тот догмат, в отрицании которого содержится отрицание всех догматов, - на ту святыню, которая лежит в основе святынь церковных. Если бы  ничего не было еще, кроме этой волны 1912-го года, то и ее одной было бы слишком достаточно, чтобы как картонные домики сбросить построения хулителей Церкви, говорящих о ее мертвенности, о ее казенности, о ее застое, о ее параличности. Церковь слишком велика, чтобы трогаться из-за пустяков. Неподвижность ее – неподвижность величия, а не смерти. Но когда покушение на нее задевает ее за живое – она являет свою мощь, она содрогается. Так содрогнулась она и ныне, когда со всех концов, - из глухих провинциальных монастырей и из столиц, - у полуграмотных подвижников и у образованных деятелей вырвался из груди общий крик негодования и возгорелось дружное желание вступиться за дражайшее достояние верующего сердца. Отступники Церкви требовали знамения – да умолкнуть: вот оно!

            Но где центр этой волны? – Да где же, как не в исконной твердыне православия? Где же, как не в том исторически беспримерном и неподражаемом государстве монахов, которое живет наперекор законам земных государств. На Афоне не пахнет ни дымным, ни бездымным порохом, и провинившиеся граждане его наказываются не тюрьмами, а лишением сладкого дыма духовного отечества. Но этим мистическим облаком – этим священным покровом Пречистой Девы – искони веков приосеняется он, как действующий кратер, и на протяжении всей истории человечества, от времени до времени, бурно напоминает дольним о горнем. – Холодно в культурном мире. Непроницаемая каменная кора рационализма затягивает огненный океан благодати всюду. Но вечно кипит в Уделе Пресвятой и Пречистой Матери Божией та и опаляющая и согревающая лава, без которой замерзло бы человечество. Таким-то духовным извержением, в ряду других, явился 1912 год. Прозвание же ему, - если позволительно предвосхитить историю лишь имеет быть написанной в будущем – прозвание ему:

 

«Год афонских споров об Имени Иисусове».

 

            Услышав это соблазнительное слово, читатель вероятно поспешит осудить и  книгу, ныне издаваемую, и Редакцию, ее издающую. «Новое старообрядчество!» «Невежество!» «Монашеское изуверство!» «не учились в семинарии!» «Смешивают!» «Не понимают!» «Путают!» и т.п. – вот образчики тех суждений, которые приходится слышать от большинства интеллигентствующих. А большинство это знает из всего этого движения только то, что где-то на Афоне перессорились или даже, - по другому варианту, - передрались какие-то невежественные монахи и изгнали почтенного игумена за обличение их  сумасбродных взглядов на Имя  Иисусово. И  действительно, знать много более того об этих спорах доселе было трудно: со стороны противников «достопоклоняемости» Имени Иисусова, прозванных «имеборцами», во всей истории этих споров, кроме рационалистического душевного склада, легкомысленной ругани и клеветнических наветов, доселе ничего показано не было; защитниками же Божественности Имени Иисусова, или, так называемым «имепоклонникам» или «имеславцам», приходилось молчать, ибо уста их были заграждены стараниями их противников…

И вот, под гром Балканской войны, под свист и шипение имеборческих пасквилей, при позорном молчании богословских журналистов, шли споры по вопросу, работа над которым составляет церковное послушание нашего времени, и отрицание которого обнаруживает, «коего духа» отрицатели.

Внешняя же история споров такова:

Вероятно, не всем читателям известно, что дух древнего отшельничества Фиваиды и Сирии, - дух так мало подходящий к нынешнему деловому веку, вовсе не умер, но жив и действенен даже доныне. Северный и южный склоны Западного Кавказа процветают многочисленными отшельниками, живущими то в одиночку, то по два, по три на значительных друг от друга расстояниях. Среди них один из наиболее видных представителей (если не прямо самый крупный) – схимонах Иларион. Этот-то 80-летний старец и послужил поводом к всестороннему церковному обсуждению существеннейшего вопроса нашего времени.

Прожив 21 год на Старом Афоне, он, с благословения старцев, решил посвятить остаток дней своих отшельническому созерцанию, и в течение многих лет подвизался на северном склоне Кавказских гор. Достояние своего духовного опыта он изложил в книге «На горах Кавказа», по литературной форме представляющей собой жизнеописание автора и некоторых других кавказских отшельников, а по существу – раскрывающей основы умного делания, т.е. излагающей учение об «Иисусовой молитве». Опираясь на древних отцов, и из современных церковных писателей в особенности на о. Иоанна Кронштадтского и на епископа Игнатия Брянчанинова, схимонах Иларион выясняет в своей книге, что спасительность молитвы Иисусовой – в привитии сердцу сладчайшего Имени Иисусова, а оно Божественно, оно Сам Иисус, ибо Имя неотделимо от именуемого.

Эта книга, пропущенная духовною цензурою, которая не нашла в ней ничего предосудительного, и одобренная многими тружениками духовного делания, однако осталась малоизвестною в широких кругах церковного общества.

Через некоторое время потребовалось 2-е издание той же книги, причем на это издание дано было благословение одним из высокочтимых представителей русского старчества. В связи с этим изданием и произошли главные волнения и наветы имеборцев. Но это не помешало Киево-Печерской Лавре выпустить в конце 1912 года ту же книгу 3-м изданием. Очевидно, и Лавра не нашла в ней ничего предосудительного. Вот почему можно спокойно не считаться с осуждением ее архиепископом Антонием. К тому же, сперва он грубо осудил книгу и автора ее, однако, как нам достоверно известно, не читав книги и не зная автора. Затем , формально сблизив учение именепоклонников с хлыстовством, он ставит знак равенства между учением о.Илариона и учением хлыстов и пытается замарать позорным пятном уважаемого Старца, обвиняя его чуть не в свальном грехе* и объявляя все вообще движение «гнилью и сумасбродною бессмыслицею впавших в прелесть мужиков».

 

___________

 

            Из этого краткого очерка внешней истории споров об Имени Иисусове делается неоспоримою настоятельная потребность в серьезном обсуждении волнующих тем, ибо то, что было доселе в печати (кроме книги о. Илариона, послужившей поводом для споров), - никак не может быть признано таковым. Доселе ведь одним не была предоставлена возможность говорить о том, во что они вникли, а другим не приходила в голову мысль вникнуть в то, что они развязно осудили. Пора оставить книгу и личность о. Илариона в покое и по существу разобраться в пререкаемом учении о Божественности Божиих Имен вообще и Имени Иисусова – в частности.

            Можно допустить, что история споров связана со многими местными и личными столкновениями и даже дрязгами: так бывало в истории и других догматических споров. Но все это временное и преходящее. А вечно и непреходяще самое выяснение основного вопроса. Возможно, что эти личные столкновения промыслительно оказались поводом к выяснению столь существенного вопроса об Имени Божием. Как вопрос центральный, он связывается со всеми точками духовного понимания жизни, со всем кругом веры, и нет ничего удивительного, что в поднявшихся спорах выступают мотивы разнообразнейшие. Для  церковного   решения их требуется весьма немало подготовительных специальных трудов. Настоящее же сочинение, первый из таких трудов, начинает с того, с чего и должно начинать, - с Библейского и святоотеческого учения об именах Божиих. При этом оказывается, что учение именопоклонников о Божественности Имен Божиих есть не что иное, как частный случай общего Церковного учения о Божественности всякой энергии  Божией. Но возникающие при этом философские, психологические, исторические и пр. вопросы Автором сознательно обходятся. Так, конечно, и следует начинать. Однако, данная работа не только не исключает, но и требует новых работ, в ином направлении, в иных срезах расследующих те же вопросы.

            Сознавая, что сочинение иеросхимонаха Антония, по способу обсуждения вопроса, наиболее подходит для лиц монашествующих и, б. м. не везде будет вполне понятно лицам, в миру живущим, Редакция надеется с Божией помощью, выпустить и нечто иное, более подходящее для этих последних.

            В заключение должно сделать одну оговорку. «Апология  веры», писалась на Афоне, в самый  разгар войны и ожесточенных споров, писалась в виду необходимости скорейшего появления ее, крайне спешно, при условиях вовсе не благоприятных научным исследованиям. С другой стороны, и печатание велось быстрым темпом. Сношения Редакции с Автором, по дальности расстояния и по условиям военного времени, были затруднительны и замедлены так, что не было возможности получить решение Автора по тому или другому недоразуменному пункту.

            Этою спешкою появления книги объясняются  некоторые внешние недостатки ее, неточности и неясности, взять на себя устранение которых, без сношения с Автором, Редакция не считала своим правом. Но, несмотря на таковые недостатки, в общей высшей оценке издаваемого труда, Редакция может опереться на авторитетный отзыв о нем, принадлежащий перу одного из наиболее уважаемых и заслуженных богословов нашей родины. Вот текст отзыва, явившийся в качестве ответа на полуофициальный запрос о нем Епископа, заинтересовавшегося «Апологией веры»:

 

                                

                             «Ваше Преосвященство,

                                                   Высокочтимый Владыка!

 

            Весьма внимательно и даже с большим удовольствием прочитал я присланные Вами тетради. Веет духом истого монашества, древнего, подвижнического.

            Дело, конечно, совсем не так просто как взглянул на него рецензент книги о. Илариона. Корнями своими вопрос об Иисусовой молитве и имени Спасителя уходит к исконной и доселе нерешенной, точнее – неоконченной борьбе противоположностей идеализма, или, что то же, реализма и мистицизма, с одной стороны, - номинализма, - он же и рационализм и материализм, - с другой.

            Простецы из истых подвижников и не мудрствующие лукаво или опростившиеся богословы, - как Игнатий Брянчанинов, еп. Феофан, о. Иван, - непосредственным опытом и интуитивно постигли, как и ранее их многие отцы и подвижники постигали, - истину, до коей ученым книжникам и философам приходится добираться с большими трудностями и окольными путями схоластики и сложных процессов мышления.

             Истое христианство и Церковь всегда стояли на почве идеализма в решении всех возникавших вопросов - вероучения и жизни. Напротив, - псевдо- и антихристианство и инославие всегда держались номинализма и рационализма.

            Грани истории номинализма: софисты и т.д. до Ницше. Это в философии, а в Церкви: распявшие Христа архиереи, евионеи, Арий и т.д. до Варлаама и графа Толстого.

            Грани истории реализма: Сократ с Платоном… до Гегеля с его правою школою и Достоевского – в философии и художественной литературе, а в Церкви: Евангелие, Ап. Павел и т.д. до Паламы и о. Ивана.

            Идеализм и реализм лежат в основе учения о единосущии и троеличности Божества, о богочеловечестве Спасителя, о Церкви, таинствах, особенно Евхаристии, иконопочитании и др.

             И я лично весь на этой стороне. Рецензент Рус. Инока и апологет о. Илариона говорят не одно и то же, а совсем противоположное. И апологет далеко не невежественен и неразвит формально, - напротив, полное невежество и непонимание дела на стороне рецензента.

            Вам известны, конечно, продолжительные и ожесточенные споры средневековья между номиналистами и реалистами когда делались и попытки к их примирению, - но неудачные, ибо они стояли на совершенно предмету чуждой почве схоластики и рационализма.

            В Церкви Восточной споры Варлаамитов и Паламитов также не решили вопроса научно и догматически, а только канонически, на поместных соборах. Но тут нужен не канон, а догмат, коего пока нет.

            Мне суждена жизнь в эпоху подъема волны материалистическо-рационалистическо-номиналистической. Но есть признаки начинающегося возрождения идеализма-реализма-мистицизма.

            Притом предстоит всероссийский собор.

            В виду всего этого вопрос, поднятый афонитами, я считаю весьма своевременным для всеобщего обсуждения. Он может дать повод к перенесению спора об имени Иисус в общедогматические области и вызвать попытки, если не к решению, то хотя к уяснению исконного спора ( надо заметить, что эти противоположности есть и в искусстве – живописи, музыке, литературе, да и вообще во всем – в том или ином виде).

 

___________

 

            В частности об имени Иисус и о молитве Иисусовой.

            Отеческие цитаты непререкаемо удостоверяют истинность и православность защитников имени и молитвы. Некоторые, быть может, неудачны и представляют натяжки. – Можно найти другие и в большем числе. Но правда на стороне апологета.

            Главными местами из Н.З. могут служить Мф. 7,22 и, особенно, Лк. 9,49-50. Догматически я понимаю и толкую так:

            Слово всякого языка и во всяком виде, пока оно живо и произносится устно или умно, есть, конечно, отражение идеи и имеет реальную  связь с идеей, а  идея – тоже  реальность,  имеющая и  ипостасное  бытие. Пример: рус. «благо, греч. to agaJou»  и т.д., - это слова, - затем «идея-благо», и, наконец, «Благо-Бог, триипостасный». Также и имя «Иисус», евр., а рус. «Бог-спасение» или «Бог-Спаситель» или «Богочеловек», - идея Богочеловека и ипостась Богочеловека. Спаситель Богочеловек может именоваться на бесчисленном множестве языков, живых, мертвых и будущих, и бесчисленное количество раз – телесно и  духовно. И все эти бесчисленные слова-имена имеют свою реальность и ипостасность, как в произносящем субъекте-человеке, так и в произносимом объекте-Богочеловеке. Кто бы, когда бы, как бы ни именовал Спасителя, именующий каждый раз вступает в такое или иное отношение реальное к именуемому. Я хочу сказать: раз известное слово-имя соединено с известною идеею и ее отражает в себе, то пока эта связь есть ( а она не может не быть, ибо слово есть принадлежность существа разумного), необходимо бывает и реально-ипостасное отношение субъекта-лица, произносящего слово, к идее, коей носителем является объект-произносимый, тоже лицо. Таким образом, субъект (лицо, ипостась), произносящий слово «Иисус» или «Богочеловек» или «Бог-Спаситель», - необходимо  вступает в то или иное отношение,  реальное  к идее и ипостаси Богочеловека.

            То же надо сказать и обо всех вообще именах, напр. «сатана, ангел, угодник Божий» и т.д. Возьмем «о. Иван Кронштадтский». Ранее отца Ивана этого имени не было, - оно дано именно ему, выражает его идею и отражает его личность. Быть может, оно и умрет когда-нибудь и совсем исчезнет из человеческой речи. Но пока оно живо и произносится разумными существами, оно необходимо  ставит произносящего в то или иное отношение, притом, конечно, реально, поскольку реально произносят и произносили, к реально- сущей  в лице о. Ивана идее, выражаемой его именем, - т.е. поскольку и кто называет о. Ивана и сам о. Иван суть реальности и ипостаси.

            Так  - каждое имя и всякое слово.

            Затем я не вхожу в специальности гносеологии и онтологии этого вопроса. Ибо из сказанного, думается мне видно, что глумящиеся над именем Иисус в душе ли, устно ли, на записках и т.д. – все равно, - ведь знают, что выражает имя и к кому оно относится, - следовательно, необходимо глумятся и над Самим Спасителем. Да и не могут не знать, и никакими софизмами нельзя очистить  этого глумления – только покаянием .  Поэтому-то хула на Духа не  прощается, и за всякое, даже праздное, слово человек даст ответ. И никто, говорящий в Духе Святом, не говорит: анафема Иисус (вообще Иисус, без всяких определений, - ибо с момента, как  logoz sarx egeneto, есть только один истинно-Иисус - Спаситель Богочеловек), и  никто не может сказать: Господь Иисус, только Духом Святым. Глумились над защитниками имени Иисус и молитвы Иисусовой, конечно, по  недомыслию, а вернее, по отсутствию истинно-христианского  чувства, которое всегда может указывать истинным христианам верный путь во всех соблазнах и недоумениях, - что и видим в монахах-простецах.

            Ведь мы живем и движемся и существуем в Боге-Отце, Сыне и Духе, - в Богочеловеке-Спасителе. Не только наше внесознательное бытие, не только наша духовно-телесная жизнь в Нем, - но в Нем и наши движения, - телесные и духовные. Наша мысль есть движение духа, наше слово есть духовно-телесное движение. И это движение может ставить нас в более тесное единение с Богом, как бы дает нам осязать Бога (деян.17, 27 - 28). Поэтому произносящий молитву Иисусову реально соприкасается с Самим Богом Иисусом, - как Фома, осязает его духовно.

К сожалению, не располагаю  временем к более подробному раскрытию этого важного предмета.

 

*  «Русский Инок»,1912 г.,№15, стр.60-61

Категория: Имяславие 1 том | Добавил: borschks
Просмотров: 261 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar